Научная статья на тему 'Становление системы социальной защиты населения г. Москвы в условиях современной Российской государственности'

Становление системы социальной защиты населения г. Москвы в условиях современной Российской государственности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дитяткин А.А.

В статье рассмотрены основные вехи на пути становления новой системы социального о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL PROTECTION OF MUSCOVITES IN MODERN RUSSIAN STATEHOOD CONDITIONS

The basic marks on a way of formation of new system of soci social

Текст научной работы на тему «Становление системы социальной защиты населения г. Москвы в условиях современной Российской государственности»

новых экономических структур от 24 августа 1992 г.// СЗ СФ. - 1992. - №12.

9. Яковлев А. Антимонопольная политика в России. -М., 1994.

10. Joskovv P.L., Schmalensee R., Tsukanova N. Competition Policy in Russia during and after Privatization. Brookings

Papers: Microeconomics. - 1994. - Boston.

12. Закон РФ № 83-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»» от 25 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 24.

УДК 93/94 ББК 63.3(2)

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

А.А. Дитяткин, аспирант МГУУ Правительства г. Москвы

В статье рассмотрены основные вехи на пути становления новой системы социального обслуживания г. Москвы, особенности решения вопросов социальной поддержки нуждающихся москвичей в 1990-е годы.

Ключевые слова: социальная защита, социальная работа, социальное обслуживание.

FORMATION OF SOCIAL PROTECTION OF MUSCOVITES SYSTEM IN MORDERN RUSSIAN STATEHOOD

CONDITIONS

Dityatkin A.A.

The basic marks on a way offormation of new system of social service in Moscow are considered in article. Features of the social support of requiring Muscovites in 1990-s are mentioned.

Keywords: social protection, social work, social service.

Становление системы социальной защиты населения в Российской Федерации происходит с начала 90-х годов ХХ века. Весьма поучительный опыт социальной защиты накоплен в Москве. Созданная в столице система управления функционированием и развитием города, по мнению аналитиков, позволяет проводить более эффективную социальную политику, нежели в большинстве других российских регионов.

Анализ показывает, что курс на активную социальную поддержку населения Правительством Москвы был взят с самого начала 90-х гг. ХХ в. В сложных условиях социально-экономической нестабильности формировались приоритеты социальной политики городских властей, принимались распорядительные документы, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.

Постановлением Правительства Москвы от 12 мая 1992 года №277 был создан Комитет социальной защиты населения, утверждено Положение о нем, послужившее основой для всего последующего формирования системы социальной защиты москвичей. Комитет стал ключевым звеном Комплекса социальной сферы Москвы по вопросам социальной защиты граждан [1].

В результате масштабных усилий за прошедший период вместо прежних «собесов» была создана практически новая система социальной защиты населения города. Коренным образом изменились принципы и методы организации работы, была осуществлена структурная перестройка отрасли, что позволило успешно решать вопросы социальной поддержки нуждающихся москвичей.

За прошедшие годы в Москве была сформирована принципиально новая система учреждений социального обслуживания. Всего система социальной защиты населения Москвы в начале 2000-х годов насчитывала более 400 социальных учреждений и служб различной направленности, в которых было занято более 30 тысяч работников [2]. В городе функционировало 118 центров социального обслуживания и 7 филиалов, в которых действовало 1043 отделения социального обслуживания на дому, предостав-

ляющих помощь 129 тыс. одиноких пенсионеров и инвалидов. Ежегодно через данные структуры более миллиона остро нуждающихся пенсионеров и малоимущих семей получают ту или иную материальную помощь. Сотни тысяч москвичей ежегодно получают бесплатно продуктовые заказы. В десятках отделений социально-медицинского обслуживания уход на дому получают тысячи инвалидов и престарелых. В центрах социального обслуживания действуют отделения дневного пребывания, которые ежедневно посещают значительное количество пенсионеров и инвалидов.

На протяжении всего периода деятельности органы социальной защиты населения г. Москвы особое внимание уделяли поддержке семей с детьми. Указы Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (принят в 1995 году), «О целевых программах «Дети России»» (принят в 1993), а затем Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят в 1995) создали нормативно-правовые основы и установили рамки социального обслуживания семей и детей.

В соответствии с городской целевой программой «Развитие социального обслуживания семей и детей» в системе были созданы новые типы учреждений - центры социальной помощи семье и детям. В настоящее время функционируют 14 таких центров и 39 отделений в структуре Комплексных центров социального обслуживания. Центры и отделения предоставляют семьям с детьми срочную социальную поддержку, оказывают экстренную психологическую, педагогическую, медицинскую и юридическую помощь, проводят с детьми праздники, экскурсии и другие досуговые мероприятия.

Особое внимание в Москве уделяется беспризорным детям. В 2002 году в городе было открыто 2 социальных приюта для детей и подростков, соответственно, в Южном и Северо-Западном административных округах, центр социальной реабилитации несовершеннолетних - в Восточном административном округе и Городской центр профи-

лактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних. В последующем данное направление работы стало приоритетным [3].

2000-е годы отмечены существенными изменениями в социальной политике столицы. Главный институт социальной политики Москвы - Комитет социальный защиты населения города Москвы - 15 октября 2002 года был реорганизован в Департамент социальной защиты города Москвы. Предметом особой работы Департамента в 2000-е годы стала реализация ежегодных комплексных программ социальной защиты населения. Так, в конце 2005 г. к реализации была представлена Комплексная программа мер социальной защиты жителей города Москвы на 2006 год (принята постановлением Правительства Москвы от 14.02.06, №95-ПП). В соответствии с данной Программой на социальные цели из всех источников финансирования были выделены средства в размере 186,6 млрд. руб., что составило увеличение объема финансирования на 20% по сравнению с 2005 годом. При этом 98% объема средств на социальную защиту москвичей выделялось из бюджета города.

К 2007-2008 гг. данная тенденция была продолжена, были утверждены комплексные программы мер социальной защиты на 2007 и 2008 годы. Программа 2007 года была полностью выполнена, а программа 2008 года успешно реализуется. Общие расходы на финансирование мероприятий Программы в 2007 году составили 324,6 млрд. рублей.

Всем многодетным семьям выплачивались ежемесячные компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг и телефона, введенные с 1 января 2007 года. На различные дополнительные целевые выплаты семьям с детьми в 2007 году было выделено 1,8 млрд. рублей (при первоначальном плане - 1,23 млрд. руб.). В ходе исполнения Программы значительные средства бюджета города на-

правлены на охрану здоровья детей, реализацию молодежной политики, поддержку сферы образования и воспитания.

Анализ комплексных программ социальной защиты населения позволяет определить основные приоритеты деятельности отраслевых органов исполнительной власти города Москвы: обеспечение адресной социальной поддержки малоимущим категориям граждан и многодетным семьям; повышение уровня жизни ветеранов за счет предоставления материальной помощи, выделяемой из средств городского бюджета; борьба с бедностью; предоставление малоимущим гражданам социального жилья и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, а предприятиям городского общественного транспорта - компенсаций за бесплатный провоз льготных категорий граждан [3].

В результате принятых Правительством Москвы мер в 2000-е годы удалось не только сохранить москвичам все основные льготы и ранее предоставлявшиеся меры социальной поддержки, но и добиться реального улучшения положения льготных категорий граждан, повысить качество их жизни и тем самым сохранить социальную стабильность и общественный порядок в городе.

Литература

1. Распоряжение Правительства Москвы №1009-ПП от 19.12.2006 «Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007. - № 3.

2. Сырников И. К. Социальная защита населения как основная цель городской власти. // Год Москвы - 2002. Реформы управления современным городом: принципы и кадры. - М.: МГИУ Правительства Москвы, МГФ «Знание», 2003.

3. Бизнес-путеводитель по Москве: Экономика, инвестиции, бизнес, право. Информационно-аналитический альманах. - М.: Мосвнешинформ, 2008.

УДК 93/94 ББК 63.3

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В 2000-2008 ГГ.

Е.И. Урилова

При президенте В.В. Путине суть подхода России к сторонам ближневосточного конфликта стала «равноудаленной», или, иными словами, более сбалансированной. Вряд ли такой курс был с энтузиазмом встречен обеими сторонами конфликта, но для России он сулил немало политических выгод. В целом ряде конкретных случаев Россия могла занимать позицию поддержки пострадавшей стороны, что объективно уравновешивало ситуацию. Укрепление роли России в ближневосточном процессе, выстраивание ею системы равноправных отношений как с Израилем, так и с арабскими участниками переговорного процесса позволили в 2000-2008 гг. восстановить место и роль нашей страны не только в урегулировании ближневосточного процесса, но и в установлении принципиально новых отношений с важнейшими странами региона - Израилем, Сирией, Иорданией, Египтом.

Ключевые слова: ближневосточный конфликт, внешняя политика России, поддержка пострадавшей стороны, укрепление роли России.

PRECONDITIONS AND THE BASIC DIRECTIONS OF UPDATING OF A POLICY OF RUSSIA IN THE NEAR

EAST IN 2000-2008

Urilova E.I.

At president V.V. Putin the essence of the approach of Russia to the parties of the Near-Eastern conflict became «equidistant», or, otherwise, more balanced. Hardly such course with enthusiasm has been met by both parties of the conflict, but for Russia it promised many political benefits. Russia could take of a position of support of the affected party in variety of concrete cases that objectively counterbalanced a situation. In Near-Eastern process, forming of system of equal relations by it both with Israel, and with the Arabian participants of negotiating process, the place and a role of our country not only in settlement of Near-Eastern process, but also in an establishment of essentially new relations with the major countries of region - Israel, Syria, Jordan, Egypt have allowed to restore strengthening of a role of Russia in 2000-2008.

Keywords: Near-Eastern conflict, Russian foreign policy, support of the affected party, strengthening of the role of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.