Научная статья на тему 'Становление системы подготовки учителей в России в период великих реформ Александра II'

Становление системы подготовки учителей в России в период великих реформ Александра II Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF PEDAGOGICAL EDUCATION / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / TEACHER''S SEMINARY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / EDUCATIONAL REFORM / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / PEDAGOGICAL COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоруженко В. К.

В статье представлен анализ проблемы становления педагогического образования в России в 1860-1870-е гг. XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PREPARATION SYSTEM TEACHERS IN RUSSIA IN THE PERIOD OF GREAT REFORMS OF ALEXANDER II

The article presents an analysis of the problem of the formation of pedagogical education in Russia in the 1860s and 1870s. XIX century.

Текст научной работы на тему «Становление системы подготовки учителей в России в период великих реформ Александра II»

гия, склонность к труду, уважение к самому себе и к другим людям; оно не принесет пользы, если не вложить в учащегося задатков к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию, не научить человека искать опоры в своем разуме и жить по совести» [3; с. 572-573]. Окончательно социализироваться человек может, только пройдя через сферу образования. Поэтому школа крайне важна, а образовательный процесс силами школьных дисциплин жизненно необходим. Ранее всего осознание важности системы образования пришло в голову жителей города. Именно на городской территории школьное образование, как заметил С.Ф. Номикосов, составляло «предмет особых попечений административной власти» [3; с. 573]. В последние годы интерес власти к образовательной сфере нисколько не ослабел, говорил он, заботы местной власти о народном образовании становились все более и более заметными [3; с. 573].

Таким образом, значительную роль в формировании воспитательной среды города играл уровень грамотности. Это был базовый элемент жизни, без которого город был бы не в состоянии выполнить возложенную на него миссию. От масштабов грамотности населения непосредственно зависел характер социальных взаимодействий, способность людей эффективно и быстро решать судьбоносные вопросы, лежащие во всех сферах жизнедеятельности городской агломерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XII. Область Войска Донского. - СПб, 1905.

2. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Екатеринославская губерния / сост. В.Павлович. - СПб, 1862.

3. Номикосов С.Ф. Статистическое описание Области Войска Донского. - Новочеркасск, 1884.

В.К. Хоруженко

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы становления педагогического образования в России в 1860-1870-е гг. XIX века.

Ключевые слова: история педагогического образования, учительская семинария, образовательная реформа, педагогические курсы.

V.K. Horuzhenko

FORMATION OF THE PREPARATION SYSTEM TEACHERS IN RUSSIA IN THE PERIOD OF GREAT REFORMS OF ALEXANDER II

Abstract. The article presents an analysis of the problem of the formation of pedagogical education in Russia in the 1860s and 1870s. XIX century.

Keyword: history of pedagogical education, teacher's seminary, educational reform, pedagogical

courses.

Современная система подготовки школьных учителей базируется на основах, заложенных в период модернизационных реформ Александра II 60-70-х гг. XIX века. Изучение процесса становления системы педагогического образования в России стало особенно актуально в условиях последних лет, когда осуществление образовательной реформы ставит под сомнение необходимость существования высшего педагогического образования, ведь «нэффективными» признаны около 40 педагогических вузов России (т. е. около 60%), вследствие чего происходит их «реорганизация» и потеря самостоятельности в рамках больших вузов. Между тем, история педагогиче -ского образования показывает, какой долгий путь был проделан обществом для осознания необходимости обязательного создания специализированных учебных заведений для подготовки учительских кадров.

Сама идея необходимости учреждения особых учебных заведений для подготовки учителей была доказана еще в XVIII веке, воплотившись при Екатерине II в создании первой Учительской семинарии. Однако созданная для подготовки преподавателей Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов, семинария не могла удовлетворить государственную нужду в ква -лифицированных педагогах в условиях складывания индустриального общества в России в XIX веке. В наибольшей степени эта потребность проявилась в период модернизации Александра II.

Время правления «царя-освободителя» - это период интенсивного обсуждения проблем образования и его реформирования, особую актуальность получивших после реформы отмены крепостного права. Крестьяне, как свободные сельские обыватели, получили право «отдавать де-

тей в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной, ученой и межевой частям» [12, 243]. Именно поэтому реформа образования 1863 г. опередила земскую, городскую, судебную и военную, сразу выявив приоритеты правительства Александра II

Заботясь о просвещении низших слоев населения, государство мало занималось проблемой обеспечения школ учителями. Подготовкой учителей начального образования занимались губернские и уездные женские епархиальные училища, мужские духовные семинарии. Кроме того, право подготовки учителей с начала XIX века (при Александре I по «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.)) было отдано гимназиям. В п. 12 Устава значилось: «В гим -назии, сверх обыкновенного преподавания наук, приготовляются к учительской должности желающие быть учителями в уездных, приходских и других училищах. Обучаясь способу препо -давания, они испытуются в знаниях своих, после чего с ведома университета, за подписанием директора и учителей, получают свидетельства, что имеют способности, потребные учителям упомянутых выше училищ» [18, 627].

Это положение «ушло» из Устава Николая I 1828 года, оставив за гимназиями только право выдачи свидетеьства на учительскую деятельность, в документе говорилось: «Кандидаты на должность учителей уездных училищ подвергаются испытаниям в присутствии Совета Гимназии» [17, 1117]. Эти испытания имели формальный характер, по сути учителем училищ мог стать всякий, имеющий знания по предметам учебного курса этих училищ. И несмотря на издание 1 марта 1846 года Положения о специальных испытаниях, которое потребовало прочтения пробного урока испытуемым в присутствии педагогического совета гимназии, это не давало возможности оценить практические способности будущего учителя. Критиками справедливо отмечалось, что «способность или неспособность его может быть оценена только в самом классе, смотря по тому, умеет ли или не умеет он вести беседу с учащимися и поддерживать внимание целого класса, какие вопро -сы он задает учащимся, как рещает и направляет их ответы; вне же класса оценка их способности приходского учителя невозможна»[8, 3].

Назначением учителей в саму гимназию занимался университет, в округе которого она находилась. Преподавателей для университетов и гимназий готовили созданные в 1803 г. при университетах педагогические институты, но и они были бессильны подготовить в достаточных количествах «образцовых педагогов» [9, 67].

Ситуация складывалась критическая - учителей не хватало, а качество их подготовки было очень низким, так как образование не давало будущим учителям системные знания, они плохо владели методикой преподавания. Современники отмечали: «Неразвитость, отупление, лживость, наклонность к обману, и в то же самое время самолюбивая уверенность в своих мнимых достоинствах, - вот те плоды, которые относительно большинства учащихся, дает начальная школа, не руководимая разумными воспитательными началами, видящая свою цель в том, чтобы заста-витьучащихся сидеть смирно по целым часам на классной скамье, выучивая бессознательно, механически заданные уроки, и считающая лучшим средством, для достижения этой цели, побои и страх наказания» »[8, 5].

Между тем, в Западной Европе, особенно в Германии, Австрии, Швейцарии, скандинавских странах, огромную популярность приобретают учительские семинарии, развитие которых происходило под влиянием идей И.Г. Песталоцци о великом значении народного образования и подготовке народных учителей по особому методу. Эти идеи и опыт западных стран побудили К. Д, Ушинского в 1861 г. разработать «Проект учительских семинарий», создавший основу для развития педагогического образования в России.

В нем знаменитый педагог обосновал свою идею о необходимости системного антрополо -гического знания для подготовки учителей, утверждая, что Россия ни в чем так не нуждается, как в народных учителях. Он доказывал необходимость создания учительский семинарий как учпе -ждений закрытого типа, дающими знание «не обширное, но энциклопедическое»; к тому же при семинарии, полагал Ушинский, должна была быть обширная практическая школа [19, 42]. Проект Ушинского создавался в условиях подготовки реформы образования 1863 года. Он вызвал массу отзывов в прессе.

Прежде всего, идеи К.Д. Ушинского попытались воплотить в жизнь неправительственные учебные заведения, создававшиеся энтузиастами и подвижниками из прогрессивной интеллигенции. После земской реформы 1864 г. массово стали создаваться земские школы, существенно от -личавшиеся от церковно-приходских уровнем образования. Для них потребовались учителя, которых стали готовить в создаваемых на благотворительных началах в земских учительских училищах, учительских семинариях — они были открыты в Тверской, Черниговской, Новгородской, Костромской, Вятской, Самарской, Курской, С. -Петербургской и некоторых других губерниях.

Это вызвало серьезное сопротивление со стороны духовенства, лишаемого монополии на преподавание в школах низшего звена. Так, в ходе дебатов по образованию Вятской земской учи -тельской семинарии, духовенству было заявлено, что «та доля участия, которая может быть для

него действительно выполнимой, и предоставляется во всех учебных заведениях - преподавание Закона Божьего» [15, 80].

В земствах был поставлен вопрос о подготовке учителей нового типа, способных дать кре -стьянам необходимые практические технические и сельскохозяйственные знания. Радикально мыслящая интеллигенция восприняла мысль Ушинского о том, что «метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельной и долговременной практикой» [19, 40].

Между тем, процесс подготовки открытия государственных семинарий затянулся. Реформа образования 1863 года свершилась, а проблема подготовки учительского состава решена не была. В итоге Министерство народного просвещение отобрало два проекта, опубликовав их на страницах «Журнала народного просвещения». Проблему подготовки учительских кадров предла -галось решить либо созданием учительских семинарий, специализированных учебных заведений, либо упрощенным способом — создать педагогические курсы при уездных народных училищах. Не все известные деятели образования были согласны с идеей создания школы нового типа. Тем не менее, идея создания специализированных учебных заведений для подготовки учительских кадров победила.

Несмотря на то, что первый проект требовал серьезных финансовых расходов, именно он пользовался поддержкой большинства. Однако, поскольку меры по приготовлению учителей на -родных училищ нужно было принимать незамедлительно, впредь до учреждения «особых учительских семинарий» по указу Александра II от 23 марта 1865 года «Об учреждении педагогических курсов при уездных училищах» в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Одесском и Казанскому учебных округах создавались курсы при одном из уездных училищ каждого округа. Ежегодно такие училища получали 3. 545 рублей из фонда МНП на проведение курсов [11,

9].

Открытие негосударственных образовательных учреждений вызвало серьезную озабоченность правительства. Назначенный министром просвещения Д.А. Толстой, отличался своими идеями огосударствления образования, отмечал в докладе Александру II, что «предоставление земствам готовить учителей для народа. . . весьма нежелательно. . . и следовало бы отклонять хо -датайства земств об открытии новых учительских семинарий, а учреждать их исключительно за счет правительства. . . Ни для кого не тайна, что у нас есть земства, стремящиеся в ущерб правительству захватить все в свои руки, но ужели им может быть отдано образование народа, т. е. будущность страны"[6, 76].

Это ускорило, наконец, принятие решения об открытии учительских семинарий в России, таким образом, только спустя десятилетие (!) после публикации проекта К.Д. Ушинского. Опубли -кованное в 1870 году положение об учительских семинариях, между тем, не носило общегосударственного характера, а касалось только Молодечненской учительской семинарии, учреждение ко -торой стало правовым прецедентом для последующего создания этих педагогических образовательных учреждений в Россииской империи.

В 1870-е гг. был создан целый ряд учительских семинарий и учительских школ - 7 декабря 1871 года Александром II было утверждено постановление об учреждении учительских семинарий в Петербургском, Московском, Казанском, Харьковском и Одесском учебных округах [14, 716].

Н.Н. Кузьмин указывает, что к началу правления Александра III было создано 48 семина -рий. Только с 1878 по 1882 годы ими было выпущено 3733 специалиста, из которых 3593 чел по -шли работать учителями школ [10, 73]. К 1894 году этих учебных заведений было уже 60, здесь училось около 4600 человек [2, 394].

Обучение в семинариях осуществлялось в течение трех лет. Казенные стипендиаты, то есть лица, обучаемые за счет средств гоударственного бюджета, должны были в дальнейшем отслужить учителями начальных классов четыре года. Обязательным требованием у будущему учителю являлось православное вероисповедание. Сословная принадлежность значения не имела и не ограничивала доступ к учительской профессии. Для педагогической практики при семинариях со -здавались начальные школы. По положениям о семинариях учащиеся получали определенные привилегии, так как были освобождены от несения рекрутской повинности, а так же некоторых других.

В «Журнале Министерства народного просвещения» ставился вопрос о необходимости преподавания в семинариях естествоведения на основании того, что «сельскому учителю придется жить и действовать посреди природы; ему больше, чем кому-либо, необходимо знание и понимаа-ние природы; то и другое ... даст обильный материал для предметных бесед с детьми» [5, 21].

По «Инструкции двухклассных и одноклассных сельских училищ» МНП от 4 июня 1875 г., из выпускников двухклассных училищ, изъявивших согласие поступить в учительскую семина -рию, инспекторы народных училищ избирали лучших, которые под надзором учителей должны

были совершенствовать свое образование и знакомиться с приемами начального обучения в процессе педагогической практики в самом училище [7, 232-233].

Именно выпускники учительских семинарий отличались твердым знанием методики начального обучения и были подготовлены к работе в училищах. По свидетельству известного педагога конца ХК-начала ХХ века Н.В. Чехова, долгое время проработавшего в школе, «они одни имели некоторое понятие о педагогике и понимали смысл своей работы не как ремесло, а как важное и интересное дело» [20, 48].

При Александре II делаются попытки реформирования и сферы женского педагогического образования. В Мариинских гимназиях (в 1862 г. были утверждены уставы учебных заведений ведомства учреждений императрицы Марии) девушки получали общее и специальное педагогическое образование. На основе «Положения о женских гимназиях и прогимназиях МНП» от 20 мая 1870 г. были организованы УП (педагогические) классы женских гимназий. Гимназисткам, окончившим полный курс, выдавался аттестат домашней учительницы, а получившим награды - домашней наставницы, и право без экзаменов поступать на педагогические курсы. К сожалению, на -целенность женского образования, прежде всего, на подготовку домашних учителей, не позволяло ему сильно повлиять на решение проблемы нехватки квалифицированных учителей для начально -го и среднего образования. Кроме того, инспектора народных училищ отмечали, что «недостаточная педагогическая подготовка выпускниц гимназий приводила к тому, что на первых уроках в школе они совершенно терялись, не зная, как приступить к делу» [4, 108].

Если средние женские учебные заведения готовили учителей «по старинке», то безуслов -ный успех имели Высшие женские курсы, самыми известными из которых стали Женские курсы Общества воспитательниц и учительниц Д.И. Тихомирова, организованные в 1872 году. Курсы готовили педагогов начальной школы, предметников, руководительниц детских садов.

Сам Дмитрий Иванович Тихомиров являлся подвижником развития педагогического образования в России, закончив в свое время Санкт-Петербургские учительские курсы. В целом ряде своих статей он затрагивал проблемы подготовки учителей в России - «Где взять учителей для народной школы?» (1898), «О педагогической подготовке учителей» (1898).

Считая, что школа должна носить общеобразовательной, быть культурным центром, вокруг которого сплачиваются все общественно-образовательные учреждения, Д.И. Тихомиров предъявлял и высокие требования к личности самого учителя. Последний должен обладать слу-дующими качествами: во-первых, работать учителем по призванию, горячо любить свое дело, «непоколебимо верить в просветительскую силу образования и воспитания»; во-вторых, быть общенаучно и специально педагогически образованным и неустанно заниматься образованием [3, 18].

Однако выдающийся педагог-просветитель понимал, что такие высокие требования к учителю можно предъявлять, лишь создав для него хорошие материальные условия, а также благоприятные условия для личного самосовершенствования., например, открыть для учителя хорошо обставленные библиотеки в каждом уезде и при каждой школе.

В докладе, сделанном Д.И. Тихомировым на педагогических курсах в Полтаве в 1897 году, организованных для учителей и учительниц земских народных школ, отмечалось, что «затраченные на покупку книг материальные средства сторицей окупятся улучшением в количественном и качественном отношении преподавания в школе наибольших распространенных в народе знаний» [16, с. 1063].

Реформирование при Александре II коснулось и системы подготовки учителей гимназий, которых до 1860-х гг. готовили в четырехгодичных педагогических институтах при университе -тах. В 1858 году Главный Педагогический и педагогические институты были упразднены, как несоответствующие своей цели, так как порядок приема в них основывался лишь на знании гимназического курса, в них нередко поступали молодые люди, «которые ни по способностям своим, ни по наклонностям не могут соответствовать тому званию, к которому себя предназначают», кроме в институтах отсутствовала педагогическая практика [1, 263].

Институты заменялись учрежденными при университетах двухгодичными педагогическими курсами, которые готовили учителей с университетским образованием, на курсы принимались выпускники историко-филологического или физико-математического факультетов. Здесь будущие учителя получали общепедагогическую и методическую подготовку. Для практического образования молодых педагогов были назначены все гимназии, находящиеся в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Казани. Молодые люди, поступившие на педагогические курсы, получали стипендии, и время их учения считалось действительной службой [1, 263].

С 1867 г. учителей древних и новых языков, словесности, истории и географии для гимна -зий стал готовить Историко-филологический институт в Петербурге, а с 1875 г. открылся аналогичный институт в Нежине. Обучение здесь длилась четыре года, включая общие науки, специализацию и педагогическую практику.

Активизации педагогической деятельности способствовало разрешение созывать съезды учителей и директоров гимназий. Первый съезд был созван в 1861 году в Киеве по инициативе

H.И. Пирогова, который писал о важности проведения подобных мероприятий: «.учителя естественных наук при крайне малом еще развитии у нас естественноисторического образования совершенно изолированы, не находя никого, к кому могли бы обратиться за советом или от кого могли бы получить поощрение к научным занятиям и исследованиям. <...> При общем собрании учителей и при помощи профессоров университета св. Владимира учителя могли бы, с одной стороны, совещаться о методах преподавания, о руководствах и лучших специальных сочинениях, о способах и средствах к составлению естественноисторических коллекций, а с другой - могли бы переговорить между собой о разных научных вопросах, вступить в соглашение между собой касательно производства разных естественноисторических наблюдений, оказать помощь и содействие друг другу в ученых исследованиях и предприятиях» [13].

Первоначально съезды созывались для учителей естественных наук, позднее в них принимали участие учителя всех предметов. Эта традиция созыва подобных съездов постепенно приняла общероссийские масштабы.

В дальнейшем, ведущие педагоги пытались добиться расширения полномочий учительских съездов для проведения в жизнь принятых ими решений. Д.И. Тихомиров в ходе своей общественной деятельности так же отстаивал идею ежегодного созываа учительских съездов, которые бы имели право направлять ходатайства, нацеленные на дальнейшее улучшение школьного дела

[3, 18].

После гибели Александра II в системе педагогического образования наметились консервативные тенденции. Вновь обострилась дискуссия о нужности таких учебных заведений, особой педагогической подготовки для учителей. Например, Н.А. Бобровников в своей книге «Что такое хороший урок» утверждал, что хорошие учителя были и в старину, что «преподавание есть искусство и требует особого склада ума и способностей». Таким образом, на первое место он ставил наличие природного таланта, отводя системе педобразования второстепенную роль. Ученых же учителей он предзрительно именовал «присяжными педагогами», и писал: «Хороший учитель должен иметь добрую, отзывчивую душу, горячую любовь к детям и ясные представления по преподаваемым им предметам; такой учитель без механических приемов будет успешно вести преподавание и явится не только учителем, но и воспитателем детей». Методика преподавания была названа набором «механических приемов». (21, 722) Тем не менее, эти протестные заявления противников профессиональной подготовки учителей, не привели к изменению системы этой подготовки.

Таким образом, при Александре II были заложены основы современной системы педагогического образования. Его проблемы получили общественный резонанс, создав условия для формирования учебных заведений нового типа - учительских семинарий, дававших системную подготовку будущего учителя, а земские семинарии были ориентированы и на трудовое обучение, получение практических знаний, имевших большое значение для сельских школ, где обучались дети крестьян. Учителей гимназий стали подготавливать университеты, в них так же большое внимание стало уделяться практике будущих педагогов. Все это способствовало повышению уровня подготовки учительских кадров. В педагогических учебных заведениях, созданных при Александре II, развивались и обогащались практикой идеи развивающего обучения К.Д. Ушинского, на сегодняшний день вошедшие в традиционный арсенал российских учителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Алешинцев, И. А. История гимназического образования в России (XVIII-XIX век). / И.А. Алешинцев. - СПб: Изд-во О. Богданова, 1912. - 346 с.

2. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Россия: Энциклопедический словарь. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон - СПб, 1898. Репринтное изд. - Л.: Лениздат, 1991.- 922 с.

3. Вежлев, А. М. Выдающийся русский педагог Д. И. Тихомиров. / А.М. Вежлев. - Оренбург: Южный Урал, 1962. - 18 с.

4. Гончаров, М.А. Профессиональное становление учителей в России в 1860-1910-е гг.//Педагогика. - 2012. - № 1.

5. Гурладий, А. Порецкая учительская семинария // Журнал Министерства народного просвещения. - Часть СЬХХХ^. -СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1876.

6. Днепров, Э.Д. Ушинский и современность. / Э.Д. Днепров. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. - 224 с.

7. Инструкция для двухклассных и одноклассных сельских училищ министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. - Часть СЬХХХ. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875.

8. Историческая записка о приготовлении учителей для народных училищ///Журнал Министерства народного просвещения. - Т. CXXVI. - Отдел IV. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1865.

9. Князев, Е.А. Развитие высшей педагогической школы России в XVШ-начале XX в. // Педагогика. - 2010. - N° 6.

10. Кузьмин, Н.Н. Учительские семинарии в России и их место в подготовке учителей начальной школы. / Н.Н. Кузьмин. -Курган: Курганский гос. пед. институт, 1970. - 102 с.

11. Об учреждении педагогических курсов при уездных училищах//Журнал Министерства народного просвещения. - Т. CXXVI. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1865.

12. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. (1861 г., февраля 1917) // Хрестоматия по истории государства и права России/ Составитель Ю.П. Титов. - М.: «Проспект», 2002. - 544 с.

13. Пирогов, Н.И. О проведении съезда учителей естественных наук гимназий Киевского учебного округа//Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985. - URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st064.shtml (дата обращения: 07.03.2018)

14. Об учреждении пяти новых Учительских Семинарий//Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание II. Т. 46. - СПб: Тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. Канцелярии, 1871.

15. Помелова, Е.В. Вятская земская учительская семинария // Педагогика. - 2008. - № 5.

16. Тихомиров, Д.И. Педагогические курсы 1897 года в Полтаве. Полтава, 1898//Исторический вестник. Историко-литературный журнал. - Т. LXXVI. - СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1899.

17. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского // Полное собрание законов Российской империи. Собр.П. Т^. Спб.: Тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. Канцелярии, 1830.

18. Устав учебных заведений, подведомых университетам // Полное собрание законов Российской империи. - Т. XXVIII (1804-1805). - СПб.: Тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. Канцелярии, 1830.

19. Ушинский, К.Д. Избранные педагогичееские сочинения. В 2-х тт. Т. 2. /К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. -584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.