Научная статья на тему 'Становление системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая: период Китайской Республики (1912-1949)'

Становление системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая: период Китайской Республики (1912-1949) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
595
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ КИТАЯ / КИТАЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА (1912-1949 ГГ.)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ян Бохуа Ян Бохуа

В статье характеризуется один из основных периодов в истории школьного музыкального воспитания, рассмотрено то новое, что появилось в обозначенный период, дана оценка роли новаций в дальнейшем развитии школьного музыкального воспитания в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterises one of the major periods in the history of musical school education. New phenomena and characteristics, which have become the key factors for its further development, are identified; the role of innovations is assessed in terms of importance for further development of musical school education in China.

Текст научной работы на тему «Становление системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая: период Китайской Республики (1912-1949)»

Ян Бохуа

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ: ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1912-1949)

Работа представлена кафедрой музыкального воспитания и образования. Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор И. Н. Налётова

В статье характеризуется один из основных периодов в истории школьного музыкального воспитания, рассмотрено то новое, что появилось в обозначенный период, дана оценка роли новаций в дальнейшем развитии школьного музыкального воспитания в Китае.

Ключевые слова: школа, школьная система, система музыкального воспитания, преобразование, реформа.

The article characterises one of the major periods in the history of musical school education. New phenomena and characteristics, which have become the key factors for its further development, are identified; the role of innovations is assessed in terms of importance for further development of musical school education in China.

Key words: school, school system, system of musical education, transformation, reform.

Музыка как обязательный предмет в общеобразовательных школах Китая вводится в период Китайской Республики (1912-1949). На государственном уровне этот факт декларировался в двух документах: статье первого министра просвещения Временного правительства Цай Юаньпэй «Об ориентации образования» (1912 г.) [1, с. 45] и предложениях по образовательному курсу страны»министра образования Цай Юаньпэй (1912 г.). В последнем подробно аргументируется роль художественного образования в форми-

ровании личности. При этом особое внимание уделяется музыке в общеобразовательной школе. Этот документ определил новый статус предмета: с 1912 г. уроки музыкального воспитания перестали быть предметом по выбору и перешли в разряд обязательных как в младших, так и в средних школах.

Важным стимулом развития школьной системы Китая в целом и музыкального воспитания как ее части стали те изменения, которые произошли в стране под влиянием «Движения 4 мая» 1919 г.

Становление системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая..

Возглавила его университетская интеллигенция, выступавшая под лозунгом всесторонней демократизаций жизни страны, против политики закрытости, изоляции от внешнего мира. Под влиянием идей «Движения 4 мая» в сентябре 1922 г. Министерство просвещения утвердило проект реформ системы образования, разработанный всекитайской организацией «Образовательное сообщество страны». Проект назывался «Система образования Жэнь-сюй» (Жэньсюй - значит 1922 г.)

Согласно проекту была утверждена трехступенчатая структура общеобразовательной школы, которая действует и в современном Китае. Дети поступают в школу, когда им исполняется 6 лет. Начальная школа охватывает 6 лет обучения. Средняя школа также рассчитана на 6 лет: первая ступень - 3 года, вторая ступень - 3 года. Обучение в высших учебных заведениях продолжается 4-6 лет. Данная система формировалась под влиянием американских образовательных идей.

Музыкальное образование в трехступенчатую систему китайской общеобразовательной школы вводилось поэтапно. В июне 1932 г. Министерство просвещения издало «Программу музыкальных дисциплин в начальных школах» и «Программу музыкальных дисциплин в средних школах», и затем, в том же 1932 г., появился «Стандарт музыкальных дисциплин в школах старшей ступени» [5, с. 73].

Содержанием обучения детей и подростков стало пение и игра на музыкальных инструментах.

Школьное музыкальное воспитание в Китае складывалось в первую очередь как певческое и получило название «школьная песня». Наряду с этим, хотя и в гораздо меньшей степени по сравнению с пением, в обучение вошло и инструментальное музицирование. В школах оно приобрело распространение главным образом во внеурочных формах занятий:

самодеятельных ансамблях и оркестрах. Из оркестровых инструментов особой симпатией стали пользоваться духовые. Ансамбли духовых («банды») создавались в школах повсеместно. Эта основа, заложенная именно в период модернизации страны, сохранилась и в настоящее время.

Возникновение и развитие певческого направления в музыкальном образовании общеобразовательных заведений Китая связано, с одной стороны, с богатыми традициями национальной песенной культуры, с другой - с иностранным влиянием и западной музыкой.

После 1840 г. в стране массово стали возникать католические училища. Музыка западной христианской церкви приобрела большую популярность. Появились первые хоры, музыкальные инструменты, музыкальные жанры, несвойственные до того времени китайской культуре.

Одним из основных проводников западной культуры и стали уроки музыки и внеурочные занятия в образовательных учреждениях - самодеятельные оркестры, хоры, ансамбли и т. п. Параллельно европейская музыкальная культура распространяется и в быту, и на эстраде. Газеты и журналы того периода содержат много заметок и фотографий на эту тему. Так, например, в «Журнале по образованию» от марта и октября 1913 г., июня и декабря 1914 г. было опубликовано несколько фотографий китайских симфонических оркестров [2, с. 64].

Инструментами, использовавшимися на уроке, были рояль и ножной орган. Так как рояль был очень дорогостоящим инструментом, его могли позволить себе не все учебные заведения.

Важное место в распространении западной музыки сыграли духовые оркестры. Большинство из них возникло в общеобразовательных школах и специальных учебных заведениях. Они пользо-

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

вались особой симпатией населения, потому что в традиционной культуре Китая сложилась и стала любимой группа своих национальных духовых инструментов. Известно, что в начале XX в. существовали следующие коллективы: оркестр тянь-цзиньской средней школы № 1, оркестр начальной школы Бинлан (г. Шиамэнь), оркестр средней школы Цуаньчжоу провинции Фуцзянь, оркестр средней коммерческой школы провинции Цзилинь и т. д. [3, с. 96].

Помимо школьных ансамблей стали создаваться и независимые от школьного образования симфонические оркестры.

Симфоническая музыка все больше завоевывала популярность среди китайцев вообще и китайских школьников и студентов в частности. В то время организовывалось множество внеурочных музыкальных мероприятий, которые, в свою очередь, обогащали и саму систему школьного музыкального воспитания, оказывали на нее большое влияние. [4, с. 88]

Итак, уже с самого начала становления школьного музыкального образования сложились как классно-урочные, так и внеклассные формы обучения. На уроках главное внимание уделялось пению и теории музыки. Во внеклассной работе ведущую роль играло музицирование, в основном в духовом оркестре («банде»).

Цель музыкального воспитания была определена как формирование эстетических ощущений, представлений и тех

морально-этических ценностей, которые лежат в основе процветания общества и человека.

Основным музыкальным материалом была признана народная музыка Китая. Приоритетными в ней считались те жанры, в которых господствовали мужественные, светлые, жизнерадостные образы. По мысли реформаторов они должны были способствовать воспитанию сильных и счастливых людей.

В период Китайской Республики впервые появляется и издается учебная литература для уроков музыки. Деятельность в этой области также возглавило Министерство просвещения.

В 1933 г. был сформирован Комитет по разработке учебников музыки для начальных и средних школ, а в мае 1934 г. Комитет музыкального образования. Силами этих двух комитетов согласно выработанным стандартам в 1935-1936 гг. были разработаны и изданы «Учебники по музыке для первой ступени начальных школ» (всего три тома), «Учебники по музыке для средних школ». Эти два учебных пособия действовали вплоть до начала войны с Японией (1937 г.).

В годы войны с Японией (19371945) и гражданской войны в Китае (19451949), т. е. в течение 12 лет, школьная система фактически не функционировала. Созданная позднее заново, она во многом опиралась на идеи и наработки реформаторского периода 20-х - 30-х гг. XX в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ван Бинчжао. Краткая история образования в Китае. Пекин, 1994. 319 с.

2. Ван Юйхе. Краткая история современной китайской музыки. Пекин, 1991. 137 с.

3. Го Динян. Теория качественного образования в начальных и средних школах. Шанхай, 1998. 254 с.

4. Ли Хуасин. История образования Китайской Республики. Шанхай, 1997. 179 с.

5. ЮйДанхонг. Справочник по музыкальному образованию. Пекин, 2006. 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.