Научная статья на тему 'Школьное музыкальное воспитание Китая в 70-е 80-е годы XX века: возрождение системы, разработка нормативов и методического обеспечения учебного процесса'

Школьное музыкальное воспитание Китая в 70-е 80-е годы XX века: возрождение системы, разработка нормативов и методического обеспечения учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КИТАЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ян Бохуа Ян Бохуа

Статья посвящена одному из наиболее сложных, но и динамичных, содержательных периодов в истории школьного музыкального воспитания Китая 70-м-80-м гг. XX века. Выделяются и рассматриваются ключевые задачи, связанные с восстановлением образовательной системы (после «культурной революции») и развитием ее в предреформенные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with one the most complicated, though dynamic and substantial periods in the history of musical education in Chinese schools the 1970-1980s. The author singles out and considers the key tasks connected with the restoration of the educational system (after the Cultural Revolution) and its development in the prereform years.

Текст научной работы на тему «Школьное музыкальное воспитание Китая в 70-е 80-е годы XX века: возрождение системы, разработка нормативов и методического обеспечения учебного процесса»

Ян Бохуа

ШКОЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КИТАЯ В 70-е - 80-е ГОДЫ XX ВЕКА: ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ, РАЗРАБОТКА НОРМАТИВОВ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Работа представлена кафедрой музыкального воспитания и образования. Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор И. Н. Налетова

Статья посвящена одному из наиболее сложных, но и динамичных, содержательных периодов в истории школьного музыкального воспитания Китая -70-м-80-м гг. XX века. Выделяются и рассматриваются ключевые задачи, связанные с восстановлением образовательной системы (после «культурной революции») и развитием ее в предреформенные годы.

Ключевые слова: школа, система, учебный процесс, методика.

Yang Bohua

MUSICAL EDUCATION AT CHINESE SCHOOLS IN THE 1970-1980S: RESTORATION OF THE SYSTEM, DEVELOPMENT OF GUIDELINES AND METHODIC MAINTENANCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with one the most complicated, though dynamic and substantial periods in the history of musical education in Chinese schools - the 1970-1980s. The author singles out and considers the key tasks connected with the restoration of the educational system (after the Cultural Revolution) and its development in the pre-reform years.

Key words: school, system, educational process, methods.

Правомерность рассмотрения обозначенного периода обусловлена тем, что границами его стали, с одной стороны, десятилетие «культурной революции» (1966-1976), с другой - вступление Китая в полосу реформ.

Школьная система европейского типа появляется в Китае только с начала XX в. Ее становление и развитие было осложнено событиями бурной и драматичной истории страны: войной с Японией (1937-1945), гражданской войной (1945-1949), «культурной революцией». Действие последней на образовательную систему было поистине разрушительным.

Поворотным моментом в истории страны стало осуждение в октябре 1976 г. «банды четырех». Огромное влияние на развитие экономики, культуры, образования оказал Х1 съезд КПК третьего созыва. Решения,

принятые на съезде, затронули практически каждый аспект жизни китайского общества и продолжают оказывать влияние на него до сих пор.

В новых условиях произошли значительные изменения и в системе образования КНР. В школе музыкальное воспитание было восстановлено в своих правах, вновь осознано как важный фактор формирования личности. Оно прочно укоренилось в школьной программе как обязательный предмет и вступило на путь поиска и преобразований.

Для того чтобы ликвидировать катастрофические последствия «культурной революции», длившейся около 10 лет, и урон, нанесенный ею системе образования, в январе 1978 г. Министерство образования разработало «Проект десятилетнего школьного образования младшей и средней ступеней» [1, с. 34].

Согласно проекту в школах с полным рабочим днем обучение должно продолжаться десять лет: пять отводилось для начальной школы, три года - средней, два года - старшей.

С первого по третий год обучения каждую неделю вводилось два урока музыки. С четвертого по пятый год - одно занятие в неделю. В первый год обучения в средних школах на каждую неделю отводился один урок музыкального воспитания. На весь период обучения приходилось 328 часов занятий музыкой, что составило 3,5% от всех часов школьной программы [2, с. 73].

Как видно, в этом проекте музыкальному образованию в начальных классах отводится довольно-таки важное место. Уроки музыки стали обязательными на каждом году обучения, их количество в начальной школе возросло.

Однако ситуация со школьным музыкальным воспитаниям по стране была неоднородной. Последствия «культурной революции» продолжали ощущаться. Многие школы не следовали государственным нормативам, и музыкальное воспитание далеко не везде стало неотъемлемой частью школьного расписания.

В журнале «Народная музыка» [3, с. 54] 10 мая 1979 г. заместитель министра образования Чжан Чэнь поднял ряд вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в начальных и средних школах. Они были связаны с обоснованием:

• роли и места музыки в жизни молодежи, системе образования;

• направленного воздействия музыки на развитие сознания, интеллекта, чувственной сферы, воображения, образного мышления;

• музыки как важной части художественного, гуманитарного образования;

• усиления роли и места музыкального воспитания в школе, повышения эффективности занятий.

С этих позиций Министерству образования было дано задание разработать методическое обеспечение учебного процесса, подготовку и издание методических пособий.

В июне 1979 г. Министерство образования опубликовало «Устав музыкального воспитания как части программы десятилетнего школьного образования младшей и средней ступеней» [4, с. 76].

В феврале 1982 г. Министерство образования опубликовало два других законопроекта: «Устав музыкального воспитания как части программы пятилетнего школьного образования младшей ступени» и «Устав музыкального воспитания как части программы младше-средних классов общеобразовательной школы» [5, с. 44].

В этих трех касающихся музыкального воспитания в школах документах подчеркивалась важная роль музыки как одного из видов изящных искусств. Также говорилось о том, что музыкальное воспитание является важной частью партийного, общеобразовательного и политического курса страны, так как играет едва ли не ведущую роль в формировании сознания и морали нового поколения, самосознании модернизирующегося общества.

В уставах также подробно оговаривались основные положения, касающиеся содержания школьной программы музыкального воспитания, методики преподавания, способов проверки знаний, внеклассных мероприятий и т. д. В целом же программная статья заместителя министра образования Чжан Чэнсянь и уставы школьного музыкального воспитания были в первую очередь направлены на ликвидацию последствий «культурной революции», оздоровление и развитие школьного образования вообще и музыкального в частности.

После опубликования этих документов, Министерство образования приступило к разработке макетов учебных пособий по музыке для средних и начальных школ.

По проблемам учебных пособий для начальных и средних школ еще предварительно, в 1979 г., была проведена конференция. На ней же было принято постановление о необходимости разработки общего проекта развития школьного образования в КНР.

Школьное музыкальное воспитание Китая в 70-е - 80-е годы XX века: возрождение системы..

По распоряжению Министерства образования издательство «Народная музыка» в 1980 г. опубликовало «Учебник для средних школ по музыке». В 1981 г. выходит в свет «Учебник по музыке для начальных классов школ-десятилеток». Оба состояли из двух частей, соответственно посвященных китайской традиционной пентатонике и западному нотному стану. К учебникам прилагались пособия для учителей и планы поурочных занятий. Впервые за всю историю общеобразовательной школы Китая, эти учебники стали стандартными, используемыми на уроках музыки в школах всей страны.

Для того чтобы учебники по музыке подходили для каждой из школ различных регионов Китая и отвечали региональным музыкальным особенностям, Министерство образования начиная с 1981 г., ввело следующую установку для школьного музыкального воспитания: одно направление -множество учебных программ и пособий. Это означало, что в каждой провинции школы должны следовать предписаниям общего образовательного направления, однако в подборе музыкального материала имеют право исходить из реалий каждой конкретной местности, вность изменения в музыкальные пособия, подходящие к конкретной локальной музыкальной культуре.

Следуя этой установке, большинство провинций стало выпускать собственные школьные пособия, отражающие особенности местной музыкальной культуры. Например, в Шанхае было выпущено «Пособие по музыке для средних школ города Шанхая» (Шанхай, 1981); в Синьцзян - уйгурском автономном районе - также был выпущен учебник для средних школ по музыке (Уйгурское издательство, 1982). Он был переиздан в 1983 г. «Издательством школьного образования» Синьцзяна. Учебники выходили также в Цзянсу (1981 г.), Гуандуне («Учебник по музыке для средних школ провинции Гуаньдун», издательство «Народный Гуань-дун», 1981 г.), Пекине. Пекинский педагогический университет и кафедра педагогики

Тяньцзиньского университета совместно подготовили к печати и издали в 1983 г.» Учебник по музыке для средних школ». В провинции Хунань департамент по развитию образования также издал учебное пособие по музыке. Департаментом по развитию образования и Педагогическим институтом провинции Ху-бэй в 1983 г. был совместно издан» Учебник для младше-средних классов средней школы». В Педагогическом институте провинции Цзилинь - «Учебник по музыке для начальных школ провинции Цзилинь» (издательство «Народный Цзилинь», 1983 г.). В провинции Сычжоу департаментом по развитию начального и среднего школьного образования в 1983 г. - «Музыкальное пособия для школ провинции Сычжоу» (состояло из 6 глав, первые две посвящены рассмотрению западного нотного стана, остальные - особенностям пентатоники). В провинции Фуцзянь был издан «Учебник по музыке для средних школ провинции Фуцзянь» (в нем также рассматривались две системы нотного стана. Издан в 1983 г). [6, с. 93]. Разрабатывались и издавались также многочисленные пособия по методике проведения экзаменов и рекомендации по музыкальному репертуару для школьной программы.

Приведенные факты свидетельствует о том, что начало 1980-х гг. стало переломным временем в истории школьного музыкального воспитания. Произошло осознание важности предмета в формировании личностных качеств подрастающего поколения, его роли в школьной программе. В младших классах в два раза увеличилось количество учебных часов.

Начало 1980-х гг. стало переломным временем и в обеспечении уроков музыки учебно-методической литературой:

• ее разработка и публикация впервые приобрели столь массовый характер;

• в создании учебников стали учитываться региональные особенности музыкальной культуры;

• разработка учебников приобрела централизованный характер: если раньше ею за-

нимались сами школы, то с 1980-х гг. это важнейшая область обеспечения учебного процесса перешла под контроль региональ-

ных и общегосударственных органов управления образованием, в ней приняли участие специалисты ведущих вузов страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ван Юйхе. Краткая история современной китайской музыки. Пекин, 1991. 127 с.

2. Сунь Цзинанъ. Летопись китайского музыкального образования в период новой истории 18402000 гг. Шаньдун, 2004. 369 с.

3. Ван Юн И. Китайское музыкальное образование новой эпохи: 1840-1949: Сб. документов и материалов. Шанхай, 1999. 248 с.

4. Мю Пэйянъ. Музыкальное образование в начальных и средних школах. Шанхай, 1996. 112 с.

5. Диан Шан Е. Краткая энциклопедия международного образования. Пекин, 1991. 150 с.

6. Яао Сиюанъ. Документы по музыкальному образованию в современных китайских школах: 1945-1995. Шанхай, 1999. 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.