Научная статья на тему 'Формирование музыкально-образовательной системы в школах Китая : первые учебные программы'

Формирование музыкально-образовательной системы в школах Китая : первые учебные программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА / ПРОГРАММА / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / SCHOOL MUSIC EDUCATION / SYSTEM / PROGRAM / GOAL / PROBLEMS / PRINCIPLES / KINDS OF ACTIVITY / ARTISTIC PERCEPTION / ARTISTIC DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бохуа Ян

Настоящая статья посвящена анализу содержания и оценке первых программ музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая (1956). Рассматриваются: цель, задачи, методические принципы, виды деятельности, формы работы, музыкальный и теоретический материал, требования к учителю музыки общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of the musical education system in Chinese schools: first edu cational programmes

The present article is dedicated to contents analysis and evaluation of first musical education programs in General Education Schools of China (1956). The following themes are considered: goal, problems, methodical principles, kinds of activity, types of work, musical and theoretical material, requirements for the teacher of music in General Education School.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкально-образовательной системы в школах Китая : первые учебные программы»

Ян Бохуа

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ШКОЛАХ КИТАЯ: ПЕРВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Работа представлена кафедрой музыкального воспитания и образования. Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор И. Н. Налётова

Настоящая статья посвящена анализу содержания и оценке первых программ музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая (1956). Рассматриваются: цель, задачи, методические принципы, виды деятельности, формы работы, музыкальный и теоретический материал, требования к учителю музыки общеобразовательной школы.

Ключевые слова: школьное музыкальное воспитание, система, программа, цель, задачи, принципы, виды деятельности, художественное восприятие, художественный образ.

The present article is dedicated to contents analysis and evaluation of first musical education programs in General Education Schools of China (1956). The following themes are considered: goal, problems, methodical principles, kinds of activity, types of work, musical and theoretical material, requirements for the teacher of music in General Education School.

Key words: school music education, system, program, goal, problems, principles, kinds of activity, artistic perception, artistic design.

Музыкальное воспитание в общеобразовательных учреждениях Китая зарождается в 40-е гг. XIX в. Обязательным предметом в школе музыка становится в 1912 г.1 Но до середины XX в. преподавание этой дисциплины не имело единой основы. Такой основой стали общегосударственные программы для разных ступеней обучения. Впервые они появляются в 50-е гг. XX в.

В сентябре 1956 г. Министерство просвещения КНР опубликовало проект «Программы обучения музыке учащихся средних школ» (7-9 классы), а в ноябре того же года «Программы обучения пению учащихся начальных школ» (1-6 классы)2. Эти два документа стали первыми в процессе реализации целевой установки государства на массовое музыкальное воститание подрастаюшего поколения Китая в рамках школьной системы.

Программы определили цели и содержание обучения, требования к педагогам и учащимся, нормы организации

учебного процесса и проверки успеваемости, организацию внеклассной музыкальной деятельности, обязательный и рекомендуемый учебный репертуар.

Цель обучения в программах для учащихся 7-9 классов определена как воспитание любви к Родине и ее богатейшим художественным традициям. В условиях того времении чувство пат-риатизма не могло не быть в значительной мере идеологизировано. В программе подчеркнуто, что: «...в процессе музыкального обучения и воспитания песни, в которых воспевается Родина, партия вожди, счастливая жизнь и труд народа, радостное школьное детство должны занимать важное место»3. Такие песни создавали композиторы Китая. Кроме этого, учащиеся должны были знакомиться с китайскими народными песнями, а также песнями народов СССР и стран народной демократии; с сочинениями европейских композито-ров-классиков. В программе приводится список произведений для разучивания и

прослушивания. Из 47 песен 42 китайские (89,4%). Из 91 сочинения для прослушивания 76 китайских (83,5%). Таким образом очевидно, что китайская национальная музыка уже в 1950-е гг. стала главным материалом обучения в средних школах.

Задачи обучения определяются двумя главными видами музыкальной деятельности учащихся - пением и прослушиванием. В связи с этим отмечаются профессиональные качества учителя музыки, необходимые для успешного решения поставленных задач.

В качестве первой задачи обучения в программе ставится выработка качества исполнения. Требования к исполнению песен учащимися выдвигаются достаточно строгие. В решении этой задачи главную роль должны играть умения самого учителя выразительно интонировать мелодию и поэтический текст, голосом передавать динамику звука и темпа. В процессе разучивания песен преподаватель обязан также следить за правильностью произношения, дикцией, дыханием. В период мутации каждому ребенку необходимо обьяс-нить, как важно беречь свой голос и как это делать.

Формирование художественного восприятия является другой важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, которая должна решаться в процессе пения и слушания музыки. Для ее решения учителю необходимо обладать навыками интерпретации музыки. Раскрывая речевыми средствами художественные образы исполняемой музыки, обращая внимание на средства музыкально-речевой выразительности, педагог таким образом развивает у учащихся способность самостоятельного постижения содержания произведения.

Прослушивание музыки на уроках проводится для того, чтобы учащиеся расширяли свою музыкальную эру-

дицию и, применяя навыки, приобретенные на уроках пения, учились понимать сочинения разных жанров. Во время слушания того или иного произведения рекомендовалось добиваться от учеников сосредоточенности и активности мышления. Подробный и доходчивый анализ каждого сочинения учителем должен быть направлен на понимание того, каким образом композитор передает настроение, характер, содержание. Итогом занятия должно быть формирование запоминающегося художественного образа. Только так, подчеркивается в программе, можно воспитать в подрастающем человеке способность к высокому эмоциональному и интеллектуальному отклику на прекрасное4.

Проверка усвоения материала программой определяется как текущая. Необходимо «обязательно регулярно проверять успеваемость учащихся, не устраивая специальных проверок в конце семестров и не выделяя для этого дополнительного учебного времени»5.

Первые программы обучения музыке в школе вводят такой ценный элемент системы, как внеклассная деятельность. В документе подчеркивается, что она имеет столь же важное значение для осуществления музыкального образования, что и занятия в классе. Учителя должны с большой ответственностью относиться к организации внеклассной работы, руководить ею, преподавать в разных кружках и группах или приглашать для этого специалистов, составлять подробные планы внеклассных занятий и контролировать их выполнение6. Организованное прослушивание учащимися музыки по школьной радиотрансляции, выступление в школьных концертах, занятия в хоре и в кружках инструментальной музыки - все это развивает способности и углубляет музыкальные интересы учащихся. Рекомендовалось всемерно поддерживать выступления школьни-

ков, занимающихся в кружках национальной музыки.

Таким образом, программами для 7-9 классов были установлены:

• цель и задачи обучения;

• количество учебных часов (1 час каждую неделю);

• формы классной и внеклассной деятельности;

• репертуар для пения и слушания, количество и жанрововая , национальная принадлежность произведений;

• определены главные профессиональные умения учителя музыки.

«Программы обучения пению учащихся начальных школ» (1-6 классы) строились аналогичным образом. В них намечались цель и задачи занятий, определялось их содержание, условия и методика преподавания, формы классной и внеклассной музыкальной деятельности, требования к уровню и качеству профессиональной подготовки учителя и музыкальной подготовки детей, рекомендовался репертуар для пения и прослушивания. Подчеркивалось, что «...уроки пения в начальных школах являются одним из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения, служат делу формирования всесторонне развитого человека социалистического общества»7.

Цель обучения определялась как формирование эстетического начала в подрастающем человеке, воспитание высокой духовности, способности глубокого восприятия музыки.

Главной формой музыкальной деятельности в начальной школе также становилось хоровое пение. Именно посредством пения дети должны были приобщаться к музыкальному искусству.

Наряду с этим ставилась задача расширения музыкальной эрудиции, формирования эстетического восприятия. В программе констатировалось: пение, знания в области музыки, эстетическое восприятие - три взаимосвя-

занных компонента, от которых зависит эффект обучения8. Подчеркивалось: изучая каждое новое произведение, нужно добиваться понимания учащимися его содержания и выразительных средств, с помощью которых оно раскрывается. Многократное прослушивание каждого изучаемого сочинения и его обсуждение в классе должны способствовать формированию у школьников умения выражать свои мысли и суждения, развивать музыкальное восприятие.

В связи с этим в программе специально отмечалось, что уроки пения должны проводиться в понятной и доступной для детского восприятия форме. Учителя должны избегать наукообразных высказываний, сложных для детского понимания, т. е. уметь в увлекательной, образно яркой форме раскрыть содержание музыкального произведения.

Доступным для детей должен был быть и материал музыкальный и теоретический. Простое пение в унисон, двухголосный канон, дуэт, хор, знакомство с нотным станом (при отсутствии достаточно подготовленных учителей предлагалось временно использовать цифровое письмо) определялись как необходимые ступени на пути приобщения к музыкальному искусству, воспитанию культуры слушания.

Специальное внимание в предисловии к программе уделялось учебникам по предметам музыкального цикла. Содержание учебников должно было быть подчинено определенным в программах задачам эстетического воспитания.

Основные принципы обучения пению создатели Программы связывали с творческим подходом к делу, ярким эмоциональным воздействием на детей музыкальных образов. Такой подход должен был исключить доминирование дидактических приемов изложения материала, ориентировать учителя на поиск новых форм обучения, обусловленных особенностями предлагаемой музыки.

В документе акцентируется внимание на таких сторонах профессиональной подготовки учителей, как умение демонстрировать на занятиях образцовое пение и игру на инструменте, с тем чтобы с самого начала занятий учащиеся имели возможность соприкоснуться с музыкальным звучанием высокого качества.

Кроме исполнительской подготовки школьный учитель должен был обладать профессиональной эрудицией и навыками вербальной характеристики музыкального материала.

В процессе практических занятий на уроках пения педагогам рекомендовалось уделять пристальное внимание состоянию детских голосов, особенно в период мутации. Для этого также необходима специальная подготовка в области охраны детского голоса.

Программы обучения музыке 1956 г. сыграли очень важную роль в развитии школьного музыкального образования нового Китая. В них впервые были определены содержание обучения, сформулированы требования к составлению учебников, обоснована важность музыкального просвещения и воспитания на основе национального и инонационального музыкального материала, богатых народных традиций. Документы содержат четкие установки по вопросам организации учебного процесса, условий его реализации и проверки успеваемости школьников.

В программы не было включено специальное изучение инструментальной музыки, но оно рекомендовалось в различных формах внеклассной работы (кружках инструментальной ансамблевой музыки, национальных музыкальных инструментов - диз, эрху и др.).

Особенно важна продекларированная ориентация на творческий подход к преподаванию, использование разных форм и методов, способствующих пробуждению интереса учащихся к музыке, любви к ней, желания самостоятельно ею заниматься.

Важным принципом обучения стало сочетание классной и внеклассной музыкальной деятельности, являющейся дополнительной формой образования.

Не все декларируемые в программах 1956 г. принципы в условиях того времени могли быть реализованы, так как реализация требовала иного уровня материально-технического обеспечения школы, иного уровня подготовки педагогических кадров. Но, оценивая эти первые нормативные документы, нужно сказать о том, что основные их положения складывались в русле передовых тендеции развития педагогики массового музыкального воспитания XX в., которые и сегодня не утратили своего значения. Они и послужили основой развития школьного музыкального воспитания в Китае на многие десятилетия вперед.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ВанБинчжао. Краткая история образования в Китае. Пекин, 1994. С. 96.

2 Школьное художественное образование: Сб. документов министерства просвещения КНР. Пекин, 1996. С. 128.

3 У Юни. Китайское школьное музыкальное образование в период новой истории. Шанхай, 1999. С. 65.

4 Там же. С. 34.

5 Ван Юйхэ. История музыки в период новой и новейшей истории Китая. Пекин, 1984. С. 23.

6 Ван Юйхэ. Сборник статей по истории музыки. Пекин, 1984. С. 98.

7 Юй Данхонг. Справочник по музыкальному образованию. Пекин, 2006. С. 35.

8 Чжу Юсянь. Исторические материалы по учебной системе в китайской новой истории. Шанхай, 1987. С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.