УДК 78.37.02
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (1960-е гг.)
В.В. Богатырёва
В статье рассматриваются ведущие позитивные тенденции процесса музыкально-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных школах Брянской области 1960-х годов.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, ведущие тенденции музыкального воспитания, урок пения, внеклассные формы музыкальной деятельности.
Изучение истории музыкального образования Брянской области позволяет раскрыть и осмыслить региональный опыт музыкально-эстетического воспитания, актуализировать лучшие достижения музыкально-педагогической практики прошлого для более эффективного решения современных проблем общего музыкального образования.
1960-е годы явились новым этапом в развитии музыкально-эстетической культуры учащихся общеобразовательных школ Брянской области, совершенствовании музыкальной работы на уроке и во внеклассной деятельности. Изучение архивных документов позволило выявить ряд основных тенденций музыкально-эстетического воспитания школьников, которые имели место на протяжении всего рассматриваемого периода и играли значительную роль в этом процессе.
Важной позитивной тенденцией музыкально-эстетического воспитания 1960-х годов явилось повышенное внимание к вопросам музыкального образования школьников со стороны партийных органов и областного отдела народного образования. О наличии данной тенденции свидетельствует принятие ряда документов, призванных стимулировать более эффективное развитие музыкально-эстетического воспитания в школах области. К примеру, одним из главных документов, в значительной мере определивших пути совершенствования музыкального воспитания в рассматриваемый период, стало постановление Бюро Брянского обкома КПСС № 22/25 от 28 декабря 1963 года «О состоянии и мерах улучшения эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ Брянской области»[11].
Реализация органами народного образования основных положений данного постановления предусматривала решение широкого спектра задач: расширение подготовки компетентных учительских кадров, обновление содержания и форм музыкально-эстетического воспитания детей, укрепление учебно-материальной базы школ для занятий музыкальным искусством, совершенствование руководства и контроля за его постановкой со стороны администрации школ, районных и городских отделов народного образования и т.д. [6,9,11].
Перспективы дальнейшего развития музыкального воспитания в рассматриваемый период строились на основе специального изучения органами народного образования его постановки в общеобразовательных школах области, выявления передового опыта работы лучших учителей пения. Архивные документы свидетельствуют об обобщении и распространении Советом народного образования при ОблОНО опыта работы по музыкально-эстетическому воспитанию педагогических коллективов средних школ №№ 3, 4 г. Клинцов, Шаровичской школы Рогнединского района Брянской области [7].
Существовавшие в данных школах подходы к музыкальному образованию учащихся -гармоничное сочетание регулярной урочной и внеклассной музыкальной деятельности, приобщение детей к музыке через её активное исполнение (хоровое, инструментальное), ориентация на основательное ознакомление учащихся с музыкальной грамотой, использование в школах различных форм музыкального просвещения, акцентирование внимания на развитии инициативы учащихся в области пропаганды музыкального искусства - создавали условия для раскрытия потенциала личности каждого школьника, развития его наклонностей и способностей в области музыки.
Выявление и распространение органами народного образование передового опыта музыкально-эстетического воспитания учащихся имело важное значение, поскольку являлось предпосылкой для улучшения музыкального образования в регионе.
Особую ценность в 60-е годы приобрела тенденция постепенного увеличения в школах области числа учителей пения, а также рост количества преподавателей со средним и высшим специальным образованием.
Таблица 1.
Динамика роста числа учителей пения (музыки) в школах Брянской области в течение _1960-х годов_
Год
Число учителей пения 1960 1961 1962 | 1965 1966 1968 | 1969
Число учителей пения в школах области 60 131 161 195 159 187 196
В том числе в городских школах 36 70 86 90 71 86 100
В том числе в сельских школах 24 61 75 105 88 101 96
Данные статистических отчётов свидетельствуют, что количество учителей пения в школах области на протяжении десятилетия увеличилось в 3,2 раза. Заметно возросло число учителей пения в сельских школах.
Во второй половине 60-х годов необходимо также отметить постепенный рост в области числа педагогов-музыкантов со средним и высшим специальным образованием. К примеру, в 1965 году специальное образование имело 33,8% учителей пения, в 1969 году число учителей - специалистов достигло 43% [8].
Увеличение числа квалифицированных педагогических кадров привело к сокращению в области числа районов (с 9 районов в 1960 году, до 1 - Почепского - в 1969 году), где преподавали учителя, не имеющие специального образования [8]. Это имело решающее значение, поскольку от компетентности педагога, качества его образования зависела результативность урочной и внеклассной музыкальной работы в школах области.
Существенной тенденцией рассматриваемого периода явилось совершенствование основы системы музыкального воспитания в школе - урока (пения) музыки. Ведущим компонентом в учебном процессе общеобразовательных школ Брянской области 60-х годов являлось хоровое пение, как наиболее доступная форма музыкального исполнительства, активизирующее средство музыкального воспитания учащихся. В практике работы лучших учителей пения творческое отношение к уроку выразилось в неоднозначном подходе к двум другим элементам - изучению нотной грамоты и слушанию музыки.
К примеру, в 60-е годы в ряде школ Брянской области особую роль в формировании личности учащихся стало играть слушание музыки. Ведущие учителя пения - Цуцура Г.М. (средняя школа №24 г. Брянска), Крисанов А.В. (Трубчевская средняя школа №1 имени В.И.Ленина), Романов В.А.(средняя школа имени С.М. Кирова г. Карачева) и др. отмечали, что увеличение урочного времени на слушание музыки способствовало обогащению содержания урока пения, оказывало действенное влияние на музыкальное развитие школьников, формирование и развитие их художественного вкуса [2, 13, 14].
В практике работы лучших учителей музыки области - Боборыкина А.И. (школа №5 г. Клинцов), Дворкина Е.М., Лейкина З.Л.,( школа №4 г.Клинцов), Ефимовой М.И.( Шаровичская школа Рогнединского района) и т.д. в рассматриваемый период также выявилась тенденция целенаправленного изучения нотной грамоты как базы для сознательного пения, формирования певческих навыков, развития музыкального слуха и чувства ритма учащихся.
Педагоги - музыканты стремились стимулировать интерес учащихся к изучению нотной грамоты, сделать этот процесс более увлекательным. К примеру, учительница пения Леженникова Е.Л. (школа №3 г. Клинцов) при изучении длительностей звуков широко использовала в процессе урочной деятельности стихотворения, ритмические игры, ребусы, которые помогали учащимся скорейшим путём овладеть нотной грамотой, осознать соотношение разных длительностей [4,10].
Таким образом, в практике работы лучших учителей пения в рассматриваемый период можно отметить формирование нового подхода к уроку музыки, связанного с целенаправленным совершенствованием его составных частей, усилением внимания педагогов к слушанию музыки, стремлением установить органическую связь пения и музыкальной грамоты.
Примечательной тенденцией в развитии музыкального воспитания вне урока стало активное развитие и широкое применение в практике работы общеобразовательных школ разнообразных внеклассных форм музыкальной деятельности детей. Значительное развитие в рассматриваемый период получили школьные музыкальные самодеятельные коллективы - хоры, инструментальные оркестры и ансамбли, кружки по обучению игре на музыкальных инструментах [9, Л.194]. К примеру, в 1961 году в области действовало 650 хоровых коллективов с охватом более 20000 учащихся, было создано 102 оркестра (13 духовых и 89 домровых), 13 ансамблей песни и пляски [4, Л. 153].
Во многих районах области приобщение детей к музыкальному искусству во внеурочное время приобрело массовый характер. В школах г. Клинцов и Клинцовского района в кружках хорового пения занималось 3554 учащихся при общем количестве школьников 16723 человека, в Унечском районе при общем количестве учащихся 8545 человек хоровые кружки охватывали 1107 детей [4, Л. 153].
Для 1960-х годов также характерно успешное развитие новых форм внеклассной музыкально-эстетической деятельности учащихся, таких, как музыкальные общества, клубы любителей музыки, университеты культуры и т.д.
К примеру, музыкальные общества были созданы в средних школах №№1, 3, 4, 5, 12, 14,
16, 45, 46 г. Брянска, №3, №4 г. Клинцов, в Почепской средней школе имени Н. Некрасова и т.д. [4, Л.161]. Музыкальные общества не только способствовали распространению музыкальных знаний среди школьников, но и стимулировали их познавательную активность, создавали дополнительные возможности для творческого самовыражения, формирования личной инициативы в области пропаганды музыкального искусства.
В 60-е годы в школах Брянской области появились более сложные формы внеклассной музыкальной работы, такие, как школьные оперные театры. Они предполагали разнообразные виды музыкальных занятий, требовали от преподавателей высокой музыкальной культуры, режиссёрских навыков, являлись эффективным средством развития творческого потенциала формирующейся личности школьников, вовлечения их в активную музыкально-эстетическую деятельность. К примеру, в начале 60-х годов оперной группой Шаровичской средней школы Рогнединского района были поставлены несколько детских опер - «Петушок» М. Красева, «Снегурочка» Е.Тиличеевой, «Песенка в лесу» Р. Бойко, музыкальная сказка «Про репку» в сопровождении школьного домрового оркестра и фортепиано [4, Л.159]. Постановки детских опер также осуществлялись в средних школах №15, №33 г. Брянска, №4 г. Клинцов [1,с.159], Дятьковской восьмилетней школе №2.
Традиционным стало проведение в школах области разнообразных музыкальных мероприятий - районных, городских, областных смотров и фестивалей детской художественной самодеятельности, музыкальных конференций, праздников песни, декад искусства и т.д., которые способствовали массовому вовлечению детей в самодеятельное музыкальное творчество[1,с.158-159].
При этом большое значение имело активное участие в этом процессе художественной общественности: творческой интеллигенции, преподавателей детских музыкальных школ (ДМШ), Брянского музыкального училища (БМУ), артистов областной филармонии, клубных работников, членов секции самодеятельных композиторов Брянской области и т.д.
В 60-е годы можно определить следующие основные направления оказания практической помощи школам со стороны художественной общественности: проведение на базе школ лекционных и концертных мероприятий, бесед о музыкальном искусстве, руководство музыкальными самодеятельными коллективами, участие в деятельности школьных музыкальных обществ.
К примеру, большую работу по пропаганде музыкального искусства среди учащихся общеобразовательных школ проводили педагогические коллективы детских музыкальных школ г. Брянска №1 имени М.И. Глинки и №2 имени П.И.Чайковского, Брасовской, Карачевской, Климовской, Клинцовская, Навлинской, Погарской, Почепской, Севская, Стародубской, Суземской, Трубчевской, Унечской и других музыкальных школ области [2,5].
Педагоги ДМШ №1 имени М.И. Глинки регулярно организовывали лекции-концерты в общеобразовательных школах г. Брянска №№ 10, 11, 12, 14, 16,17, 18, 20, 39,53, школе п. Октябрьский [5, Л.41]. Особой популярностью в 1960 - е годы в г. Брянске пользовались клубы любителей музыки, созданные при ДМШ имени П.И.Чайковского и ДМШ имени М.И. Глинки, которые посещало около 700 учащихся общеобразовательных школ города [15].
В процессе проведения лекций-концертов происходило ознакомление учащихся с творчеством выдающихся музыкантов прошлого и современности, возникновением и развитием основных жанров и направлений музыкального искусства, звучанием и особенностями различных музыкальных инструментов и т.д. Педагоги ДМШ часто использовали произведения литературного и изобразительного искусства, стремясь через установление некоторых ассоциаций и аналогий усилить эмоциональный отклик детей на музыку, разбудить воображение слушателей, сделать впечатление от музыкальных произведений наиболее полным. Особое внимание уделялось стимулированию у детей интереса к музыкальному искусству, воспитанию навыков восприятия музыки, умения размышлять о музыкальных произведениях.
Определённым достижением в рассматриваемый период явилось усиление внимания руководства школ к созданию необходимых условий для проведения музыкальной работы (приобретение музыкальных инструментов, нотной литературы, учебно-методических пособий, пластинок, аппаратуры и т.д.), что положительным образом влияло на формирование интереса к урокам музыки, внеклассной деятельности со стороны учащихся [1,с.161].
В 1967 году областной отдел народного образования отмечал некоторое улучшение материальных условий для проведения уроков пения, музыкально-эстетического воспитания в области - в 768 средних и восьмилетних школах насчитывалось 117 пианино, 365 баянов, 114 оркестров народных инструментов, 40 оркестров духовых инструментов и т.д. [12]. Безусловно, это не исчерпывало всей потребности школ области в создании материальной базы уроков пения и
внеклассной музыкальной работы, поэтому органами образования продолжали приниматься меры по обеспечению школ музыкальными инструментами, нотной литературой, наглядными пособиями по музыке.
Таким образом, в 1960-е годы в практике работы общеобразовательных школ Брянской области нашли своё воплощение важные позитивные тенденции в области музыкально-эстетического воспитания учащихся. Прежде всего, следует отметить усиление внимания к актуальным вопросам музыкально-эстетического воспитания учащихся со стороны областного отдела народного образования, стремление к выявлению и обобщению передового педагогического опыта в этой сфере, что являлось стимулом для качественного улучшения обучения музыке и пению в школах области.
Определённым достижением в рассматриваемый период стало укрепление материальной базы музыкально-эстетического воспитания школ с учётом использования музыкальных инструментов, технических средств обучения, наглядных пособий и т.д., что непосредственно сказывалось на уровне музыкально-воспитательной работы, развивало интерес учащихся к музыкальным занятиям.
В практической деятельности лучших учителей музыки области проявилась тенденция к совершенствованию урока пения, целенаправленному изучению нотной грамоты как базы для сознательного пения и восприятия музыки, усилению внимания к слушанию музыки в связи с его влиянием на формирование музыкального вкуса школьников.
Благоприятные условия для развития музыкально-творческих способностей учащихся, их познавательной активности создавало широкое применение в практике работы школ разнообразных форм внеклассных музыкальных занятий (хоры, инструментальные оркестры и ансамбли), появление и успешное использование новых, более сложных форм музыкального воспитания (школьные оперные театры, музыкальные общества, лектории, клубы любителей музыки).
Существенной тенденцией 60-х годов стал постепенный рост в школах Брянской области числа учителей музыки, педагогов со специальным образованием, что положительным образом повлияло на повышение качества проведения уроков пения, кружковой и массовой работы.
Важной предпосылкой улучшения музыкального воспитания учащихся в школах области явилось включение художественной общественности (преподавателей ДМШ, Брянского музыкального училища, артистов областной филармонии и т.д.) во внеклассную музыкальную работу, что свидетельствовало о стремлении к объединению усилий школ, внешкольных учреждений сферы культуры и искусства в решении актуальных вопросов музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.
The article considers the positive trends leading musical aesthetic education of pupils in general schools Bryansk region 1960s.
The key words: music education, music education leading trends, singing lesson, extracurricular forms ofmusical activity.
Список литературы
1. Асташова Н.А. Теория и практика музыкального образования в России (1950-1980 гг.): Монография. Брянск: БИПКРО, Курсив, 2011. 250 с.
2.Крисанов А. Дети слушают музыку Чайковского/ А. Крисанов// Брянский рабочий.1964.№201.С.4;
3.Мишина Н. Смотр юных талантов /Н. Мишина// Брянский рабочий. 1960. №84. С.4.; Брянский рабочий. 1965. №84. С.4.
4.Отчёт о проведении смотра постановки музыкально-эстетического воспитания в школах Брянской области. ГАБО. Фонд 2130. Оп.2. Ед.хр. 2000. Л. 152 - 175.
5.Отчёт о работе ДМШ №1 им. М.И. Глинки. - ГАБО. Фонд 2694. Оп.2. Ед.хр.149. Л. 3441.
6.Приказ по Брянскому ОблОНО от 18 ноября 1963 года №101.ГАБО. Фонд 2130. Оп.2. Ед.хр. 2037. Л.138.
7.Решение Совета по народному образованию при ОблОНО промышленного облисполкома от 2 марта 1964 года. ГАБО. Фонд 2130. Оп. 3. Ед. хр. 4. Л.17.
8.Сведения о работниках начальных, восьмилетних, средних школ Брянской области (1969 г.). ГАБО. Фонд 2130. Оп. 3. Ед.хр. 615. Л. 29-145.
9.Справка о состоянии эстетического воспитания в школах области. ГАБО. Фонд 2130. Оп. 3. Ед. хр.137. Л.193-199.
10.Справка о состоянии эстетического воспитания учащихся в средней школе №3 г.
Клинцов. ГАБО. Фонд 2130. Оп.3. Ед. хр.4. Л.14-23.
11.Справка о ходе выполнения постановления бюро Брянского обкома КПСС № 22/25 от 28 декабря 1963 г. «О состоянии и мерах по улучшению эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ области». ГАБО. Фонд 2130. Оп.3. Ед.хр.137. Л.8-10.
12. Справка по народному образованию Брянской области. ГАБО. Фонд 2130. Оп.3. Ед.хр.156. Л.28-
42.
13. Характеристика на руководителя художественной самодеятельности средней школы им. Кирова г. Карачева Романова В.А.- ГАБО. Оп.2. Ед.хр. 2000. Л.168.
14.Формы эстетического воспитания учащихся в пионерской дружине Н.К. Крупской средней школы №4 г. Клинцов ГАБО. Оп. 2. Ед.хр. 2000. Л.86.
15.Эстрин А. Музыкальной школе 20 лет/ А. Эстрин // Брянский комсомолец. 1964. №141. С.3.
Об авторе
Богатырёва В.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]