Научная статья на тему 'Проблемы и пути реформирования музыкальной школы как детского центра культуры и искусства (по материалам педагогических советов ДМШ)'

Проблемы и пути реформирования музыкальной школы как детского центра культуры и искусства (по материалам педагогических советов ДМШ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5001
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / НАЧАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗИРОВАННОЕ / ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHILDREN MUSICAL SCHOOL / ELEMENTARY MUSICAL EDUCATION / REFORM OF ART EDUCATION / PROFESSIONAL / GENERAL MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнов Борис Фёдорович

Рассматриваются актуальные проблемы детских музыкальных школ (ДМШ), школ искусств (ДШИ) и возможные варианты их реформирования в общей образовательной системе культуры и искусства. Представленный аналитический материал основан на мнениях и предложениях педагогических коллективов ДМШ, ДШИ Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS OF REFORMING MUSICAL SCHOOL AS CHILDREN CENTRE OF CULTURE AND ART (ACCORDING TO MATERIALS OF PEDAGOGIC COUNCILS OF CHILDREN MUSICAL SCHOOLS)

The article considers actual problems of children musical schools (ChMS), art schools (ChSA), and possible variants of their reforming in the general educational system of culture and art. The represented analytical material is based on the opinions and proposals of pedagogical stuffs of ChMS, ChSA of Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути реформирования музыкальной школы как детского центра культуры и искусства (по материалам педагогических советов ДМШ)»

УДК 37.06

Б. Ф. Смирнов

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ДЕТСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ ДМШ)

Рассматриваются актуальные проблемы детских музыкальных школ (ДМШ), школ искусств (ДШИ) и возможные варианты их реформирования в общей образовательной системе культуры и искусства. Представленный аналитический материал основан на мнениях и предложениях педагогических коллективов ДМШ, ДШИ Челябинской области.

Ключевые слова: детская музыкальная школа, начальное музыкальное образование, реформа художественного образования, профессионализированное, общее музыкальное образование

The article considers actual problems of children musical schools (ChMS), art schools (ChSA), and possible variants of their reforming in the general educational system of culture and art. The represented analytical material is based on the opinions and proposals ofpedagogical stuffs of ChMS, ChSA of Chelyabinsk region.

Keywords: children musical school, elementary musical education, reform of art education, professional, general musical education

Противоречивое развитие современного общества не лучшим образом отражается не только на благополучии, но и на настроении, моральном самочувствии людей труда. Особенно уязвимыми в этом отношении оказались специалисты, работающие в так называемой бюджетной сфере, в их числе - преподаватели музыкальных (шире - художественных) учебных заведений.

Музыкальное образование, некогда бывшее нашей гордостью и признанное во всем мире как самое передовое, к сожалению, пришло в упадок. На фоне разрушенной системы художественной самодеятельности идет процесс «коррозии» профессионализма в музыкальных учебных заведениях. Престиж музыкальной профессии упал, увы, до критической отметки. В этих условиях встает вопрос: что делать, как быть дальше? Несомненно одно: нынешнее положение в музыкальном образовании необходимо в корне менять.

В последние два десятилетия в Челябинской области серьезные изменения затронули всю сферу среднего и высшего музыкального образования. Изменился сам статус всех музыкальных училищ, а также института искусства и культуры. По поводу этого можно дискутировать, доказывать целесообразность или, наоборот, непродуманность ряда нововведений. Но нельзя не признать: в среднем специальном и высшем звене системы музыкального образования все это время шел поиск новых форм организации учебных заведений, новой структуры и обновленного содержания образования.

На этом фоне начальное звено - детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ) -внешне выглядит несколько инертно, пассивно, а то и консервативно. Это тем более удивительно, поскольку речь идет о детях, подростках, работа с которыми требует особой гибкости как в содержательном, так и в организационном аспектах. Конечно,

примеров серьезных педагогических поисков неординарных форм и методов обучения учащихся в этих школах предостаточно, но все же эта работа так и не «отлилась» в соответствующую законченную организационную форму. Естественно, дело не в новом названии того или иного учебного заведения, а в том, что за ним стоит, какие цели преследуются.

Чтобы глубже понять происходящие сложные и неоднозначные процессы в сфере начального музыкального образования, определить возможные пути и перспективы реформирования детской музыкальной школы, школы искусств, автор статьи, в свое время будучи ведущим специалистом Методического центра учебных заведений Главного управления культуры и искусства (ныне - Министерства культуры) Челябинской области, еще на рубеже столетий предпринял попытку обсудить довольно обширную и единую тематику назревших проблем на педагогических советах этих школ. Полученный уникальный материал не потерял своей актуальности и в наши дни, тем более - в преддверии принятия Государственной думой нового закона об образовании. Ниже дается краткое изложение полученных результатов лишь по ряду принципиальных вопросов.

Итак, из 133 детских музыкальных школ и школ искусств Челябинской области, функционировавших к концу XX столетия, свои материалы для анализа и обобщения прислали 52 ДМШ и ДШИ, что составило 39 % от всех школ области. Данный показатель позволяет нам быть уверенными в достаточной представительности полученной информации. Из 52 указанных школ городских оказалось 35 (в том числе из крупных и средних городов - 17; из малых городов -18); сельских школ (из сел и поселков) - 17 (в том числе из районных центров - 5). Из этого же количества школ в обсуждении предложенных тем приняли участие педагогические коллективы 19 детских музыкальных школ и 33 детских школ искусств - их

116

музыкальных отделений (эти ДШИ - преимущественно в периферийных городах и на селе).

Центральная проблема начального музыкального образования связана прежде всего с реальной, действующей моделью детской музыкальной школы, школы искусств1. Каковы ее достоинства и недостатки? Соответствуют ли декларируемые цели и задачи школы реальному педагогическому процессу? Наконец, каковы возможные пути совершенствования нынешней модели школы? - вот основной круг вопросов по первой теме, который обсуждался на педагогических советах ДМШ Челябинской области. Обобщая представленные материалы, можно констатировать следующее.

Действующая модель ДМШ, как и ДШИ, складывалась в нашей стране десятилетиями. По мнению абсолютного большинства преподавательских коллективов, в кризисный период развития нашего общества нецелесообразно проводить радикальное реформирование начальной ступени музыкального образования. Для этого просто нет необходимого финансирования, а без него любая серьезная реорганизация обречена на неудачу, последствия которой будут сказываться многие десятилетия.

В то же время преподаватели вовсе не идеализируют современную детскую музыкальную школу. Разброс оценок действующей модели ДМШ со стороны ее педагогов оказался достаточно велик: от признания как самого оптимального варианта до сурового приговора - «изжила себя». Правда, подавляющее большинство все же придерживается «золотой середины».

Главное достоинство детской музыкальной школы видится в возможности реализации художественных наклонностей и способностей детей как в профессионализированном, так и в общемузыкальном аспектах образования, что обусловлено двуединой целью и соответствующими задачами ДМШ, ДШИ. Первое направление ориентировано на возможную в будущем музыкальную профессию. Второе - на любительскую художественную деятельность. Основа такого положения дел - в относительной доступности начального музыкального образования практически для всех желающих (прежде всего - разветвленная сеть ДМШ, ДШИ).

Можно констатировать: абсолютное большинство преподавателей считает, что оптимальная форма развития массовой музыкальной школы - это единая школа с двумя вышеназванными направлениями в образовании - профессионализированным и общемузыкальным. Возможны их различные соот-

1 „

В дальнейшем детские музыкальные школы и школы искусств (имеются в виду их музыкальные отделения) по возможности обозначаются единым термином «музыкальная школа» или аббревиатурой ДМШ (если речь не идет именно о школе искусств как таковой).

ношения в рамках одной школы в зависимости от конкретных местных условий и социальных потребностей. В принципе же оба эти направления нельзя искусственно «разводить», они существуют в диалектическом единстве и взамообусловливают друг друга. Это две стороны одного, единого педагогического процесса. Если «подорвать» общее музыкальное образование, то со временем рухнет и профессионализированное.

Главный итог обсуждения данной принципиальной проблемы: действующая модель ДМШ в основном соответствует целям и задачам школы. В целом решается ее центральная задача формирования художественных вкусов детей, их приобщения к миру искусства, а наиболее одаренных учащихся - к будущей музыкальной профессии. Однако это не значит, что в существующей детской музыкальной школе нет проблем и недостатков.

По мнению многих преподавателей ДМШ, прежде всего необходимо отметить низкую степень применения основной массой выпускников школ своих знаний и умений на практике, в реальной жизни. Можно говорить о потере интереса к занятиям музыкой, особенно со стороны так называемых «средних» и «слабых» учащихся. Во многом это связано с учебными планами и программами ДМШ, которые долгие годы были ориентированы фактически только на контингент учащихся профессиональной ориентации. Данная проблема особенно актуальна для сельских школ, ДМШ малых городов. Как следствие вышесказанного - справедливый вывод: современная детская музыкальная школа в принципе не решает вопроса подготовки квалифицированных слушателей, истинных любителей музыки (г. Миасс, ДМШ № 2), а это противоречит предыдущему итоговому тезису.

Многие педагогические коллективы (г. Аша, ДШИ; п. Тимирязевский, ДШИ и др.) поставили вопрос о кардинальном изменении внутренней структуры учебного процесса музыкальной школы. Так, педагоги ДМШ № 1 г. Златоуста посчитали, что давно назрела необходимость более раннего начала музыкального образования и воспитания детей. По их мнению, нужна трехступенчатая модель детской музыкальной школы. Занятия необходимо начинать с 4-летнего возраста, что, собственно, многие школы уже делают (такие подготовительные группы работают на принципе самоокупаемости, но многим родителям - порой таким же бюджетникам - это зачастую не по карману, поэтому способные дети из детских садиков часто остаются «за бортом»). Предлагается финансировать эти группы из бюджета, узаконив их как I ступень ДМШ.

В целом же представлена на рассмотрение следующая трехступенчатая модель детской музыкальной школы (за основу взят проект ДМШ № 1 г. Златоуста).

117

I ступень - подготовительная (общехудожественного развития детей). 2 года обучения; возраст 4-6 лет.

Задачи:

- определение художественных способностей и наклонностей детей;

- общехудожественное развитие детей (музыка, рисунок, танец и т. д.).

Учебный план предусматривает групповые (не более 6 детей) занятия. Объем и характер первичных знаний, умений и навыков детей определяются учебными программами.

II ступень - основная (музыкального образования учащихся). 5 лет обучения (для всех специализаций); возраст 7-11 лет.

Задачи:

- формирование базовых музыкальных знаний, умений и навыков учащихся;

- музыкальное воспитание и просвещение учащихся.

Учебные планы и программы разрабатываются с учетом специфики отделений, а также склонностей учащихся к профессионализированному или общемузыкальному образованию. В соответствии с этим постепенно формируются две категории обучающихся - профессионализированная и общемузыкальная (последняя выпускается из ДМШ с предоставлением возможности дальнейшего обучения на принципах самоокупаемости).

III ступень - специальная (профессионализированного совершенствования учащихся). 3 года

обучения (бесплатное); возраст 12-15 лет.

Задачи:

- дальнейшее профессионализированное обучение небольшой группы наиболее способных учащихся;

- подготовка выпускников к поступлению в музыкальное училище (колледж).

Учебные планы и программы разрабатываются с учетом требований, предъявляемых к абитуриентам музыкальных училищ (колледжей). В III ступени возможна подготовка музыкальных работников для детских садов с последующей выдачей (вместе со свидетельством об окончании школы) соответствующих сертификатов.

Как видно из представленного проекта модели детской музыкальной школы, срок обучения в ней для основной массы учащихся (1-11 ступени) не увеличивается (значит, в принципе не увеличивается и финансирование), а лишь сдвигается на два года раньше. В III же ступени будут обучаться лишь единицы.

Необходимо отметить и такое предложение, как организация в ДМШ музыкально-просветительных отделений (вместо так называемых эстетических, как это сейчас имеет место) для слабых в музыкальнотехническом отношении учащихся (п. Тимирязевский, ДШИ). Основное содержание занятий там сво-

дилось бы к слушанию музыки (с пояснениями педагога), пению в хоре, игре в ансамбле, оркестре; что касается музыкального инструмента - к разучиванию в основном популярной, технически несложной музыки. Обучение на музыкально-просветительном отделении не надо путать с обучением во II ступени ДМШ в общемузыкальной группе учащихся (в последней должны учиться трудолюбивые дети с неплохими музыкальными данными, но в силу разных причин не ориентированные на будущую музыкальную профессию).

Детская музыкальная школа на селе - порой единственный очаг культуры, а значит, роль, задачи ДМШ в этом случае становятся гораздо шире, объемнее (не просто музыкальное образование, а художественное, социально-культурное воспитание, просвещение). Это тем более актуально в связи с распадом клубной системы и художественной самодеятельности. В то же время данная функция - просветительная - не противоречит природе, сущности музыкальной школы. Имея двуединую цель и соответствующие задачи (подготовка будущих профессионалов и любителей), ДМШ неизбежно имеет и двуединый статус образовательного заведения и музыкально-(художественно-)просветительного учреждения. Это необходимо учитывать при определении путей дальнейшего развития начального музыкального образования.

Вообще сельская (районная) детская музыкальная школа (школа искусств) - особая тема. Каковы ее основные проблемы и перспективы развития? Каков реальный уровень подготовки учащихся, выпускников?

Надо сказать, что большинство недостатков действующей модели ДМШ на селе - прямое порождение тех социально-экономических условий, в которых она функционирует. Основная проблема -слабая материально-техническая база. Это и недостаточное количество музыкальных инструментов (не говоря уже об их качестве), неукомплектованность нотной и учебно-методической литературой библиотек, бедность (а то и вовсе отсутствие) фонотек и т. д. и т. п. Многие родители в селах не в состоянии купить музыкальные инструменты по существующим ныне ценам (во многом из-за этого к 3 классу получается большой «отсев» учащихся).

Как подчеркивается во многих материалах, в сельской местности целесообразно развивать преимущественно школы общемузыкального направления. Контингент общеобразовательных школ на селе невелик - от 250 до 800-1000 учащихся, а процент обучающихся в ДМШ - менее 10 % от общего их числа. В итоге основная масса учащихся сельской музыкальной школы - со средними, а порой и низкими музыкальными данными (с. Миасское, ДШИ). Общемузыкальный статус сельской ДМШ не должен, конечно, исключать варианта возможной подго-

118

товки способных учащихся к поступлению в средние музыкальные учебные заведения. Но это будет все же скорее не правилом, а исключением.

Еще одна серьезная проблема сельских музыкальных школ - их комплектование кадрами педагогов. Известно, что приезжие музыканты-специалисты не закрепляются на местах из-за отсутствия жилья. Все это непосредственно отражается на уровне подготовки выпускников ДМШ. Если речь идет об укреплении и развитии детских музыкальных школ на селе, то, по мнению ряда преподавателей, необходимо вернуться к идее целевого сельского набора студентов в музыкальные колледжи. Такие студенты должны заниматься по особой программе с акцентом не на исполнительство, а на педагогику (с. Долгодеревенское, ДШИ).

Острую реакцию педагогов ДМШ вызвал вопрос о возможной интеграции музыкальной и общеобразовательной школ. Предлагалось высказать аргументы «за» и «против» возможных форм их объединения. Ниже излагаются представленные суждения.

Отсутствие единого школьного общего и начального музыкального образования весьма осложняет организацию учебного процесса в ДМШ. «Разрываясь» на две школы, ученики теряют драгоценное время, оказываются порой «меж двух огней». Конечно, единая школа с хорошей материальной базой, с небольшим контингентом учащихся, со сбалансированными педагогическими целями и задачами, а также с общим расписанием занятий - идеальный вариант, но пока, к сожалению, несбыточный. «Интеграция школ в конечном счете приведет к тому, что общеобразовательная школа поглотит музыкальную и станет опять обыкновенной общеобразовательной с памятными всем нам группами продленного дня; музыкантов-педагогов же превратят в массовиков-затейников» (п. Магнитка,

ДШИ). Об этом же пишут и из других мест: объединение школ неприемлемо даже в малых городах, так как при этом ДМШ будет выступать как второстепенное звено (г. Миньяр, ДШИ; г. Сим, ДМШ).

Основные аргументы против объединения школ сводятся к следующему:

- в общеобразовательной школе нет соответствующей материальной базы, финансовой основы, а главное - психологических предпосылок для объединения с музыкальной школой; к тому же многие общеобразовательные школы работают в две смены (не считая внешкольной работы);

- при интеграции общеобразовательной школы с ДМШ музыкально-профессионализированное образование учащихся наверняка утратится и останется худший вариант общемузыкального (по сути - кружковая работа); даже несколько специальных музыкальных школ в области не заменят всю систему автономного начального музыкального образования.

- при объединении конкретной общеобразовательной школы с музыкальной дети других общеоб-

разовательных школ практически лишаются возможности получать общее музыкальное образование (общеобразовательных школ много, музыкальных -несопоставимо меньше).

И все же один приемлемый вариант интеграции музыкальной и общеобразовательной школ есть, когда базой для объединения становится ДМШ, а общеобразовательная школа «входит» в последнюю. Му-зыкально-(художественно-)гуманитарный лицей -пожалуй, единственно возможная форма такой интеграции, когда новое учреждение не теряет своего «художественного лица», статуса творческого учебного заведения. Однако надо признать, что организация подобных лицеев обусловлена решением не только материально-технической, финансовой, ведомственной проблем, но и комплектованием высокопрофессиональными специалистами.

До сих пор проблемы реформирования детской музыкальной школы (школы искусств) рассматривались прежде всего в организационно-структурном аспекте. Затронем хотя бы вкратце и содержательный аспект, связанный с педагогическим процессом в ДМШ. Прежде всего речь идет об учебных планах и программах. По данному вопросу можно констатировать следующее принципиальное суждение. Академические, традиционные формы (урок, экзамен, академический концерт и т. д.), а также методы обучения более всего соответствуют и академической программе, в конечном счете - профессионализированному образованию в музыкальной школе. Другой же учебный план и иная программа должны быть рассчитаны на подготовку любителей музыки; они требуют зачастую нестандартных форм и методов обучения, организации контроля знаний и умений учащихся ДМШ. По этому поводу приведем высказывание профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, доктора искусствоведения Ю. Евдокимовой, в свое время писавшей, что «подготовка талантливых индивидуумов, хотя и не лишена своих проблем, легче выполнима, чем музыкальноэстетическое воспитание масс. Почему? Потому что методы академического воспитания музыканта изменяются медленно. В сфере же массового эстетического воспитания неприемлемы никакие застывшие формы. С каждым новым этапом развития общества стратегия и конкретные приемы этого воспитания требуют изменений» [2].

Изложенные выводы и предложения по решению ряда актуальных проблем начального музыкального образования, отражающие коллективное доминирующее мнение преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Челябинской области, конечно, не могут претендовать на истину в последней инстанции. По ряду сложных и спорных вопросов требуются дополнительные серьезные исследования. Тем не менее, можно утверждать, что

119

представленный аналитический материал, вобравший в себя огромный многолетний опыт работы различных музыкальных школ области, близок к реальным потребностям дальнейшего развития начального музыкального образования. Как бы там ни было, с данной информацией, ее выводами и предложениями невозможно не считаться, разрабатывая общую концепцию развития музыкального образования в Челябинской области, да и в стране в целом.

Нет сомнения в том, что вскрытые негативные моменты, по сути дела пороки начального музыкального образования, за последнее время только обострились. Об этом говорит хотя бы такой серьезный факт, как практически полное отсутствие конкурсов среди желающих поступать в детские художественно-образовательные заведения, причем речь идет уже не о сельских ДМШ, а о крупном областном центре - Челябинске. Как следствие этого детская музыкальная школа постепенно утрачивает (а многие ДМШ уже утратили) статус учебного заведения с двуединой целью и соответствующими задачами: музыкальное образование все больше и больше подменивается по сути дела весьма легковесным просвещением, в результате чего школы не в состоя-

нии готовить ни истинных музыкантов-любителей, ни, тем более, достойных будущих музыкантов-профессионалов. Это ведет к разрушению всей системы музыкального образования, включая ее среднее и высшее звенья. Круг проблем замыкается: многие студенты-дилетанты после окончания училища (колледжа) или даже вуза становятся такими же дилетантами - преподавателями музыкальных школ. Впрочем, большинство из них уходит в коммерцию. В школах же остались одни энтузиасты, как правило, предпенсионного возраста.

Система музыкального, шире - художественного образования в стране испытывает острую потребность внимания к себе со стороны всех властных структур, в том числе федерального, областного, городского и районного уровня. Ни одна сфера деятельности человека не отличается такой ранимостью и беззащитностью, как сфера искусства и художественного образования, тем более - детского. Не создавая никаких материальных благ, она во сто крат ценнее своей моральной, нравственной составляющей. Без духовности нет будущего у любого общества, даже самого сытого. Возрождение культуры, искусства, образования и науки - магистральный путь развития страны.

1. Детские школы искусств в социокультурном пространстве новой России: Теория и практика организации функционирования, содержание и технологии образовательного процесса: материалы III открытой науч.-практ. конф. / сост. Е. А. Яблонская; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 189 с.

2. Евдокимова, Ю. Обновлению - сквозную идею / Ю. Евдокимова // Совет. культура. - 1988. - 25 февр.

3. Смирнов, Б. Ф. Начальное музыкальное образование: Ретроспективный взгляд на некоторые проблемы: (по материалам

социол. исслед. в Челяб. обл.): моногр. / Б. Ф. Смирнов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006. -252 с.

4. Халабузарь, П. В. Актуальные проблемы и формы массового музыкально-эстетического воспитания детей: автореф.

дис. ... канд. искусствоведения / П. В. Халабузарь. - Л., 1972.

5. Эстетическое воспитание в школах искусств: Из опыта работы: кн. для учителя / сост. П. В. Халабузарь. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

Сдано 21.02.2012

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.