Научная статья на тему 'Участие школ Брянской области во Всероссийском смотре постановки музыкально - эстетического воспитания учащихся (1961-1962гг. )'

Участие школ Брянской области во Всероссийском смотре постановки музыкально - эстетического воспитания учащихся (1961-1962гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
124
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СМОТР / ПРАЗДНИК ПЕСНИ И МУЗЫКИ / ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / MUSIC EDUCATION / MUSICAL REVIEW / HOLIDAY SONGS AND MUSIC / AFTER-SCHOOL FORMS OF MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богатырёва В. В.

В статье освещается участие школ Брянской области во Всероссийском смотре постановки музыкально эстетического воспитания учащихся и влияние данного смотра на развитие процесса музыкального воспитания в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The participation of schools in the Bryansk region Russia review of staging musical and aesthetic education of students (1961-1962 period)

The article highlights the participation of the schools Bryansk region at the Russian show of staging musical and aesthetic education of students and the impact of the show on the process of musical education in the region

Текст научной работы на тему «Участие школ Брянской области во Всероссийском смотре постановки музыкально - эстетического воспитания учащихся (1961-1962гг. )»

УДК

УЧАСТИЕ ШКОЛ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ СМОТРЕ ПОСТАНОВКИ МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (1961-1962гг.)

В.В. Богатырёва

В статье освещается участие школ Брянской области во Всероссийском смотре постановки музыкально - эстетического воспитания учащихся и влияние данного смотра на развитие процесса музыкального воспитания в регионе. Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкальный смотр, праздник песни и музыки, внеклассные формы музыкального воспитания.

В 1960-е годы в школах Брянской области проведение разнообразных музыкальных смотров, конкурсов, фестивалей, праздников песни являлось неотъемлемой частью музыкально - образовательного процесса. В начале десятилетия для школ региона особое значение имело участие в объявленном Министерством просвещения РСФСР Всероссийском смотре постановки музыкально-эстетического воспитания в начальных, неполных средних и средних школах [1].

Проведение Всероссийского смотра предусматривало решение широкого спектра серьёзных задач, касающихся всех направлений деятельности школ по музыкально - эстетическому воспитанию учащихся: повышение качества проведения уроков пения, кружковой и массовой работы, обогащение репертуара школьных вокальных и инструментальных коллективов, укрепление учебно-материальной базы школ для занятий музыкальным искусством, оказание практической помощи школам со стороны музыкальных учебных заведений и художественной общественности [1, Л.30].

В Брянской области региональный этап Всероссийского смотра постановки музыкально-эстетического воспитания учащихся был проведён с марта по июль 1961 года [2] и охватил все средние, большинство неполных средних и ряд начальных школ [3, Л.152].

Архивные документы свидетельствуют, что смотр способствовал некоторому улучшению музыкального воспитания в регионе. В Брянской области был проведён ряд мероприятий (областные семинары для учителей пения и руководителей школьных хоровых коллективов, областные курсы повышения квалификации учителей пения 5-6 классов, курсовая переподготовка для учителей - совместителей, областная научно-практическая конференция по эстетическому воспитанию учащихся и др.), направленных на повышение качества уроков пения и профессионального совершенствования учителей музыки [3, Л.156].

В школах области стали активнее развиваться разнообразные формы внеклассной деятельности учащихся (хоры, инструментальные ансамбли и оркестры, кружки индивидуального обучения музыке, школьные оперные театры, университеты культуры, музыкальные клубы и т.д.)

В период проведения смотра в области действовало 650 хоровых коллективов, в которых участвовало 20000 учащихся, было создано 102 оркестра (13 духовых и 89 домровых), 13 ансамблей песни и пляски [3, Л.153].

Во многих районах области приобщение детей к музыкальному искусству во внеурочное время приобрело массовый характер. К примеру, в школах города Клинцов и Клинцовского района в кружках хорового пения занималось 3554 учащихся при общем количестве школьников 16723 человека, в Унечском районе при общем количестве учащихся 8545 человек, хоровые кружки посещало 1107 детей. [3, Л.153].

Участники хоровых и инструментальных кружков не только сами приобщались к музыкальному искусству, но являлись и его пропагандистами. Детские самодеятельные коллективы вели активную концертную деятельность, традицией стали обменные концерты между школами, выезд агитбригад учащихся на предприятия, в близлежащие сёла. В процессе проведения смотра в школах Ко-маричского, Красногорского, Навлинского и других районов области были созданы музыкальные лектории, распространявшие музыкальные знания среди населения[3, Л.154].

Смотр положительным образом повлиял на качество руководства постановкой музыкально-эстетического воспитания детей со стороны представителей школьной администрации, способствовал некоторому укреплению материальной базы школ. Для полноценного проведения уроков пения и выполнения программных требований по слушанию музыки, школами за 1960-1961 год было приобретено 150 патефонов, 25000 пластинок, 30 магнитофонов, 5 радиоузлов [3, Л.156].

Итоги областного смотра постановки музыкально-эстетического воспитания учащихся были подведены на празднике песни и музыки, который состоялся во Дворце пионеров города Брянска 1516 июня 1961 года. Масштабы праздника впечатляют - в концертных мероприятиях приняло участие

700 учащихся школ, 49 школьных коллективов (31 городской и 18 сельских) из 24 районов области и Брянский дом пионеров [4,Л.93].

Среди школ, в которых на должном уровне проводились уроки пения, действовали хоры и музыкальные кружки, по итогам смотра и областного праздника были признаны лучшими и награждены ценными подарками музыкальные коллективы городских средних школ - №4 г. Клинцов (1 место), школы имени Кирова г. Карачева (2 место), №24 г. Брянска (3 место), №12 и №1 города Брянска (4 место). Среди сельских школ победителями смотра стали коллективы Шаровичской средней школы Рогнединского района (1 место), Лопатенской и Ущерпской средних школ Клинцовского района (2 место), Лотаковской средней школы Красногорского района (3 место), Холмечской семилетней школе Суземского района (4 место), Шумилов-ской семилетней школы Климовского района (5 место)[4, Л.94].

Почетными грамотами ОблОНО были отмечены руководители хоровых и инструментальных коллективов средних школ - Элькинд Р.М. (школа № 12 г. Брянска), Иванов З.П. (школа № 27 г. Брянска), Цу-цура Г.М. (школа № 24 г. Брянска), Папуро Л.Л. (школа №1 г. Брянска), Дворкин М.Е., Лейкин З.Л. (школа № 4 г. Клинцов), Антипенкова Л.С. (Дятьковская школа), Наеветников М.Н. (Лотаковская школа Красногорского района), Жданов Б.В. (Локотская школа Брасовского района), Лягин Л.Я. (Холмечская школа Суземского района), Романов В.А. (школа имени Кирова г. Карачева), Ефимова М.И. (Шаровичская школа Рогнединского района), Каган Г.С. (Унечская школа №1), Потапов Е.Н. (Жуковская школа), а также 50 учащихся школ, участников областного праздника песни и музыки.[4, Л.95].

Однако в процессе проведения областного праздника песни и музыки были выявлены не только достижения, но и серьёзные недостатки в работе школ по музыкальному воспитанию учащихся. Это выразилось в значительном отрыве передового музыкального опыта от массовой практики школ - во многих из них педагогами велась поверхностная работа над привитием учащимся правильных вокальных навыков; программный песенный материал не использовался, имел место произвольный выбор песен, нередко без учёта возрастных особенностей учащихся; учителя пренебрегали слушанием музыки и изучением нотной грамоты; деятельность музыкальных кружков носила эпизодический характер и т.д.

Отмеченные негативные стороны в постановке музыкального воспитания особенно явно проявились в процессе проведения областного праздника музыки. Из 28 районов и городов области в нём не приняли участие школы Стародубского, Навлинского, Клетнянского и Дубровского районов. Отдельные исполнители и коллективы, например, школ Новозыбковского района, продемонстрировали слабую подготовку к публичному выступлению, что являлось следствием отсутствия систематической работы по музыкальному воспитанию учащихся в этом районе.

В репертуаре школьной самодеятельности прозвучало мало новых песен, произведений современных авторов и классической музыки. Несмотря на положительную оценку выступлений многих хоровых коллективов и ансамблей, жюри смотра вынуждено было признать, что общий уровень вокального мастерства большинства из них оставался невысоким [3, Л.155].

Инструментальное исполнительство на празднике песни и музыки было представлено в гораздо меньшей степени, нежели хоровое пение. В концертных программах не приняли участия детские струнные и духовые оркестры школ

г. Брянска, отсутствовали сольные выступления исполнителей на народных инструментах (за исключением баяна) [4, Л.94].

Основной причиной недостатков, выявленных в процессе проведения смотра и праздника музыки, по мнению жюри и представителей ОблОНО, являлся дефицит в школах области учителей пения и квалифицированных руководителей и организаторов внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию детей. В 1961 году в Брянской области преподавало 60 учителей музыки и пения, из которых высшее образование имели 3 педагога, среднее специальное - 22. При этом в сельских школах среди 22 учителей пения не было ни одного специалиста с высшим образованием, среднее специальное образование имели 8 человек [5,Л.1.]. О том, что в сельской местности музыкально-эстетическое воспитание детей продолжало оставаться на низком уровне, свидетельствовал и тот факт, что подавляющее большинство коллективов (63%), участвовавших в празднике музыки, было из городских школ.

Слабая учебно-материальная база школ - отсутствие музыкальных инструментов, проигрывателей, пластинок, нотной и методической литературы, также не содействовало повышению интереса школьников к музыкальным занятиям [3, Л. 153]. Очевидно, что в таких условиях качественно организовать музыкальное воспитание учащихся было достаточно сложно.

В то же время необходимо признать, что серьёзные пробелы в постановке музыкально-эстетического воспитания детей в Брянской области в начале 1960 годов объяснялись не только от-

сутствием квалифицированных педагогов и несовершенной материальной базой школ, но и небольшим количеством учебных часов на музыкальное искусство в школьных программах. Кроме того, уроки пения в начальной школе проводили учителя общеобразовательных предметов, часто не имевшие для этого достаточной подготовки. Решение этих проблем было не в компетенции областных органов народного образования, требовало времени, значительных средств и тщательно продуманной государственной политики в области музыкального воспитания учащихся.

Итоги Всероссийского смотра постановки музыкально - эстетического воспитания были подведены в 1962 году [6]. Из 73 АССР, краёв и областей республики, в нём приняли участие только 25 регионов (34%), в числе которых была и Брянская область. Среди 20 лучших школ РСФСР, добившихся высоких результатов в процессе проведения смотра, была отмечена и школа Брянской области. Брянщину представляла Шаровичская средняя школа Рогнединского района, которая была награждена ценными подарками - радиолой «Аккорд», набором грампластинок, а также клавирами оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»[6, Л. 125].

Победа Шаровичской средней школы во Всероссийском смотре постановки музыкально-эстетического воспитания свидетельствует о том, что в начале 60-х годов музыкально-педагогическая работа в ней была поставлена на достаточно высоком уровне. Для системы музыкального воспитания в этой школе было характерно целесообразное сочетание регулярной урочной и внеклассной музыкальной деятельности, массовый охват учащихся различными видами музыкального творчества с акцентом на коллективных формах работы. Фундаментом музыкального воспитания Шаровичской школы являлась вокально-хоровая работа. В 1961 году в школе действовало несколько хоровых коллективов, вокальных ансамблей и кружков сольного пения, был создан оперный театр. Мальчики с мутацией голоса являлись участниками домрового и духового оркестров, которые часто сопровождали концертные выступления вокальных коллективов школы [3, Л.159].

Отличительной чертой музыкального воспитания в Шаровичской средней школе являлось включение учащихся в активную концертную и лекционную деятельность по пропаганде произведений музыкального искусства в масштабах района. Основу репертуара музыкальных коллективов составляли произведения советских композиторов, сочинения русских классиков, народные песни (русские, польские, австрийские, итальянские), песни брянских авторов. О высоком уровне исполнительского мастерства учащихся свидетельствовало систематическое осуществление постановок оперных спектаклей. Только в 1961 году участниками оперной группы Шаровичской школы были поставлены несколько детских опер - «Петушок» М.И. Красева, «Снегурочка» Е.Н. Тиличеевой, «Песенка в лесу» Р.Г. Бойко, а также музыкальная сказка «Про репку» [7, Л.69].

Основой успешного развития системы музыкально-эстетического воспитания учащихся в Шаровичской школе являлось постоянное внимание педагогического коллектива к вопросам музыкального воспитания детей. Силами учителей в ней были созданы благоприятные условия для полноценного музыкального развития учащихся - для занятий музыкальных кружков были выделены и оборудованы специальные классы, имелись наборы струнных инструментов, народного и духового оркестров, баян, пианино, магнитофон.

Результаты деятельности преподавателей школы по воспитанию музыкальной культуры учащихся тем более поразительны, что в ней не было ни одного педагога со специальным музыкальным образованием.

Внеклассной работой по музыкальному воспитанию учащихся на общественных началах руководили: директор школы Александр Яковлевич Афонский (руководитель трёхголосного хора старшеклассников); выпускник школы, преподаватель труда Сергей Михайлович Бабаев (руководитель хора 4-6 классов), учительница физики Мария Ивановна Ефимова (основной аккомпаниатор хоров и вокальных групп). Из всех вышеперечисленных педагогов только М.И. Ефимова обладала богатым опытом работы с вокальными коллективами. В школьные и студенческие годы она являлась активной участницей музыкальной самодеятельности школы №4 г. Клинцов и Смоленского педагогического института, часто выступала с хорами и вокальными ансамблями в качестве концертмейстера. С 1951 года М.И. Ефимова преподавала физику в Шаровичской средней школе и одновременно проводила большую работу по воспитанию у учащихся любви к музыке и хоровому пению [3, Л.174].

Созданная в Шаровичской средней школе система музыкальной работы с учащимися способствовала приобщению школьников к музыкальной культуре, воспитывала у них любовь к музыке и пению, а также служила доказательством, что и в сельской местности, при наличии творчески относящихся к своему делу учителей - энтузиастов, можно достичь прекрасных результатов в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.

Таким образом, участие школ Брянской области во Всероссийском смотре постановки музы-

кально - эстетического воспитания учащихся оказало положительное влияние на совершенствование музыкально - образовательного процесса в регионе. Смотр способствовал повышению профессионального уровня учителей музыки и художественных руководителей самодеятельных коллективов, развитию творческой инициативы учащихся в области музыкального искусства, активизации внеклассной музыкальной деятельности, укреплению материальной базы школ, усилению внимания руководителей к вопросам музыкального воспитания учащихся. Кроме того, смотр помог определить реальное состояние музыкального образования в области на начало десятилетия, показал его достижения и недостатки. Важным представляется и выявление в области передового опыта музыкального воспитания детей, поскольку его обобщение и широкое распространение могло стать предпосылкой для улучшения музыкального образования в регионе.

The article highlights the participation of the schools Bryansk region at the Russian show of staging musical and aesthetic education of students and the impact of the show on the process of musical education in the region. The key words: music education, musical review, holiday songs and music, after-school forms of musical education.

Список литературы

1. Положение о Всероссийском смотре постановки музыкально - эстетического воспитания в начальных, неполных средних и средних школах, школах - интернатах и внешкольных учреждениях Министерства просвещения РСФСР. - ГАБО. Фонд 2130. Оп.2. Ед.хр.1945. Л.31-34.

2. Об участии начальных, неполных средних, средних школ, школ - интернатов и внешкольных учреждений области в проведении Всероссийского смотра постановки музыкально - эстетического воспитания учащихся. Приказ заведующего Брянским областным отделом народного образования №34 от 2 марта 1961 г. - ГАБО. Фонд 2130. Оп. 3. Ед. хр. 1945. Л.24-27.

3. Отчёт о проведении смотра постановки музыкально - эстетического воспитания в школах Брянской области.- ГАБО. Фонд 2130. Оп. 2. Ед.хр. 2000. Л.152 - 175.

4. Приказ по Брянскому областному отделу народного образования от 30 июля 1961 года № 98. - ГАБО. Фонд 2130. Оп.2. Ед.хр.1945. Л 93-95.

5. Сведения о работниках начальных, семилетних, средних школ на 1960-61 гг.- ГАБО. Фонд 2130. Оп.2. Ед.хр. 2087. Л.1.

6. Об итогах Всероссийского смотра постановки музыкально - эстетического воспитания в начальных, неполных - средних и средних школах, школах интернатах и внешкольных учреждениях. Приказ Министерства просвещения РСФСР № 289 от 30 июня 1962 года. - ГАБО. Фонд 2130. Оп. 3. Ед. хр. 132. Л.121-125.

7. Стенограммы выступлений участников I областного съезда учителей Брянской области 1516 декабря 1959 года. - ГАБО. Фонд 2130. Оп.2. Ед.хр. 1982. Л.65-70.

Об авторе

Богатырёва В.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected]

The participation of schools in the Bryansk region Russia review of staging musical and aesthetic education of students (1961-1962 period) Bogatyreva V.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.