Научная статья на тему 'Мировоззренческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России'

Мировоззренческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1059
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ / MUSICAL CULTURE / MUSIC EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / MUSIC PEDAGOGY / ETHICAL IMPACT OF MUSIC / MUSIC PHILOSOPHY / POP MUSIC ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хуан Сяньюй

В статье автор обращается к особенностям развития музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России. Рассматривается роль мировоззрения в формировании современного музыкального образования. Особое внимание уделено становлению и развитию образования в области музыкального искусства эстрады, а также процессу взаимодействия музыкальных образовательных учреждений Китая и России по вопросам разработки совместных программ, издания учебных, учебно-методических и научных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL FEATURES OF MUSIC CULTURE AND MUSIC EDUCATION IN CHINA AND RUSSIA

The article deals with the features of development of musical culture and music education in China and Russia. The author examines the role of ideology in the formation of the modern musical education. Particular attention is paid to the establishment and development of education in the field of pop music art, as well as the process of interaction of musical educational institutions of China and Russia on the development of joint programs, publication of educational, methodological and research materials.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России»

УДК 78.01(470 + 571 + 510) Хуан Сяньюй

аспирант кафедры музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ

Juan Syanyuy

PhD student, Pop Music Art Department, St. Petersburg State University of Culture and Arts

IDEOLOGICAL FEATURES OF MUSIC CULTURE AND MUSIC EDUCATION IN CHINA AND RUSSIA

Аннотация:

В статье автор обращается к особенностям развития музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России. Рассматривается роль мировоззрения в формировании современного музыкального образования. Особое внимание уделено становлению и развитию образования в области музыкального искусства эстрады, а также процессу взаимодействия музыкальных образовательных учреждений Китая и России по вопросам разработки совместных программ, издания учебных, учебно-методических и научных материалов.

Ключевые слова:

музыкальная культура, музыкальное образование, система образования, музыкальная педагогика, этическое воздействие музыки, музыкальная философия, музыкальное искусство эстрады.

Summary:

The article deals with the features of development of musical culture and music education in China and Russia. The author examines the role of ideology in the formation of the modern musical education. Particular attention is paid to the establishment and development of education in the field of pop music art, as well as the process of interaction of musical educational institutions of China and Russia on the development of joint programs, publication of educational, methodological and research materials.

Keywords:

musical culture, music education, education system, music pedagogy, ethical impact of music, music philosophy, pop music art.

Музыкальная культура Китая является одной из древнейших в мире. Истоками этой культуры служат первобытные песни и пляски, которые уже во втором тысячелетии до н. э. представляли собой достаточно развитое явление. Тексты Х1^1 вв. до н. э. трактуют слово «юэ» (музыка) как понятие, обобщающее поэзию, изобразительное искусство, танец.

В период династии Тан ^И-Х вв.) произошел общий подъем культуры, который коснулся в том числе музыкального образования: в 714 г. открылось 5 музыкальных учебных заведений. Именно в период эпохи Тан появляются первые профессиональные актерские труппы, среди которых «Грушевый сад» (Лиюань), которая стала исполнительской школой, объединившей многих музыкантов. В Х в. было создано крупнейшее теоретическое сочинение о музыкальном искусстве -трактат «Записки о музыке» Дуань Аньцзе.

Последующий период династии Сун (Х-ХШ вв.) характеризуется возрождением в измененном виде конфуцианской теории музыки, выдвигающей на первый план непосредственное этическое действие музыки. Музыкальной философии и теории при этом уделялось второстепенное значение. С XIII в. до Новейшего времени китайская музыка в целом остается традиционной с некоторыми элементами демократизации. В период XVШ-XIX вв. китайская музыкальная культура испытывает влияние европейской традиции, которое особенно усилилось на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Традиционные представления о функциях музыкального искусства (к каким можно отнести функцию духовного совершенствования, политическую и идеологическую) способствовали тому, что музыка стала элементом школьного образования новой китайской школы европейского типа, особенно в период Китайской Республики (1912-1949 гг.) [1, с. 127]. Именно в этот период музыка стала неотъемлемой частью гуманитарного образования в Китае. В 1912 г. министр образования Цай Юаньпэй выступил с «Предложениями по образовательному курсу страны», в которых была обозначена роль художественного образования в формировании личности, особое значение уделялось преподаванию музыки в общеобразовательных школах. Именно этот документ способствовал тому, что музыка стала обязательным предметом в младшей и средней школах, тогда как ранее являлась предметом по выбору [2, с. 609].

Дальнейшее развитие музыкального образования в Китае определило «Движение 4 мая 1919 г.», возглавляемое университетской интеллигенцией. «Движение» выступало за демократизацию жизни страны, открытость, взаимодействие с внешним миром. Под влиянием этих идей в

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 2)

сентябре 1922 г. министерством образования был утвержден проект реформ системы образования, который был разработан организацией «Образовательное сообщество страны». Проект получил название «Система образования Жэньсюй» (в переводе «Жэньсюй» означает «1922 год») [3]. В рамках этих реформ музыкальное образование детей и подростков включало в себя пение и игру на музыкальных инструментах, однако на практике обучение складывалось в большей степени как певческое и получило название «школьная песня». Что касается инструментального музицирования, то оно в основном реализовывалось в виде внеурочных занятий: организации самодеятельных оркестров и ансамблей. Среди оркестровых инструментов особенным вниманием пользовались духовые, в школах создавались так называемые «банды» духовых.

Таким образом, школьное музыкальное образование проходило в классно-урочной и внеклассной формах. На уроках особое внимание уделялось пению, а также занятиям по теории музыки; внеклассное обучение включало в себя музицирование, преимущественно в духовом оркестре. Основным музыкальным материалом стала народная китайская музыка. Что касается жанровых предпочтений, то наиболее приоритетными стали музыкальные жанры, в которых преобладали мужественные, светлые, жизнерадостные образы. Именно такие жанры должны были, по мнению реформаторов, способствовать воспитанию сильных и счастливых людей.

Пристальное внимание в период Китайской Республики уделялось разработке и изданию учебной литературы, поэтому в 1933 г. был создан Комитет по разработке учебников музыки для начальных и средних школ, спустя год - Комитет музыкального образования. Этими комитетами были подготовлены такие издания, как «Учебник по музыке для первой ступени начальных школ» и «Учебник по музыке для средних школ». Эти пособия обеспечивали образовательный процесс вплоть до начала войны с Японией в 1937 г. [4].

Главной целью музыкального образования в Китае в этот период было формирование эстетических представлений и ощущений, морально-этических ценностей, лежащих в основе процветания человека и общества. Такая позиция в основном сохраняется и сегодня [5]. Главной целью музыкального образования в Китае является духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к музыкальной культуре как важнейшей составляющей гармонического формирования личности.

Стоит отметить, что влияние российской музыкальной педагогики в Китае в последние десятилетия заметно усилилось. Изменившаяся в 1990-е гг. политико-экономическая ситуация в России довольно серьезно повлияла на все уровни художественного образования. В этот период престиж музыкальных профессий, к сожалению, упал, несмотря на то, что появились люди, которые, благодаря демократизации общества и обретенной свободе самовыражения, добились в указанный период высочайших успехов в музыкальной профессии.

Начиная с 1990-х гг. существенное изменение претерпели и формы музыкального образования в России, которое, по традиции, занимало особое место в стране, создавшей величайшую музыкальную культуру. Как полагает гениальный музыкант Лев Наумов, «русское музыкальное образование - удивительное, уникальное - можно сравнить с совершенным биологическим организмом, подаренным нам природой: оно питается не только крупными артериями (консерваториями), но и мелкими (училищами), разветвляясь до тончайших, как нити, капилляров (школ), поддерживающих все кровообращение, снабжающих кровью все периферические окончания» [6].

Согласимся, что российская музыкальная педагогика является уникальной системой. Русская музыкальная школа, так ярко описанная Львом Наумовым, представляет собой трехступенчатую систему: школа - училище - вуз, а также продолжение образования в аспирантуре, ассистентуре-стажировке.

Начиная со второй половины ХХ в. наряду с традиционными музыкальными специальностями, такими как инструментальное исполнительство, вокальное искусство, композиция, дирижирование, музыковедение, основы которых были разработаны еще в 1862-65 гг. с момента открытия первой русской консерватории, начинает развиваться новое направление - музыкальное искусство эстрады. А к концу 80-х гг. прошлого столетия сложилось профессиональное образование в этой области. Этому способствовали законодательные акты Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. и 25 января 1973 г., согласно которым стало возможным открывать эстрадные отделения в музыкальных училищах. В 80-е гг. открываются эстрадные кафедры в таких высших учебных заведениях, как Ростовская государственная консерватория, Российская академия музыки им. Гнесиных, Государственный институт культуры им. Н.К. Крупской.

Учебные планы и программы по новой специальности разрабатывались на основе сложившейся системы профессионального музыкального образования, которая была признана во всем мире. «Консерваторское образование в России, обучение в училищах и в музыкальных школах было и остается на высочайшем уровне и требует лишь продолжения и сохранения традиций» [7]. Первый образовательный стандарт по специальности «Музыкальное искусство эстрады» был

создан в 1997 г. Сегодня российские вузы осуществляют подготовку по стандартам ВПО третьего поколения, представляющим двухступенчатый уровень: бакалавриат и магистратура, также сохранена подготовка по специалитету.

Практика показала, что немногие учебные заведения России способны в полном объеме реализовать подготовку профессиональных эстрадных музыкантов, несмотря на сложившуюся традицию отечественного высшего образования в этой стилистике. «В становлении высшего профессионального образования в области музыкального искусства эстрады особо остро предстает кадровая проблема. Если в студиях и джазовых клубах в этой стилистике работали одаренные люди, не всегда имеющие профессиональное образование, то в вузе необходимы музыканты, с одной стороны, получившие академическое образование, а с другой, тяготеющие именно к данной стилистике, владеющие даром импровизации, талантливые аранжировщики, преподаватели» [8].

Особо следует отметить факультет музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Факультет, возглавляемый народным артистом России, композитором, профессором Виктором Михайловичем Лебедевым, обеспечивает высокую профессиональную подготовку музыкантов, осуществляет разработку концепции профессионального образования и программного обеспечения в области музыкального искусства эстрады.

Сегодня факультет музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств активно сотрудничает с Чжэнчжоуским педагогическим институтом и Шанхайской академией музыки. В течение последних пяти лет проводятся регулярные консультации преподавателей факультета музыкального искусства эстрады - по эстрадно-джазовому пению, джазовому танцу, основам классического, народного танца, дисциплинам «Сценическое движение», «Мастерство актера». Профессора факультета регулярно проводят мастер-классы в педагогическом институте Чжэнчжоу (Китай).

В 2007 г. был заключен договор между Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств и педагогическим институтом Чжэнчжоу. В 2012 г. было заключено соглашение со Школой искусств при Шанхайской театральной академии, а также с Цзяоцзоским педагогическим институтом высшего специального образования.

В рамках этих договоров, помимо вышеизложенного, предполагаются разработка и реализация совместных образовательных программ, студенческий обмен, совместная подготовка и издание учебных, учебно-методических и научных материалов.

Разрабатывается концепция профессионального образования по направлению «Музыкальное искусство эстрады», которая может быть реализована в высших учебных заведениях Китая.

Ссылки:

1. См.: Ван Юйхе. Краткая история современной китайской музыки. Пекин, 1991.

2. Сунь Цзинань. Летопись китайского музыкального образования в период новой истории 1840-2000 гг. Шаньдун, 2004.

3. Ван Юн И. Китайское музыкальное образование новой эпохи: 1840-1949 : сб. док. и материалов. Шанхай, 1999.

4. Там же.

5. Мю Пэйянь. Музыкальное образование в начальных и средних школах. Шанхай, 1996.

6. Дьяченко Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев, 1987.

7. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования. СПб., 2006.

8. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.