Научная статья на тему 'Становление системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике Башкортостан'

Становление системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / СУБСИДИРОВАНИЕ / КОМПЕНСАЦИЯ / INDEMNIFICATION / ЛИЗИНГ / LEASING / ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / VENTURE INVESTMENTS / AVERAGE BUSINESS / FAVORABLE ATMOSPHERE / SUBSIDIZING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габитов Ришат Рашитович

Рассмотрен процесс формирования и развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Башкортостан, которое формирует пятую часть валового регионального продукта Республики Башкортостан. Проанализированы результаты социологического исследования по вопросу условий формирования благоприятной среды для развития МСП, в котором занято более трети экономически активного населения республики. Выделены наиболее перспективные инструменты государственной поддержки малых и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габитов Ришат Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the state system support of small and average business in Bashkortostan Republic

Process of formation and development of the state system support of small and average business (SAB) in Bashkortostan Republic is considered which forms the fifth part of a total regional product of Bashkortostan Republic. Results of sociological research concerning conditions of formation of the favorable environment for development of SAB in which it is occupied more than third population of republic are analysed. The most perspective methods of the state support of the small and average enterprises are allocated

Текст научной работы на тему «Становление системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике Башкортостан»

Таким образом, только при наличии единой концепции инновационного развития региона и постоянного взаимодействия между всеми объектами инновационной инфраструктуры возможно ускорение развития инновационной индустрии

в регионе и стране.

литература

1. стратегия развития науки и инноваций до 2015 года: от 15 февраля 2006 г. № 1 / Мин-во образования и науки Российской Федерации. М., 2006.

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2009: Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2009.

3. наука России в цифрах / ЦИСН. М., 2010.

4. Ефимов А. В., Буренина Г. А., Петров А. н. Управление стратегическими альянсами. СПбУЭФ, 2007.

5. Шепелев Г. В., Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Наука и инновации в регионах России. URL: http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php. (Дата обращения: 16.02.2011).

6. о состоянии государственной политики о наукоградах и направлениях ее развития: Доклад Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2006.

7. Технопарки в области высоких технологий. URL: http://www.technoparks.ru/tasks. (Дата обращения: 16.02.2011).

8. Фияксель Э. А., Бутрюмова н. н. Взаимодействие малых инновационных предприятий ранних стадий развития и элементов инфраструктуры региональной инновационной системы // Регионология. 2010. № 1. C. 92-98.

9. Громов Е. А. Передовые тенденции в развитии технопарков: теоретические и практические аспекты // Проблемы современной экономики. 2008. № 1 (25). URL: http:// www.m-economy.ru/art.php3?artid=23611. (Дата обращения: 16.02.2011).

УДК 334.7(470.57)

Р. Р. Габитов

Становление системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике

Башкортостан

R. R. Gabitov. Formation of the state system support of small and average business in Bashkortostan Republic

Рассмотрен процесс формирования и развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Башкортостан, которое формирует пятую часть валового регионального продукта Республики Башкортостан. Проанализированы результаты социологического исследования по вопросу условий формирования благоприятной среды для

Process of formation and development of the state system support of small and average business (SAB) in Bashkortostan Republic is considered which forms the fifth part of a total regional product of Bashkortostan Republic. Results of sociological research concerning conditions of formation of the favorable environment for development of SAB in which it is occupied more than third

Ришат Рашитович Габитов — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© Р. Р. Габитов, 2011

развития МСП, в котором занято более трети of economically active population of republic

экономически активного населения респуб- are analysed. The most perspective methods

лики. Выделены наиболее перспективные of the state support of the small and average

инструменты государственной поддержки enterprises are allocated. малых и средних предприятий.

ключевые слова: государственная поддерж- Keywords: state support, small business, av-

ка, малое предпринимательство, среднее erage business, favorable atmosphere, finan-

предпринимательство, благоприятная сре- cial support, subsidizing, indemnification,

да, финансовая поддержка, субсидирова- leasing, venture investments ние, компенсация, лизинг, венчурные инвестиции

контактные данные: 190103, Санкт-Пе- Contact information: 190103, Saint-Peters-

тербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А burg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

• государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

• государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

• государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.

Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая структура пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. В их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет, налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

В Республике Башкортостан сложились благоприятные условия для развития бизнеса. Таковы данные социологического исследования, проведенного в городе по заказу администрации башкирской столицы.

58,8% предпринимателей и 52,3% населения Уфы оценивают условия для развития предпринимательства в городе положительно. Не согласны с ними 28,4% бизнесменов и 17,7% жителей.

Самой большой угрозой для отечественного бизнеса, по мнению уфимских предпринимателей, является рост арендных платежей (57,3%) и слишком большие налоги (50,5%). В этом же ряду предприниматели отмечают: ухудшение общей ситуации в экономике (45,6%), необоснованные штрафы, нарушения при проверках (35,9%), незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес (27,2%). Предприниматели республики считают, что наиболее актуальными на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса являются такие проблемы, как несовершенство системы налогообложения (48,5%), коррупция (41,7%), бюрократические проволочки (39,8%), несовершенство законодательной базы (30,1%), отсутствие информации о состоянии рынка (22,3%).

Также определенную угрозу для развития отечественного бизнеса представляют административные барьеры. На первом месте налоговые органы (72,8%), на втором — органы местной власти (48,5%), на третьем — органы внутренних дел (23,3%). Далее следуют: пожарная инспекция (14,6%), органы санитарно-эпидемиологической службы (9,7%). Почти каждый пятый (18,4%) представитель малого и среднего бизнеса республики полагает, что сегодня диалог бизнеса и власти возможен; 35% считают, что диалог скорее возможен, чем невозможен; 17,5% напротив считают, что диалог скорее невозможен, чем возможен; и 8,7% высказались за отсутствие какого-либо диалога между властью и бизнесом.

Говоря об установленном порядке предоставления муниципальных нежилых помещений в аренду в республике, почти половину опрошенных предпринимателей (45,7%) данный порядок вполне устраивает, и он оценивается ими положительно (17,5% — положительно, 28,2% — скорее положительно, чем отрицательно). На вопрос, кто должен осуществлять социальную политику большинство опрошенных предпринимателей считают, что социальную политику должны осуществлять государство и бизнес совместно (49%), значительно меньше тех, кто отдает эту функцию только государству (26,5%), примерно столько же респондентов затрудняются ответить на этот вопрос (21,6%).

Для того чтобы выяснить отношение представителей бизнеса к решению проблем г. Уфы, был задан вопрос об отношении к привлечению средств предпринимателей на решение проблем города. Более 50% опрошенных предпринимателей ничего не имеют против того, чтобы на решение проблем города (благоустройство, оказание помощи детским учреждениям, инвалидам, различные социальные вопросы) привлекались средства предпринимателей. Установлено, что 40,8% предпринимателей ока-

зывают помощь городу в решении благоустройства, различных социальных вопросов. Причем 2,9% делают это постоянно, 37,9% — периодически. Однако большая часть предпринимателей среднего и малого бизнеса (59,2%) такую помощь не оказывают совсем. Для 60,2% предпринимателей большое значение имеют моральные способы поощрения бизнеса со стороны общественности и органов власти.

Сегодня государственная политика не обходит стороной предпринимателей малого и среднего бизнеса, создавая им необходимый пласт и открывая всевозможные дороги для дальнейшего развития. Значительная финансовая поддержка в рамках государственной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, попытка избавить бизнес от административных барьеров, содействие в инновационных начинаниях и стремление вывести имидж предпринимателя на новый уровень — все это, несомненно, приносит определенные плоды. И малый бизнес смог выстоять в период экономического кризиса с наименьшими потерями для себя, благодаря активности самого предпринимательского сообщества и наличию государственной поддержки.

С развитием малого предпринимательства в нашей стране связывается решение целого ряда важнейших социально-экономических задач: создание рациональной структуры экономики, сглаживание проблем безработицы, формирование среднего класса, насыщение рынка товарами и услугами, пополнение региональных и местных бюджетов и ряд других проблем.

На сегодняшний день в Башкортостане насчитывается более 136,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, которые представлены во всех видах экономической деятельности региона. В малом и среднем бизнесе трудится около 450 тыс. человек, в том числе на малых предприятиях занято 167,2 тыс. человек.

Сегодня в сфере малого бизнеса занято более трети экономически активного населения республики. Малый и средний бизнес формируют пятую часть валового регионального продукта Республики Башкортостан.

Объем привлеченных в 2010 г. средств на государственную поддержку предпринимательства составил из федерального бюджета 272,1 млн руб., из бюджета Республики Башкортостан — 109,2 млн руб., также из бюджетов муниципальных образований — 35,5 млн руб.

На заседаниях комиссии Госкомитета было рассмотрено 1605 заявок, из них финансовую поддержку в рамках республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства получили 897 на общую сумму 263,4 млн руб. Это те предприниматели, которые по всем параметрам соответствуют требованиям законодательства РБ и РФ.

Самым популярным видом финансовой поддержки является субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса, или, по-другому, старт-ап. Финансовую поддержку в виде такой субсидии получили 778 субъектов малого предпринимательства, осуществляющие приоритетные виды деятельности, на сумму 220 млн руб. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства, получивших данную поддержку, представлена следующим образом: сельское хозяйство — 41,6%, обрабатывающие производства — 17,5%, переработка сельхозпродукции — 7,1%, обработка древесины — 7,6%, строительство — 5%.

Наибольшую активность при подаче заявлений на данный вид финансовой поддержки проявили предприниматели таких городов и районов, как: г. Уфа — 336 заявлений; г. Сибай — 81; г. Нефтекамск — 31; Абзелиловский район — 40; Баймакский — 54; Белебеевский — 39; Куюргазинский — 38; Ишимбайский — 38 и Туймазинский район — 58.

В то же время от предпринимателей г. Агидель, муниципальных районов Архангельский и Чекмагушевский поступило только от 1 до 5 заявлений.

Следующим по популярности направлением финансовой поддержки в прошедшем году стало субсидирование ранее понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры. На эти мероприятия из бюджета республики было направлено 17 млн руб., размер средств федеральной субсидии составил 49 млн руб. (консолидированный объем — 66 млн руб.).

Субсидирование предоставляется по договорам страхования, лизинга, участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, договорам, связанным с реализацией программ энергосбережения и присоединением к объектам электросетевого хозяйства (до 100 кВт).

Наиболее востребованное у предпринимателей направление — субсидирование части лизинговых платежей.

По данному виду субсидии предоставлены 39 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 21,1 млн руб. 36% получивших субсидии — предприниматели г. Уфы. В отраслевом разрезе субсидию получили предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сельском хозяйстве и в обрабатывающих производствах.

Новшеством 2010 г. явилось предоставление финансовой поддержки на конкурсной основе в виде грантов на приобретение оборудования субъектам малого предпринимательства РБ.

По итогам проведенного конкурса поступило 164 заявки на общую сумму 122,4 млн руб. (запрашиваемая сумма поддержки в 12 раз превысила расходы бюджета Республики Башкортостан на эти цели). Вместе с тем следует отметить, что данный вид поддержки не софинансируется из бюджета РФ.

Финансовая поддержка, которая софинансируется из федерального бюджета — предоставление субсидий муниципальным образованиям Республики Башкортостан для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Заявки на конкурс по предоставлению данной субсидии подали 48 муниципальных образований.

Некоторые города и районы не приняли участие в конкурсе в связи с отсутствием в бюджетах муниципальных образований средств, предусмотренных на финансирование мероприятия по поддержке субъектов малого предпринимательства на начальной стадии развития.

Предоставление поддержки в виде поручительств за счет гарантийного фонда осуществляется Фондом развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан. Размер средств гарантийного фонда составляет 532,6 млн руб.

Поручительств за счет гарантийного фонда предоставлено на сумму более 184,1 млн руб., что позволило 82 субъектам малого предпринимательства привлечь кредитные ресурсы на сумму свыше 229 млн руб.

В 2010 г. активы «Центра микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан» были пополнены на 28,75 млн руб., и на сегодняшний день они составляют 178,75 млн руб. Организация была создана в целях обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов (по договорам займа на возвратно-платной основе). Таких займов в 2010 г. было предоставлено 185 субъектам на сумму 142,52 млн руб.

В территориальном разрезе программой микрофинансирования воспользовались субъекты малого предпринимательства 31 муниципального образования Республики Башкортостан.

Реализацию такого вида финансовой поддержки, как предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга, осуществляет Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан.

На формирование лизингового фонда для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств из бюджета республики в 2009-2010 гг. было выделено 30 млн руб.

За этот период основные средства предоставлены 20 субъектам малого предпринимательства на сумму 33,9 млн руб. Предприниматели получили деревообрабатывающее оборудование; инкубаторы; спецтехнику; оборудование для производства труб, профнастила, сэндвич-панелей, мебели, колбасных изделий, полуфабрикатов из мяса, хлебобулочных изделий, кондитерских, рыбных изделий и другое оборудование.

Прошли отбор для получения кредита по минимальной процентной ставке (от 8,01% до 12,74%) 8 субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в области обрабатывающих производств, на сумму 153 млн руб.

В результате было заключено 6 кредитных договоров стоимостью 120 млн руб.

Осуществляется финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства через некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан».

«Региональный венчурный фонд инвестиции в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан» сформирован в объеме 400 млн руб.

В текущем году в Венчурный фонд обратилось 109 проектантов, подано 36 заявок. Профинансированы 3 проекта в сфере нефтедобычи и трубопроводного транспорта.

В Башкортостане действуют 3 бизнес-инкубатора в г. Салават, Сибай и Октябрьский.

Основной целью бизнес-инкубаторов является создание максимально благоприятных условий для поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности.

В настоящее время в бизнес-инкубаторах размещено 187 резидентов, которыми организовано 1096 рабочих мест. Здесь предприниматели осуществляют производственную и сельскохозяйственную деятельность, проектно-изыскательные, клининговые услуги и другие виды деятельности.

Необходимо отметить, что в 2010 г. по сравнению с предыдущими периодами наблюдается увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от резидентов, размещенных в бизнес-инкубаторах, особенно в г. Октябрьский. Впредь государственная поддержка предпринимательства будет направлена на упрощение процедуры предоставления финансовой и иной поддержки, изменение отраслевой структуры поддержки малого бизнеса в пользу инновационно-производственной, снижение налоговой нагрузки малого и среднего бизнеса, развитие субконтрактации и аутсорсинга, устранение административных барьеров.

Государственная политика в области поддержки и развития малого предпринимательства, отраженная в «Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июля 2006 года № 202), получила развитие и конкретизирована в «Республиканской программе государственной

поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан» (далее — Республиканская программа), утвержденной постановлением Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Соответствующие программы по поддержке и развитию малого предпринимательства, в качестве составной части государственной социально-экономической политики, были приняты всеми городскими округами и муниципальными районами республики.

В области внедрения новых финансовых технологий реализуются механизмы:

• субсидирования процентных ставок при кредитовании субъектов малого предпринимательства;

• субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным в кредитных организациях кредитными потребительскими кооперативами, потребительскими обществами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в целях предоставления займов членам кооперативов, являющихся субъектами малого предпринимательства;

• субсидирования части затрат субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) на экспорт;

• компенсации части страховых взносов по договорам страхования субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, политика, проводимая Президентом Республики Башкортостан, Государственным Собранием РБ, Правительством республики, администрацией Уфы в области поддержки малого бизнеса, способствует повышению влияния субъектов малого предпринимательства на развитие экономики и решение социальных проблем города.

Актуальным на сегодня остается развитие предпринимательства в производственной сфере, дальнейшее расширение кооперации малого бизнеса с крупными и средними предприятиями, привлечение их к благоустройству республики, обслуживанию жилого фонда, объектов социальной сферы и коммунального назначения, а также к внедрению энергосберегающих технологий.

УДК 338.2

С. В. Федораев

организационная структура научно-технической сферы и требования инновационного развития: системные

противоречия

S. V. Fedoraev. organizational structure of scientific and technical sphere and requirements of innovative development

В статье анализируются динамические изменения в организационной структуре научно-технической сферы, оценивается ее современное состояние, выявляются противоре-

This article analyzed dynamic changes in organizational structure of scientific and technical sphere, its current state is estimated, contradictions between this structure and

Сергей Витальевич Федораев — доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук. © С. В. Федораев, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.