вость влияет на формирование и использование источников финансирования инвестиционно-инновационной деятельности и влияет на инновационное развитие экономики региона и страны в целом. Именно финансовая устойчивость открытых экономических систем на микроуровне является основой создания инвестиционно-инновационного потенциала регионов и страны в целом, что обеспечивает их устойчивый экономический рост.
Литература
1. Анохин Р. Н., Бобылев Г. В., Валиева О. В., Ждан Г. В., Кравченко Н. А., Кузнецов А. В., Суслов В. И. Мировой опыт стимулирования спроса на инновации // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки, 2014. Т. 14. Вып. 2. С. 71-82.
2. Крахмалев В. А., Цомаева И. В., Ряполова К. В. Формирование механизмов развития государственно-частных предприятий в инновационной сфере деятельности / Под ред. А. Т. Маркова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. 134 с.
3. Маркова В. Д., Кузнецова С. А., Цомаева И. В. Организационные компетенции как фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Регион: экономика и социология, 2013. № 2. С.324-336.
4. Маркова В. Д., Кузнецова С. А., Цомаева И. В. Соотношение инновационной и маркетинговой стратегий предприятия // Совершенствование управление производством. Инновации и инвестиции: Материалы III Межрегионального семинара / под ред. В. В. Титова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. С. 121-127.
5. Попов Е. В. Моделирование экономических институтов // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2015. № 1. С. 5-14.
6. Титов В. В., Цомаева И. В. Согласование стратегического и тактического управления на промышленном предприятии в условиях неопределенности спроса на продукцию // Регион: экономика и социология, 2014. № 2. С. 235-247.
7. Титова В. А., Томилина Я. В. Методический подход к оценке инновационной среды организации // Фундаментальные исследования, 2014. № 11-2. С. 399-403.
8. Фалько С. Г. Трансформация инструментов организации и управления предприятиями в современных условиях // Инновации в менеджменте, 2014. № 1. С. 16-21.
9. Шеметов П. В., Никифорова Л. Е., Петухова С. В. Менеджмент: управление организационными системами. - М.: Омега-Л, 2014. 406 с.
Balanced financial stability control system of industrial enterprises
Alexander Mushkudaevich Mogzoev, doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Urban Economics and services, S. Yu. Witte Moscow University
Irina Nikolaevna Shadrina, master student of the Faculty of Economics and Finance, S.Yu. Witte Moscow University
The article analyzes and presents the basic methods of evaluation, management and control of financial stability of the industrial enterprise and identifies factors affecting the level offinancial stability.
Keywords: financial stability, a balanced management system finansovoi stability, model, evaluation methods.
УДК 334.012.6, УДК 338.24
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Людмила Геннадьевна Руденко, канд. экон. наук, доцент, декан факультета экономики и финансов, e-mail: mila.k07@mail.ru, Московский университет им. С. Ю. Витте, http://muiv.ru
Статья посвящена исследованию форм государственной поддержки малого предпринимательства в Архангельской области. В исследовании анализируются тенденции развития малого предпринимательства, вскрываются проблемы, сдерживающие рост основных показателей его деятельности, предлагаются пути решения обозначенных проблем.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, формы поддержки. DOI: 10.21777/2307-6135-2016-2-13-22
Малые предприятия играют важную социально-экономическую роль в развитии страны. Мобильность малых предприятий придает мобильность стране, возможность быстро адаптироваться к новым условиям хозяйствования. Малое предпринимательство (МП) формирует конкурентную среду и развитие рынка. В условиях кризиса и безработицы оно способно создавать новые рабочие места на условиях самозанятости и занятости. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства остаются актуальными и на современном этапе, в нестабильной кризисной ситуации и в связи с введением новых санкций.
Роль и значимость малого предпринимательства, специфика его развития и функционирования, правовое регулирование его деятельности широко освещены в работах отечественных авторов, таких как В. С. Балабанов, М. В. Беспалов, А. О. Блинов, В. П. Бычков, И. В. Кириченко, А. Г. Комаров, А. Ю. Пахолкова, Ю. Л. Старостин, Л. Л. Топышева, И. Н. Шапкин, В. А. Швандер, Б. М. Широков, Е. Г. Ясин и др. Исследование вопросов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства проводилось в трудах следующих авторов: Т. П. Афанасьева, А. Я. Бимбад, Е. М. Бухвальд, А. В.
Л.Г. Руденко Виленский, М. Г. Лапуста, С. Ю. Лебедева, В. Г. Макеев, А. В. Тодосийчик, С. Е. Шепелева и др. Изучению особенностей и закономерностей развития малого предпринимательства посвящены работы зарубежных ученых, среди которых Дж. Брайтс, М. Вебер, А. Милз, Ф. Найт, М. Питерс, Дж. Чарлтон, Й. Шумпетер и др.
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность малого бизнеса в настоящее время, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП). В статье 7 дано определение субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП): «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» [1].
Правительство России видит в малом предпринимательстве большой потенциал для развития экономики страны, поэтому предпринимает решительные шаги в его поддержку на всех уровнях власти. Необходимо заметь, что не все регионы развиваются динамично, есть лидеры по развитию малого предпринимательства - г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Свердловская обл., Новосибирская обл., Краснодарский край, есть регионы с низким уровнем развития малого предпринимательства по его масштабам - Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Чукотский автономный округ.
В целом, исходя из показателей деятельности малого предпринимательства, Архангельская область занимает среднестатистические позиции. Численность малых предприятий за исследуемый период с 2010 г. по 2014 г. увеличилась на 24,27% и составила 14 190 ед., с учетом Ненецкого автономного округа 14 636 ед. (табл. 1). Справедливости ради, необходимо заметить, что на деятельность малых предприятий по-
влиял мировой кризис 2013 г. и число предприятий по статистике в 2014 г. сократилось по сравнению с 2013 г. в Архангельской обл. на 16%, что составило 2792 ед.
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели развития МП Архангельской обл. (включая Ненецкий автономный округ) в 2010-2014 гг.
Регион 2010 2011 2012 2013 2014 Темп прироста 2014/2010, %
Число малых предприятий на конец года, ед. 11 777 12 621 14 655 17 428 14 636 24,28
Средняя численность работников малых предприятий, тыс. чел. 92,3 89,8 69,9 72,6 75,2 -18,53
Оборот малых предприятий, млрд руб. 121,4 127,8 120,9 137,1 144,4 5,32 (2014/2013)
Инвестиции, млрд руб. - 0,8 1,5 1,3 1,5 15,38 (2014/2013)
Сальдированный финансовый результат, млн руб. 3027 2663 3979 8073 7860 -2,64 (2014/2013)
Источник: Составлено автором по данным Росстата [2].
Средняя численность работников на малых предприятиях за исследуемый период 2010-2014 гг. во многих областях Северо-Западного федерального округа сократилась. В Архангельской области сокращение произошло на 18% (табл. 1).
Оборот на предприятиях малого бизнеса имеет тенденцию к увеличению, но в фактических ценах, если мы «очистим» данные показатели от инфляции, будет наблюдаться спад показателей. К примеру, оборот малых предприятий в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличился в фактических ценах на 5,32%, официальная инфляция в 2014 г. составила 11,4%, соответственно, можно сделать вывод о снижении оборота за год (табл. 1).
Прирост инвестиций в малый бизнес Архангельской области по фактическим ценам увеличился в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 15,38%. Реальный показатель также увеличился, т. к. прирост в процентах выше уровня инфляции (табл. 1).
Сальдированный финансовый результат деятельности малых предприятий за анализируемый период 2010-2014 гг. растет в фактических ценах, но в результате кризиса 2013 г. его значение уменьшилось в 2014 г. по сравнению со значениями 2013 г. практически по всем регионам России, в Архангельской области этот показатель упал незначительно - на 2,64% (табл. 1).
По видам экономической деятельности в 2014 г. в Архангельской области большую долю составляют предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (31%), 18% МП занято в операциях с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, 15% - в обрабатывающей промышленности, 11% - в строительстве, на долю прочих видов деятельности приходится 19% (рис. 1).
Кризис 2013 г. показал, что малые предприятия сильно уязвимы к влиянию внешних факторов среды, поэтому необходимо предпринимать меры по их защите и устойчивому развитию: формировать систему поддержки малого предпринимательства, способную удержать развитие МП на прежнем уровне в кризисных ситуациях и дать рост его основным показателям в будущем.
Анализ инфраструктурной поддержки МП Архангельской области показал, что такая система еще не сформирована, существуют лишь ее отдельные элементы.
Развитие государственной поддержки МП Архангельской области осуществлялось до 29.10.2010 г. в соответствии с областным законом от 06.07.1999 г. № 137-23-03 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Архангельской области» [4], с 29.10.2010 г. - в соответствии с областным законом от 29.10.2010 г. № 20616-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской области»
[5]. Законом определяются общие направления и принципы организации поддержки малого и среднего предпринимательства.
строительство 11%
обрабатывающие производства 15%
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6%
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного...
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18°%
Рис. 1. Распределение малых предприятий Архангельской области по видам экономической деятельности [3]
На территории области действует ряд министерств и организаций, которые занимаются вопросами поддержки и развития малого предпринимательства: Правительство Архангельской области, Министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области, Министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области, АО «Корпорация развития Архангельской области», Фонд «Архангельский региональный центр микрофинансирования», Государственное унитарное предприятие Архангельской области «Фонд имущества и инвестиций», Государственное унитарное предприятие «Инвестиционная компания "Архангельск"», Областное автономное государственное учреждение «Архангельский региональный бизнес-инкубатор», ООО «Агентство поддержки предпринимательства "БИНАР"», Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования Учебно-деловой центр «Предприниматель».
При Губернаторе Архангельской области создан Общественный совет по малому и среднему предпринимательству, который является совещательным органом при предварительном рассмотрении вопросов, касающихся развития МСП, готовит по ним предложения и обеспечивает взаимодействие с исполнительными органами власти Архангельской области, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Архангельской области, государственными органами Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, иными органами, общественными объединениями.
Формы поддержки малого бизнеса являются разнообразными и трансформируются в зависимости от уровня НТП, от структурных изменений экономики. Проанализировав законодательную базу и исследования современных ученых--экономистов, автор пришел к выводу, что основными формами поддержки являются:
- финансовая поддержка, включающая реализацию инструментов микрофинансирования, предоставление кредитов и займов, гарантий, субсидирование, лизинговые операции [6];
- система поддержки участия субъектов МП в государственных и муниципальных закупках и контрактах [7];
- имущественная поддержка малого бизнеса, направленная на содействие в по-
лучении помещений на льготных условиях, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные и производственно-технологические центры [8];
- поддержка малого бизнеса по обучению, повышению квалификации и переобучению сотрудников [9];
- информационно-консультационная поддержка малого бизнеса, решающая вопросы правового, юридического характера, включая менеджмент, маркетинг, планирование, информационное и программное обеспечение, развитие электронных форм ведения бизнеса, услуги по бухгалтерскому и налоговому учету [10];
- система координации и законодательного регулирования развития малого бизнеса, занимающаяся разработкой нормативных документов, контролем их исполнения и оценкой эффективности;
- экспортная поддержка МП, оказываемая предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;
- инновационная инфраструктура поддержки. Выделяется в отдельную подсистему в результате активного развития высоких и инновационных технологий. Она способствует разработке новаций и продвижению их на рынок;
- социальная инфраструктура поддержки. Также активно развивается на современном этапе и формируется в отдельную подсистему [11].
На территории Архангельской области действует ряд программ поддержки развития МП. В качестве основной из них можно назвать государственную программу Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 462-пп [12]. Подпрограммой № 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе» государственной программы предусмотрены мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) в Архангельской области. В частности, в 2014 г. на реализацию подпрограммы № 2 из областного бюджета было выделено 70,13 млн руб., дополнительно из федерального бюджета выделено в виде субсидий 149,20 млн руб. и использовано 4,65 млн руб. из федерального бюджета, оставшихся с 2013 года. Израсходовано с учетом федерального и областного бюджета в 2014 г. 215,70 млн рублей (96%) [13]. Распределение бюджетных средств осуществляется на основе проводимых конкурсов (табл. 2).
Таблица 2
Распределение бюджетных средств по направлениям поддержки в 2014 г.
Направление расходования средств Выделенные средства
Предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса Победителями признаны 64 проекта (из 196 заявок), на общую сумму 30,2 млн рублей за счет средств областного и федерального бюджетов
Субсидирование уплаты субъектами малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования Победителями признаны 76 проектов (из 155 заявок), на общую сумму 90,0 млн рублей за счет средств областного и федерального бюджетов
Субсидии по процентным ставкам по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга Победителями признаны 27 проектов (из 49), на общую сумму 14,5 млн рублей за счет средств областного бюджета
Субсидии субъектам малого предпринимательства на поддержку инновационных бизнес-проектов в Архангельской области и Ненецком автономном округе Победителем признан 1 проект, сумма субсидии -500,0 тыс. рублей
Конкурс среди муниципальных образований Архангельской области и Ненецкого автономного округа на право получения субсидий из областного бюджета на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства Победителями признаны 23 муниципальных образования Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Общая сумма субсидии 27,7 млн рублей за счет средств областного и федерального бюджетов
Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности Победителями признаны 10 субъектов МСП на общую сумму субсидии 5 млн рублей за счет средств областного и федерального бюджетов
Предоставление субсидий на возмещение части затрат по созданию и (или) обеспечению деятельности центров молодежного инновационного творчества субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области и Ненецкого автономного округа Победителем признан 1 субъект малого и среднего предпринимательства на общую сумму субсидии 7 млн рублей за счет средств областного и федерального бюджетов
Источник: Составлено автором по данным доклада Уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей [13].
В 2014 г. фонд «Архангельский региональный центр микрофинансирования» заключил 201 договор на сумму 112,51 млн руб., ГУП «Инвестиционная компания «Архангельск» было выдано 26 поручительств на сумму 10,60 млн руб.
Имущественная поддержка субъектов МП осуществляется государственным автономным учреждением Архангельской области «Архангельский региональный бизнес-инкубатор» 16 резидентам инкубатора.
В 2014 г. осуществлялась консалтинговая и образовательная поддержка: проводились круглые столы, семинары в рамках XVI конференции малого и среднего предпринимательства Архангельской области, ежегодной Маргаритинской ярмарки.
В 2015 г. продолжаются мероприятия по развитию молодежного предпринимательства в Архангельской области в рамках программы федерального агентства по делам молодежи «Ты - предприниматель». Создана сеть представителей федеральной программы «Ты - предприниматель» в муниципальных образованиях Архангельской области (13 человек), формируется реестр молодых предпринимателей.
На базе ГАУ Архангельской области «Молодежный центр» открыт Центр содействия развитию молодежного предпринимательства.
В 2015 г. стартовала программа «8ТАКТЦР+» по предоставлению микрозаймов фондом «Архангельский региональный центр микрофинансирования» субъектам малого предпринимательства Архангельской области, согласованная с ГАУ Архангельской обл. «Архангельский региональный бизнес-инкубатор». Программа направлена на оказание ресурсной поддержки субъектам МП, осуществляющим свою деятельность не более одного года и являющимися резидентами бизнес-инкубатора. Программа направлена на поддержку молодежи, на создание новых рабочих мест, благоприятных условий для развития МП, организацию новых производств. Ресурсное обеспечение Программы в части предоставления микрозаймов осуществляется за счет средств Фонда, направляемых на микрофинансовую деятельность (в 2015 году - в объеме не более 3 млн руб.) [14].
В 2015 году продолжается субсидирование начинающих предпринимателей. Право получения субсидии имеют субъекты МП на конкурсной основе в соответствии с Постановлением от 11 февраля 2014 г. № 43-пп (в редакции от 14 июля 2015 года) «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса» [15].
В Архангельской области активно развивается механизм государственной поддержки на основе государственно-частного партнерства, правовой основной которого служат Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По данным Росстата, за исследуемый период наблюдается рост количества контрактов и их стоимости на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для государственных нужд субъектов РФ, чего нельзя сказать о подобных контрактах для муниципальных нужд. Их число и стоимость уменьшились, но доля таких контрактов, приходящихся на МП, увеличилась на 64% (табл. 3).
Таблица 3
Динамика количества контрактов и их стоимости на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд в Архангельской области за 2010-2014 гг.
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 Темпы прироста 2014/2010, %
1. Количество контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для государственных нужд субъектов РФ, единиц 741 801 1714 2101 2848 284,35
2. Количество контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для государственных нужд субъектов РФ, в % к общему количеству контрактов 20,0 15,5 17,6 15,6 27,6 38,00
3. Стоимость контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для государственных нужд субъектов РФ, млрд руб. 243,2 258,5 737,6 842,1 1689,1 594,53
4. Стоимость контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для государственных нужд субъектов РФ, в % к общей стоимости контрактов 4,3 2,0 6,5 4,4 10,6 146,51
5. Количество контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для муниципальных нужд, единиц 1510 1403 1084 1064 1340 -11,26
6. Количество контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для муниципальных нужд, в % к общему количеству контрактов 17,9 19,6 19,6 16,2 29,4 64,25
7. Стоимость контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для муниципальных нужд, млн руб. 558,3 618,4 473,9 361,7 564,2 1,06
8. Стоимость контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП для муниципальных нужд, в % к общей стоимости контрактов 6,3 4,8 5,0 4,1 7,9 25,40
Источник: Составлено автором по данным Росстата [2].
В соответствии с областным законом от 02 июля 2013 года № 699-41-О3 «Об уполномоченном при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей» уже более двух лет действует новый институт омбудсмена. Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были ущемлены.
За 2014 год омбудсменом Н. В. Евменовым было рассмотрено 217 жалоб и обращений субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 56 письменных и 161 устных [13].
Жалобы были связаны с предоставлением муниципальных услуг (42%), с действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (24%), с вопросами кадастровой стоимости земельных участков (16%), с вопросами тарифов и арендной платы (14%), с уголовным преследованием предпринимателей (4%) [13].
Помимо причисленных жалоб, можно обозначить еще ряд проблем, сдерживающих развитие МП. К их числу относится проблема, связанная с нехваткой опыта молодых предпринимателей. Выбранные финансовые, инвестиционные, коммерческие и инновационные стратегии не носят комплексный характер, применяются фрагментарно и порой не адекватны современному требованию рынка. Проблемы развития малого бизнеса кроются и в несовершенстве правовой базы. Несмотря на множество принятых нормативных актов (закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральные законы «Об образовании в Российской федерации», «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и др.), можно заметить, что они несовершенны и зачастую противоречивы и, безусловно, требуют от предпринимателя хороших юридических знаний, что само по себе является сложной задачей, так как в малом бизнесе один человек должен совмещать в себе управленца, экономиста, бухгалтера, юриста, маркетолога, коммерсанта, РЯ-агента и т. д. [16].
Можно отметить еще ряд проблем: нехватка производственных площадей, соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения предприятий; несимметричность информационного рынка; недостаточность финансовых средств; высокие процентные ставки и риски по кредитам; административные барьеры и коррупция и др. Кризис, инфляция, падение покупательной способности также отрицательно сказываются на развитии МП.
Основная проблема развития малого предпринимательства - это отсутствие эффективного управления на всех уровнях власти, которое нуждается в совершенствовании и поиске новых действенных инструментов и механизмов, так как повторяющиеся кризисы с периодом 3-4 года свидетельствуют о неустойчивости и незащищенности российской экономики от внешних воздействий по причине отсутствия тех самых действенных механизмов [17].
Принимая во внимание указанные проблемы, а также основываясь на намерении федеральных и региональных властей поддерживать малый бизнес, целесообразным шагом можно считать создание благоприятных условий для его развития. Поддержка малого бизнеса позволит реализовать его инновационный потенциал. Сотрудничество государства и бизнес-структур при активной поддержке государством малых предприятий можно считать необходимым шагом в модернизации, которая проводится в системе экономики [18].
Обобщая исследования в области поддержки малых предприятий, автор предлагает как совершенствовать существующие инструменты поддержки малого бизнеса, так и развивать новые с целью формирования устойчивого среднего класса в Архангельской области, а именно:
- развивать эффективную систему инфраструктурной поддержки МП, добиваясь ее равномерного развития в регионе с целью предоставления равного доступа к услугам инфраструктурной поддержки всех субъектов [19];
- предоставлять льготные налоговые режимы в пределах своих компетенций;
- поддерживать спрос на продукцию МП и ее сбыт посредством встраивания МП в имеющиеся логистические цепи крупных предприятий;
- развивать формы государственно-частного партнерства как инструмента поддержки МП;
- уменьшить количество надзорных проверок для МП;
- уменьшить число дней для регистрации субъекта предпринимательства и упростить процедуру подключения к тепло-, энерго-, водоснабжению;
- усилить информационную поддержку МП и сделать ее более прозрачной и доступной [20];
- развивать более эффективные финансовые механизмы поддержки МП [21, 22];
- формировать бесплатные курсы для начинающих предпринимателей с совмещением дистанционных и очных семинаров.
Реализация перечисленных инструментов будет способствовать усилению роли и значимости МП в социально-экономическом развитии Архангельской области.
Литература
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons.
2. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2015. 96 с. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ pub-lications/catalog/doc_ 1139841601359.
3. Правительство Архангельской области. Малое и среднее предпринимательство. URL : http ://dvinaland .ru/-5cmm4uh4.
4. Областной закон от 06.07.1999 г. № 137-23-03 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Архангельской области» (в ред. законов Архангельской области от 09.07.2002 N 108-15-03, от 08.12.2005 N 133-8-03, от 22.11.2006 N 283-внеоч.-03, от 15.04.2009 N 3-2-03), принят Архангельским областным Собранием депутатов (Решение от 6 июля 1999 года N 640). URL: http://msp29.ru/content/legislation/regionalleg/m,11,239.
5. Областной закон от 29.10.2010 г. № 206-16-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской области» (в ред. законов Архангельской области от 24.10.2011 N 368-25-03, от 13.02.2012 N 426-28-03, от 02.07.2013 N 713-41-03, от 17.10.2013 N 13-2-03, от 20.06.2014 N 145-9-03 с изм., внесенными законом Архангельской области от 24.10.2014 N 188-11-03), принят Архангельским областным Собранием депутатов (Постановление от 27 октября 2010 года N 615). URL: http://old.dvinaland.ru/sb/normat.
6. Аверин А.В. Перспективные направления совершенствования финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Анализ общественных явлений в 2015 г. Построение прогнозов: сборник материалов международной научно-практической конференции, 2016. С.28-33.
7. Руденко Л.Г., Жидков А.С. Государственно-частное партнерство как возможный инструмент стимулирования импортозамещения // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6 (ч. 1). С. 179-183.
8. Руденко Л.Г. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Сибирская финансовая школа. 2015. № 5. С.75-80.
9. Суптело Н.П. Особенности спроса на московском рынке труда // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. - М.: МУ им. С. Ю. Витте, 2015. С.435-441.
10. Костина Л.Г. Информация как фактор инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства: Дис. ... канд. экон. наук. - Киров, 2002. 187 с.
11.Biktemirova M.K., Svetovtceva T.A., Rudenko L.G., Kiselev S.V., Nikonova T.V., Semenova L.V., Fatikhova L.E. The Social Infrastructure Services in the Context of Economic Growth Factors // Mediterranean Journal of Social Sciences, April 2015. Vol. 6. No. 2. Special Issue. P. 260-267.
12.Постановление Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)». URL: http://www.arhcity.ru/?page=1295/1.
13. Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей: Доклад о состоянии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Архангельской области за 2014 год. - Архангельск, 2015. URL: www.aosd.ru/uploads/dcsadd_doc_2820.docx.
14. Программа «STARTUP+» предоставления микрозаймов Фондом «Архангельский региональный центр микрофинансирования» субъектам малого предпринимательства Архангельской области. Утверждена Решением Совета Фонда (протокол № 6 от 31 августа 2015 г.).- Архангельск, 2015.
15. Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Постановление Правительства Архангельской области от 11 февраля 2014 г. № 43-пп (в редакции от 14 июля 2015 года).
16. Руденко Л.Г. Причины, сдерживающие развитие малого предпринимательства сферы услуг // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. - М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2016. Ч. 2. C. 523-530.
17. Шедько Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: Учебник для бакалавров. - М., 2015. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.).
18. Никонорова А.В. Социальное партнёрство как инструмент повышения конкурентоспособности организаций // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. 2013. № 13. С. 215-219.
19.Руденко Л.Г. Формирование сбалансированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сфере здравоохранения: монография. - М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2015. 130 с.
20. Барт Т.В., Балабанова С.И. Локализация развития малого бизнеса в регионе как фактор устойчивости в глобальной экономической системе (на примере Московского региона) // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. - М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2016. С. 48-53.
21. Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 32-35.
22. Руденко Л.Г. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-1 (59-1). С. 1063-1089.
The state support of small entrepreneurship in arkhangelsk region
Lyudmila Gennadievna Rudenko, Ph.D., associate professor, dean of the faculty of economics and finance, Moscow Witte University
The article is devoted research of forms of state support of small business in the Arkhangelsk region. The study analyzes tendentsii small business development, reveals the problems sergievoj the growth of the main pokazala his deyatelnosti, the ways of solving the identified problems.
Keywords: small business, state support, support