Экономика
УДК 351:004
Самаруха Алексей Викторович
Alexey Samarukha
Сачков Дмитрий Иванович
Dmitry Sachkov
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
В РОССИИ
FORMATION OF SYSTEM OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT IN RUSSIA
Определены современные условия создания и внедрения системы «электронное правительство». Изложены основные научно-технические и организационные проблемы при создании системы. Предложены меры по повышению эффективности процесса создания информационно-телекоммуникационной системы «электронное правительство»
Modern conditions of creation and introduction of the electronic government system are determined. The basic scientific, technical and organizational problems are stated at system creation. Measures on increase of the "electronic government" information-telecommuni-cation system creation efficiency are offered
Ключевые слова: электронное правительство, ин- Key words: electronic government, informational and tele-формационно-телекоммуникационные технологии, communication technologies, region, services, efficiency регион, услуги, эффективность
Печатается при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-3603.2009.6 «Разработка механизма антикризисного управления социальноэкономическим развитием муниципальных образований региона».
Общепринятым определением термина «электронное правительство» (ЭП) является формулировка «Концепция осуществления государственного управления, характерная для информационного общества. Базируется на возможностях информационно-телекомму-
никационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы».
В ряде зарубежных стран ЭП используется как один из наиболее продуктивных способов борьбы с коррупцией и бюрократией, а также обеспечения прозрачности официальных структур.
Внедрение ЭП предусматривает бизнес-реинжиниринг правительственных структур,
что, в свою очередь, отражается в проявлении эффективности для граждан как клиентов, выгоды для граждан как собственников.
Систему ЭП отличают от правительства он-лайн - правительство, которое, кроме традиционных форм трансакций с населением, имеет электронный интерфейс и является одним из функциональных элементов ЭП.
Чтобы сформировать благоприятную
среду для создания ЭП, необходимо учитывать институциональные характеристики, состояние инфраструктуры ИКТ, культурных и человеческих ресурсов, а также политическую приверженность идее организации ЭП. В таблице представлены основные проблемы, связанные с созданием ЭП, и последствия их неудовлетворительного решения [1].
Основные проблемы развития ЭП
Сфера Проблемы Последствия
Институциональные аспекты Отсутствие единого федерального программного продукта Низкая эффективность регионального стратегического планирования Неформатность целей на региональном уровне Проектировка самостоятельных адаптированных региональных систем Организационная низкая эффективность систем Экономическая низкая эффективность систем
Человеческие ресурсы Низкий уровень квалификации специалистов региональных и муниципальных представительств органов власти в сфере стратегического планирования на основе информационных технологий Недостаточное развитие научноисследовательской базы по ЭММ Отсутствие образовательных программ профессионального обучения работы с ЭП Низкая инфо-телекоммуникационная культура населения Создание неадекватных обособленных региональных систем ЭП Неэффективность сопровождения систем ЭП Низкая эффективность электронного диалога общества и власти Необъективность принимаемых исполнительными органами власти решений
Финансирование Отсутствие единого порядка оценки стоимости проекта ЭП и его сопровождения Недооценка стоимости проектов Недооценка сроков разработки и внедрения систем Отсутствие механизма возмещения затрат Функциональная несбалансированность региональных систем ЭП Незавершенность систем Коррупция Повышенная стоимость внедрения и сопровождения систем ЭП
Внутренняя среда Зависимость от зарубежной производственной базы ИКТ Отсутствие на рынке известных и надежных поставщиков ИКТ Отсутствие специализированных сервисных компаний Неготовность органов власти и хозяйствующих субъектов к режиму прозрачности процессов Затруднения при внедрении и отладке систем Эп Отсутствие квалифицированной технической поддержки систем Отсутствие требуемых характеристик прозрачности и эффективности системы ЭП
Окончание таблицы
Сфера Проблемы Последствия
Технологии Ограниченность номенклатуры оборудования и программного обеспечения Отсутствие необходимого программного обеспечения Отсутствие единого перечня совместимого программного обеспечения, необходимого в ЭП Отсутствие единого порядка заказа разработки ЭП Несовместимость различных региональных систем ЭП Несовместимость программ в региональной системе ЭП Низкая эффективность затрат на ЭП
Эксперты, работающие в сфере внедрения систем ЭП, выделяют такую особенность: у большинства чиновников понятие ЭП сводится фактически к электронному общению власти с общественностью. Однако этот подход неверен, поскольку, в первую очередь, он экономически и организационно неоправдан. ЭП, как обеспечение государственных структур ИТ-решениями, означает дополнительные
бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде бумажного документооборота. На наш взгляд, такое широко распространенное мнение вредит стратегическому курсу России.
В странах, которые в числе первых обратили внимание на ИТ-разработки, в первую очередь в США и Великобритании, ЭП рассматривается, скорее, как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом.
Например, в мировых развитых странах ЭП в западном восприятии состоит из трех основных модулей (G2G, government to government, правительство правительству; G2B, government to business, правительство бизнесу; G2C, government to citizens, правительство гражданам) и включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации, перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство, установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регуляр-
ный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами, введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесом и т.п.
На современном этапе реализации идеи ЭП многие субъекты Федерации только решают: закупать готовые действующие, но не адаптированные программные элементы в других регионах, со всеми вытекающими трудностями или организовать, или заказывать работу временного творческого коллектива по разработке в короткие сроки собственного программного продукта, объединяющего на единой платформе несколько обязательных блоков. Как правило, ставится задача по созданию 4 основных блоков ЭП, которые ориентированы в основном на население:
1) внутренний и внешний документооборот органов исполнительной власти;
2) справочные службы;
3) удаленное оформление услуг;
4) мониторинг и прогноз социальноэкономического развития.
При этом первые три направления имеют доступные технические решения, представленные достаточно широким перечнем программных продуктов. В данном аспекте задача по созданию регионального ЭП сводится к объединению через программы перекодиров-
ки необходимых программных блоков на одной платформе. Решение четвертого направления связано с созданием экономико-математических моделей регионального и межрегионального социально-экономического развития, что остается одной из самых сложных научноисследовательских задач для современной экономической науки. С одной стороны, оправданным является мнение о необходимости привлечения к разработке мониторингопрогнозного блока ЭП местного научного сообщества, т.к. только ему близко знакомы проблемы и механизмы региональных процессов. С другой стороны, очевидна необходимость подчинения всех региональных разработок мониторинго-прогнозного блока ЭП единому федеральному программному принципу, к тому же не все субъекты федерации обладают научным потенциалом, необходимым для комплексной разработки региональной системы ЭП.
Впрочем, полноценная реализация комплексной программы "Электронная Россия" на 2002-2010 гг. до настоящего времени еще не произошла, хотя есть некоторые положительные шаги в ряде регионов страны.
Исследователи А. Голобуцкий, О. Шевчук констатируют такой факт «...члены правительства вообще отрицают сам принцип электронного правительства. Концепция организации государственного управления воспринимается как пустой лозунг для получения бюджетных средств. Так, начальник департамента правительственной информации РФ Андрей Коротков говорит, что "электронное правительство" вообще "... неточный термин. Я считаю, что мы не должны говорить об электронном правительстве, мы должны говорить о правительстве, использующем информационные технологии. Мы должны говорить о Федеральном собрании, использующем информационные технологии. Мы должны говорить о судах, использующих информационные технологии. Мы говорим об определенной коммуникационной среде, которая позволяет структурам власти и структурам гражданского общества, биз-
неса взаимодействовать в единых стандартах, понятных друг для друга"» [2].
Из этого следует, что в настоящее время в сфере информатизации государственного управления отношение к ЭП проявляется как к очередному атрибуту с имиджевыми, представительскими функциями, а не как к эффективному инструменту решения реальных проблем.
В настоящее время вся программа [3] реализации системы «Электронного правительства» в России свелась к компании по созданию низкого и среднего уровня прикладного инструмента регионального государственного управления. И вся эта работа не отражается ни на качестве обслуживания граждан, ни на скорости обработки документов, ни более широком привлечении граждан к процедурам законотворчества или контроля над соблюдением законности. В это время продолжается расходование средств на приобретение оборудования, разработку специализированных программных продуктов и расширение штата в связи с набором новых сотрудников для обработки информации. Результатом таких нововведений является только увеличение объемов работы и сроков исполнения в государственных структурах лишь ради более эстетичного вида документов и упрощения их распечатки. В настоящее кризисное время экономика страны не может себе позволить таких дорогих нововведений, как простое использование информационных технологий на определенных этапах осуществления правительственных функций.
На наш взгляд, внедрение ЭП будет эффективным, если станет масштабной концепцией, с централизованной разработкой или согласованием программных продуктов для всех уровней власти и между регионами с учетом возможности их адаптации к определенным условиям внедрения на территориях, создания системы дистанционной переподготовки кадров для работы с данной системой, освещения в СМИ возможностей системы и правил ее использования для населения. При внедре-
нии новых принципов организации объемы конкретной затратной статьи будут внушительными, но общие затраты на организацию государственного управления снизятся. Причем уменьшение этих затрат тем заметней, чем качественней становится обслуживание населения, чем меньше бюджетных средств расходуется вне запланированных целей.
На наш взгляд, в ближайшей перспек-
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронное правительство построили по росту. http://www.etc.ru/public.cms/?eid=688248
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Perspectives of cyberdemocracy. Andrzej Kaczmarczyk
Коротко об авторах___________________________________
Самаруха А.В., канд. эконом. наук, доцент кафедры «Экономика предприятия и предпринимательской деятельности», г. Иркутск samarukha [email protected] Научные интересы: региональная экономика
Сачков Д.И., аспирант, г. Иркутск [email protected]
тиве, учитывая в перспективе масштабную информатизацию населения России, правительство предпримет решительные меры для реализации технологий «Электронного правительства» на основе европейских разработок с включением трех основных модулей: правительство правительству; правительство бизнесу; правительство гражданам.
____________________________________Литература
http://www.imm.org.pl/mat/ACybdemA.html
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 гг.).
______________________Briefly about the authors
A. Samarukha, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Department of Economy of the Enterprise and Enterprise Activity, Irkutsk
Areas of expertise: regional economy
D. Sachkov, post-graduate student
Научные интересы: муниципальное управление Areas of expertise: municipal administration