УДК 338.984
DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(3).392-399
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВОГО И БЮДЖЕТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
А. В. Самаруха, Д. И. Сачков
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 19 апреля 2016 г. Дата принятия к печати 23 мая 2016 г. Дата онлайн-размещения 10 июня 2016 г.
Ключевые слова
Регион;финансово-бюджетное проектирование; проектно-целевой подход; стратегия; информационно-коммуникационные технологии; средства массовой информации
Финансирование
Задание 2014/52 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 326 «Финансово-бюджетное проектирование как основа управления социально-экономическим развитием ресурсного региона Сибири» (номер госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС 01201458898)
Аннотация
Исследование научных подходов к повышению управляемости региональных социально-экономических систем на основе информационно-коммуникационных технологий в последние годы приобрело особое значение. В мировом развитии активно применяются технологии искажения, ограничения и сокрытия информации, что приводит к мало контролируемому ходу событий и нагнетанию политической нестабильности и военных конфликтов в государствах Европы и Азии. Международные процессы на современном уровне глобализации оказывают существенное воздействие на развитие российских регионов и обладают еще большим потенциалом в ближайшем будущем, так как уровень развития информационно-коммуникационных технологий стремительно повышается, количество устройств устойчиво растет. В статье определены принципы нового методологического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона на основе финансово-бюджетного проектирования в аспекте стратегического развития информационно-коммуникационных технологий в направлении повышения объективности, правовой обоснованности и полезности, а также снижения стрессовой напряженности, агрессивной заряженности и мошеннических действий в информационном вещании средств массовой информации. Применение в системе управления регионом методологии финансово-бюджетного проектирования и про-ектно-целевого подхода направлено на повышение качества жизни населения, в том числе в сфере развития информационно-коммуникационных технологий.
THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN REGULATING REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT BASED ON FINANCIAL AND BUDGETARY DESIGN
Alexey V. Samarukha, Dmitry I. Sachkov
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Article info
Received April 19, 2016
Accepted April 21, 2016
Available on-line June 10,2016
Abstract
The issue of increasing the controllability of regional social and economic systems through application of information and communication technologies has recently come to the fore in much of the current research. Technologies for the distortion, restriction, and concealment of information are used on a global scale, leading to decreasing controllability over the course of events and growing political instability and military conflicts in European and Asian states. At the current level
© А. В. Самаруха, Д. И. Сачков, 2016
ISSN 1993-3541
Keywords
Region; financial and budgetary design; design and target approach; strategy; information and communication technologies; mass media
Financing
State task № 2014/52 for state-sponsored research in the framework of the basic part of Project № 326 «Financial and Budgetary Planning as a Basis for Governing the Socio-Economic Development of the Resource Region of Siberia» (state registration in the «Center of Information Technologies and Systems» number 01201458898)
of globalization, international processes have a considerable impact on the development of regions in Russia, which will continue to grow in the near future with the further development of information and communication technologies. Principles of a new methodology for regulating regional socio-economic development based on financial-budgetary design are discussed, with an emphasis on strategic development of information and communication technologies designed, on the one hand, to increase objectivity, lawfulness, and usefulness, and, on the other hand, to decrease stressfulness, aggressiveness, and fraudulence of information broadcast by the media. The quality of information has a noticeable effect on the level of civility, openness, and transparence of regional businesses, thus increasing their investment appeal and allowing for deeper involvement in the implementation of federal, regional, and municipal strategies, development and support programs, «government orders», and public-private partnership projects. Application of the discussed methodology in the regional government system facilitates growth of the quality of life and development of information and communication technologies.
В настоящее время вопросы формирования эффективной системы управления социально-экономическим развитием регионов имеют ключевое значение для обеспечения целостности и геополитической устойчивости государства. Исследование аспектов повышения управляемости региональных социально-экономических систем на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в последние десятилетия приобрело общемировой характер. В публицистике появился новый термин «гибридная война», включающий в себя комплекс мероприятий по воздействию на различные государства и регионы через экономические ограничения (санкции), военные провокации (разжигание межнациональной и межконфессиональной нетерпимости), политические радикальные заявления, призывы к свержению действующей власти, искажение исторических фактов, дискредитацию первых лиц государства, манипулирование общественным мнением, применение психотронных и нейролингвисти-ческих технологий в агитации и т. д.
В результате анализа оценки воздействия массового внедрения ИКТ на общество можно утверждать, что за последние годы медийное пространство в России претерпело значительные изменения, в первую очередь, в плане платформ и технологий: быстро расширяется доступ к сети Интернет, а коротковолновые радиоприемники практически вышли из употребления.
По данным социологического опроса, проведенного организацией по изучению общественного мнения «Gallup», теле- и радиовещание в настоящее время доступно на всей территории РФ1. Однако если телевизор
1 URL : http://russian.eurasianet.org/node/60502. ISSN 1993-3541
в свободное время смотрят около 40 % населения, то, по словам респондентов, радиоприемники имеются меньше чем у половины. В 2013 г. около 70,2 % российских домов имели доступ к сети Интернет, что больше показателей 2012 и 2008 гг. (63,4 и 24 % соответственно). В мае 2014 г. министр связи и массовых коммуникаций РФ Н. Никифоров заявил, что аудитория российского сегмента Интернета составила 68 млн чел., при этом 56 млн пользователей выходят в сеть ежедневно2. В 2015 г. Интернет имели 70,4 % населения: за год число пользователей выросло на 4 млн чел., достигнув отметки в 84 млн, при этом с мобильных устройств в Интернет впервые вышло чуть более 50 млн чел.3 В сельских районах России по-прежнему доступ к глобальной паутине ограничен. Более того, у жителей городов вдвое выше возможность пользоваться высокоскоростным широкополосным доступом в Интернет (63,9 %), чем у населения сельской местности (30,8 %), использующее в основном для этих целей соединения телефонной линии.
Для выявления наиболее эффективных ИКТ при их использовании в информировании населения (табл.) предлагаем сгруппировать информационные ресурсы по следующим параметрам:
- общая характеристика;
- виды производных продуктов;
- степень охвата населения;
- скорость передачи информации;
- социальный эффект;
2 Минкомсвязь России : офиц. сайт. URL : http:// minsvyaz.ru/ru/events/list/.
3 Аналитики подсчитали число пользователей Интернета в России // Lenta.ru. 2016. 28 янв. URL : https:// lenta.ru/news/2016/01/28/survey/.
Ф П H
п *
о
о
о
а
и ^
о
H
H ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3 s
£
ф
о *
о
5<
а
а
g
ф 3
M
о
M
Z
10
3
ы
(О -
ы
(О (О
Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 3, pp. 392-399
(л) (8
Таблица 1
Характеристики эффективности ИКТ при их использовании в информировании населения
Инфор- Общая характери- Виды производных продуктов Степень Скорость Соци- Применение Эф- Иска-
маци- стика охвата передачи альный фек- жение
онный населе- инфор- эф- тив- инфор-
ресурс ния, % мации фект1 ность2 мации
Почта, Механические Пешая, конная, курьерская, автомобиль- 85 Низкая 1 Рассылка уведомлений, писем, квитанций, предупреж- 1 Низкое
телеграф системы, электронные (проводные) ная, морская, речная, железнодорожная, авиационная, электронная дении с очень низкои скоростью доставки и высокой степенью угроз утери информации
Печат- Механические Официальные газетные издания, специа- 40 Низкая 2 Оповещение, ознакомление 1 Низкое
ные системы лизированные журналы, научные издания
издания Листовки, «желтая» пресса, брошюры, буклеты 60 Низкая Представление информации для всех слоев населения 1 Высокое
Телефон Электронные (проводные) Средство передачи информации 70 Низкая 3 Прямое общение с населением, низкая эффективность дозвона 2 Среднее
Радио, телевидение Электронные (проводные, беспроводные) Средства представления информации 70 Средняя 4 Оповещение, выборы, праздники, новости, чрезвычайные ситуации 3 Низкое
Сотовая Электронно-вычис- Телефон 55 Средняя 4 Мобильность, высокая эффективность дозвона 2 Среднее
связь лительные Интернет 55 Высокая Универсальное средство информирования, установление двусторонней связи 3 Высокое
SMS 55 Низкая Ограниченные объемы информации 2 Высокое
ЭВМ Электронно-вычислительные Операции обработки данных 45 Высокая 5 Устройство автоматической обработки, вывода и представления данных с возможностью использования передовых технологий коммуникации 4 Низкое
Интер- Электронно-вычис- Электронная почта 25 Высокая 6 Универсальное средство информирования, установление 3 Низкое
нет лительные двусторонней связи
Системы обмена сообщениями 25 Низкая Универсальное средство информирования, установление двусторонней связи, ограниченный объем информации 3 Высокое
Сетевые порталы с личной электронной 10 Высокая Средство информирования, установление двусторонней 3 Низкое
подписью связи
Финансовые операционные программы 5 Высокая Средство осуществления финансовых операций 3 Низкое
Дистанционные курсы повышения квалификации и обучения 15 Высокая Средство обучения и контроля, возможности удаленного обучения, консультирования 3 Низкое
Электронное правительство 25 Высокая Средство информирования, установление двусторонней связи, возможность общения с органами власти посредством ЭВМ 3 Низкое
Спут- Электронно-вычис- Спутниковая связь 5 Высокая 7 Абсолютная мобильность, высококачественное соединение 4 Низкое
никовая лительные Спутниковая навигация 10 Высокая Абсолютная мобильность, высокая эффективность 4 Низкое
связь соединении, возможность определения местоположения
1 Уровень и качество жизни населения, которому соответствуют информационные технологии при их постепенном использовании в процессе повышения покупательной способно-У5 сти граждан: 1 — минимальный; 2 — ниже среднего; 3 — средний; 4 — выше среднего; 5 — высокий; 6 — очень высокий; 7 — наивысший.
й 2 Эффективность свойств и характеристик используемых информационных ресурсов: 1 — низкоэффективные; 2 — среднеэффективные; 3 — высокоэффективные; 4 — наиболее
^ эффективные.
- применение;
- эффективность;
- искажение информации.
Отметим, что современные технологии
связи и информационного оповещения, используя комбинирование различных функций технических устройств, могут обладать характеристиками различных ИКТ. Так, например, сотовая связь позволяет получать доступ в Интернет, электронную почту, пользоваться навигацией и прочими информационными услугами, при этом само устройство может являться мини-ЭВМ, телефоном, телевизором, радио и другими устройствами одновременно (рис.).
Интернет — один из самых популярных источников информации. Он привлекает людей тем, что в нем довольно просто и удобно найти любые необходимые данные, онлайн-поиск занимает намного меньше времени, чем получение информации из книг, энциклопедий, газет и даже из теле- и радиосообщений. Помимо роста доступа к высокоскоростному Интернету в последнее время наблюдается активное развитие мобильного
Интернета на базе технологий 4G, которые позволяют с высокой скоростью передавать информацию по каналам мобильной сети. По данным TNS Weblndex, проникновение мобильного Интернета выросло во всех регионах страны: сильнее всего — на Северном Кавказе, слабее — на Урале. На наш взгляд, основной причиной активного развития мобильного Интернета в России является его низкая стоимость. По данным информационно-аналитического агентства «ContentReview», Россия заняла 2-е место по самым низким тарифам на мобильный Интернет, среди стран, входящих в ТОП-50 мира по размеру внутреннего валового продукта, пропустив вперед лишь Иран4. В наиболее экономически развитых странах мира мобильный Интернет был и остается дорогой услугой. В сравнении с тарифами телефонного оператора в России «МегаФон» стоимость мобильного Интернета в Великобритании и Японии выше в 9 раз, в Бельгии, Швейцарии и Канаде — в 7 раз, в Германии и Южной Корее — в 6 раз.
4 URL : http://www.content-review.com/articles/ 34345.
Механические системы
Электронные проводные (беспроводные)
Электронно-в ычисли-тельные
Информационный продукт
Ручное заполнение
О
Передача информации по средствам проводных технологий
Механическое заполнение (трафарет, печать и др.)
Беспроводные технологии (радио, спутник и др.)
Возможность производить высокоскоростные вычисления с максимальной точностью с применением ЭВМ
Виды производных продуктов
I
Почта (пешая, конная,
курьерская, автомобильная, морская, речная, железнодорожная, авиационная)
Печатные издания (листовки, официальные газеты, «желтая» пресса, специализированные журналы, научные издания)
Радио,
телевидение
(кабельное, эфирное),
телефон
Интернет (цифровое): (системы обмена сообщениями, электронная почта, сетевые порталы с личной
электронной подписью, дистанционное обучение, навигация, спутниковая связь)
Степень охвата населения
Технические характеристики
Канал связи, устройство приема-передачи, электрические сети, радиоволны
Устройство приема-передачи, программы ЭВМ, высокоскоростные каналы связи, спутниковые технологии
Эффективность передачи информации по шкале достоверности
Сложность внедрения по шкале материально-технических затрат
Скорость передачи информации
Низкая
Средняя
Высокая
Характеристика основных инструментов информационного обеспечения населения
По состоянию на 2016 г. в России зарегистрировано чуть более 83 тыс. интернет-пользователей, из них активными считаются более 4,5 тыс. средств массовой информации (СМИ). При этом почти четверть активных изданий расположены в г. Москве. Все вместе эти СМИ публикуют почти 100 тыс. новостных сообщений в день. Количество публикаций в пересчете на 1 млн пользователей выросло во всех регионах, особенно в г. Москве, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
С каждым днем все большее количество населения пользуется сетью Интернет, информационные ресурсы которого постоянно развиваются и пополняются новыми сервисами, стирая региональные, социальные и возрастные границы. Однако необходимо иметь в виду, что сетевые технологии порождают и новые задачи для управления. При этом уровень информационной культуры и образованности населения РФ остается достаточно низким. Проанализировав имеющуюся литературу в сфере IT-технологий [2-7], сформулировали достаточно простое и одновременно полноценное определение понятия «информационная культура» — приобретаемые в образовательном процессе навыки поиска, отбора и использования информации с различной для разных индивидов и организаций степенью совершенства, повышаемой за счет познания современных ИКТ и их своевременного и эффективного применения в повседневной жизни. Выделим также введенный сравнительно недавно термин «медиаобразование» — обеспечение человека знаниями того, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладение способностями применения всех видов медиа и различных технологий в коммуникации с другими людьми [8-11].
В настоящий момент наблюдается отставание уровня информационной культуры населения и негативный характер предлагаемого обществу медиаобразования со стороны СМИ. Если в теле- и радиовещании риск появления недостоверной, откровенно пошлой и экстремистской информации минимален, так как есть сдерживающие факторы, то в сети Интернет подобные механизмы зачастую отсутствуют или не работают. У большинства населения отсутствует понимание о технологическом устройстве современных ИКТ, что зачастую приводит к негативным последствиям: мошенничество, информационные «вбросы», раскрытие конфиденциальных данных и т. д. Так, статистика утечек информации подтверждает, что причиной более
80 % случаев компрометации данных являются сами владельцы информации. На наш взгляд, повышение уровня информационной культуры населения позволит снизить значительное количество негативных факторов, в том числе и случаи интернет-мошенничества.
В целом, однако, в России сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета. Особенно такое отношение заметно у подростков, которые зачастую даже отказываются от телевещания. Сеть Интернет позволяет им получать ту информацию, которую они хотят, а не то, что им навязывают традиционные СМИ. Подростки в силу своих возрастных особенностей постепенно перестают верить получаемым из других источников сведениям, а степень доверия к представленной в Интернете информации у них несколько выше, так как по одному и тому же вопросу можно найти намного больше данных.
На уровне регионов с учетом методологии финансово-бюджетного проектирования предполагается формирование устойчивой системы СМИ в отношении общественного контроля за реализацией бюджетных программ социально-экономического развития [12; 13]. В рамках такой системы планируется на регулярной основе проведение презентационных показов плановых и проектных мероприятий федерального, регионального и местного значения на интернет-сайтах или посредством радио- и телевещания, а также информирование о выполнении поставленных задач в полном соответствии с утвержденными графиками и параметрами.
Применение метода финансово-бюджетного проектирования в сфере общественного информационного сообщения, в случае формирования устойчивой структуры объективной фиксации деятельности властных структур, бизнес-сообщества, общественных организаций и бюджетных институтов, позволит теснее связать стратегические цели и задачи региона с общественными механизмами поддержки и контроля за конкретными результатами их деятельности, усилит прозрачность бюджетного, экономического, социального и правового процессов, ускорит коммуникации заинтересованных служб при возникновении неотложных и чрезвычайных ситуаций, определит повышение надежности реализации плановых действий ответственных лиц во всех сферах жизнедеятельности общества, а также позволит сформировать основы нового информационного общества и, так называемой, «знаниевой экономики» [14-16].
Технологии обеспечения высококачественного информационного потока для общества существенным образом влияют на цивилизованность, открытость, прозрачность экономики и, как следствие, инвестиционную привлекательность регионального бизнеса, определяют степень его участия в реализации федеральных, региональных и муниципальных стратегий, программ развития проектов, основанных на государственно-частном партнерстве, спортивных и культурных торжеств, национальных и конфессиональных празднеств и других значимых проектов региона, районных городов и поселков.
Вопрос дальнейшего развития системы оповещения СМИ имеет ключевое значение в жизни общества. В статье А. П. Суходолова и М. П. Рачкова данная система рассматривается как одна из самых динамичных систем в ноосфере, которой с точки зрения результата своего функционирования и в силу возрастающей скорости ее распространения и, подчас, непредсказуемых последствий ее воздействия на сознание и поведение людей нужно управлять не менее искусно, чем космическим кораблем, особенно в условиях беспрерывно ведущихся информационных войн, ставших характерной чертой современного мира [17].
На наш взгляд, в ближайшем будущем Интернет будет наращивать объем влияния и станет одной из самых доступных возможностей для выражения своего мнения, высказывания и опубликования информации по любому вопросу. Все это привлекает людей, которые хотят поделиться имеющейся у них информацией — публикации в Интернете не требуют ни наличия специальных знаний и умений, ни больших временных и материальных затрат. При этом все люди преследуют различные цели — одни просто пытаются выразить свое мнение, поделиться опытом, другие борются с конкурентами, пытаются продать тот или иной продукт, занять поли-
тическую позицию. Интернет является зоной свободного доступа, где каждый человек может наполнить информационное пространство имеющимися у него сведениями.
Тем не менее, несмотря на существенные положительные моменты, большой объем информации в Интернете малодостоверен, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной, и убрать эти сведения из Интернета без воли владельца невозможно. Однажды может настать момент, когда большой объем недостоверной информации затмит корректные данные. Во многих случаях информация представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями, поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из Интернета. Для минимизации рисков необходимо повышать уровень информационной культуры населения в увязке с развитием системы СМИ.
Кроме того, международному сообществу необходимо разработать механизм действующих мер и законодательно определить наказание за их невыполнение, установить ответственность за предоставление в СМИ органами государственной власти и юридическими лицами любой страны, а также транснациональными компаниями заведомо ложных, не имеющих фактического подтверждения данных экономического, политического, этнокультурного, конфессионального, природно-климатического, экологического и социологического толка. Тем самым возможно определить порядок поступления частных и коллективных гипотез, а также проверки и подтверждения полноценности и достоверности фактических данных, которые должны предоставляться населению в развернутом аналитическом докладе, позволяющем вырабатывать мотивированное мнение, чтобы принять правильное решение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сачков Д. И. Информатизация органов местного самоуправления как основной принцип обеспечения повышения качества оказываемых услуг [Электронный ресурс] / Д. И. Сачков // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2011. — № 2. — Режим доступа : http://eizvestia.isea.ru/pdf.aspx?id=7775.
2. Булгакова Е. Т. Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущего специалиста-гуманитария / Е. Т. Булгакова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2006. — № 4. — С. 22-28.
3. Елистратова Н. Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования [Электронный ресурс] / Н. Н. Елистратова // Современные научные исследования и инновации. — 2012. — № 7 (15). — Режим доступа : http://web.snauka.ru/ issues/2012/07/15770.
4. Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. — 2008. — № 10. — Режим доступа : http://cyberleninka.ru/ article/n/informatsionnaya-kultura-kak-faktor-razvitiya-informatsionnogo-obschestva.
Ф П ч
п *
о
о
о
а ^
о
4
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
5
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф 3
м о
2
Z
ю
3
ы
(О -
ы
(О (О
5. Свинцовский А. А. Влияние социальных сетей на информационную культуру / А. А. Свинцовский // Государственная служба. — 2012. — № 4 (71). — С. 95-96.
6. Стрельников А. В. Информационно-коммуникационная культура как культура информационного общества / А. В. Стрельников // Подготовка профессиональных управленческих кадров: опыт, проблемы, инновационные образовательные технологии : сб. науч. тр. / под ред. Е. И. Семушиной. — Челябинск : Рос. акад. народ. хоз-ва и гос. службы, Челяб. фил., 2014. — С. 126-132.
7. Уразова А. В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России / А. В. Уразова // Наука. Инновации. Технологии. — 2010. — № 6. — С. 154-158.
8. Страшнов С. Л. Из словаря «актуальные медиапонятия»: профильное медиаобразование, массовое медиаобразование, теория журналистики, медиакритика / С. Л. Страшнов // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Естественные, общественные науки. — 2011. — № 1. — С. 88-104.
9. Федоров А. В. Анализ основных проблем и тенденций развития светского массового медиаобразования в сравнении с теологическим медиаобразованием / А. В. Федоров, А. В. Онкович // Медиаобразование. — 2012. — № 5 (35). — С. 32-44.
10. Саркисьян Т. Н. Теоретические подходы к медиаобразованию в трудах российских и зарубежных ученых / Т. Н. Саркисьян // Научное обозрение. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2014. — № 6. — С. 89-94.
11. Челышева И. В. Генезис теоретических и терминологических подходов к российскому медиаобразо-ванию / И. В. Челышева // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2006. — № 2. — С. 147-152.
12. Самаруха А. В. Алгоритмическая модель регионального социально-экономического развития: метод финансово-бюджетного проектирования [Электронный ресурс] / А. В. Самаруха // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). —
2014. — № 6. — Режим доступа : http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=19824.
13. Сорокина Т. В. Региональные особенности финансово-бюджетного проектирования в условиях российского федерализма / Т. В. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии. —
2015. — Т. 25, № 6. — С. 1044-1051. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1044-1051.
14. Милехина О. В. Инфокоммуникационные технологии организации в условиях знаниевой экономики / О. В. Милехина, Г. А. Клочков // Инновации в жизнь. — 2015. — № 4 (15). — С. 60-74.
15. Петрук Г. В. Знаниевая экономика: понятие и специфические черты / Г. В. Петрук // Научное обозрение. — 2015. — № 10-1. — С. 366-373.
16. Цыренов Д. Д. Концептуальные подходы к построению системы управления знаниями на региональном уровне / Д. Д. Цыренов, А. Д. Гармаев // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № S2. — С. 52-56.
17. Суходолов А. П. К созданию теории средств массовой информации: постановка задачи / А. П. Суходолов, М. П. Рачков // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 6-13. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(1).6-13.
REFERENCES
1. Sachkov D. I. Providing information for local governments as key principle of rendered services quality improvement. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baykalskii gosudarstvennyi universitet ekono-miki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2011, no. 2. Available at: http://eizvestia.isea.ru/pdf.aspx?id=7775. (In Russian).
2. Bulgakova E. T. Informational culture as part of professional culture of the future expert in human sciences. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2006, no. 4, pp. 22-28. (In Russian).
3. Elistratova N. N. Information culture as a criterion for Informatization of higher education in modern conditions of reforming. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii = Modern Scientific Researches and Innovations, 2012, no. 7 (15). Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770. (In Russian).
4. Pronina L. A. Information culture as a factor in development of information society. Analitika kul'turologii = Analytics of Cultural Studies, 2008, no. 10. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultu-ra-kak-faktor-razvitiya-informatsionnogo-obschestva. (In Russian).
5. Svintsovskii A. A. The Impact of Social Networks on Information Culture. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Service, 2012, no. 4 (71), pp. 95-96. (In Russian).
6. Strel'nikov A. V. Information and communication culture view as culture of information society. In Semushi-na E. I. (ed.). Podgotovka professional'nykh upravlencheskikh kadrov: opyt, problemy, innovatsionnye obrazo-vatel'nye tekhnologii [Training professional management: experience, issues, innovative educational techniques]. Chelyabinsk, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch Publ., 2014, pp. 126-132. (In Russian).
7. Urazova A. V. Personal information culture and information culture of society in Russia. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii = Science. Innovation. Technologies, 2010, no. 6, pp. 154-158. (In Russian).
8. Strashnov S. L. From the dictionary «Actual media-notions»: type media-education, mass-media education, theory of journalism, media-criticism. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye, obshchestvennye nauki = Ivanovo State University Bulletin, Series Natural, Social Sciences, 2011, no. 1, pp. 88-104. (In Russian).
9. Fedorov A. V., Onkovich A. V. Analysis of the key issues and development trends in unreligious mass media education when compared with theological media euducation. Mediaobrazovanie = Media Education, 2012, no. 5 (35), pp. 32-44. (In Russian).
10. Sarkis'yan T. N. Theoretical approaches to media education in the works of russian and foreign scientists. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2, Gumanitarnye nauki = Scientific Review. Series 2, Human Sciences, 2014, no. 6, pp. 89-94. (In Russian).
11. Chelysheva I. V. Genesis of theoretical and terminology approaches to Russian media education. Vestnik Ta-ganrogskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta = Bulletin of Taganrog State Pedagogical Institute, 2006, no. 2, pp. 147-152. (In Russian).
12. Samarukha A. V. An algorithmic model of regional socio-economic development: a method of financial and budgetary design. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baykalskii gosudarstvennyi uni-versitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (BaikalState University of Economics and Law), 2014, no. 6. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=19824. (In Russian).
13. Sorokina T. V. Regional features of budgeting and financial planning under the conditions of Russian federalism. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6, pp. 1044-1051. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1044-1051. (In Russian).
14. Milekhina O. V., Klochkov G. A. Infocommunication technologies of organization under conditions of knowledge economy. Innovatsii v zhizn' = Innovations in Life, 2015, no. 4 (15), pp. 60-74. (In Russian).
15. Petruk G. V. Knowledge economy: concept and specific features. Nauchnoe obozrenie = Scientific Review, 2015, no. 10-1, pp. 366-373. (In Russian).
16. Tsyrenov D. D., Garmaev A. D. Conceptual approaches to the development of knowledge management system at the regional level. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bryansk State University Herald, 2015, no. S2, pp. 52-56. (In Russian).
17. Sukhodolov A. P., Rachkov M. P. To create a theory of the media: statement of the problem. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 6-13. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).6-13. (In Russian).
Информация об авторах
Самаруха Алексей Викторович — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-таП: [email protected].
Сачков Дмитрий Иванович — кандидат экономических наук, доцент, начальник научного отдела, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-т^Н: [email protected].
Authors
Alexey V. Samarukha — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Enterprise Economics and Entrepreneurship, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Dmitry I. Sachkov — PhD in Economics, Associate Professor, Head of Research Department, Baikal State University,11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Самаруха А. В. Информационно-коммуникационные технологии в аспекте управления социально-экономическим развитием региона на основе финансового и бюджетного проектирования / А. В. Самаруха, Д. И. Сачков // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 392-399. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(3).392-399.
Reference to article
Samarukha A. V., Sachkov D. I. The role of information and communication technologies in regulating regional socio-economic development based on financial and budgetary design. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 3, pp. 392-399. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).392-399. (In Russian).