УДК 332.14 (57)
А. В. Самаруха
доктор экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОД ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ*
Сформулирован и обоснован проектно-целевой подход к стратегическому планированию социально-экономического развития региона с применением метода финансово-бюджетного проектирования. Особое внимание уделяется раскрытию принципов построения и структуре оценочного механизма алгоритмической модели финансово-бюджетного проектирования стратегического социально-экономического развития региона с целью обеспечения управляемого перехода на новый уровень индустриализации регионов Сибири. Сделаны выводы о стратегических пропорциях основных видов экономической деятельности в региональной социально-экономической системе. Выявлены ключевые виды экономической деятельности, степень факторного влияния в которых существенно выше средних значений в целом по экономической сфере в соответствии со структурой валового регионального продукта. Предложено общее описание и обоснование методического алгоритма прогнозной модели социально-экономического развития региона на основе финансово-бюджетного проектирования и проектно-целе-вого подхода. Разработаны рекомендации по стратегическому управлению социально-экономическим развитием Сибирского региона, а также долей и структурой факторной составляющей на макроэкономическом уровне посредством системного воздействия на ключевые экономические и особо важные социальные виды деятельности с применением метода финансово-бюджетного проектирования.
Ключевые слова: регион; социально-экономическое развитие; финансово-бюджетное проектирование; инвестиции; инновации; научно-технический прогресс; человеческий капитал; коррупция; международная изоляция; стратегия; алгоритмическая модель; прогнозирование; неоиндустриализация; устойчивое развитие; государственно-частное партнерство.
A. V. Samarukha
Doctor habil. (Economics), Professor, Baikal State University of Economics and Law
AN ALGORITHMIC MODEL OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT: A METHOD OF FINANCIAL AND BUDGETARY DESIGN
The article formulates and substantiates a design-target approach to strategic planning of socio-and economic development of the region using a method of financial and budgetary design. A special attention is paid to revealing the building principles and the structure of the estimating mechanism for an algorithmic model of financial and budgetary design of regional strategic socio-economic development for the purpose of ensuring the controlled transition to the
* Статья подготовлена при финансовой поддержке государственного задания №2014/52 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 326 «Финансово-бюджетное проектирование как основа управления социально-экономическим развитием ресурсного региона Сибири» (номер госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС 01201458898).
© А. В. Самаруха, 2014
DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).28
new level of industrialization of Siberia's regions. It draws conclusions about the strategic proportions of major types of economic activities in the regional socio-economic system. It identifies the key types of economic activities which factor influence is significantly higher than the mean values that are general in the economic sphere in terms of the structure of the gross regional product. The article offers a general description and substantiation of the methodical algorithm for a forecasting model of the regional socio-economic development on the basis of the financial and budgetary design and project-target approach. Recommendations are worked out for strategic management of socio-economic development of the Siberian region, as well as the shares and the structure the factor constituent at the macro-economic level by way of system-related influence on the key economic and especially important social types of activities using the method of financial and budgetary design.
Keywords: region; socio-economic development; financial and budgetary design; investments; innovations; scientific and technical progress; human capital; corruption; international isolation; strategy; algorithmic model; forecasting; neo-industrialization; sustainable development; public-private partnership.
В настоящее время в Российской Федерации широко используется программно-целевой подход в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием регионов. За прошедший 20-летний период этот подход, с одной стороны, обеспечил переход экономики России от плановой системы СССР к рыночной экономике, с другой стороны, не смог гарантировать реальный промышленный рост, что определяет необходимость совершенствования существующей методологии стратегического планирования и проектирования в системе управления социально-экономическим развитием России и ее регионов.
Всестороннее исследование теории и методологии стратегического прогнозирования, проектирования и финансового планирования на уровне субъектов Федерации и федеральных округов России, основанное на изучении нормативных документов1 и научных трудов ученых регионалистов [5; 7; 10-12], позволяет сделать вывод о наличии существенного недостатка программно-целевого подхода, а именно — координация только тех мероприятий и проектов, которые признаются стратегическими и включаются в государственные программы социально-экономического развития, тогда как массовые частные средние и малые бизнес-проекты не получают оценку эффективности и стратегическую привязку, соответственно, весомый сектор региональной экономики выпадает из системы стратегического прогнозирования, ориентирования и управления социально-экономическим развитием региона.
В научно-исследовательском проекте «Финансово-бюджетное проектирование как основа управления социально-экономическим развитием ресурсного региона Сибири» предлагается объединить методы стратегического планирования на уровне государственных органов управления регионами и на уровне управления крупными и средними государственными, смешанными и частными корпорациями, а также на уровне представителей групп предпринимателей.
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р; Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120-р; Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года : утв. распоряже-нием Правительства РФ от 28 дек. 2009 г. № 2094-р; Национальный план противодействия коррупции : указ Президента РФ от 31 июля 2008 г.
Новый подход предполагает системную оценку социально-экономического состояния региона в разрезе необходимых и достаточных параметров реализации стратегических задач конкретных территорий и составление соответствующих стратегических бизнес-проектов. Далее комплекс стратегических бизнес-проектов, каждый из которых обосновывает возможность и финансовую потребность для реализации конкретной стратегической цели, составляет комплексную стратегию социально-экономического развития региона, в которую также включаются мероприятия по обеспечению финансирования государственных и государственно-частных проектов (ГЧП), регулированию общего взаимодействия, кооперации и интеграции, привлечению инвестиций в частные стратегические бизнес-проекты по подготовке высококвалифицированных кадров и созданию прозрачной и открытой экономической политики в регионе с целью реализации долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных мероприятий и бизнес-проектов.
Разработанный научным коллективом Байкальского государственного университета экономики и права проектно-целевой подход к стратегическому планированию социально-экономического развития региона определяет целесообразность формирования и применения нового метода — финансово-бюджетного проектирования. Данный метод исследует эффективность и согласованность деятельности и взаимодействия организаций (бюджетных, государственных и всех остальных — частных, осуществляющих хозяйственную и, соответственно, финансовую деятельность) при реализации ими мероприятий и бизнес-проектов в рамках стратегии социально-экономического развития региона. В соответствии с экономическим смыслом метода финансово-бюджетного проектирования необходимо определить основные положения и принципы проектирования и прогнозирования финансовых и бюджетных ресурсов и их расходования на социально-экономическое развитие региона.
Задача долгосрочного финансово-бюджетного прогнозирования в целях обоснования согласованности и финансовой обеспеченности всех стратегических мероприятий и бизнес-проектов требует разработки алгоритмической модели социально-экономического развития региона, способной отражать и рассчитывать прогнозные состояния экономики региона в зависимости от степени реализации конкретных мероприятий и бизнес-проектов, а также на основе оценки влияния основных факторов социально-экономического развития.
С целью определения условий применения методического аппарата проек-тно-целевого подхода и получения оцениваемого результата научного исследования регионального развития на основе математико-статистического моделирования и долгосрочного прогнозирования необходимо раскрыть принципы построения и структуру оценочного механизма алгоритмической модели финансово-бюджетного проектирования стратегического социально-экономического развития региона с целью обеспечения управляемого перехода к новой индустриализации Сибири на инновационных принципах.
Принципов построения алгоритмической модели несколько.
Во-первых, все процессы в региональной экономике взаимозависимы, имеют причинно-следственную связь как во внутренней, так и во внешней деятельности региона, соответственно, существуют закономерности развития, зависящие от функциональности экономического механизма и наличия различных внутренних и внешних факторов.
Во-вторых, все процессы состоят из конкретных бизнес-проектов (государственных и частных), которые различаются по целям, срокам, финансирова-
нию, социальной, экологической и экономической эффективности, технологиям, квалификации кадров и т. д.
В-третьих, математический и алгоритмический аппарат модели подчиняется правилам управленческого балансового учета экономической организации, т.е. региональная экономика в методологии финасово-бюджетного проектирования отождествляется с мегакорпорацией, имеющей несколько основных видов деятельности, валовую выручку, себестоимость, управленческие и коммерческие расходы, процентные доходы и выплаты и т. д. В региональной экономике, также как и в экономике корпорации, есть баланс активных и пассивных операций, работают те же закономерности перехода готовой продукции из сферы первичной обработки в качестве сырья в сферу глубокой переработки с учетом экспорта и импорта. Валовой региональный продукт (ВРП) в целом, хоть и весьма условно, можно ассоциировать с прибылью, которая ежегодно увеличивает валюту баланса региона (условно — ВРП) или уменьшает ее в случае стагнации.
В-четвертых, стержнем модели является система стратегических проектов, призванных обеспечить достижение цели новой индустриализации Сибири на принципах устойчивого развития и инновационной модернизации социально-экономической системы регионов.
В-пятых, модель учитывает влияние ключевых факторов социально-экономического развития региона, влияние которых проявляется как на макроэкономическом (международном, общегосударственном и макрорегиональном) уровне, так и на микроэкономическом (региональном, муниципальном и корпоративном) уровнях.
Факторы, учитываемые в оценочном аппарате методического комплекса финансово-бюджетного проектирования, оказывают существенное влияние на региональное развитие в целом и на различные виды экономической деятельности отдельно, отличаясь по степени и характеру воздействия. В табл. 1 раскрыты основные положения методического подхода к оценке степени факторного влияния на экономику в части учета ключевых, по нашему мнению, факторов и выделению соответствующих показателей, характера их влияния на процесс формирования ВРП в системе стратегического финансово-бюджетного проектирования социально-экономического развития региона в разрезе видов экономической деятельности. Важно отметить, что отдельные показатели, на наш взгляд, достаточно полно отражающие характер и степень влияния конкретных факторов, имеют смысл интегрированных расчетов, складывающихся из комплекса количественных и качественных данных путем составления рейтинга, диапазона возможных колебаний и соответствующей градации по степени позитивного либо негативного влияния на ВРП. Полное раскрытие характеристик и формулировок интегральных, экспертных и статистических показателей факторного влияния на экономику региона будет представлено в следующей статье.
В табл. 2 выделены, на наш взгляд, ключевые виды экономической деятельности, факторная составляющая и, соответственно, степень факторного влияния в которых существенно выше средних значений в целом по экономической сфере в структуре ВРП. Представленный методический аппарат позволяет научно-обоснованно моделировать и прогнозировать процесс социально-экономического развития региона на долгосрочный период с целью определения необходимых условий и направления реструктуризации для реализации региональной стратегии новой индустриализации Сибири.
Факторы социально-экономического развития региона
Таблица 1
Фактор Обозначение Показатель Источник данных Характер влияния
Коррупционные схемы, Коррупция Доля финансовых ре- Эксперты Отлив
теневая экономика, сурсов, не учитываемых в приросте
уклонение от уплаты статистикой ВРП
налогов
Некомпетентность Некомпетент- Доля «слабых» кадров Эксперты Отлив
должностных лиц, ха- ность в приросте
латность сотрудников, ВРП
служ. несоответствие
Зависимость от нефте- Девальвация Снижение курса рубля к Статистика Отлив
долларов, валютные международной валюте в приросте
спекуляции ВРП
Обесценивание капита- Инфляция Годовая ставка инфля- Статистика Отлив
ла, снижение потребительской способности, ции в приросте ВРП
рост цен
Международная геопо- Геополитика Средний процент резер- Эксперты Отлив
литическая конкуренция, войны, финансовая нестабильность вирования от прибыли в приросте ВРП
Глобализация, меж- Глобализа- Доля экспорта сырья в Статистика Отлив
дународная экономи- ции я ВРП в приросте
ческая конкуренция, ВРП
мировой рынок
Несбалансированность Импорт Доля импорта в потре- Статистика Отлив
экономики по внутрен- блении региона в приросте
нему производству и потреблению ВРП
Стратегия неоинду- Экспорт Доля экспорта готовой Статистика Прилив
стриализации Сибири продукции в ВРП в приросте ВРП
Стоимость капитала, Инвестиции Интегральный показа- Эксперты, Прилив
условия инвестирования, ставка Централь- тель инвестиционного климата статистика в приросте ВРП
ного банка РФ, бюро-
кратия
Научно-технический Научно-тех- Доля инновационной Эксперты, Прилив
прогресс, инновации, нический научно-технической статистика в приросте
модернизация, устой- прогресс продукции в ВРП ВРП
чивое развитие
Экологическая по- Экология Интегральный показа- Эксперты, Прилив
литика, утилизация тель расходов бюджета и статистика в приросте
отходов, технологии компаний на экологию ВРП
адаптации к климату
Уровень развития ин- Инфра-струк- Интегральный показа- Статистика Прилив
фраструктуры произ- тура тель развития инфра- в приросте
водственной и социаль- структуры ВРП
ной сферы региона
Показатели пополне- Минераль- Доля разведанных запа- Эксперты Прилив
ния запасов минераль- но-сырьевой сов минерально-сырьево- в приросте
но-сырьевого комплек- комплекс го комплекса в ВРП ВРП
са региона
Человеческий капитал, Человече- Интегральный показа- Статистика Прилив
трудовой и интеллек- ский потен- тель развития и исполь- в приросте
туальный ресурс и циал зования человеческого ВРП
потенциал региона капитала
Методический подход к оценке факторного влияния на экономику региона в разрезе видов деятельности, %
Таблица 2
Сфера общественной и хозяйственной деятельности Факторы социально-экономического развития региона Оценка влияния
Основные разделы ВРП / средняя эффективность Сфера деятельности Вид деятельности Коррупция Не-ком-пе-тент-ность Де- вальвация Ин-фля-ция Геопо-лити-ка Глоба-лиза-ция Импорт Экспорт Инве-сти-ции Науч-но-тех-ниче-ский прогресс Эко-ло-гия Инфра-структура Минераль-но-сы-рьевой комплекс Человеческий потенциал Отлив Прилив
Отлив Прилив Доля в 2014 г.
-4,4 7,1 100 Влияние на прирост ВРП (max), % -2,0 -0,7 -0,8 -1,3 -0,9 -1,3 -1,6 2,8 1,8 2,3 1,2 1,4 1,9 3,0 -8,7 14,5
Добывающая промышленность Добыча Нефтедобывающая -0,8 -0,4 -0,2 -0,3 -0,6 -0,7 -0,9 0,8 1,5 0,8 0,9 1,2 1,4 0,3 -0,6 1,0
Газодобывающая -0,8 -0,4 -0,1 -0,2 -0,7 -0,7 -0,9 0,8 1,5 0,8 0,9 1,2 1,4 0,3 -0,5 1,0
Горнорудная -0,1 -0,2 -0,4 -0,6 -0,3 -0,4 -0,6 0,2 0,3 0,6 0,9 0,5 1,2 0,8 -0,4 0,6
Угольная -0,3 -0,2 -0,3 -0,4 -0,4 -0,5 -0,7 0,5 0,3 0,5 0,6 0,6 1,4 0,3 -0,4 0,6
Редкоземельная -0,2 -0,2 -0,3 -0,4 -0,5 -0,3 -0,8 0,3 0,3 0,5 0,6 0,8 1,1 0,8 -0,4 0,6
строительно-сырьевая -0,2 -0,3 -0,5 -0,4 -0,2 -0,3 -0,7 0,3 0,5 0,8 0,6 0,3 1,5 0,8 -0,4 0,7
-3,1 5,0 10,8 Лесозаготавливающая -0,1 -0,3 -0,3 -0,8 -0,5 -0,7 -0,9 0,2 0,5 0,5 1,2 0,8 1,1 0,5 -0,5 0,6
Перерабатывающая промышленность Производство Машиностроительная -0,1 -0,3 -0,4 -0,7 -0,5 -0,5 -0,2 0,2 0,5 0,6 0,5 0,8 0,8 0,8 -0,4 0,6
Приборостроительная -0,1 -0,2 -0,1 -0,8 -0,4 -0,3 -0,3 0,2 0,3 0,2 0,5 0,6 0,5 0,8 -0,3 0,4
Лесоперерабатывающая -0,2 -0,2 -0,3 -0,6 -0,2 -0,2 -0,1 0,3 0,3 0,5 0,8 0,3 0,3 0,5 -0,3 0,4
Химическая -0,1 -0,1 -0,2 -0,8 -0,3 -0,3 -0,7 0,2 0,2 0,3 0,2 0,5 0,5 0,6 -0,4 0,3
Медицинская -0,1 -0,4 -0,3 -0,8 -0,4 -0,2 -0,3 0,2 0,6 0,5 0,5 0,6 0,3 0,5 -0,4 0,4
Нефтехимическая -0,8 -0,4 -0,4 -0,8 -0,4 -0,3 -0,9 1,2 0,6 0,6 0,5 0,6 0,5 0,3 -0,6 0,6
Металлургическая -0,2 -0,2 -0,3 -0,6 -0,5 -0,4 -0,7 0,3 0,3 0,5 0,3 0,8 0,6 0,6 -0,4 0,5
Автомобилестроительная -0,3 -0,2 -0,3 -0,6 -0,5 -0,5 -0,5 0,5 0,3 0,5 0,3 0,8 0,8 0,5 -0,4 0,5
Судостроительная -0,2 -0,3 -0,2 -0,5 -0,2 -0,3 -0,4 0,3 0,5 0,3 0,3 0,3 0,5 0,6 -0,3 0,4
Авиастроительная -0,4 -0,1 -0,1 -0,7 -0,3 -0,4 -0,5 0,6 0,2 0,2 0,2 0,5 0,6 0,8 -0,4 0,4
легкая промышленность -0,3 -0,1 -0,3 -0,3 -0,4 -0,3 -0,3 0,5 0,2 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5 -0,3 0,4
-4,2 5,1 18,0 Типографская -0,1 -0,2 -0,1 -0,3 -0,1 -0,2 -0,3 0,2 0,3 0,2 0,2 0,2 0,3 0,5 -0,2 0,2
Сельское хозяйство и рыболовство Сельское хозяйство Агропромышленная -0,6 -0,7 -0,8 -0,8 -0,3 -0,7 -0,5 0,3 0,2 0,8 0,6 0,5 0,2 0,8 -0,6 0,5
Животноводческая -0,1 -0,7 -0,7 -0,9 -0,4 -0,9 -0,5 0,2 0,3 0,3 0,6 0,6 0,6 0,8 -0,6 0,5
Растениеводческая -0,1 -0,8 -0,6 -0,8 -0,5 -0,8 -0,8 0,2 0,2 0,2 0,5 0,8 0,5 0,6 -0,6 0,4
Охотоведческая -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 0,0 0,0 -0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 -0,1 0,2
Звероводческая -0,1 -0,1 -0,1 -0,3 0,0 0,0 -0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,5 -0,1 0,2
-2,4 2,2 4,8 Рыболовческая -0,1 -0,3 -0,2 -0,3 -0,4 -0,5 -0,8 0,2 0,5 0,3 0,5 0,6 0,8 0,9 -0,4 0,5
Строительство Строительство Жилищно-строительная -0,3 -0,5 -0,3 -0,8 -0,4 -0,8 -0,5 0,5 0,8 0,5 0,8 0,6 0,6 1,2 -0,5 0,7
-0,9 1,1 6,2 Промышленно-строителная -0,1 -0,3 -0,2 -0,6 -0,3 -0,5 -0,6 0,2 0,5 0,3 0,5 0,5 0,6 0,3 -0,4 0,4
Продолжение табл. 2
Сфера общественной и хозяйственной деятельности Факторы социально-экономического развития региона Оценка вреда
Основные разделы ВРП / средняя степень вреда Сфера деятельности Вид деятельности Кор-руп-ция Не-ком-пе-тент-ность Де- вальвация Ин-фля-ция Геопо-лити-ка Глоба-лиза-ция Импорт Экспорт Инве-сти-ции Науч-но-тех-ниче-ский прогресс Экология Инфра-структура Мине-раль-но-сы-рьевой комплекс Чело-вече-ский потенциал отлив, % прилив, %
Отлив Прилив
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Энергетика Гидроэлектрогенирирующая -0,3 -0,1 -0,3 -0,3 -0,3 -0,2 -0,5 0,5 1,1 0,8 1,4 0,5 0,3 0,8 -0,3 0,7
Атомноэлектрогенерирующая -0,3 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,3 -0,3 0,5 0,5 0,2 0,8 0,6 0,5 0,5 -0,3 0,5
Теплоэлектрогенерирующая -0,2 -0,1 -0,5 -0,8 -0,2 -0,3 -0,5 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 0,5 0,8 -0,4 0,4
Автозраправочная -0,6 -0,3 -0,9 -0,8 -0,3 -0,3 -0,6 0,9 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5 0,9 -0,5 0,6
Мобильноэнергетическая -0,3 -0,2 -0,2 -0,2 -0,2 -0,2 -0,3 0,5 0,3 0,3 0,5 0,3 0,3 0,5 -0,2 0,4
Альтернотивноэнергетическая -0,2 -0,3 -0,1 -0,1 -0,3 -0,4 -0,5 0,3 0,5 1,5 1,5 0,5 0,6 0,8 -0,3 0,8
-2,8 5,6 3,2 Жилищно-коммунальная -0,7 -0,3 -0,3 -0,1 -0,3 -0,4 -0,5 1,1 0,5 0,5 0,2 0,5 0,6 1,2 -0,4 0,6
Сектор услуг Социальная сфера Здравоохранительная -0,6 -0,3 -0,4 -0,2 -0,3 -0,3 -0,5 0,9 0,5 0,6 0,3 0,5 0,5 1,5 -0,4 0,7
Образовательная -0,7 -0,3 -0,3 -0,1 -0,4 -0,3 -0,5 1,1 0,5 0,5 0,2 0,6 0,5 1,5 -0,4 0,7
Спортивная -0,3 -0,6 -0,3 -0,3 -0,3 -0,3 -0,5 0,5 0,9 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 -0,4 0,7
Культуроведческая -0,5 -0,3 -0,4 -0,5 -0,4 -0,3 -0,4 0,8 0,5 0,6 0,8 0,6 0,5 1,1 -0,4 0,7
Конфессиональная -0,3 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 -0,7 0,5 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,2 -0,2 0,3
Экологическая -0,4 -0,3 -0,4 -0,2 -0,3 -0,3 -0,5 0,6 0,5 0,6 1,5 0,5 0,5 1,1 -0,3 0,7
Рекреационная -0,7 -0,3 0,0 -0,7 -0,3 -0,3 -0,4 1,1 0,5 0,0 0,2 0,5 0,5 1,2 -0,4 0,5
Туристическая -0,7 -0,1 -0,3 -0,8 -0,1 -0,4 -0,6 1,1 0,6 0,5 0,2 0,2 0,6 0,9 -0,4 0,6
Миграционная -0,8 -0,3 -0,3 -0,3 -0,3 -0,4 -0,8 0,2 0,5 0,5 0,2 0,5 0,6 0,5 -0,5 0,4
Правовая -0,8 -0,2 -0,1 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 1,2 0,3 0,2 0,3 0,3 0,5 0,9 -0,3 0,5
Пенсионная -0,7 -0,1 -0,2 -1,0 -0,5 -0,6 0,0 1,1 0,2 0,3 0,8 0,8 0,9 1,1 -0,4 0,7
Исполнительная -0,8 -0,3 -0,2 -0,3 -0,3 -0,6 -0,5 1,2 0,5 0,3 0,5 0,5 0,9 1,2 -0,4 0,7
Судебно-исполительная -1,0 -0,3 -0,3 -0,2 -0,3 -0,7 -0,3 0,2 0,5 0,5 0,3 0,5 1,1 1,2 -0,4 0,6
Законодательная -0,8 -0,4 -0,3 -0,1 -0,3 -0,8 -0,9 1,2 0,6 0,5 0,2 0,5 1,2 1,4 -0,5 0,8
Наука, высшее образование и инновации Академическая -1,0 -0,3 -0,2 -0,3 -0,3 -0,4 -0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,6 1,4 -0,4 0,9
Научно-исследовательская -0,7 -0,2 -0,3 -0,6 -0,4 -0,5 -0,6 1,1 0,3 1,5 0,2 0,6 0,8 1,4 -0,5 0,8
Научно-прикладная -0,6 -0,3 -0,3 -0,8 -0,3 -0,4 -0,5 0,9 0,8 1,5 0,3 0,5 0,6 1,1 -0,5 0,8
Высшеобразовательная -0,8 -0,1 -0,2 -0,3 -0,2 -0,3 -0,4 1,2 0,2 1,1 0,5 0,3 0,5 1,2 -0,3 0,7
Консалтинговая -0,6 -0,3 -0,3 -0,2 -0,3 -0,4 -0,4 0,9 0,5 1,2 0,3 0,5 0,6 0,9 -0,4 0,7
Технопарковая -0,5 -0,1 -0,3 -0,5 -0,3 -0,3 -0,3 0,8 0,2 1,4 0,3 0,5 0,5 1,2 -0,3 0,7
-5,3 9,2 57,0 Инжениринговая -0,5 -0,1 -0,2 -0,1 -0,2 -0,3 -0,2 0,8 0,2 1,4 0,3 0,3 0,5 1,1 -0,2 0,6
Окончание табл. 2
Сфера общественной и хозяйственной деятельности Факторы социально-экономического развития региона Оценка вреда
Основные разделы ВРП / средняя степень вреда Сфера деятельности Вид деятельности Кор-руп-ция Не-ком-пе-тент-ность Де- вальвация Ин-фля-ция Геопо-лити-ка Глоба-лиза-ция Импорт Экспорт Инве-сти-ции Науч-но-тех-нический прогресс Экология Инфра-структура Минераль-но-сы-рьевой комплекс Чело-вече-ский потенциал Отлив Прилив
Отлив Прилив
Сектор услуг Финансы Бюджетная -0,8 -0,1 -0,3 -0,5 -0,3 -0,4 -0,9 1,2 0,2 0,5 0,3 0,5 0,6 1,4 -0,5 0,6
Банковская -0,9 -0,2 -0,3 -0,6 -0,2 -0,3 -0,4 1,4 0,5 0,5 0,2 0,3 0,5 0,6 -0,4 0,5
Страховая -0,8 -0,2 -0,4 -0,1 -0,2 -0,5 -0,5 1,2 0,3 0,6 0,2 0,3 0,8 0,8 -0,4 0,6
Фондовая -0,8 -0,4 -0, -0,2 -0,1 -0,2 -0,3 1,2 0,6 0,5 0,3 0,2 0,3 0,5 -0,3 0,5
Финансово-биржевая -0,9 -0,3 -0,3 -0,7 -0,3 -0,4 -0,5 1,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,8 -0,5 0,6
Таможенная -0,9 -0,2 -0,3 -0,1 -0,3 -0,4 -0,5 1,4 0,3 0,5 0,3 0,5 0,6 0,8 -0,4 0,6
Торговля Розничная торговая -0,6 -0,2 -0,3 -0,8 -0,3 -0,3 -0,4 0,9 0,8 0,5 0,2 0,5 0,5 0,6 -0,4 0,5
Оптовая торговая -0,5 -0,3 -0,3 -0,7 -0,2 -0,3 -0,3 0,8 0,6 0,5 0,5 0,3 0,5 0,5 -0,4 0,5
Товарно-биржевая -0,7 -0,2 -0,2 -0,9 -0,2 -0,2 -0,3 1,1 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 0,5 -0,4 0,4
-5,3 9,2 Общественного питания -0,4 -0,2 -0,3 -0,7 -0,3 -0,4 -0,5 0,6 0,9 0,5 0,5 0,5 0,6 1,1 -0,4 0,6
Распределение электроэнергии, газа и воды Транспорт Электропередающая -0,7 0,0 0,0 -0,2 -0,3 -0,3 -0,5 1,1 1,2 0,8 0,3 0,5 0,5 0,8 -0,3 0,7
Газопроводная -0,8 0,0 0,0 -0,1 -0,2 -0,2 -0,3 1,2 1,5 0,9 0,8 1,1 1,2 0,5 -0,2 1,0
Водопроводная -0,6 0,0 -0,2 -0,3 -0,2 -0,3 -0,3 0,9 0,5 0,3 0,5 0,9 0,5 0,5 -0,3 0,6
Сектор услуг Нефтепроводная -0,8 0,0 0,0 -0,2 -0,2 -0,3 -0,4 1,2 1,1 0,3 0,3 0,3 0,5 0,6 -0,3 0,6
Автомобильная -0,2 0,0 0,0 -0,2 -0,2 -0,3 -0,4 0,3 0,6 0,9 0,3 0,3 0,5 0,6 -0,2 0,5
Железнодорожная -0,5 0,0 0,0 -0,1 -0,1 -0,3 -0,5 0,8 0,5 1,2 0,2 0,2 0,5 0,8 -0,2 0,6
Речная -0,2 -0,1 -0,1 -0,2 -0,2 -0,1 -0,2 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 0,2 0,3 -0,2 0,3
Морская -0,3 -0,2 -0,2 -0,2 -0,2 -0,3 -0,4 0,5 0,5 0,3 0,3 0,3 0,5 0,6 -0,3 0,4
Авиационная -0,5 -0,1 0,0 -0,1 -0,2 -0, -0,4 0,8 0,5 1,4 0,2 0,3 0,5 0,6 -0,2 0,6
Авиакосмическая -0,7 0,0 0,0 0,0 -0,1 -0,2 -0,3 1,1 0,9 1,5 0,2 0,2 0,3 0,5 -0,2 0,6
Связь Спутниковая -0,8 0,0 0,0 0,0 -0,1 -0,2 -0,3 1,2 0,9 1,5 0,0 0,2 0,3 0,5 -0,2 0,6
Радиовещательная -0,3 -0,2 -0,3 0,0 -0,2 -0,3 -0,2 0,5 0,3 0,9 0,2 0,3 0,5 0,3 -0,2 0,4
Радиотелефонная (сотовая) -0,3 -0,3 -0,2 0,0 -0,4 -0,4 -0,6 0,5 0,9 1,1 0,3 0,6 0,6 0,9 -0,3 0,7
Интернет -0,7 -0,2 -0,2 -0,5 -0,4 -0,5 -0,6 1,1 1,1 0,9 0,8 0,6 0,8 0,9 -0,4 0,9
Телевизионная -0,8 -0,2 -0,2 0,0 -0,2 -0,4 -0,7 1,2 0,9 0,8 0,5 0,3 0,6 1,1 -0,4 0,8
Проводная -0,1 -0,2 -0,2 -0,3 -0,2 -0,4 -0,4 0,2 0,8 0,3 0,5 0,3 0,6 0,6 -0,3 0,5
-5,3 9,2 Почтовая -0,2 0,0 -0,3 -0,2 -0,2 -0,3 -0,5 0,3 0,5 0,6 0,3 0,3 0,5 0,8 -0,2 0,5
Учитывая жизненную необходимость для регионов России скорейшей реализации государственных стратегических задач по модернизации экономики на базе активного внедрения инноваций и принципах устойчивого развития, целесообразно определить возможные пропорции основных видов экономической деятельности в структуре ВРП. Проведя общее сравнение и сопоставление структур экономики отдельных регионов с учетом их типизации и межрегионального уровня развития [1-4; 6, 8-9], мы пришли к выводу, что наиболее приемлемые из возможных параметров стратегических пропорций основных видов экономической деятельности в структуре ВРП Сибири в будущем должны соответствовать структуре ВРП Приволжского федерального округа по состоянию на 2003-2007 гг., что позволит отождествлять экономику Сибирского федерального округа как индустриальную. Определив, таким образом, вектор структурных и факторных преобразований, требуемых регионам Сибири, с учетом их индивидуальных отличительных характеристик, упрощаем задачу формулирования прогнозной модели, позволяющей научно-обоснованно осуществлять мониторинг макро-показателей, производить предупреждение угроз и корректировать управление социально-экономическим развитием.
Общее описание методического алгоритма прогнозного модельного обоснования механизма достижения стратегических целей социально-экономического развития региона на принципах ГЧП и основе финансово-бюджетного проектирования и проектно-целевого подхода включает три позиции.
Составление комплекса инвестиционных бизнес-проектов, необходимых для достижения стратегических целей долгосрочного социально-экономического развития региона, исходя из оценки современного состояния и научно-обоснованного долгосрочного прогноза возможных преобразований внешней и внутренней среды, с учетом поиска путей сбалансированного наращивания современного производственного потенциала, обеспечения роста уровня и качества жизни населения, улучшения качества рабочих и управленческих кадров, научно-технического прогресса и экологических ограничений.
2. Оценка на уровне региона стоимости, периода окупаемости и сроков жизни бизнес-проектов в разрезе основных видов деятельности (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности), определение источников финансирования (бюджет, частные инвестиции, ГЧП), объема налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, стоимости инвестиций, социального эффекта (создание рабочих мест, рост заработной платы, строительство социальных объектов и т. д.), экологических затрат, инновационных доходов (реализация инновационной продукции, модернизация производства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).
3. Проведение прогнозного расчета будущего состояния социально-экономической системы региона на период до 2030 г. на основе факторного анализа и экономико-математического моделирования, с применением балансового метода пересчета ВРП, производимого различными видами экономической деятельности региона, с учетом объемов и характера экспорта, импорта и регионального потребления в промышленной и продовольственной сферах.
В результате апробации методики финансово-бюджетного проектирования на основе статистических данных, экспертных мнений и экономико-математических расчетов, подробное описание которых будет представлено в следующих статьях, обосновано предположение о том, что системное воздействие на выявленные ключевые виды экономической и социальной деятельности в
направлении снижения негативного (отлив) и повышения позитивного (прилив) влияния факторов определяет возможности приведения социально-экономической структуры региона к оптимальной пропорции в структуре ВРП, с учетом стратегических ориентиров по импотрозамещению, экспортной переориентации, принципов инновационной модернизации, устойчивого развития и строительства правового социально-ориентированного общества.
Выявление результативности системного воздействия на ключевые виды экономической деятельности, обладающие значением степени влияния фактора выше среднего, на наш взгляд, необходимо осуществлять на основе очных и интерактивных социологических опросов, аудиторских проверок, объективных наблюдений, статистических, бухгалтерских и управленческих отчетов. Мероприятия по повышению ответственности и дисциплинированности экономических агентов, социальных учреждений, системы управления и общества необходимо системно, на регулярной и оперативной основе, освещать в средствах массовой информации (в том числе: успехи, поощрения, профилактика, неудачи, разоблачения, наказания и оправдания) и размещать на общедоступных информационных площадках в виде рейтингов, дорожных карт с обязательными пояснениями ответственных и исполняющих лиц по каждому конкретному бизнес-проекту, а также по основным направлениям социально-экономического развития региона и России в целом.
Формирование инвестиционных фондов, необходимых для реализации комплексной долгосрочной программы социально-экономического развития субъектов РФ в составе макрорегиона целесообразно осуществлять на основе акционирования организаций — исполнителей стратегических бизнес-проектов, и размещения акций на региональных фондовых рынках для приобретения жителями регионов и России, с обязательным обеспечением административной и бюджетной поддержки стратегического бизнес-проекта (на основе ГЧП) в обмен на соответствующую долю в уставном капитале, также с передачей определенного пакета доходных акций в собственность ответственных лиц (со стороны исполнительной власти, предпринимательского сообщества и общественного контроля), с применением к ним суровой уголовной ответственности и конфискационных мер в случае недобросовестного исполнения либо преступного неисполнения ими стратегических бизнес-проектов.
Разработанные рекомендации по применению проектно-целевого подхода и метода финансово-проектного проектирования в стратегическом управлении социально-экономическим развитием Сибирского региона, а также степенью и характеристиками факторной составляющей на макроэкономическом уровне на основе системного воздействия на ключевые экономические виды деятельности способны сформировать методологическую и методическую базу для реализации сценария активной неоиндустриализации Сибири и других регионов России.
В случае системной реализации действий по регулированию стратегических параметров факторной составляющей в части поступательного снижения степени воздействия группы негативных факторов социально-экономического развития региона на величину, не менее, чем 30 к 2030 г. и параллельного активного повышения на 50 позитивного факторного действия, идея новой индустриализации Сибири получит необходимый импульс, своих высококлассных специалистов во всех сферах жизнедеятельности, что скажется в целом на увеличении производительности труда, обеспечении устойчивого развития, повышении технического и технологического уровня регионов, росте уровня и качества жизни населения, определив тенденции развития на долгосрочный период времени.
Список использованной литературы
1. Аганбегян А. Г. Антикризисная политика государства / А. Г. Аганбегян // Экономика и управление. — 2010. — № 5. — С. 5-12.
2. Аганбегян А. Г. Модернизация реального сектора экономики: пространственный аспект / А. Г. Аганбегян, Н. Н. Михеева, Г. Г. Фетисов // Регион: Экономика и социология. — 2012. — № 4. — С. 7-44.
3. Аганбегян А. Г. О стратегии социально-экономического развития России (субъективные заметки) / А. Г. Аганбегян // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2012. — Т. 3, № 149. — С. 9-16.
4. Барулин С. В. Теория финансов и экономическое развитие регионов России / С. В. Барулин, В. И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 598 с.
5. Гранберг А. Г. Экономика и социология пространства / А. Г. Гранберг // Экономическое возрождение России. — 2010. — № 4. — С. 55-57.
6. Ломовцев Д. А. Приоритеты инновационного развития реального сектора экономики России / Д. А. Ломовцев, Т. А. Федорова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 3. — С. 27-34.
7. Недзельский А. Е. Диверсификация как синергия антикризисной и интеграционной стратегий в деятельности предпринимательских структур / А. Е. Недзельский, А. Ф. Шуплецов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 5. — С. 66-71.
8. Овсянников Л. Н. Ключевые проблемы формирования системы государственного финансового контроля / Л. Н. Овсянников // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2010. — № 1. — С. 11-24.
9. Орлов В. П. Сырьевой сектор экономики в условиях модернизации / В. П. Орлов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2010. — № 1. — С. 3-10.
10. Савченко Е. Е. Новый принцип классификации инфраструктур / Е. Е. Савченко // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19. — С. 30-34.
11. Самаруха В. И. Стратегические направления регулирования уровня жизни населения / В. И. Самаруха, Н. М. Токарская, А. А. Марасанова ; под ред. В. И. Самару-хи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 165 с.
12. Сорокина Т. В. Финансовое обеспечение бюджетного сектора субъектов Российской Федерации (теория, методология, практика) : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.10 / Т. В. Сорокина. — Иркутск, 2013. — 366 с.
References
1. Aganbegyan A. G. Governmental anti-crisis policy. Ekonomika i upravlenie = Economy and Management, 2010, no. 5, pp. 5-12. (In Russian).
2. Aganbegyan A. G., Mikheyeva N. N., Fetisov G. G. Modernizing the real sector of the economy: spatial aspect. Region: Ekonomika i sotsiologiya = Region: Economy and Sociology, 2012, no. 4, pp. 7-44. (In Russian).
3. Aganbegyan A. G. On strategy of Russia's socio-economic development (subjective notes). Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki = Research and technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic Sciences, 2012, vol. 3, no. 149, pp. 9-16. (In Russian).
4. Barulin S. V., Samarukha V. I. Teoriya finansov i ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii [Theory of finance and economic development of Russia's regions]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 598 p.
5. Grinberg A. G. Economics and sociology of space. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic revival of Russia, 2010, no. 4, pp. 55-57. (In Russian).
6. Lomovtsev D. A., Fedorova T. A. Priorities of innovative development of Russia's real sector of economy . Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: Priorities and Security, 2010, no. 3, pp. 27-34. (In Russian).
7. Nedzelsky A. E., Shupletsov A. F. Diversification as synergy of anti-crisis and integration strategies in business organizations' activities. Izvestiya Irkutskoy gosudarstven-
noy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 5, pp. 66-71. (In Russian).
8. Ovsyannikov L. N. State financial control system formation process: the key issues. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Research Financial Institute. Financial Journal, 2010, no. 1, pp. 11-24. (In Russian).
9. Orlov V. P. The raw materials sector of economy in modernization conditions. Min-eral'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie =Minerl Resources of Russia. Economy and management , 2010, no. 1, pp. 3-10. (In Russian).
10. Savchenko E. E. The new principle of classification of infrastructures. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Entrepreneurship, 2012, no. 19, pp. 30-34. (In Russian).
11. Samarukha V. I., Tokarskaya N. M., Marasanova A. A. Strategicheskie napravleni-ya regulirovaniya urovnya zhizni naseleniya [Strategic directions of regulating social standard of living]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 165 p.
12. Sorokina T. V. Finansovoe obespechenie byudzhetnogo sektora sub'ektov Rossiiskoi Federatsii (teoriya, metodologiya, praktika). Dokt. Diss. [Financial provision of the budgetary sector of the Russian Federation's subjects (theory, methodology, practice). Doct. Diss.]. Irkutsk, 2013. 366 p.
Информация об авторе
Самаруха Алексей Викторович — доктор экономических наук, доцент, профессор, кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Aleksey V. Samarukha — Doctor habil. (Economics), Senior Lecturer, Professor, Chair of Economy of enterprises and entrepreneurial activity, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia; e-mail: [email protected].
ой»
< t
i i
See «
H
H
о
H M
CO
H