УДК 351:004 Д.И. САЧКОВ
ББК 66.033.141 ведущий инженер научного отдела
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ*
Рассматриваются основные аспекты разработки инфокоммуникационных технологий в сфере государственного управления. Обозначены наиболее проблемные направления реализации программы «электронное правительство». Определена целесообразность внедрения в органы исполнительной, законодательной и судебной власти систем менеджмента качества для грамотной организации и повышения эффективности работы инфокоммуникационных технологий в сфере государственного управления.
Ключевые слова: регион, органы местного самоуправления, устойчивое развитие, электронное правительство, инфокоммуникационные технологии, система менеджмента качества.
D.I. SACHKOV
principal engineer of Science Department of Baikal National University of Economics and Law, Irkuts
e-mail: [email protected]
INTRODUCTION OF INFO-COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO REGIONAL AUTHORITIES
In the article the basic aspects of working out of info-communication technologies to the sphere of public management are considered. The most problem directions of «Electronic government» program implementation are noted. The expediency of introduction to executive, legislative and judicial authorities of quality management systems, for competent organization and improvement of work efficiency of info-communication technologies in the sphere of public management is defined.
Keywords: region, local governments, sustainable development, electronic
government, info-communication technology, quality management system.
Активная информатизация общества создает острую необходимость проведения скорейшей модернизации государственных механизмов управления на региональном и муниципальном уровнях с помощью передовых информационных технологий, основанных на эффективных методиках менеджмента.
В 2010 г. заканчивается срок действия ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. К этому сроку должны быть достигнуты основные ее цели:
- проектирование инфраструктуры электронного правительства;
- создание технологической платформы инфраструктуры электронного правительства на базе единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства;
- создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства;
- развитие внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия, обеспечение интеграции государственных информационных систем на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;
- создание единой государственной системы контроля результативности де-
* Печатается при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-3603.2009.6 «Разработка механизма антикризисного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований региона».
© Д.И. Сачков, 2009
ятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;
- организационное и методическое обеспечение формирования инфраструктуры электронного правительства.
В настоящее время многие органы власти лишь приступают к проектированию систем электронного правительства, в основной массе регионов создана только инфраструктура для развертывания информационных систем.
Taкже, на наш взгляд, одним из барьеров в создании электронного правительства является указание разработчиками в разд. 2 ^нцепции формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 г. на то, что в первую очередь внедрение информационных компьютерных систем в органах государственной власти должно осуществляться во внутриведомственных отделах. Это не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
В послании Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев озвучил, что в следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Но как показывает практика внедрения, во многих органах власти отмечается нерезультативное использование инфокоммуникационных технологий ^KT) и отсутствие эффективных проектов по внедрению электронного правительства. Это, в свою очередь, может послужить причиной создания высокотехнологичных, но некачественных систем, ориентированных только на формальное достижение индикативных показателей, а не на повышение устойчивости экономики региона и эффективности управления им.
В настоящее время известно, что будут созданы восемь рабочих групп, которые будут заниматься:
- формированием доступной инфоком-муникационой структуры;
- использованием И^ в образовании и науке;
- использованием И^ в сфере здравоохранения и соцзащиты;
- обеспечением безопасности жизнедеятельности населения;
- решением вопросов национальной промышленности в сфере ИКТ;
- контролем разработок проектов электронного правительства;
- использованием ИКТ в сфере культуры и культурного наследия;
- решением вопросов противодействия использованию ИКТ в целях нанесения ущерба национальным интересам России.
В связи с этим встает вопрос о возможности качественно оценивать работу модулей ИКТ. По нашему мнению, проводя контроль и оценку внедрения проектов ИКТ в области электронного правительства, государство должно четко определить, что именно следует оценивать. До 2009 г. акцент в оценке успешности внедрения делался на просчете индекса готовности регионов России к внедрению электронного правительства по методологии, предложенной ООН. В основном это размещение информации и служб в Интернете, обеспечение возможности доступа органов власти и населения к ИКТ и индексу человеческого капитала. Однако конечная цель концепции формирования электронного правительства заключается в другом.
На наш взгляд, для каждого региона в отдельности необходимо разработать список критериев, по которым можно оценить работоспособность внедренной системы электронного правительства на региональном уровне, так как из-за особенностей регионов РФ обобщить показатели для проведения качественной оценки не представляется возможным.
Также для обеспечения своей работы с технической точки зрения муниципальные и региональные администрации нуждаются в доступе к централизованным и скоординированным базам данных.
В постановлении Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (20022010 годы)"» от 10 сентября 2009 г. № 721 отведен блок под разработку системы обеспечения регламентированного доступа органов государственной власти, граждан и организаций к сведениям, содержащимся в государственных информационных системах. Это мероприятие позволит обеспечить возможность размещения ведомственных баз данных на программно-аппаратных средс-
твах общероссийского государственного информационного центра и установить регламентированный доступ к ним федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления.
В 2006-2008 гг. в рамках указанного мероприятия в сети Интернет:
- создан и развивается портал Правительства Российской Федерации;
- создан опытный образец портала Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации;
- создан и развивается парламентский портал Российской Федерации;
- создан программно-технический комплекс мониторинга средств массовой информации в интересах администрации Президента Российской Федерации и аппарата Правительства Российской Федерации;
- приобретены и установлены технические средства, лицензионное программное обеспечение для сайта поддержки приоритетных национальных проектов;
- осуществлено проектирование системы мониторинга распространения экстремистских материалов.
Однако существует возможность возникновения проблемы централизованного подхода: он лишен гибкости, поскольку не учитывает уже достигнутых на муниципальном и региональном уровнях результатов. Вследствие проведения указанных мероприятий система обеспечения регламентированного доступа может стать большой, неповоротливой, не позволяющей воспользоваться всем спектром представляемой нижними уровнями власти информации. С нашей точки зрения, внедрение централизованных разработок ИКТ там, где пока еще нет своих, даст больший результат и произойдет быстрее. Там, где уже ведутся разработки или внедрены определенные ИКТ, встает вопрос об объективной оценке их функционирования и необходимости сбора данных для формирования ведомственных баз данных.
Как один из показателей их эффективности целесообразно использовать показатель, отображающий «общественную полезность» проектов электронного правительства.
Следует заметить, что оценки эффективности органов государственной власти отли-
чаются от оценок успешности электронной коммерции и электронного бизнеса. Это также подтверждает необходимость разработки специфических инструментов оценки.
На наш взгляд, во многом внедрение ИКТ, будь то система документооборота, база данных или портал услуг, не достигнет результата без взвешенного научного обоснования его целесообразности и без разработки программного блока прогнозного моделирования, от качества работы которого напрямую будут зависеть полнота и эффективность реализуемой государственной стратегии, а это устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие регионов и всей страны. Для того чтобы весь описанный механизм в целом работал (неважно, в корпорации или в стране), необходимы простые, понятные, прозрачные, доступные, выгодные для общества и справедливые правила работы, выполняемые всеми, начиная с нижних органов власти государства. В основном все эти качества мы можем наблюдать в работе развитых корпораций, где совершенствование бизнеса является критически важным фактором, но не на государственном уровне в России.
Для решения данной проблемы, по нашему мнению, целесообразно внедрить в органы исполнительной, законодательной и судебной власти систему менеджмента качества (СМК), что позволит разработать свод правил, необходимых для внедрения ИКТ. В настоящее время в РФ начинают активно внедряться системы менеджмента качества, основанные на методологии TQM (методология всеобщего менеджмента качества). По этой методологии построен зарубежный стандарт ISO 9000:2000, российским аналогом которого является стандарт Р ИСО 9000-2001. На сегодняшний день в России утвержден стандарт Р ИСО 9000-2008, который введен в действие 10 сентября 2009 г., и стандарт Р ИСО 9001 версии 2008 г. — 13 ноября 2009 г.
Стандарты ИСО серии 9000 являются общими и могут применяться в любой организации вне зависимости от отрасли, в которой она работает. Однако во многих отраслях существуют свои требования, которые обязаны выполнять организации, занимающиеся тем или иным видом деятельности. В связи с этим на базе стандартов ИСО серии 9000 были разработаны отраслевые стандарты
Стандарты для органов государственной власти и управления, разработанные на основе стандартов ИСО серии 9000
Обозначение стандарта Название Дата публикации Статус
IWA 4 Системы менеджмента качества: Руководящие указания по применению ^О 9001:2000 в местных органах власти 2009 Международный
IRAM 30600 Руководящие указания по интерпретации ^О 9001:2000 к управлению в органах законодательной власти 2005 Национальный
IRAM 30300 Руководящие указания по применению ^О 9001:2000 в местных органах самоуправления (муниципалитетах) 2003 Национальный
Guide 33 Применение ^О 9001:2000 в местных администрациях 2002 Национальный
Guide 38 Применение ^О 9001:2000 в общественных приемных 2002 Национальный
систем качества. В этих стандартах в дополнение к требованиям ИСО 9000 добавлены требования, учитывающие отраслевые особенности. В таблице представлены некоторые стандарты для органов государственной власти и управления, разработанные на основе стандартов ИСО серии 9000.
Рассмотрим IWA 4:2009 как наиболее подходящее международное руководство по применению СМК. Данное руководство было опубликовано в 2009 г., является пересмотренной версией IWA 4:2005. IWA 4:2009 не содержит каких-либо изменений или дополнений к ИСО 9001:2008, но предлагает инструментарий для проверки эффективности работы системы менеджмента. Его цель — помочь местным органам власти внедрить СМК с минимальными затратами. Внедрение СМК на основе международных стандартов ИСО 9001 и рекомендаций IWA 4 является всемирно признанным механизмом обеспечения качественного предоставления услуг.
IWA расшифровывается как «техническое соглашение» (от англ. International Workshop Agreement — международное рабочее соглашение) и является одной из нескольких альтернатив, предложенных ИСО для разработки.
IWA 4 был разработан для того, чтобы обеспечить органы государственного управления последовательным подходом к менеджменту качества. Он предназначен для адаптации ИСО 9001 к работе органов государственной власти. Это сделано с намерением стимулировать и облегчить использование ИСО 9001 органами местного самоуправления.
Впоследствии, со вступлением в действие федерального закона «Об общих принципах организации деятельности органов местного самоуправления» № 131, на органы местного самоуправления будут возложены широкие полномочия и большая ответственность за
качество жизни на конкретной территории, где живут и работают граждане, осуществляют свою деятельность коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности. Вместе с тем качество управления определяет качество жизни граждан и уровень развития общества. Целью внедрения международного стандарта качества ^О 9001:2000 является создание организационно-управленческих условий для повышения качества управления в органах власти и на муниципальных предприятиях.
В настоящее время внедрение высоких технологий в деятельность органов власти представляется низкоактивным и чрезвычайно неэффективным, что уже на современном этапе свидетельствует о недостаточной эффективности использования финансовых средств, направляемых на создание информационного общества. Ни один из регионов в настоящее время, на наш взгляд, не может иметь систему электронного правительства, полностью адаптированную к его специфике и способную объективно оценивать и прогнозировать на длительные сроки его социально-экономическое развитие. Это связано прежде всего с отсутствием в современной экономической науке универсальных и достоверных экономико-математических моделей регионального развития, а также с большой степенью иска-женности статистической и иной информации о состоянии региона из-за несовершенства статистического аппарата. Вопросы эффективности ИКТ «электронное правительство» заслуживают особого внимания как в случае закупки программного обеспечения в других регионах, так и в случае разработки программного продукта — областного электронного правительства — собственными силами с участием видных ученых ведущих экономических, профильных вузов, РАН и СО РАН.