Д.И. САЧКОВ
Следующим структурным блоком, в который поступают эти цели и задачи, является блок формирования объектов управления, основанный на блоке единого банка данных (реестра недвижимого имущества).
Оценка рыночной стоимости объектов муниципальной недвижимости выступает необходимым элементом управления и проводится при совершении любой операции с объектами муниципальной недвижимости.
Представленная логическая цепочка «оценка эффективности-планирование и прогнозирование-реализация-контроль» соответствует традиционному построению функциональных систем управления. Выходы из блока «контроль» являются обратной связью основного контура системы управления муниципальной недвижимостью и служат для информирования субъектов управления о достижении или недостижении результатов управления.
Принципиальным моментом для системы управления муниципальной недвижимостью является то, что выходы из блока «реализация» имеют внутреннюю обратную связь.
Информация об обратной связи в системе управления систематизируется в блоке «нормативное оформление результатов
управления», что позволяет субъектам управления по мере решения поставленных задач соотнести полученные результаты с запланированными, скорректировать планы управления недвижимостью и направить информацию на дополнение и пополнение состава базы данных недвижимого имущества муниципалитета.
С учетом сказанного можно констатировать, что предложенный цикл управления муниципальной недвижимостью является наиболее приемлемым способом реализации функций муниципального образования как собственника недвижимости. Грамотное и четкое осуществление всех этапов позволит усовершенствовать управление муниципальной недвижимостью с учетом удовлетворения интересов всего местного сообщества и обеспечить устойчивое развитие муниципального образования.
Примечания
1 Бедин Б.М. Управление муниципальными территориями и имуществом. Иркутск, 2006.
2 Управление коммерческой недвижимостью: учеб. / под ред. М.Л. Разу. М., 2007.
3 Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев A.B. Управление муниципальной недвижимостью: учеб.-практ. пособие. М., 2001.
УДК 352(47) Д.И. САЧКОВ
ББК 67.400.74(2Рос) ведущий инженер научного отдела
Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ*
Дана оценка реформирования системы местного самоуправления. Рассмотрена необходимость совершенствования органов местного самоуправления. Определены основные направления развития муниципалитетов с использованием инфокоммуникационных технологий.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальный район, реформа, кризис, инновации.
В процессе экономических и политических преобразований в России была создана новая система управления, состоящая из
трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Исполнительная власть, в свою очередь,
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276).
состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного (местное самоуправление). В 2009 г. должно закончиться четкое разграничение сфер ответственности, функций и полномочий между уровнями исполнительной власти, и главным образом между субъектом Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований различных видов — муниципальных районов, сельских и городских поселений. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (далее — Федеральный закон о местном самоуправлении) вступил в действие с 1 января 2006 г., однако его реализация началась в 46 субъектах Российской Федерации (в основном в регионах, расположенных в европейской части России), остальные присоединялись постепенно в период до 2009 г., при этом отдельные положения закона действуют для всех еще с октября 2003 г. Проводимые преобразования в ряде аспектов носят формальный характер, в настоящее время, в сложившейся кризисной обстановке, во многом не актуальный.
Разработка административной реформы и ее реализация начаты во время роста экономики страны после дефолта 1998 г. с основной целью — выстраивание «вертикали власти». Этот процесс потребовал доработки Федерального закона о местном самоуправлении во время реформирования (всего было принято 36 законов о внесении изменений). Многими аналитиками отмечается, что изменения, вносившиеся в данный закон, зачастую были направлены на усиление полномочий органов региональной власти в ущерб муниципалитетам. Такие недоработки создали предпосылки для неготовности последних самостоятельно противостоять кризисным явлениям в экономике и обусловили необходимость постепенной продуманной модернизации созданной системы местного самоуправления.
По мнению большинства экспертов и аналитиков, мировой финансовый кризис, несмотря на грамотные действия Правительства РФ, вызвал ухудшение экономической конъюнктуры в России, что происходит, впрочем, и во всем мире. Это негативно от-
разилось на и без того далеко не идеальной работе органов местного самоуправления. В период кризисных явлений для муниципалитетов стало нецелесообразным или вовсе недоступным использование основных инструментов развития экономики (банковский кредит, крупные частные и иностранные инвестиции).
Данные сравнительного анализа, проведенного Институтом современного развития (ИНСОР), отображают зависимость между степенью муниципальной активности жителей и административными возможностями местной власти на той или иной территории. На основании этих данных можно сделать вывод, что в условиях кризиса особенно важно и необходимо совершенствовать механизмы взаимоотношения граждан с муниципалитетами. Данная мера позволит приобщить жителей к участию в процессе местного самоуправления и обеспечить его прозрачность, что поможет снять социальную напряженность, укрепить организацию работы и экономику муниципалитетов.
Данные опроса, проведенного по заказу ИНСОР экспертными и фокус-группами по вопросам местного самоуправления, свидетельствуют, что «...большинство респондентов уверены в необходимости совершенствования местного самоуправления. Нынешнее состояние местной власти, незавершенность реформы респонденты связывают с сопротивлением вышестоящих структур и нежеланием их делиться ресурсами и властью. По мнению опрошенных, ситуация может измениться в лучшую сторону со временем — в данный период местное самоуправление переживает этап становления»1. Также данные опроса показывают, что больший и более осмысленный интерес к процессу работы органов местного самоуправления проявляют представители старшего поколения.
Многие респонденты, в том числе сами представители органов местного самоуправления, говорили об аполитичности населения. В основном это относится к молодому поколению. При этом некоторые эксперты отметили, что молодежь иногда интересуется возможными ресурсами местной власти в целях осуществления предпринимательской деятельности, однако в целом она больше всего подвержена аполитичности и сущес-
Д.И. САЧКОВ
твования местного самоуправления практически не замечает.
Поэтому приоритетным направлением модернизации системы местного самоуправления должно стать административно-муниципальное просвещение граждан, донесение до людей с помощью всех возможных источников информации — от образовательных учреждений до средств массовой информации — объективных сведений о функциях, обязанностях и возможностях органов местного самоуправления.
Еще одним негативным моментом при проведении реформирования являются показатели, полученные Генеральной прокуратурой РФ: в 2007 г. ее сотрудниками было выявлено 120 тыс. незаконных муниципальных актов, а в первом квартале 2008 г. — 42 тыс. Это только то, что смогли выявить, а в текущей ситуации, под воздействием финансового кризиса, возможен рост коррупции, связанный с ростом правового нигилизма.
В Федеральном законе о местном самоуправлении в качестве форм контрольно-надзорной деятельности государства в отношении местного самоуправления закреплены:
- контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (в том числе за целесообразностью их действий в этой части);
- надзор за деятельностью муниципальных образований по решению вопросов местного значения (прежде всего прокурорский).
По мнению экспертов ИНСОР, законодатель исходил из принципов ограничения вмешательства государства в муниципальные дела, чем можно объяснить и лаконизм в регламентации контроля и надзора. Предполагалось, вероятно, что процедуры контроля будут реализовываться только в рамках исполнения отдельных государственных полномочий, а процедуры надзора — в соответствии с законодательством о прокуратуре. Но, как видно, эта сторона муниципальной реформы не была предметом тщательной проработки2.
Президент РФ Д.А. Медведев 28 апреля 2008 г. подписал указ «Об оценке эффек-
тивности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» № 607, в котором говорится, что необходимо создание:
- перечня дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;
- типовой формы доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период;
- методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
- методических рекомендаций о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В перечне показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) из 65 основных пунктов всего четыре отображают показатели удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг, полученные посредством социологического опроса, что, в свою очередь, не дает возможности взвешенной и объективной оценки динамики эффективности деятельности органов местного самоуправления на основе сбалансированного эмоционального, субъективного и объективного представления в целях адекватного реагирования и не отображает в полной мере степень удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемых услуг.
На наш взгляд, необходимо разработать и внедрить механизм оценки деятельности органов местного самоуправления городс-
кого округа (муниципального района) с привлечением новейших инфокоммуникацион-ных технологий. Данную технологию оценки можно реализовать на основе внедряемого проекта «Электронное правительство».
В мировой практике термин «электронный муниципалитет» подразумевает создание социально ориентированных проектов на базе инфокоммуникационных технологий на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг.
По мнению специалистов в сфере информационных технологий, для эффективного внедрения инноваций в реальный сектор экономики нужно реформировать и сами органы государственного управления. На данный момент инструментом реализации инноваций в сфере инфокоммуникационных технологий, используемых в деятельности органов местного самоуправления в РФ, служит поэтапное внедрение проекта «Электронное правительство».
В соответствии Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р, целями формирования в нашей стране электронного правительства являются:
- повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек для граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможностей доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
- повышение качества административно-управленческих процессов, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности
органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
В настоящее время достижение целей, определенных в концепции «Электронное правительство», будет способствовать логическому завершению преобразований в муниципалитетах всех уровней. А процедуру контроля за результативностью деятельности органов государственной власти необходимо усилить, используя эффективный инструмент для их объективной ведомственной, общественной и судебной оценки. Данная оценка должна проводиться с помощью новейших инфокоммуникационных технологий, использующих всемирную сеть Интернет, терминалы, расположенные в легкодоступных для жителей местах, сотовые и телефонные линии связи, СМИ и т.д. Такое решение позволит осуществлять диалог и оценку работы органов государственной власти посредством обратной электронной связи (государство-население).
Достижению поставленных задач может послужить внедрение системы менеджмента качества (СМК) муниципальных образований (МО), вследствие чего станет возможна комплексная сертификация муниципальных образований на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2000.
СМК МО может стать серьезным инструментом оперативной и объективной оценки компетенции, дееспособности и эффективности власти на местах.
На данный момент Россия занимает 21-е место в Европе по числу сертифицированных СМК после таких небольших стран, как Румыния, Дания и Финляндия.
Сегодня становится очевидным, что демократические процедуры и рыночные конкурентные принципы не могут компенсировать несовершенство технологий управления и неспособны сами по себе создать условия для решения социально-экономических задач и проблем общества. Целью функционирования органов местного самоуправления является удовлетворение потребностей населения в общественных услугах, гарантированных Конституцией.
В целях грамотного осуществления местного самоуправления необходимо наиболее
М.С. МИХАЛЬЧЕНКО
полно выявить и системно, автоматизирован-но учитывать и анализировать потребности жителей для принятия муниципалитетами адекватных управленческих решений и проведения общественными, ведомственными и судебными инстанциями их объективной оценки с целью выполнить задачу корректировки системы местного самоуправления. По сравнению с 2006 г., количество граждан России, обращающихся к ресурсам «всемирной паутины», составило более 40% населе-
ния. На наш взгляд, необходимо грамотно и с пользой задействовать эту информационную возможность, особенно в современных непростых условиях.
Примечания
' http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/3928.
2 Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003—2008 гг.: аналит. докл. Ин-та современ. развития / / Там же.
М.С. МИХАЛЬЧЕНКО
аспирант Московского государственного технологического университета «Станкин» e-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Рассмотрено современное состояние проблемы управления материальными запасами на российских машиностроительных предприятиях. Показаны особенности управления запасами в машиностроении. Предложен методический подход к управлению запасами, опирающийся на методологию стоимостного анализа.
Ключевые слова: управление запасами, машиностроительное предприятие, стоимостный анализ, управленческое решение.
УДК 658.7.01 ББК 65.40
Обострение экономической ситуации, связанное с финансовым кризисом, заставляет промышленные предприятия активнее выявлять и реализовывать резервы экономии во всех своих активах. В этой связи пристального внимания заслуживает анализ состояния корпоративных запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Оборотные активы в запасах на предприятиях достаточно весомы. По данным Росстата, доля запасов в составе имущества на предприятиях обрабатывающих производств — около 20%, а на машиностроительных предприятиях — около 30%. Запасы в составе оборотных средств — примерно треть на предприятиях обрабатывающих производств, а в машиностроении — около 45%.
Все многообразие корпоративных запасов ТМЦ подразделяется на следующие большие видовые группы: сырье, материалы и другие аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая
продукция и товары для перепродажи; товары отгруженные и расходы будущих периодов. Структура запасов по видам экономической деятельности существенно различается. В обрабатывающих отраслях главные компоненты запасов — это производственные запасы сырья, основных материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов (45%); незавершенное производство (29%) и товарные (сбытовые) запасы готовой продукции (19%). Структура запасов ТМЦ на машиностроительных предприятиях выглядит следующим образом: производственные запасы материалов (37%); незавершенное производство (28%); запасы готовой продукции (29%). Обращает на себя внимание существенный удельный вес в запасах незавершенного производства и готовой продукции, причем в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту доли этих компонентов в структуре запасов.