Научная статья на тему 'Модернизация системы управления на уровне муниципалитетов'

Модернизация системы управления на уровне муниципалитетов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
473
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / РЕФОРМА / КРИЗИС / ИННОВАЦИИ / LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPAL AREA / REFORM / CRISIS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сачков Дмитрий Иванович

Дана оценка реформирования системы местного самоуправления. Рассмотрена необходимость совершенствования органов местного самоуправления. Определены основные направления развития муниципалитетов с использованием инфокоммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF MANAGEMENT SYSTEM ON MUNICIPAL GOVERNMENT LEVEL

The assessment of reforming the system of local government is given in this article. The necessity to improve local government bodies is studied. Basic tendencies of municipal government's development with info-communicative technologies are determined.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы управления на уровне муниципалитетов»

Д.И. САЧКОВ

Следующим структурным блоком, в который поступают эти цели и задачи, является блок формирования объектов управления, основанный на блоке единого банка данных (реестра недвижимого имущества).

Оценка рыночной стоимости объектов муниципальной недвижимости выступает необходимым элементом управления и проводится при совершении любой операции с объектами муниципальной недвижимости.

Представленная логическая цепочка «оценка эффективности-планирование и прогнозирование-реализация-контроль» соответствует традиционному построению функциональных систем управления. Выходы из блока «контроль» являются обратной связью основного контура системы управления муниципальной недвижимостью и служат для информирования субъектов управления о достижении или недостижении результатов управления.

Принципиальным моментом для системы управления муниципальной недвижимостью является то, что выходы из блока «реализация» имеют внутреннюю обратную связь.

Информация об обратной связи в системе управления систематизируется в блоке «нормативное оформление результатов

управления», что позволяет субъектам управления по мере решения поставленных задач соотнести полученные результаты с запланированными, скорректировать планы управления недвижимостью и направить информацию на дополнение и пополнение состава базы данных недвижимого имущества муниципалитета.

С учетом сказанного можно констатировать, что предложенный цикл управления муниципальной недвижимостью является наиболее приемлемым способом реализации функций муниципального образования как собственника недвижимости. Грамотное и четкое осуществление всех этапов позволит усовершенствовать управление муниципальной недвижимостью с учетом удовлетворения интересов всего местного сообщества и обеспечить устойчивое развитие муниципального образования.

Примечания

1 Бедин Б.М. Управление муниципальными территориями и имуществом. Иркутск, 2006.

2 Управление коммерческой недвижимостью: учеб. / под ред. М.Л. Разу. М., 2007.

3 Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев A.B. Управление муниципальной недвижимостью: учеб.-практ. пособие. М., 2001.

УДК 352(47) Д.И. САЧКОВ

ББК 67.400.74(2Рос) ведущий инженер научного отдела

Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск e-mail: leninB@yandex.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ*

Дана оценка реформирования системы местного самоуправления. Рассмотрена необходимость совершенствования органов местного самоуправления. Определены основные направления развития муниципалитетов с использованием инфокоммуникационных технологий.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальный район, реформа, кризис, инновации.

В процессе экономических и политических преобразований в России была создана новая система управления, состоящая из

трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Исполнительная власть, в свою очередь,

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276).

состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного (местное самоуправление). В 2009 г. должно закончиться четкое разграничение сфер ответственности, функций и полномочий между уровнями исполнительной власти, и главным образом между субъектом Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований различных видов — муниципальных районов, сельских и городских поселений. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (далее — Федеральный закон о местном самоуправлении) вступил в действие с 1 января 2006 г., однако его реализация началась в 46 субъектах Российской Федерации (в основном в регионах, расположенных в европейской части России), остальные присоединялись постепенно в период до 2009 г., при этом отдельные положения закона действуют для всех еще с октября 2003 г. Проводимые преобразования в ряде аспектов носят формальный характер, в настоящее время, в сложившейся кризисной обстановке, во многом не актуальный.

Разработка административной реформы и ее реализация начаты во время роста экономики страны после дефолта 1998 г. с основной целью — выстраивание «вертикали власти». Этот процесс потребовал доработки Федерального закона о местном самоуправлении во время реформирования (всего было принято 36 законов о внесении изменений). Многими аналитиками отмечается, что изменения, вносившиеся в данный закон, зачастую были направлены на усиление полномочий органов региональной власти в ущерб муниципалитетам. Такие недоработки создали предпосылки для неготовности последних самостоятельно противостоять кризисным явлениям в экономике и обусловили необходимость постепенной продуманной модернизации созданной системы местного самоуправления.

По мнению большинства экспертов и аналитиков, мировой финансовый кризис, несмотря на грамотные действия Правительства РФ, вызвал ухудшение экономической конъюнктуры в России, что происходит, впрочем, и во всем мире. Это негативно от-

разилось на и без того далеко не идеальной работе органов местного самоуправления. В период кризисных явлений для муниципалитетов стало нецелесообразным или вовсе недоступным использование основных инструментов развития экономики (банковский кредит, крупные частные и иностранные инвестиции).

Данные сравнительного анализа, проведенного Институтом современного развития (ИНСОР), отображают зависимость между степенью муниципальной активности жителей и административными возможностями местной власти на той или иной территории. На основании этих данных можно сделать вывод, что в условиях кризиса особенно важно и необходимо совершенствовать механизмы взаимоотношения граждан с муниципалитетами. Данная мера позволит приобщить жителей к участию в процессе местного самоуправления и обеспечить его прозрачность, что поможет снять социальную напряженность, укрепить организацию работы и экономику муниципалитетов.

Данные опроса, проведенного по заказу ИНСОР экспертными и фокус-группами по вопросам местного самоуправления, свидетельствуют, что «...большинство респондентов уверены в необходимости совершенствования местного самоуправления. Нынешнее состояние местной власти, незавершенность реформы респонденты связывают с сопротивлением вышестоящих структур и нежеланием их делиться ресурсами и властью. По мнению опрошенных, ситуация может измениться в лучшую сторону со временем — в данный период местное самоуправление переживает этап становления»1. Также данные опроса показывают, что больший и более осмысленный интерес к процессу работы органов местного самоуправления проявляют представители старшего поколения.

Многие респонденты, в том числе сами представители органов местного самоуправления, говорили об аполитичности населения. В основном это относится к молодому поколению. При этом некоторые эксперты отметили, что молодежь иногда интересуется возможными ресурсами местной власти в целях осуществления предпринимательской деятельности, однако в целом она больше всего подвержена аполитичности и сущес-

Д.И. САЧКОВ

твования местного самоуправления практически не замечает.

Поэтому приоритетным направлением модернизации системы местного самоуправления должно стать административно-муниципальное просвещение граждан, донесение до людей с помощью всех возможных источников информации — от образовательных учреждений до средств массовой информации — объективных сведений о функциях, обязанностях и возможностях органов местного самоуправления.

Еще одним негативным моментом при проведении реформирования являются показатели, полученные Генеральной прокуратурой РФ: в 2007 г. ее сотрудниками было выявлено 120 тыс. незаконных муниципальных актов, а в первом квартале 2008 г. — 42 тыс. Это только то, что смогли выявить, а в текущей ситуации, под воздействием финансового кризиса, возможен рост коррупции, связанный с ростом правового нигилизма.

В Федеральном законе о местном самоуправлении в качестве форм контрольно-надзорной деятельности государства в отношении местного самоуправления закреплены:

- контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (в том числе за целесообразностью их действий в этой части);

- надзор за деятельностью муниципальных образований по решению вопросов местного значения (прежде всего прокурорский).

По мнению экспертов ИНСОР, законодатель исходил из принципов ограничения вмешательства государства в муниципальные дела, чем можно объяснить и лаконизм в регламентации контроля и надзора. Предполагалось, вероятно, что процедуры контроля будут реализовываться только в рамках исполнения отдельных государственных полномочий, а процедуры надзора — в соответствии с законодательством о прокуратуре. Но, как видно, эта сторона муниципальной реформы не была предметом тщательной проработки2.

Президент РФ Д.А. Медведев 28 апреля 2008 г. подписал указ «Об оценке эффек-

тивности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» № 607, в котором говорится, что необходимо создание:

- перечня дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;

- типовой формы доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период;

- методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

- методических рекомендаций о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В перечне показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) из 65 основных пунктов всего четыре отображают показатели удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг, полученные посредством социологического опроса, что, в свою очередь, не дает возможности взвешенной и объективной оценки динамики эффективности деятельности органов местного самоуправления на основе сбалансированного эмоционального, субъективного и объективного представления в целях адекватного реагирования и не отображает в полной мере степень удовлетворенности населения объемом и качеством предоставляемых услуг.

На наш взгляд, необходимо разработать и внедрить механизм оценки деятельности органов местного самоуправления городс-

кого округа (муниципального района) с привлечением новейших инфокоммуникацион-ных технологий. Данную технологию оценки можно реализовать на основе внедряемого проекта «Электронное правительство».

В мировой практике термин «электронный муниципалитет» подразумевает создание социально ориентированных проектов на базе инфокоммуникационных технологий на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг.

По мнению специалистов в сфере информационных технологий, для эффективного внедрения инноваций в реальный сектор экономики нужно реформировать и сами органы государственного управления. На данный момент инструментом реализации инноваций в сфере инфокоммуникационных технологий, используемых в деятельности органов местного самоуправления в РФ, служит поэтапное внедрение проекта «Электронное правительство».

В соответствии Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р, целями формирования в нашей стране электронного правительства являются:

- повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек для граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможностей доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

- повышение качества административно-управленческих процессов, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности

органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

В настоящее время достижение целей, определенных в концепции «Электронное правительство», будет способствовать логическому завершению преобразований в муниципалитетах всех уровней. А процедуру контроля за результативностью деятельности органов государственной власти необходимо усилить, используя эффективный инструмент для их объективной ведомственной, общественной и судебной оценки. Данная оценка должна проводиться с помощью новейших инфокоммуникационных технологий, использующих всемирную сеть Интернет, терминалы, расположенные в легкодоступных для жителей местах, сотовые и телефонные линии связи, СМИ и т.д. Такое решение позволит осуществлять диалог и оценку работы органов государственной власти посредством обратной электронной связи (государство-население).

Достижению поставленных задач может послужить внедрение системы менеджмента качества (СМК) муниципальных образований (МО), вследствие чего станет возможна комплексная сертификация муниципальных образований на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2000.

СМК МО может стать серьезным инструментом оперативной и объективной оценки компетенции, дееспособности и эффективности власти на местах.

На данный момент Россия занимает 21-е место в Европе по числу сертифицированных СМК после таких небольших стран, как Румыния, Дания и Финляндия.

Сегодня становится очевидным, что демократические процедуры и рыночные конкурентные принципы не могут компенсировать несовершенство технологий управления и неспособны сами по себе создать условия для решения социально-экономических задач и проблем общества. Целью функционирования органов местного самоуправления является удовлетворение потребностей населения в общественных услугах, гарантированных Конституцией.

В целях грамотного осуществления местного самоуправления необходимо наиболее

М.С. МИХАЛЬЧЕНКО

полно выявить и системно, автоматизирован-но учитывать и анализировать потребности жителей для принятия муниципалитетами адекватных управленческих решений и проведения общественными, ведомственными и судебными инстанциями их объективной оценки с целью выполнить задачу корректировки системы местного самоуправления. По сравнению с 2006 г., количество граждан России, обращающихся к ресурсам «всемирной паутины», составило более 40% населе-

ния. На наш взгляд, необходимо грамотно и с пользой задействовать эту информационную возможность, особенно в современных непростых условиях.

Примечания

' http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/3928.

2 Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003—2008 гг.: аналит. докл. Ин-та современ. развития / / Там же.

М.С. МИХАЛЬЧЕНКО

аспирант Московского государственного технологического университета «Станкин» e-mail: akovalev@stankin.ru

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Рассмотрено современное состояние проблемы управления материальными запасами на российских машиностроительных предприятиях. Показаны особенности управления запасами в машиностроении. Предложен методический подход к управлению запасами, опирающийся на методологию стоимостного анализа.

Ключевые слова: управление запасами, машиностроительное предприятие, стоимостный анализ, управленческое решение.

УДК 658.7.01 ББК 65.40

Обострение экономической ситуации, связанное с финансовым кризисом, заставляет промышленные предприятия активнее выявлять и реализовывать резервы экономии во всех своих активах. В этой связи пристального внимания заслуживает анализ состояния корпоративных запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Оборотные активы в запасах на предприятиях достаточно весомы. По данным Росстата, доля запасов в составе имущества на предприятиях обрабатывающих производств — около 20%, а на машиностроительных предприятиях — около 30%. Запасы в составе оборотных средств — примерно треть на предприятиях обрабатывающих производств, а в машиностроении — около 45%.

Все многообразие корпоративных запасов ТМЦ подразделяется на следующие большие видовые группы: сырье, материалы и другие аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая

продукция и товары для перепродажи; товары отгруженные и расходы будущих периодов. Структура запасов по видам экономической деятельности существенно различается. В обрабатывающих отраслях главные компоненты запасов — это производственные запасы сырья, основных материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов (45%); незавершенное производство (29%) и товарные (сбытовые) запасы готовой продукции (19%). Структура запасов ТМЦ на машиностроительных предприятиях выглядит следующим образом: производственные запасы материалов (37%); незавершенное производство (28%); запасы готовой продукции (29%). Обращает на себя внимание существенный удельный вес в запасах незавершенного производства и готовой продукции, причем в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту доли этих компонентов в структуре запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.