A.B. САМАРУХА
зам. директора по региональной экономике НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА*
УДК 351.712.2.033.3 ББК 66.033.141
Определены главные направления разработки аналитического блока электронного правительства по мониторингу и прогнозированию социально-экономического развития региона исходя из его специфических особенностей. Представлены основные аспекты разработки экономико-математических моделей, необходимых для многофакторного анализа, оценки и прогноза регионального развития, с учетом совершенствования применяемых в органах исполнительной региональной власти методик и перспективы повышения квалификации их сотрудников, а также разработки многофункционального интерфейса с возможностью игрового моделирования будущего состояния региона в зависимости от применения различных рычагов и их групп.
Ключевые слова: регион, электронное правительство, программа, мониторинг, прогноз, специфика, экономико-математическая модель, оценка.
A.V. SAMARUKHA
Deputy Director of Regional Economy of Research Institute of Self-Regulation and Business Development of Baikal National University of Economics and Law, PhD of Economics, associate professor, Irkutsk
e-mail: [email protected]
KEY ASPECTS OF THE REGIONAL ELECTRONIC GOVERNMENT DEVELOPMENT*
The basic trends of working out of the analytic block of the electronic government on region's monitoring and socio-economic development forecast based on the region's specific characteristics are determined. The author shows the key aspects of economic and mathematical models that are necessary for multiple classification, assessment and regional development forecast taking into account the improvement of policies applied by the regional executive bodies and the prospect of their employees' professional development as well as multifunction interface working out with the possibility of gaming simulation of the future state of the region depending on the application of different instruments and their groups.
Keywords: region, electronic government, program, monitoring, forecast, specific character, economic and mathematical model, assessment.
В настоящее время в России в целом и вительство» в соответствии с федеральной
субъектах Федерации активно реализует- целевой программой «Электронная Россия
ся программа создания интернет-портала (2002-2010 годы)». Исходя из этой програм-
государственной власти «Электронное пра- мы, каждый регион самостоятельно решает,
* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.
© А.В. Самаруха, 2010
каким образом разрабатывать или закупать в другом регионе и адаптировать региональный блок информационно-коммуникационного ресурса «Электронное правительство». Разработка автоматизированной системы «Электронное правительство Иркутской области» (ЭПИО) на базе собственных научных сил региона потребует технического объединения на единой программной платформе четырех блоков (состоящих из подблоков, программ и подпрограмм):
- информационно-справочный блок;
- блок электронного предоставления услуг;
- блок документооборота;
- аналитический блок мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития региона (аналитический блок МПСЭР).
Учитывая, что первые три перечисленных блока имеют четкие цели и функции, а также существуют их действующие программные решения, особое значение приобретает необходимость решения трех задач:
1. Создать единую программную платформу, обеспечивающую возможность размещения аналогов интересующих программ с учетом их совместимости с федеральной и муниципальной информационно-коммуникационной системами. Необходимо также разработать сами аналоги программ, провести проверку их работоспособности и соответствия требуемым параметрам, обучить задействованный персонал.
2. Подготовить совместимый с единой программной платформой и информационно-справочным блоком «базовый» информационно-аналитический подблок (формирование баз данных), т.е. систему автоматизированного сбора и агрегирования информации в соответствии с используемыми в правительстве Иркутской области показателями и методикой их структурирования.
3. Разработать совместимую с единой программной платформой и базами данных из «базового» подблока аналитическую программу (прогнозный подблок), позволяющую на основе экономико-математических моделей (ЭММ), описывающих хозяйственный комплекс Иркутской области и всех ее муниципальных образований, производить прогноз показателей социально-экономического развития на длительную перспективу, а также отражать качество происходящих
изменений с учетом стратегических приоритетов, региональной специфики и криминогенной составляющей (прежде всего теневой экономики).
Специфику Иркутской области определяют следующие основные факторы:
- наличие субнационального статуса в связи с объединением с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом;
- необходимость создания повышенного экологического контроля, так как в регионе расположены оз. Байкал и другие уникальные природные экосистемы;
- сложные климатические условия, наличие северных территорий;
- нахождение региона в зоне рискованного земледелия;
- расположение в зоне повышенной сейсмичности;
- сложная ситуация в здравоохранении;
- высокая концентрация природных ресурсов (вода, нефть, газ, золото, руды, лес, рыба и т.д.);
- наличие мощной энергетической промышленности;
- размещение на территории региона крупных промышленных предприятий, вовлеченных в трансконтинентальные корпорации с внешним управлением;
- слабое развитие инфраструктуры;
- высокий уровень развития и интенсивности международных связей;
- сложный этнический состав области, на территории которой проживают представители более чем 80 национальностей;
- высокий образовательный и кадровый потенциал;
- существование проблемы оттока квалифицированных кадров;
- реализация в регионе широкомасштабных инновационных проектов;
- наличие уникальных стратегических предприятий и объектов;
- богатая, интересная история, культура и традиции (первопроходцы, оз. Байкал, г. Иркутск, деревянное зодчество, декабристы, Колчак, индустриализация, БАМ, национальные и международные фестивали и др.).
Для реализации прогнозного подблока ЭПИО предположительно необходимо создать:
- ЭММ областного бюджета;
- ЭММ муниципального бюджета;
- ЭММ основных параметров правового поля хозяйственной деятельности организаций;
- ЭММ криминогенной обстановки (в том числе теневой экономики);
- ЭММ экологического развития;
- ЭММ всех представленных в регионе отраслей;
- сложные кластерные (межотраслевые) ЭММ;
- ЭММ ключевых по налогоотчислениям хозяйствующих субъектов;
- ЭММ стратегии и программы социально-экономического развития Иркутской области до 2020 г.;
- ЭММ глобальной экономики и многие другие ключевые для стратегической оценки ЭММ (коррупция, инновации, наркомания и алкоголизация, здоровье, доходы населения и т.д.).
Каждая ЭММ должна иметь три сценария развития. Также необходим математический аппарат, позволяющий объединить все расчеты с учетом мультипликативного и многих других эффектов и способный на основе удобного многофункционального интерфейса быстро и объективно отображать и аналитически раскладывать информацию о современном и перспективном (прогнозируемом) социально-экономическом развитии региона.
Прогнозный подблок должен обеспечивать возможность применения нескольких наборов инструментов (рычагов) для моделирования (игрового построения) прогноза, в том числе для:
- изменения уровня инфляции, курсов валют, цен на основные энерго-сырьевые ресурсы и т.д.;
- изменения ставок региональных налогов, сборов, тарифов;
- управления статьями бюджета области;
- добавления дополнительного финансирования от участия в федеральных программах поддержки;
- добавления негосударственных источников финансирования стратегических программных мероприятий;
- изменения ключевых аспектов регионального законодательства;
- добавления инвестиционных проектов;
- изменения математических параметров стратегии региона;
- изменения ЭММ любых направлений, их добавления и сращения;
- внесения форс-мажорных условий;
- применения антикризисных мер и т.д.
На наш взгляд, следует рассмотреть
целесообразность создания пятого блока — «обратной связи», который будет призван обеспечить функцию оценки качества работы правительства Иркутской области, ее муниципалитетов, конкретных организаций и служащих. На основе социологических интерактивных опросов, срезов и голосований в данном блоке станет возможным определение уровня и качества жизни народа, рейтинга «успеваемости» госслужащих (оценка уровня эффективности их труда) и многого другого. Проведение отдельных срезов в экологической и ключевых социальных и экономических сферах представляется необходимым закрепить законодательно, параллельно с созданием и закреплением механизмов наступления административных и иных последствий в случае получения резких единовременных или системных негативных оценок. Система рейтингов, определяющих качество работы органов власти региона, может включать в себя:
- рейтинги законодательных, исполнительных и судебных органов власти;
- рейтинги высшего руководства региона;
- рейтинги муниципальных органов власти;
- рейтинги ЖКХ муниципалитетов;
- рейтинги культурных событий;
- ключевые социально-экономические рейтинги и т.д.
Для обеспечения возможности качественного выполнения стоящих задач по созданию аналитического блока МПСЭР необходимо получение соответствующей информации и документации от заказчика (правительства Иркутской области), участие служащих правительства в деятельности временного творческого коллектива (ВТК) по созданию ЭПИО, а также привлечение в ВТК широкого круга специалистов со всего региона для обеспечения гласности, коллегиальности, грамотности и взвешенности применяемых суждений и принимаемых решений.
Техническое задание должно содержать обоснованные сроки выполнения всех задач, определять возможности и характер взаимоотношений с заказчиком по согласо-
ванию готовых разделов, точно описывать требуемые параметры готового программного продукта. Оно должно нести в себе фундаментальные стратегические основы долгосрочного развития Иркутской области, т.е. определять базовые условия (экологоклиматические параметры, этапы глобального социально-экономического развития, стратегию развития региона), при которых ЭММ программного аналитического блока должны работать адекватно с допустимым отклонением в прогнозах.
Для выполнения работ по аналитическому блоку МПСЭР правительство Иркутской области должно предоставить информацию по всем интересующим в рамках проекта вопросам. Прежде всего необходимы:
- постоянная рабочая связь с сотрудником правительства области, обладающим достаточными полномочиями для эффективного взаимодействия с подразделениями правительственного аппарата области (в первую очередь с подразделением прогнозирования развития);
- инструкции и методики по формированию статистической, ведомственной, иной информации и баз данных, их обработке, выделению ключевых показателей, анализу и прогнозу;
- статистическая и ведомственная информация по ключевым показателям, которые будут задействованы в системе прогнозных ЭММ;
- перечень и описание отчетных форм;
- перечень и описание визуальных эффектов интерфейса и т.д.
Для выполнения работ требуется консолидация усилий ведущих ученых Иркутской области и России в различных областях знаний под руководством организации-исполнителя при активной поддержке со стороны заказчика. При этом вопрос о праве собственности на интеллектуальный продукт заслуживает отдельного рассмотрения, так как при возможной дальнейшей продаже программы в другой регион ее региональную адаптацию, настройку и обслуживание смогут произвести только ее создатели.