УДК 332.146.2 ББК 65.04(2Рос5)
А. В. Самаруха
доктор экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ СИБИРИ И РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ*
Рассмотрены основополагающие элементы системы стратегического развития экономики и социальной сферы страны, регионов и муниципальных образований. Определены главные приоритеты социально-экономического развития регионов, выраженные в инновационном подходе к решению стратегических задач и принципе активной модернизации всех сфер деятельности в России. Приведено теоретическое обоснование возможных способов развития и активизации деятельности средств массовой информации в направлении усиления управляющей региональной функции решения стратегических социально-экономических задач и достижения программных целей регионального развития. Предложены идейные основы и базовые механизмы модернизации сферы информирования, оповещения и повышения уровня образованности и экономической грамотности населения и организаций региона. Определены приоритеты использования современной медиасистемы в целях повышения эффективности управленческой деятельности региональных и муниципальных властей.
Ключевые слова: регион; социально-экономическое развитие; средства массовой информации; контент; интернет; государственно-частное партнерство; стратегические цели.
A. V. Samarukha
Doctor habil. (Economics), Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEMS IN SIBERIAM REGIONS AND THE MASS MEDIA DEVELOPMENT
The article deals with key elements of the system of strategic development of the economy and social sphere in the state, regions and municipalities. The author determines key priorities of socio-economic development, which are taken into account in the innovative approach to solving strategic tasks and in the principle of active modernization of all spheres. The paper also provides a theoretical basis for various directions of development and intensification of the mass media's activities aimed at strengthening the administrative function of solving socio-economic problems and achieving program goals of regional development. The author suggests ideas and basic mechanisms of modernization of the sphere of informing the population and increasing the level of public intelligence and economic literacy, and highlights primary tasks of using the current media-system in order to increase efficiency of regional and municipal administration.
Keywords: region; socio-economic development; mass media; content; the Internet; public-private partnership; strategic goals.
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты формирования стратегии устойчивого экономического роста регионов Сибири в условиях усиления процессов глобализации» (заявка № 6.1830.2011; номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201256019).
© А. В. Самаруха, 2013
Система управления регионом является одной из важнейших составляющих национальной системы территориального управления государством и его социально-экономическим развитием, прежде всего, в связи с реализацией ею функций, которые в государствах с любым типом экономики, в том числе в рыночной, обеспечивают формирование и перераспределение на местном уровне ВВП страны. Региональная система управления в современных условиях является опорным звеном сформированной и совершенствующейся вертикали власти в России. Каждый субъект федерации имеет законодательные и нормативные основы своей деятельности, что определяет совокупность исполняемых им функций и полномочий, как и муниципальные образования в его составе реализуют собственные задачи. Административная реформа, проводимая Правительством РФ, во многом определила разграничение функций и полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти, что, соответственно, позволило сформулировать конкретные стратегические задачи и предложить возможные механизмы их выполнения.
Важнейшим современным инструментом в управлении страной, ее регионами (субъектами РФ) и муниципальными образованиями (МО) должна являться основная стратегия государственного развития, определяющая главные цели, приоритетные направления социально-экономического развития и конкретные задачи, основанные на оценке текущей ситуации во всех сферах жизнедеятельности общества, на макроэкономических и геополитических научно-обоснованных комплексных прогнозах.
В настоящее время, основным стратегическим документом является Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., которая определяет инновационный подход в развитии нашей станы, однако, на уровне отдельных субъектов РФ соответствующие стратегические документы, адаптированные к их региональной специфике, еще не везде разработаны или не в полной мере соответствуют заявленным целям и поставленным задачам как по причине сложной (кризисной) экономической обстановки, не позволяющей объективно оценивать потенциал, разрабатывать обоснованные комплексные долгосрочные прогнозы и выстраивать соответствующие общим и индивидуальным инновационным подходам стратегические планы, программы и перечни мероприятий, так и по причине неоднозначной трактовки и, во многом, непонимания самого принципа инновационного подхода. Исходя из мнения ведущих ученых-экономистов, технологов и управленцев, в том числе Президента РФ В. В. Путина и Председателя правительства РФ Д. А. Медведева, инновационный подход необходимо применять во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом необходимо понимать, что инновационный принцип содержит в себе внедрение более эффективных технологий как в технико-технологическом плане, так и в информационно-информатизационном и организационно-управленческом. В этой связи, на региональном уровне инновационный принцип должен основываться на внедрении передовых инфоком-муникационных технологий в системе управления субъектами РФ и входящих в него МО, и определять механизмы изменения технологических и технических укладов (поколений) социально-экономического развития территорий.
Такой подход ставит серьезные задачи перед региональными и муниципальными органами власти по формированию нового облика системы управления, созданию дееспособной и эффективной инновационной инфраструктуры и конкретного перечня, необходимых и минимально достаточных на различных этапах реализации долгосрочной стратегии инновационных проектов и технологий, которые должны отвечать специфике региона, его МО, производственных предприятий, социальных объектов, различных направлений де-
ятельности, с выделением в данном перечне проектов, требующих разработки или доработки региональными силами или межрегионального и международного экспорта, и дальнейшего поэтапного внедрения на территории региона. Ситуация осложняется недоверием общества к власти и бизнесу, а также отставанием образовательного потенциала от потребностей современных экономической, социальной и экологической сфер.
Необходимость технологического и технического прорыва диктует приоритетные для всей страны направления экономической модернизации, которые озвучил предыдущий Президент РФ Д. А. Медведев в своей статье «Россия вперед!»:
- выход на лидирующие мировые позиции по эффективности производства, транспортировки и использования энергии, разработка новых высокоэффективных видов топлива;
- развитие культуры энергосбережения и соответствующих технических и технологических решений и приемов;
- сохранение и выход на более высокий качественный уровень ядерных технологий;
- совершенствование инфокоммуникационных технологий с порядковым усилением влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, с использованием высокоразвитой и высокоскоростной вычислительной техники;
- развитие отечественной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, мониторинга и анализа всех видов научной, социально-экономической деятельности и экологической обстановки;
- выход на самодостаточные и лидирующие мировые позиции по производству передового медицинского оборудования, сверхсовременных технологий диагностирования, эффективных медикаментов для противостояния основным и самым губительным заболеваниям современности [2].
Реализация приоритетных направлений должна быть проведена в срок от 10 до 15 лет, даже с учетом мирового финансового и каскадного экономических кризисов. Другие направления социально-экономического развития также должны получить серьезное развитие, именно на региональном уровне, с целью недопущения межотраслевого перекоса, что может усугубить межрегиональную и межмуниципальную дифференциацию уровня жизни населения. При этом, на ряду с инновационным принципом, не менее важной задачей является обеспечение взвешенного социального, экономического и экологического (устойчивого) развития, что также осложняет процесс стратегического планирования и управления, прежде всего, на региональном и местном уровнях. В этой связи, проблема разработки инновационных подходов в системе управления социально-экономическим развитием региона, с перспективой их долгосрочного поэтапного применения и проектной реализации, приобретает основополагающее значение в системе стратегического планирования и управления развитием России.
Необходимо отметить, что экономическим сырьевым фундаментом России, а также природным («легкие» Евразии и источник 20 % пресной воды мира — экологический аспект), являются и останутся на самый дальнесроч-ный период регионы Сибири. Инновационный принцип развития России не отменяет сырьевой путь, но заставляет модернизировать и внедрять новейшие технологии разработки, обработки и глубокой переработки того же самого сырья, с целью существенного увеличения добавленной стоимости при снижении экологической нагрузки. При этом, учитывая логику поставленных целей и задач в Концепции 2020 г., программу антикризисных мер в РФ, стратегичес-
кие инновационные и политические приоритеты Президента и Правительства РФ (борьба с коррупцией, реформа во властных структурах, социальная направленность государства и т. д.), особое значение, как основные и перспективные источники ВВП страны, также приобретают регионы Сибири. И, соответственно, принимая во внимание все более усиливающийся международный интерес к территории Сибири, в связи с участием России в ВТО, задача разработки долгосрочных поэтапных инновационных подходов в системе управления устойчивым социально-экономическим развитием сибирских сырьевых регионов приобретает геополитическое значение.
Модернизация страны и общества приводит к трансформации информационной системы. Развитие российской экономики, рост потребительского спроса, активное развитие определенных сегментов бизнеса, повышение курса акций многих российских компаний, активное проникновение на российский рынок зарубежных брендов, изменения в структуре собственности СМИ, конвергенция деловой информации и электронной коммерции и т. д. — все это влечет за собой, как ответную реакцию на происходящее, потребность в новостных, деловых и культурно-образовательных медиасистемах, и, соответственно, быстрое развитие рынка СМИ. Издания ориентируются на определенную аудиторию, находят свою нишу на рынке новостной и деловой прессы, т. е. происходит сегментация рынка по различным параметрам.
В России, мы видим, достаточно уникальный для медиасистем мира процесс появления интернет-СМИ. Как показывает анализ развитых медиарын-ков многих стран мира, версии традиционных СМИ в интернете являются дополнительным присутствием в новой сфере. В России же мы можем назвать довольно большое число СМИ, которые не существуют в «офлайне», а живут только в «онлайне» [1]. В российской системе СМИ интернет развивается вполне поступательно. Постоянно растет число пользователей, и первоначальный взрывной рост сменяется более плавным, но все же сегодня в стране почти 30 % населения имеют возможность выходить в интернет и рассматривают его в качестве информационного канала.
В структуре СМИ роль интернета возрастает еще и потому, что люди проводят все больше и больше свободного времени с его использованием. Мы знаем СМИ как индустрию свободного времени: в основном информация потребляется в то время, когда люди не спят и не работают. Для современных пользователей СМИ стали структуро- и системообразующим элементом свободного времени. Внутри этого свободного времени в последние 20 лет лидировало телевидение. И только 5-6 последних лет показывают, что в развитых странах зритель уходит в интернет, который начинает теснить телевидение в сфере ме-диапотребления. То же самое мы видим сегодня у нас — не для основной части населения, но все-таки для значительной. Пользователи интернета сегодня представляют собой молодую, наиболее образованную и наиболее процветающую с точки зрения доходов часть аудитории СМИ.
Новые информационные каналы в политической коммуникации принимают на себя чрезвычайно много направлений прежних СМИ. Так, они вполне успешно осуществляют известные функции агитации, пропаганды и организации, причем как в позитивном, так и в негативном аспектах.
Роль региональных масс-медиа, как одного из важнейших механизмов формирования обратной связи в коммуникации «власть — население — власть», определяет партнерский, диалоговый режим взаимодействия власти, СМИ и народа.
Исходя из сказанного, определим направления модернизации работы СМИ на региональном уровне. Во-первых, считаем необходимым развивать
так называемое государственное задание по информационному обслуживанию региональных структур власти путем совместного бюджетного и инвестиционного финансирования данного заказа на основе государственно-частного партнерства. При этом у СМИ остается коммерческая составляющая существенной доли публикаций, чтобы обеспечить независимость и объективность информации, иметь дополнительные средства для социальной поддержки журналистов.
Для развития традиционных региональных СМИ необходимо введение новых автоматизированных линий обработки печатной продукции. Требуется разработка инновационных логистических схем и моделей, имеющих большую эффективность и возможности для дальнейшей модернизации.
Во-вторых, видим модернизацию сферы региональных СМИ в активизации интернет-изданий, которые в политической коммуникации принимают на себя существенную долю направлений традиционных СМИ. Сегодня интернет — фактически единственный коммуникационный информационный канал, который предоставляет пользователю максимальную свободу выбора контента (от информационного до образовательного). Следовательно, посредством интернет-изданий на региональном уровне возможно активное продвижение новостей, знаний, идей и создание единого информационного и культурно-образовательного пространства региона, с целью объединения усилий общества для достижения стратегических региональных целей.
Список использованной литературы
1. Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ / Е. Л. Вартанова. — URL : http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9f381b9f3747cc63c3257576003a8c8c.
2. Медведев Д. А. Россия вперед! / Д. А. Медведев. — URL : http://kremlin.ru/ transcripts/5413.
References
1. Vartanova E. L. Novye media kak faktor modernizatsii SMI [The new mass media as factor of mass media modernization]. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag. nsf/BPA/9f381b9f3747cc63c3257576003a8c8c.
2. Medvedev D. A. Rossiya vpered! [Russia, go on!]. Available at: http://kremlin.ru/ transcripts/5413.
Информация об авторе
Самаруха Алексей Викторович — доктор экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Samarukha Aleksey Victorovich — Doctor habil. (Economics), Associate Professor, Dep-t of Enterprise Economics and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].