Научная статья на тему 'Становление сельскохозяйственного образования в России в ХIХ в'

Становление сельскохозяйственного образования в России в ХIХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1368
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Книга М. Д.

В статье рассматриваются проблемы становления низших, средних и высших сельскохозяйственных образовательных учреждений в России в XIX в., анализируется взаимодействие государственных структур с общественными организациями и частными лицами, направления и результаты правительственной деятельности в сфере аграрного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Книга М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAKING OF THE AGRICULTURAL EDUCATION IN RUSSIA IN THE 19th CENTURY

The problem of making of lower, middle and higher agricultural educational institutions in Russia in the 19th is under discussion in the article. The author focuses on the interaction between state establishments and public offices, private individuals. The directions and results of the government actions in the agrarian education sphere are analyzed.

Текст научной работы на тему «Становление сельскохозяйственного образования в России в ХIХ в»

УДК 94(470)

СТАНОВЛЕНИЕ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX в.

До середины XVIII в. сельскохозяйственное образование как система подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства в России отсутствовало. Это связано с рядом причин. Крепостная зависимость крестьянина и помещичье землевладение в условиях формирующегося капиталистического уклада и обостряющихся социально-экономических противоречий сдерживали практическое внедрение передовых научных достижений. Крепостники, особенно ведущие барщинное хозяйство, не интересовались и не могли интересоваться подъемом производительных сил сельского хозяйства, усовершенствованием техники земледелия. Крестьяне тоже не испытывали потребности получать аграрные знания, обмениваться передовым опытом.

Во второй половине XVIII в. в России начали создаваться необходимые экономические, научные и социокультурные предпосылки для появления сельскохозяйственного образования. Аграрное хозяйство втягивалось в товарное производство, утрачивая натуральный характер. Шел процесс накопления знаний и опыта ведения сельскохозяйственного производства, реальные результаты которого проявились только в XIX в. В конце XVIII в. началось соединение национальных аграрно-культурных тенденций с научной теорией сельского хозяйства.

Начало сельскохозяйственного образования как специальной отрасли образования было положено М.В. Ломоносовым, по плану которого в 1765 г. при Российской академии наук был организован класс земледельчества. Первыми шагами на долгом и тернистом пути создания системы профессионального образования в России были конюшенные школы, появившиеся во второй половине XVIII в. Самая первая школа была организована при конском заводе в 1735 г. в селе Хорошово1. Президент Вольного экономического общества, граф Ф.Е. Ангальт, являвшийся также главным начальником Сухопутного шляхетского корпуса, ввел в программу подготовки кадетов ряд практических занятий по земледелию2. Результативность частных инициатив была незначительна, однако свидетельствовала о настойчивых попытках части российского дворянства использовать сельскохозяйственное образование при решении конкретных хозяйственных задач.

Первая в России правительственная инициатива организовать практическую школу земледелия была предпринята в период царствования императора Павла I. Школа была основана с целью подготовки руководителей и учителей для так называемых «образцовых ферм», сеть которых правительство намерено было организовать в 1797 г. недалеко от Петербурга. Обучение в школе было направлено преимущественно на изучение новых, усовершенствованных методов ведения сельского хозяйства, но в основе его лежали богатейшие российские аграрно-культурные традиции. Это подчеркивалось в указе 1801 г: «Главнейшая цель устроения практической школы земледелия заключается в образовании наставников, долженствующих со временем внесть повсюду изученные ими правила сельского хозяйства, а для сего непременно нужно знать оных обычаи, образ жизни хлебопашцев наших и вместе самую разность климатов в империи...»3. Главное внимание обращалось на усовершенствование земледелия «как обширнейшей и важнейшей части» российского сельского хозяйства; ставились и конкретные задачи, среди которых - доказать «особливо на опытах пользу травосеяния, разведения искусственных лугов»4. По окончании учебной фермы ее воспитанники направлялись в специально организованные в волостях или селениях образцовые усадьбы, чтобы давать пример ведения улучшенного хозяйства.

Как убедительно доказал в своей монографии историк С.А. Козлов, на процесс обучения крестьян практике усовершенствования сельского хо-

М.Д. Книга,

кандидат исторических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Центрального филиала ГОУ «Российская академия правосудия»

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

♦-

зяйства отрицательное влияние оказали архаичность, патриархальность и крайне недоверчивое отношение населения к любым нововведениям5. Первый опыт оказался неудачным: школа просуществовала всего пять лет. Указ правительства 1803 г достаточно определенно объяснил главные причины неудачной деятельности первой в России земледельческой школы: «...Крестьяне так худо понимали добрую цель учреждения, что выбранные для учения в эту школу шли в нее, как в рекруты; домашние считали их потерянными без возврата и провожали из селения с плачем; у иных жены, сочтя в учение мужей пропавшими, выходили снова замуж; у других дома были проданы, как выморочные; сами мужики, отторгнутые от своих жилищ, ехали в школу с твердым намерением забыть новыя правила»6. В 1803 г. школа была закрыта «для сохранения казенных выгод и спокойствия поселян»7. Школа подчинялась двум ведомствам: Экспедиции государственного хозяйства и Министерству уделов, - и это создавало определенные проблемы. Ведомства по-разному определяли задачи школы и по-разному оценивали результаты ее деятельности. Среди других причин неудачной деятельности можно назвать слабое финансирование, чрезмерную регламентацию процесса обучения, ведомственный бюрократизм, недооценку отечественного аграрного опыта, а также равнодушие основной массы крестьян и помещиков к получению знаний.

В начале XIX в. правительство осуществило меры по закладке фундамента формирующейся в стране системы сельскохозяйственного образования. Этому предшествовали объективные изменения в экономике страны в связи с постепенным разложением крепостничества и подъемом производительных сил. В России стали учреждаться специальные учебные заведения. В 1802 -1812 гг. создаются школы виноделия в Крыму, Кизляре и Аккермане (1802 - 1807), школа садоводства при Никитском ботаническом саде на южном берегу Крыма (1812), позже, с 1828 г, превратившаяся в училище виноделия8.

Правительство не было готово к планомерному развитию сети сельскохозяйственных школ. Государственные структуры в деле распространения аграрного образования стали активно сотрудничать с общественными организациями и частными лицами. Правда, само сотрудничество поначалу выражалось лишь в «высочайшем одобрении» и незначительной финансовой поддержке. Так, в 1822 г Московским обществом сельского хозяйства была открыта Московская земледельческая школа «для приготовления людей, способных к занятию должностей приказчиков в деревнях и которые бы имели достаточные сведения, дабы с пользою приводить в исполнение те открытия по части хлебопашества и сельского хозяйства, которые Обществом сделаны будут»9. Впоследствии школу преобразовали в среднее земледельческое училище. В Крыму была организована школа садоводов. В 1825 г. графиня С.В. Строганова в Петербурге открыла школу земледелия для обучения своих крепостных крестьян. Было открыто отделение этой школы и в Новгородской губернии. Помещик П.И. Про-копович основал в Конотопском уезде Черниговской губернии в 1828 г школу пчеловодства, просуществовавшую до 1879 г. В 1832 г в Красном Селе возле Петербурга было открыто земледельческое удельное учили-

ще, имевшее целью готовить смотрителей общественных запашек в удельных имениях. Среди специальных дисциплин в училище изучались хлебопашество, ветеринария, мукомольное производство.

Подход государства к вопросу развития сельскохозяйственного образования приобрел определенную целостность и основательность в середине 30-х гг., воплотившись в одно из направлений реформ П.Д. Киселева. Его «политика попечительства» избрала одним из способов продвижения российского села по пути прогрессивных изменений агрономическое образование в широком смысле слова. На первом же заседании Комитета об усовершенствовании земледелия в 1833 г был отмечен «недостаток того класса людей среднего сословия, которые, имея основательные теоретические и практические познания о рациональном земледелии, могли бы управлять значительными имениями и вводить в них усовершенствованную методу хлебопашества, равно как и тех людей низшего разряда, которые могли бы быть частными исполнителями»10. В 1832 г была учреждена Аккерманская школа садоводства для обучения казенных бессарабских поселян разведению виноградников и приготовлению вина. В 1836 г начала свою работу школа для усовершенствования земледелия в Горы-Го-рецком казенном имении Могилевской губернии11.

Профессиональное сельскохозяйственное образование сложилось в систему в годы реформ П.Д. Киселева усилиями, прежде всего, Министерства государственных имуществ: все учебные заведения были разделены правительством на три разряда - высший, средний и низший. В 30-е гг. XIX в. были созданы общие (3 года) и специальные (1 - 2 года) сельскохозяйственные школы и училища, которые готовили мастеров и квалифицированных рабочих - садоводов, виноделов, скотоводов, мастеров; низшие сельскохозяйственные училища (3 года), выпускавших помощников агрономов, участковых агрономов. Руководство этими учебными заведениями осуществляло Министерство государственных имуществ (МГИ). Воплощать планы министерства на местах должны были учрежденные тогда же губернские палаты государственных имуществ. Созданный в рамках МГИ Департамент сельского хозяйства играл роль куратора всех учебных учреждений, как государственных, так и частных. К развитию этих заведений было подключено Министерство народного просвещения, перед которым ставилась задача «открывать или замещать, по мере приготовления преподавателей, кафедры агрономических наук в университетах»12. Правительство через Министерство государственных имуществ усилило материальную и моральную поддержку уже существующим учебным заведениям, проводило их реорганизации. Так, по всеподданнейшему докладу министра государственных имуществ 9 июля 1858 г последовало высочайшее повеление о преобразовании воронежского питомника в училище садоводства второго разряда. Воронежская палата государственных имуществ обязывалась произвести необходимые хозяйственные работы для открытия училища, начать набор учеников13.

Третий разряд был представлен учебными фермами, предназначенными для практического обучения детей государственных крестьян. 28 мая 1841 г. было высочайше утверждено положение «Об учреждении учебных ферм»14. На фермы возлагалась задача пропаган-

ды передового аграрного опыта в основном среди государственных крестьян на средства Министерства государственных имуществ. В 1843 г МГИ рассмотрело вопрос о снабжении учебных ферм «улучшенными породами скота», в 1844 г. «о снабжении ферм припложными быками», в 1847 г были приняты решения «о снабжении русскими породами скота учебных ферм» и «о приобретении романовских овец» для этих учебных заве-дений15. МГИ активно приобретало для ферм породистый скот и за рубежом в Голландии, Дании, Швейцарии, Германии. Департамент сельского хозяйства обязал руководство ферм проводить опытную работу с участием воспитанников. Всего в дореформенный период было создано 8 учебных ферм.

Распоряжением МГИ (1853 г) трудоустройство выпускников учебных ферм контролировали губернские палаты и окружные начальники. Так, воронежская палата государственных имуществ должна была контролировать, соответствует ли профиль работы выпускников Тамбовской учебной фермы полученному ими образованию, а также оказывать им материальное содействие16. В отчете Воронежской палаты сообщалось, что окончившие обучение на Тамбовской учебной ферме и «.имеющие семейства водворены в оные. А сироты, впредь до усмотрения поступили к помещикам и купцам для управления земледельческою частию, садоводством и огородничеством. За поведением и занятиями их наблюдают местные окружные начальники»17.

За период с 1848 г по 1865 г. фермы выпустили около 2400 обученных крестьянских мальчиков, однако цель, ради которой эти фермы создавались - пропаганда передового опыта, - не была достигнута. «Крестьянские мальчики, отбыв срок обучения на фермах, по возвращении домой поступали или на службу к помещику, или в писаря, или же превращались в заурядных сельских работников, и, таким образом, полученное ими образование, для которого тратились большие средства, пропадало даром»18. Ввиду такой ситуации половина ферм была упразднена еще до реформы 1861 г, а затем были ликвидированы и остальные.

Первым средним заведением было основанное в 1835 г на базе низшей сельскохозяйственной школы Московского общества сельского хозяйства Московское земледельческое училище. В 1940 г открывается Горы-Горецкое земледельческое училище. Эти училища в 1848 -1850 гг. получили полные права средних учебных заведений. Уманское училище садоводства и земледелия было открыто в 1844 г, Харьковское сельскохозяйственное - в 1855 г. В дальнейшем в 60-х гг. организуются Казанское и Мариинское сельскохозяйственные училища, в 70-х гг - Херсонское. Все средние сельскохозяйственные учебные заведения подразделялись на общие сельскохозяйственные училища; виноградарства и виноделия; землемерия и агрономии; сельскохозяйственно-гидротехнические и культур-технические училища.

Следует признать, что средние сельскохозяйственные заведения не оказали значительного влияния на подъем аграрного сектора. Выпускники среднего звена не спешили применять свои знания на сельскохозяйственном поприще, выбирая профессии, не связанные с аграрным производством. По этой причине некоторые из школ, например Санкт-Петербургское училище сельского хозяйства, вынуждены были прекратить свое недолгое суще-

ствование. Лица, получившие образование, становились не агрономами-практиками, а определялись на должности, связанные с аграрным производством в административной сфере или в сфере учебно-педагогической деятельности. Да и спроса на услуги агронома-практика в первой половине XIX в. не существовало: общественная агрономия отсутствовала, правительственная - находилась в зачаточном состоянии, помещичье хозяйство было лишено стимулов к модернизации.

Широкие слои российского крестьянства очень слабо затрагивались мероприятиями по усовершенствованию аграрного сектора. Это подчеркивал видный исследователь реформы государственной деревни Н.М. Дружинин: проанализировав материалы киселевской ревизии 1836 - 1840 гг., он пришел к выводу о том, что уровень крестьянской агрикультуры в целом не изменился, «государство не проявляло заботы о грамотности населения. Крестьяне по-прежнему оставались в стороне от всякого просвещения»19.

Для выяснения причин неэффективности учебных заведений Министерство государственных имуществ учредило при Департаменте сельского хозяйства в 1860 г. особый комитет Комитет пришел к выводу что следует основать хозяйство учебных ферм «на правильном коммерческом расчете.чтобы хозяйство учебных ферм приближалось, сколь можно ближе, к свободному хозяйству, которое с расчетом пользуется всеми хозяйственными средствами и стремится извлекать из них чистый наибольший доход»20.

Можно уверенно утверждать, что основной причиной неэффективной работы первых сельскохозяйственных школ была существовавшая в России система усиленной опеки, которая стесняла и ограничивала инициативу снизу. Кроме того, развитие сельского образования тормозилось несовершенством нормативной базы. Центральная власть издавала специальное положение по каждому конкретному случаю, и лишь в 1883 г. было издано Нормальное положение, регулирующее деятельность как ранее открытых, так и новых сельскохозяйственных школ.

К середине XIX в. Россия заметно уступала индустриально развитым западноевропейским странам в области аграрного образования. Главным тормозом поступательного развития образования в России по-прежнему выступала отживающая феодально-крепостническая система. Так, во всех западноевропейских странах к концу 50-х -началу 60-х гг XIX в. главной целью учебных заведений низшего типа являлась подготовка мелких арендаторов, надсмотрщиков за хозяйственными работами и обучение детей мелких крестьян-собственников21. В России же цели крестьянских школ и училищ, как правило, не выходили за рамки подготовки управляющих учебными фермами МГИ, а также обучения небольших групп крестьян элементарным основам грамотности и навыкам «рационального хозяйства». Ощутимый результат не мог быть достигнут в условиях сохранения крепостничества, неграмотности, господства общинной формы хозяйствования, пассивности к агрономическим новшествам значительной части помещиков. Опыт создания первых учебных сельскохозяйственных заведений на основе частной инициативы показал, что без организационно-правовой и финансовой поддержки со стороны государства значительных результатов достичь было невозможно.

♦-

Со второй половины XIX в. начинается интенсивное развитие сельскохозяйственного образования, связанное с модернизацией аграрного сектора. Появилась объективная необходимость в квалифицированных работниках. На заседании Вольного экономического общества 12 января 1868 г отмечалось, что, несмотря на значительную просветительскую деятельность, «у нас нет земледельческих училищ, в которых земледельцы могли бы ознакомиться с лучшими способами обрабатывания земли известной местности. У нас мало образцовых ферм. У нас нет сочинений по сельскому хозяйству, доступных грамотному земледельцу; популярными же сочинениями, обнимающими целую науку, не может пользоваться наш крестьянин, едва выучившийся грамоте»22. Школы подразделялись на две категории: общие (для обучения сельскому хозяйству вообще) и специальные (по садоводству, огородничеству, пчеловодству, виноделию и т.д.). В Киевской, Черниговской, Ко-венской губерниях начиная с 1885 г открылись женские сельскохозяйственные школы. В этих школах девушки изучали домоводство, обучались уходу за скотом, маслоделию, сыроварению. К числу низших сельскохозяйственных учреждений относились: Санкт-Петербургская практическая школа земледелия, Смоленская образцовая усадьба, Луганская образцовая ферма, земледельческое удельное училище, учебные фермы, сельскохозяйственная школа, устроенная при Маримонтском институте сельского хозяйства и лесоводства. Низшие сельскохозяйственные школы возникали по инициативе правительства, земств, частных лиц. Так, в 1875 г. в имении с. Шебекино Белгородского уезда Курской губернии была открыта первая сельскохозяйственная школа в Черноземье. Поскольку школы открывались в частных имениях, учредитель сам выбирал программу обучения, согласовывая ее с министерством. И хотя на первое место такие школы ставили производственные интересы (повышение производительности труда и эффективности своих хозяйств, планомерное обеспечение имений постоянной и дешевой рабочей силой), они сыграли важную роль в становлении сельскохозяйственного образования. За период 1871 - 1881 гг. в России открылось 6 подобных школ. Во всех случаях низшие сельскохозяйственные школы всегда организовывались при участии и под непосредственным контролем МГИ, в дальнейшем - Министерства земледелия и государственных имуществ. И все же, по мнению А.В. Третьякова, «созданные на основе Нормального положения сельскохозяйственные школы не стали источником массовой агрономической и отраслевой грамотности крестьян, охватив наиболее подготовленную часть крестьян, мещан, дворян и детей лиц духовного звания»23.

Наряду со школами и училищами, в Российской империи появились высшие учебные заведения. Высшая двухразрядная Горы-Горецкая сельскохозяйственная школа, открытая в казенном имении Горы-Горки (Оршанский уезд Могилевской губернии), имела два отделения. Низшее отделение выпускало приказчиков и смотрителей помещичьих имений, а высшее - агрономов и управляющих крупными хозяйствами - специалистов широкого профиля, способных работать в различных отраслях сельского хозяйства. Высшее отделение в 1848 г. было преобразовано в институт, который подчинялся Министерству государственных имуществ. В 1864 г. ин-

ститут был переведен в Санкт-Петербург (Петербургский земледельческий институт), а в конце 70-х гг преобразован в Санкт-Петербургский лесной институт.

3 декабря 1865 г была открыта Петровская земледельческая и лесная академия. Идея организации в Москве высшего сельскохозяйственного учебного заведения принадлежала Московскому обществу сельского хозяйства и была поддержана Министерством государственных имуществ. Необходимость создания такого учебного заведения настоятельно диктовалась ходом экономического развития страны. Ставилась задача по-новому организовать хозяйство и значительно повысить товарность и доходность этих хозяйств, применяя наемный труд. Был утвержден устав академии, о котором К.А. Тимирязев сказал: «Можно сделать один упрек, что он опередил свое время»24. В 1894 г. академия была закрыта, а на ее месте в Петровско-Разумовском был открыт Московский сельскохозяйственный институт. В институте работала плеяда выдающихся научных деятелей.

Получить высшее ветеринарное образование можно было сначала лишь на медицинских факультетах университетов. В 1803 г. Н.С. Андреевский впервые ввел в учебный план Московского университета преподавание основ ветеринарии. В 1805 г в Московском университете была создана первая самостоятельная «кафедра ско-толечения», в Харьковском университете началось преподавание основ ветеринарии. В 1808 г. по указанию Александра I при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии был открыт первый в России ветеринарный факультет, который готовил ветеринарных врачей, в основном для армии. В 1840 г начал работу Варшавский ветеринарный институт, в 1873 г. - Казанский ветеринарный институт.

Землемерное образование давал Константиновский Межевой институт (1860 г), находившийся в ведении Министерства юстиции. Он был создан на базе Русской земледельческой школы, основанной в 1779 г.

Во второй половине XIX в. возникла еще одна форма получения высшего сельскохозяйственного образования - высшие курсы. Высшие курсы по виноделию были созданы в 1888 г в Никитском саду возле Ялты. Специалисты этого профиля готовились для работы управляющими крупными винодельческими хозяйствами и учителями учебных заведений. На курсы принимались лица со средним сельскохозяйственным образованием, практические занятия проводились в лабораториях и на виноградных плантациях Магарачского сада. По инициативе и с помощью И.А. Стебута, В.Р. Вильямса и Д.Н. Прянишникова были организованы стебутовские сельскохозяйственные курсы в Петербурге и голицынские в Москве (высшее женское сельскохозяйственное образование).

Низшие, средние и высшие сельскохозяйственные учебные заведения девятнадцатого столетия сыграли важную роль в подготовке и воспитании многих талантливых агрономов-практиков и организаторов аграрного производства.

1 См.: Волков С.И. Крестьяне дворцовых владений Подмосковья в середине XVIII в. (30 - 70-е годы). М., 1959. С. 161 - 170.

2 См.: Ходнев А.С. История Императорского Вольного экономического общества с 1765 до 1865. СПб., 1865. С. 258.

3 Чугунов А. Исторический обзор мер правительства к развитию земледелия в России. Казань, 1858. С. 81.

4 Положение Практической школы земледелия и сельского хозяйства. СПб.,1798. С. 2 - 3.

5 См.: Козлов С.А. Аграрные традиции и новации в дореформенной России. М., 2002. С. 143.

6 Цит. по: Усов С.М. Курс земледелия. М., 1837. С. 23.

7 Иванович К.А. Сельскохозяйственное образование в СССР. М., 1958. С. 14.

8 См.: Чугунов А. Указ. соч.С. 85.

9 Агрономическая помощь в России / Под ред. В.В. Мора-чевского. СПб., 1914. С. 260.

10 Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 389. Оп. 7. Д. 457. Л. 14.

11 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е (далее ПСЗРИ). Т. XI. № 9097.

12 Миклашевский И.Н. Очерки по истории сельскохозяйственного образования в России. СПб., 1893. С. 12.

13 См.: Государственный архив Воронежской области (далее ГАВО). Ф. И-24. Оп.1. Д. 791. Л. 19, 20.

14 См.: ПСЗРИ. Т. XI. № 9656.

15 РГИА. Ф. 398. Оп. 7. Д. 1979. Л. 49; Оп. 11. Д. 3611. Л. 3; Д. 3610, Л. 12.

16 См.: ГАВО. Ф. И-24. Оп. 1. Д. 446. Л. 352, 352 об.

17 Там же. Д. 500. Л. 79, 79 об.

18 Пономарев Н.В. Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени. СПб., 1888. С. 83.

19 Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. М.; Л., 1958. Т. 2. С. 365.

20 Чугунов А. Пятидесятилетие Императорского казанского экономического общества. Казань, 1889. С. 18.

21 См.: Вешняков В. Обзор сельскохозяйственных учреждений в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Германии и Италии. СПб., 1886. С. 446.

22 Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 119. Оп. 1. Д. 1752. Л. 5.

23 Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX - начале XX веков. Курск, 1998. С. 30.

24 Иванович К.А. Сельскохозяйственное образование в СССР М., 1958. С. 23.

УДК 94(470)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА,

СОНРЕАЛИЗМ И ТВОРЧЕСТВО

КУРСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕННИИ В 1920 - 1930-е гг.

Большая часть провинциальной творческой интеллигенции Курского края в первые годы советской власти сделала свой выбор: артисты, музыканты, художники, поэты искренне поверили в то, что их творчество нужно народу, что перед ними открылись небывалые перспективы, что именно они сумеют приобщить широкие массы к истинному искусству.

Ситуация изменилась в 1925 г. в связи с принятием резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», где отмечалось, что необходимо «бережно относиться к старым мастерам культуры, принявшим революцию», а также, по предложению Сталина, подчеркивалась «важность борьбы с тенденциями сменовеховства». Более того, в документе указывалось, что партия должна всемерно искоренять попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела. Это было первая резолюция переходного периода, посвященная проблемам духовной сферы общества. С ее принятием усилилась политизации культурной жизни страны, поскольку в резолюции была провозглашена необходимость перевода растущих литературных кадров из среды крестьян «на рельсы пролетарской идеологии»1.

В Курске данная установка партии реализовалась в создании в 1925 г губернского отделения Всероссийского общества крестьянских писателей - КурОКП. Сначала в обществе насчитывалось 15 поэтов и прозаиков, в конце 1926 г. - 22, к середине 1927 г - 33. Почти одновременно появляется Курская ассоциация пролетарских писателей (КурАПП), которую представляли около 10 человек - М. Булавин, М. Подобедов, М. Козловский и др. Деятельность этих обществ на первоначальном этапе сводилась к проведению лекций, диспутов, литературных вечеров, посвященных Есенину, Некрасову, Фурманову, Салтыкову-Щедрину, Пушкину2.

Значительным событием в литературной жизни города стал выпуск осенью 1926 г. отделением союза крестьянских писателей литературно-художественного сборника «Зерна». В сборнике были напечатаны произведения М. Кочевого, А. Костенко, М. Горбовцева и др. Выпуск данного сборника внес большое оживление в культурную жизнь села, поскольку создатели сборника в его вступлении обращались «ко всем крестьянам с убедительной просьбой подробнее сообщать, что понравилось, а что нет и почему?»3.

В.М. Кузьмина,

соискатель-докторант кафедры истории Отечества, Курский государственный университет

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.