Научная статья на тему 'Сельскохозяйственная школа европейской России в конце XIX - начале XX вв. : проблемы становления'

Сельскохозяйственная школа европейской России в конце XIX - начале XX вв. : проблемы становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ И УЧИЛИЩА / PROFESSIONAL AGRICULTURAL EDUCATION / AGRICULTURAL AWARENESS / AGRICULTURAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Книга Марина Давидовна

Рассматриваются проблемы становления профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений в конце XIX начале ХХ вв. в губерниях Европейской России. В этот период перед государственными и общественными структурами стояла задача найти способы распространения аграрно-научного знания среди крестьян. Шёл поиск оптимальных типов сельскохозяйственных школ, разработка содержания образования и форм организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL SCHOOL OF EUROPEAN RUSSIA AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES: FORMATION PROBLEMS

The article devotes to the problems of educational process in professional agricultural schools late XIX early XX centuries in the provinces of European Russia. During this period state and public bodies had a task to find ways of dissemination of agrarianscientific knowledge among peasants. There was a search of the best of agricultural schools, of development of the content of education and forms of organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственная школа европейской России в конце XIX - начале XX вв. : проблемы становления»

YAK 94(47): 63 ББК T3(2Poc)5

М.А. КНИГА

M.D. KNIGA

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ В КОН0Е XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

AGRICULTURAL SCHOOL OF EUROPEAN RUSSIA

AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES: FORMATION PROBLEMS

Рассматриваются проблемы становления профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений в конце XIX - начале ХХ вв. в губерниях Европейской России. В этот период перед государственными и общественными структурами стояла задача найти способы распространения аграрно-научного знания среди крестьян. Шёл поиск оптимальных типов сельскохозяйственных школ, разработка содержания образования и форм организации учебного процесса.

The article devotes to the problems of educational process in professional agricultural schools late XIX - early XX centuries in the provinces of European Russia. During this period state and public bodies had a task to find ways of dissemination of agrarian- scientific knowledge among peasants. There was a search of the best of agricultural schools, of development of the content of education and forms of organization of the educational process.

Ключевые слова: сельскохозяйственное профессиональное образование, сельскохозяйственное просвещение, сельскохозяйственные школы и училища.

Key words: professional agricultural education, agricultural awareness, agricultural schools.

Изучение исторического опыта становления профессионального сельскохозяйственного образования в России является общественно значимой и недостаточно разработанной темой. Именно в конце XIX - начале XX вв. перед обществом и государством встала проблема, актуальная и сегодня: «кого учить» и «как учить»?

Новизна проблемы состоит в том, что с учётом обозначенных хронологических и территориальных рамок она, насколько нам известно, не была предметом специального исторического исследования в последние годы.

Важно комплексно рассмотреть проблемы становления сельскохозяйственной школы на рубеже XIX-ХХ вв., среди которых поиск оптимальных типов сельскохозяйственных образовательных учреждений и форм организации учебного процесса, разработка содержания образования, соотношение теории и практики, общенаучных и профессиональных дисциплин. Благодаря реформам второй половины XIX в. социально-экономическое развитие страны получило мощный импульс, малоповоротливая до этого времени экономика пришла в движение.

Решение проблемы подъёма сельскохозяйственного производства было немыслимо без наличия современного квалифицированного работника, способного решать задачи на основе использования аграрно-научного знания.

Ответом на вызовы времени стало появление профессиональных учебных заведений, которые провозгласили своей целью «подготовку лиц, пригодных к практической сельскохозяйственной деятельности, а также распространение в народе основных сельскохозяйственных познаний по полеводству, скотоводству, огородничеству и пчеловодству» [1, д. 7854, л. 87].

Потребности пореформенного сельского хозяйства поставили перед обществом и государством вопросы, каким должно быть содержание профессионального сельскохозяйственного образования, на кого преимущественно оно должно быть ориентировано. Самыми распространёнными типами учебных заведений стали низшие сельскохозяйственные заведения, к которым относились практические школы, школы I и II разрядов (включая возникшие позже начальные и народные школы) и низшие училища. Низшие школы готовили «сведущих и умелых исполнителей по сельскому хозяйству», а училища учреждались для подготовки к практической сельскохозяйственной деятельности [2, с. 3]. Существенных различий между низшими школами I и II разрядов не было. Сроки обучения одинаковы - три года. В школы I разряда принимались те, кто окончил двухклассные сельские или городские училища, а в школы II разряда - те, кто окончил начальные училища или народные школы.

В низшие сельскохозяйственные училища принималась молодёжь с образованием в объёме двухклассных сельских или церковно-приходских школ. Срок обучения продолжался также три года. Упор делался на отработку практических сельскохозяйственных навыков. Формами практических занятий были: зимой дежурство и выполнение работ на скотном дворе, занятие ремёслами; летом - выполнение сельскохозяйственных, ремесленных и землемерных работ.

Все профессиональные учебные заведения можно условно разделить на следующие группы:

- учебные заведения, куда принимались претенденты с образованием в объёме начальных училищ. В них можно было получить общие знания по программам городского училища и теоретическую подготовку по избранной специальности;

- училища, которые принимали выпускников начальных школ и обучали лишь специальным предметам;

- заведения, в которых не требовалось предварительного образования. Здесь проходили дисциплины в объёме курса начальной школы и давали узкую профессиональную подготовку [3, с. 112].

Перед разработчиками программ обучения стояла нелёгкая задача. С одной стороны, слабая подготовка учеников диктовала необходимость поднять их общеобразовательный уровень, с другой, большая загруженность практическими занятиями оставляла мало времени для теоретических занятий [4, с. 157]. Для примера рассмотрим программу обучения в Конь-Колодезном сельскохозяйственном училище Задонского уезда Воронежской губернии. Документы Воронежского государственного архива позволяют выделить обязательные специальные предметы. В 1 классе изучались огородничество, пчеловодство, земледелие, птицеводство. Во 2 классе следовало сдать экзамены по садоводству, огородничеству, пчеловодству, скотоводству, геодезии. 3 класс предусматривал сдачу экзаменов по законоведению, скотоводству, земледелию. Присутствие на экзаменах первых лиц уездов и губернии свидетельствовало о большом значении, которое власти придавали подготовке аграрных кадров [1, д. 7854, л. 20-30].

Воронежский губернский агроном К.К. Фохт «в целях ознакомления учеников старших классов с задачами общественной агрономии» регулярно читал ученикам лекции и информировал губернскую земскую управу относительно имеющихся недостатков. Например, в 1910 г. Фохт рекомендовал включить в программу новые курсы: технологию производства озимой пшеницы и кормовых растений, травосеяние; организовать краткосрочные курсы общественной агрономии и ознакомить учеников с научными достижениями южно-русских опытных полей [1, д. 7854, л. 186 об.].

Важную роль в становлении системы сельскохозяйственного профессионального образования сыграла частная инициатива. В 1894 г. в Смоленской губернии дворянка и меценат Мария Клавдиевна Тенишева открыла

недалеко от села Талашкино на хуторе Фленово уникальную по тем временам школу, пригласила опытных преподавателей, собрала богатейшую библиотеку. Целью школы была подготовка крестьянских детей к рациональному ведению собственного хозяйства. Ученики изучали геодезию, земледелие, скотоводство, при обучении использовали наглядные пособия, технические средства, механизмы, коллекции трав, минералов. В 1900 г. Министерство земледелия преобразовало это заведение в «низшую сельскохозяйственную школу I разряда с мужским и женским отделениями и трёхлетним приготовительным классом». Школа занималась не только подготовкой квалифицированных рабочих, но и проводила большую просветительскую работу, например, по инициативе М.К. Тенишевой при школе были организованы курсы плодоводства и огородничества для народных учителей [5, с. 318].

Для подготовки специалистов, обслуживающих сельскохозяйственную технику, были открыты ремесленные училища, среди которых, например, Кологривское низшее сельскохозяйственно-техническое училище (открыто в 1892 г.) - одно из лучших технических училищ дореволюционной России. Оно находилось в усадьбе Екимцево, недалеко от г. Кологрива Костромской губернии. Училище выпускало специалистов для аграрного производства и пищевой перерабатывающей промышленности. Ученики могли выбрать специальность, связанную с кожевенной, сыроваренной отраслью или переработкой льна. Освоить практический курс помогало наличие фермы, скотного двора. Технические предметы изучались в механической мастерской и нескольких небольших учебных заводах [6, с. 139]. В первый класс принималась молодёжь не моложе 13 и не старше 15 лет. Часть детей проживала в интернате при училище, а часть была приходящей. Плата за обучение составляла для приходящих 6 рублей в год, проживающие в пансионе платили 10 руб. Для бедных учеников имелось 20 стипендий имени Ф.В. Чижова по 100 руб. Русский промышленник, банкир и меценат Чижов Фёдор Васильевич (1881-1877) весь свой основной капитал завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений, в том числе училище в Кологриве [7].

Педагогический коллектив (по состоянию на 1894-1895) состоял из директора, законоучителя, одного преподавателя общеобразовательных предметов, двух преподавателей специальных дисциплин, одного - графических, руководителей по сельскому хозяйству, кожевенному производству, технологии переработки льна, сыровара, кузнеца, слесаря и столяра [8]. Впоследствии были созданы другие подобные училища: Вятское (1902), Новозыбков-ское (1907).

Часть учебных заведений работала по утверждённым Министерством земледелия учебным планам и программам. К таким заведениям относилось Горецкое ремесленное училище (1872) Могилевской губернии, первое училище, начавшее подготовку специалистов для сельскохозяйственного машиностроения. Оно выпускало специалистов по изготовлению, ремонту и эксплуатации сельскохозяйственных орудий и машин. Программа преподавания общеобразовательных дисциплин соответствовала программе двухклассных сельских училищ. Помимо этого, ученики изучали начальные сведения по физике и общей механике, технологию металлов и деревообработки, сельскохозяйственные орудия и машины, рисование и черчение. В 1911 г. Горецкое ремесленное училище преобразовано в сельскохозяйственное.

Низшие учебные заведения были общими и специальными. Программа обучения в специальных учебных заведениях предполагала подготовку специалистов в одной из отраслей: виноделии, садоводстве, пчеловодстве, молочном хозяйстве. Например, в Едимоновской школе Тверской губернии ученик мог выбрать изучение предметов по направлениям: маслоделие или сыроварение [9, с. 315].

Одной из проблем подготовки аграрных специалистов стала разработка соотношения теоретического и практического компонентов. Вследствие несовершенства программ часто практические занятия осуществлялись раньше теоретических. На этот недостаток было обращено внимание в резолюции I съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895), где было предложено уменьшать объем теоретических занятий к старшим курсам. На III съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (декабрь 1903 - январь 1904) было предложено осуществлять пересмотр программ каждые 5 лет.

Известный учёный-агроном профессор И.А. Стебут вполне резонно считал, что сельскохозяйственные заведения должны не просто наполнять ученика знаниями, а учить мыслить и уметь разбираться во всей совокупности аграрных проблем. Поэтому главной дидактической задачей Стебут видел «развитие специальной сельскохозяйственной наблюдательности и ознакомление со связью между... явлениями и законами физическими и экономическими, управляющими ими» [10, с. 620-621].

На всероссийских съездах и совещаниях звучала мысль о необходимости создания более дешёвых школ с преподаванием предметов по упрощённой программе, приближенной к нуждам крестьянского хозяйства. Такие недорогие школы очень скоро появились в ответ на потребности времени, это так называемые практические школы.

Юридически они были впервые закреплены в Положении о сельскохозяйственном образовании 1904 г. Появление подобных школ было вызвано необходимостью пропагандировать аграрные знания в широких слоях населения, а также «в видах удовлетворения возрастающей потребности в умелых и недорогих рабочих по сельскому хозяйству и главным образом по отдельным отраслям его» [11, с. 2]. Школы готовили техников по садоводству, виноградарству, виноделию, маслоделию, животноводству. Они обучали детей из близлежащих деревень, стараясь не отрывать сельских жителей от привычной среды, дабы после окончания школы у них не возникало соблазна перебраться из деревни в город.

В практических школах продолжительность обучения составляла от одного до четырёх лет в зависимости от специализации учебного заведения. При необходимости в школах могли создаваться отделения и классы. Уметь читать и писать - вот основные требования, которые предъявлялись будущим ученикам, в исключительных случаях принимались даже неграмотные. Многие преподаватели специальных дисциплин часто не имели педагогической подготовки, поэтому вопросы педагогического мастерства для этих школ были актуальны.

Во всех сельскохозяйственных школах остро стояла проблема профориентации, поскольку свежеиспечённые специалисты не торопились возвращаться в свои деревни. Эта ситуация отражала реальную обстановку с обеспеченностью крестьян землёй. Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве протекало в неблагоприятных для крестьянства условиях, связанных с аграрным перенаселением и, соответственно, с проблемой малоземелья.

Проведённое в конце XIX в. в Мариино-Горской школе Минской губернии анкетирование показало, что 28% учеников вообще не имели земли, а 13% имели только по одной десятине. Более десяти десятин имели лишь 12% крестьян. Понятно, что малоземельные и безземельные ученики, потеряв связь со своими родными местами, не имели стимулов в получении знаний, умений и навыков. Поэтому главная цель, ради которой создавались сельскохозяйственные школы и которая была прописана в нормативно-правовых документах - распространение среди крестьянской массы аграрно-научного знания - не выполнялась [12, с. 2-4].

Высокопоставленные чиновники, ученые и практики отмечали, что низшие и средние школы готовят дисциплинированных и сведущих в сельском хозяйстве специалистов. Однако выпуск квалифицированных ра-

ботников абсолютно не влиял на состояние сельского хозяйства в целом. Многие чиновники и деятели науки полагали, что программы обучения содержат много лишней для практика информации. Эффективность обучения зависела также от наличия связи с агрономическими организациями губерний.

На различных съездах деятелей по техническому и профессиональному образованию, по сельскохозяйственному образованию, по агрономической помощи местному населению констатировалось: «крестьянское население не получает непосредственной пользы от сельскохозяйственных школ». В качестве причин назывались слабый профотбор учеников, длительная оторванность их от привычной среды, ориентация школьной практики на крупное хозяйство. Кроме того, отмечалось, что «сумма знаний, приобретаемых в школах, гораздо выше того, что в существующих условиях может быть применено в крестьянском хозяйстве» [11, с. 632].

Новый всплеск изменения учебных программ связан с начавшейся столыпинской реформой. На совещании в Департаменте земледелия (1908 г.) по низшему сельскохозяйственному образованию присутствовали руководители и преподаватели учебных заведений, чиновники и практики сельского хозяйства. Главной причиной неэффективной подготовки специалистов названа ориентация учебного плана на подготовку специалистов для крупных хозяйств. Среди прочих недостатков называлось: «1) оторванность школы от интересов местной сельскохозяйственной жизни; 2) неудовлетворительная организация учебно-практических занятий и сельскохозяйственных работ; 3) слабая педагогическая подготовка учебно-административного персонала» [13, с. XXXVI]. Следовало так перестроить её работу, чтобы школа могла «дать питомцу навыки и умения применять свои познания к данному месту» [14, с. 279].

Низшие школы были признаны самой доступной формой распространения сельскохозяйственных знаний и подготовки квалифицированных рабочих. Было предложено увеличить количество наиболее востребованных школ II разряда, низших училищ, а также начальных и практических школ, а школы I разряда преобразовать в низшие училища. Красной линией проходила следующая проблема: низшие школы не реализуют своё основное предназначение, ради которого они создавались - распространение аграрных знаний. На этом совещании родилась новая идея: создать начальные и народные школы. Были сформулированы принципы деятельности таких школ: массовость, доступность, обучение без отрыва от основной деятельности, учёт местных особенностей [14, с. 279]. Уже в 1910 г. существовало 8 начальных школ [14, с. 282].

Начальные школы обучали крестьянских детей, а народные обучали молодёжь старше 18 лет и взрослых. Эти заведения были отнесены к низшим школам II разряда и основное внимание уделяли практике. В 1912 г. был утверждён Устав народной сельскохозяйственной школы. Начальные школы имели «целью обучение крестьянской молодёжи теории сельского хозяйства, но без интерната и практических работа в хозяйстве школы, отвлекающих обычно детей от работы дома и от крестьянкой жизни». Впервые такие школы появились в 1908 г.: первую открыла О.П. Ковалевская в Островском уезде Псковской губернии, а вторую женщина-предприниматель Фланден в Ва-силёвской волости Московской губернии [15, с. XXXVIII]. В открытии школы в Московской губернии принимала участие ещё одна незаурядная личность, первая русская женщина - садовод и овощевод Екатерина Григорьевна Авер-киева.

Проблема состояла в том, что учеников выпускалось мало, а стоимость обучения их была высокой. На Московском областном агрономическом съезде в 1911 г. даже прозвучало предложение заменить школы курсами. Такую мысль высказал губернский агроном Ярославской губернии А.М. Дмитриев, но, к счастью, его предложение не нашло поддержки у делегатов съезда.

По мнению директора Богородицкого сельскохозяйственного училища Тульской губернии Михаила Фёдоровича Арнольда, курсы должны давать знания, на которые рассчитывают поступающие, а школы - знания в соответствии с утверждёнными программами [16, с. 78]. Многие деятели сельского хозяйства считали, что излишняя теоретическая подготовка мешает выпускникам работать в качестве практических работников.

Что касается среднего сельскохозяйственного образования, то ему было посвящено совещание Департамента земледелия в январе 1908 г., на котором прозвучали идеи «расширения курса специальных предметов и уменьшения общеобразовательных» [13, с. XXI].

К началу 1909 г. на рассмотрение Ученого Комитета был передан проект закона, в котором приоритетом признавались практические формы обучения: «чтобы во всех сельскохозяйственных учебных заведениях практическим занятиям было отведено подобающее место соответственно цели каждого заведения» [15, с. XXXIV].

Таким образом, в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетий в профессиональных сельскохозяйственных учебных заведениях шёл поиск путей организации учебного процесса и оптимального соотношения преподаваемых дисциплин. В этом процессе участвовали правительственные, общественные и научные структуры. Во всех школах изучались общеобразовательные и специальные предметы, но все же главный акцент был сделан на приобретении учениками практических навыков. В относительно короткий срок была создана сеть сельскохозяйственных учебных учреждений среднего звена и разработаны оригинальные методики профессионального обучения.

Литература

1. Государственный архив Воронежской области. - Ф. И-20. - Оп. 1.

2. Высочайше утверждённое 26 мая 1904 г. Положение о сельскохозяйственном образовании и его применение [Текст] / сост. И.И. Мещерский. - СПб, 1911. - 46 с.

3. Кузьмин, Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России [Текст] / Н.Н. Кузьмин. - Челябинск : Южно-Уральское книжное отделение, 1971. - 276 с.

4. Третьяков, А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX -начале ХХ веков [Текст] / А.В. Третьяков. - Курск : Курский государственный педагогический университет, 1998. - 200 с.

5. Тенишева, М.К. Впечатления моей жизни [Текст] / М.К. Тенишева. - М. : Молодая гвардия, 2006. - 448 с.

6. Зяблова, С.Л. Развитие низшего профессионально-технического образования в России середины XIX - начала ХХ веков [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / С.Л. Зяблова. - Иваново, 2008. - 228 с.

7. Симонова, И.А. Фёдор Чижов [Текст] / И.А. Симонова. - М. : Молодая гвардия, 2002. - 336 с.

8. Сведения о промышленных училищах имени Ф.В. Чижова, доложенные Попечительному совету означенных училищ в его заседании 20 декабря 1896 г.: Макарьевское ремесленное училище, Кологривское училище, Костромское низшее училище, Чухломское училище [Текст]. - М. : Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1897. - 46 с.

9. О среднем и низшем сельскохозяйственном образовании в России [Текст] // Техническое образование. - 1894. - Июль. - С. 315.

10. Стебут, И.А. Избранные сочинения : в 2 т. [Текст] / И.А. Стебут. - Т. 1. - М. : Сельхозгиз, 1956. - 791 с.

11. Бруцкус, К. Школы сельскохозяйственные [Текст] / К. Бруцкус // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб, 1903. -Т. XXXIXа. - С. 626-633.

12. Труды совещания по низшему сельскохозяйственному образованию, бывшего при департаменте земледелия в январе 1895 г. [Текст]. - СПб, 1896. -178 с.

13. Обзор деятельности Департамента Земледелия в 1908 году // Ежегодник Главного управления землеустройства и земледелия по Департаменту земледелия и Лесному Департаменту. 1908. Год третий [Текст]. - СПб : Тип. В. Киршбаума, 1909. - 432 с.

14. Агрономическая помощь в России [Текст] / под ред. В.В. Морачевского. -СПб, 1914. - 607 с.

15. Обзор деятельности Департамента Земледелия в 1909 году [Текст] // Ежегодник Главного управления землеустройства и земледелия по Департаменту земледелия. 1909. Год третий. - СПб : Тип. В. Киршбаума, 1910. -406 с.

16. Труды съезда [Текст] : Ч. 1. - МОСХ [Московское общество сельского хозяйства]. Московский областной съезд деятелей агрономической помощи населению, 21-28 февраля 1911 г. - М., 1911. - Вып. I. - 225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.