Научная статья на тему 'Первые сельскохозяйственные школы и пропаганда аграрных знаний в Байкальском регионе в начале XX в'

Первые сельскохозяйственные школы и пропаганда аграрных знаний в Байкальском регионе в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА / УЧИЛИЩЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ЛЕКЦИИ / КУРСЫ ПО ВЕДЕНИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЗАБАЙКАЛЬЕ / ИРКУТСК / AGRICULTURAL SCHOOL / VOCATIONAL EDUCATIONAL SCHOOL / PAROCHIAL SCHOOL / LECTURES / COURSES ON AGRICULTURAL MANAGEMENT / TRANSBAIKALIA / IRKUTSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дамбаев Д.Н.

Статья посвящена проблеме становления и распространения сельскохозяйственного образования и пропаганде аграрных знаний среди крестьянского населения Байкальского региона в начале XX века, в территорию которого входили Иркутская губерния и Забайкальская область. В конце XIX – начале XX вв. в Российских окраинах постепенно начинают появляться профессиональные учебные заведения, в том числе и сельскохозяйственные. Важную роль для раскрытия темы сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе представляют архивные источники. Архивные документы, среди которых: делопроизводственная документация, циркуляры, прошения, постановления центральных и местных властей, – позволяют выстроить источниковедческую базу по данной проблеме. Ценную информацию содержат опубликованные источники: отчет агрономической организации Иркутской губернии, труды Забайкальского областного агрономического совещания, периодические издания: журнал «Забайкальский хозяин»; газеты «Забайкальский рабочий», «Иркутские губернские ведомости». Опираясь на данную источниковедческую базу, в статье показана деятельность земств по организации первых низших сельскохозяйственных школ в Байкальском регионе. Рассмотрены трудности, с которыми столкнулись местные власти по учреждению данных заведений. Приведены сведения о том, что широкое распространение получила пропаганда аграрных знаний через курсы и чтение лекций. Первые сельскохозяйственные школы региона появились в конце XIX века и накануне революционных событий 1917 г. испытывали кадровый голод, нехватку финансов и другие материальные трудности. Необходимым являлось их преобразование в средние учебные заведения. В статье приводится краткий историографический обзор по истории сельскохозяйственного образования в конце XIX – начале XX вв. в России в целом и в Байкальском регионе в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST AGRARIAN SCHOOLS AND PROPAGANDA OF AGRARIAN KNOWLEDGE IN THE BAIKAL REGION IN THE EARLY XX CENTURY

The article is devoted to the foundation and development of agricultural education and agrarian knowledge among peasants who lived in the Baikal region at the beginning of the XX century. The Baikal region included the territories of Irkutsk province and Transbaikalian region. In the late XIX – early XX century some professional educational institutions as well as agricultural ones opened in Russian periphery. The archives play an important role in researching such an issue as an agricultural education in Baikal region. Archive documents including documents of management and record keeping, circular letters, requests, resolutions of central and local government allow one to form the historiography data base for this problem. Valuable sources of information include, among others, the agronomy organization report of Irkutsk province, volumes of Transbaikalian district agronomy councils, such periodicals as the Zabaikal’sky khozyain magazine and the Zabaikal’sky rabochy and the Irkutskie gubernskye vedomosty newspapers. Based on this historiography data, the article shows the district councils’ activity concerning the organization of the first basic agricultural schools in the Baikal region. The article features some difficulties the local government faced while organizing those establishments. The article also provides information about the wide spread propaganda of agrarian knowledge through the courses and lectures. First agricultural schools that were opened in the late XIX century and on the verge of the revolution of 1917 faced such problems as skilled labor shortage, lack of finance and pecuniary burdens. It was necessary to reorganize them into vocational educational schools. The article features a brief historiography review on the history of agricultural education in the late XIX – early XX centuries in Russia and in Baikal region specifically.

Текст научной работы на тему «Первые сельскохозяйственные школы и пропаганда аграрных знаний в Байкальском регионе в начале XX в»

УДК 93/99:378(571.54)

ПЕРВЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ И ПРОПАГАНДА АГРАРНЫХ ЗНАНИЙ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В НАЧАЛЕ XX В.

Дмитрий Н. Дамбаев1' @

1 Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова, 670024, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 @ dima.dambaev92@mail.ru

Поступила в редакцию 28.04.2017. Принята к печати 21.08.2017.

Ключевые слова: сельскохозяйственная школа, училище, цер-ковно-приходская школа, лекции, курсы по ведению сельского хозяйства, Забайкалье, Иркутск.

* Статья подготовлена при поддержке гранта ректората БГСХА им. В. Р. Филиппова -Г16-1.

Аннотация: Статья посвящена проблеме становления и распространения сельскохозяйственного образования и пропаганде аграрных знаний среди крестьянского населения Байкальского региона в начале XX века, в территорию которого входили Иркутская губерния и Забайкальская область. В конце XIX - начале XX вв. в Российских окраинах постепенно начинают появляться профессиональные учебные заведения, в том числе и сельскохозяйственные. Важную роль для раскрытия темы сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе представляют архивные источники. Архивные документы, среди которых: делопроизводственная документация, циркуляры, прошения, постановления центральных и местных властей, - позволяют выстроить источниковедческую базу по данной проблеме. Ценную информацию содержат опубликованные источники: отчет агрономической организации Иркутской губернии, труды Забайкальского областного агрономического совещания, периодические издания: журнал «Забайкальский хозяин»; газеты «Забайкальский рабочий», «Иркутские губернские ведомости». Опираясь на данную источниковедческую базу, в статье показана деятельность земств по организации первых низших сельскохозяйственных школ в Байкальском регионе. Рассмотрены трудности, с которыми столкнулись местные власти по учреждению данных заведений. Приведены сведения о том, что широкое распространение получила пропаганда аграрных знаний через курсы и чтение лекций. Первые сельскохозяйственные школы региона появились в конце XIX века и накануне революционных событий 1917 г. испытывали кадровый голод, нехватку финансов и другие материальные трудности. Необходимым являлось их преобразование в средние учебные заведения. В статье приводится краткий историографический обзор по истории сельскохозяйственного образования в конце XIX - начале XX вв. в России в целом и в Байкальском регионе в частности.

Для цитирования: Дамбаев Д. Н. Первые сельскохозяйственные школы и пропаганда аграрных знаний в Байкальском регионе в начале XX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3. С. 49-54. Б01: 10.21603/2078-8975-2017-3-49-54.

В современной отечественной историографии все чаще предпринимаются попытки осветить историю сельскохозяйственного образования в России второй половины XIX - начале XX вв. Среди них необходимо выделить работу А. В. Третьякова, в которой автор подробно анализирует различные факторы, способствующие возникновению и развитию специальной сельскохозяйственной школы [1]. В статьях М. М. Есиковой и М. Д. Книга рассмотрены и проанализированы проблемы становления сельскохозяйственного образования как составной части профессионального образования в России, рассмотрено отношение к ним властей и общества, раскрыта степень эффективности системы сельскохозяйственного образования [2-3]. Среди исследователей истории сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе необходимо упомянуть работы забайкальских исследователей В. И. Андреева и В. И. Косых [4-5]. В. И. Андреев рассматривает историю начального образования в Западном Забайкалье, раскрывает отношение местного населения к учреждению сельскохозяйствен-

ных школ и курсов в регионе, делает вывод о том, что учреждение профессиональных учебных заведений в крае являлось необходимым мероприятием, но оно не нашло поддержки со стороны царского правительства. В монографии В. И. Косых приводятся конкретные данные по организации в церковно-приходских школах элементов аграрного просвещения. Автор подчеркивает, что такая практика была по всей стране, но в Забайкалье она получила небольшое распространение. Проблеме распространения и становления сельскохозяйственного образования в Забайкалье посвящена статья Л. П. Лед-ковой, в ней дан анализ архивных источников, который позволяет проследить развитие школьного и внешкольного сельскохозяйственного образования в регионе [6]. Недостатком является то, что автор затрагивает только Восточное Забайкалье, оставляя без внимания вопросы по развитию аграрного образования на территории Западного Забайкалья. В монографии А. К. Чернигова рассматривается история создания первой сельскохозяйственной школы в Иркутском уезде, приведены кон-

кретные примеры по распространению агрономических знаний через сельскохозяйственные выставки, лекции и беседы [7]. К сожалению, автор не дает сравнительного анализа с другими подобными школами. В целом историографический обзор позволяет сделать вывод, что история распространения и становления сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе недостаточно исследована - не изучены вопросы по проблеме развития сельскохозяйственного просвещения в Западном Забайкалье и Прибайкалье.

Вторая половина XIX в. обусловлена социально-экономическими изменениями в России. Отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг. XIX в. послужили толчком к осознанию того, что в условиях социально-экономической трансформации необходимо развитие народного образования в стране. Стало уделяться внимание проблемам профессионального образования, в том числе и сельскохозяйственному. Об этом говорит принятое правительством в декабре 1883 г. «Нормальное положение о низшем сельскохозяйственном образовании» [8]. Данное положение ввело единые стандарты в организацию и содержание обучения в сельскохозяйственных школах. Кроме того, было дано право содержать низшие сельскохозяйственные школы частным лицам, земствам и различным обществам. Рекомендовалось открывать школы по отдельным отраслям сельскохозяйственного производства. Сразу после принятия положения в министерство государственных имуществ поступило более 150 ходатайств от различных обществ и частных лиц об открытии сельскохозяйственных школ. Основное количество школ открывалось в центральной части страны. К 1899 г. по всей стране действовало 133 специальных учебных заведения, в которых обучалось 6 тыс. человек [2, с. 152]. В Байкальском регионе на тот момент было только одно сельскохозяйственное образовательное учреждение. Оно открылось в 1898 г. в с. Жердовка Иркутского уезда и представляло собой низшее сельскохозяйственное училище с педагогическим и одним подготовительным классами. Училище состояло в ведении Министерства Земледелия и Государственных Имуществ по Департаменту Земледелия. Ближайшее наблюдение возлагалось на Управление Земледелия и Государственных Имуществ Иркутской губернии и Забайкальской области [8, л. 17]. Вопрос об учреждении училища приобрел такую значимость, что в его решение была вовлечена высшая губернская администрация. С 18 ноября 1896 г. в канцелярии генерал-губернатора А. Д. Горемыкина начался ряд совещаний по устройству в Иркутске низшего сельскохозяйственного училища. В результате совещаний были выяснены и определены некоторые практические вопросы по его организации. Согласно расчетам ежегодный расход средств на содержание училища составил 22 тыс. руб., а единовременные затраты (строительство помещений, покупка земельного участка и т. д.) составили 100 тыс. руб. [7, с. 91]. Шли долгие поиски подходящего места под училище, которое должно было соответствовать всем требованиям. Остановились на селе Жердовка, которое располагалось в 40 верстах от Иркутска. Было отведено 431 дес. земли, из которых 80 дес. предназначались под пашни и 70 дес. - под сенокосы [9, с. 3]. В первые годы училище не пользовалось авторитетом среди населения, но постановка учеб-

ного процесса и результаты практической деятельности училища понемногу изменяли сложившееся мнение в положительную сторону. Вот как об этом писала газета «Иркутские губернские ведомости» 23 апреля 1905 г.: «Иркутская сельскохозяйственная школа... постепенно завоёвывает себе популярность среди окрестного населения, часто приходится слышать отзывы, высказываемые тоном похвалы в том, что ученики школы много работают, «учатся и от работы не отвыкают, не то что в наших деревенских училищах». . сельские обыватели уже с меньшим недоверием относятся к результатам её деятельности. Бывали случаи, что даже буряты обращались в школу за руководством в незнакомом им деле устройства парников. Огородничество среди бурят - это что-то неслыханное» [7, с. 92]. Обучение в училище длилось пять лет: первый учебный год - подготовительный, три основных и последний - педагогическая подготовка. В первый класс принимались люди со свидетельством об окончании двухклассных сельских училищ или двухклассных церковно-приходских школ. Обязательным условием для поступающих был возрастной ценз - не моложе 15 лет, кроме того, необходимым являлось иметь хорошие физические данные для практических работ на опытных полях училища [8, л. 17 об.]. По мнению агрономической организации Иркутской губернии, существенным недостатком училища являлось отсутствие в составе преподавателей лиц с высшим сельскохозяйственным образованием. Привлечь специалистов из Европейской части России с необходимой подготовкой при низких окладах было затруднительным делом. Поэтому агрономическая организация в своем отчете за 1914 г. предлагала преобразовать училище по положению от 26 мая 1904 г. с целью улучшения материального положения преподавателей. Относительно средств на содержание учеников и мастерских в отчете организации говорится, что «училище находится в очень выгодных условиях; на содержание одного ученика с 1915 года сумма увеличена до 140 руб. в год, наравне с суммой, которая выделяется ученикам в центральной России. Такой суммы было вполне достаточно для содержания ученика низшего сельскохозяйственного учебного заведения в Сибири» [10, с. 25]. В связи с началом первой мировой войны и революционными событиями 1917 г. преобразование училища приостановилось.

Потребность в лицах с сельскохозяйственным образованием была значительной на всей территории России. Доказательством необходимости открытия сельскохозяйственных учебных заведений являлся их постоянный рост. Так, по данным Департамента Земледелия на 1878 г. было открыто 14 сельскохозяйственных учебных заведений, 1893 г. - 68, 1903 г. - 200 [11, с. 2]. На 1 января 1910 г. в Сибири, включая Дальний Восток, имелось 90 средних и низших профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 4,365 тыс. человек. В целом по всей России к этому времени насчитывалось 3,036 тысячи специальных учебных заведений с общим числом учащихся 213,860 тыс. человек. Удельный вес образовательных учреждений Сибири в специальном образовании России был невелик: в численности учебных заведений он составлял 2,9 %, в численности учащихся - 2 %. Число учебных заведений на всей территории Сибири и Дальнего Востока было почти в

2,5 раза меньше, чем в западных областях, и в два раза меньше, чем на Кавказе [12, с. 20]. Из 309 средних и низших сельскохозяйственных учебных заведений, открытых к 1910 г. на территории России, на долю Забайкалья и Дальнего Востока не приходилось ни одного, что говорит о территориальной неравномерности размещения в стране специальных учебных заведений [13, с. 18].

Вторым профессиональным сельскохозяйственным учебным заведением в Байкальском регионе стала Нер-чинская низшая сельскохозяйственная школа, которой было присвоено имя императора Николая II. Одновременно с ней на Дальнем Востоке в г. Никольск-Уссурийске открылось подобное учебное заведение. Школы открылись в 1913 г. и являлись низшими сельскохозяйственными учебными заведениями второго разряда по типу школ, создаваемых в Европейской России. По земской смете 1912-1913 гг. на устройство и оборудование Нерчинской школы было отпущено 64,5 тыс. руб., и, кроме того, ежегодно на содержание школы выделялось 12,3 тыс. руб. Помимо указанных земских средств было пожертвовано обществом попечения о начальном образовании в г. Нерчинске 10 тыс. руб., Нерчинским городским общественным управлением - 3 тыс. руб., а также мещанским обществом - 2 тыс. руб. [14, с. 149]. На содержание школы ежегодно отпускалось Департаментом земледелия 6 тыс. руб., Нерчинским городским самоуправлением -350 руб., обществом попечения о начальном образовании - 350 руб. [14, с. 149]. По сравнению с Иркутским сельскохозяйственным училищем на ежегодное содержание Нерчинской школы выделялось почти в два раза меньше средств, а на постройку и оборудование - около 80 тыс. руб. Денежные средства Никольск-Уссурийской сельскохозяйственной школы второго разряда состояли из единовременных затрат на постройку школы из земских средств в сумме 63 тыс. руб., ежегодных ассигнований из средств государственного казначейства - в сумме 5 тыс. руб. и из земских сборов - в размере 17 тыс. руб. [15, с. 18].

В первый учебный год Нерчинская школа размещалась в арендованных помещениях. Для постройки школы был организован особый строительный комитет, который состоял из начальника управления земледелия и государственных имуществ Иркутской губернии и Забайкальской области Ф. Ф. Мейера, правительственного агронома В. Н. Шульженко, Нерчинского уездного начальника А. И. Маркевича, управляющего школой А. И. Кольчугина и др. При школе был создан наблюдательный комитет, который следил за её благосостоянием, в составе М. Ф. Суровцева, М. А. Михалева, А. А. Большакова, Н. Д. Гнедовского и И. Д. Добровольского [16, л. 96]. Управляющим школой был назначен А. И. Кольчугин, который окончил Самарское среднее сельскохозяйственное училище, впоследствии работавший преподавателем специальных предметов в Иркутском сельскохозяйственном училище. Преподавателем общеобразовательных предметов был назначен А. К. Ильков, окончивший Троицкосавское реальное училище. Выпускник Иркутской духовной семинарии И. Д. Эпов был утвержден в должности законоучителя. По вольному найму при школе состоял преподаватель столярного ремесла И. В. Федоров [14, с. 150]. В Нер-чинскую сельскохозяйственную школу принимались

ученики всех сословий, но в основном это были дети крестьян, казаков, мещан. В первом учебном году было принято 15 учащихся, хотя школа была рассчитана на 60 человек. Среди них стипендиатов было 10, полустипендиатов - 1, своекоштных пансионеров - 2 и приходящих - 2 [14, с. 151]. (Прим. автора: своекоштные пансионеры - находящиеся на собственном коште (содержании); приходящие ученики - не проживающие в общежитие, являлись только на учебные занятия). Курс обучения продолжался три года и состоял из трех классов. Занятия в сельскохозяйственной школе проводилось как теоретические, так и практические. В учебный план входили следующие теоретические предметы: 1-й класс - закон божий, русский язык, арифметика, физика, химия, ботаника, зоология, земледелие; 2-й класс - закон божий, русский язык, арифметика, физика, геометрия, химия, земледелие, животноводство, садоводство и огородничество; 3-й класс -закон божий, земледелие, животноводство, садоводство и огородничество, пчеловодство, законоведение, землемерие [17, с. 18]. Практическим занятиям уделялось большое внимание, они включали в себя занятия земледелием, огородничеством, скотоводством, пчеловодством. Проводились занятия в столярных мастерских, где ученики могли получить навыки в ремонте сельскохозяйственного инвентаря. За первый год работы школа добилась значительных результатов: в школе получило развитие полеводство с луговодством, животноводство, огородничество, декоративное садоводство и пчеловодство. Под полеводство было выделено 30 дес. земли, где практиковался четырехпольный и шестипольный севооборот. В школе действовал пункт по разведению крупного рогатого скота. В его хозяйстве насчитывалось 10 чистокровных коров симментальской породы, вывезенных из европейской части страны, 4 местных телки, 7 свиней, 2 пары зааненских коз и 2 борова чистокровных йоркширов [18, с. 47]. Давало хорошие результаты огородничество, культивировались овощи: морковь, капуста, свекла, репа, редька и др.

Проводником сельскохозяйственного образования в Забайкалье стали и церковно-приходские школы. В 1881 г. Училищный совет при Синоде ввел в церков-но-приходских школах преподавание «начал сельскохозяйственных знаний», уделяя «особое внимание садоводству и огородничеству». Каждая церковно-приход-ская школа в стране должна была иметь небольшой пришкольный участок. В Забайкальских школах такое встречалось нечасто. Так, например, учительница из с. Куранжа Е. Каменская открыла пасеку и работала на ней с учениками. Законоучитель, священник с. Зюльзя Н. Титов, учитель В. Демидов из с. Полканово организовали при школе огородные участки. Хорошим огородом располагала школа с. Топки, на огороде возделыва-лись различные овощные культуры [5, с. 82]. В 1899 г. лишь в 124 одноклассных и 18 двухклассных церковноприходских школах, как отмечалось в обер-прокурор-ском отчете, «велись показательные сельскохозяйственные занятия с учащимися» [5, с. 83]. В. И. Косых указывает пять забайкальских церковно-приходских школ, где учащихся приобщали к навыкам ведения сельского хозяйства [5, с. 82].

В связи с недостатком сельскохозяйственных учебных заведений особое внимание уделялось внешкольному

сельскохозяйственному образованию. В разосланном Департаментом Земледелия циркуляре относительно субсидирования мероприятий по распространению сельскохозяйственного образования внешкольным путем говорилось, что Департамент направил основную часть своих средств на организацию сельскохозяйственных чтений и курсов [17, с. 20]. Среди последних особое вниманию уделялось краткосрочным курсам. В 1908 г. общая сумма средств, отпущенных на внешкольное сельскохозяйственное образование, составляла 49 тыс. руб., в следующем 1909 г. она повысилась до 65 тыс. руб., в 1910 г. - до 96,2 тыс. руб., в 1911 г. - до 439,937 тыс. руб. и в 1912 г. - до 653,700 тыс. руб., т. е. за пять лет сумма возросла в 13 раз (подсчитано автором по [19, л. 2]). Важную информацию по сельскохозяйственным курсам и чтениям содержат годовые отчеты агрономов Забайкальской области. В годовом отчете агронома Ингодино-Акшинского района за 1912 год говорится, что правительственному агроному Н. С. Иконникову было поручено устроить курсы по скотоводству и молочному хозяйству с отделом ветеринарии. Общее руководство курсами было возложено на совет преподавателей под председательством правительственного агронома. Лекторами состояли: по молочному хозяйству - инструктор молочного хозяйства И. Ф. Микулко, по ветеринарии - ветеринарный врач Н. Г. Мармышев, ведение занятий по скотоводству было возложено на агронома Н. С. Иконникова [20, л. 5]. В отчете было отмечено, что местное население не препятствовало

организации таких курсов, более того, приняло активное участие в них в качестве слушателей. Первыми записались 26 человек: 3 инородца Цугольской волости, 1 мещанин, 22 человека лица войскового сословия, в том числе 6 казачек. Занятия на курсах разделялись на теоретические и практические. Теоретические занятия длились от 4 до 5 часов в день, начиная с 9 часов утра. На отделение скотоводства было выделено 31 лекционный час, на ветеринарию - 26 часов и на молочное хозяйство - 36 часов [20, л. 5 об., 6]. Практические занятия велись по всем отделениям курсов - скотоводству, ветеринарии и молочному хозяйству. Все работы выполнялись самими слушателями, которые для удобства были разбиты на группы. Необходимо отметить, что краткосрочные курсы, лекции, чтения и беседы по сельскохозяйственным темам имели широкое распространение. Агрономы, ветеринарные врачи, специалисты по животноводству, маслоделию, пчеловодству проводили курсы и читали лекции.

Таким образом, в начале XX века в Байкальском регионе начало аграрному образованию положили два сельскохозяйственных учебных учреждения - Иркутское низшее сельскохозяйственное училище и Нерчин-ская низшая сельскохозяйственная школа. Именно они заложили будущую основу формирования системы сельскохозяйственного образования в регионе. Пропаганда аграрных знаний велась при значительной финансовой поддержке государства через курсовую подготовку и чтение лекций.

Литература

1. Третьяков А. В. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск: Курский гос. пед. ун-т, 1998. 380 с.

2. Есикова М. М. Сельскохозяйственное образование в России (вторая половина XIX в. - 1917 г.) // Власть. 2010. № 7. С. 150-154.

3. Книга М. Д. Сельскохозяйственное просвещение в период Столыпинской реформы: диалог власти и земства // Власть. 2011. № 9. С. 130-132.

4. Андреев В. И. История бурятской школы (1804-1964 гг.). Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1964. 566 с.

5. Косых В. И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции. Чита: Изд-во Забай-кал. гос. пед. ун-та, 1999. 470 с.

6. Ледкова Л. П. Архивные документы по истории сельскохозяйственного образования Забайкалья конца XIX -первой половины XX века // Гуманитарный вектор. 2015. № 3(43). С. 66-73.

7. Чернигов А. К. Иркутские повествования. 1661-1917 годы. Иркутск: Оттиск, 2003. 396 с.

8. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 176. Оп. 1. Д. 2433. 1904 г.

9. Иркутское сельскохозяйственное училище // Иркутские губернские ведомости. 1901. № 14. С. 3.

10. Сельскохозяйственные школы // Отчет агрономической организации Иркутской губернии за 1914 год. Иркутск, 1915. С. 25-27.

11. О сельскохозяйственном образовании. СПб.: Тип. В. О. Киршбаума, 1903. 8 с.

12. Костенков П. П., Душаков В. П., Чирков А. Д., Кузьмин Н. Н., Петров М. И., Докучаев Г. А., Тырыш-кин В. Н., Широкова Л. А. Очерки истории профессионально-технического образования в Сибири 1917-1980 гг. М.: Высш. шк., 1985. 248 с.

13. Веселов А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования: монография. М.: Профтехиздат, 1961. 360 с.

14. Нерчинская сельскохозяйственная школа // Труды Забайкальского областного агрономического совещания за 1914 год. Чита, 1915. С. 148-152.

15. Никольск-Уссурийская сельскохозяйственная школа // Великий океан. 1918. № 6. С. 18.

16. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 320. Оп. 1. Д. 2.

17. Нерчинская сельскохозяйственная школа // Забайкальский хозяин. 1913. № 15-16. С. 16-22.

18. Ледкова Л. П. Некоторые аспекты деятельности Нерчинской сельскохозяйственной школы в начале XX века // Педагогическое обозрение. 2012. № 2. С. 46-48.

19. ГАИО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 2056. 1909 г.

20. ГАЗК. Ф. 1. Оп. 1 (с. х.). Д. 36. 1913 г.

FIRST AGRARIAN SCHOOLS AND PROPAGANDA OF AGRARIAN KNOWLEDGE IN THE BAIKAL REGION IN THE EARLY XX CENTURY

Dmitry N. Dambaev1, @ *

1 V. Philippov Buryat State Agriculture Academy, 8, Pushkin St., Ulan-Ude, Russia, 670024 @ dima.dambaev92@mail.ru

Received 28.04.2017. Accepted 21.08.2017.

Keywords: agricultural school, vocational educational school, parochial school, lectures, courses on agricultural management, Transbaikalia, Irkutsk.

* This article was prepared with the support of the grant of the rector of V. Filippov BSAA - G16-1.

Abstract: The article is devoted to the foundation and development of agricultural education and agrarian knowledge among peasants who lived in the Baikal region at the beginning of the XX century. The Baikal region included the territories of Irkutsk province and Transbaikalian region. In the late XIX - early XX century some professional educational institutions as well as agricultural ones opened in Russian periphery. The archives play an important role in researching such an issue as an agricultural education in Baikal region. Archive documents including documents of management and record keeping, circular letters, requests, resolutions of central and local government allow one to form the historiography data base for this problem. Valuable sources of information include, among others, the agronomy organization report of Irkutsk province, volumes of Transbaikalian district agronomy councils, such periodicals as the Zabaikal'sky khozyain magazine and the Zabaikal'sky ra-bochy and the Irkutskie gubernskye vedomosty newspapers. Based on this historiography data, the article shows the district councils' activity concerning the organization of the first basic agricultural schools in the Baikal region. The article features some difficulties the local government faced while organizing those establishments. The article also provides information about the wide spread propaganda of agrarian knowledge through the courses and lectures. First agricultural schools that were opened in the late XIX century and on the verge of the revolution of 1917 faced such problems as skilled labor shortage, lack of finance and pecuniary burdens. It was necessary to reorganize them into vocational educational schools. The article features a brief historiography review on the history of agricultural education in the late XIX - early XX centuries in Russia and in Baikal region specifically.

For citation: Dambaev D. N. Pervye sel'skokhoziaistvennye shkoly i propaganda agrarnykh znanii v Baikal'skom regione v nachale XX v. [First Agrarian Schools and Propaganda of Agrarian Knowledge in the Baikal Region in the Early XX Century]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 3 (2017): 49-54. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-3-49-54.

References

1. Tretiakov A. V. Nizshaia sel'skokhoziaistvennaia shkola poreformennoi Rossii: faktory razvitiia [Basic agricultural school in post-reformed Russia: factor of development]. Kursk: Kurskii gos. un-t, 1998, 380.

2. Esikova M. M. Sel'skokhoziaistvennoe obrazovanie v Rossii (vtoraia polovina XIX v. - 1917 g.) [Agricultural education in Russia (the second half of XIX-1917)]. Vlast' = Power, no. 7 (2010): 150-154.

3. Kniga M. D. Sel'skokhoziaistvennoe prosveshchenie v period Stolypinskoi reformy: dialog vlasti i zemstva [Agricultural education during Stolypin's reform: the dialogue between the government and zemstvo]. Vlast' = Power, no. 9 (2011): 130-132.

4. Andreev V. I. Istoriia buriatskoi shkoly (1804-1964gg.) [History of the Buryat school (1804-1964)]. Ulan-Ude: Bu-riat. knizh. izd-vo, 1964, 566.

5. Kosyh V. I. Zabaikal'skaia eparkhiia nakanune i v gody pervoi rossiiskoi revoliutsii [Transbaikal bishopric before and during first Russian revolution]. Chita: Izd-vo Zabaikal. gos. ped. un-ta, 1999, 470.

6. Ledkova L. P. Arkhivnye dokumenty po istorii sel'skokhoziaistvennogo obrazovaniia Zabaikal'ia kontsa XIX - pervoi poloviny XX veka [Achieve documents on history of agricultural education of Transbaikalia during the end XIX - first half XX century]. Gumanitarnyi vector = Humanitarian vector, no. 3(43) (2015): 66-73.

7. Chernigov A. K. Irkutskiepovestvovaniia. 1661-1917gody [Irkutsk narrations. 1661-1917]. Irkutsk: Ottisk, 2003, 396.

8. Gosudarstvennyi arkhivIrkutskoi oblasti (GAIO) [State achieve of Irkutsk region]. Found 176, List 1, File 2433, 1904.

9. Irkutskoe sel'skokhoziaistvennoe uchilishche [Irkutsk Agricultural College]. Irkutskie gubernskie vedomosti = Irkutsk province journal, no. 14 (1901): 3.

10. Sel'skokhoziaistvennye shkoly [Agricultural schools]. Otchet agronomicheskoi organizatsii Irkutskoi gubernii za 1914god [Agronomy organization report of Irkutsk province for 1914]. Irkutsk, 1915, 25-27.

11. O sel'skokhoziaistvennom obrazovanii [About agricultural education]. Saint-Petersburg, Tip. V. O. Kirshbauma, 1903, 8.

12. Kostenkov P. P., Dushakov V. P., Chirkov A. D., Kuz'min N. N., Petrov M. I., Dokuchaev G. A., Tyryshkin V. N., Shirokova L. A. Ocherki istorii professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniia v Sibiri 1917-1980 gg. [Essays on the history of vocational education in Siberia 1917-1980]. Moscow: Vyssh. shk., 1985, 248.

13. Veselov A. N. Professional'no-tekhnicheskoe obrazovanie v SSSR: Ocherki po istorii srednego i nizshego proftekho-brazovaniia [Vocational and technical education in the USSR. Essays on the history of secondary and lower vocational education]. Moscow: Proftekhizdat, 1961, 360.

14. Nerchinskaia sel'skokhoziaistvennaia shkola [Nerchinsk agricultural school]. Trudy Zabaikal'skogo oblastnogo agrono-micheskogo soveshchaniia za 1914god [Zabaikalsk region agronomy organization volumes for 1914]. Chita, 1915, 148-152.

15. Nikol'sk-Ussuriiskaia sel'skokhoziaistvennaia shkola [Nikolsk-Ussuriysk Аgricultural School]. Velikii okean = The Great Ocean, no. 6 (1918): 18.

16. Gosudarstvennyi arkhiv Zabaikal'skogo kraia (GAZK) [State achieve of Transbaikalian region]. Found 320, List 1, File 2.

17. Nerchinskaia sel'skokhoziaistvennaia shkola [Nerchinsk agricultural school]. Zabaikal'skii khoziain = Transbaikalian owner, no. 15-16 (1913): 16-22.

18. Ledkova L. P. Nekotorye aspekty deiatel'nosti Nerchinskoi sel'skokhoziaistvennoi shkoly v nachale XX veka [Some Aspects of the Activity of the Nerchinsk Agricultural School in the Early 20th Century]. Pedagogicheskoe obozrenie = Pedagogical Review, no. 2 (2012): 46-48.

19. Gosudarstvennyi arkhiv Irkutskoi oblasti [State achieve of Irkutsk region]. Found 176, List 1, File 2056. 1909.

20. Gosudarstvennyi arkhiv Zabaikal'skogo kraia [State achieve of Transbaikalian region]. Found 1, List 1 (a. c.), File 36. 1913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.