Научная статья на тему 'Развитие внешкольного сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе в начале XX в'

Развитие внешкольного сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / АГРОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / NON-SCHOLASTIC AGRICULTURAL EDUCATION / BAIKAL REGION / AGRONOMIC ORGANIZATION / IRKUTSK PROVINCE / THE TRANS-BAIKAL AREA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дамбаев Дмитрий Николаевич

Статья посвящена развитию внешкольного сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе в начале XX в. Проводя аграрную политику, правительство искало разные пути модернизации сельского хозяйства, одним из которых являлось внешкольное сельскохозяйственное образование. В связи с недостатком профессиональных сельскохозяйственных образовательных учреждений широкое распространение получило внешкольное образование, осуществляемое через такие формы, как публичные чтения, беседы, лекции. Рассмотрена деятельность агрономической организации по трансляции в крестьянскую среду аграрно-научных знаний. Дан краткий историографический обзор по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the non-scholastic agricultural education in the Baikal region in the early XX century

In the early XX century the increasing necessity of the literate population that was engaged in the agriculture and the lack of agricultural educational institutions made it possible to provide rapid development of non-scholastic agricultural education. The main objective of the article is to present all variety of non-scholastic educational forms existed in the Baikal region. These forms included lectures, readings, panel sessions hold by governmental agronomists and advisors in agriculture, opening of the experimental fields, arrangement of school grounds in the parochial schools. The work is based on the unpublished documents of the State Archive of the Irkutsk region (fund 176 Administration of the Irkutsk region and the Trans-Baikal area's governmental property; fund 178 the Irkutsk governorate governmental agronomist), The State Archive of the Trans-Baikal area (fund 1, list 1 (agriculture) the Trans-Baikal regional Authority; fund 320 the Trans-Baikal regional agronomic organization of the Department of Agronomy), the State Archive of the Republic of Buryatia (fund 266 Barguzin and Buryat parochial training school). The published materials are: the report of the Irkutsk Province's agronomic organization for 1914, works of the Trans-Baikal agronomic council for 1914, the report of Pisarev E.V. on maintenance of the peasant farms for 1913-1914. Non-scholastic propaganda of the agricultural knowledge got a wide spread occurrence due to the introduction of the agricultural organization in the region. The latter started establishing experimental fields and agricultural courses. Governmental agronomists, advisors in agriculture organized lectures, readings and panel discussions on various spheres of agriculture throughout the Irkutsk province and the Trans-Baikal area. So, in the Irkutsk province by 1914 there were 249 lections with the audience of 8703 listeners, on the Trans-Baikal area the number of lections was 173 and quantity of listeners was 4856 respectively. In conclusion, non-scholastic agricultural education in the Baikal region in the early XX century started with the promotion of new agricultural equipment and achievement of experimental fields, with new plants, breeds of livestock and new agricultural tools. At the same time a rather low level of literacy of rural population, the lack of sufficient number of high-qualified specialists in agriculture made the process of the successful implementation of non-scholastic agricultural education quite difficult.

Текст научной работы на тему «Развитие внешкольного сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе в начале XX в»

Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 45

УДК 37:947 (571.54) Б01 10.17223/19988613/45/2

Д.Н. Дамбаев

РАЗВИТИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В НАЧАЛЕ XX в.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта ректората Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова Г - 16.

Статья посвящена развитию внешкольного сельскохозяйственного образования в Байкальском регионе в начале XX в. Проводя аграрную политику, правительство искало разные пути модернизации сельского хозяйства, одним из которых являлось внешкольное сельскохозяйственное образование. В связи с недостатком профессиональных сельскохозяйственных образовательных учреждений широкое распространение получило внешкольное образование, осуществляемое через такие формы, как публичные чтения, беседы, лекции. Рассмотрена деятельность агрономической организации по трансляции в крестьянскую среду аграрно-научных знаний. Дан краткий историографический обзор по теме исследования.

Ключевые слова: внешкольное образование; Байкальский регион; агрономическая организация; Иркутская губерния; Забайкальская область.

В отечественной историографии все чаще предпринимаются попытки осветить историю сельскохозяйственного образования во второй половине XIX -начале XX в. Гораздо меньше изучена история распространения сельскохозяйственных знаний внешкольным путем. В этой связи представляет интерес работа Е.М. Чедуровой о развитии агрономической службы в Сибири в конце XIX - начале XX в. Агрономы проводили в регионе передвижные агрономические выставки, краткосрочные курсы, беседы и встречи, на которых объяснялась значимость опытных работ для повышения плодородия земли, давались практические советы по освоению агротехнических новшеств, что, в свою очередь, способствовало расширению посевных площадей и росту производства товарного хлеба. Автор подчеркивает, что роль дореволюционной кооперации в организации сельскохозяйственного производства, пропаганды и внедрения новых аграрных технологий была весьма значительна.

Особое внимание уделено деятельности сельскохозяйственных опытных участков. Отмечается, что устройство опытных полей наглядно убеждало крестьян в пользе удобрений, усовершенствованных приемов ведения хозяйства и в создании образцовых ферм для населения, занятого в скотоводстве. Недостатком работы является то, что автор затрагивает проблемы только Западной Сибири, оставляя без внимания территорию Восточной Сибири [1].

Внешкольное сельскохозяйственное образование исследует М. Д. Книга. Автор анализирует деятельность правительства в области аграрной пропаганды среди населения России, знакомит с работой Департамента земледелия по внедрению среди крестьян аграрно-научных знаний, отмечает, что в условиях неграмотности и патриархальной агрокультуры большинства крестьянского населения Департамент искал более доступные и в то же время менее затратные пути решения

данной проблемы. Подчеркивается, что такие пути были найдены в проведении публичных лекций, бесед, чтения, создания показательных участков и полей и других мероприятий, которые доходчиво объясняли сельским жителям преимущества использования передовых аграрных технологий и новой техники [2].

Также необходимо выделить работу Е.В. Севастьяновой. Её статья посвящена народным чтениям в Восточной Сибири в конце XIX - начале XX в. Анализируя внешкольное образование через такие формы, как народные публичные чтения и лекции в Иркутской губернии и Забайкальской области, она рассматривает деятельность правительства и различных обществ в организации народных чтений [3]. Однако за рамками исследования остались вопросы по устройству сельскохозяйственных курсов, чтений, бесед в Восточном Забайкалье.

Историографический анализ позволяет сделать вывод, что история внешкольного сельскохозяйственного образования в начале XX в. в отечественной историографии недостаточно изучена. Нет ни одного монографического исследования по истории пропаганды аграрных знаний внешкольным путем как в Сибири в целом, так и в Байкальском регионе в частности. История внешкольного сельскохозяйственного образования требует дальнейшего исследования.

К началу XX в. в России продолжала складываться система профессионального образования, в том числе и сельскохозяйственного. К 1913 г. действовали 307 сельскохозяйственных учебных заведений, из них с правами высших и средних - 28, остальные 279 - низшие сельскохозяйственные школы разного типа [4. С. 585]. В Байкальском регионе, в территорию которого в начале XX в. входили Иркутская губерния и Забайкальская область, действовали только два сельскохозяйственных учебных заведения. Первое - Иркутская низшая сельскохозяйственная школа, основанная в

1898 г. в селе Жердовка Иркутского уезда, второе -Нерчинская сельскохозяйственная школа 2-го разряда, которая была основана в 1913 г. В связи с недостатком специальных учебных заведений широкое распространение получила пропаганда сельскохозяйственных знаний внешкольным путем, чему способствовало развитие капитализма в Сибири. Проведение Транссибирской железнодорожной магистрали ускорило распространение товарно-денежных отношений, дало толчок к развитию торговли, увеличило переселенческий поток, способствовало расширению внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции. Основными потребителями сельскохозяйственной продукции на тот момент являлись промышленные предприятия и растущее городское население. Так, на нужды золотодобывающей промышленности ежегодно требовалось 75 тыс. пудов мяса, а винокуренные заводы только Западного Забайкалья закупали более 800 тыс. пудов хлеба [5. С. 239]. Скотоводы региона поставляли значительную часть своей продукции интендантству для нужд армии в период Русско-японской войны. В связи с ростом товарности сельскохозяйственной продукции увеличиваются площади посева зерновых и картофеля. Так, если в 1901 г. площадь посевов в Иркутской губернии составляла 347,2 тыс. дес., а в Забайкальской области -327,6 тыс. дес., то к 1916 г. она увеличилась до 410,4 тыс. дес. в Иркутской губернии и до 457,7 тыс. дес. в Забайкальской области [Там же. С. 238].

В результате развития товарно-денежных отношений, увеличения ёмкости рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, роста посевных площадей и переселенческой политики государства в регионе увеличилось количество крестьянских хозяйств. По данным сельскохозяйственной переписи 1917 г., в период с 1897 по 1916 г. общее число хозяйств в Забайкальской области увеличилось на 29% [Там же. С. 237]. В этих условиях улучшение методов ведения сельского хозяйства с целью повышения доходности, как в земледелии, так и в скотоводстве среди крестьян, имело большое значение. Основная масса населения, среди которого были русские, буряты и тунгусы, около 90%, проживала в сельской местности и занималась сельским хозяйством. В начале XX в. на территории Байкальского региона проживали: русских - 825 тыс. чел., бурят -288 тыс. чел., тунгусов - 32,5 тыс. чел. [Там же. С. 296].

Проводя аграрную политику, правительство искало разные направления модернизации сельского хозяйства. Одним из таких путей являлось внешкольное сельскохозяйственное образование. Необходимо отметить, что процесс внедрения аграрных знаний в крестьянскую среду проходил «сверху», т.е. осуществлялся государством. Позже инициативу проявили агрономические организации, со стороны крестьянского населения инициатива была совсем незначительна. Это объясняется тем, что уровень образования населения в начале XX в. был низким, слабо развита система

школьного образования. Так, по данным однодневной школьной переписи 1911 г., одна школа приходилась: в Иркутской губернии - на 1 608 человек, в Забайкальской области - на 1 379. Из каждой тысячи человек учились в школе: в Иркутской губернии - 41, а в Забайкальской области - 32 [6. С. 362]. Результат неграмотности населения проявлялся в патриархальности агрономической культуры, в недоверии к внедрению более новых методов ведения хозяйства. Учитывая эти условия, правительство начинает разработку проекта по пропаганде аграрного образования, опираясь на отчеты регионов страны. Об этом свидетельствует разосланный циркуляр Главным управлением землеустройства и земледелия, в котором сообщалось о необходимости предоставления отчетных данных о проводимых курсах, чтениях, беседах по сельскому хозяйству для координации дальнейших действий по развитию внешкольного сельскохозяйственного образования.

Координация образовательно-просветительской деятельности по пропаганде аграрно-научных знаний возлагалась на Департамент земледелия при Министерстве земледелия и государственных имуществ. Министерство было образовано из Министерства государственных имуществ в соответствии с «Высочайше утвержденным Учреждением Министерства Земледелия и Государственных Имуществ» от 21 марта 1894 г. [1. С. 309]. Позже, в 1906 г., новое министерство преобразуется в Главное управление землеустройства и земледелия. В функции нового ведомства входили: управление сельским хозяйством, руководство землеустройством и землепользованием, подготовка и проведение в жизнь аграрных законов и т.д. В связи с преобразованием министерства и переноса центра тяжести на развитие аграрного сектора по всей стране широкое распространение получает внешкольное сельскохозяйственное образование, которое координирует правительственная агрономическая организация при Департаменте земледелия.

В Иркутской губернии и Забайкальской области агрономическая организация Департамента земледелия создается с целью повышения производительности сельского хозяйства и улучшения жизни населения путем развития агрономии, введения опытных хозяйств, распространения сельскохозяйственных знаний. Руководящим органом агрономической организации было агрономическое совещание, которое возглавлял губернатор, заместителем являлся заведующий землеустройством и переселенческими делами, в состав входили начальник управления земледелия и государственных имуществ, правительственный агроном и др. [7. Л. 189-190]. Наряду с этим территория региона была разделена на агрономические районы, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие сельскохозяйственные единицы - подрайоны. Во главе первых стояли агрономы, во главе вторых - инструкторы по сельскохозяйственной части. Так, к 1909 г. в Сибири

было 8 правительственных агрономов, 5 старших агрономов, 8 инструкторов сельского хозяйства, 5 техников сельского хозяйства и один техник по льноводству [1. С. 197]. В дальнейшем с развитием агрономической службы число специалистов увеличивалось. К 1923 г. в Бурят-Монгольской АССР из 68 специалистов сельского хозяйства было 7 агрономов, 1 зоотехник, 41 ветеринарный работник [8. С. 75].

С появлением агрономической организации в регионе увеличивается число проводимых лекций и чтений по аграрным знаниям. Началась повсеместная работа агрономов и инструкторов сельского хозяйства. Об этом свидетельствуют отчеты правительственных агрономов о проделанной работе. Некоторые из них отличаются достаточно подробными сведениями. Среди них следует отметить отчет правительственного агронома Ингодино-Акшинского района Забайкальской области Н.С. Иконникова за 1912 г. В нем сообщается о природно-климатических условиях района, составе и численности населения, состоянии сельского хозяйства. Н.С. Иконников пишет, что земледелие ведется на примитивном уровне, огородничество и скотоводство развито слабо, в основном ведется для собственного потребления. Далее приводятся данные по самим курсам. Говорится, что было поручено устроить курсы по скотоводству и молочному хозяйству в п. Чиндат Ак-шинского уезда. Лекторами были: по молочному хозяйству - инструктор молочного хозяйства И.Ф. Микулко, по ветеринарии - ветеринарный врач И.Г. Мармышев, занятия по скотоводству вел сам Н.С. Иконников. Занятия проводились как теоретические, так и практические. В целом на курсы записалось 26 человек: 3 инородца Цугольской волости, 1 мещанин, остальные 22 человека - представители казачества. Было отмечено, что курсисты проявили большой интерес к данному мероприятию и высказали мнение о необходимости дальнейшего устройства таких курсов [9. Л. 1-7].

В этом же году были проведены месячные курсы по скотоводству и молочному хозяйству, а также двухнедельные курсы по пчеловодству в с. Олинском и п. Новый Цурухайтуй Читинского уезда. Организовать курсы поручили районному агроному И.Д. Добровольскому при содействии земского инструктора молочного хозяйства К. Л. Андржеевского, техника маслоделия К. К. Уденса и местного ветеринарного врача Г. П. Попова. Занятия велись как теоретические, так и практические. На теоретические занятия было потрачено 55 часов, на практические -161 час. Курсистов записалось 15 человек разного возраста: 9 человек от 16 до 20 лет, 3 чел. от 20 до 25, один 30 и один 50 лет [10. С. 152]. По роду занятий большинство из них являлось земледельцами и скотоводами, один торговец, два сельских учителя и один священник. Курсы были оснащены необходимыми наглядными пособиями. По скотоводству были различные плакаты по уходу, кормлению и содержанию ско-

та, по молочному делу - плакаты по составу молока, артельному маслоделию. Кроме того, для проведения курсов использовались портативная маслодельня и молочная лаборатория. Для курсов по ветеринарии были приобретены разборная модель, схема кровообращения, плакаты с изображениями внутреннего строения пищеварительных органов жвачных, несколько ветеринарных приборов: термометры, один стетоскоп [11. С. 155].

Организация краткосрочных курсов и лекций оказывала положительное влияние на крестьян. Об этом свидетельствуют проходившие курсы в с. Зюльзя Нерченского уезда. Курсы велись по вопросам работы артельного завода и артельных лавок, по окончании которых курсисты открыли у себя в уезде артельную лавку. Проводимые районным агрономом В. П. Фатеевым в Кабанске Селенгинского уезда курсы по очистке семян, травосеянии и о потребительском обществе дали также положительный результат: крестьяне приобрели 30 пудов вики и открыли потребительское общество. Положительный результат дали и курсы по пчеловодству, проводимые агрономом И.Д. Добровольским в г. Чите. Слушатели, состоявшие из народных учителей, по окончанию курсов завели у себя пасеки [Там же. Л. 34-36].

Аналогичные курсы по разным отраслям сельского хозяйства организовывались и в других районах Забайкальской области. Так, курсы проходили в разных населенных пунктах Верхнеудинского, Читинского, Акшинского и Нерчинского уездов [Там же].

Широкое распространение получили сельскохозяйственные чтения по разным отраслям сельского хозяйства в разных уездах Иркутской губернии. Так, в 1914 г. в Нижнеудинском уезде чтения организовали два правительственных агронома. Чтения велись по 15 темам, общее количество часов - 108. За весь период курсы посетили 775 слушателей. Как отмечалось в отчете агрономической службы, «слушатели проявили большой интерес к проводимым курсам» [12. Л. 6]. Примерно одинаковое количество чтений прошло в Киренском уезде с одинаковым количеством отведенного времени 108 часов. В Балаганском уезде было проведено 35 чтений с отведенным на них временем в количестве 173 часов [Там же. Л. 5]. Правительственные агрономы Верхоленского уезда организовали 132 чтения по 35 различным темам, привлекли большую аудиторию слушателей в количестве 5 354 человек. Согласно отчету по проведенной работе агрономов Верхоленского уезда, «в прошлом 1913 г. число слушателей было намного меньше <...> видно, что население проявляет большой интерес к проводимым чтениям» [Там же. Л. 9].

В целом по Иркутской губернии чтения велись по разным предметам: естествознание, полеводство, сельскохозяйственные орудия и машины, вредители сельскохозяйственных растений, луговодство, молочное хозяйство и животноводство, птицеводство, пчеловод-

ство, ветеринария, огородничество, общественное хозяйство, кооперация. Сразу после окончания чтений начинались беседы, обычно между самими слушателями. Как отмечалось в отчёте агрономической организации Иркутской губернии, «чтения, возбуждая интерес слушателей, заставляют их обращать свое внимание на такие вопросы, которые раньше иным совсем не приходили в голову или считались другими обыденными явлениями, не заслуживающими серьезного внимания и живого интереса» [13. С. 27].

Согласно плану агрономической организации по улучшению методов ведения сельского хозяйства, кроме проведения курсов, чтений и бесед предусматривалось развитие опытно-показательных полей и станций с целью оказания местному населению агрономической помощи. К ним необходимо отнести Баяндаевское опытное поле и Тулунскую опытную станцию в Иркутской губернии. Основателем, в последующем и директором был Писарев Виктор Евграфович (1882-1972) -биолог, генетик и специалист по селекции растений. Им были выведены новые сорта сельскохозяйственных растений, которые получили широкое распространение в Сибири и приносили устойчивые урожаи: озимая рожь «Тулунская» зелёнозерновая, яровая пшеница «Балаганка», яровой ячмень «Червонец», овёс «Ту-лунский». Он отмечал: «... всякий практический хозяин по опыту знает, какое важное значение имеет посевной материал. Растение, тот или иной его сорт играют в полеводстве большую роль, принося хозяину и насущный хлеб, и денежный доход, поэтому значение посевного материала, как фактора, влияющего на высоту урожая, громадно» [14. С. 3]. Организация опытного поля и станции внесла значительный вклад в развитие ведения земледелия среди населения региона и Сибири в целом.

В начале XX в. элементы внешкольного сельскохозяйственного образования встречаются в общеобразовательных учреждениях. Так, в 1904 г. директор народных училищ Забайкальской области П. Рябинин рассылает циркуляр в училища, где, в частности, было сказано: «. кто из учителей желал бы устроить сад, огород при своей школе или училище <...> сколько для этого имеется земли и средств <...> какие овощи и растения подходят к посадке в данной местности.» [15. Л. 27]. Организовать пришкольный участок решил учитель Баргузинского приходского училища В. Шубин. Для этих целей было выделено У десятины земли, нашлись денежные средства в размере 240 руб., в основном пожертвованные местными жителями. На участке выра-

щивали картофель, капусту, огурцы, редьку, редиску, тыкву, брюкву, салат, морковь, лук репчатый [Там же. Л. 47 об]. В 1881 г. Училищный совет при Синоде ввел в церковно-приходских школах преподавание «начал сельскохозяйственных знаний», уделяя «особое внимание садоводству и огородничеству». Каждая церковноприходская школа в стране должна была иметь небольшой пришкольный участок. В Забайкальских школах такое встречалось нечасто. Так, например, учительница из с. Куранжа Е. Каменская открыла пасеку и работала на ней с учениками. Законоучитель, священник с. Зюльзя Н. Титов, учитель В. Демидов из Полка-ново организовали школьные огороды. Хорошим огородом располагала школа с. Топки, на огороде возде-лывались различные овощные культуры [Там же. Л. 82]. В 1899 г. лишь в 124 одноклассных и 18 двухклассных церковно-приходских школах, как отмечалось в обер-прокурорском отчете, «велись показательные сельскохозяйственные занятия с учащимися» [Там же. Л. 83]. В Забайкалье только в пяти церковноприходских школах были пришкольные участки [16].

Таким образом, в начале XX в. в Байкальском регионе из-за недостатка специальных сельскохозяйственных образовательных учреждений широкое распространение получила пропаганда аграрных знаний внешкольным путем. Агрономическая организация была основным инициатором устройства сельскохозяйственных курсов. Так, в Иркутской губернии к 1914 г. были проведены 249 чтений с охватом 8 703 слушателей, в Забайкальской области соответственно 173 и 4 856 (подсчет наш по: [11. Л. 3-11]). Успешному развитию внешкольного сельскохозяйственного образования препятствовал низкий уровень грамотности сельского населения, поэтому сельскохозяйственные курсы велись в наиболее доступной форме, охватывая разновозрастную аудиторию, в виде лекций, чтений и бесед. В начале XX в. пропаганда аграрных знаний осуществлялась через деятельность опытно-показательных полей и станций, на которых демонстрировались достижения агрономической науки: новая агротехника и орудия труда, более эффективные методы ведения земледелия и скотоводства. Элементы внешкольного сельскохозяйственного образования встречались и в работе пришкольных участков, открытых в высших начальных училищах и церковно-приходских школах. Благодаря начавшейся работе по пропаганде аграрных знаний внешкольным путем была частично решена проблема патриархальности агрономической культуры и внедрения новой агротехники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чедурова Е.М. Западносибирская кооперация в период реформ и революции начала XX века: идеология, законотворчество, агротехнологии /

Е.М. Чедурова. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2014. 272 с.

2. Книга М.Д. Первые шаги Министерства земледелия и государственных имуществ в сфере сельскохозяйственного просвещения в Россий-

ской империи в 90-х годах XIX века // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. .№ 4 (47). С. 309-313.

3. Севастьянова Е.В. Народные чтения в досуговой сфере сельского населения Восточной Сибири в конце XIX - начале XX в. // Иркутский

историко-экономический ежегодник. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. С. 392-401.

4. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века : в 2 т. М., 2011. Т. 1. Политическая история Российского образования. 648 с.

5. История Бурятии : в 3 т. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. Т. II. XVII - начало XX в. 624 с.: ил.

6. Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ : Бурят. книж. изд-во, 1972. 490 с. Т. 1 / отв. ред. Е.М. Залкинд, Н.В. Ким, Т.М. Михайлов.

7. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 320. Оп. 1. Д. 1.

8. Народное хозяйство Бурятской АССР за 60 лет (1923-1983 гг.) : юбил. стат. сб. Улан-Удэ, 1983. 146 с.

9. ГАЗК. Ф. 1. Оп. 1(с.х.). Д. 36.

10. Труды Забайкальского областного агрономического совещания за 1914 год. Чита, 1915.

11. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 176. Оп. 1. Д. 2056.

12. ГАИО. Ф. 178. Оп. 1. Д. 17.

13. Отчет агрономической организации Иркутской губернии за 1914 год. Иркутск, 1914. 54 с.

14. Писарев В.Е. Семенной материал крестьянских хозяйств. Отчет по обследованию крестьянских хозяйств за 1913-1914 гг. Иркутск, 1915.

148 с.

15. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 266. Оп. 1. Д. 44.

16. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы Первой российской революции. Чита, 1999.

Dambaev Dmitry N. The Buryat State Academy of Agriculture named after Philippov V.R. (Ulan-Ude, Russia). E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF THE NON-SCHOLASTIC AGRICULTURAL EDUCATION IN THE BAIKAL REGION IN THE EARLY XX CENTURY.

Keywords: non-scholastic agricultural education; the Baikal region; agronomic organization; the Irkutsk province; the Trans-Baikal area.

In the early XX century the increasing necessity of the literate population that was engaged in the agriculture and the lack of agricultural educational institutions made it possible to provide rapid development of non-scholastic agricultural education. The main objective of the article is to present all variety of non-scholastic educational forms existed in the Baikal region. These forms included lectures, readings, panel sessions hold by governmental agronomists and advisors in agriculture, opening of the experimental fields, arrangement of school grounds in the parochial schools. The work is based on the unpublished documents of the State Archive of the Irkutsk region (fund 176 - Administration of the Irkutsk region and the Trans-Baikal area's governmental property; fund 178 - the Irkutsk governorate governmental agronomist), The State Archive of the Trans-Baikal area (fund 1, list 1 (agriculture) - the Trans-Baikal regional Authority; fund 320 - the Trans-Baikal regional agronomic organization of the Department of Agronomy), the State Archive of the Republic of Buryatia (fund 266 - Barguzin and Buryat parochial training school). The published materials are: the report of the Irkutsk Province's agronomic organization for 1914, works of the Trans-Baikal agronomic council for 1914, the report of Pisarev E.V. on maintenance of the peasant farms for 1913-1914. Non-scholastic propaganda of the agricultural knowledge got a wide spread occurrence due to the introduction of the agricultural organization in the region. The latter started establishing experimental fields and agricultural courses. Governmental agronomists, advisors in agriculture organized lectures, readings and panel discussions on various spheres of agriculture throughout the Irkutsk province and the Trans-Baikal area. So, in the Irkutsk province by 1914 there were 249 lections with the audience of 8703 listeners, on the Trans-Baikal area the number of lections was 173 and quantity of listeners was 4856 respectively. In conclusion, non-scholastic agricultural education in the Baikal region in the early XX century started with the promotion of new agricultural equipment and achievement of experimental fields, with new plants, breeds of livestock and new agricultural tools. At the same time a rather low level of literacy of rural population, the lack of sufficient number of high-qualified specialists in agriculture made the process of the successful implementation of non-scholastic agricultural education quite difficult.

REFERENCES

1. Chedurova, E.M. (2014) Zapadnosibirskaya kooperatsiya v period reform i revolyutsii nachala XX veka: ideologiya, zakonotvorchestvo,

agrotekhnologii [West Siberian cooperation between the reform and revolution of the early 20th century: Ideology, legislation, agricultural technologies]. Gorno-Altaysk: Gorno-Altaisk State University.

2. Kniga, M.D. (2015) The initiatory steps of the Ministry of Agriculture and State Property in the sphere of agricultural education in the Russian empire

in the late 19th century. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta — Vestnik of Voronezh State Agrarian University. 4(47). pp. 309-313. (In Russian).

3. Sevastyanova, E.V. (2013) People's lecturing in East Siberian rural population's leisure in the late 19th - early 20th centuries. Irkutskiy istoriko-

ekonomicheskiy ezhegodnik. pp. 392-401.

4. Dneprov, E.D. (2011) Rossiyskoe obrazovanie vXIX — nachaleXX veka: v 2-kh t. [Russian education in the 19th - early 20th centuries. In 2 vols]. Vol.

1. Moscow: Marios.

5. Bazarov, B.V. (ed.) Istoriya Buryatii: v 3-kh t. [History of Buryatia. In 3 vols]. Vol. 2. Ulan-Ude: SB RAS.

6. Zalkind, E.M., Kim, N.V. & Mikhaylov, T.M. (eds) (1972) Ocherki istorii kul'tury Buryatii [Studies on the History of Culture of Buryatia]. Vol.1.

Ulan-Ude: Buryatskoe knizhnoe izdatel'stvo.

7. The State Archives of the Transbaikal Territory (GAZK). Fund 320. List 1. File 1.

8. Narodnoe khozyaystvo Buryatskoy ASSR za 60 let (1923—1983 gg.) [The national economy of the Buryat Republic for 60 years (1923-1983)]. (1983)

Ulan-Ude: Buryatskoe knizhnoe izdatel'stvo.

9. The State Archives of the Transbaikal Territory (GAZK). Fund 1. List 1. File 36.

10. Transbaikal Regional Agronomic Board. (1915) Trudy Zabaykal'skogo oblastnogo agronomicheskogo soveshchaniya za 1914 god [Proceedings of the 1914 Transbaikal Regional Agronomic Meeting]. Chita.

11. The State Archives of Irkutsk Region (GAIO). Fund 176. List 1. File 2056.

12. The State Archives of Irkutsk Region (GAIO). Fund 178. List 1. File 17.

13. IrkutskAgronomic Organisation. (1915) Otchet agronomicheskoy organizatsii Irkutskoy gubernii za 1914 god [The report of Irkutsk agronomic organisation for 1914]. (1914) Irkutsk.

14. Pisarev, V.E. (1915) Semennoy material krest'yanskikh khozyaystv. Otchet po obsledovaniyu krest'yanskikh khozyaystv za 1913—1914 gg. [Seed grains of peasant frams. The report on the survey of farms for 1913-1914]. Irkutsk.

15. The State Archives of the Republic of Buryatia. Fund 266. List 1. File 44.

16. Kosykh, V.I. (1999) Zabaykal'skaya eparkhiya nakanune i v gody pervoy rossiyskoy revolyutsii [The Transbaikal Diocese before and during the first Russian revolution]. Chita: Transbaikal State Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.