Научная статья на тему 'Исторический опыт деятельности первых сельскохозяйственных институтов Российской империи (XIX В. )'

Исторический опыт деятельности первых сельскохозяйственных институтов Российской империи (XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / АГРАРНАЯ НАУКА / AGRICULTURAL EDUCATION / AGRICULTURAL INSTITUTES / AGRARIAN SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Книга М.Д.

В статье рассматривается исторический опыт деятельности первых сельскохозяйственных институтов в России: Новоалександрийского института сельского хозяйства и лесоводства, Горы-Горецкого земледельческого института и Петровской земледельческой и лесной академии. Анализируется учебная, научная и просветительная деятельность этих учебных заведений, ставшая важнейшим фактором становления системы высшего аграрного образования в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF THE FIRST AGRICULTURAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE (XIX CENTURY)

The article considers historical experience of activity of the first agrarian higher education institutions in Russia: Novoalexandriiskiy Institute of Agriculture and Forestry, Gori-Goretskiy Agricultural Institute and Petrovsky Agricultural and Forest Academy. The author analyzes educational, scientific and educational activity of the education institutions, which became the most important factor of development of system of the higher agrarian education in the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт деятельности первых сельскохозяйственных институтов Российской империи (XIX В. )»

УДК 94(47):63

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIX В.)

Книга М.Д.

В статье рассматривается исторический опыт деятельности первых сельскохозяйственных институтов в России: Новоалександрийского института сельского хозяйства и лесоводства, Горы-Горецкого земледельческого института и Петровской земледельческой и лесной академии. Анализируется учебная, научная и просветительная деятельность этих учебных заведений, ставшая важнейшим фактором становления системы высшего аграрного образования в Российской империи. Ключевые слова: сельскохозяйственное просвещение, сельскохозяйственные институты, аграрная наука

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF THE FIRST AGRICULTURAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE (XIX CENTURY)

Kniga M.D.

The article considers historical experience of activity of the first agrarian higher education institutions in Russia: Novoalexandriiskiy Institute of Agriculture and Forestry, Gori-Goretskiy Agricultural Institute and Petrovsky Agricultural and Forest Academy. The author analyzes educational, scientific and educational activity of the education institutions, which became the most important factor of development of system of the higher agrarian education in the Russian Empire. Keywords: agricultural education, agricultural institutes, agrarian science

Мировой опыт показывает, что поступательное развитие сельского хозяйства обеспечивается, прежде всего, наличием эффективной системы подготовки квалифицированных кадров. Учитывая актуальность проблем, стоящих сегодня перед высшей школой, интересен исторический опыт деятельности первых аграрных вузов в контексте формирования системы высшего сельскохозяйственного образования. Долгое время в Российской империи власть не связывала решение проблем аграрного производства с развитием образования. В конце

XVIII в. была сделана попытка в целях прогресса земледелия открыть первое учебное учреждение для распространения научных знаний - практическую школу земледелия близ Санкт-Петербурга. Данное начинание нельзя квалифицировать как удачное, но оно дало старт возникновению на всей территории империи сельскохозяйственных школ и училищ, готовящих работников низшего и среднего звена. Что касается подготовки кадров с высшим образованием, то на протяжении всего

XIX в. будущие агрономы обучались в трех вузах - Новоалександрийском институте сельского хозяйства и лесоводства, Горы-Горецком земледельческом институте и Петровской земледельческой академии. Кроме того, можно было получить высшее сельскохозяйственное образование в Рижском, Киевском и Донском политехникумах. Система подготовки аграрных кадров высшей квалификации сложилась только в начале ХХ в.

До 90-х гг. XIX в. Россия не испытывала острой нужды в аграрном персонале/ Специалисты выпускались в достаточном количестве для занятий должностей

в крупных хозяйствах, государственных и земских органах [9, с. 172]. Созданный в 1816 г. Маримонтский институт сельского хозяйства и лесоводства, переименованный в 1862 г. в связи с переездом в Новоалександрийский, был первым в рамках Российской империи. На первоначальном этапе развития институтом в нашем понимании его можно назвать с большой натяжкой: и требования к абитуриентам были невысокие, и срок обучения был меньше, чем в других высших заведениях, -всего три года. Много сделал для института, будучи директором, известный ученый В.В. Докучаев; он добился того, что в 1893 г. в вузе начались существенные изменения, повысившие уровень преподавания. Благодаря этим переменам институт был приравнен по статусу к университетам. Изменились требования к поступающим: стал обязателен аттестат зрелости (или свидетельство об окончании курса реального училища с дополнительным классом); произошел переход на четырехлетний срок обучения. Студенты стали изучать, помимо аграрных дисциплин, предметы естественно-научного и экономического циклов. С 1914 г. институт перешел на программы Московского сельскохозяйственного института, а до этого организация учебного процесса осуществлялась автономно. Преподавательский состав должен был самостоятельно разработать учебные планы и методическое сопровождение занятий. Студенты сельскохозяйственного отделения изучали частное земледелие, сельскохозяйственный химический анализ, общую и частную зоотехнию, физиологию животных, ветери-

нарию, сельскохозяйственную экономию, сельскохозяйственные орудия и машины, законоведение.

Институт имел один из лучших в России и Европе музей сельского хозяйства, 3 лаборатории, 20 кабинетов, ветеринарную клинику, метеорологическую станцию, опытные фермы, оранжереи, лесные питомники и библиотеку. В 1894 г. благодаря В.В. Докучаеву в институте была создана первая в мире кафедра почвоведения. Многие выдающиеся ученые, работавшие в Новоалександрийском институте, внесли большой вклад в развитие отечественной науки. Директорами института в разное время были, помимо В.В. Докучаева, ботаник-морфолог И.И. Беляев, специалист в области животноводства И.И. Калугин, др. Среди известных выпускников крупный растениевод П.Ф. Бараков, экономист А.И. Скворцов, статистик-экономист А.Ф. Фортунатов, агроном, экономист и историк народного хозяйства Б.Д. Бруцкус, др. В 1904 г. педагогический коллектив насчитывал 33 человека (из них 11 профессоров), которые обучали 324 студента [7, с. 67]. При всех научных и педагогических успехах первого аграрного вуза следует отметить, что его местоположение (Люблинская губерния, окраина Российской империи) не способствовало большому влиянию на сельское хозяйство основных земледельческих районов страны.

Особая роль в подготовке аграрных кадров и преподавателей для созданных впоследствии вузов принадлежала Горы-Горецкому институту (Могилев-ская губерния). Один из разрядов Горы-Горецкой земледельческой школы в 1842 г. приобрел статус высшего и стал развиваться как самостоятельное учебное заведение. Такое преобразование было осуществлено на основании указа Сената «О дополнительном постановлении к положению о Горыгорецкой земледельческой школе» [10, с. 96]. Указ устанавливал, что учениками могут быть только дети дворян, почетных граждан и купцов 1 и 2 гильдий, имевших достаточный уровень общего образования. В 1843 г. в этом разряде обучалось 39 человек [12, с. 5]. С 1848 г. высший разряд стал именоваться Земледельческим институтом, куда принимались дети всех свободных сословий, а выпускники получали звание агронома. Данное звание согласно § 30 Отд. IV указа приравнивалось к званию «университетского кандидата» и давало право поступать в магистратуру [11, с. 455, 458]. Профессор А.Ф. Фортунатов высоко оценивал вклад института в образование и науку. В 1901 г. он писал, что «вся русская агрономия последней четверти XIX века может быть выведена из стен Горы-Горецкого института и почти исключительно при посредстве А.В. Советова и И.А. Стебута» [Цит. по: 17, с. 30]. И А.В. Советов, и И.С. Стебут - выпускники Горы-Горецкого института,

знаковые для российской науки фигуры. Советов известен как первый доктор сельскохозяйственных наук, Стебут - ученый-практик, поборник сельскохозяйственного образования, в том числе женского.

Первые преподаватели Горы-Горецкого института (И.Г. Целлинский, В. Краузе, Б.Г. Михельсон и др.) были выпускниками Дерптского университета, точнее Альткусгофского института сельского хозяйства при университете. Кроме того, часть педагогов прошла стажировку за границей. Например, управляющий учебной фермой и директор опытного поля в 1840-1860 гг. Б.Г. Михельсон прошел стажировку в Бельгии. В аграрном образовании происходили процессы, характерные для всей российской науки: «шел синтез достижений передовой западной науки и природной живости пытливого русского ума» [1]. Этот синтез оказался весьма плодотворен.

Одним из организаторов института был профессор агрономии Б.А. Целлинский. Ему и было поручено составить учебный план. План состоял из 13-ти предметов общеобразовательного цикла и 16-ти профессионального. В профессиональный цикл были включены растениеводство, скотоводство, садоводство, сельскохозяйственная технология, др. Со временем вводились дисциплины экономической направленности: домоустройство, хозяйственная география, финансы и кадастр, бухгалтерия и политическая статистика. Изучались так называемые камеральные науки, означавшие управление государственными имуществами. Студенты получали также знания в области правоведения, навыки в сфере правоприменительной практики. Учебный план утверждался Ученым комитетом МГИ.

Студенты выбирали специализацию из 4-х вариантов: земледелие, скотоводство, лесоводство, экономика. Вводились новые дисциплины: политэкономия и сельскохозяйственное планирование. Менялись и институтские правила: студентам была увеличена стипендия, разрешалось быть вольными слушателями и жить на частных квартирах. Профессора-основатели составили первые руководства для студентов: К.Д. Шмидт написал «Основания химии», Б.А. Цел-линский - «Руководство для преподавателя земледелия», Э.Ф. Рего - «Руководство к изучению садоводства и огородничества», А.П. Людоговский - «Основы сельскохозяйственной экономии». Книга Ф.П. Королева «Отчет по делу машин и орудий на сельскохозяйственной выставке машин в Москве в 1864 г.» долгие годы служила учебником. Агрономические науки преподавались выдающимися учеными — А.В. Совето-вым, И.А. Стебутом, С.С. Коссовичем и другими, чьи имена составили золотой фонд мировой науки.

Одновременно с теоретическими занятиями учащиеся в течение учебного процесса должны были выполнять и практические работы. Практика предусматривала экскурсии по фольваркам школы, участие в посевах и уборке урожая, работу с сельскохозяйственными орудиями, уход за скотом, проведение анализа почвы и молока в химической лаборатории, отработку технологических навыков. Особое место в обучении уделялось упражнениям по «счетоводству и составлению хозяйственных проектов». Их цель состояла в том, чтобы приучить студентов к «порядочному ведению счетов, и чтобы такую же отчетность воспитанники школы впоследствии сумели бы ввести и в частных имениях» [Цит. по: 12, с. 5]. После каждого курса - летняя практика, ибо только практика позволяла студентам освоить дисциплину глубоко и осмысленно. Для расширения кругозора учащихся проводились «агрономические путешествия» в другие губернии.

Большую роль в подготовке будущего специалиста играла производственная практика на четвертом курсе, проходившая в помещичьих имениях. Такой порядок был введен в 1859 г. По окончании практики студент сдавал отчет, в котором должен был представить предложения по усовершенствованию либо одного из частных имений, либо одной из отраслей сельского хозяйства. Только после этого специальная комиссия решала вопрос о готовности выпускника к профессиональной деятельности. Те, кто защитил дипломную работу («рассуждение») и сдал на «отлично» все экзамены, получал звание «агроном», дающее право на поступление в магистратуру; наиболее одаренные награждались золотыми и серебряными медалями. Остальные получали звание «действительный студент агрономии». В итоге из стен института выходил аграрный специалист широкого профиля с навыками управленческой работы.

Горы-Горецкий институт интересен своими педагогическими находками. Профессора вуза А.В. Советов и И.С. Стебут впервые стали рассматривать проблемы аграрного производства через призму социально-экономической истории [3, с. 151]. Профессор И.С. Стебут в процессе обучения студентов стал применять эвристический метод, проводил «семинарии». К подготовке аграрных специалистов патриарх отечественной агрономии (так называли ученого современники) часто использовал термин «сельскохозяйственное воспитание». Под ним он понимал содействие «укреплению физического здоровья студентов, формированию у них сильной воли, точности до педантизма, спокойного характера, а также привычки к сельскохозяйственному труду и непритязательности в быту, которые способны поддерживать у него бод-

рость духа, энергию и свежесть мысли». Стебут полагал, что специалисты высшей квалификации должны быть всесторонне развитыми людьми, иметь «особое сельскохозяйственное зрение», обладать высокими профессиональными знаниями и нравственными достоинствами [5, с. 6]. Отметим важный момент - впервые в истории высшей аграрной школы именно здесь студентов стали обучать навыкам научно-исследовательской работы. За время существования учебного заведения (1848-1864) было подготовлено 499 агрономов - практиков и деятелей науки [12, с. 7]. Это были первые представители российской аграрной интеллигенции. Просуществовал вуз недолго - в 1864 г. он был переведен в Санкт-Петербург и стал называться Петербургским земледельческим институтом.

Выпускники Новоалександрийского и Горы-Го-рецкого института сформировали преподавательские кадры базового для Российской империи вуза - Петровской земледельческой и лесной академии (1865), реорганизованной в 1894 году в Московский сельскохозяйственный институт (МСХИ, нынешняя «Тимирязевка»). В 1860 г. было принято официальное решение: «учредить в Петровском-Разумовском Агрономическую Академию», а также «ферму, механические заведения для делания агрономических орудий, химическую лабораторию и иные учреждения» [14, л. 197]. Академия была всесословным учебным учреждением. Постепенно создавалась материально-техническая база: оборудовались учебные корпуса, усилиями К.А. Тимирязева и И.А. Стебута в 1872 г. была создана образцовая теплица («вегетационный домик»), профессором С. И. Ростовцевым в 1895-1898 гг. заложен ботанический сад, в дальнейшем появилось опытное поле, которым заведовал профессор А.Г. Дояренко, селекционная станция под заведованием Д.Л. Рудзинского. ферма, которой управлял опытный агроном и животновод В.А. Харченко [16, л. 1-126об]. Руководство академии, а затем института создало в учебном учреждении творческую обстановку. А.Г. Дояренко, выпускник и впоследствии профессор Петровки отмечал хорошие условия для учебы и занятий, обеспеченность учебниками, богатейшую библиотеку, бесплатные билеты для досуга. Но, главное, что его приятно поразило - теплые отношения студентов и преподавателей. «Все население Петровского-Разумовского, - писал А.Г. Дояренко, - представляло довольно дружную семью с самыми разнообразными путями общения!» [Цит. по: 6, с. 20]. Студенты имели возможность напрямую общаться с крупнейшими учеными, разрабатывавшими актуальные научные проблемы. Такие дружеские отношения между педагогами и учениками напоминают современный подход, называемый педагогикой сотрудничества. В конце XIX в. в академии преподавали И.А. Стебут (земледелие), К.А. Тимирязев

(физиология растений), Э.Б. Шене (неорганическая химия), Г.Г. Густавсон (агрономическая и органическая химия), П.Н. Кулешов и П.Н. Чирвинский (зоотехния). По уставу 1863 г. женщины не имели права получать высшее образование. Академия заняла передовую для того времени позицию по этому вопросу. В 1869 г. Совет академии принял решение ходатайствовать о приеме женщин в академию, считая, что занятие сельским хозяйством «наиболее соответствует призванию женщин», однако министерство выступило «против».

Студенты обучались в течение двух полугодий: с 15 сентября по 15 декабря и с 15 января по 15 июля. С 1 мая по 15 июля они занимались практическими занятиями, которые проводились на дачах, в питомниках, опытных фермах, опытных полях, др. Не выполнив обязательные практические занятия, обучающиеся не допускались к экзаменам. Студенты выпускного курса, успешно выдержавшие испытания, с 1 апреля по 1 августа проходили практику в частных и государственных хозяйствах. Именно отчет о практике был показателем профессиональной подготовки выпускника.

Разработка учебного плана нередко вызывала дискуссии в преподавательской среде. Так, профессор Д.Н. Прянишников, рассуждая о положении агрономических кафедр, писал о том, что обучение студентов должно состоять из двух этапов: на первом этапе студент получает основное образование, на втором - агрономическое. Все предметы, по замыслу ученого, должны быть разделены на общеобразовательные, распределяемые на все четыре года, и на «секционные», относимые только на третий и четвертый год обучения. Кроме того, он обращал внимание на оптимальное количественное соотношение преподавателей и студентов, что не потеряло актуальности и сегодня. Профессор, рассуждал Прянишников, должен иметь возможность уделить внимание каждому студенту [2, л. 3].

Преподаватели небезосновательно полагали, что очень важно сформировать у студентов познавательную активность. Вот почему в центре образовательного процесса находилась научно-исследовательская работа, которую возглавляли крупнейшие ученые. Профессора института сами проводили изыскания, имеющие важнейшее значение для сельского хозяйства России, являя пример преданности науке. К.Д. Глинка производил исследование почв Воронежской губернии; руководили опытами по растениеводству И.В. Якушкин, по ботанике - Б.А. Келлер, по химии - А.В. Думанский, по физике и минералогии - А.А. Добиаш, по лесоводству - А.В. Тюрин и т.д.

В системе подготовки будущих практиков и исследователей большую роль играло опытное поле МСХИ. В рамках своего исследовательского проекта

каждый студент получал полную свободу действий. Господствовал дух творчества, товарищества, студенческого задора. Руководитель поля А.Г. Дояренко сформулировал три группы вопросов в области растениеводства: во-первых, выяснить факторы произрастания растений; во-вторых, «изыскание способов удовлетворения этих потребностей»; в-третьих, выяснить факторы, «находящихся в минимуме в данных конкретных условиях» [16, л. 76об.]. Приведем для примера образцы исследовательских задач: «Образование, накопление и потребление нитратов, фосфатов и органических веществ при различных приемах культуры», «Водопроницаемость почвы», «Засоренность паров» и т.д. [16, л. 78об.]. Сам руководитель опытного поля, по воспоминаниям его ученика Н.В. Орловского, был прекрасным оратором. В академии не существовало требования обязательного посещения занятий, но на лекциях А.Г. Дояренко всегда был аншлаг. Студентов привлекали глубокое знание предмета, привлечение внимание слушателей оригинальной постановкой проблемы, доходчивая форма изложения. Профессор одним из первых стал использовать в процессе преподавания проекционный фонарь, кинопленку, плакаты и схемы [8, с. 26-27].

Известной фигурой в МСХИ был агроном и статистик А. Ф. Фортунатов. Сначала он трудился в Новоалександрийском институте. С 1899 г. состоял профессором на отделении сельского хозяйства по кафедре сельскохозяйственной экономии и статистики Киевского политехнического института. В дальнейшем всю жизнь проработал в МСХИ, совмещая эту работу с преподаванием на Высших женских (Голицынских) сельскохозяйственных курсах. А.Ф. Фортунатов полагал, что студенты должны понимать, - они идут в вуз не для того, чтобы их научили, а для того, чтобы учиться, т.е. самим активно участвовать в учебном процессе: «Студент идет в высшую школу учиться, иначе - учить себя». Главной задачей высшей школы Фортунатов считал формирование у студентов навыков научного исследования. Для этого первым делом студенту надо предоставить возможность выбирать. Студент должен, писал ученый, всегда иметь право отдавать предпочтение заинтересовавшим его предметам, преподавателям, лабораториям, темам научных работ. Важной формой обучения Фортунатов считал индивидуальные занятия. Предпочтительным видом текущего контроля, по его мнению, должны стать студенческие самостоятельные работы, которые нужно обязательно издавать [15, с. 14-16]. Профессор пропагандировал девиз: «Каждый студент должен что-нибудь открыть». Студентам предлагались две темы для «открытий»: «Влияние структуры почвы на динамику физико-химических процессов» и «Влияние различной обработки

почвы на качество урожая», а также 30 тем для индивидуальной работы. Итоги исследований обсуждались коллективно [8, с. 28].

Прорыв в прикладных аграрных исследованиях на рубеже XIX - ХХ вв. происходил при активном участии ученых - преподавателей высшей аграрной школы. В этот период сельскохозяйственная наука стала дифференцироваться: земледелие, растениеводство, агрохимия, аг-ропочвоведение, мелиорация, защита растений, животноводство и ветеринария стали самостоятельными научными ответвлениями. Оформлялись и совершенно новые направления: учение о почвах и повышении их плодородия; селекция в растениеводстве и животноводстве; агро-бактериология и проч.

Задачи, решаемые учеными, зависели от проблем, стоящих перед российским сельским хозяйством. Рассмотрим одну из них. Преобладающей системой полеводства в пореформенный период продолжало оставаться трехполье - система ведения хозяйства, при котором пашня делилась на три участка, один из которых оставался «под паром». Такой подход позволял поддерживать на определенном уровне плодородие, но требовал проведения определенных технологических операций, которые не всегда могли быть осуществимы в крестьянском хозяйстве. Изучение практики использования такой системы показало, что трехполье истощало почву зерновыми культурами, не обеспечивало достаточной кормовой базой животноводство, исключало из оборота значительные площади. Как результат - экстенсивный характер земледелия, истощение почвы, сильная зависимость от погодных условий, низкая урожайность. Поэтому первейшей задачей отечественного сельского хозяйства в конце XIX в. стал переход к новым технологиям, позволяющий создать устойчивую систему земледелия. Над этим вопросом ломали головы лучшие представители науки: В.В. Докучаев, П.А. Костычев, Н.М. Сибирцев, АА. Измаильский, А.С. Ермолов и др.

Еще в середине XVIII в. начался всплеск интереса к почвоведению. Жаркие дискуссии велись по вопросу генезиса чернозёмов. Результатом наблюдений над почвой стали труды профессора Московского университета (и директора Московской земледельческой школы) М.Г. Павлова, профессора Петербургского университета С.М. Усова, директора учебного хутора при Московском обществе сельского хозяйства П.М. Преображенского и других представителей первой отечественной агрономической школы.

В.В. Докучаев предложил принципиально новый подход к предмету исследований: рассмотреть почву как самостоятельное природное тело, сложнейшее творение природы, живой ее организм, имеющий свою историю и свои закономерности развития. Он стал родоначальником нового научного направления -

генетического почвоведения. Специальная экспедиция проверила правильность высказанных им теоретических положений. Исследователь разработал учение о природных и почвенных зонах, о факторах почвообразования, о классификации почв и др. Все это отразилось на высшей школе: появились новые учебные курсы, кафедры и лаборатории.

Помимо учебной и научной деятельности важнейшей сферой применения своих знаний для преподавателей высшей школы стала просветительская работа. Многие академические ученые активно популяризировали науку. Так, известный ученый В.В. Докучаев прочитал в Вольном экономическом обществе в Петербурге ряд лекций по почвоведению и по общим вопросам аграрного хозяйства (1897), лекции по циклу «Основы сельского хозяйства и средства борьбы с современными сельскохозяйственными невзгодами» (1898) [4]. Педагоги высшей школы выступали с лекциями в научных организациях: Вольном экономическом обществе, Московском обществе сельского хозяйства, Императорском Русском обществе акклиматизации животных и растений, Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии и Русской ассоциации для развития наук. По инициативе В.В. Докучаева были созданы краеведческие музеи в Нижнем Новгороде и Полтаве, обоснована необходимость создания музеев при местных отделениях Петербургского общества естествоиспытателей. Преподаватели вузов были членами Ученого комитета Министерства земледелия, экспертами правительственных проектов.

Ученые считали своим долгом учить не только образованных студентов, но и не очень образованных крестьян. Стараясь донести до селян достижения современной науки, преподаватели и студенты Московского сельскохозяйственного института разработали план бесед, известили о нем агрономов Московской и смежных губерний. Занятия с крестьянами по земледелию проводились на опытном поле института. Консультации по молочному делу вел профессор И.Н. Чернопятов.

Ведущие ученые были авторами не только академических трудов, но и научно-популярных статей в известных для того времени изданиях. В XIX в. большой популярностью у землевладельцев пользовались книги «Полная энциклопедия русского сельского хозяйства и соприкасающихся с ним наук» в 12-ти томах. Передовые для своего времени научные идеи пропагандировались в известной «Настольной книге для русских сельских хозяев». В этом классическом издании русской агрономической мысли участвовали И.А. Стебут, А.П. Людо-говский, Д.И. Прянишников, В.Р. Вильямс, А.Ф. Фортунатов, К.А. Тимирязев, др. Для крестьян печатались доступные и доходчивые книги по земледелию.

Таким образом, первые высшие учебные заведения, возникшие в XIX в., сыграли важную роль в деле становления аграрного образования. Из стен этих вузов вышли профессиональные агрономы, выдающиеся ученые-аграрники, а также педагогические кадры для новых учреждений. Педагоги данных учебных заведений в короткий срок создали методики преподавания профессиональных дисциплин, составили первые учебные планы, написали учебники, разработали задания для студенческих исследовательских проектов, много сделали для сельскохозяйственного просвещения населения. Исторический опыт учебной, научной и просветительской деятельности первых сельскохозяйственных вузов стал одним из факторов возникновения и развития в дальнейшем системы высшего аграрного образования. Три вуза для огромной Российской империи в условиях пореформенного времени, а затем столыпинской реформы,

было явно недостаточно. В контексте нынешних границ Российской Федерации можно вообще говорить только об одном - Московском сельскохозяйственном институте. Первые вузы дали старт появлению системы высшего аграрного образования. В 1912 г. было открыто важнейшее для Центрального Черноземья учебное заведение - Воронежский сельскохозяйственный институт, в 1911 г. - специализированный Вологодский молочнохозяйственный институт. Были созданы высшие аграрные курсы: Стебутовские (1904), Голицынские (1908), Новочеркасские (1916), Петроградские (1906), Саратовские (1913). Деятельность Новоалександрийского, Горы-Горецкого институтов и Петровской земледельческой академии стала началом большого пути в деле подготовки аграрных кадров высшей квалификации.

Список литературы

1. Алексеева Е. В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII начало XX в.) Москва: РОССПЭН, 2007. 368 с.

2. Архив Российской академии наук. Ф. 632. Оп. 1. Д. 48.

3. Книга М.Д. Дореволюционная историография о сельскохозяйственном просвещении // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1(31). С. 150-154.

4. Крупеников И. А. Василий Васильевич Докучаев. 1846-1903. Москва: Сельхозгиз, 1950. 288 с.

5. Курдеко А.П. 170 лет в числе ведущих вузов // Вестник Белорусской Государственной Сельскохозяйственной Академии. Юбилейный выпуск к 170-летию БСХА. 2010. С. 5-13.

6. Куренышев А.А. Он слышал музыку полей.... Жизнь и деятельность Алексея Григорьевича Дояренко, ученого, педагога, общественного деятеля, музыканта. 1874-1958 гг. Москва: АИРО -XXI, 2011. 120 с.

7. Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства //Большая советская энциклопедия. Третье издание. Т. 18. Москва: Советская энциклопедия, 1974. 632 с.

8. Орловский Н.В. Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Москва: Наука, 1980. 110 с.

9. Плаксин В.Н. Воронежский сельскохозяйственный институт: история его учреждения и вопросы приоритетов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2011. № 2. С. 171-174.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XVII. Ч. 1. С. 96.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXIII. Ч. I. С. 455-463.

12. Саскевич С.А. Старейшина высшего аграрного образования 175 славных лет / С.А. Саскевич // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. Август. С. 3-11.

13. Сацыяльна-эканамiчныя праекты у працах беларусюх эканамютау (2-я палова Х1Х - 1-я трэць ХХ ст.) / Аутар-укладальшк У.А. Акутч; пад рэд. П.Г. НЫценю. Мшск: Беларуская навука, 2007. 413 с.

14. Российский государственный архив. Ф. 398. Оп. 24. Д. 9276.

15. Фортунатов А.Ф. Зачем люди идут в высшую школу. Москва: Тип. т-ва Кушнерев и Ко, 1910. 21 с.

16. Центральный государственный архив города Москвы. Ф. 228. Оп. 1. Д. 376.

17. Цыганов И.Р., Шелюто А.А. Исторические аспекты и современное состояние научных исследований по агрономии в БГСХА // Известия национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук. 2010. № 4. С. 30-36.

Об авторе

Книга Марина Давидовна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин Центрального филиала Российского государственного университета правосудия (г. Воронеж),

marinakniga@mail. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.