Научная статья на тему 'Cтановление и развитие профессионального сельскохозяйственного образования в России: xix начало хх века'

Cтановление и развитие профессионального сельскохозяйственного образования в России: xix начало хх века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков А. В.

В данной статье сделан анализ историко-педагогической литературы, посвященной проблемам становления и развития профессионального сельскохозяйственного образования в России в XIX начале ХХ вв. Автором выявлены основные тенденции формирования историографической базы по проблеме сельскохозяйственного образования исследуемого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL AGRICULTURAL EDUCATION IN RUSSIA: THE XIX early XX century

This article deals with the analysis of historical pedagogical literature devoted to the problems of the formation and development of the professional agricultural education in Russia of the 19th early 20th century. The author points out the general trends of forming the historical background on the problem of agricultural education of the period under study.

Текст научной работы на тему «Cтановление и развитие профессионального сельскохозяйственного образования в России: xix начало хх века»

политики. Повышение цен на хлеб влекло за собой рост и без того высокой себестоимости производства. Понижение разрушало товарооборот между городом и деревней. Чрезмерная политизация этого вопроса препятствовала выявлению сути проблемы и принятию верных решений. Зажиточное («кулаки») и большая часть среднего крестьянства активно противодействовали политике Советской власти не по политическим соображениям, а потому что на него основной тяжестью ложились требования государственных по -ставок хлеба. Следовательно и решение этого вопроса надо было искать в области экономической, а не политической.

Другая трудноразрешимая задача - это стабильные государственные хлебозаготовки с устойчивым ростом. Стимулирование товарного производства зерна, высоко котирующихся на рынке технических культур требовало ослабления и либерализации налогового бремени. Но подобная практика оборачивалась снижением и даже срывом государственных поставок. Усиление государственных требований вызывало снижение то -варного производства сельскохозяйственной продукции из-за отсутствия мотивации.

Третья противоречивая задача - рост производства сельскохозяйственной техники и техническое оснаще-

ние крестьянского хозяйства. Промышленность нуждалась в финансировании, которое могло обеспечить в России только сельское хозяйство, а крестьянству были необходимы передовые орудия труда и техника, чтобы быть способным обеспечить это финансирование.

Опыт нэпа показал, что аграрно-продовольственная политика государства требует очень точной и тонкой настройки. Перечисленные противоречия имеют место в той или иной степени и в современной политике государства. Это необходимо учитывать при принятии решений. Важно понимать, что задачи аграрно-продовольственной политики не имеют простых и односложных решений.

1. Валентинов Н. (Вольский Н.). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991.

2. ГАРФ. Ф. 130 . Оп. 7. Д. 171.

3. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 5. Д. 79. Л. 4 - 5.

4. Двенадцатый съезд РКП(б): стенографический отчет. М., 1923.

5. Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. М., 1928.

6. Плановое хозяйство. 1927. № 12.

7. СССР за 15 лет: стат. материалы по народному хозяйству. М., 1932.

УДК 94(47):74

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: XIX - начало ХХ века

Литература по данной теме, как это ни странно для громадной страны, где 80% населения даже в начале ХХ в. занималось сельскохозяйственным производством, не отличается многообразием. В историографии исследуемой проблемы, на наш взгляд, можно выделить 4 основных этапа: 1) 30 - 70-е гг. XIX в.; 2) 80-е гг. XIX в. - 1917 г.; 3) 40 - 80-е гг. ХХ в.; 4) 90 -е гг. ХХ в. - настоящее время. В качестве критерия такой периодизации авто -ром использовалась хронология появления в печати работ, связанных с темой исследования.

С учреждения в 1837 г. Министерства государственных имуществ (МГИ) начинается первый этап историографии рассматриваемого вопроса. До этого времени практически отсутствовали специальные исследования по проблемам развития сельскохозяйственного образования разных слоев населения. Лишь в первой трети XIX в. в России возникает и начинает развиваться профессиональное сельскохозяйственное образование. В рамках МГИ был создан Департамент сельского хозяйства, который стал куратором всех имевшихся в России сельскохозяйственных учебных заведений.

В эти же годы появляются первые периодические издания по сельскому хозяйству Так, с 1834 г. начинает выходить «Земледельческая газета» для распространения «полезных сведений по части земледелия среди поселян». С 1841 г. стал издаваться «Журнал Министерства государственных имуществ» (с 1865 г. - под названием «Сельское хозяйство и лесоводство»), имевший целью пропагандировать лучшие агрономические методы и освещать состояние сельского хозяйства в стране [8. С. XЬIII]. Важным источником агрономических новаций были и «Губерн-

А.В. Волков,

старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы, Пензенский государственный педагогический университет

ВЕСТНИК. 2008. № 4(23)

ские ведомости», издаваемые во всех губерниях империи с 1838 г., в которых мы находим разнообразные материалы по вопросам развития сельского хозяйства, включая деятельность сельскохозяйственных учебных заведений. Интересный материал об их становлении в первой половине XIX в. можно было найти в отчетах чиновников МГИ, которые регулярно совершали по-езд-ки по стране и анализировали состояние дел в сельском хозяйстве различных регионов [15. С. 57 -59; 5. С. 57 - 59].

Богатый фактический материал по истории развития сельскохозяйственного образования дают издаваемые в 30 - 60-х гг. XIX в. «Записки сельскохозяйственных обществ», которых (обществ) к началу 1860-х гг. насчитывалось в России уже около 20.

Характеристику основных направлений деятельности училищ садоводства давали обзоры, составляемые их управляющими по решению Министерства государственных имуществ, как правило, к юбилейным датам их основания [1 ].

Первым обобщающим трудом, который содержал сведения о деятельности сельскохозяйственных учебных заведений, был обзор действий Департамента сельского хозяйства за 10 лет его деятельности (1844 -1854 гг.), изданный в 1855 г. Выпустив в свет этот труд, Департамент тем самым выступил первым историографом сельскохозяйственного образования в Рос-сии [8. Ч. II. С. 127 - 169]. Работу по сбору и анализу материала о состоянии сельскохозяйственных учеб-ных заведений Департамент продолжил и в последующие годы.

Второй этап историографии данной темы начинается в конце 80-х гг. XIX в. и характеризуется появлением первых специальных трудов, посвященных становлению и развитию сельскохозяйственного образования. Среди них необходимо отметить работы Н.П. Москальско-го. В историческом очерке «Сельскохозяйственное образование» он собрал и обобщил фактически всю информацию относительно имевшихся в то время сельскохозяйственных учебных заведений. В его изложении сельскохозяйственное образование России в конце XIX в. состояло из целостной системы высших, средних и низших типов учебных заведений. Причем в этой статье Н.П. Москальский говорил о том, что сельскохозяйственное образование - продукт социально-экономического развития [16. С. 2].

В этот же период выходит капитальный труд члена Императорского Вольного экономического общества

Н.В. Пономарева «Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени», в котором он попытался проследить роль государства в развитии сельского хозяйства за почти тысячелетний период российской истории. Его книга дает богатый фактический материал о ходе становления сельского хозяйства в России, подчеркивает огромную личную роль российских императоров (Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая I) и правительства в аграрном развитии государства и распространении сельскохозяйственных знаний среди земледельческого населения [10].

Вызывают интерес «Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России» И.Н. Миклашев-

ского. Историю развития сельскохозяйственного образования в российской империи он делит на 3 этапа. При этом подчеркивает, что до реформ 60 - 70-х гг. XIX в. сельскохозяйственное образование носило ярко выраженный принудительный характер и преследовало исключительно частно-хозяйственные интересы. Коренные изменения произошли, по его мнению, начиная с 1861 г., когда реформы активизировали процесс модернизации аграрного производства и специальное сельскохозяйственное образование, теряя принудительный характер, стало приобретать общегосударственное значение [7. С. 2].

Большое внимание проблемам развития сельскохозяйственного образования в России уделял профессор И.А. Стебут. В своих статьях и публикациях он обосновал историческую необходимость сельскохозяйственного образования, а также предложил систему его развития. Он по праву считается одним из основоположников женского сельскохозяйственного образования. И. А. Стебут неоднократно подчеркивал, что интеллигентные женщины с сельскохозяйственным образованием являются одним из условий для улучшения сельского хозяйства [13 - 14].

Важный материал по истории развития сельскохозяйственного образования был собран в юбилейных сборниках, посвященных 50-летию Министерства государственных имуществ и 75-летию деятельности сельскохозяйственного ведомства России. В этих работах дана характеристика системы сельскохозяйственного образования, которая включала в себя низшие, средние и высшие типы учебных заведений [12].

В конце XIX в. Департамент земледелия начинает регулярно издавать «Сборники сведений по сельскохозяйственному образованию», в которых освещалось состояние сельскохозяйственных учебных заведений разного профиля, а в ряде выпусков (№ VIII за 1905 г., №XVI за 1911 г.) дан анализ учебной и практической деятельности учебных заведений и приведен большой статистический материал по основным направлениям их работы [11 ].

Проблемы сельскохозяйственного образования находят также отражение в «Ежегодниках» Департамента земледелия, каждый выпуск которых, рассматривая различные стороны развития сельского хозяйства в России в начале ХХ в., уделял внимание и работе сельскохозяйственных учебных заведений. Так, «Ежегодник» за 1907 г. давал общую характеристику состояния сельскохозяйственного образования в России и делал вывод: «...как много еще предстоит сделать в деле сельскохозяйственного образования.». Автор статьи призывал переходить «к несравненно более интенсивному насаждению сельскохозяйственного образования, чем в Западной Европе». Причину «сельскохозяйственной отсталости и экономического убожества» он видел в «недостаточности профессионального, в том числе сельскохозяйственного образования» [4. С.17].

Третий этап историографии исследуемого вопроса охватывает 40 - 80-е гг. ХХ в. Сразу отметим, что он не отличается широтой поднимаемых авторами проблем и большим интересом к дореволюционному периоду. В 20 - 30-х гг. ХХ в. практически не было специальных

исследований, посвященных данному вопросу. Лишь в конце 40-х - середине 50-х гг. появились первые работы по истории профессионально-технического образования, в которых авторы затрагивали вопросы становления и развития сельскохозяйственного образования в досоветский период [2].

В 60 - 70-е гг. ХХ в. большое внимание проблемам становления сельскохозяйственного образования уделяли педагоги. В их работах накоплен важный фактический материал по данной теме. Ученые пытались определить причины, вызвавшие к жизни профессионально-техническое и сельскохозяйственное образование, показать их позитивное воздействие на развитие хозяйственной жизни страны. В первую очередь здесь необходимо отметить фундаментальные работы А.Н. Веселова и Н.Н. Кузьмина [3; 6].

В 90-е гг. ХХ в. начался 4-й этап историографии сельскохозяйственного образования. Характерной его чертой является появление первых монографий по различным типам сельскохозяйственных учебных заведений. Так, две монографии А.В. Третьякова посвящены истории становления и развития низшей сельскохозяйственной школы в конце XIX - начале ХХ вв. Он не только пытался вскрыть социально-экономические и куль -турные предпосылки становления сельскохозяйственного образования, но и проследил этапы и систему его развития. На региональном и всероссийском материале автор показал неравномерность процесса складывания факторов, способствовавших возникновению и развитию специальной сельскохозяйственной школы [16 - 17].

Воронежский историк В.Н. Плаксин предпринял первую серьезную попытку рассмотреть становление и развитие сельскохозяйственного образования и научной агрономии в России за период с XVIII по первую половину XIX вв. В его монографии дан анализ деятельности государственных структур и общественных сил по распространению аграрно-научного знания, созданию первых сельскохозяйственных учебных заведений [9].

Следует признать, что историки и исследователи XIX и начала ХХ вв. собрали обширный фактический материал по проблемам сельскохозяйственного образования и начали его обобщать. Советские ученые, уделяя много внимания вопросам профессионально-технического образования, недостаточно широко обращались к проблемам становления и развития сельскохозяйственного образования в дореволюционной России, и лишь в середине 90-х гг. ХХ в. начинается серьезное изучение отдельных типов сельскохозяйственных учебных заведений.

Как мы видим, в современной исторической литературе нет ни одной обобщающей работы, посвященной проблемам становления и развития сельскохозяйственного образования в России XIX - начала ХХ вв. Это обстоятельство повышает актуальность дальнейшего

исследования этой темы в условиях проведения модернизации образовательной системы РФ, важной составной частью которой является сельскохозяйственное образование.

1. Баум О. Обзор действий Пензенского училища садоводства в период 50-летия с 1820 по 1870 гг. СПб.: Типография общества «Общественная польза», 1870.

2. Вербин А.А. У истоков отечественной агрономии. М.: Советская наука, 1955.

3. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования . М.: Профтехиздат, 1961.

4. Ежегодник Департамента земледелия за 1907 год. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1908.

5. Жданов М. Путевые записки по России в 20 губерниях. СПб.: Типография А. Иогансона, 1843.

6. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее образование в дореволюционной России. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1971.

7. Миклашевский И.Н. Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России. СПб.: Типография И.Н. Ско-роходова, 1893.

8. Обзор действий Департамента сельского хозяйства и очерк состояния главных отраслей сельской промышленности в России в течение 10 лет с 1844 по 1854 гг. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1855.

9. Плаксин В.Н. Становление и развитие сельскохозяйственного образования и научной агрономии в России (XVII -первая половина XIX вв.). Воронеж: Центрально-черноземное издательство, 2001.

10. Пономарев Н.В. Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1888.

11. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1905. Вып. VIII; 1911. Вып. XVI.

12. Сельскохозяйственное ведомство за 75 лет его деятельности (1837 - 1912 гг). Пг: Содружество, 1914.

13. Стебут И.А. Статьи о русском сельском хозяйстве, его недостатках и мерах его усовершенствования. 1857 -1882. М.: Типография А.И. Иванова, 1883.

14. Стебут И.А. Нуждается ли русская интеллигентная женщина в специальном сельскохозяйственном образовании. СПб.: Типография В. Демакова, 1891.

15. Сумароков П. Прогулки по 12 губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году. СПб.: Типография А. Сычева, 1839.

16. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск: Курский госпедуниверситет, 1997.

17. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце Х!Х - начале ХХ века. Курск: Курский госпедуниверситет, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.