политики. Повышение цен на хлеб влекло за собой рост и без того высокой себестоимости производства. Понижение разрушало товарооборот между городом и деревней. Чрезмерная политизация этого вопроса препятствовала выявлению сути проблемы и принятию верных решений. Зажиточное («кулаки») и большая часть среднего крестьянства активно противодействовали политике Советской власти не по политическим соображениям, а потому что на него основной тяжестью ложились требования государственных по -ставок хлеба. Следовательно и решение этого вопроса надо было искать в области экономической, а не политической.
Другая трудноразрешимая задача - это стабильные государственные хлебозаготовки с устойчивым ростом. Стимулирование товарного производства зерна, высоко котирующихся на рынке технических культур требовало ослабления и либерализации налогового бремени. Но подобная практика оборачивалась снижением и даже срывом государственных поставок. Усиление государственных требований вызывало снижение то -варного производства сельскохозяйственной продукции из-за отсутствия мотивации.
Третья противоречивая задача - рост производства сельскохозяйственной техники и техническое оснаще-
ние крестьянского хозяйства. Промышленность нуждалась в финансировании, которое могло обеспечить в России только сельское хозяйство, а крестьянству были необходимы передовые орудия труда и техника, чтобы быть способным обеспечить это финансирование.
Опыт нэпа показал, что аграрно-продовольственная политика государства требует очень точной и тонкой настройки. Перечисленные противоречия имеют место в той или иной степени и в современной политике государства. Это необходимо учитывать при принятии решений. Важно понимать, что задачи аграрно-продовольственной политики не имеют простых и односложных решений.
1. Валентинов Н. (Вольский Н.). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991.
2. ГАРФ. Ф. 130 . Оп. 7. Д. 171.
3. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 5. Д. 79. Л. 4 - 5.
4. Двенадцатый съезд РКП(б): стенографический отчет. М., 1923.
5. Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. М., 1928.
6. Плановое хозяйство. 1927. № 12.
7. СССР за 15 лет: стат. материалы по народному хозяйству. М., 1932.
УДК 94(47):74
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: XIX - начало ХХ века
Литература по данной теме, как это ни странно для громадной страны, где 80% населения даже в начале ХХ в. занималось сельскохозяйственным производством, не отличается многообразием. В историографии исследуемой проблемы, на наш взгляд, можно выделить 4 основных этапа: 1) 30 - 70-е гг. XIX в.; 2) 80-е гг. XIX в. - 1917 г.; 3) 40 - 80-е гг. ХХ в.; 4) 90 -е гг. ХХ в. - настоящее время. В качестве критерия такой периодизации авто -ром использовалась хронология появления в печати работ, связанных с темой исследования.
С учреждения в 1837 г. Министерства государственных имуществ (МГИ) начинается первый этап историографии рассматриваемого вопроса. До этого времени практически отсутствовали специальные исследования по проблемам развития сельскохозяйственного образования разных слоев населения. Лишь в первой трети XIX в. в России возникает и начинает развиваться профессиональное сельскохозяйственное образование. В рамках МГИ был создан Департамент сельского хозяйства, который стал куратором всех имевшихся в России сельскохозяйственных учебных заведений.
В эти же годы появляются первые периодические издания по сельскому хозяйству Так, с 1834 г. начинает выходить «Земледельческая газета» для распространения «полезных сведений по части земледелия среди поселян». С 1841 г. стал издаваться «Журнал Министерства государственных имуществ» (с 1865 г. - под названием «Сельское хозяйство и лесоводство»), имевший целью пропагандировать лучшие агрономические методы и освещать состояние сельского хозяйства в стране [8. С. XЬIII]. Важным источником агрономических новаций были и «Губерн-
А.В. Волков,
старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы, Пензенский государственный педагогический университет
ВЕСТНИК. 2008. № 4(23)
ские ведомости», издаваемые во всех губерниях империи с 1838 г., в которых мы находим разнообразные материалы по вопросам развития сельского хозяйства, включая деятельность сельскохозяйственных учебных заведений. Интересный материал об их становлении в первой половине XIX в. можно было найти в отчетах чиновников МГИ, которые регулярно совершали по-езд-ки по стране и анализировали состояние дел в сельском хозяйстве различных регионов [15. С. 57 -59; 5. С. 57 - 59].
Богатый фактический материал по истории развития сельскохозяйственного образования дают издаваемые в 30 - 60-х гг. XIX в. «Записки сельскохозяйственных обществ», которых (обществ) к началу 1860-х гг. насчитывалось в России уже около 20.
Характеристику основных направлений деятельности училищ садоводства давали обзоры, составляемые их управляющими по решению Министерства государственных имуществ, как правило, к юбилейным датам их основания [1 ].
Первым обобщающим трудом, который содержал сведения о деятельности сельскохозяйственных учебных заведений, был обзор действий Департамента сельского хозяйства за 10 лет его деятельности (1844 -1854 гг.), изданный в 1855 г. Выпустив в свет этот труд, Департамент тем самым выступил первым историографом сельскохозяйственного образования в Рос-сии [8. Ч. II. С. 127 - 169]. Работу по сбору и анализу материала о состоянии сельскохозяйственных учеб-ных заведений Департамент продолжил и в последующие годы.
Второй этап историографии данной темы начинается в конце 80-х гг. XIX в. и характеризуется появлением первых специальных трудов, посвященных становлению и развитию сельскохозяйственного образования. Среди них необходимо отметить работы Н.П. Москальско-го. В историческом очерке «Сельскохозяйственное образование» он собрал и обобщил фактически всю информацию относительно имевшихся в то время сельскохозяйственных учебных заведений. В его изложении сельскохозяйственное образование России в конце XIX в. состояло из целостной системы высших, средних и низших типов учебных заведений. Причем в этой статье Н.П. Москальский говорил о том, что сельскохозяйственное образование - продукт социально-экономического развития [16. С. 2].
В этот же период выходит капитальный труд члена Императорского Вольного экономического общества
Н.В. Пономарева «Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени», в котором он попытался проследить роль государства в развитии сельского хозяйства за почти тысячелетний период российской истории. Его книга дает богатый фактический материал о ходе становления сельского хозяйства в России, подчеркивает огромную личную роль российских императоров (Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая I) и правительства в аграрном развитии государства и распространении сельскохозяйственных знаний среди земледельческого населения [10].
Вызывают интерес «Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России» И.Н. Миклашев-
ского. Историю развития сельскохозяйственного образования в российской империи он делит на 3 этапа. При этом подчеркивает, что до реформ 60 - 70-х гг. XIX в. сельскохозяйственное образование носило ярко выраженный принудительный характер и преследовало исключительно частно-хозяйственные интересы. Коренные изменения произошли, по его мнению, начиная с 1861 г., когда реформы активизировали процесс модернизации аграрного производства и специальное сельскохозяйственное образование, теряя принудительный характер, стало приобретать общегосударственное значение [7. С. 2].
Большое внимание проблемам развития сельскохозяйственного образования в России уделял профессор И.А. Стебут. В своих статьях и публикациях он обосновал историческую необходимость сельскохозяйственного образования, а также предложил систему его развития. Он по праву считается одним из основоположников женского сельскохозяйственного образования. И. А. Стебут неоднократно подчеркивал, что интеллигентные женщины с сельскохозяйственным образованием являются одним из условий для улучшения сельского хозяйства [13 - 14].
Важный материал по истории развития сельскохозяйственного образования был собран в юбилейных сборниках, посвященных 50-летию Министерства государственных имуществ и 75-летию деятельности сельскохозяйственного ведомства России. В этих работах дана характеристика системы сельскохозяйственного образования, которая включала в себя низшие, средние и высшие типы учебных заведений [12].
В конце XIX в. Департамент земледелия начинает регулярно издавать «Сборники сведений по сельскохозяйственному образованию», в которых освещалось состояние сельскохозяйственных учебных заведений разного профиля, а в ряде выпусков (№ VIII за 1905 г., №XVI за 1911 г.) дан анализ учебной и практической деятельности учебных заведений и приведен большой статистический материал по основным направлениям их работы [11 ].
Проблемы сельскохозяйственного образования находят также отражение в «Ежегодниках» Департамента земледелия, каждый выпуск которых, рассматривая различные стороны развития сельского хозяйства в России в начале ХХ в., уделял внимание и работе сельскохозяйственных учебных заведений. Так, «Ежегодник» за 1907 г. давал общую характеристику состояния сельскохозяйственного образования в России и делал вывод: «...как много еще предстоит сделать в деле сельскохозяйственного образования.». Автор статьи призывал переходить «к несравненно более интенсивному насаждению сельскохозяйственного образования, чем в Западной Европе». Причину «сельскохозяйственной отсталости и экономического убожества» он видел в «недостаточности профессионального, в том числе сельскохозяйственного образования» [4. С.17].
Третий этап историографии исследуемого вопроса охватывает 40 - 80-е гг. ХХ в. Сразу отметим, что он не отличается широтой поднимаемых авторами проблем и большим интересом к дореволюционному периоду. В 20 - 30-х гг. ХХ в. практически не было специальных
исследований, посвященных данному вопросу. Лишь в конце 40-х - середине 50-х гг. появились первые работы по истории профессионально-технического образования, в которых авторы затрагивали вопросы становления и развития сельскохозяйственного образования в досоветский период [2].
В 60 - 70-е гг. ХХ в. большое внимание проблемам становления сельскохозяйственного образования уделяли педагоги. В их работах накоплен важный фактический материал по данной теме. Ученые пытались определить причины, вызвавшие к жизни профессионально-техническое и сельскохозяйственное образование, показать их позитивное воздействие на развитие хозяйственной жизни страны. В первую очередь здесь необходимо отметить фундаментальные работы А.Н. Веселова и Н.Н. Кузьмина [3; 6].
В 90-е гг. ХХ в. начался 4-й этап историографии сельскохозяйственного образования. Характерной его чертой является появление первых монографий по различным типам сельскохозяйственных учебных заведений. Так, две монографии А.В. Третьякова посвящены истории становления и развития низшей сельскохозяйственной школы в конце XIX - начале ХХ вв. Он не только пытался вскрыть социально-экономические и куль -турные предпосылки становления сельскохозяйственного образования, но и проследил этапы и систему его развития. На региональном и всероссийском материале автор показал неравномерность процесса складывания факторов, способствовавших возникновению и развитию специальной сельскохозяйственной школы [16 - 17].
Воронежский историк В.Н. Плаксин предпринял первую серьезную попытку рассмотреть становление и развитие сельскохозяйственного образования и научной агрономии в России за период с XVIII по первую половину XIX вв. В его монографии дан анализ деятельности государственных структур и общественных сил по распространению аграрно-научного знания, созданию первых сельскохозяйственных учебных заведений [9].
Следует признать, что историки и исследователи XIX и начала ХХ вв. собрали обширный фактический материал по проблемам сельскохозяйственного образования и начали его обобщать. Советские ученые, уделяя много внимания вопросам профессионально-технического образования, недостаточно широко обращались к проблемам становления и развития сельскохозяйственного образования в дореволюционной России, и лишь в середине 90-х гг. ХХ в. начинается серьезное изучение отдельных типов сельскохозяйственных учебных заведений.
Как мы видим, в современной исторической литературе нет ни одной обобщающей работы, посвященной проблемам становления и развития сельскохозяйственного образования в России XIX - начала ХХ вв. Это обстоятельство повышает актуальность дальнейшего
исследования этой темы в условиях проведения модернизации образовательной системы РФ, важной составной частью которой является сельскохозяйственное образование.
1. Баум О. Обзор действий Пензенского училища садоводства в период 50-летия с 1820 по 1870 гг. СПб.: Типография общества «Общественная польза», 1870.
2. Вербин А.А. У истоков отечественной агрономии. М.: Советская наука, 1955.
3. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования . М.: Профтехиздат, 1961.
4. Ежегодник Департамента земледелия за 1907 год. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1908.
5. Жданов М. Путевые записки по России в 20 губерниях. СПб.: Типография А. Иогансона, 1843.
6. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее образование в дореволюционной России. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1971.
7. Миклашевский И.Н. Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России. СПб.: Типография И.Н. Ско-роходова, 1893.
8. Обзор действий Департамента сельского хозяйства и очерк состояния главных отраслей сельской промышленности в России в течение 10 лет с 1844 по 1854 гг. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1855.
9. Плаксин В.Н. Становление и развитие сельскохозяйственного образования и научной агрономии в России (XVII -первая половина XIX вв.). Воронеж: Центрально-черноземное издательство, 2001.
10. Пономарев Н.В. Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1888.
11. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1905. Вып. VIII; 1911. Вып. XVI.
12. Сельскохозяйственное ведомство за 75 лет его деятельности (1837 - 1912 гг). Пг: Содружество, 1914.
13. Стебут И.А. Статьи о русском сельском хозяйстве, его недостатках и мерах его усовершенствования. 1857 -1882. М.: Типография А.И. Иванова, 1883.
14. Стебут И.А. Нуждается ли русская интеллигентная женщина в специальном сельскохозяйственном образовании. СПб.: Типография В. Демакова, 1891.
15. Сумароков П. Прогулки по 12 губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году. СПб.: Типография А. Сычева, 1839.
16. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск: Курский госпедуниверситет, 1997.
17. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце Х!Х - начале ХХ века. Курск: Курский госпедуниверситет, 1998.