Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЕДИНСТВО ПОДРАЖАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА'

СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЕДИНСТВО ПОДРАЖАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОДРАЖАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / МЕТОД «БИНОМ ФАНТАЗИИ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестерева Т. Н.

В исследовании рассмотрен аспект становления речи детей дошкольного возраста, как единство подражания и творчества. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [3]. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «Воображение - основа активного участия ребенка в разных видах деятельности. Оно включается в состав уже известных форм мышления (нагляднодейственного, наглядно-образного). На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности» [4]. В статье рассматриваются взгляды педагогов и методологов на речевое развитие детей дошкольного возраста. Также описан метод развития речи детей дошкольного возраста: метод «Бином фантазии». Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения и логики мышления: - Для генерирования идей новых объектов или преобразование имеющегося объекта; - Для получения идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество). В статье раскрывается алгоритм работы по методу, в соответствии с двумя направлениями. Перспективой исследования является теоретическое обоснование единства подражания и творчества в становлении речи детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестерева Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPEECH IN PRESCHOOL AGE AS A UNITY OF IMITATION AND CREATIVITY

The study examines the aspect of the formation of speech in preschool children, as a unity of imitation and creativity. According to the Federal State Educational Standard of Preschool Education: «The speech development of children includes the possession of speech as a means of communication and culture; the enrichment of an active vocabulary; the development of coherent, grammatically correct dialogical and monological speech; the development of speech creativity; the development of sound and intonation culture of speech, phonemic hearing; acquaintance with book culture, children's literature, understanding by ear texts of various genres of children's literature; formation of sound analytical and synthetic activity as a prerequisite for literacy training» [3]. The «Concept of Preschool education» notes that «Imagination is the basis for the active participation of a child in various types of activities. It is included in the composition of already known forms of thinking (visual-effective, visual-figurative). On the basis of imagination, children develop the first manifestations of a creative attitude to reality» [4]. The article considers the views of teachers and methodologists on the speech development of preschool children. The method of speech development of preschool children is also described: the «Binomial fantasy» method. Binomial fantasies are used in two areas of the development of imagination and logic of thinking: - To generate ideas for new objects or the transformation of an existing object; - To get ideas for writing fairy-tale or fantastic stories (speech creation). The article reveals the algorithm of work according to the method, in accordance with two directions. The prospect of the research the theoretical substantiation of the unity of imitation and creativity in the formation of speech in preschool children.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЕДИНСТВО ПОДРАЖАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА»

^ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^ vSf^^^BY^^^ https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Ш&1 RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 1 © Pestereva T.N., 2021

1 (foi ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-20-26

Ч Принята 10.09.2021 | Accepted 10.09.2021

УДК Ч 372.36

FORMATION OF SPEECH IN PRESCHOOL AGE AS A UNITY OF IMITATION AND CREATIVITY

Pestereva T.N.

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЕДИНСТВО ПОДРАЖАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА

Пестерева Т.Н.

ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. The study examines the aspect of the formation of speech in preschool children, as a unity of imitation and creativity. According to the Federal State Educational Standard of Preschool Education: «The speech development of children includes the possession of speech as a means of communication and culture; the enrichment of an active vocabulary; the development of coherent, grammatically correct dialogical and monological speech; the development of speech creativity; the development of sound and intonation culture of speech, phonemic hearing; acquaintance with book culture, children's literature, understanding by ear texts of various genres of children's literature; formation of sound analytical and synthetic activity as a prerequisite for literacy training» [3]. The «Concept of Preschool education» notes that «Imagination is the basis for the active participation of a child in various types of activities. It is included in the composition of already known forms of thinking (visual-effective, visual-figurative). On the basis of imagination, children develop the first manifestations of a creative attitude to reality» [4]. The article considers the views of teachers and methodologists on the speech development of

Аннотация. В исследовании рассмотрен аспект становления речи детей дошкольного возраста, как единство подражания и творчества. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [3]. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «Воображение - основа активного участия ребенка в разных видах деятельности. Оно включается в состав уже известных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного). На основе

w

preschool children. The method of speech development of preschool children is also described: the «Binomial fantasy» method. Binomial fantasies are used in two areas of the development of imagination and logic of thinking: - To generate ideas for new objects or the transformation of an existing object; - To get ideas for writing fairy-tale or fantastic stories (speech creation).

The article reveals the algorithm of work according to the method, in accordance with two directions. The prospect of the research the theoretical substantiation of the unity of imitation and creativity in the formation of speech in preschool children.

Keywords: speech development, preschool children, imitation, creativity, the «Binomial fantasy» method.

REFERENCES

[1] Gianni Rodari. Grammar of fantasy. - M.: "Progress", 1990/ OCR &SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), May 13, 2003/ - p. 96

[2] Korzun A.V. Cheerful didactics.Elements of TRIZ and RTV in working with preschoolers.Manual for teachers of preschool institutions 2000. - 74 p.

[3] Federal State Educational Standard of Preschool Education (order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 of October 17, 2013).

[4] The concept of preschool education (approved by the decision of the Board of State Education of the USSR on 16.06.1989 No. 7/1).

[5] Sukhomlinsky V. A About education /Comp. and auth. will join. essays by S. Soloveitchik. 4thed. - Moscow: Politizdat, 1982. - 270 p.

воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности» [4]. В статье рассматриваются взгляды педагогов и методологов на речевое развитие детей дошкольного возраста. Также описан метод развития речи детей дошкольного возраста: метод «Бином фантазии». Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения и логики мышления: - Для генерирования идей новых объектов или преобразование имеющегося объекта; - Для получения идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество). В статье раскрывается алгоритм работы по методу, в соответствии с двумя направлениями. Перспективой исследования является теоретическое обоснование единства подражания и творчества в становлении речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речевое развитие, дети дошкольного возраста, подражание, творчество, метод «Бином фантазии».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Джанни Родари. Грамматика фантазии. — М.: "Прогресс", 1990/ OCR &SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 13 мая 2003/- С.96

[2] Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов дошкольных учреждения 2000. - 74 с.

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

[4] Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1).

[5] Сухомлинский В. А О воспитании /Сост. и авт. вступит.очерков С. Соловейчик. 4-е изд. - М. : Политиздат, 1982. - 270 с.

Contribution of the authors: Pestereva T. N. -collection, processing of materials, concept and design of the study, writing the text.

Statement of a conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interests. Pestereva T. N.-SPINID: 3467-5360; ORCID ID: 0000-0002-8889-2386

Research interests, number of main publications: The study of the problem of speech development in preschool children, 1 article was published in the materials of conference and the RSCI.

Вклад авторов: Пестерева Т.Н. - сбор, обработка материалов, концепция и дизайн исследования, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Пестерева Т. Н. - SPIN ID: 3467-5360; ORCID ID: 0000-0002-8889-2386

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста, опубликована 1 статья в материалах конференции и РИНЦ.

For citation: Pestereva T.N. FORMATION OF SPEECH IN PRESCHOOL AGE AS A UNITY OF IMITATION AND CREATIVITY // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №9. pp. 20-26. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-20-26.

Для цитирования: ПестереваТ.Н. СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЕДИНСТВО ПОДРАЖАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №9. С. 2026. Doi: 10.26787^М-2686-6846-2021-23-9-20-26.

Введение. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений в разных видах деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Однако, ни интеллектуальное развитие ребенка, ни формирование его характера, эмоций, как и всестороннее развитие личности невозможно без становления речи.

Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые представления, умения и навыки, а значит, и совершенствуется речь. Формирование речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой.

Педагог открывает ребёнку не только неограниченные возможности общения, но и является своеобразным проводником для ребёнка в многообразный мир человеческих отношений. В области педагогики, психологии и логопедии особенно актуально встаёт вопрос о создании максимально возможных условий для развития интеллектуального, духовного, физического и личностного здоровья детей дошкольного возраста. На сегодняшний день обладать познавательной активностью,

самостоятельностью в принятии решений, креативностью, творческим началом, и, конечно, уметь грамотно вести диалог особенно актуально. Один из немаловажных

показателей успешности и процветания личности в сегодняшнем мире - это развитие разнообразных компетенций, которые позволяют не только успешно социализироваться детям в будущем, но и обладать достаточным уровнем развития, необходимым для динамичного и успешного освоения программ дошкольного и начального образования, иметь способность использовать родной язык в разнообразных коммуникативных ситуациях. Свободная, красивая, образная, живая речь - довольно редкое качество современного человека.

Целью исследования является

теоретическое обоснование единства подражания и творчества в становлении речи детей дошкольного возраста.

Материалы и методы: словесно-дидактические игры с элементами ТРИЗ, позволяют включить ребёнка в активный познавательный процесс и решать образовательные задачи на любом этапе коррекционной работы, что, безусловно, помогает развить способность не только к самоконтролю, но и к познанию окружающего мира. Для дошкольников игра - это естественный процесс. В педагогической практике словесным играм, имеющим обучающую направленность, отводится приоритетное значение. Они способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх малыш попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания в новых условиях. И для педагога, и для родителей, и, конечно, для логопеда основная задача будет заключаться в том, чтобы

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

вызвать у детей интерес к игре и подобрать такие её варианты, где они смогли бы активно обогатить свой словарь. И, конечно же, маленькие фантазеры, играя в словесные игры, непременно включающие элементы ТРИЗ, никак не смогут обойтись без своего любимого занятия - словотворчества.

Следуя словам Сухомлинского В.А. о том, что «Уроки по развитию речи создадут прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь» [5] рассмотрим один из эффективных, с нашей точки зрения, методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления, каким является «Бином фантазии» Дж.Родари [1].Приоритетной задачей метода является - развитие монологической и диалогической форм речи, через игровой материал, обогатить словарь не только новыми словами и оборотами, но и подготовить детей к умению связно и лаконично высказывать свои мысли, используя речь как основное средство познания. Предложенная практика включения в работу метода

«Биномфантазии» помогает дошкольникам не только изобретать новые необычные предметы или совершенствовать имеющиеся, но и сочинять интересные истории и фантастические рассказы и служит для развития всех сторон речи. Учитывая разную подготовленность детей, их речевые возможности, возраст и другие значимые факторы в условиях группы, работу в этом направлении необходимо разделить на следующие этапы: подготовительный и основной.

Основные задачи подготовительного этапа:

• знакомство с понятием «бином» (Приставка «би-» обозначает «два»: би-нокль,би-план, би-цепсидр.; таким образом,«бином» - это«состоящий из двух частей»);

• расширение словаря/ввести в активный словарь слова-предметы, слова-действия,

слова-признаки /и формирование грамматических категорий, через понимание многозначных слов и использование простых предлогов;

• включение в основную практику различные способы развития творческого воображения, включающие приёмы фантазирования Дж.Родари: «круги по воде», «произвольная приставка», «а что было потом», «конструирование загадки», «сказки на изнанку», «творческая ошибка» и другие [1].

Основная задача основного этапа:

• -развитие связной речи дошкольников через расширение и обогащение личного опыта, посредством включения словесно-дидактических игр с элементами ТРИЗ в работу педагога.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Что развивает?

• Способность к экспериментальной, творческой и познавательной активности; самостоятельность автономно, независимо от взрослого решать доступные задачи в разных видах деятельности;

• Процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме;

• Активизируется и расширяется словарь;

• Формируется правильное звукопроизношение;

• Развивается связная речь.

Как планировать?

• Утром, до завтрака, между завтраком и непрерывной образовательной деятельностью, в перерывах между непрерывной образовательной деятельностью, на прогулке, во второй половине дня;

• Учитывать характер предстоящей непрерывной образовательной деятельности;

• Прослеживать усложнения в играх, расширять их вариативность (возможное

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

придумывание и включение более сложных правил);

• Перенос новой игры в непрерывную образовательную деятельность, затем в блок совместной деятельности, в индивидуальную работу.

Подготовка к проведению игры

• Отбор игры в соответствии с задачами общей образовательной программы; Установление соответствия отобранной игры требованиям возрастной группы;

• Выбор места и времени игры;

• Определение количества играющих (группа, подгруппа, индивидуально);

• Подготовка необходимого дидактического материала (игрушки, картинки и т.д.);

• Подготовка педагога к игре (изучить ход игры, своё место в игре, методы руководства);

• Подготовка детей (расширение словаря, личного опыта, обогащение знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи) [2].

Особенности работы с детьми дошкольного возраста.

Так как мы используем для обозначения определенных слов и предлогов изображения, схемы, рисунки, модели, дети чаще всего воспринимают слова слишком предметно, отталкиваясь от предложенного образа. Поэтому следует обращать внимание на то, что каждый образ имеет разнообразные варианты воплощения. Для этого целесообразно включать в работу дидактические игры на формирование представлений о многозначности значений имён существительных («одно слово - много значений», «для чего этот предмет» и др). Подобным образом мы расширяем ещё и личный опыт ребёнка с тем, чтобы разнообразить связную речь образными оборотами и высказываниями, что в конечном итоге способствует развитию монологической связной речи через

сочинение интересных историй и фантастических рассказов.

Опираясь на личный опыт и подготовленность детей, на данном этапе достаточно использовать подобного рода сочетания не связанных между собой слов с целью развития мышления, воображения и красочной образной речи, используя разнообразные словесно - дидактические игры в любых видах детской деятельности.

В дальнейшем это позволит переходить к речетворчеству или составлению творческих рассказов, как одному из самых сложных видов связного монологического высказывания, где участникам будет предложено составить небольшой рассказ или фантастическую историю, используя метод наглядного моделирования для записи. И в качестве элементов модели могут быть использованы различные символы: геометрические фигуры, предметные картинки, символические изображения предметов, контрастная рамка (приём фрагментарного рассказывания).

Принцип работы метода развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления - «Бином фантазии».

Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения и логики мышления:

• для генерирования идей новых объектов или преобразование имеющегося объекта;

• для получения идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество)[1].

Последовательность работы по использованию метода «Бином фантазии».

1. Участникам предлагается взять за основу два существительных, между которыми нет прямой ассоциативной связи. В обычной жизни эти два существительных сознательно не используются как словосочетания, поэтому не имеют практического применения и значимости для ребёнка. Эта дистанция нужна, чтобы сознание ребёнка попало в ловушку

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

построения ассоциативных связей и попыталось установить её между этими словами. Слова для этого приёма выбираются случайно, используя разные способы: (пример: два участника придумывают слова одновременно, не советуясь и не зная, какое слово будет выбрано вторым участником; круги Луллия; выбор слов из разных объёктов окружения (одно слово из мира природы, а другое — из рукотворного; или одно одушевленное, а другое - не одушевленное); если играют несколько участников, умеющих читать и писать, то каждый пишет по одному слову на отдельных листочках, затем все листочки перемешиваются и выбираются произвольно; и другие приёмы).

2. Объединить между собой выбранные слова через изменение падежных окончаний использование предлогов: В; У; С; НА; ИЗ; ПОД.

3. Изобразить получившиеся словосочетания, используя метод наглядного моделирования.

Первое направление «генерирование идей новых объектов или преобразование имеющегося объекта»

Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний использование предлогов, которые в конечном итоге помогут менять окончание словосочетания. Игровая мотивация может быть любой: «игры в слова», «собираем загадки», «сочиняем сказку для малышей», «сказки вокруг нас» ит.д.

Алгоритм работы по методу:

1шаг. Постановка цели (создание нового или совершенствование имеющегося объекта; получение идеи для написания фантастического рассказа) - игровая мотивация;

2шаг. Выбор двух слов, несвязанных между собой по смыслу. В случае усовершенствования имеющегося объекта одно из слов будет обозначать этот объект -дети самостоятельно находят по одной

картинке из разных групп, с которыми в дальнейшем будут работать;

3шаг. Составление (или графическая запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний - помощь взрослого в записи (если дети подготовительного возраста, то многие уже умеют читать, если не умеющие читать - графическая запись)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4шаг. Рассматривание полученных сочетаний, их оценка и отбор наиболее полезных для реализации или наиболее интересных для написания рассказа -непосредственное составление рассказа или сказки, если была заявлена подобная цель, либо игра ограничивается выбором и объяснением полученных сочетаний, которые можно применить или использовать в дальнейшем в игре и как следствие, игра «объяснялки».

Второе направление «получения идей написания сказочных или фантастических рассказов- речетворчество»

Алгоритм работы по методу:

• 1шаг. Выбор двух слов, несвязанных между собой по смыслу

• 2шаг. Составление и запись возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и

изменения падежных окончаний.

• 3шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации.

• 4шаг. Сочинение рассказа или истории.

• 5шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций (можно диктофон или видеорассказ).

Результаты и обсуждение: Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что предложенный метод развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления, безусловно, может быть использован педагогами в качестве дополнительного материала к основной

■w

работе, так как «Бином

фантазии»Дж.Родари-это, прежде всего, метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и предназначен для:

• - генерирования идей новых объектов или преобразование имеющегося объекта;

• - получение идей написания сказочных или фантастических рассказов;

• - развитие причинно-следственного стиля мышления.

Безусловно, речевое развитие, невозможно сводить к одному лишь накоплению и обогащению словаря. Применение метода Дж. Родари «Бином фантазии», относящиеся к приёмам ТРИЗ - технологий, несомненно, будет способствовать формированию связной речи дошкольников, что особенно актуально для детей с речевой патологией. Предложенная практика даёт простор для творчества и умозаключения. И, как любая творческая мысль, она должна найти своё

завершение в связной речи, так как «все задачи развития речи детей дошкольного возраста недостигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» [2]. Сегодняшний опыт показывает, что связная речь представляет собой постоянный динамический процесс, объединяя все образовательные области.

Вывод. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что становление речи детей дошкольного возраста - это единство подражания и творчества. Решая развивающие и педагогические задачи на всех этапах её формирования - необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники овладевали разнообразными средствами речевого общения, приобретая

коммуникативно - речевые умения в виде диалогической и монологической творческой речи, где ребёнок самостоятельно придумывает историю, рассказ или сказку, опираясь на личный опыт и новые знания.

Corresponding Author: Pestereva Tatyana Nikolaevna-postgraduate student of the Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

E-mail: ALISA.PTN@yandex.ru

Ответственный за переписку: Пестерева Татьяна Николаевна - аспирант ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г.

Шадринск, Российская Федерация

E-mail:ALISA. PTN@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.