9. Nikitina L.A. Stanovlenie issledovatel'skoj kompetentnosti v metodicheskoj podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah innovacionnogo razvitiya obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2014.
10. Shipilina L.A. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Flinta, 2011.
11. Kolesnikova I.A. Priroda gumanitarnogo znaniya i ego missiya v sovremennom obschestve. Social'nyeigumanitarnyeznaniya. 2001; №3: 33 - 46.
12. Frolovskaya M.N. Gumanitarnye osnovaniya professional'nogo obraza mira pedagoga. Koncept. 2012; № 6: 21 - 28.
13. Vikulina M.A. Gumanitarnaya suschnost' professional'noj podgotovki sovremennogo uchitelya. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2014; № 4 (32): 186 - 195.
Статья поступила в редакцию 13.03.20
УДК 378.147
Ryakina O.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Linguistic Communication, Gnessin Russian Academy of Music
(Moscow, Russia), E-mail: olga.rjakina@mail.ru
Zhihun Suy, postgraduate, Department of pedagogy and methodology, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: 642838183@mail.ru
THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF CHROMATIC HARMONIC PLAYING IN CHINA. The article focuses on the issues of the origin and development of vocational training on chromatic harmonics playing connected with the integration of Russian musical culture and education. The process of the formation of accordion art in China is considered in the context of socio-economic trends characteristic of the late 1800s - early 2000s. The analysis of historical facts (Beijing Treaty, Trekhgorye) helps the authors make an assumption about the earlier functioning of chromatic harmonics in the Chinese culture, at the end of 1900s, not at the beginning of the 2000s. The research raises the issues of the terminological differentiation of the button accordion and the accordion at the stage of their formation in Chinese musical art and education, and the publication of the first educational and methodical literature for learning to play the accordion.
Key words: accordion, button accordion, chromatic harmonica, musical vocational education, terminological differentiation, educational and methodical literature.
О.Р. Рякина, д-р пед. наук, проф., зав. каф. языковой коммуникации Российской академии музыки имени Гнесиных, E-mail: olga.rjakina@mail.ru
Чжихун Сюй, аспирант, Российская академия музыки имени Гнесиных, E-mail: 642838183@mail.ru
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ХРОМАТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИКЕ В КИТАЕ
В статье рассматриваются вопросы зарождения и развития профессионального обучения на хроматической гармонике, связанные с интеграцией русской музыкальной культуры и образования. Процесс становления баяно-аккордеонного искусства в Китае рассматривается в контексте социально-экономических тенденций, характерных для конца XIX века - начала XX века. На основе анализа исторических фактов (Пекинский договор, Трёхгорье) высказывается предположение о более раннем функционировании хроматической гармоники в китайской среде - в конце XIX века, а не в начале XX века. Поднимаются вопросы о терминологической дифференциации баяна и аккордеона на этапе их становления в китайском музыкальном искусстве и образовании, издания первой учебно-методической литературы для обучения игре на аккордеоне.
Ключевые слова: аккордеон, баян, хроматическая гармоника, музыкальное профессиональное образование, терминологическая дифференциация, учебно-методическая литература.
Музыкальное инструментальное исполнительское искусство Китая в настоящее время выходит на ведущие позиции в мировом пространстве и представляет интерес для российского музыкального образования. Значение исследований специфики китайской музыкальной культуры и образования обусловлено культурной интеграцией, которая стала устойчивой тенденцией XXI века, лежащей в основе развития профессионального образования разных стран. Как утверждает Лу Лэй, интерес к культуре Китая со стороны российского общества не прекращается с петровской эпохи [1], времени, когда прочно установились торгово-дипло-матические и культурные связи между двумя странами.
Современное искусство игры на баяне и аккордеоне в Китае достигло больших результатов. Китайские баянисты и аккордеонисты стремительно повышают свой профессиональный уровень, все чаще становятся лауреатами международных конкурсов и занимают на мировой арене равные позиции с русскими и европейскими исполнителями. Значимость настоящего исследования подтверждается достижениями музыкантов в этой области и отсутствием работ об истории становления и развития профессиональной -баянно-аккордеонной школы в контексте диалога музыкального образования России и Китая. Более того, на русском языке можно найти весьма небольшое количество информации в области педагогической теории и практики, посвященной вопросам концертно-испол-нительского и педагогического репертуара, исполнительской техники, качества образования в Китае, хотя педагогика музыкального образования баянного и аккордеонного искусства активно развивается в стране.
Исследования специфики китайской музыкальной культуры и музыкального образования долгое время оставались вне доступности для российских ученых. Языковой барьер и политическая разобщенность стран не позволяли делать какие-либо научные работы по этой теме. В последние десятилетия ситуация значительно изменилась в силу тесного сотрудничества двух крупных держав: музыкантов из России приглашают в Китай в качестве членов жюри, для проведения мастер-классов и официальной педагогической деятельности. В свою очередь, молодые музыканты из Китая все чаще стали приезжать в Россию для получения качественного профессионального образования. Вхождение Китая в мировое музыкально-педагогическое пространство является одной из ведущих проблем в данной области - академическая база музыкального образования в России имеет глубокие корни, в то время как в Китае она только начинает укрепляться.
Таким образом, проявляются и усиливаются противоречия между сложившейся системой китайской профессиональной баянно-аккордеонной школы и от-
сутствием музыкально-теоретического обоснования тенденций ее становления и развития на русском языке, между возрастающей интеграцией музыкального образования России и Китая и методической интерпретацией его взаимодействия в контексте обучения игре на баяне и аккордеоне.
Исследование проблем педагогики музыкального образования баянного и аккордеонного искусства, например, истории баянно-аккордеонного исполнительства, находят отражение в работах А. Басурманова, В. Бычкова, Д. Варламова, М. Имханицкого, Ф. Липса, А. Мирека, О. Шарова и других. В Китае соответствующая научная область начинает формироваться. В настоящее время написан ряд диссертаций, посвященных вопросам профессионального обучения в области музыкального искусства. Количество китайских студентов, обучающихся в России по специальности «Фортепиано», самое значительное, в связи с чем проведены исследования, затрагивающие вопросы становления фортепианной школы в Китае (работы Бэнь Мен, Ван И и др.). В Китае соответствующая научная область только формируется, поэтому история исполнительства на аккордеоне и баяне и методическая база пока изучены мало. Среди крупных исследований можно назвать работы Чан Имина, Ли Мина, Чжан Юаня и Лин Лю Вэна, кандидатское исследование Лэй Эн. В них затрагиваются вопросы происхождения и особенностям распространения инструментов в Китае, однако за рамками рассмотрения остается персональный вклад китайский педагогов в музыкально-исполнительскую практику.
Необходимо отметить кандидатское исследование по искусствоведению Ван Дэцун «Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства» [2], которое стало одной из первых русскоязычных научных работ о китайском баянно-аккордеонном искусстве.
В контексте истории появления хроматической гармоники (баян, аккордеон) в отечественной научной музыкальной литературе идут дискуссии не только о месте её происхождения (Германия или Россия), но и о времени возникновения. Появление гармоники датируется 20-ми годами XIX века, когда Ф. Бушма-ном были созданы губная гармошка (аура), а затем модель ручной гармоники при помощи модификации нагнетания воздуха путем присоединения к комплекту язычковых камертонов ёмкости (складчатого меха), из которой воздушная струя попадала к язычку. Но из музыкально-педагогической литературы известно, что старинный (древний!) китайский национальный инструмент, звучание которого основано на свободно колышущемся язычке, лежит в основе создания хроматической гармоники, следовательно, и баяна, и аккордеона. Поэтому такому да-
тированию «противоречит время бытования шэна как первой губной гармоники (Древний Китай, 2700 лет до н.э.). Роль Ф. Бушмана - в изменении принципа звукообразования: горизонтальном движении меха, с прямым доступом воздуха из меха к язычку, без с амортизационной и распределительной камер, свойственных органам-позитивам» [3].
В каноническом конфуцианском трактате X века «Записки о музыке» находим упоминание о шэне: «Слыша звук ... шэна..., умный властитель думает о тех своих подданных, которым поручено собирать народ» [4]. Прогностическое определение роли китайского народного музыкального инструмента шэна получило развитие в полифункциональности баяна и аккордеона: в настоящее время они активно востребованы в профессиональной и любительской, в самодеятельной и академической сферах музыкальной деятельности.
Прогностическая функция шэна, музыкального инструмента, с помощью которого «поручено собирать народ», проявилась и в контексте истории зарождения баянного искусства. В начале XX века китайские торговцы стали использовать баяны как «экзотику» и рекламу для привлечения покупателей.
В китайской музыкально-педагогической литературе существует две гипотезы появления баяна и аккордеона. Одна гипотеза заключается в том, что эти музыкальные инструменты пришли с юга, когда в провинции Юннань появились французские консульства. Французы привезли с собой аккордеоны, играли на этих инструментах. В связи с Ихэтуаньским восстанием, восстанием боксеров, вызванным крупномасштабными экономическими переменами в Китае, посольства стали закрываться, а служащие, оставаясь без работы, занялись музицированием и обучением игре на аккордеоне. Однако чужеземный инструмент не нашел широкого распространения среди жителей Юннани, они не восприняли его специфику, поэтому биографических сведений об этих людях почти не сохранилось, зафиксировано лишь имя некого Франсуа [5].
Вторая гипотеза зарождения баянно-аккордеонного искусства связна с северными провинциями Китая. На северо-востоке страны в 1903 году была построена Китайская восточная железная дорога между Россией и Китаем. Русские купцы и христианские паломники учили китайских коллег играть на баяне, что выгодно выделяло их среди конкурентов. В это время использовались диатонические двухрядные аккордеоны с готовой механикой, которые успешно осваивались музыкантами-любителями даже без специального музыкального образования [5].
Думается, что не только строительство железной дороги привело к распространению баяна и аккордеона именно на севере Китая. Благодаря общению жителей приграничных территорий китайцы уже были более или менее знакомы с русскими, в то время как активное взаимодействие с Западной Европой началось после «опиумных войн» (1839 (1840) - 1842 гг., 1856 - 1860 гг.) и далеко не в мирных условиях. Следует упомянуть и о том, что в 1860 году русский дипломат, князь Н.П. Игнатьев предотвратил разграбление Пекина союзниками, что подтверждается строками из личного письма к Н.П. Игнатьеву, в которых упоминается об отношении китайского населения к нему: «Уже большая часть массы отличает нас от англичан, по крайней мере, знает, что мы не враги и не воевали с ними. Что же касается до Вашего имени, то все почти знают И-дажэня (великий человек И) и что он спас столицу» [6], Н.П. Игнатьевым же был заключен Пекинский договор, одним из пунктов которого была беспошлинная торговля вдоль всей восточной границы [7].
Существует и еще один исторический факт общения, интеграции, межкультурного взаимовлияния России и Китая - это Трёхречье (Саньхэ цюй), район на северо-востоке Китая, где с конца XIX в. (есть упоминания и о XVII в.) живут русские. Ему посвящено множество исследований русских, китайских, японских этнографов, историков, культурологов. Так, было установлено, что первые русские поселения появились в 1870 году, уже в 1880 - 1882 году появилась казачья станица Драгоценка (Саньхэ). Здесь было много китайцев, которые имели лавки, харчевни, мастерские и т.д., торгово-промышленные филиалы разных фирм. Исследователи отмечают, что в поселениях сохранялись русские традиционные праздники, а «молодежь проводила свободные вечера на вечеринках и посиделках. Для посиделок у кого-либо снимали на вечер избу, приглашали гармониста или балалаечника. Чтобы не терять время, девушки брали с собой какое-либо
Библиографический список
рукоделие. Нередко до утра пели песни и плясали» [8]. Еще одно доказательство бытования гармони в конце XIX в. на территории Китая.
Китайские исследователи предполагают, что сначала в стране появилась ручная гармоника кнопочного типа, датируя ее появление началом XX века. В контексте исторических событий, описанных выше (Пекинский договор, заключенный в 1860 году, наличие русских поселений (70 - 80-ые года конца XIX века)), можно утверждать, что ручная хроматическая гармоника появилась в Китае уже в конце XIX века.
В контексте актуальной в научно-методической музыкальной области проблемы терминологической дифференциации баяна и аккордеона необходимо отметить, что в китайской литературе вплоть до 2000 года данные инструменты назывались одним словом - «шоуфэнцинь». В первом китайском учебном пособии Чжан Чжэн Цзыина «Самоучитель игры на аккордеоне», изданном в 1908 году, название инструмента «аккордеон» вынесено в заглавие, но из текста самоучителя можно понять, что он предназначен для обучения на ручной гармонике кнопочного типа. Ван Дэцун в своем диссертационном исследовании отмечает, ссылаясь на китайские источники, что аккордеоном в Китае называют язычковые инструменты как кнопочного, так и клавишного типов [2]. В это же время появляется «Учебное пособие по игре на аккордеоне», авторство которого не установлено. Эти учебно-методические материалы были нацелены на самостоятельное обучение, учитывали, что обучающиеся не знакомы с нотной грамотой. Так, самоучитель Чжан Чжэн Цзыина основан на японской музыкальной традиции, когда освоение инструмента идет при помощи рисунков и иероглифов, и репертуар включает китайский и японский фольклор. Во втором пособии уже используется цифровая нотация цианьпу как удобное и простое средство обучения нотной грамоте, которое стало активно использоваться в начале XX века в Китае. Его содержание отличается большей глубиной, затрагиваются элементы постановки игрового аппарата музыкантов, например, вопросы посадки аккордеониста, приводятся данные о строении инструмента, в репертуар включены произведения для дуэта и квартета, хотя и без указаний на авторство [2].
Таким образом, появляется литература, описывающая процесс обучения на аккордеоне, а автор первых книг об этом инструменте Чжэн Цзы Ин писала о школе в провинции Шаньдун, основание которой относится к 1925 году. По ее словам, в процессе обучения использовались диатонические двухрядные аккордеоны, похожие на гармонику, с готовой механикой, они завоевали популярность в силу общедоступности, низкой цены и простоте овладения инструментом. В школе велось начальное обучение на аккордеоне [9].
Следующим местом профессионального обучения стала Высшая школа музыки имени А.К. Глазунова в Харбине, центре русских эмигрантов, среди которых было немало профессионалов, например, директор Н. Гадаждин, получивший музыкальное образование в Санкт-Петербурге и Берлине. Аккордеон получает широкое распространение, на нем играют везде и всегда: на праздничных и воскресных гуляниях, митингах и литературных вечерах и т.д.
В проведенном историко-педагогическом анализе становления и развития баянно-аккордеонного искусства в Китае важными являются данные русских и китайских исследователей в области истории, этнографии, музыковедения, теории и методики обучения игре на аккордеоне, баяне, раскрывающие характер интеграции музыкального образования России и Китая.
Так, стремительному и успешному распространению баянно-аккордеонного искусства в Китае способствовали национальные корни звукообразования хроматической гармоники, способ звукоизвлечения в национальном инструменте шэн. Его прогностическая роль реализована в полифункциональности аккордеона и баяна как музыкальных инструментов, востребованных и в любительской, и профессиональной сферах музыкальной деятельности.
Появление аккордеона в Китае обусловлено не только мировыми экономическими процессами, но и территориальной близостью России и Китая. Именно эти тенденции способствовали развитию стремительного интереса к инструменту, в течение 20 - 40 лет аккордеон становится распространенным бытовым музыкальным инструментом, обучение на котором велось по слуху или цифровой системе, а в 20-ые годы XX века уже открываются первые школы с классами аккордеона, появляется учебно-методическая литература.
1. Лу Л. Взаимодействие национальных культур России и Китая в XX веке. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2004.
2. Ван Д. Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2016.
3. Имханицкий М.И. Становление гармоники: новые аспекты. Гармоника: история, теория, практика: материалы Международной научно-практической конференции. Майкоп, 2000.
4. Музыкальная эстетика стран Востока. Москва, 1967.
5. Луй Э. Формирование и развитие китайского искусства аккордеона. Сиань, 2010.
6. Хохлов А.Н. Англо-франко-китайская война и вопрос о помощи России Китаю. Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений. Москва: Мысль, 1982.
7. Сосна Н.А. Последствия миссии Н.П. Игнатьева в Китай в 1859 - 1860 гг. Россия и АТР. 2019; № 2 (104).
8. Аргудяева Ю.В. Трансляция забайкальскими казаками культурного наследия русских в северо-восточный Китай. Культурное наследие Сибири. Электронный научный журнал. 2014; № 3. Available at: http://sibnasledie.omsu.ru
9. Чжи У Обзор развития искусства игры на аккордеоне. Пекин: Музыкальный издательский дом, 1992.
References
1. Lu L. Vzaimodejstvie nacional'nyh kul'tur Rossii iKitaya v XX veke. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2004.
2. Van D. Tvorchestvo kitajskih kompozitorov v kontekste stanovleniya nacional'nogo akkordeonnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Nizhnij Novgorod, 2016.
3. Imhanickij M.I. Stanovlenie garmoniki: novye aspekty. Garmonika: istoriya, teoriya, praktika: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Majkop, 2000.
4. Muzykal'naya 'estetika stran Vostoka. Moskva, 1967.
5. Luj 'E. Formirovanie i razvitie kitajskogo iskusstva akkordeona. Sian', 2010.
6. Hohlov A.N. Anglo-franko-kitajskaya vojna i vopros o pomoschi Rossii Kitayu. Dokumenty oprovergayut. Protiv fal'sifikaciiistoriirussko-kitajskih otnoshenij. Moskva: Mysl', 1982.
7. Sosna N.A. Posledstviya missii N.P. Ignat'eva v Kitaj v 1859 - 1860 gg. Rossiya i ATR. 2019; № 2 (104).
8. Argudyaeva Yu.V. Translyaciya zabajkal'skimi kazakami kul'turnogo naslediya russkih v severo-vostochnyj Kitaj. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2014; № 3. Available at: http://sibnasledie.omsu.ru
9. Chzhi U. Obzorrazvitiya iskusstva igry na akkordeone. Pekin: Muzykal'nyj izdatel'skij dom, 1992.
Статья поступила в редакцию 10.03.20
УДК 378
Safontseva N.Yu, Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Deputy Director for Educational,
Methodological and Scientific Work, Sedov Water Transport Institute, Branch of Ushakov State Maritime University (Rostov-on-Don, Russia),
E-mail: safontseva@iwtsedov.ru
SPECIAL ASPECTS OF TEACHING METHODS OF ACADEMIC SUBJECTS WITH THE HELP OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH. The paper deals with the possibility of increasing the internal motivation of students under study of non-core academic subjects in technical universities. Exemplified by an enlarged group of majors and program tracks "Technique and Technologies of Shipbuilding and Water Transport", the author puts emphasis on two universal and general professional competencies necessary for fulfilling certain labor functions of water transport specialists and formed by the academic subject "Physics" in the implementation of basic educational programs. The author associates the tasks of subject mastery with the competencies developed by the Federal State Educational Standard of Higher Education and points at indicators of their demonstration. At the same time, the author focuses on the differences in the requirements of the international professional standard of the crew, presented to different categories of ship specialists. The author shows that each topic, section of the subject "Physics" can be brought into correspondence not only with the competencies of a certain FSES HE, but also with special professional competencies for a specific category of ship personnel. The author affirms that this fact must be taken into account when selecting the content of problematic and project tasks of academic subjects, wording them not notionally, but using specific objects of the students' future professional activity. The author comes to a conclusion that this approach will show the importance of mastering a specific academic subject for students of a particular major or program track and build their individual educational paths by developing didactic and diagnostic-qualimetric support corresponding to this educational program.
Key words: competence, educational program, state educational standard, academic subject content, individual educational path.
Н.Ю. Сафонцева, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, проф., зам. директора по учебно-методической и научной работе,
Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова филиала ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»,
г. Ростов-на-Дону, E-mail: safontseva@iwtsedov.ru
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ
В статье рассматриваются возможности повышения внутренней мотивации студентов при изучении непрофильных учебных дисциплин в технических вузах. На примере укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» автором выделены по две универсальные и общепрофессиональные компетенции, необходимые для выполнения определенных трудовых функций специалистов водного транспорта и формируемые учебной дисциплиной «Физика» при реализации основных образовательных программ. Задачи освоения данной предметной области автор ставит в соответствие формируемым компетенциям ФГОС ВО и указывает индикаторы их проявления. При этом автор акцентирует внимание на различиях требований международного профессионального стандарта деятельности плавсостава, предъявляемых к разным категориям судовых специалистов. Автор показывает, что каждую тему, раздел учебной дисциплины «Физика» можно поставить в соответствие не только компетенциям определенного ФГОС ВО, но и специальным профессиональным компетенциям для конкретной категории плавсостава. Автор утверждает, что этот факт необходимо учитывать при подборе содержания проблемных и проектных заданий учебных дисциплин, формулируя их не абстрактно, а используя конкретные объекты будущей профессиональной деятельности обучающихся. Автором делается вывод о том, что такой подход позволит показать значимость освоения конкретной учебной дисциплины для обучающихся определенной специальности или направления подготовки и выстроить их индивидуальные образовательные траектории, разработав соответствующее данной образовательной программе дидактическое и диагностико-квалиметрическое обеспечение.
Ключевые слова: компетенция, образовательная программа, государственный образовательный стандарт, содержание учебной дисциплины, индивидуальная образовательная траектория.
Компетентностно-ориентированный образовательный процесс предполагает овладение обучающимися универсальными, общепрофессиональными, профессиональными, специальными и иными компетенциями в соответствии с ФГОС соответствующего уровня образования [1], обеспечивая интегральную профессиональную компетентность [2] выпускника образовательной организации. Существует множество способов и методических приемов изложения программного материала учебной дисциплины у любого дипломированного преподавателя, однако наиболее действенным является стимулирование внутренней мотивации обучающегося для осознания необходимости осмысления и закрепления в памяти предлагаемого учебного материала [3].
И вот здесь возникает огромная проблема, заключающаяся в слабой вовлеченности обучающихся в учебный процесс, связанная с отсутствием познавательного интереса к преподаваемой учебной дисциплине и, как следствие, отсутствием доминирующего желания его изучения. Волевые установки дисциплинированных и особо ответственных обучающихся, обусловленные личностными их качествами, позволяют сформировать вектор воли, направленный на обеспечение усилий для, как правило, формального заучивания предлагаемого материала. Следствием такого подхода является недолговечность и поверхност-
ность приобретаемых знаний и невозможность их дальнейшего практического применения [3].
Многочисленные наблюдения за деятельностью преподавателей, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, и за профессорско-преподавательским составом высшей школы показывают, что причина крайне низкой внутренней мотивации обучающихся, которые уже являются студентами, выбравшими определенную специальность или направление подготовки, кроется в отсутствие должного понимания педагогическими работниками сути компетентностного подхода при организации образовательного процесса в рамках своей учебной дисциплины [4].
К сожалению, несмотря на многолетнюю педагогическую практику и введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов очередного, 3++, поколения, основанных на компетентностно-ориентированном образовании, многие преподаватели по-прежнему работают в традиционной парадигме. Жалуясь на нехватку объема аудиторной учебной нагрузки, проводя контрольно-оценочные действия только с помощью устных опросов знаний фактологического материала, такие преподаватели не утруждают себя разработкой дидактического и диагностико-квалиметрического обеспечения учебного про-