Научная статья на тему 'Становление методики начального обучения игре на гармонике / баяне в России (довоенный период)'

Становление методики начального обучения игре на гармонике / баяне в России (довоенный период) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
493
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГАРМОНИКЕ/БАЯНЕ В РОССИИ / ГАРМОНИСТЫ-САМОУЧКИ / ЦИФРОВАЯ И НОТНО-ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА / НОТНЫЙ РЕПЕРТУАР / УЧЕБНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ И НОТНЫЕ ПОСОБИЯ / ПОДБОР ПО СЛУХУ / METHODS OF PRIMARY EDUCATION PLAYING THE ORGAN AND ACCORDION IN RUSSIA / CONCERTINA-TAUGHT / AND DIGITAL SHEET MUSIC-DIGITAL SYSTEM / MUSICAL REPERTOIRE / EDUCATIONAL AND MUSICAL BENEFITS / SELECTION BY EAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белевцова Алла Михайловна

В статье исследуются вопросы становления методики начального обучения игре на гармонике/баяне в России. С этой целью осуществляется ретроспективный анализ методики начального обучения игре на гармонике/баяне в России довоенного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A TECHNIQUE OF ELEMENTARY EDUCATION PLAYING THE ORGAN AND ACCORDION IN RUSSIA (BEFORETHE WAR)

The article studies the problems of development of a technique of elementary education playing the organ and accordion in Russia. With this purpose is a retrospective analysis methodology of elementary education playing the organ and accordion in Russia prewar period.

Текст научной работы на тему «Становление методики начального обучения игре на гармонике / баяне в России (довоенный период)»

THE FORMATION OFATECHNIQUEOF ELEMENTARY EDUCATION PLAYINGTHEORGAN AND ACCORDION IN RUSSIA (BEFORETHE WAR)

Belevtsova Alla Mikhailovna, SeniorProfessor, Chair of Theory and Methods of Musical Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article studies the problems of development of a technique of elementary education playing the organ and accordion in Russia. With this purpose is a retrospective analysis methodology of elementary education playing the organ and accordion in Russia prewarperiod.

Keywords: methodsofprimary education playing theorgan and accordion in Russia; concertina-taught; and digital sheet music-digital system; musical repertoire, educational and musical benefits; selection by ear.

СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ НА ПАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ УДК 398.221 НА ГАРМОНИКЕ /БАЯНЕ В РОССИИ (ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД)

О

ГЧ

В статье исследуются вопросы становления методики начального обучения игре на гармонике / баяне вРоссии. Сэтой цельюосуществляется ретроспективный анализ методики начального обучения игре на гармонике/баяне в России довоенно-гопериода.

Ключевые слова:методика начального обучения игре на гармонике/баяне в России; гармонисты-самоучки; цифровая и нотно-цифровая система; нотныйрепер-туар;учебные методические и нотные пособия; подбор по слуху.

Проблема начального обучения в теории баянного исполнительства всегда была и остается актуальной в современной музыкальной педагогике на всех образовательных уровнях и неразрывно связана с развитием первоначальных навыков и умений юного музыканта. Современная музыкальная педагогика располагает колоссальной научно-теоретической базой в виде научных трудов (А. Алексеев, Л. Баренбойм, М. Шерман, И.В.Способин, Е. В. Давыдов, Г.Г. Нейга-уз, А.П. Щапов, Б.М. Теплов), и учебно-методических работ (П. Говорушко, Ф. Липс, В. Семенов, П. Гвоздев, В. Завьялов, Ю. Акимов), которые исследуют различные проблемы, связанные с воспитанием и обучением музыканта: различные аспекты исполнительского мастерства и в частности вопросы постановки игрового аппарата, формирования исполнительской техники, владения мехом и т.д. Эволюция становления исполнительства на народных инструментах, исследованная в работах А.П. Агаджанова, Д.И. Варламова, М.И. Им-ханицкого, A.C. Илюхина, Е.И. Максимова, имеет богатую историю и связана, безусловно, с русской традиционной музыкальной культурой. В частности А.Ф. Григорьев отмечает, что "игра на различных народных музыкальных инструментах "народных умельцев" - это традиционно жанровая народная импровизация, уходящая своими глубокими корнями в историю древней Руси. Древние былины русских сказителей-боянов, песенное творчество народов России, инструментальные наигрыши скоморохов на традиционных народных инструментах (волынках, гуслях, свирелях, жалейках и др.), позже музыкантов-любителей на гармошках, балалайке, баяне - все это многообразие народного творчества основано на народно-жанровой импровизации, в основе которой лежит национальный колорит, национальное самосознание и его духовно-нравственное начало" [1,75].

Баянное исполнительство берет свое начало из народного творчества русских любителей гармонистов конца XIX и начала ХХвв., перерастающее постепенно в профессиональное.

Объективный ход развития народно-инструментального исполнительства на баяне/аккордеоне с конца XIX века по настоящее вре-

© Белевцова А.М., 2014

О"

I--

I

131

БЕЛЕВЦОВААлла

Михайловна,

ст. преподаватель, кафедра Теориии методики музыкального образования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь

РИГ IP

132

мя, способствует формированию стройной системы музыкального образования. Прохождение всех ее ступеней - от начального к высшему - предполагаетлогически согласованное и непрерывное во времени совершенствование исполнительской техники баянистов. Особую остроту приобретает проблема формирования исполнительской техники баянистов на первоначальном этапе обучения, что и актуализирует рассмотрение данного вопроса.

В этой связи представляется целесообразным осуществить ретроспективный анализ методики начального обучения в теории баянного исполнительства.

В пособиях, изданных в конце XIX - начале XX в., серьезное внимание начинает уделяться разработке методических основ обучения. В издававшихся в это время самоучителях для двух- и трехрядных гармоник появляются рекомендации о посадке, постановке инструмента, рук, об аппликатуре, о ведении меха, контроле над звуком и звукоизвлечением. Так, Д. Городилов впервые еще в 1907 году пишет об игре на правой клавиатуре всеми пятью пальцами, о положении их на кнопках, об аппликатуре на левой клавиатуре[2]. И.Ф. Мюллер в своем Самоучителе впервые уделил внимание вопросам развития исполнительской техники - игре гамм, арпеджио, упражнений. Автор придавал большое значение подробному и доходчивому разъяснению основ музыкальной грамоты. В разнообразном репертуаре, издаваемом в качестве приложения к пособию, И. Мюллер обращал "особое внимание на русскую музыку" [3].

Заслугой авторов и издателей является и то, что они создавали Школы и Самоучители практически для всех видов гармоник, пользовавшихся популярностью среди населения: одно, двух-, трехрядных с различным количеством клавиш; диатонических и хроматических различного диапазона и строя; меняющимся и неменяющимся звуком на разжим-сжим меха; с рояльными и кнопочными клавиатурами.

Появление более усовершенствованных гармоник с частичным или полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре и расширенным басо-аккордовым комплексом на левой, применение нотно-цифровой системы стимулировали авторов учебных пособий к серьезному подходу не только к вопросам методики обучения, но и к более продуманному подбору репертуара. До 1927 г. Школы и Самоучители игры на гармонике создавались гармонистами-самоучками по цифровой и нотно-цифровой системами не содержали ме-

тодических рекомендаций. Каждый автор по мере своего понимания разрабатывал свою систему записи музыкальных произведений, которая существенно отличалась от записей других создателей, что ограничивало возможности использования различных пособий при обучении игре на баяне. Будучи природно-одаренными музыкантами, но не имея музыкально-теоретических знаний, многие авторы ориентировали учащихся на освоение того типа музицирования, которым владели сами (игра по слуху). С одной стороны, освоение инструмента на слуховой основе способствовало развитию музыкальных способностей гармонистов, творческой фантазии и самостоятельности, формированию навыков варьирования. С другой, - отсутствие у гармонистов музыкальнотеоретических знаний тормозило процесс их приобщения к нотно-письменной традиции музыкальной культуры. С развитием профессионального исполнительства на гармонике и баяне в репертуарной части пособий начинают появляться переложения классических произведений зарубежных и отечественных композиторов.

Десятилетний период после революционных событий 1917 г. был отмечен отсутствием изданий новых пособий для гармоники. По данным A.M. Мирека, в 1916-1926 годах было напечатано всего три Школы-самоучителя для хроматической гармоники - баяна. Их авторами были - Л. Орланский-Титаренко (1916 г.), Д. Пивоваров (1917 г.) и А. Орлов (1918 г.) [4]. По этим пособиям отчетливо прослеживается конструктивное совершенствование левой клавиатуры баяна, однако с точки зрения методики ничего нового создано не было.

Второе и третье десятилетия XX века характеризуются появлением в народных массах и в репертуаре гармонистов песен нового типа - революционных. Комсомол всячески содействовал повышению культурно-образовательного уровня гармонистов-самоучек. И, благодаря его активной позиции, призыв

А.В. Луначарского "Гармонистам - музыкальное образование" был поддержан многими выдающимися деятелями отечественной культуры - А.К. Глазуновым, М.М. Ипполитовым-Ивановым, Ф.А. Ниманом и другими [4].

По всей стране создаются различные формы обучения гармонистов музыкальной грамоте, проводится большая работа по организации кружков, совещаний, конференций и конкурсов. В 1926 году в Москве и Ленинграде комсомол становится инициатором проведения конкурсов гармонистов, в которых при-

высоком качественном уровне диктовала необходимость создания учебных методических и нотных пособий, отвечающих требованиям новых задач. На базе уже изданныхлучшихучеб-ных пособий в 1935 г. А. Клейнардом была написана "Школа для баяна", а в 1936 г. выпущена "Практическая школа-самоучитель для хроматической гармоники "Баян" И. Гладкова. Главное их достоинство - содержательный, разнообразный репертуар, включающий народные мелодии и переложения русских и зарубежных классиков. 1939 год был отмечен появлением "Сборника легких пьес для баяна" под редакцией преподавателей Московского музыкального училища. В. Рожкова и В. Хведченя. Это издание положило начало систематическому в ы пуску ка к отдельных, так и целых серийсбор-ников педагогического и концертного репертуара. Большую ценность, не утратившую и в наши дни, представляет сборник переложений для баяна фортепианных этюдов Черни, Шит-те, Лева, Крамера, Шопена и других авторов.

Таким образом, по общему определению, 30-е годы явились начальным этапом создания устойчивой системы профессионального обучения и активного формирования и развития академического исполнительства на баяне. В 30-е годы баян полностью вытесняет гармонь из педагогического процесса системы общего и музыкального образования. Эти годы характеризуются появлением высококлассных баянистов, продолжившихделознаменитыхгармо-нистов-виртуозов: И.Д. Паницкий, И.И. Маланин, Н.И. Ризоль, П.А. Гвоздев, В.В. Павлючук, трио

А.И. Кузнецов, Я.Ф. Попков, А.Ф. Данилов и другие.

о

ГЧ

■ Ом

V

Ьт»рн«г2а / ,

т- Ч-tV'

I

133

нялиучастие самодеятельные гармонисты. Конкурсы наглядно показали роль и место гармоники в жизни простых людей и стимулировали гармонистов к поиску новых, нераскрытых музыкально-выразительных возможностей инструмента, качественно нового репертуара. Если на первых конкурсах звучали в основном русские народные мелодии и произведения городского быта, то в репертуаре участников Второго московского конкурса гармонистов (1928 г.) нередко значились произведения классиков.

Конкурсы также выявили необходимость улучшения качества инструментов, налаживания массового производства наиболее перспективных моделей и обозначили острую необходимость организации образования гармонистов и баянистов. Работа над созданием стройной системы общего и специального среднего музыкального образования длилась до 1927 года.

В 30-е годы классы баяна открываются практически во всех музыкальных училищах страны. Ввиду отсутствия образованных специали-стов-гармонистов, первыми преподавателями были либо самоучки, играющие по нотам, либо музыканты других специальностей, знакомые с игрой на гармонике. Так, один из первых ленинградских педагогов А.Л. Клейнард-скрипач, валторнист, дирижер-симфонист, впоследствии увлекся баяном. В Краснодаре открытие класса баяна в музыкальном училище связано с именем выпускника фортепианного отделения М.С. Козленко. Музыкально одаренный мальчик самостоятельно овладел игрой на гармонике, а затем и на баяне.

Как правило, начиная с нуля, не имея разработанной методики, педагоги-баянисты выстраивали занятия по системе, традиционно сложившейся в практике академического обучения других специальностей, по нотам. В процессе преподавания они нарабатывали методические основы, создавали нотный репертуар, делали обработки народной музыки и переложения произведений русских и западных классиков.

Организация общего и профессионального обучения гармонистов-баянистов на более

Примечание:

1. Григорьев А.Ф. Роль импровизации в формировании концертмейстерского мастерства // Вестник СГПИ. — 2004. - № 4. - С. 7581.

2. Городилов Д.И. Полная вновь усовершенствованная общедоступная и практическая школа - самоучитель для изучения игры на венской двухрядной гармонии по рисункам. - Уфа: Изд. Д.И. Городилова, 1907. - 11 с. и 6 л. ил.

3. Мюллер И.Ф. Самоучитель для 3-х рядной хроматической гармоники. - М., 1900. - 31 с.

4. Мирек A.M. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. - М.: Интерпракс, 1994. - 534 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.