ма представляет собой не что иное, как первую и пока последнюю форму этой науки» [3].
Литература
1. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 9.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994. С. 4.
3. Муравьев А. Н. О всемирно-историческом значении гегелевской «Феноменологии духа» // РЫ-^орЫа perenшs MMVШ. СПб., 2008. С. 12.
S. M. PUSHKIN. ABOUT THE EMPIRICAL APPROACH TO STUDIES IN HISTORY OF PHILOSOPHY
The article deals with limitedness of empirical approach to studies in history of philosophy and explains the necessity of concept of spirit as absolute condition of true philosophical research of historical forms in the history of philosophy.
Key words: empirical approach to studies in history of philosophy, experience of consciousness, concept of spirit.
с. Ю. ЛАНДЫШЕВ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
в статье рассматривается эволюция аккордеона, его родство с баяном и гармоникой. уделяя внимание совершенствованию его конструкции, становлению звучания и техники исполнения, автор характеризует роль учебных пособий в формировании методов обучения игре на данном инструменте.
Ключевые слова: язычковый инструмент, методики и учебные пособия по игре на аккордеоне.
ХХ век - эпоха трансформации культурного назначения аккордеона. С восхождением от бытового музицирования к академическому исполнительству возникла новая специализация профессионального образования музыкантов, появилось множество выдающихся исполнителей, был создан обширный оригинальный репертуар, опубликовано множество методических и теоретических работ, посвященных проблемам игры на этом инструменте.
В основе звукоизвлечения на гармонике, аккордеоне и баяне положен принцип колебательного движения, возникающего под давлением воздушной струи при растягивании или сжимании меха. Аккордеон был создан в середине XVIII века, когда было замечено свойство стеклянных бокалов издавать при соприкосновении руки с их краем легкие, как бы неземные звуки, высота которых зависела от размеров бокала и толщины его стенок. Около 1762 года Б. Франклин на этой основе изобрел инструмент, получивший название стеклянной гармоники. Бокалы в результате усовершенствований превратились в стеклянные полушария, надетые на ось, вращавшуюся при помощи педали. Таким образом можно было легко сыграть мелодию и даже аккорды. Данное изобретение сделано за восемь лет до рождения Бетховена, Моцарту к этому времени исполнилось восемь лет. Для завоевывавшей популярность стеклянной гармоники писали произведения не только они, но и другие композиторы.
Почти через 60 лет (1821) в Берлине Ф. Бушман создал гармонику другого типа - губную (она известна и в наши дни). Ее звук извлекается язычками, свободно проскакивающими через отвер-
стие в рамке. Язычки приходят в движение под давлением струи воздуха, выдыхаемой музыкантом. Далее у этого инструмента появились диатоническая и хроматическая разновидности.
В 1822 году Бушман изобрел аккордеон, на котором воспроизведение звука происходит путем свободно проскакивающих язычков - тонких пластинок, колеблющихся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Левой рукой исполнитель управляет мехами и одновременно нажимает на кнопки готового набора аккордов во всех тональностях для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой на клавиатуре фортепианного типа диапазоном в четыре октавы и более.
В России гармоника распространилась стремительно. Потеснив другие народные инструменты, она заняла главенствующее место. Вначале имевшая довольно скромные возможности (в связи с диатоническим строем, несовершенством конструкции и небольшим диапазоном), она в короткий срок прошла путь от игрушки, издающей один аккорд, до виртуозного инструмента, позволяющего исполнять любые произведения.
Приоритет создания хроматической гармоники принадлежит России. Ее сконструировал талантливый русский музыкант-самородок Н. И. Белобородов. Его инструмент, изготовленный в 1970-е годы в Туле, явился основой более совершенной схемы, которая была смоделирована русскими мастерами в начале XX века и получила название баяна в честь легендарного певца-ска-зителя.
Гармоника сразу же пришлась по вкусу широким народным массам, инструмент быстро освоили крепостные слуги, купцы, странствую-
щие артисты, моряки. В 50-60-е годы XIX века гармонику можно было услышать на деревенских праздниках и городских ярмарках во всех областях Центральной России, в Белоруссии и в Прибалтике, на Урале и в Украине. Начали издаваться учебные книги (одна из первых имела название «Народная школа для аккордеона или ручной гармоники»). Эти небольшого объема музыкально-педагогические пособия были написаны по нотной или цифровой (а позже - комбинированной) системам; с начала XX века стала преобладать нотная запись.
Сборники не содержали никаких методических указаний, могущих дать правильные навыки игры. В репертуар пособий включались легко изложенные народные песни, модные вальсы, польки, романсы, мотивы из опер. Авторами «школ» были энтузиасты, страстно полюбившие этот небольшой звучный инструмент. Их глубокая вера в его будущее чувствовалась в предисловиях к нотным изданиям: можно сказать, составители способствовали пропаганде благородного инструмента в народных массах [1].
Система музыкального образования для исполнителей на аккордеоне начала формироваться в 50-60-е годы XIX столетия. Практические успехи исполнительства и педагогики постепенно создавали основу для обобщения накопленного опыта в различных учебных и методических пособиях. XX век (особенно вторую его половину) по праву считают временем стремительного роста исполнительского мастерства отечественных аккордеонистов. Совершенствуется конструкция инструмента, становится иным звучание, значительно усложняется техника игры. Все это требует новых подходов к обучению юных музыкантов, поскольку важнейшие исполнительские навыки формируются с первых шагов обучения. Наиболее значительные публикации на эту тему появились в 1960-е годы, когда звено высшего музыкального образования достаточно окрепло, и можно было приступить к планомерному обобщению педагогических и методических проблем.
В 1962 году вышли в свет самоучители игры на аккордеоне А. Мирека и В. Лушникова. Эти издания имели, помимо разнообразного нотного материала, методические рекомендации, оказывающие большую помощь при освоении инструмента. Немалыми достоинствами обладали прекрасные репертуарные серии «Альбом начинающего аккордеониста», «Педагогический репертуар аккордеониста».
В этот период в практику работы вузов, музыкальных училищ, детских музыкальных школ все
более активно вводится наиболее прогрессивный тип инструмента - готово-выборный. Это обстоятельство повлияло на весь процесс обучения аккордеонистов. За короткий срок кардинально изменился репертуар, заметно повысился общий уровень исполнительской культуры. Произошли существенные перемены в методике обучения нового поколения музыкантов, требования, предъявляемые к педагогической и методической литературе для аккордеона, возросли.
Подтверждая, что методика обучения игре на инструменте не может стоять на месте, XXI век подарил нам прекрасную школу Р. Бажилина (2001) - умную, отвечающую требованиям современной педагогики. Она учит не только играть, но и понимать произведение - и поэтому включает достаточно большое количество теоретического и пояснительного материала. В качестве методического приема подготовки к практическим занятиям автор рекомендует упражнения за столом («мостик», «прыжки», «классики», «прыгающий мостик», «мячик»), которые весьма полезны, дети с удовольствием выполняют их [2].
Аккордеон очень популярен, новые конструкции значительно расширили его технические и художественные возможности: на современных аккордеонах можно исполнять сочинения различных стилей и эпох. Усовершенствованные системы с применением ломаных дек, выборных басов, наконец, электронных устройств настолько далеко ушли вперед, что трудно проводить параллели между ними и первыми моделями, не говоря уже о разительном отличии баяна, аккордеона и других разновидностей гармоники от своей прародительницы - однорядки [3].
Поскольку приобретенные профессиональные качества исполнителя - результат работы педагогов и в известной степени итог применяемых методик, то и учебные пособия имеют большое значение. Продолжит ли юный аккордеонист посещать музыкальную школу, станет ли бывать на концертах после ее окончания, сможет ли сопереживать услышанному - все это зависит от предлагаемой методики обучения, от личности педагога, способного критически и творчески относиться к существующей специальной литературе.
литература
1. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.
2. Бажилин Р Школа игры на аккордеоне. М., 2001.
3. Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. М., 1974.
S. Yu. LANDYSHEV. TRAINING METHoD FoR pLAYING oN AccoRDIoN: A HISTORKAL REVIEw
The article deals with the evolution of accordion, its connection with button accordion and harmonica. Taking into consideration the perfection of its construction, formation of sounding and playing technique, the author analyzes the role training manuals in formation of teaching methods.
Key words: reed instrument, methods and training manuals for playing on accordion.
Л. А. ДОНСКОВА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ИНТОЛЕРАНТНОСТИ
Автор статьи рассматривает признаки толерантной / интолерантной личности и классифицирует формы коммуникативного проявления соответствующих личностных качеств.
Ключевые слова: коммуникация, толерантность, диалогическое общение, интолерантная личность, межличностное восприятие.
В отечественной науке проблема толерантности изучается сравнительно недавно; она привлекает интерес теоретиков и практиков в контексте процессуальных аспектов общения, связанных с поиском фундаментальных условий толерантности. Рассмотрение данного вопроса включает в себя также изучение интолерантного поведения. Надо учитывать, что число причин для проявления толерантности, а еще более - интолерантнос-ти в современном мире неуклонно возрастает.
Антиномичные понятия толерантность и интолерантность - наиболее значимы для поведенческой характеристики индивидов в плане общественных отношений. В отечественной психологической науке принято рассматривать эти категории в связи с индивидуальными и личностными свойствами. По мнению психологов Г. У. Солдатовой и Л. А. Шайгеровой, «интоле-рантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность
- это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека» [1].
Деление людей на толерантных и интолеран-тных, равно как и социальных действий на целерациональные и традиционные, достаточно условно, поскольку «крайние позиции встречаются редко <...> Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия» [2].
В целом толерантность мы определяем как способность индивида без агрессии воспринимать мнения, отличающиеся от его собственных, корректно реагировать на особенности поведения и внешности окружающих. Несомненно, толерантность также имеет свои пределы в условно выстроенной «пирамиде мнений»; после известной черты мы относимся к отклонениям от привычного непримиримо. Однако важно избегать нетерпимости к тем особенностям индивида, изменить которые он не в силах.
Толерантность / интолерантность находят непосредственное выражение в социальных отношениях и ответных действиях, поскольку атрибу-
тивно принадлежат к системе потребностей, интересов, мотивов, установок, целей. Толерантность порождает доверие, готовность к компромиссу и сотрудничеству, радость, общительность, дружелюбие. Интолерантность в поведении вызывает негативную реакцию, недоброжелательность, а также отрицательные эмоции - гнев, досаду и злость. По мнению С. К. Бондыревой, «толерантность и интолерантность - это особые отношения, которые формируются <...> на основе оценки некоего объекта (чаще другого индивида) благодаря постоянной связи» с ним [3].
Толерантность или интолерантность как свойства индивида зависят, по крайней мере, от двух факторов: способности к торможению (сдерживанию) неблагоприятных реакций и умения справедливо оценить значимость той или иной проблемы. Иногда переоценка ситуации, умственное переведение ее в иной контекст, в другую плоскость устраняет основания для негативных эмоций. Люди с гибким мышлением обычно толерантны.
К основным формам проявления интолерант-ности отечественные и зарубежные исследователи относят предубеждения, предрассудки, отрицательные стереотипы, насилие в поступках и в речи (запугивание, угрозы, оскорбления, насмешки, прозвища), дискриминацию, самоизоляцию от общества, ксенофобию. Интолерантность часто имеет скрытую, неявную форму, не выраженную в вербально высказываемой позиции. Ученые считают, что причины этого кроются в психике человека, который склонен отдавать предпочтение собственному мнению, противостоящему взглядам других. В соответствии с инстинктом самосохранения, защиты своего потомства происходит деление окружающих людей на «своих» и «чужих». Человек лоялен к своим близким и подозрителен к посторонним; это вполне естественно и необходимо для выживания.
Перечислим основные критерии толерантности:
- общение на равных и учет интересов «другого»;
- осознанное отношение к себе, к «другому», к обществу;
- положительные цели, выраженные позитивной лексикой;
- умение сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;