THE DEVELOPMENT OF ATECHNIQUEOF ELEMENTARY EDUCATION PLAYING THE ACCORDION IN RUSSIA (THE SOVIET PERIOD)
Belevtseva Alla Mihajlovna, Senior Professor, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
This article examines the development ofprimary methods of learning to play the accordion in Russia. This purpose is carried out a retrospective analysis of the development of the technique of elementary education the accordion playing of the Soviet period, studied the contribution of eminent teachers and educationists in the methods of teaching music on the accordion. Keywords: methodology of elementary education playing the accordion in Russia; musical repertoire, educational and musical benefits; selection by ear.
Я
РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ НА ЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ В РОССИИ (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)
В статье исследуются вопросы развития методики начального обучения игре на баяне в России. С этой целью осуществляется ретроспективный анализ вопроса развития методики начального обучения игре на баяне советского периода, изучается вклад видных педагогов, методистов в методику обучения баянному исполнительству.
Ключевые слова: методика начального обучения игре на баяне в России; нотный репертуар;учебные методические и нотные пособия; подбор по слуху.
Особенно бурное развитие исполнительства на гармонике / баяне получили в советский период. Советское правительство, развивая пролетарскую идеологию, всесторонне поддерживало развитие народной культуры, в связи с чем принимались постановления, направленные на образование талантливой молодежи из крестьян-ско-пролетарской среды, организовываются всесоюзные конкурсы, фестивали исполнителей-гармонистов, развивалось художественное самодеятельное творчество на базе культурно-просветительных клубных учреждений. Все эти процессы, безусловно, создавали потребность в создании системы общего начального и среднего специального профессионального обучения баянистов, что в свою очередь диктовало необходимость дальнейшей разработки учебно-методической литературы, нотных пособий, создания нотного репертуара для баяна.
Брошенный в 20-х годах клич "Гармонистам - музыкальное образование" был воспринят гармонистами-баянистами в буквальном смысле. В 30-е и последующие годы обучение игре на баяне организовывалось и велось исключительно в рамках академической музыкальной культуры письменной традиции. Игра по слуху воспринималась как нечто ограниченное и примитивное. Неоправданная недооценка многими создателями школ и самоучителей умения баяниста осваивать новый репертуар на слуховой основе стала причиной игнорирования педагогами вопросов обучения творческому музицированию. "Начальный курс игры на баяне" Аз. Иванова, изданный в 1941 году, является первым пособием с наиболее полным и последовательно представленным учебно-методическим материалом [1]. Пособие оказалось настолько удачным, что некоторые теоретические положения и методические рекомендации не утратили своего значения и в настоящее время. Так, в разделе "Строение музыкального произведения" Аз. Иванов просто и доходчиво объясняет, что такое музыка, рассматривает элементы, составляющие суть музыкального произведения, заостряет внимание на его основе - мелодии. Он раскрывает такие понятия, как "фактура", "мелодические" и "гармонические фигурации", "гомофонный" и "полифонический склад", "отклонения" и "модуляции", "кадансы" и т.д. [1]. Автор дает сведения о форме и строении произведения, структур-
УДК 398.221
© БелевцоваА. М.,2014
t
8
■ QN
IK ■
143
БЕЛЕВЦОВААлла Михайловна,
ст. преподаватель кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
144
но расчленяет его на мотивы, фразы, предложения, периоды, части. Заслуживают внимания и подходы Аз. Иванова к вопросам аппликатуры. Автор рассматривает аппликатуру не как "лишь техническое средство, а главное ее назначение - всемерно способствовать выразительности музыкальной фразы и раскрытию характера исполняемого произведения" [1, С. 13]. В целом "Начальный курс игры на баяне" Аз. Иванова стал первым серьезным и значительным трудом, заложившим основы баянной школы в профессиональном значении этого понятия. Ключевые методические и педагогические принципы автора послужили фундаментальной базой для дальнейшего совершенствования учебного процесса и исполнительского мастерства баянистов.
Начиная со второй половины 50-х г. и до 1981 г., было выпущено пять изданий "Школы игры на баяне" А.Е. Онегина - известного исполнителя-баяниста, ансамблиста и педагога [2]. Методический и музыкально-художественный материал в пособии излагается в тщательно продуманной дидактической последовательности. Репертуар Школы основан на народных мелодиях и произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Впервые в баянной методике автор включает в Школу такие разделы, как чтение с листа, транспонирование, самостоятельные занятия ученика в домашних условиях, игра в ансамбле, работа над полифонией, а также материал на развитие исполнительской техники. А.Е. Онегин уделяет большое внимание развитию музыкальных способностей. С этой целью даются упражнения, развивающие музыкальное мышление. В частности, предлагается досочинить часть мелодии, окончание аккомпанемента, гармонизовать мелодию, придумать мелодию к имеющемуся аккомпанементу. Все это способствует развитию мышления, слуха, памяти, чувства ритма, ладового тяготения. В целом "Школа игры на баяне" А.Е. Онегина явилась существенным шагом вперед в деле становления и развития методики для баяна [2].
В1962 году вышел в свет "Самоучитель игры на аккордеоне" A.M. Мирека. В разделе "Методические указания" объемно и последовательно изложены теоретические положения и методические рекомендации, сведения по музыкальной грамоте, а также упражнения и нотный материал. В основе изложенного репертуара - народная и авторская музыка [3].
В 1966 году вышло в свет первое издание "Школы игры на баяне" П.И. Говорушко - известного специалиста в области обучения игре
на баяне. В данном пособии обращается внимание на то, что традиционный баянный репертуар, основанный на народной музыке, призван отражать национальную принадлежность инструмента. В предисловии П.И. Говорушко предупреждает об ограниченном объеме сведений по теории музыки и предлагает только тот материал, который необходим для практического освоения произведений музыкально-художественного раздела. В разделе пособия - "Принципы работы над музыкальным произведением" П.И. Говорушко удалось на высоком методическом уровне, кратко и доходчиво описать все важнейшие этапы работы над музыкальным произведением на начальном этапе обучения [4]. В1969,1977 годах Школа П.И. Говорушко перерабатывалась и дополнялась и во втором издании (1969 г.) впервые в истории баянной методики появляется раздел "Строение исполнительского аппарата". Создатель Школы подчеркивает необходимость знания педагогами строения игрового аппарата ребенка, функциональной связи работы мышц с условными рефлексами центральной нервной системы. Успешное развитие техники автор ставит в зависимость от умения ученика осознанно организовать естественное и свободное положение рук, а также активной, но не напряженной работы мышц под контролем внимания. На научной основе наиболее естественного среднефизиологического положения кисти с учетом состояния мышц, автор дает свои рекомендации по наиболее целесообразной постановке рук [5]. П.И. Говорушко отвергает распространенное в педагогической практике мнение о существовании нескольких "основных" положений правой кисти баяниста. Он считает выводы своих предшественников чисто эмпирическими, лишенными научного обоснования и тормозящими процесс овладения техникой игры на инструменте.
В 1970 году была издана первая часть "Прогрессивной школы игры на баяне" Ю. Акимова и П. Гвоздева, в которой впервые в практике обучения баянистов говорится о преимуществе первоначального знакомства с инструментом на слуховой основе (без нот) [6]. Авторы подробно описывают комплекс условностей, выполнение которых, с одной стороны, необходимо для игры по нотам, а с другой - ведет к перегрузке внимания ученика. Подбор по слуху знакомых мелодий значительно повышает эффективность первоначального освоения инструмента в силу активизации работы слуха в психологической цепочке процесса слухово-
го музицирования - слышу - играю - слышу [6]. Тем самым авторы выявляют существенную теоретическую предпосылку превосходства слухового обучения над нотным на начальном этапе. Однако, отмечалась необходимость занятий игры по слуху на протяжении всего периода обучения с тем, чтобы в дальнейшем перейти к импровизации и сочинительству. Никаких методик, кроме подбора мелодии на правой клавиатуре на самом начальном этапе обучения, в Школе не опубликовано. Ю.Т. Акимов продолжил работу над "Прогрессивной школой игры на баяне" и подготовил к изданию вторую часть, которая была опубликована в 1971 году. Данный труд выгодно отличается от предыдущих пособий, прежде всего, новизной постановки и частичным решением проблемы первоначального обучения баянистов по слуху. В качестве нотных примеров и учебного репертуара, авторы используют высокохудожественные произведения зарубежных и отечественных композиторов.
В 1975 году издается "Школа игры на аккордеоне" В.В. Лушникова, в основе которой - синтез методических и практических положений, наработанных к моменту ее создания. Раздел "Разучивание музыкальных произведений" охватывает практически все аспекты методики, необходимые для эффективной работы педагога сучащимися. В разделе "Работа над развитием слуха" автор отмечает, что успехи в обучении игре на инструменте напрямую зависят от активизации и развития слуха. В этом аспекте ведущее значение отводится обучению игре по слуху и игре по памяти. В.В. Луш-ников считает, что игра только по нотам притупляет слух и память. Ценные замечания мы находим в разделе "Учитель музыки и работа в классе". Автор отмечает: "Педагог должен помнить, что первоосновой музыкальных занятий должно быть не техническое развитие учащегося, а его музыкальное развитие, воспитание устойчивого интереса к музыкальному искусству" [7, С. 12]. Школа В.В. Лушникова, безусловно, сыграла прогрессивную роль в развитии баяно-аккордеонной методики и практики обучения учащихся в начальном звене системы музыкального образования.
Впервые в истории баянной методики в Школе игры на готово-выборном баяне В. На-капкина (1984) было предложено начинать обучение детей игре на баяне с 5-6 лет. Школа раз-
делена на две части: "Подготовительная группа" и "Школьная программа". Первые уроки в подготовительной группе автор рекомендует вести в форме игр-занятий, которые должны быть направлены на развитие слуха, чувства ритма и правильного пения простейших мелодий. В.Д. Накапкин говорит о необходимости обучения подбору по слуху и транспонированию. Однако общее его положение, что "...играть по слуху, хотя бы простейшие мелодии и сопровождение, должен научиться каждый ученик музыкальной школы" [8, С. 36], ничего нового не содержит и, по нашему мнению, не нацеливает педагогов на серьезные подходы в развитии навыков творческого музицирования.
Обобщая ретроспективный анализ становления и развития методики начального обучения игре на баяне в теории и практике баянного исполнительства, можно условно выделить два периода: до появления "Начального курса игры на баяне" Азария Иванова и все последующие издания (с 1940 г. до настоящего времени).
Анализ современного состояния баянного исполнительства свидетельствует о наличии ряда нерешённых вопросов в методике обучения, касающихся развития навыков подбора по слуху, а также творческого музицирования. Несмотря на понимание значимости и необходимости формирования и развития навыков подбора по слуху как одного из условий эффективного последующего развития баяниста на первоначальном этапе, методика разработана не достаточно.
Примечания:
1. Иванов А.И. Начальный курс игры на баяне. - 11-е изд. - Л.: Музыка, 1969. - 152 с.
2. Онегин А.Е. Школа игры на баяне. - М.: Музыка, 1969. -302 с.
3. Мирек A.M. Самоучитель игры на аккордеоне. - М.: Сов.композитор, 1976.-109 с.
4. Говорушко П. Начальная школа игры на баяне.- Л.: Музы-ка,1988. - 103 с.
5. Говорушко ПИ, Школа игры на баяне. - Изд. 2-е, перераб. и доп.- Л.: Музыка, 1969.- 143 с.
6. Акимов Ю.Т., Гвоздев П.А. Прогрессивная школа игры на баяне. - М.: Сов.композитор, 1970. - 134 с.
7. Лушников В.В. Школа игры на аккордеоне / под общ.ред. А. Басурманова. - М.: Сов, композитор, 1975. - 246 с.
8. Накапкин В.Д. Школа игры на готово-выборном баяне. - М.: Сов.композитор, 1991. - 184 с.
и
t
8
■ Ом
IE
■
145