Научная статья на тему 'Педагогические проблемы начального обучения игре на гармони-хромке: на примере работы Краевой общеобразовательной школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В. Г. Захарченко'

Педагогические проблемы начального обучения игре на гармони-хромке: на примере работы Краевой общеобразовательной школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В. Г. Захарченко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
525
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ НА ГАРМОНИКЕ / МЕТОДЫ НАЧАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА / СИНКРЕТИЧНЫЕ ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА / РЕПЕРТУАР ГАРМОНИСТА / LEARNING HARMONICA / METHODS OF INITIAL DEVELOPMENT OF TOOL / SYNCRETIC FORMS OF CREATIVITY / REPERTOIRE OF ACCORDION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Головко Александр Кимович

Гармонь-хромка - исконно русский народный инструмент, который в настоящее время демонстрирует признаки активного развития, в том числе, и в академическом направлении. На примере собственного опыта автор делится педагогическими методами обучения игре на инструменте. Особое внимание он уделяет традиционным методикам, в т. ч. связанным с применением и осмыслением гармонного исполнительства как синкретического вида творчества, включающего в себя народное пение и танец.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Головко Александр Кимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical problems start learning to play the accordion-hromka: for example, the work of Zakharchenko Regional Educational Boarding School of Folk Arts for Gifted Children

The accordion-it traditional Russian folk instrument, which is currently showing signs of active development, including, and academic direction. On the example of his own experience, the author shares pedagogical methods of learning to play the instrument. His focus is on traditional methods, including those related to the application and understanding of the harmony of performance as a syncretic form of art, including folk singing and dance.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы начального обучения игре на гармони-хромке: на примере работы Краевой общеобразовательной школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В. Г. Захарченко»

УДК 780.647.3:37.01

А. К. Головко

Педагогические проблемы начального обучения игре на гармони-хромке: на примере работы Краевой общеобразовательной школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В. Г. Захарченко

Гармонь-хромка - исконно русский народный инструмент, который в настоящее время демонстрирует признаки активного развития, в том числе, и в академическом направлении. На примере собственного опыта автор делится педагогическими методами обучения игре на инструменте. Особое внимание он уделяет традиционным методикам, в т. ч. связанным с применением и осмыслением гармонного исполнительства как синкретического вида творчества, включающего в себя народное пение и танец.

Ключевые слова: обучение на гармонике, методы начального освоения инструмента, синкретичные формы творчества, репертуар гармониста.

Alexander K. Golovko

Pedagogical problems start learning to play the accordion-hromka: for example, the work of the Regional educational boarding school of folk arts for gifted children named by V. G. Zakharchenko

The accordion-it - traditional Russian folk instrument, which is currently showing signs of active development, including, and academic direction. On the example of his own experience, the author shares pedagogical methods of learning to play the instrument. His focus is on traditional methods, including those related to the application and understanding of the harmony of performance as a syncretic form of art, including folk singing and dance.

Keywords: learning the harmonica, the methods of initial development of the tool, syncretic forms of creativity, the repertoire of accordion.

Открытие классов гармони-хромки в детских учреждениях системы начального музыкального образования актуализировало проблему разработки методов обучения и создания учебно-концертного репертуара для этого истинно народного музыкального инструмента. Объясняется это тем, что до недавнего времени, на протяжении более полутора веков диатоническая гармонь бытовала исключительно в любительской среде как неотъемлемый элемент традиционного народного творчества и не имела ничего общего с академическим обучением в музыкальных образовательных учреждениях. Приходится констатировать явную недостаточность разработанных теоретических и методических основ, рабочих программ для начального обучения на этом инструменте. Поэтому процесс обучения игре на гармони сегодня носит экспериментальный характер.

152

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Вот уже два десятилетия в Краснодаре, на базе Краевой детской экспериментальной школы народного искусства Кубанского казачьего хора - ныне Краевой общеобразовательной школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В. Г. Захарченко - существует класс гармони-хромки. За это время накоплен определенный опыт преподавания игры на инструменте, создан интересный педагогический и концертный репертуар, в основе которого - обработки на темы народных песен кубанского региона.

Открытие детской школы народного искусства на базе Центра народной культуры Кубани стало началом осуществления давнего замысла В. Г. Захарченко. Еще в 1970-е годы в служебной записке, адресованной краснодарским краевым властям, он последовательно и убедительно доказывал необходимость создания образовательной системы обучения различным видам народного искусства. Аргументируя эту необходимость, Виктор Гаврилович писал, что исторически у человечества сложились два основных типа культуры - традиционная народная и академическая. Причем первая из них является старшей по возрасту и служит фундаментом второй. Вполне закономерно, что им должны соответствовать два типа обучения. Но если академический тип обучения музыкальному искусству давно себя утвердил в виде сложившейся стройной образовательной системы: детская музыкальная школа (школа искусств) - музыкальное училище (колледж) - консерватория, институт искусств, культуры - аспирантура, то систему обучения традиционным видам народного искусства необходимо создавать. По аналогии с академической, данная система представлялась В. Г. Захарченко в виде основных ее возрастных звеньев: детская школа народного искусства - училище (колледж), отделение народного искусства - институт или факультет традиционной культуры - аспирантура.

Открытие в 1992 г. при Государственном академическом Кубанском казачьем хоре краевой детской экспериментальной школы народного искусства и стало началом организации в Краснодарском крае фактически новой образовательной системы. Согласно концепции школы, главная ее цель - воспитание гармонично развитой личности ребенка средствами традиционной народной культуры. Ведущая задача - приобщение детей к сфере народного творчества через практическое освоение ядра кубанской славянской традиции. Упор в содержании учебного материала делался на региональный компонент.

В новой школе впервые на Кубани был открыт класс обучения игре на гармони-хромке. В соответствии с образовательной концепцией школы обучение игре на национальных инструментах необходимо было организовать с учетом механизма традиционной культурной преемственности на основе музыкального фольклорного материала кубанского региона. Для работы с детьми в школу были приглашены педагоги-баянисты К. Н. Головко и автор данной статьи. Опыта такой работы у нас не было. Приступая к обучению, мы столкнулись фактически с полным отсутствием регионального компонента в изданном нотном репертуаре. В Самоучителях

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России 153

А. К. Головко

для гармони-хромки П. Лондонова и Г. Тышкевича, созданных в конце 1940-х гг. и переизданных в начале 1990-х гг., в репертуарном сборнике В. Грачева, а позже - в нотных изданиях Е. Дербенко, не было ни одной обработки, сделанной на основе кубанского музыкального фольклора! Как учить? Что играть? Какой результат получить на выходе? Преподаватели встали перед жесткой необходимостью решения этих задач.

Говоря о методике обучения, с самого начала было ясно, что адаптировать сложившуюся методику академического обучения игре на баяне в ее «чистом» виде в классе гармони было бы неверно, ведь, имея некоторые сходства с баяном (принцип звукоизвлечения, постановка, посадка за инструментом), гармонь, в то же время, имеет существенные от него отличия: в устройстве звукорядов, традициях бытования, репертуаре. Кроме того, в этом случае не решались концептуальные задачи школы. Для того, чтобы определить основные направления в работе в классе гармони, предстояло понять, а какова специфика этого инструмента, его историческое предназначение, педагогические традиции. Что можно было бы взять от баянной методики академического обучения, а что от методов и приемов народной педагогики.

Мы проанализировали исторический путь становления и развития гармони в России и сделали следующие важные для определения направлений обучения выводы:

1) гармоника зародилась в России в Х!Х веке как фольклорный инструмент. Фольклорная система стала естественной средой обитания, в которой гармонь прошла путь становления и развития. Основной тип исполнительства на ней - любительское музицирование гармонистов-самоучек на слуховой, импровизационной основе;

2) первыми профессиональными исполнителями на национальных видах гармоники были музыкально неграмотные самоучки, игравшие исключительно по слуху (Петр Невский, Файзула Туишев, Николай Чеботарев и др.). По свидетельствам очевидцев они достигали высокого исполнительского мастерства, что говорит не только об их исключительных природных музыкальных данных, но и об огромных потенциальных музыкально-исполнительских возможностях слухового музицирования;

3) к началу ХХ века конструктивное развитие национальных видов гармони завершилось созданием наиболее совершенной модели - гармоники-хромки. С конца 1940-х именно она утверждает себя в качестве наиболее распространенного в народе инструмента семейства русских гармоник.

Исторически сложилось так, что первая попытка вхождения диатонической гармони-хромки в образовательную систему в 20-х годах прошлого столетия в России завершилась полным вытеснением ее более конструктивно совершенным хроматическим инструментом - баяном. Он был более предпочтителен для решения

154

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

______________• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •_

задач академического обучения. Не получив своего места в образовательном пространстве, гармонь окончательно ушла в сельскую глубинку и вплоть до середины 1980-х гг. бытовала исключительно в системе традиционной народной культуры как фольклорный инструмент. Искусство игры на ней сохраняли и передавали из поколения в поколение в большинстве своем музыкально неграмотные любители-самоучки. А это значит, что на протяжении всего периода бытования гармони в народе существовали методы и приемы обучения игре, не опирающиеся на нотную грамоту, но дающие в отдельных случаях примеры виртуозного владения инструментом.

С середины 1980-х гармонь в России переживает свое второе рождение. В настоящее время есть все признаки активного развития инструмента в академическом направлении: появление на концертной эстраде профессиональных гармони-стов-исполнителей; создание высокохудожественного репертуара отечественными композиторами; организация процесса обучения в образовательных учреждениях; включение номинации «Исполнительство на гармони» в самые престижные конкурсные соревнования исполнителей на народных инструментах.

Эти выводы подвели нас к мысли о том, что педагогическая технология современного обучения игре на гармони должна синтезировать в себе два основных направления - обучение традициям устного музицирования, то есть игре по слуху и обучение по общепринятым канонам академического исполнительства - игре по нотам.

В настоящее время мы глубоко убеждены, что первоначальное обучение целесообразно выстраивать исключительно на «бесписьменной» основе. Практическое освоение гармони привело нас - педагогов-баянистов - к парадоксальному заключению: на хроматическом баяне легче научить ребенка на основе письменной традиции. На диатонической хромке, несмотря на то, что она является более простым и доступным инструментом, самому научиться играть на ней, и, тем более, научить ребенка на основе письменной традиции (нотного текста) гораздо сложнее. Сложность заключается, прежде всего, в специфическом устройстве правой клавиатуры. Расположенные на двух его рядах звуки-клавиши диатонического лада при повторении в разных октавах каждый раз перемещаются с одного ряда на другой. В отличие от баяна они не имеют в разных октавах постоянного места на одном ряду. Кроме того, гармонист имеет дело не с черно-белой клавиатурой, как баянист или аккордеонист, а с кнопками только одного цвета. Понять принцип строения звукоряда и запомнить расположение нот на такой клавиатуре для ребенка 6-7 лет представляется делом чрезвычайно сложным. В то же время очень удобное расположение по двум рядам поступенной диатонической последовательности звуков, терцовое соотношение двух соседних нот в одном ряду делают гармонь инструментом, изначально предрасположенным к игре по слуху. На первоначаль-

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

155

А. К. Головко

ном этапе обучения клавиатуру хромки проще и логичней «почувствовать» слухом, нежели изучить на основе нотной грамоты.

Но, пожалуй, наиболее существенным аргументом в пользу начального освоения гармони на слуховой основе стало следующее рассуждение. Игра на гармони для ребенка 6-7 лет представляет собой сложнейшую деятельность. Ее осуществление требует огромного нервно-психического и интеллектуального напряжения, больших физических затрат. Практика начального обучения показывает, что для большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста, освоение полноценного игрового процесса на гармони на основе нотного текста является трудно разрешимой проблемой. Это связано с низким уровнем распределения внимания и недостаточно развитой координацией движений, обусловленных их возрастными особенностями. Академическое обучение на основе нотного текста объективно заключает в себе опасность того, что исполнительские навыки, в основе которых лежат мышечно-физиологические действия, стимулируемые импульсами головного мозга, формируются у ребенка преимущественно на основе визуального восприятия музыкального текста и, в большинстве своем, не затрагивают в должной мере его внутренних музыкально-образных представлений. Слух обучаемого, не являясь ведущим направляющим фактором исполнительского процесса, играет второстепенную роль, и, пребывая в пассивном состоянии по ходу игры, в лучшем случае лишь контролирует звучание инструмента, а в худшем - вообще бездействует. Как результат - выражаясь словами Г. М. Цыпина, происходит «трансформация формулы «слышу - играю», перемена мест сочленов внутри ее <...> ведет к механическим моторным формам воспроизведения музыки и исполнительству антихудожественного толка»1.

В то же время организация начального учебного этапа в классе гармони на слуховой основе дает возможность избежать многих объективных трудностей, свойственных нотному обучению. Процесс формирования начальных исполнительских умений и навыков основывается на механизме действия основополагающей для любой формы исполнительской деятельности последовательности психофизического комплекса: «слышу - играю - слышу».

Освоение специфических звукорядов хромки и в целом игры на ней не требует предварительной музыкально-теоретической подготовки. Более или менее отчетливые внутренне-слуховые представления служат источниками возбуждения нервных импульсов, под воздействием которых осуществляются двигательные операции, направленные на воспроизведение мысленных музыкальных образов в реальном звучании на инструменте. Однако, не владея хотя бы элементарными навыками игры, учащийся не сможет «запустить», привести в действие сам механизм исполнительского комплекса «слух - моторика - слух». Метод «показа с пальцев», пожалуй, единственный способ обучающего взаимодействия педагога и учащего-

156

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

ся, применение которого дает возможность успешно решать эту проблему уже на первых занятиях обучения в классе гармоники-хромки.

Метод «показа с пальцев» - специфический способ начального обучения музыкальному исполнительству, который на протяжении всего периода становления и развития русской гармони использовался в любительской среде гармонистов в качестве основного метода научения игре на инструменте. Точное повторение учеником действия-образца учителя, осуществляемое на основе древнейшего принципа «делай, как я», является одним из основных обучающих методов народной педагогики.

Суть метода заключается в том, что обучающий демонстрирует образец выполнения определенной последовательности действий, необходимых для воспроизведения музыкального материала в реальном звучании на инструменте, а обучаемый на основе зрительно-слухового восприятия осмысливает, запоминает и затем повторяет их. Четким и точным показом педагог наглядно раскрывает перед учеником задачу предстоящей деятельности, мобилизует его слух, внимание, мышление, память. В качестве музыкального материала на первых занятиях используются простейшие народные песни, попевки и прибаутки. В целях понимания и осознания ребенком смысла воспроизводимых педагогом двигательных действий, последний вначале сам, а затем и вместе с учащимся одновременно с игрой на инструменте голосом пропевает исполняемую мелодию песни. Пение, рассматриваемое нами в данном случае как внешнее проявление музыкальных слуховых представлений, способствует установлению тесной взаимосвязи между визуально воспринятым ребенком действием и услышанным звуковым результатом. В процессе выучивания на гармони знакомых песен и попевок, ученик с помощью объяснений, показов и попутных замечаний педагога решает вопросы правильной посадки, постановки, рациональной аппликатуры, осваивает способы звукоизвлечения и меховедения.

Эффективность функционирования педагогического метода «показа с пальцев» (впрочем, как и любого другого способа обучения игре по слуху) определяется уровнем глубины и прочности знания ребенком музыкального материала. Эмоциональному восприятию, глубокому усвоению и систематическому пополнению внутренне-слуховых «кладовых» сознания учащегося новыми музыкальными впечатлениями в большой мере может способствовать организация целостного учебно-творческого процесса на синкретической основе. На начальном этапе такое обучение предполагает обязательное посещение юными гармонистами занятий народного пения и народного танца. Через пропевание народных попевок, детских песен, через танцевальное движение происходит усвоение разнообразного по характеру музыкального материала, который затем используется в классе гармони в качестве учебного материала для разучивания его по слуху.

Применение метода на начальном этапе обучения в классе гармони имеет принципиальное значение для успешности и результативности всего учебно-вос-

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России 157

А. К. Головко

питательного процесса. По нашему убеждению, это единственный способ обучить ребенка элементарным навыкам игры на инструменте уже на первых уроках, не прибегая к изучению нотной грамоты. Основным достоинством метода «показа с пальцев» является то, что его применение позволяет педагогу уже на первых занятиях удовлетворить главную потребность и мотив ребенка - научиться элементарному исполнительству на инструменте. Метод позволяет решить важнейшую задачу педагога на начальной стадии обучения: создать условия для овладения учеником простейших навыков игры за возможно короткий срок при минимальных затратах психических и физических усилий. Фактор быстрого практического освоения учеником игры на гармони стимулирует мотивационный аспект обучения, способствует обретению уверенности в собственных силах, побуждает стремление к дальнейшему постижению исполнительского искусства на инструменте.

Важно отметить и то, что постижение ребенком народных песен и попевок в условиях игровых ситуаций и театрализованных фольклорных действ, создаваемых на занятиях хорового пения, обусловливает эмоционально-образное усвоение им музыкального материала. При разучивании песен на инструменте, в процессе про-певания многие учащиеся проявляют способность эмоционального их проживания. Разучивая хорошо знакомые мелодии на гармони, дети стараются не просто механически воспроизводить действия, показанные педагогом, а на доступном им уровне стремятся исполнять их выразительно, в характере и с настроением, что создает благоприятные условия для овладения исполнительскими средствами выразительности естественным путем. И, наконец, обращение к одновременному пению и игре, как дидактическому приему обучения, не только способствует формированию слуховой и двигательно-клавиатурной взаимосвязи, но и создает предпосылки для дальнейшего развития навыков пения под собственный аккомпанемент - традиционной формы исполнительской деятельности гармонистов.

Активное использование метода «показа с пальцев» является важной особенностью процесса начального обучения игре на гармони. По сведениям источников и очевидцев именно так на протяжении многих десятилетий в народе осваивалась игра на инструменте. В условиях школьного учебного процесса по мере приобретения начальных навыков игры на гармони, опыта игры на бесписьменной основе, накопления слуховых музыкальных впечатлений учащийся самостоятельно начинает подбирать по слуху хорошо знакомые мелодии. Под руководством педагога он постигает искусство варьирования и обработки. По мере постижения нотной грамоты и теории музыки в процесс обучения вкрапливается нотный текст. Освоение игры продолжается по двум направлениям - без нот и по нотам.

В целом, сегодня мы можем сказать, что первоочередные задачи начального обучения на гармони первыми преподавателями-гармонистами школы были решены успешно. Разработанная нами методика нашла свое воплощение в диссерта-

158

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

ционном исследовании автора данной статьи, посвященном начальному обучению игре на гармони-хромке. Кандидатская диссертация была защищена в 2002 г.

В 1997 г. на выпускном экзамене на примере двух первых выпускниц по классу гармони была представлена модель выпускника-гармониста. Она получила высокую оценку государственной аттестационной комиссии под председательством В. Г. Захарченко (также в состав комиссии входили ведущие специалисты-народники Краснодара). Важнейшая проблема создания учебно-концертного репертуара для гармони на региональной основе была нами также успешно решена. В 2002 г. изданы первые два, а в 2006 г. - третий выпуск сборника «Играй, гармонь Кубанская!». В эти издания вошло более ста обработок популярных кубанских, украинских, русских народных песен, танцевальных народных мелодий, гармошечных наигрышей, авторских песен кубанских композиторов Г. Плотниченко, Г. Пономаренко, В. Захарченко, песен военных лет, а также известных песен российских композиторов А. Новикова, Б. Мокроусова, В. Агапкина, Д. Тухманова, В. Темнова. Большая часть обработок сделана составителями и редакторами этих выпусков, преподавателями К. Головко и А. Головко. В них также опубликованы обработки известного кубанского композитора В. Волченко, бывших руководителей оркестра Кубанского казачьего хора Ю. Булавина и Ф. Каражова, других преподавателей школы.

Следует отметить, что созданию обработок для гармони на темы популярных на Кубани мелодий в значительной мере способствовало то, что первые годы (1992-1995) школа функционировала на базе Центра народной культуры Кубани и занятия проходили в помещениях параллельно с репетициями Кубанского казачьего хора. Преподаватели и учащиеся имели возможность бывать на концертах хора, слышать и наблюдать репетиции хоровой и оркестровой групп коллектива, видеть, как отрабатывались старые и рождались новые танцевальные номера в хореографическом классе. Музыкальная составляющая этих репетиций давала бесценный материал для обработок для гармони. Темы большинства популярных «фирменных» песен Кубанского казачьего хора: «Роспрягайтэ хлопци конэй», «Ой, мий мылый варэнычкив хоче», «Трава, моя трава», «Ой, пры лужку, пры лужку», «Як служив я в пана», «Йихалы козакы из Дону до дому», «Ты ж мэнэ пидманула» и др. представлены в сборниках.

Существенной частью регионального репертуара сборников стали обработки песен, которые пелись в хоровых классах школы. Особо следует отметить, что в первые годы занятия в школе велись по экспериментальным учебным планам, согласно которым все учащиеся музыкального отделения в обязательном порядке посещали занятия в хоровом, хореографическом и инструментальном классе. Так, учащиеся хорового отделения изучали один из народных инструментов - гармонь, балалайку, народные духовые, а гармонисты - пели и танцевали.

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России 159

А. К. Головко

В хоровом классе дети с удовольствием пели, а затем подбирали на гармони такие песни, как «А я всэ дывлюся», «Пишла маты до роду гуляты», «Кавказские частушки», «Гребенские казаки», «Гуляю я», «Ой, ходымо жинка», «Чорноморець идэ», «Ой, ходыла дивчина», «Жарь маты капусточки», «Посияла маты конопэль», «От села до села», «В огороди рэдька», «Як у вишневому садочку», «Ой, сад во дворе», «Ой, на гори, тай женци жнуть» и др. Все эти темы в классе гармони обрабатывались и записывались на нотный стан. Они также представлены в выпусках сборника «Играй, гармонь Кубанская!».

Еще одним источником музыкального материала, обработанного и вошедшего в первые выпуски сборника, стали фольклорные экспедиции, в которые выезжали преподаватели-гармонисты, а также их встречи с самобытными гармонистами-са-моучками на ежегодных фольклорных фестивалях «Золотое яблоко», проводимых в Краснодаре. Центром народной культуры Кубани. Благодаря этому, от них были записан, расшифрован и обработан целый гармошечных наигрышей. Отметим также, что разнообразный материал выпусков сборника ориентирован на разные годы обучения учащихся и имеет разный объем и уровень сложности: от 8-16 тактов одноголосного изложения музыкальных тем до развернутых (5-7 страниц нотного текста) виртуозных концертных обработок.

К сожалению, рамки данной статьи не дают возможности затронуть весь спектр педагогических проблем начального обучения на гармони. Как уже было сказано в начале статьи, за годы существования класса гармони в Краевой общеобразовательной школе-интернате народного искусства для одаренных детей им. В. Г. Захарченко накоплен определенный опыт обучения игре на инструменте. Есть результаты работы. Гармонисты школы - постоянные участники-победители краевых и региональных исполнительских творческих состязаний. Многие из них - лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Двое учащихся в разное время входили в «золотые десятки» лучших гармонистов России, составленных по итогам выпусков телепередачи Первого канала «Играй, гармонь, любимая!». Но, пожалуй, главное достижение обучающего процесса в классе гармони заключается в том, что, не смотря на то, что в большинстве своем выпускники-гармонисты школы не связывают свою жизнь с музыкальной профессией, практически все они после школы сохраняют любовь к музицированию на гармони - подлинно народному и горячо любимому в народе инструменту!

Примечание

1 Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Просвещение, 1984. - С. 74.

160

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.