Тарасевича Минздрава СССР разработали также технологию получения сухого стандартного пептона из фибрина крови лошади. Проведенные с этой целью эксперименты позволили отработать оптимальные режимы гидролиза фибрина пепсином и последующего высушивания гидроли-затов [4, 5]. По своему химическому составу и молекулярной массе пептидных фракций, определенной с помощью гель-фильтрации через се-дафекс О-ЮО, сухие гидролизаты фибрина не отличались от пептона Витте. Предложенные сухие гидролизаты фибрина содержат 100±6 % пептидов, что позволяет использовать отходы производства для разработки отечественного анализа пептона Витте, который применяется в качестве реактива для определения пептидов в белковых основах и питательных средах.
Таким образом, в результате исследований удалось представить обоснования для создания малоотходного сывороточного производства и рационального использования вторичного сырья, в частности фибрина и эритроцитов лошади, при изготовлении микробиологических питательных сред.
Литература
. I. Денисова С. В., Лобова Е. А., Раскин Б. М. и др.// Журн. микробиол. — 1981. — No 1. —С. 22—24.
2. Денисова С. В. Получение и применение кислотного гндролизата эритроцитов лошади как основы питательных сред для культивирования Escherichia coli: Авто-реф. дис. ... канд. биол. наук. — М., 1982.
3. Палкина Н. А., Кушнарев В. М., Левад пая Т. В., Лихо дед В. Г. // Бюл. экспер. биол.— 1974. — Т. 78, No Hi — С. 71—73.
А. Раскин Б. М. //Журн. микробиол.— 1985. — № 5.— С. 25—32.
5. Рунова В. Ф., Раскин Б. М., Бендас Л. Г. // Стандарты, штаммы и методы контроля бактерийных и вирусных препаратов. —М., 1977.— Вып. 3. — С. 204—208.
,6. Burrows W., Musteikis G. М. // J. infect. Dis. — 1966.— Vol. 116, N 2. —P. 183—190.
7. Evans D. J., Evans D. G., Gorbach S. L.// Infect. Im-mun. - 1973. —Vol. 8, N 5. — P. 725—730.
8. Smith H. W./l J. Path. Bact. — 1963. — Vol. 85, N 1.— P. 197—211.
Поступила 10.11.8
Summary. Strong support is given to the expediency
of using serum waste products for manufacturing nutrients. The potentiality of low-waste process is substantiated,
thus sanitary protection of environment being promoted.
УДК 613.6:621.371]:331.546-057.874
В. Н. Сергета, Н. В. Голка, С. Суходола, В. Я. Перейма,
Д. В. Козелко
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
У ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ
РАДИОМОНТАЖНИКА
Тернопольский медицинский институт
Широкое развитие радиотехнической промышленности в нашей стране требует существенного увеличения численности квалифицированых специалистов в этой области, а также улучшения качества их подготовки. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указывается на необходимость выявления психофизиологических особенностей, способностей и наклонностей учащихся к определенным видам деятельности и разработки на этой основе соответствующих практических рекомендаций.
Вопросу гигиенической оценки условий труда при овладении профессиями радиоэлектронной промышленности посвящен ряд работ [1—3, 5].
В доступной литературе вопросы изучения кинетики становления ключевых профессионально значимых качеств в процессе овладения профессией радиомонтажника освещены недостаточно полно, хотя методика профессионального отбора для освоения данной и других профессий, а также наблюдения за развитием соответствующих ключевых профессионально значимых функций для ряда других профессий довольно хорошо разработаны и широко практикуются [4, 6—10].
• » 12 * " ' — ж ш м « _____* - лж ~ а • • V ™ ж ■ .
Успешное овладение профессией возможно лишь в случае полного соответствия определенных психофизиологических качеств организма подростка специфическим требованиям, предъявляемым характером и содержанием труда к тем или иным профессионально важным функциям. Отсутствие такого соответствия обусловливает непригодность к профессии, что приводит к увеличению текучести кадров, снижению эффективности освоения профессии, производительности труда и ухудшению состояния здоровья, росту производственного травматизма.
Для профессии радиомонтажника основными, или ключевыми, профессионально значимыми качествами являются: острота зрения, способность к концентрации и переключению внимания, скорость переработки информации, долговременная и оперативная память, четкость и координация движений, тактильная чувствительность.
Начальная подготовка радиомонтажников в условиях Тернополя осуществляется в межшкольном учебно-производственном комбинате
(УПК).
При знакомстве с работой радиомонтажников УПК установлены отсутствие выраженного физи-
ческого напряжения и был средний темп работы. Качество работы, выполненной подростками, было удовлетворительным, изделия соответствовали ГОСТу, план выпуска продукции почти всегда выполнялся.
В процессе выполнения радиомонтажниками трудовых операций можно выделить следующие виды деятельности: 1) подбор необходимых проводов и деталей для монтажа и пайки; 2) снятие изоляции; 3) разделка проводов; 4) лужение выводов проводов и радиоэлементов; 5) механическое крепление и распайка проводов; 6) сборка и монтаж радиодеталей; 7) сдача работы мастеру производственного обучения; 8) уборка рабочего места.
Во время работы имели место различные отвлечения (от б до 12 % общего рабочего времени). К основным видам деятельности мы отнесли работы, указанные в пунктах 2—б, остальные — к вспомогательным.
Мы изучали формирование мотивационной направленности при выборе профессии у учащихся 7—9-х классов. Для анкетирования применяли «Карту интересов», разработанную в НИИ трудового обучения и модифицированную группой ученых Всесоюзного НИИ профтехобразования, методику Федоришина, а также разработанную нами ориентировочно-диагностическую карту (анкету) для выявления профессиональных интересов 8-классников. Последняя разработана нами применительно к профилям обучения в УПК Тернополя. Результаты опроса по этой анкете были учтены при распределении школьников для трудового обучения в УПК. В каждую школу направлены личные карточки-характеристики обследованных с указанием положительной и отрицательной мотивации к профессиям, а также заключение по состоянию здоровья и психофизиологическим показателям, что способствовало более качественному отбору учащихся для обучения в УПК.
Анкетированием было охвачено 2017 учащихся города. Проанализировано распределение мотивационной направленности к профессиям среди опрошенных по возрасту и полу. Так, в частности, к профессии радиомонтажника положительную мотивацию выявило 13,4% 7-классников, 22 % — 8-классников, 20 % — 9-классников, что свидетельствует о высокой престижности данной профессии. Положительная мотивация к профессии радиомонтажника выявлена у 44,1 % опрошенных юношей, и у 3,4 % девушек.
На следующем этапе работы у всех учащихся межшкольного УПК, осваивающих профессию радиомонтажника, нами были исследованы такие психофизиологические показатели, как профессионально значимые качества личности, для сравнения аналогичные исследования проведены в группах подростков, осваивающих иные про-
фессии. Всего обследовано 263 учащихся 9-х классов.
Определяли способность к концентрации и переключению внимания (проба Холиной), скорость переработки информации (проба Шульте— Платонова), четкость и координацию движений (фонотремометрия). По последнему тесту рассчитывали индекс фонотремометрии (ИФ), предложенный нами:
1
ИФ =-^-4-
число секунд на прохождение лабиринта 1
_1_
число касаний к стенкам лабиринта *
Применение подобного расчета позволяет одновременно учитывать и время (в с), затраченное на пробу (т. е. скорость), и количество касаний (т. е. точность движений).
Разработаны критерии выраженности ключевых психофизиологических показателей (табл. 1), которые по совокупности результатов проводимых проб расценивались как выраженные (или хорошие), достаточно выраженные (удовлетворительные) и слабо выраженные (неудовлетворительные).
Исследования показали, что у 41,7 % обследованных способность к концентрации и переключению внимания (проба Холиной) была хорошей, у 33,3 % — удовлетворительной и у 24,8 % — неудовлетворительной.
Скорость переработки информации, определяемая пробой Шульте — Платонова, у 50 % обследованных оценена как хорошая, у 23,1 % — как удовлетворительная и 26,9 % —как неудовлетворительная.
Точность и координация движений, определяемые фонотремометрией, была хорошей у 34,7 % 9-классников, удовлетворительной — у 38,4%, неудовлетворительной— у 26,9 %.
К концу года процентное распределение по степени выраженности показателей имело тенденцию к увеличению хороших ответов и к уменьшению неудовлетворительных, что свидетельствует о происходящих процессах адаптации, а также о тренированности учащихся к указанным пробам, определяющим выраженность ключевых профессионально значимых качеств личности.
Таблица 1
Критерии оценки ключевых психофизиологических показателей у учащихся УПК, осваивающих профессию радиомонтажника
Показатель Степень выраженности показателя
хорошая удовлетворительная неудовлетворительная
Проба Холиной, % Проба Шульте — Платонова, с ИФ 75—100 До 25 ^10 50—74 25—32 8—10 <50 >33 <8
Таблица 2
Характеристика психофизиологических показателей учащихся
УПК в динамике учебного года (Л4+т)
Период учебного года
Показатель р
начало конец
Проба Холиной, % 67,7+4,01 77,2+3,07 >0,05
Проба Шульте — Пла-
тонова, с 27,3+1,21 21,0+1,59 <0,001
ИФ 9,7+0,45 10,3+0,89 >0,5
Сравнивая средние результаты проведенных тестов в начале и конце года (табл. 2), можно констатировать улучшение всех показателей к концу года. Отмечены статистически достоверная разница по пробе Шульте—Платонова (/?< <0,001) и выраженная тенденция к увеличению количества запоминаемых знаков по пробе Хо-линой, незначительное улучшение показателей точности к координации движений (фонотремо-метрия).
Следует отметить, что у девушек все исследуемые показатели, особенно проба Холиной, были лучше (/?<0,001). Это, в частности, можно объяснить более ранним становлением подвижности нервных процессов у девушек, так как у них на 2—3 года раньше по сравнению с юношами заканчиваются процессы роста и созревания.
Имеется определенная зависимость между выраженностью психофизиологических данных и успешным овладением профессией. Так, у учащихся, имеющих выраженные (хорошие) и достаточно выраженные (удовлетворительные) показатели, средний балл годовой оценки был на 0,3 выше, чем у имеющих слабо выраженные (неудовлетворительные) результаты тестирования.
Выводы. 1. Профессия радиомонтажника высокопрестижна среди подростков, особенно среди юношей.
2. Так как у девушек более выражены психо-
УДК 613.955-07:612.014
В школах-интернатах физико-математического профиля большая учебная нагрузка, предъявляющая повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС) учащихся [12], сочетается с нагрузками адаптации к новым климатогеографиче-
физиологические качества, необходимо усилить среди них профориентационную работу по формированию положительной мотивации к профессии радиомонтажника.
3. Для более успешной профориентационной и профконсультационной работы среди подростков необходимо повсеместное создание кабинетов профориентации для определения ключевых профессионально значимых качеств с выдачей каждому подростку научно обоснованных рекомендаций к освоению той или иной профессии.
Литература
1. Бирюкович А. А., Рыкова Е. А., Грибкова Т. //Гиг. и сан. — 1986. — № 10. — С. 62—64.
2. Гигуз Т. Л. // Актуальные вопросы гигиены в районах Сибири и Северо-Востока страны.—М., 1985. — С. 79— 87.
3. Дронов И. С., Жарова В. М., Хван П. А. // Всесоюзная науч. конф. «Работоспособность и состояние здоровья учащихся профессионально-технических училищ»: Тезисы.— М., 1978.— С. 45—47.
4. Егоров А. С., Шах Б. И. // Медико-педагогические проблемы профессиональной подготовки школьников и подростков. — М., 1985. — С. 85—87.
5. Котелков Е. В. // Гигиенические вопросы воспитания, обучения и охраны здоровья детей и подростков в условиях промышленного города. — М., 1985. — С. 43—45.
6. Межотраслевые методические рекомендации по организации и проведению психофизиологического профессионального подбора. — Свердловск, 1984.
7. Панин Е. Л., Коваль В. И. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1980. — № 3. — С. 29—31.
8. Сиротский В. В., Кольченко Н. В., Макаренко Н. В. и др.//Физиол. журн.— 1980. — Т. 12, № 4. — С. 505— 511.
9. Широков Ю. Г., Зинина С. А., Набокина Л. М. // Гиг. и сан. — 1983. — № 11. —С. 90—91.
10. Шубенко С. В. //Там же. — С. 38—42.
Поступила 03.04.87
Summary. The study tackled the reasoning for vocational selection among schoolchildren of the 7th, 8th, and 9th grades. Some professionally significant characteristics were studied in the 9th-grade schoolchildren mastering the profession of radio installers. Several differences in professionally significant characteristics of boys and girls were pointed out.
ским условиям. В связи с этим проблема оптимизации учебного процесса приезжих школьников приобретает особую значимость и требует изучения не только социально-психологических факторов воздействия, но и экологических. Известно, что порог электрочувствительности зри-
,491-07:612.82
Н. Д. Недбаева, В. Ф. Осипов
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ И АДАПТАЦИИ
К УСЛОВИЯМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Институт физиологии Сибирского отделения АМН СССР, Новосибирск