Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ РАДИОМОНТАЖНИКА'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ РАДИОМОНТАЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.H. Сергета, H.В. Голка, Я.С. Суходола, В.Я. Перейма, Д.В. Козелко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study tackled the reasoning for vocational selection among schoolchildren of the 7th, 8th, and 9th grades. Some professionally significant characteristics were studied in the 9th-grade schoolchildren mastering the profession of radio installers. Several differences in professionally significant characteristics of boys and girls were pointed out.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ РАДИОМОНТАЖНИКА»

Тарасевича Минздрава СССР разработали также технологию получения сухого стандартного пептона из фибрина крови лошади. Проведенные с этой целью эксперименты позволили отработать оптимальные режимы гидролиза фибрина пепсином и последующего высушивания гидроли-затов [4, 5]. По своему химическому составу и молекулярной массе пептидных фракций, определенной с помощью гель-фильтрации через се-дафекс О-ЮО, сухие гидролизаты фибрина не отличались от пептона Витте. Предложенные сухие гидролизаты фибрина содержат 100±6 % пептидов, что позволяет использовать отходы производства для разработки отечественного анализа пептона Витте, который применяется в качестве реактива для определения пептидов в белковых основах и питательных средах.

Таким образом, в результате исследований удалось представить обоснования для создания малоотходного сывороточного производства и рационального использования вторичного сырья, в частности фибрина и эритроцитов лошади, при изготовлении микробиологических питательных сред.

Литература

. I. Денисова С. В., Лобова Е. А., Раскин Б. М. и др.// Журн. микробиол. — 1981. — No 1. —С. 22—24.

2. Денисова С. В. Получение и применение кислотного гндролизата эритроцитов лошади как основы питательных сред для культивирования Escherichia coli: Авто-реф. дис. ... канд. биол. наук. — М., 1982.

3. Палкина Н. А., Кушнарев В. М., Левад пая Т. В., Лихо дед В. Г. // Бюл. экспер. биол.— 1974. — Т. 78, No Hi — С. 71—73.

А. Раскин Б. М. //Журн. микробиол.— 1985. — № 5.— С. 25—32.

5. Рунова В. Ф., Раскин Б. М., Бендас Л. Г. // Стандарты, штаммы и методы контроля бактерийных и вирусных препаратов. —М., 1977.— Вып. 3. — С. 204—208.

,6. Burrows W., Musteikis G. М. // J. infect. Dis. — 1966.— Vol. 116, N 2. —P. 183—190.

7. Evans D. J., Evans D. G., Gorbach S. L.// Infect. Im-mun. - 1973. —Vol. 8, N 5. — P. 725—730.

8. Smith H. W./l J. Path. Bact. — 1963. — Vol. 85, N 1.— P. 197—211.

Поступила 10.11.8

Summary. Strong support is given to the expediency

of using serum waste products for manufacturing nutrients. The potentiality of low-waste process is substantiated,

thus sanitary protection of environment being promoted.

УДК 613.6:621.371]:331.546-057.874

В. Н. Сергета, Н. В. Голка, С. Суходола, В. Я. Перейма,

Д. В. Козелко

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

У ПОДРОСТКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ

РАДИОМОНТАЖНИКА

Тернопольский медицинский институт

Широкое развитие радиотехнической промышленности в нашей стране требует существенного увеличения численности квалифицированых специалистов в этой области, а также улучшения качества их подготовки. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указывается на необходимость выявления психофизиологических особенностей, способностей и наклонностей учащихся к определенным видам деятельности и разработки на этой основе соответствующих практических рекомендаций.

Вопросу гигиенической оценки условий труда при овладении профессиями радиоэлектронной промышленности посвящен ряд работ [1—3, 5].

В доступной литературе вопросы изучения кинетики становления ключевых профессионально значимых качеств в процессе овладения профессией радиомонтажника освещены недостаточно полно, хотя методика профессионального отбора для освоения данной и других профессий, а также наблюдения за развитием соответствующих ключевых профессионально значимых функций для ряда других профессий довольно хорошо разработаны и широко практикуются [4, 6—10].

• » 12 * " ' — ж ш м « _____* - лж ~ а • • V ™ ж ■ .

Успешное овладение профессией возможно лишь в случае полного соответствия определенных психофизиологических качеств организма подростка специфическим требованиям, предъявляемым характером и содержанием труда к тем или иным профессионально важным функциям. Отсутствие такого соответствия обусловливает непригодность к профессии, что приводит к увеличению текучести кадров, снижению эффективности освоения профессии, производительности труда и ухудшению состояния здоровья, росту производственного травматизма.

Для профессии радиомонтажника основными, или ключевыми, профессионально значимыми качествами являются: острота зрения, способность к концентрации и переключению внимания, скорость переработки информации, долговременная и оперативная память, четкость и координация движений, тактильная чувствительность.

Начальная подготовка радиомонтажников в условиях Тернополя осуществляется в межшкольном учебно-производственном комбинате

(УПК).

При знакомстве с работой радиомонтажников УПК установлены отсутствие выраженного физи-

ческого напряжения и был средний темп работы. Качество работы, выполненной подростками, было удовлетворительным, изделия соответствовали ГОСТу, план выпуска продукции почти всегда выполнялся.

В процессе выполнения радиомонтажниками трудовых операций можно выделить следующие виды деятельности: 1) подбор необходимых проводов и деталей для монтажа и пайки; 2) снятие изоляции; 3) разделка проводов; 4) лужение выводов проводов и радиоэлементов; 5) механическое крепление и распайка проводов; 6) сборка и монтаж радиодеталей; 7) сдача работы мастеру производственного обучения; 8) уборка рабочего места.

Во время работы имели место различные отвлечения (от б до 12 % общего рабочего времени). К основным видам деятельности мы отнесли работы, указанные в пунктах 2—б, остальные — к вспомогательным.

Мы изучали формирование мотивационной направленности при выборе профессии у учащихся 7—9-х классов. Для анкетирования применяли «Карту интересов», разработанную в НИИ трудового обучения и модифицированную группой ученых Всесоюзного НИИ профтехобразования, методику Федоришина, а также разработанную нами ориентировочно-диагностическую карту (анкету) для выявления профессиональных интересов 8-классников. Последняя разработана нами применительно к профилям обучения в УПК Тернополя. Результаты опроса по этой анкете были учтены при распределении школьников для трудового обучения в УПК. В каждую школу направлены личные карточки-характеристики обследованных с указанием положительной и отрицательной мотивации к профессиям, а также заключение по состоянию здоровья и психофизиологическим показателям, что способствовало более качественному отбору учащихся для обучения в УПК.

Анкетированием было охвачено 2017 учащихся города. Проанализировано распределение мотивационной направленности к профессиям среди опрошенных по возрасту и полу. Так, в частности, к профессии радиомонтажника положительную мотивацию выявило 13,4% 7-классников, 22 % — 8-классников, 20 % — 9-классников, что свидетельствует о высокой престижности данной профессии. Положительная мотивация к профессии радиомонтажника выявлена у 44,1 % опрошенных юношей, и у 3,4 % девушек.

На следующем этапе работы у всех учащихся межшкольного УПК, осваивающих профессию радиомонтажника, нами были исследованы такие психофизиологические показатели, как профессионально значимые качества личности, для сравнения аналогичные исследования проведены в группах подростков, осваивающих иные про-

фессии. Всего обследовано 263 учащихся 9-х классов.

Определяли способность к концентрации и переключению внимания (проба Холиной), скорость переработки информации (проба Шульте— Платонова), четкость и координацию движений (фонотремометрия). По последнему тесту рассчитывали индекс фонотремометрии (ИФ), предложенный нами:

1

ИФ =-^-4-

число секунд на прохождение лабиринта 1

_1_

число касаний к стенкам лабиринта *

Применение подобного расчета позволяет одновременно учитывать и время (в с), затраченное на пробу (т. е. скорость), и количество касаний (т. е. точность движений).

Разработаны критерии выраженности ключевых психофизиологических показателей (табл. 1), которые по совокупности результатов проводимых проб расценивались как выраженные (или хорошие), достаточно выраженные (удовлетворительные) и слабо выраженные (неудовлетворительные).

Исследования показали, что у 41,7 % обследованных способность к концентрации и переключению внимания (проба Холиной) была хорошей, у 33,3 % — удовлетворительной и у 24,8 % — неудовлетворительной.

Скорость переработки информации, определяемая пробой Шульте — Платонова, у 50 % обследованных оценена как хорошая, у 23,1 % — как удовлетворительная и 26,9 % —как неудовлетворительная.

Точность и координация движений, определяемые фонотремометрией, была хорошей у 34,7 % 9-классников, удовлетворительной — у 38,4%, неудовлетворительной— у 26,9 %.

К концу года процентное распределение по степени выраженности показателей имело тенденцию к увеличению хороших ответов и к уменьшению неудовлетворительных, что свидетельствует о происходящих процессах адаптации, а также о тренированности учащихся к указанным пробам, определяющим выраженность ключевых профессионально значимых качеств личности.

Таблица 1

Критерии оценки ключевых психофизиологических показателей у учащихся УПК, осваивающих профессию радиомонтажника

Показатель Степень выраженности показателя

хорошая удовлетворительная неудовлетворительная

Проба Холиной, % Проба Шульте — Платонова, с ИФ 75—100 До 25 ^10 50—74 25—32 8—10 <50 >33 <8

Таблица 2

Характеристика психофизиологических показателей учащихся

УПК в динамике учебного года (Л4+т)

Период учебного года

Показатель р

начало конец

Проба Холиной, % 67,7+4,01 77,2+3,07 >0,05

Проба Шульте — Пла-

тонова, с 27,3+1,21 21,0+1,59 <0,001

ИФ 9,7+0,45 10,3+0,89 >0,5

Сравнивая средние результаты проведенных тестов в начале и конце года (табл. 2), можно констатировать улучшение всех показателей к концу года. Отмечены статистически достоверная разница по пробе Шульте—Платонова (/?< <0,001) и выраженная тенденция к увеличению количества запоминаемых знаков по пробе Хо-линой, незначительное улучшение показателей точности к координации движений (фонотремо-метрия).

Следует отметить, что у девушек все исследуемые показатели, особенно проба Холиной, были лучше (/?<0,001). Это, в частности, можно объяснить более ранним становлением подвижности нервных процессов у девушек, так как у них на 2—3 года раньше по сравнению с юношами заканчиваются процессы роста и созревания.

Имеется определенная зависимость между выраженностью психофизиологических данных и успешным овладением профессией. Так, у учащихся, имеющих выраженные (хорошие) и достаточно выраженные (удовлетворительные) показатели, средний балл годовой оценки был на 0,3 выше, чем у имеющих слабо выраженные (неудовлетворительные) результаты тестирования.

Выводы. 1. Профессия радиомонтажника высокопрестижна среди подростков, особенно среди юношей.

2. Так как у девушек более выражены психо-

УДК 613.955-07:612.014

В школах-интернатах физико-математического профиля большая учебная нагрузка, предъявляющая повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС) учащихся [12], сочетается с нагрузками адаптации к новым климатогеографиче-

физиологические качества, необходимо усилить среди них профориентационную работу по формированию положительной мотивации к профессии радиомонтажника.

3. Для более успешной профориентационной и профконсультационной работы среди подростков необходимо повсеместное создание кабинетов профориентации для определения ключевых профессионально значимых качеств с выдачей каждому подростку научно обоснованных рекомендаций к освоению той или иной профессии.

Литература

1. Бирюкович А. А., Рыкова Е. А., Грибкова Т. //Гиг. и сан. — 1986. — № 10. — С. 62—64.

2. Гигуз Т. Л. // Актуальные вопросы гигиены в районах Сибири и Северо-Востока страны.—М., 1985. — С. 79— 87.

3. Дронов И. С., Жарова В. М., Хван П. А. // Всесоюзная науч. конф. «Работоспособность и состояние здоровья учащихся профессионально-технических училищ»: Тезисы.— М., 1978.— С. 45—47.

4. Егоров А. С., Шах Б. И. // Медико-педагогические проблемы профессиональной подготовки школьников и подростков. — М., 1985. — С. 85—87.

5. Котелков Е. В. // Гигиенические вопросы воспитания, обучения и охраны здоровья детей и подростков в условиях промышленного города. — М., 1985. — С. 43—45.

6. Межотраслевые методические рекомендации по организации и проведению психофизиологического профессионального подбора. — Свердловск, 1984.

7. Панин Е. Л., Коваль В. И. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1980. — № 3. — С. 29—31.

8. Сиротский В. В., Кольченко Н. В., Макаренко Н. В. и др.//Физиол. журн.— 1980. — Т. 12, № 4. — С. 505— 511.

9. Широков Ю. Г., Зинина С. А., Набокина Л. М. // Гиг. и сан. — 1983. — № 11. —С. 90—91.

10. Шубенко С. В. //Там же. — С. 38—42.

Поступила 03.04.87

Summary. The study tackled the reasoning for vocational selection among schoolchildren of the 7th, 8th, and 9th grades. Some professionally significant characteristics were studied in the 9th-grade schoolchildren mastering the profession of radio installers. Several differences in professionally significant characteristics of boys and girls were pointed out.

ским условиям. В связи с этим проблема оптимизации учебного процесса приезжих школьников приобретает особую значимость и требует изучения не только социально-психологических факторов воздействия, но и экологических. Известно, что порог электрочувствительности зри-

,491-07:612.82

Н. Д. Недбаева, В. Ф. Осипов

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ И АДАПТАЦИИ

К УСЛОВИЯМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Институт физиологии Сибирского отделения АМН СССР, Новосибирск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.