Таблица 2
Характеристика психофизиологических показателей учащихся
УПК в динамике учебного года (Л4+т)
Период учебного года
Показатель р
начало конец
Проба Холимой, % 67,7+4,01 77,2+3,07 >0,05
Проба Шульте — Пла-
тонова, с 27,3+1,21 21,0+1,59 <0,001
ИФ 9,7+0,45 10,3+0,89 >0,5
Сравнивая средние результаты проведенных тестов в начале и конце года (табл. 2), можно констатировать улучшение всех показателей к концу года. Отмечены статистически достоверная разница по пробе Шульте—Платонова (/?< <0,001) и выраженная тенденция к увеличению количества запоминаемых знаков по пробе Хо-линой, незначительное улучшение показателей точности к координации движений (фонотремо-метрия).
Следует отметить, что у девушек все исследуемые показатели, особенно проба Холиной, были лучше (/?<0,001). Это, в частности, можно объяснить более ранним становлением подвижности нервных процессов у девушек, так как у них на 2—3 года раньше по сравнению с юношами заканчиваются процессы роста и созревания.
Имеется определенная зависимость между выраженностью психофизиологических данных и успешным овладением профессией. Так, у учащихся, имеющих выраженные (хорошие) и достаточно выраженные (удовлетворительные) показатели, средний балл годовой оценки был на 0,3 выше, чем у имеющих слабо выраженные (неудовлетворительные) результаты тестирования.
Выводы. 1. Профессия радиомонтажника высокопрестижна среди подростков, особенно среди юношей.
2. Так как у девушек более выражены психо-
УДК 613.955-07:612.014
В школах-интернатах физико-математического профиля большая учебная нагрузка, предъявляющая повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС) учащихся [12], сочетается с нагрузками адаптации к новым климатогеографиче-
физиологические качества, необходимо усилить среди них профориентационную работу по формированию положительной мотивации к профессии радиомонтажника.
3. Для более успешной профориентационной и профконсультационной работы среди подростков необходимо повсеместное создание кабинетов профориентации для определения ключевых профессионально значимых качеств с выдачей каждому подростку научно обоснованных рекомендаций к освоению той или иной профессии.
Литература
1. Бирюкович А. А., Рыкова Е. А., Грибкова Т. //Гиг. и сан. — 1986. — № 10. — С. 62—64.
2. Гигуз Т. Л. // Актуальные вопросы гигиены в районах Сибири и Северо-Востока страны.—М., 1985. — С. 79— 87.
3. Дронов И. С., Жарова В. М., Хван П. А. // Всесоюзная науч. конф. «Работоспособность и состояние здоровья учащихся профессионально-технических училищ»: Тезисы.— М., 1978.— С. 45—47.
4. Егоров А. С., Шах Б. И. // Медико-педагогические проблемы профессиональной подготовки школьников и подростков. — М., 1985. — С. 85—87.
5. Котелков Е. В. // Гигиенические вопросы воспитания, обучения и охраны здоровья детей и подростков в условиях промышленного города. — М., 1985. — С. 43—45.
6. Межотраслевые методические рекомендации по организации и проведению психофизиологического профессионального подбора. — Свердловск, 1984.
7. Панин Е. Л., Коваль В. И. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1980. — № 3. — С. 29—31.
8. Сиротский В. В., Кольченко Н. В., Макаренко Н. В. и др.//Физиол. журн.— 1980. — Т. 12, № 4. — С. 505— 511.
9. Широков Ю. Г., Зинина С. А., Набокина Л. М. // Гиг. и сан. — 1983. — № 11. —С. 90—91.
10. Шубенко С. В. //Там же. — С. 38—42.
Поступила 03.04.87
Summary. The study tackled the reasoning for vocational selection among schoolchildren of the 7th, 8th, and 9th grades. Some professionally significant characteristics were studied in the 9th-grade schoolchildren mastering the profession of radio installers. Several differences in professionally significant characteristics of boys and girls were pointed out.
ским условиям. В связи с этим проблема оптимизации учебного процесса приезжих школьников приобретает особую значимость и требует изучения не только социально-психологических факторов воздействия, но и экологических. Известно, что порог электрочувствительности зри-
,49]-07:612.82
Н. Д. Недбаева, В. Ф. Осипов
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ И АДАПТАЦИИ
К УСЛОВИЯМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Институт физиологии Сибирского отделения АМН СССР, Новосибирск
тельного анализатора (ПЭЧ) и критическая частота слияния электрофосфена (КЧЭФ) отражают состояние возбудимости и лабильности коркового отдела зрительного анализатора и коры больших полушарий в целом [3]. Поскольку адаптивный гомеокинез живых систем наиболее тонко отражается в структуре биологических ритмов [2, 6, 9, 11], динамику функционального состояния ЦНС учащихся в процессе учебы оценивали по параметрам циркадианных ритмов этих показателей.
Обследованы учащиеся (14—17 лет) физико-математической школы-интерната при Новосибирском университете им. Ленинского комсомола. В зависимости от места жительства до переезда в Новосибирск приезжие были представлены 3 группами: южной (Средняя Азия, Южный Казахстан — трансширотное перемещение; 27 человек), восточной (Приморский край, Сахалин — трансмеридианное перемещение; 24 человека) и северной (Якутия, Магадан — трансширотное перемещение; 17 человек). ПЭЧ и КЧЭФ определяли по методу Л. С. Исаакяна и Н. Н. Сушко [3], модифицированному в соответствии с современными электростимуляторами. Измерения проводили 6 раз в сутки (8, 12, 16, 20, 24 и 4 ч) в начале учебного года (октябрь— ноябрь), в его середине (февраль) и конце (апрель). На время обследования учащихся освобождали от учебных занятий. Результаты биоритмологического исследования были обработаны методом Косинор-анализа [4].
Косинор-оценки параметров составляющих ПЭЧ зрительного анализатора у учащихся
учебного года
Таблица 1
суточного ритма в разные периоды
Период учебного года я с с >> % о к < ч С о гг 5 5 - Амплитуда, в Акрофаза , ч Среднесуточный уровень, В
о. и ^ X о
Начало М 24 0 22* 8.4* \ 2,76 ± 0,32
12 0 21 * 2,9*
В 24 0 43 ± 0,24 8,3 (5,7- 9,9) 2,42 ± 0,15
12 0 02* 0,6*
С 24 0 24* 4,7* 2,32 ± 0,22
12 0 2 8* 3,2*
ю 24 0 29 ± 0,21 5,0 (0,6 — 8,2) 2,22± 0,19
. . - ^ • 1 2 0 19* 2,6*
Середина м 24 0 21 ±0,19 7,9 (2,8 — 12,9) 1,98 ± 0,22
12 0 26 ±0,21 3,2(1,9- 4,7)
в 24 0 34 ±0,22 7,6 (5,0 — 10,1) 2,22 ± 0,17
1 2 0 1 1 * 3,0*
с 24 0 38 ± 0, 31 6,0 (3,5 — 9,8) 2, 13±0, 19
12 0 12* 3, 7*
ю 24 0 31 ±0, 24 6,2 (2,7 — 9,8) 2, 1 3 ± 0, 1 9
12 0 32 ±0,17 2,5 (1,5- 3,9)
Конец м 24 0 35 ±0,20 7.4 (4,2- Ю, 3) 1,93 ± 0,23
12 0 1 9* 3,4*
в 24 0 22 ±0,21 6,7 (2, 1 - 12.4) 1,76 ± 0. 13
1 2 0 26 ± 0,24 3,5 (2,0 — 6,4)
с 24 0 43 ± 0,21 4,8 (2,6- 8,6) 1,82 ± 0,21
12 0 24 * 3,2*
ю, 24 0 48 ±0, 20 4,6 (3,0 — 6,7) 1,99 ± 0,17
12 0 33 ± 0,18 3, 2 (2.1 — 4,3)
Примечание. Здесь и в В — восточная, С — северная, дочка — ритм с вероятностью к ах — пределы колебаний.
табл. 2: М — контрольная» Ю — южная группа; звез-95 % не выявлен; в скоб-
Из табл. 1 видно, что среднесуточный уровень ПЭЧ у приезжих и местных учащихся на протяжении учебного года достоверно не различался и составлял 1,76—2,76 В. У здорового человека (20—50 лет) ПЭЧ находится в пределах 2—5 В и для каждого индивидума является строго постоянной величиной, увеличивающейся при утомлении [3]. Обращает на себя внимание уменьшение ПЭЧ у местных школьников в середине учебного года и в конце по сравнению с таковым в его начале (р<0,05). У лиц восточной группы достоверное уменьшение ПЭЧ отмечено только в конце учебного года по сравнению с этим показателем в его начале (р
0,001). У мигрантов северной и особенно южной групп это явление было менее выражено (р<0,1 и 0,5). Очевидно, оно обусловлено сезонной динамикой ритма постоянного места жительства учащихся.
Акрофаза ритма ПЭЧ у местных учащихся и мигрантов после трансмеридианного перемещения приходилась на утро во все сроки наблюдения, а у приезжих школьников после трансширотного перемещения она в начале учебного года и конце имела тенденцию к смещению на ночное время суток, т. е. несколько опережала акрофазу местных учащихся в это время. Амплитуда ритма ПЭЧ у местных лиц и приезжих школьников северной и южной групп в конце учебного года была в 1,6—2 раза больше, чем в начале, а у мигрантов восточной группы, наоборот, в 2 раза меньше. Сравнение амплитуды ритма у местных учащихся с таковой у приезжих лиц показало, что в начале учебного года у школьников северной и южной групп она существенно не отличалась от соответствующего параметра у местных учащихся, а у лиц восточной группы она была в 2 раза больше. В середине учебного года и конце амплитуда ритма у приезжих после трансширотного перемещения имела тенденцию к повышению по сравнению с таковой у местных учащихся, у лиц же после трансмеридианного перемещения в середине учебного года она была несколько больше, а в конце, наоборот, меньше. Наблюдаемое явление обусловлено, вероятно, незавершенностью сезонной перестройки суточного ритма ПЭЧ постоянного места проживания учащихся на ритм, соответствующий новому месту жительства. Наиболее отчетливо это было выражено у лиц южной и восточной групп, о чем свидетельствует наличие 12-часовой составляющей ПЭЧ у них в конце учебного года по сравнению с местными учащимися. О то*м, что на форму волны суточных ритмов функций организма могут оказывать влияние климатогеографическая зона обитания и сезон года, указывают также Н. И. Моисеева и В. М. Сысуев [7]. Кроме того, высказано предположение, что наличие уль-традианной ритмики может рассматриваться как прогностический критерий напряжения
Таблица 2
Косинор-оценки параметров составляющих суточного ритма КЧЭФ у учащихся в разные периоды учебного года
» Период учебного года Группа Период составляющей, ч Амплитуда, Гц Акрофаза, ч • Среднесуточный уровень, Гц
Начало М 24 0 29* 5,5* 40,84 ±1,10
1 2 0 85* 1 , 8* |
В 24 0 65* 10,2* 40,25 ± 0,82
12 2 36 ± 1 , 91 2,8 (1,7- -4,5)
С 24 0 53* 18,1* 40,43 ±1,01
12 2 56 ± 1 , 53 2,5(1, 3- -3,5)
Ю 24 0 52* 5,7* 40,90 ±0, 92
12 1 65 ± 1 , 47 2,3(11,9 -3,8)
Середина м 24 0 89* 15,2* 43,49 ±0,97
1 2 1 34* 3,6*
в 24 1 1 3* 17,6* 42 , 85 ±0, 82
1 2 0 46* 3,0*
с 24 0 91 * 0,9* 42 , 54 ±0, 8 3
1 2 I 05* 3,9*
ю 24 0 94* 16,9* 45, 14 ±0, 75
12 1 09* 3,0*
Конец м 24 4 1 1 ±2, 38 16,1 (14,6- -19,1) 43,27 ±0, 82
12 1 54* 1 , 2*
• в 24 1 66* 15,7* 44, 30 ±0,83
1 2 2 05 ±1,64 2,4 (1,0- -4,3)
с 24 1 10* 18,5* 44,37 ±0,75
12 1 И* 3,3*
ю 24 2 46 ± 1 , 98 17,0 (13,7 ±20,6) 44, 29 ±0,97
12 1 27* 3, 9*
функционирования физиологических систем [10].
Среднесуточный уровень КЧЭФ у приезжих и местных учащихся на протяжении учебного года статистически не различался и составлял 40,25—45,14 Гц (табл. 2). Его величина у местных школьников имела тенденцию к повышению в середине учебного года и конце по сравнению с его началом (р<0,1), что свидетельствует о повышении уровня функционального состояния ЦНС у них в это время [3]. Наиболее отчетливо это было выражено у приезжих южной (р<0,001 и 0,02) и восточной (р<0,05 и 0,001) групп. У лиц северной группы повышение уровня КЧЭФ имело место лишь в конце учебного года (р<0,01).
Акрофаза ритма КЧЭФ по точечной и доверительной оценке у местных учащихся в начале учебного года приходилась на раннее утро, а в середине и конце — на послеобеденное время. Это же можно сказать об акрофазе у приезжих южной группы. У школьников восточной группы акрофаза ритма по точечной оценке запаздывала в начале учебного года по сравнению с таковой у местных учащихся на 4,7 ч, в середине— на 2,4 ч и практически не отличалась в конце. У лиц северной группы акрофаза ритма в начале учебного года опережала таковую у местных лиц на 11,4 ч, а в середине, наоборот, запаздывала на 9,7 ч. К концу учебного года отмеченные различия уменьшались. Так, акрофаза ритма у школьников северной группы запаздывала относительно таковой у местных учащихся на 2,4 ч. Известно, что смещение по фазе тех или иных ритмов служит одним из ранних проявлений функциональных нарушений [1].
Амплитуда ритма КЧЭФ по точечной оценке у всех приезжих в начале учебного года была почти в 2 раза больше, чем у местных школьников. Из этого следует, что перестройка суточного ритма КЧЭФ у мигрантов на ритм, соответствующий новому месту жительства, не закончена. Кроме трго, у них в первые 2 мес после переезда имела место 12-часовая составляющая ритма этого показателя, что можно расценивать как напряжение ЦНС в это время [10]. В середине учебного года отмеченные различия нивелировались. Однако в конце учебного года у лиц северной, южной и восточной групп амплитуда ритма была меньше, чем у местных учащихся, соответственно в 3,7, 1,6 и 2,4 раза. По данным [5], значительное напряжение адаптационных систем организма характеризуется уменьшением амплитуды физиологических ритмов.
Следует отметить также, что амплитуда ритма КЧЭФ у школьников обследованных групп к концу учебного года увеличивалась в 2 раза и более. Таким образом, снижение среднесуточного уровня ПЭЧ и повышение такового КЧЭФ, а также увеличение амплитуды суточного ритма этих показателей к концу учебного года можно расценивать как активизацию высшей нервной деятельности, способствующую повышению умственной работоспособности учащихся. Высказанное положение подтверждается ранее полученными данными [8] о повышении умственной работоспособности школьников в конце учебного года.
Отмечено, что у школьников обследованных групп суточный ритм КЧЭФ в отличие от такового ПЭЧ на протяжении учебного года был менее выражен. Большая относительная амплитуда ритма ПЭЧ, чем КЧЭФ, позволяет заключить, что циркадианная саморегуляция ЦНС осуществляется преимущественно путем подстройки порогов чувствительности анализаторов. Параметры же лабильности ЦНС оказываются более жестко заданными (гомеостатируемыми). Отсюда следует, что при диагностике функционального состояния ЦНС учащихся в процессе учебы и адаптации к новому климату более информативным является структура биоритма возбудимости анализатора, чем лабильности.
Выводы. 1. В динамике учебного года у школьников после трансширотного и трансмеридианного перемещения в Западную Сибирь и местных учащихся отмечена активация ЦНС, проявляющаяся в повышении возбудимости и лабильности анализаторов. Этот процесс быстрее наступал у местных лиц (середина учебного года).
2. Адаптация к учебной нагрузке у приезжих школьников протекала на фоне напряжения функционального состояния ЦНС, выражающегося в смещении акрофаз, повышении или понижении амплитуд суточных ритмов, а также в
е
наличии 12-часовой составляющей возбудимости и лабильности анализаторов в отличие от местных учащихся. Эти изменения были в наибольшей степени отмечены у лиц южной и восточной групп.
3. У школьников после трансширотного перемещения более 10° с. ш., а после трансдолготного перемещения более 2 часовых поясов адаптивные перестройки суточных ритмов возбудимости и лабильности анализаторов ЦНС продолжаются на протяжении учебного года, что необходимо учитывать при оптимизации учебного процесса.
Литература
1. Агаджанян Н. А. // Циркадные ритмы человека и животных.— Фрунзе, 1975. — С. 11 —14.
2. Алякринский Б. С. // Хронобиология и хронопатология. _М., 1981. —С. 21—22.
3. Вопросы авиационной медицины гражданской ции. / Под ред. Л. С. Исаакяна. — М., 1967. — 277.
4. Ерошенко В. Ш., Сорокин А. А. // Информ, ГФАП СССР. — 1980. — № 5. — С. 38.
авиа-С. 255—
бюл
5. Мацевич Л. М., Порошенко А. С. // Вопросы гигиены и дезинфекционного дела на водном транспорте. — Баку, 1973.— С. 127—128.
6. Моисеева Н. И.ЦФизиол. журн. СССР. — 1978. — Т. 64, № П. —С. 1632—1640.
7. Моисеева И. И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы. — Л., 1981.
8. Недбаева И. Д., Осипов В. Ф.Ц Гиг. и сан.— 1987.— № 6. — С. 81—83.
9. Сердюковская Г. И., Доскин В. АКуинджи Н. Н. // Хронобиология и хронопатология. — М., 1981. — С. 215.
10. Сорокин А. А. Ультрадианные составляющие при изучении суточного ритма. — Фрунзе, 1981.
11. Степанова С. И. Биологические аспекты проблемы адаптации. — М., 1986.
12. Усищева Ц. Л. // Гигиена детей и подростков. — М., 1972.— Вып. 3. — С. 209—221.
Поступила 20.10.87
I • . л
Summary. During a school year the functional state of the central nervous system in native and visiting schoolchildren aged 14-17 attending a physical and mathematical boarding school in Novosibirsk was analyzed on the basis of biorhythmic approach. It was shown that adaptation to educational load of visiting schoolchildren was accompanied by higher functional stress of CNS, this being more distincD in children from Central Asia and Far East in comparison to those from the Extreme North.
УДК 614.777:628.357.3]:[574.64:615.277.4
Л. Н. Баранова, Л. А. Ильина, М. А. Ломова, А. Ф. Мартынова,
И. А. Кочарова, П. П. Дикун
ОНКОГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНОГО ИЛА
Л ' ■^¿■»Г— | . л $ Ши * I к—- — " » 1 * ■ - . . - • —» _ • V — в»"^ V ^
НИИ онкологии им. акад. Н. Н. Петрова Минздрава СССР, Ленинград; ВНПО Бум
пром, Ленинград
Содержание в активных илах станций биологической очистки (СБО) целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК) ряда ценных компонентов, таких, как белковые вещества, аминокислоты, витамины группы В, соединения азота, фосфора, кальция, а также микроэлементов, создает принципиальную возможность их широкого использования в народном хозяйстве. Имеются, например, попытки применения активных илов для удобрения почв в качестве белково-вита-минной добавки в корм рыбам и сельскохозяйственным животным и др. [3—5].
В то же время необходимо учитывать возможность присутствия в активных илах канцерогенных соединений, например бенз (а)пирена (БП), широко распространенного в окружающей среде [4]. Поэтому при решении вопроса о народнохозяйственном использовании активных илов необходимо искать пути снижения содержания в них вредных агентов, в том числе БГ1.
Одним из перспективных способов утилизации избыточного активного ила СБО ЦБК является использование его для повышения рыбопродуктивности прудов [3]. При этом ил может быть использован как для выращивания живого кор-
ма для рыб, так и непосредственно для удобрения прудов.
С 1980 г. лаборатория биологических методов очистки ВНПО Бумпрома совместно с ГосНИИОРХ и НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова проводит исследования содержания БП в образцах активного ила, в воде, грунте, траве прудов и рыбе. Определение БП проводили методом спектр а льно-люминесцентного анализа, основанным на применении квазилинейчатых спектров флюоресценции [2]. Исследования в 1980, 1983 и 1984 гг. проводились на базе экспериментальной станции ГосНИИОРХ «Ропша», в 1982 г. работа велась на экспериментальной базе рыбного хозяйства им. М. И. Калинина в г. Кириши. Анализы проводились в летнее время с июня по сентябрь. Активный ил в качестве удобрения вносили в пруды еженедельно в количествах, определенных условиями опытов.
В 1980 г. было произведено исследование содержания БП в активном иле Сясьского ЦБК и в живом корме (маннах), выращенном с использованием этого ила, а также в мальках форели, употреблявших этот живой корм. Сред-