Научная статья на тему 'Становление профессионально значимых качеств личности будущих руководителей дошкольного образовательного учреждения в процессе магистерской подготовки'

Становление профессионально значимых качеств личности будущих руководителей дошкольного образовательного учреждения в процессе магистерской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ / QUALITIES OF PERSONALITY OF LEADER / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / MODERN LEADER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITIES / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Евгения Петровна

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально значимых качеств личности будущего руководителя дошкольной образовательной организации в процессе магистерской подготовки. Рассматривается понятие «современный руководитель дошкольной образовательной организации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёва Евгения Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professionally Significant Qualities of the Person of Future Heads of Preschool Educational Establishment in the Training of Master

The questions of forming of professional-meaningful qualities of personality of future leader of preschool educational establishment are analyzed in the article, in the process of master's degree preparation. A concept «Modern leader of preschool educational establishment» is considered.

Текст научной работы на тему «Становление профессионально значимых качеств личности будущих руководителей дошкольного образовательного учреждения в процессе магистерской подготовки»

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие.

SUMMARY

The article investigates the possibilities of introduction and implementation of innovative gaming technologies in the educational process of the Orthodox school. Gaming technology is presented as an effective tool for the formation of intellectual and spiritual components spiritual and moral development of students of educational organizations religious orientation. Educational results of the introduction of gaming technology presented. Practical recommendations for the formation of a model of the use of intellectual games and quizzes in the teaching of Humanities, substantiates their importance for the formation of a competent personality of a student.

Key words: gaming technology, innovation, pedagogical support, spiritual and moral education, spiritual and moral development.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайкова Т. М. Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средство повышения качества образования // Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2014. - № 1 (1). - С. 160-165.

2. Капустина Е. В. Геймификация как способ повышения мотивации и активизации учебной деятельности обучающихся // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XXIV Международной научно-практической конференции Актуальные вопросы модернизации российского образования. Таганрог, 25 декабря 2015 г. -М.: Издательство «Перо», 2015. - С. 47-51.

3. Кондратюк И. П., Степанова Н. Е. Интеллектуальная игра как форма представления результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся // На путях к новой школе. - 2013. - № 2. - С. 73-78.

4. Крежевских О. В. Компетентность или мировоззрение: к вопросу о парадигме современного образования // Вестник Шадрин-ского государственного педагогического института. - 2015. - № 3. - С. 22-26.

5. Полякова В. А., Козлов О. А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5. - С. 513.

6. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Вестник ЧГПУ - 2015. - № 8. -С. 101-106.

сш

Е. П. Воробьёва

УДК 373.21-057.17:331.101.3

СТАНОВЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ЗНАЧИМЫХ

КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ

МАГИСТЕРСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

о

оскольку социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, вызвали ряд изменений в системе дошкольного образовании, в последние десятилетия отмечается изменение ценностных основ системы управления, ее принципов, механизмов и требований к личности современного руководителя. Перестройкой нынешней управленческой парадигмы обусловлена необходимость в уверенных в себе высококвалифицирован-

ных специалистах, обладающих необходимыми личностными качествами.

Проблема подготовки современного руководителя дошкольной образовательной организации в теории остается не полностью разработанной. Трудность решения данной проблемы состоит в том, что управление дошкольной образовательной организацией имеет свою специфику. Это своеобразие определено первенствующей направленностью образовательных задач дошкольной образовательной организации. Рассредоточение системы управления дошкольным образованием, самостоятельность образовательных организаций определяют повышенный уровень внимания к ответственности руководителя как профессионально важному качеству личности. Деятельность в условиях существенной неопределенности внешней среды и недостатка времени на принятие управленческого решения делает востребованными такие качества личности руководителя учреждения образования, как мобильность, которая предполагает быстрое решение управленческих задач и способность быстро ориентироваться в управленческой деятельности. Стрессоустойчи-вость предусматривает противостояние всевозможным психологическим перегрузкам и готовность руководителя к риску.

В нынешних условиях труда очень важна мобильность и успешная включенность в управленческую деятельность, которая зависит не только от профессиональных знаний и умений, но и от профессионально важных качеств выпускника-магистранта в сфере управления дошкольным образованием. В связи с этим перед высшей школой в настоящее время стоит первостепенная задача подготовки специалистов широкого профиля. Главенствующим в направлениях деятельности отечественных университетов является профессионально-педагогическая подготовка магистранта к работе руководителя дошкольной образовательной организации. Это объясняется необходимостью реализации в современных университетах новейшего, более обширного подхода к профессиональному обучению, развитию и воспитанию магистров и требует

повышенного внимания к формированию лич-ностно ориентированных качеств у будущих руководящих педагогических кадров в период их обучения в магистратуре.

Пути реформирования высшего образования отражены в государственных нормативных документах, таких как Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основные требования к педагогическим кадрам и уровню их профессиональной подготовки определены в Приказе Министерства образования и науки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры» (№ 1367 от 19.12.2013 г.).

Центральные элементы модели выпускника магистратуры по подготовке педагогических кадров определены соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 21.11.2014 г. № 1505. В документе отображены разнообразные стороны моделируемого объекта образовательного процесса в виде перечня общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть магистрант. В свою очередь, это выдвигает новые требования к разработке концептуальных основ системы профессиональной подготовки магистров - будущих руководителей дошкольных образовательных организаций.

Проблема формирования профессионально значимых качеств личности у будущих руководителей дошкольной образовательной организацией изучена мало и является актуальной на современном этапе развития дошкольного образования. Об этом свидетельствует небольшое количество теоретических работ, посвященных данным вопросам дошкольного менеджмента: К. Белой, Р. Литвиновой, С. Лебедевой, Л. Маневцовой, Л. По-здняк.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы подтверждают работы О. М. Атла-совой, И. А. Зимней, В. В. Крыжко, Е. М. На-влютенкова и др. Анализ научных трудов данных ученых позволяет утверждать, что профессиональная компетентность рассматривается ими как форма выполнения профессионалами своей деятельности, что предопределено знанием особенностей явлений и предметов как свободным владением содержанием своей работы, а также соответствием этой работы профессиональным качествам и ценностям.

Цель статьи - выявить и раскрыть теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования профессионально значимых качеств личности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения в процессе магистерской подготовки.

Л. М. Карамушка подчеркивает, что качества личности руководителя - одни из самых стойких характеристик, которые имеют влияние на управленческую деятельность. В психологическом же аспекте они зависят от характера, структуры, направленности, опыта, способностей личности, условий труда. Это сложные многогранные феномены, конкретные проявления, которые зависят от структуры личности и от действия разных факторов.

Ряд ученых и исследователей (Л. Г. Ахта-риева, К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, А. Л. Кандыбович, В. А. Кру-тецкий, М. В. Левченко, Р. А. Низамова, К. К. Платонов, В. А. Сластёнин) рассматривают профессионально значимые качества личности будущего руководителя как устойчивое личностное образование, обеспечивающее эффективность деятельности, и определяют их как подготовленность или длительную готовность. Данный вид готовности действует неизменно, его не надо всякий раз формировать в связи с поставленной конкретной задачей. Будучи заблаговременно сформированным, этот потенциал является существенной предпосылкой для успешной деятельности выпускника. Следовательно, цель развития про-

фессионально значимых качеств личности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения определятся как формирование его готовности к данному виду деятельности.

Значимым компонентом в структуре личности руководителя образовательного учреждения выступают профессионально значимые качества личности. В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально значимым качествам, в свою очередь, ученый относит и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности будущего руководителя и педагога зависит непосредственно продуктивность управленческой и педагогической деятельности [5].

Важнейшая задача современной высшей школы - развитие творческого уровня мастерства будущего специалиста и помощь в овладении наивысшими основами управления: творческим подходом к организации своей профессиональной деятельности, формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, мобильностью и самостоятельностью при конструировании оригинальных управленческих решений.

Нынешний руководитель дошкольного образовательного учреждения - это человек, который четко и явно осознает цель функционирования, развития и соответствующего внутреннего управления заведением, а также владеет средствами достижения поставленной цели. Поэтому еще одна группа требований к руководителю современной дошкольной организации связана с содержанием управленческой деятельности и осознанным пониманием конкретных управленческих функций [1].

Профессиональная деятельность руководителя дошкольной образовательной организации нуждается в качественной управленческой, профессиональной подготовке, определенных профессионально значимых качествах, профессиональной культуре, одной из составляющей которой является непосредст-

венно управленческая культура. Такая деятельность наполняет личность, расширяет ее возможности, включает в сферу социально-экономического взаимодействия с коллективом, формирует мотивационную сферу и изменяет ценностные ориентации [2].

В психолого-педагогической литературе многие ученые считают обязательными для руководителя образовательной организацией следующие качества: компетентность (каждый будущий руководитель должен знать, как выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне); повышенная ответственность; личное достоинство; ощущение нового и умение идти на разумный риск, творчески решать проблемы, смелость в принятии решений; гибкость, понимание ситуации, острое восприятие новых потребностей, четкое ощущение времени, событий; предельно высокая работоспособность, неизменное стремление быть наилучшим и делать все досконально; коммуникабельность, способность устанавливать контакты, а также забота и внимание к своим подчиненным.

Присущие руководителю дошкольной образовательной организации качества и черты условно можно классифицировать как психологические, интеллектуальные, профессиональные и социальные. При этом все перечисленные качества имеют только интегральный характер и включают более упрощенные компоненты. Качества, свойственные руководителям, большинство специалистов разделяют на три группы: профессиональные, личные и деловые [2].

Итак, к профессиональным качествам личности руководителя относятся те качества, которые характеризуют абсолютно любого специалиста. Поэтому владение ими является лишь необходимой предпосылкой успешного выполнения человеком обязанностей руководителя. К таким качествам относятся высокий уровень образования, производственного опыта, знания как соответствующей, так и смежных профессий; полнота и широта взглядов, эрудиция; стремление к непрерывному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружаю-

щей действительности; розыск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение; умение планировать свою деятельность. Личные качества руководителя - высокие моральные стандарты; психологическое и физическое здоровье; большой уровень внутренней культуры; чуткость, заботливость, доброжелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе - должны мало чем отличаться от качеств остальных сотрудников [2; 3].

Перечисляя деловые качества, необходимые будущему руководителю дошкольной образовательной организации, можно выделить следующие: умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым; умение ставить задачи, распределять их среди подчиненных и самостоятельно координировать и контролировать работу; умение стоять на своей точке зрения и убеждать в ее верности, вести за собой; умение быстро выбирать главное и концентрироваться на нем; умение организовывать свое и чужое рабочее время [2; 3; 4].

Таким образом, можно говорить о том, что требования к личности руководителя являются традиционно высокими, независимо от того, каким количеством подчиненных он управляет. Под профессионально значимыми качествами руководителя принято понимать внутреннее сочетание многих характеристик (компетентность, высокая ответственность, личное достоинство, смелость, работоспособность, коммуникабельность, внимание к подчиненным, профессиональное самосовершенствование, оптимизм), которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность, так как без необходимых знаний, умений и навыков невозможно организовать работу современного дошкольного учреждения. Высшая школа должна не только развить творческий уровень мастерства, но и помочь овладеть наивысшими основами управления.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально значимых качеств личности будущего руководителя дошколь-

¿0/6/.3-

ной образовательной организации в процессе магистерской подготовки. Рассматривается понятие «современный руководитель дошкольной образовательной организации».

Ключевые слова: качества личности руководителя, профессионально важные качества, современный руководитель дошкольной образовательной организации, профессиональные качества, личные качества.

SUMMARY

The questions of forming of professional-meaningful qualities of personality of future leader of preschool educational establishment are analyzed in the article, in the process of master's degree preparation. A concept «Modern leader of preschool educational establishment» is considered.

Key words: qualities of personality of leader, professionally important qualities, modern leader of preschool educational establishment, professional qualities, personal qualities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даниленко Л. И. [и др.]. Менеджмент руководителей учреждений дошкольного и начального образования. - К.: СПД ФО К. С. Парашин, 2009. - 112 с.

2. Карамушка Л. М. Психология управления. - К.: Миллениум, 2003. - 344 с.

3. Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Основы менеджмента в образовании: теория, практика и психология успешного управления. - Запорожье: Просвгга, 2000. - 147 с.

4. Курочкина И. Этикет в управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. -2008. - № 10. - С. 78-83.

5. Шадриков В. П. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компе-тентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.

А. П. Еремеева

УДК 373.21-057.17:001.895

УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ

ИННОВАЦИЙ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

одификации, которые происходят сегодня в системе дошкольного образования, определены потребностью в изменениях, адекватных развитию как общества в целом, так и непосредственно образовательной системы. Требования к современному дошкольному образованию ставят дошкольные организации перед необходимостью предприимчиво работать в режиме развития. Важнейшим механизмом деятельности развивающего обучения дошкольной образовательной организации выступает как поиск, так и освоение инноваций, которые способствовали бы более качественным изменениям в работе дошкольных образовательных организаций. Введение инноваций в работу дошкольной образовательной организации выступает одним из лидирующих условий совершенствования и реформирования дошкольного образования.

Современному руководителю дошкольной образовательной организации для осуществления основных функций в своей практической деятельности важно владеть не только общими профессионально-педагогическими качествами, но и специальными необходимыми знаниями и навыками в области управленческой деятельности, поскольку от эффективности управления руководителем зависит качество и результат деятельности современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим приоритетной для систе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.