¿0/6/.3-
ной образовательной организации в процессе магистерской подготовки. Рассматривается понятие «современный руководитель дошкольной образовательной организации».
Ключевые слова: качества личности руководителя, профессионально важные качества, современный руководитель дошкольной образовательной организации, профессиональные качества, личные качества.
SUMMARY
The questions of forming of professional-meaningful qualities of personality of future leader of preschool educational establishment are analyzed in the article, in the process of master's degree preparation. A concept «Modern leader of preschool educational establishment» is considered.
Key words: qualities of personality of leader, professionally important qualities, modern leader of preschool educational establishment, professional qualities, personal qualities.
ЛИТЕРАТУРА
1. Даниленко Л. И. [и др.]. Менеджмент руководителей учреждений дошкольного и начального образования. - К.: СПД ФО К. С. Парашин, 2009. - 112 с.
2. Карамушка Л. М. Психология управления. - К.: Миллениум, 2003. - 344 с.
3. Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Основы менеджмента в образовании: теория, практика и психология успешного управления. - Запорожье: Просвгта, 2000. - 147 с.
4. Курочкина И. Этикет в управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. -2008. - № 10. - С. 78-83.
5. Шадриков В. П. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компе-тентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.
А. П. Еремеева
УДК 373.21-057.17:001.895
УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ
ИННОВАЦИЙ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
одификации, которые происходят сегодня в системе дошкольного образования, определены потребностью в изменениях, адекватных развитию как общества в целом, так и непосредственно образовательной системы. Требования к современному дошкольному образованию ставят дошкольные организации перед необходимостью предприимчиво работать в режиме развития. Важнейшим механизмом деятельности развивающего обучения дошкольной образовательной организации выступает как поиск, так и освоение инноваций, которые способствовали бы более качественным изменениям в работе дошкольных образовательных организаций. Введение инноваций в работу дошкольной образовательной организации выступает одним из лидирующих условий совершенствования и реформирования дошкольного образования.
Современному руководителю дошкольной образовательной организации для осуществления основных функций в своей практической деятельности важно владеть не только общими профессионально-педагогическими качествами, но и специальными необходимыми знаниями и навыками в области управленческой деятельности, поскольку от эффективности управления руководителем зависит качество и результат деятельности современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим приоритетной для систе-
мы образования становится задача формирования управленческой культуры руководителей дошкольных образовательных организаций и условия внедрения инноваций.
Непосредственное внедрение инноваций в дошкольном образовательном процессе является одним из важнейших путей повышения эффективности руководителя управления дошкольной образовательной организацией. Руководящая деятельность в дошкольных образовательных организациях и сам процесс внедрения не только подразумевает поэтапное совершенствование и обновление содержания, средств, технологий управления, методов, но и оказывает существенное воздействие на качество педагогического процесса в целом.
В процессе управления инновации дают возможность поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции современного руководителя, развивать органы самоуправления в дошкольной образовательной организации, улучшать организационную структуру дошкольной организации и многое другое. Все это создает стойкий фундамент для творческого и профессионального роста руководителей и педагогов, позитивно влияет на качество учебно-воспитательного процесса, параллельно повышая конкурентоспособность дошкольной организации.
Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя отличается от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования, так как требует от самого руководителя организационных, психологических, физических усилий. Недостаточная теоретическая разработанность вопроса повышает актуальность данной темы на современном этапе развития в области дошкольного образования.
Цель статьи - рассмотреть условия внедрения инноваций при формировании управленческой культуры руководителей дошкольных образовательных организаций.
В теории управления, представленной во многих трудах отечественных и зарубежных ученых, было выявлено основное содержание
социального управления, изучены функции, структура органов управления. Авторами были определены пути совершенствования управленческой деятельности. Ее рассматривали А. Г. Аганбегяна, М. Альберта, В. Г. Афанасьева, Л. А. Бахтурина, Ю. И. Бобракова, Д. М. Гвишиани, М. Мескона, А. Файоля, Ф. Хедоури и др. Данные исследования полностью решают задачу, касающуюся обеспечения результативности управленческого процесса [1; 5].
В настоящие время проблеме развития инновационных процессов в образовании посвящено достаточно большое количество исследований: С. А. Баранниковой, В. Н. Живи-кина, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Г. М. Коджаспаровой, Н. П. Кузькина, В. Я. Ля-удис, А. М. Моисеева, А. И. Пригожина, В. И. Рыбаковой, В. А. Сластёнина, В. П. Ушачева, Т. И. Шамовой, П. И. Щедровицкого, А. В. Хуторского и др. [1; 5; 8].
Ученые (И. Т. Андреева, К. Ю. Белая, Л. Г. Богославец, В. Н. Казакова, Е. И. Кузь-мичева, Е. А. Лобанова, С. Г. Молчанов, Г. П. Новикова, Л. В. Поздняк, Н. В. Федина и др.) подробно рассматривают проблемы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных образовательных организаций. Конкретные условия введения и развития инновации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации изучали С. Ф. Багаутдинова, Г. Н. Новикова, Г. В. Яковлева и др. Подготовкой руководителей дошкольных образовательных организаций к инновационной деятельности занимались М. С. Та-ратухина, О. Ф. Хараман и др. В отдельных работах представлены материалы, выявляющие использование инноваций в управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации (Е. В. Давытки-на, Л. М. Денякина и С. В. Савинова) [1; 7; 3].
В исследовании Л. М. Денякиной рассмотрены и изучены вопросы использования инновационных технологий в управлении дошкольной образовательной организацией. Кроме того, С. В. Савинова доказала, что информационное обеспечение управлением, менеджмент образовательной организации явля-
ются центральными звеньями обновления дошкольной организации [4; 10]. Е. В. Давы-ткина показала роль исследовательского подхода в управленческой деятельности руководителя, на который руководителю дошкольной организации необходимо опираться при внедрении инноваций [3].
В ходе анализа психолого-педагогической методической и научной литературы было выявлено, что вопросы, касающиеся развития управления и непосредственного внедрения инновационных процессов в образовательное пространство дошкольной образовательной организации, исследованы достаточно подробно, в то время как вопрос об управленческой деятельности руководителя дошкольной организации разработан не в полном объеме. Несмотря на востребованность в современном обществе практики по обновлению управления дошкольной образовательной организацией, упущен сам процесс непосредственного внедрения нововведений в управленческую деятельность руководителя.
В этом аспекте были изучены и апробированы исследования В. Н. Живикина, И. П. Марченко и других, которые отмечают, что в настоящее время некоторые руководители дошкольных образовательных организаций не соответствуют современным требованиям и стандартам, поскольку их управленческая компетентность развита недостаточно. Прежний заведующий проявлял себя достойным исполнителем, но дошкольные образовательные организации сегодня нуждаются в новом усовершенствованном типе руководителя-инно-ватора, который был бы способен создать условия, обеспечивающие абсолютное всестороннее развитие личности как педагога, так и ребенка, соответствуя при этом его собственным потребностям и нуждам социальной среды в целом [5; 9].
Таким образом, инновационная управленческая деятельность руководителя дошкольной образовательной организации - это деятельность субъекта по разработке, созданию и освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению но-
вовведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольной организации.
Совершенствование дошкольного образования в нашей стране требует введения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации, для успешного осуществления которых необходимы как объективные, так и субъективные условия внедрения. Наличие всего комплекса объективных и субъективных условий способствует более прогрессивному и успешному внедрению нововведений в управление дошкольной образовательной организацией.
К объективным условиям внедрения следует отнести наличие федеральной, муниципальной, а также нормативно-правовой базы для реализации инновационной управленческой деятельности руководителя; поддержку и содействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании [6; 2].
Все эти условия не только мотивируют, но и активизируют управленцев дошкольной организацией к инновационной деятельности. Немаловажную роль играют и субъективные условия внедрения. Они, в свою очередь, влияют на прогрессивность внедрения инноваций в управленческую деятельность самого руководителя:
- специализированная вузовская профессиональная подготовленность заведующих дошкольным учреждением в сфере инновационного менеджмента, а именно: знания о сущности нововведений, об управленческих инновациях, инновационные управленческие умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу и профессионально-личностные качества будущего руководи-теля-инноватора;
- активное применение в практике модели инновационной управленческой деятельности руководителя;
- реализация целого комплекса новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях.
Инновационная деятельность руководителя дошкольной образовательной организа-
цией при несоблюдении данных условий значительно затрудняется и тормозится. В управлении инновации позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в дошкольной образовательной организации, что является необходимым в современных условиях труда. Немаловажно совершенствовать организационную структуру дошкольной организации, что создает благоприятные условия для творческого и профессионального роста руководителей и педагогов, влияет на качество образовательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольной организации [8; 9].
Как уже отмечалось, внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации будет успешным при соблюдении следующих условий:
- будущий руководитель должен быть профессионально подготовлен в сфере инновационного менеджмента. Это предполагает наличие у выпускника-магистранта знаний об инновациях, инновационных управленческих умений, эмоционально-ценностного отношения к инновационному процессу и профессионально-личностных качеств руководителя;
- применение модели инновационной управленческой деятельности;
- реализация комплекса нововведений одновременно в нескольких управленческих функциях [8].
Чтобы внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя было успешным, следует руководствоваться следующим алгоритмом действий по внедрению инноваций в управление дошкольной образовательной организацией:
- самостоятельное и своевременное выявление проблемной управленческой ситуации в дошкольном образовательном учреждении;
- обязательный анализ как внутренней, так и внешней среды через маркетинговые исследования;
- поиск или самостоятельное создание новшества;
- принятие решения об освоении новшества в управленческой деятельности;
- внедрение и освоение управленческих инноваций, позволяющее перевести управленческую деятельность на инновационный, более высокий уровень [4; 6].
Таким образом, поиск, освоение и внедрение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения, выступает основным механизмом оптимизации и развития системы современного дошкольного образования.
Анализ проблемы управления дошкольной образовательной организацией и использования инноваций в управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации позволил выделить определенные противоречия между потребностью современного дошкольного образования в обновлении управления дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью проблемы условий внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются условия внедрения инноваций при формировании управленческой культуры руководителей дошкольных образовательных организаций на современном уровне развития дошкольного образования; раскрывается проблема внедрения инноваций при формировании управленческой культуры руководителей дошкольных образовательных организаций и условия ее внедрения.
Ключевые слова: инновации в дошкольном образовании, внедрение инноваций, инновационный процесс, управленческая культура руководителя дошкольной образовательной организации.
SUMMARY
In the article the terms of introduction of innovations at forming of administrative culture of leaders of preschool educational establishment
on the modern level of development of preschool education are considered; the problem of innovation in the formation of administrative culture of heads of preschool educational organizations and the conditions for its implementation revealed.
Key words: innovations in preschool education, introduction of innovations, innovative process, administrative culture of leader of preschool educational establishment.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
2. Волобуева M. Структура управления дошкольным образовательным учреждением // Управление дошкольным образованием. -2004. - № 1. - С. 8-15.
3. Давыткина Е. В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 224 с.
4. Денякина Л. М. Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2001. - 150 с.
5. Живикин В. Н. Инновационные процессы в управлении муниципальной системой образования: дис. ... канд. пед. наук. -Рязань, 2004. - 207 с.
6. Фадина Г. В. , Андреева И. Г. , Лобанова Е. А. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина, И. Г. Андреева, Е. А. Лобанова. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. - 64 с.
7. Новикова Г. П. Организационно-педагогические основы становления и развития системы дошкольных учреждений в современных условиях. - М.: Институт общего образования, 2005. - 164 с.
8. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: метод. рекомендации / Сост. С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева. -Челябинск: ЧГУ, 2005. - 71 с.
9. Рыбакова В. И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 1996. - 244 с.
10. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. . Управление дошкольным образованием / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. - М.: Академия, 2000. -432 с.
СШ