Инновационные услуги дошкольного образовательного учреждения Innovative services of preschool educational institutions
Милюкова Ольга Олеговна
Магистрантка 2 курса Факультет технологического менеджмента и инноваций Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,
механики и оптики Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]
Milyukova Olga Olegovna
2nd year master student Faculty of Technology Management and Innovation Saint Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics
St. Petersburg, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены и проанализированы инновационные процессы в системе дошкольного образования, освещены организационные проблемы внедрения инноваций. Выделены перспективные направления инновационных трансформаций, систематизированы ключевые факторы, их обуславливающие. Приведено структурирование условий эффективного осуществления нововведений, а также причин возникновения преград в процессе их введения в деятельность дошкольных образовательных учреждений. Предложены потенциально значимые инновационные услуги.
Annotation.
The article examines and analyzes innovative processes in the system of preschool education, covers the organizational problems of introducing innovations. The article outlines promising areas of innovative transformations, systematizes the main factors causing them. The reason for structuring the conditions necessary to provide education in the field of pre-school educational institutions. The most significant innovative services are offered.
Ключевые слова: инновационный процесс, дошкольное образование, управление инновациями, восприятие нововведений.
Key words: innovation process, pre-school education, innovation management, perception of innovations.
Происходящие в России изменения социально-экономического порядка привели к необходимости кардинальной смены приоритетов в образовании, что обусловило создание и внедрение многих инноваций на всех уровнях системы образования. Реформы, призванные переориентировать прошлые цели и задачи на достижение новых результатов, происходят непрерывным процессом, стремящимся соответствовать новым государственным запросам.
Инновационный образовательный процесс невозможен без пристального внимания исследователей и новаторов, разрабатывающих и предлагающих все новые концепции построения воспитания и обучения подрастающего поколения. Однако многие предложения новых формаций встречают инновационную невосприимчивость учебных учреждений, определяющуюся трудностями практической адаптации новой стратегии к существующим парадигмам.
Трудности, возникающие в процессе изменений в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), относятся к разряду одного из источников конфликта специализации: системные преобразования самой структуры учреждения приводят к нестабильности статуса сотрудников, отражающего параметр не только профессионализма, но также востребованности и раскрытия потенциала [1]. Важной задачей повышения эффективности инновационного процесса становится работа на актуализацию инновационной готовности, т.е. включенность и активное функционирование всей структуры ДОУ в ходе внедрения новшеств.
Инновации в дошкольном образовании подразумевают создание социально-педагогических новшеств, которые возникают в институтах внесемейной социализации и поддерживаются не только педагогическим сообществом, но и в семье [2]. Основным фактором возникновения инноваций выступает современный взгляд на приоритетность прав детей в обществе, обоснованный документально (Конвенцией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ). Значимость дошкольного образования здесь заключается в формировании базисных социальных и интеллектуальных качеств.
Большинство традиционных ДОУ осуществляют тот тип педагогического сопровождения семейного воспитания, когда деятельность детского сада дублирует совместную занятость в семье. Основными применяемыми средствами являются развитие бытовых навыков детей, обучение основам чтения и письма, развитие крупной и мелкой моторики. Все это ребенок получает и в семье, что и аргументирует повышение популярности воспитания по принципу «не отдавать ребенка в сад». Многие семьи не прибегают к услугам ДОУ, либо пользуются лишь их малой частью несколько часов в неделю. Основная причина подобного решения — свобода выбора наиболее подходящей занятости для дошкольника, позволяющая также учесть контингент воспитателей, тренеров и других семей, посещающих ДОУ. Данная тенденция подводит систему дошкольного образования к необходимости обновления принципов взаимодействия с семьей.
Потенциально выигрышной инновацией по переходу от опосредованного к непосредственному, развивающему взаимодействию может стать активное продвижение и организация «семейных клубов» [3]. Форма воплощения варьируется от стандартного родительского собрания до заново созданной среды для субъект-субъектного взаимодействия детей, родителей и воспитателей в одном пространстве. Социальные ресурсы инновации заключаются в формировании позитивного влияния на личность ребенка через родительский пример, а также в развитии инициативности родителей. Клуб позволяет выступить педагогам и родителям союзниками, помогает лучше узнать ребенка, увидеть друг друга (в выгодном свете) в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности детей, сформировать ценностные жизненные ориентиры, преодолеть негативные проявления в поведении. Успешное осуществление инновационной идеи требует лишь гармоничного сочетания гуманизации образования и отказа от существующих регламентов, и стандартов воспитания и обучения, в частности, через личностно-ориентированную педагогику [4].
Широкое распространение услуг частной подготовки ребенка к школе ставит ДОУ перед необходимостью повышения уровня учебных, психологических и социальных знаний, умений и навыков. В свою очередь, отсутствие единого учебно-воспитательного стандарта для дошкольников позволяет учреждениям разного типа и специализации работать по родительскому стереотипу о том, что качество принятия ребенком статуса школьника зависит не только и не единственно от них, но и от дошкольного педагога как неотъемлемой компоненте формирования личности будущего первоклассника.
Постоянно прогрессирующая коммерциализация услуги подготовки к школе является одним из нововведений системы образования, при этом не имеющего должного теоретического обоснования, что ставит данную инновацию под угрозу неправильного оценивания как государственными органами, так и самими получателями социального продукта — клиентами в виде родителей и детей.
Политика введения инноваций в педагогическую работу должна опираться на прочный фундамент профессиональной готовности коллектива. При этом переход на любую новую программу состоит не только из этапа обучения новым технологиям, но и через гораздо более многогранный комплекс условий. Дошкольному учреждению недостаточно лишь обеспечить воспитателей возможностью пройти курс повышения квалификации — необходимо создать совокупность, а) благоприятных экономических оснований, б) эффективной демонстрационной поддержки воспитателей-новаторов и в) активного практического использования примеров
успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциальных последователей [5]. Среди наиболее соответствующих теории практических вариантов воплощения можно выделить инновации 1) перепрофилирования детских садов в качественно новые структуры, способные индивидуально учитывать возможности детей; 2) повышения вариативности программного и методического обеспечения деятельности садов; 3) форматирования самого института дошкольного образования на примерах востребованных систем, своевременно и адекватно реагирующих на запросы клиентов рассматриваемого образовательного уровня. Во всех нововведениях легко прослеживается одна общая тенденция — необходимость перемены методической основы работы ДОУ.
В частности, в настоящее время выделяют несколько основ инновационного методического сопровождения ДОУ: соответствие педагогического мониторинга принятым приоритетам учреждения, нормативное закрепление принципов работы методистов, ориентация на творческое саморазвитие педагогов, работа на повышение психологической удовлетворенности от работы и т.д. Однако каждая из этих частностей обособлена и требует освоения ДОУ интегрированной услуги — предоставления широких возможностей развивающих программ для ребенка. Практически каждое ДОУ зациклено на утвержденной технике работы (по плану-сетке, авторской программе, госстандарту) и оказывается не готовым ответить на спрос дошкольников и их родителей на обучение в новом формате. Даже частные развивающие центры зачастую отказывают клиентам в осуществлении желаемого вида обучения, ссылаясь на недобор групп, отсутствие квалифицированного специалиста либо коммерческую невыгодность услуги. В тоже время новаторские методики «сквозного проектирования» [6] обучения и активного использования здоровьесберегающих технологий [7] не находят должной актуализации в работе ДОУ.
Исследования нововведений показывают, что использование линейно-функциональной и матричной структур организации работы ДОУ остаются неосвоенными инновациями, хотя именно они имеют огромный потенциал в плане предоставления и продвижения основных и дополнительных услуг учреждения. Примеры возможных воплощений — расширение управленческого состава через создание совета родителей, совета педагогов и подобных полномочных структур, создание программно-целевых групп специалистов [8]. Переход дошкольного образования на предлагаемую систему позволил бы удовлетворить существующий социальный запрос на демократизацию образования, повышение его гибкости и динамичности, необходимых и для воспитателей разных профилей, и для дошкольников разного уровня развития. Формирование в ходе реновации устойчивого конкурентного преимущества заключается в создании такой инновационной услуги, которая способна сочетать внутренние ресурсы учреждения и позицию на ранке образовательных услуг в долговременной перспективе. В частности, менеджмент-стратегии различных уровней, нацеленные на поднятие экономической ценности услуг дошкольного обучения, сходятся в определении ключевого элемента — концепции интеллектуального капитала.
Являясь очевидным экономическим конкурентным преимуществом, интеллектуальный капитал определяет основу рыночного положения образовательной услуги, независимо от ее инновативности. В рамках Государственной программы РФ «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.» делает упор на развитие механизмов стимулирования инновационной деятельности, что представляется возможным через переход от принципа финансирования образовательных учреждений к стратегии инвестирования образовательных услуг. Данная практика применима и к ступени дошкольного образования, воплощаема путем дифференцирования образовательных услуг, соответствующего социальному запросу. Интеллектуальный капитал становится в этом плане фундаментом для введения инноваций на рынок предлагаемых активностей для дошкольников.
Отдельного рассмотрения в этой связи требует интеграция достижений научно-технического плана и младшей ступени образования. Современные ДОУ не могут продолжать работать, не учитывая укрепляющую свои позиции тенденцию поголовного освоения дошкольниками тех технологий, которые незнакомы педагогам и воспитателям. Государственные дошкольные учреждения в обязательном порядке имеют собственные сайты для активного взаимодействия с родителями, однако инновация была ограничена таким уровнем освоения ИКТ, на котором суть сайта свелась к возможности переписки с родителями вместо «устаревшего» звонка или личного обращения [9]. Суть же инновации гораздо шире: не только вовлечь родителей в воспитательно-обучающую среду, но и обеспечить невиданную ранее открытость образовательного процесса. Таким образом, инновация «социального партнерства», включающая в себя 4 уровня взаимодействия (с ребенком, с родителями, с общественностью и органами государственного управления), на данный момент не имеет практического воплощения, начиная с низших ступеней. Причина невозможности грамотного внедрения технологии социального партнерства кроется в организационном несовершенстве ДОУ и, во многом, в некомпетентности руководства в инновационном аспекте.
Проводимые исследования (Е.Б. Кузнецовой, Л.В. Поздняк, Г.В. Гетмановой, М.С. Таратухиной) выявили ряд основных причин внедрения инноваций с точки зрения руководителей ДОУ:
— стремление повысить уровень профессионального мастерства педагогов;
— качество учебно-воспитательного процесса;
— престиж и конкурентоспособность образовательного учреждения;
— желание быть в курсе основных направлений развития системы дошкольного образования;
— возможность предоставить педагогам условия для самореализации;
— неудовлетворенность педагогов работой всего учреждения.
Каждая из названных причин по отдельности имеет потенциал для развития полноценной услуги, как образовательного, так и коммерческого плана. В этой связи некоторое развитие получило направление «управленческих инноваций», однако ограничилось достижением так называемой готовности руководителя ДОУ к инновационной управленческой деятельности. Готовность включает в себя четыре компонента: новаторские качества (творческий потенциал, рефлексия, навыки прогнозирования и программирования, экспертной оценки), овладение инновационными знаниями, мотивационная готовность, четвертый из которых — овладение комплексом трех предыдущих.
Продвижение услуг ДОУ, обусловленное постепенным выходом управленческой кадровой системы на новый уровень, делает ставку на расширение вариантов взаимодействия с семьей. Активное участие родителей начинает приветствоваться на всех этапах работы с дошкольниками, перестает подчиняться нормативам и регламентам, более не имеющих актуального обоснования. Например, долгое время бытовавшая аксиома «ребенок не должен отвлекаться на родителя в процессе учебы» легко перешла в кардинально новое состояние «ребенок не должен отвлекаться от учебы с помощью родителя» [10]. Инновационные услуги данного поля могут быть реализованы в виде индивидуальных и групповых клубов, совместных активностей родителей вместе с детьми по заранее сформированному педагогом плану, осуществления детско-родительского общения в рамках тренинговых взаимодействий «на равных», а не «командир - подчиненный».
Таким образом, рынок образовательных услуг дошкольного обучения испытывает острую нужду в адекватном реагировании на инновации. Нововведения в сфере образования охватывают различные уровни системы, каждый из которых пробует принять и развить новые тенденции и технологии самостоятельно. Однако из этого проистекает наибольшая проблема инноватики в дошкольном образовании — ДОУ как целостная система не готовы к переменам, не хватает организации для всестороннего их освоения. Отдельные
инновационные услуги, предлагаемые ДОУ, носят разрозненный характер и зачастую воспринимаются самим педагогическим и родительским коллективом как инициативы с непонятным потенциалом. В то же время, разрабатываемые концепции введения инноваций требуют от ДОУ реорганизации всего масштаба функционирования заведения, без учета потребностей контингента конкретного детского сада или частного центра развития.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод: инновационные услуги учреждений дошкольного образования предлагают конечным пользователям варианты новых активностей, целенаправленность которых не всегда очевидна и понятна, тогда как должны создавать инновационные продукты, ориентированные на имеющийся спрос и социальную обоснованность.
Список используемой литературы:
1. Яголковский, С.Р. Инновационность как предмет психологического исследования / С.Р. Яголковский // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4. - № 2. - С. 123-133.
2. Кривенкова Ю.Е. Инновации дошкольного образования в современной России // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2011. №3 (65).
3. Дядюнова И.А. Семейный клуб как форма взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения // Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество». Москва, 20-22 октября 2009 г. М.: ИС РАН; РОС, 2009.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
5. Волкова Л.А. Отличительные особенности предшкольного образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №3.
6. Авадэни Ю.И., Витушкин А.Н., Жигадло А.П., Цветкова Е.В. Преимущества и достоинства технологии учебного сквозного проектирования для формирования профессиональных компетенций выпускников вуза. Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014. № 3 (37). С. 138-144.
7. Карабаева С.И. Мониторинг готовности педагогов дошкольного образования к реализации здоровьесберегающих технологий // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №1 (29).
8. Ган Н.Ю. Инновации, как путь повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением // Вестник ШГПУ. 2017. №3 (35).
9. Петухова М.Г. Результаты пилотажного исследования в ДОУ по проблеме использования педагогом web-сайта для сотрудничества с родителями // Вестник науки и образования, 2018. № 3 (39). С. 74 -77.
10. Глупак Н.В. Инновации в практиках взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Символ науки. 2018. №4.