Научная статья на тему 'Курсы повышения квалификации как средство формирования профессионально значимых качеств руководителя образовательной организации'

Курсы повышения квалификации как средство формирования профессионально значимых качеств руководителя образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES / ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / BUSINESS QUALITIES / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE METHODS OF TRAINING / THE QUALITY OF INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатова Анна Ильдаровна, Скоробогатов Андрей Валерьевич

Статья посвящена исследованию новых подходов в повышении квалификации руководителей образовательных организаций. Анализ проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации показывает необходимость формирования новых знаний и умений руководителей для выполнения ими определенных трудовых действий. В качестве основного метода исследования было выбрано полустандартизированное интервью, которое было проведено с руководителями образовательных организаций, обучающихся на курсах повышения квалификации в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова. Также использовались формализованные методики для оценки личностно и профессионально значимых качеств руководителей образовательных организаций разного уровня. Исследование организационной структуры образовательной организации проводилось с помощью квалифицированных специалистов путем аналитического изучения методов и организации труда. Проведенное исследование показало, что в целом, руководители понимают необходимость развития профессионально значимых качеств, среди которых указываются умение работать с персоналом, навыки стратегического планирования, умение проводить мониторинг достижений обучающихся, профилактика и решение конфликтных ситуаций, но очень сильна оказывается традиция к устоявшейся модели руководства. Развитие современного образования определяет движение каждого руководителя к повышению результативности своей деятельности. Выявленные в ходе исследования критерии также определяют необходимость постоянного самопознания, саморазвития и самосовершенствования. Конкретные механизмы такого самосовершенствования могут предоставить курсы повышения квалификации, организованные с учетом потребностей слушателей, включающие в себя индивидуальную траекторию обучения и посткурсовое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скоробогатова Анна Ильдаровна, Скоробогатов Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS PROCESS

The article is devoted to the research of new approaches in the improvement of professional skills of heads of educational institutions. Analysis of the professional standard project of the head of the educational organization shows the need to create new knowledge and skills of heads to carry out certain employment actions. As the main method of research, a semi-standardized interview was chosen, which was conducted with the heads of educational organizations studying at advanced training courses at the Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov. Also, formalized methods were used to evaluate personally and professionally significant qualities of heads of educational organizations at different levels. The study of the organizational structure of the educational organization was carried out with the help of qualified specialists through an analytical study of methods and organization of work. The research showed that, in general, the heads understand the need for the development of professionally significant qualities, among them indicated the ability to work with the staff, strategic planning skills, the ability to monitor the achievements of students, prevention and conflict resolution, but the tradition is very strong in the established management models. The development of modern education determines the motion of each head to increase the impact of its activities. These criteria also determine the need for continuous self-knowledge, self-development and self-improvement. Specific mechanisms of such self-improvement can provide improvement of professional skills courses organized with the needs of students, including individual trajectory of training and post course supporting.

Текст научной работы на тему «Курсы повышения квалификации как средство формирования профессионально значимых качеств руководителя образовательной организации»

педагогические науки

Скоробогатова Анна Ильдаровна, Скоробогатов Андрей Валерьевич КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ...

УДК 371.11

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2017

Скоробогатова Анна Ильдаровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики Скоробогатов Андрей Валерьевич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (420111, Россия, Казань, ул. Московская, 42, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена исследованию новых подходов в повышении квалификации руководителей образовательных организаций. Анализ проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации показывает необходимость формирования новых знаний и умений руководителей для выполнения ими определенных трудовых действий. В качестве основного метода исследования было выбрано полустандартизированное интервью, которое было проведено с руководителями образовательных организаций, обучающихся на курсах повышения квалификации в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова. Также использовались формализованные методики для оценки личностно и профессионально значимых качеств руководителей образовательных организаций разного уровня. Исследование организационной структуры образовательной организации проводилось с помощью квалифицированных специалистов путем аналитического изучения методов и организации труда. Проведенное исследование показало, что в целом, руководители понимают необходимость развития профессионально значимых качеств, среди которых указываются умение работать с персоналом, навыки стратегического планирования, умение проводить мониторинг достижений обучающихся, профилактика и решение конфликтных ситуаций, но очень сильна оказывается традиция к устоявшейся модели руководства. Развитие современного образования определяет движение каждого руководителя к повышению результативности своей деятельности. Выявленные в ходе исследования критерии также определяют необходимость постоянного самопознания, саморазвития и самосовершенствования. Конкретные механизмы такого самосовершенствования могут предоставить курсы повышения квалификации, организованные с учетом потребностей слушателей, включающие в себя индивидуальную траекторию обучения и посткурсовое сопровождение.

Ключевые слова: руководитель образовательной организации; качества личности; профессиональный стандарт; профессионально значимые качества личности; деловые качества; повышение квалификации; инновационные методы обучения.

FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS PROCESS

© 2017

Skorobogatova Anna Ildarovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of chair

of pedagogical psychology and pedagogy Skorobogatov Andrey Valerievich, Doctor of History, Professor Kazan Innovative University named after V.G, Timiryasov (420111, Russia, Kazan, Moskovskaya st., 42, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the research of new approaches in the improvement of professional skills of heads of educational institutions. Analysis of the professional standard project of the head of the educational organization shows the need to create new knowledge and skills of heads to carry out certain employment actions. As the main method of research, a semi-standardized interview was chosen, which was conducted with the heads of educational organizations studying at advanced training courses at the Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov. Also, formalized methods were used to evaluate personally and professionally significant qualities of heads of educational organizations at different levels. The study of the organizational structure of the educational organization was carried out with the help of qualified specialists through an analytical study of methods and organization of work. The research showed that, in general, the heads understand the need for the development of professionally significant qualities, among them indicated the ability to work with the staff, strategic planning skills, the ability to monitor the achievements of students, prevention and conflict resolution, but the tradition is very strong in the established management models. The development of modern education determines the motion of each head to increase the impact of its activities. These criteria also determine the need for continuous self-knowledge, self-development and self-improvement. Specific mechanisms of such self-improvement can provide improvement of professional skills courses organized with the needs of students, including individual trajectory of training and post course supporting.

Keywords: head of educational organization; the quality of individual; professional standard; professionally significant personal qualities; business qualities, improvement of professional skills, innovative methods of training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие России на современном этапе характеризуется транс -грессивностью [1], органичным компонентом которой выступают реформы, в т.ч. в сфере образования. Новым этапом образовательных реформ стало принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» [2], реализация которого потребовала не только изменения качества образования, но и совершенно иные требования к лицам, осуществляющим и руководящим этим процессом. Закрепление в законе положения о сфере образования как услуге обусловило усиление связи подготовки обучающихся с реальными социально-экономическими потребностями России [3].

Социально-экономические изменения, происходя-

щие в нашей стране, определили новые требования к результативности управленческой деятельности в системе образования [4]. Перестройка современной управленческой парадигмы обусловила необходимость разработки профессионального стандарта руководителя образовательной организации.

Анализ основных положений подготовленного в 2016 г. Минтрудом России проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» показывает, что основная цель профессиональной деятельности руководителя образовательной организации - повышение уровня образовательных услуг и обеспечение эффективной работы, способствование развитию образовательного учреждения.

Независимо от сферы деятельности руководителя,

Skorobogatova Anna Ildarovna, Skorobogatov Andrey Valerievich FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES ..

pedagogical sciences

эффективное выполнение его профессиональных функций и универсального управленческого потенциала [5]. Сложность решения данной проблемы заключается в специфике управления образовательной организацией, в особенностях деятельности учреждений образования, где основным эффектом управленческой деятельности может служить не материальный продукт (как в ряде промышленных производств), а личностные качества и знания обучающихся. Личностные свойства обучающихся тяжело поддаются непосредственному измерению, а эффект воспитательной деятельности может быть даже отсрочен во времени.

Современная ситуация требует от руководителя образовательной организации выполнения разных социальных ролей: аналитика [6], вдохновителя, организатора, лидера педагогического коллектива, хозяйственника, организатора учебной, воспитательной, научной деятельности [7]. Однако все указанные качества являются только предпосылкой становления личности успешного руководителя. Он должен эффективно управлять ресурсами вверенной ему образовательной организации, представлять ее интересы в отношениях с работодателями и объединениями работодателей, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, обладая высокими нравственными качествами [8]. Отдельной задачей перед руководителем стоит разработка, анализ и внедрение инноваций в деятельность образовательной организации [9].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема развития профессионально значимых качеств руководителей решается в настоящее время учеными психологами, педагогами, менеджерами, экономистами. Задаче развития профессионально значимых качеств руководителей образовательных организаций разного уровня были посвящены исследования Е.П. Воробьевой [10], Е.Ф. Фалунина, Е.В. Фалуниной [11], С.Г. Мироновой, Е.Б. Филинковой [12], И.Д. Чечель [13]. Европейские ученые также изучают особенности руководства в образовательных организациях: M. Brown, B. Boyle, T. Boyle [14], D. Glover, D. Gleeson, G. Gough, M. Johnson [15].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи исследовать возможности средств повышения квалификации для формирования профессионально-значимых качеств руководителя образовательной организации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современные требования к обучению и образованию руководителя - высшее образование и дополнительное профессиональное образование, стаж работы не менее 3 лет педагогической или руководящей деятельности. Также рекомендовано систематическое прохождение повышения квалификации руководителей в области менеджмента в образовательной организации. Современные подходы к повышению квалификации руководителей предполагают создание персонифицированного образовательного маршрута, консультационного сопровождения дальнейшей деятельности, работу в тренинговых группах по выработке профессионально значимых навыков [16], использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации [17], применение инновационных управленческих технологий в развитии необходимых компетенций [18]. Однако даже профессионально подготовленные руководители отличаются друг от друга по результативности своей деятельности.

В настоящем исследовании рассматриваются возможности обновления содержания курсов повышения руководителей образовательных организаций с целью не столько обучения узким методикам управления кол-

лективом, сколько развития необходимых для управления личностных и профессиональных качеств.

Качественное исследование (полустандартизированное интервью) проводилось на курсах повышения квалификации в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова среди руководителей образовательных организаций системы общего и профессионального образования Республики Татарстан. Исследование проводилось в 2016 - 2017 учебном году. Было опрошено 300 человек, из них 180 руководители образовательных организаций в городах Татарстана, 120 - в сельской местности. Подавляющее большинство опрошенных -женщины. Возраст опрошенных колебался от 35 до 50 лет. Вопросы касались особенностей управления коллективом в условиях конкретной образовательной организации, трудностей, возникающих в деятельности руководителя, эффективности принимаемых решений и причинах неудач, факторов, влияющих на результативность управленческой деятельности. По ходу интервью вопросы могли менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представлялась интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком.

С помощью формализованных методик были про-диагностированы профессионально значимые качества личности руководителей образовательных организаций: стиль руководства, конкурентоспособность, творческий потенциал. Также проводился анализ организационной структуры образовательной организации, оценка деловых и личностных качеств руководителей.

Исследование показало, что в качестве факторов, обеспечивающих успех управленческой деятельности, независимо от возраста и места расположения образовательной организации, в которой работал тот или иной руководитель, чаще всего ими назывались умение работать с сотрудниками (убеждать, вдохновлять, показывать пример, расставлять кадры, не допускать и эффективно решать возникающие конфликты, заниматься социальным планированием); развитую интуицию, гибкость и быстроту мышления, высокую ответственность в сочетании с оптимальным риском. Отдельно следует отметить глубокую убежденность большей части респондентов в необходимости использовать в управлении коллективом преимущественно авторитарный стиль и линейную модель управления. В авторитарном стиле руководители видят возможность единоначалия, ощущения полной компетентности, ответственности за все происходящее, что придает им уверенность в том, что все делается правильно. Однако в условиях движения общества к большей демократизации представляется необходимым обучение руководителям и другим стилям. Линейная организационная структура управления выбирается ими также за простоту, четкую логику.

Профессионально значимые качества руководителя образовательной организации связаны с его личностными характеристиками: уровнем развития психических процессов, темпераментом, характером, врожденными или приобретенными способностями. Исходя из результатов проведенного исследования, было разработано новое содержание курсов повышения квалификации для руководителей образовательных организаций разного уровня. Курсы повышения квалификации включали в себя, помимо ознакомления с последними изменениями в организации деятельности образовательной организации, практические занятия, тренинги, психологическую диагностику качеств личности, семинары с использованием рефлексивных техник, работу аналитических групп.

Результативность семинаров с использованием рефлексивных техник определялась качественными изменениями в установках руководителей на выбор стратегий взаимодействия с участниками образовательного процесса, определении собственных резервов в развитии профессионально значимых качеств. Также слушатели

194

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Скоробогатова Анна Ильдаровна, Скоробогатов Андрей Валерьевич КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ...

курсов обучались влиянию на сотрудников не с помощью исключительно директивных методов, а в большей степени используя психологические.

Новое содержание курсов повышения квалификации должно коррелировать с обозначенными в проекте профессионального стандарта необходимыми знаниями, умениями и трудовыми действиями. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает умение обеспечивать при разработке основных образовательных программ учет интересов всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, их родителей или законных представителей, партнеров образовательной организации. Повышение качества этих знаний напрямую связано с развитием у слушателей курсов таких личностных характеристик, как способность устанавливать контакты, внимательность к собеседнику, эмпатия, гибкость. Владение современными способами педагогического мониторинга и разработки новых методик требует от руководителя умения аналитически мыслить, применять уже освоенные знания в новой области. Как правило, результативность образовательной деятельности вполне возможно измерить через уровень достижения обучающимся образовательных стандартов [19], однако для объективности оценивания необходимо соотнести внутреннюю и внешнюю оценку. Исследованию методик педагогической диагностики результатов воспитательной работы посвящено немало трудов [20; 21; 22]. Однако наибольшую сложность руководители образовательных организаций видят именно в разработке собственного инструментария определения эффективности воспитательной деятельности, сопряженного с конкретными особенностями обучающихся, учетом специфики образовательной организации. Для решения данной задачи был разработан курс «Управление качеством обучения и воспитания», в рамках которого слушатели курсов в малых группах разрабатывали модель диагностики нравственных свойств личности обучающихся по следующей схеме: уровни воспитанности, психолого-педагогическая структура личности обучающегося, проявления в поведении, задачи воспитания.

Такое необходимое умение, как владение навыками принятие управленческих решений в ситуации неопределенности, различных мнений участников образовательного процесса, также потребовало внесения корректив в содержание курсов повышения квалификации, а также применение таких форм и методов, как деловые игры. Для начала необходимо было принять идею о включенности руководителя образовательной организации в сложные динамические системы, находящиеся под влиянием внутренних и внешних факторов. Типичные субъективные ошибки, которые демонстрировали руководители в процессе тренингов и организованных деловых игр, это - привычка принимать решения по устоявшемуся шаблону («я всегда так делаю»); подгонка ситуации под уже решенные («что-то похожее уже было, и там я действовал так»); формальное решение управленческой задачи («общий смысл понятен, а когда будет необходимо - разберусь»); решение буду принимать единолично («нет времени что-то обсуждать»). Также были выявлены объективные причины управленческих ошибок: игнорируется необходимость поэтапного решения задачи («примем общее решение, а потом разберемся с ошибками»); поставлю вопрос на голосование («мнение большинства явно более правильное»); разрабатываемые решения содержат противоречивую информацию («лишь бы сейчас отреагировать, а потом может все измениться»).

Также наибольшую сложность представляет для руководителей разработка программы развития собственных профессионально значимых качеств: в большинстве своем руководители воспринимают себя как сложившихся личностей, чьи личностные свойства развивать уже нет необходимости. И хотя про саморазвитие личности педагога написано достаточное количество ис-

следований [23; 24; 25; 26]. Разработкой планов и механизмов саморазвития руководителя образовательной организации остается сложной задачей.

В соответствии с означенными запросами была разработана принципиально иная модель курсов повышения квалификации, ориентированная на конкретного заказчика и включающая в себя не только традиционные формы проведения лекций и семинаров, но активное использование интерактивных и компьютерных технологий. Если по отношению к высшему образованию это является одним из требований, закрепленных в ФГОС, то по отношению к повышению квалификации их необходимость обусловлена не наличием формальным требований, а реальными потребностями [27].

На основе запросов слушателей и современных требований к руководителю образовательной организации изменилась организация учебного процесса, основной формой которого становятся практические занятия и самостоятельная работа. В ходе проведения занятий преподаватели максимально ориентируются на нетрадиционные формы подачи материала, формулируя проблемные вопросы, решение которых осуществляется в ходе совместного со слушателями поиска. При этом активно используются групповые дискуссии, диалоги и полилоги, поисковые семинары, разработка исследовательских проектов. В процессе самообразования слушатели изучают передовой педагогический и управленческий опыт, новинки педагогической и методической литературы (для последующего их обсуждения на занятиях), проводят самостоятельные научные исследования, в основе которых лежит изучение их собственной педагогической и управленческой деятельности. Кроме того, осуществляется посткурсовое сопровождение выпускников программ повышения квалификации. В совокупности это стимулирует познавательную активность и творческий потенциал слушателей, благодаря чему происходит преобразование их внутреннего и внешнего мира. Это не только способствует их профессиональному росту, но и повышению качества деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В современных условиях именно от руководителя образовательной организации во многом зависит решение как стратегических задач развития образовательного учреждения, так и оперативное реагирование на возникающие социальные запросы. Данные задачи требуют сформированности у руководителя таких качеств, как: высокая работоспособность, творческий потенциал, коммуникабельность, способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации, оптимизм, эрудиция, самообладание, уверенность в себе, целенаправленность, предприимчивость, стремление к постоянному самосовершенствованию. Эффективность руководства образовательной организацией тесно связана с результативностью деятельности образовательного учреждения. Поэтому при проведении курсов повышения квалификации необходимо не только повышать профессиональный уровень руководителей образовательных организаций, но и формировать у них навыки принятия решения в различных ситуациях с учетом множества не только педагогических и психологических, но и социально-экономических факторов. Этого возможно добиться только на основе широкого использования на курсах повышения квалификации руководителей интерактивных и инновационных технологий, стимулирующих формирование у индивида многофакторного подхода к принятию решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Скоробогатов А.В., Краснов А.В. Правовая реальность России: константы и переменные // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 161-170.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2012.

Skorobogatova Anna Ildarovna, Skorobogatov Andrey Valerievich pedagogical

FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES ... sciences

№ 53 (ч. 1). Ст. 7598.

3. Муратов Р.Ф. Вектор развития системы образования в условиях модернизации экономики и социальной сферы // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1 (21). С. 5-7.

4. Шагимуллин А.Р. Развитие системы высшего образования как условие социально-экономического процветания региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1 (21). С. 75-78.

5. Комаров А.В., Брюханов Д.Ю. Влияние компе-тентностей руководителя на эффективность деятельности организации // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 4 (36). - С. 131-140.

6. Коваль Н.Н. Содержательный аспект понятия «аналитическая деятельность руководителя школы» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 1 (14). С. 93-97.

7. Кортунова Е.П. Руководитель школы в условиях инновационного развития системы образования // Вестник Поволжского института управления. 2012. № 1. С. 133-137.

8. Васина В.В., Халитов Р.Г. Персональная или социальная идентичность в реформировании образования: коррупция или инновация // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4(32). С. 26-33.

9. Аронов А.М. Принципы управления инновационной деятельностью вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (132). С. 9-13.

10. Воробьева Е.П. Становление профессионально значимых качеств личности будущих руководителей дошкольного образовательного учреждения в процессе магистерской подготовки // Гуманитарные науки. 2016. № 3(35). С. 135-139.

11. Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Содержательные характеристики психологического портрета личности руководителя современной общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 161.

12. Миронова С.Г., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и эмоционального отношения руководителей школ к подчиненным // Вестник брянского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 253-257.

13. Чечель И.Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения // Управление образованием: теория и практика. 2012. № 1 (5). С. 93-101.

14. Brown M., Boyle B., Boyle T. Professional development and management training needs for heads of department in UK secondary schools // Journal of educational administration. 2002. № 1. P. 31-43.

15. Glover D., Gleeson D., Gough G., Johnson M. The meaning of management. The development needs of middle managers in secondary schools // Educational Management & Administration. 1998. Т. 26. № 3. P. 279-292.

16. Шустов В.А. Создание условий для персонифицированного подхода к повышению квалификации руководителей // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 66-69.

17. Станкевич Е.М. Основные направления организации повышения квалификации руководителей ОУ с применением дистанционных образовательных технологий в региональной системе образования (на примере ЯНАО) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 2 (15). С. 60-65.

18. Уваровская О.В. Повышение компетентности руководителей образовательных учреждений в современных условиях // Наука и бизнес: пути развития. 2011. № 6. С. 132-137.

19. Буряк Л.Г. Критерии и диагностический инструментарий внутришкольной оценки качества образования // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 166-173.

20. Фролова С.Л. Диагностика нравственной воспитанности обучающихся // Историческая и социально-об-196

разовательная мысль. 2015. № 5-2. С. 269-273.

21. Сидоров С.В., Тажетдинова А.Ф. Диагностика воспитанности учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 213-216.

22. Россова Ю.А. Изучение нравственного развития обучающихся в условиях современного образования // Professional science. 2016. № 1. С. 57-64.

23. Ушаков А.А. Критерии процесса личностно-про-фессионального саморазвития в педагогической деятельности // Школьные технологии. 2015. № 6. С. 141146.

24. Ушаков А.А. Диагностика личностно-профессио-нального саморазвития педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 112-117.

25. Ушаков А.А. Вариативность личностно-профес-сионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде // Мир науки. 2016. № 2. С. 44.

26. Тауренис А.Н. Психологические условия развития готовности педагогов к изменениям в системе образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. № 179. С. 77-82.

27. Борисова Н.Р. Нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемент механизма правового регулирования образовательных отношений // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3(27). С. 192-197.

Статья поступила в редакцию 02.11.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.