УДК 371
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О.В. Сухова
Аннотация. В статье рассмотрены профессиональные компетенции, которыми должен обладать современный руководитель дошкольной образовательной организации на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада № 178 «Облачко». Цель исследования состоит в создании профессионального образа руководителя, составлении определения и научных характеристик профессиональных, личностных и поведенческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дошкольное образование, руководитель, управление, профессиональная компетентность, структура.
ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF
HEAD OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
O. Sukhova
Abstract. The article considers the professional competence, which should have a modern leader of the preschool educational institution, as an example was the Municipal offline preschool educational Institution “The center for development children - kindergarten №178 - the Cloud”. The purpose of the study is to create a professional image of the leader, compilation of clear definition and scientific features, professional, personal and behavioral competencies of the leader of the preschool educational Institution.
Keywords: personal competence, social competence, industrial competence, general professional competence.
Особенности сущности, структуры и
формирования профессиональных компетенций руководителя отражены в различных работах (Спенсер - мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М., Лукашенко М.А., Попова Е.П., Лаврищев М.П. и др.). В связи с этим возникла необходимость изучить профессиональные компетенции
заведующего детского сада.
Учебно-воспитательный процесс в
дошкольном учреждении может быть
результативным и эффективным только под руководством заведующего, обладающего профессиональной компетентностью как
ключевым моментом развития (имидж) дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), от управленческого мастерства которого зависит успешность функционирования
образовательной организации в целом.
Как показывает практика, в любой профессиональной деятельности особую
значимость приобретает понятие «компетенция руководителя». Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или и иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетенцию будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным,
профессиональным качествам заведующего ДОО [6]. Компетентность - это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией.
Мы ставим перед собой цель составить некий профессиональный образ современного руководителя ДОО, дать определение и научную характеристику профессиональных, личностных и поведенческих компетенций современного руководителя ДОО. Возникает проблема актуальности определения требований к заведующему и решению ряда задач [4]:
- составление единых требований к содержанию и качеству управленческой деятельности (оценка деятельности);
- планирование профессионального развития резерва руководителей, разработка должностных инструкций.
В основе определения составляющих компетентности современного руководителя, по мнению Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер, находятся пять базовых качествах личности [2, с.
9]:
1. мотивы, то есть основные потребности, которые управляют поведением человека;
2. психофизиологические особенности -склонности к определенному поведению;
3. Я-концепция - установки и ценности человека;
47
4. знания - объем знаний, которыми обладает индивид;
5. навык - наличие когнитивных и поведенческих навыков.
Следовательно, под профессиональной компетенцией мы понимаем осознание руководителем своих потребностей и интересов в профессиональной деятельности, социальных ролей и мотивов, своей линии поведения, профессиональных возможностей в соответствии со своими профессиональными качествами и требованиями профессии [5].
Нами выделены четыре группы компетенций, характеризующих современного руководителя ДОО:
1. Личностная компетенция, включающая уровень личного саморазвития и отражающая личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности руководителя.
2. Социальная компетенция, реализуемая в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.
3. Отраслевая компетенция, содержащая комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.
4. Управленческая компетенция,
предполагающая способность руководителя выполнять свои должностные обязанности, их совокупность вполне может представлять собой профессиональную компетентность заведующего ДОО.
На основании проведенной классификации нами разработан опросник для родителей воспитанников детского сада и педагогов ДОО, состоящий из четырех закрытых вопросов и содержащий критерии [7] профессионально значимых компетенций, которыми должен обладать заведующий ДОО:
1. Укажите наиболее важные управленческие компетенции, которыми должен обладать современный заведующий ДОО:
- формирование стратегии образовательной организации и ее реализация;
- эффективное управление кадрами в ДОО;
- управление качеством образования современной ОО;
- управление информационными потоками.
2. Укажите наиболее важные отраслевые компетенции современного заведующего ДОО:
- эффективное управление учебновоспитательным процессом;
- управление административной и финансово-хозяйственной деятельностью;
- применение педагогических знаний на практике;
- управление инновациями.
3. Укажите наиболее важные личностные компетенции заведующего ДОО:
- проявление лидерства;
- ориентация на результат;
- стремление к самореализации и личностному развитию;
- демонстрация стрессоустойчивости.
4. Укажите наиболее важные социальные компетенции заведующего ДОО:
- эффективное управление конфликтами;
- эффективная организация взаимодействия с социальными группами внутри / вне ДОО:
- лояльность;
- руководство организацией в конкурентной среде.
В опросе приняли участие 70 родителей и 12 педагогов МАДОУ ЦРР - детский сад № 178 «Облачко» (далее - МАДОУ) [3, с. 158], результаты опроса оформлены в виде таблицы. Из таблицы видно, что наиболее важными родители признали следующие компетенции, наиболее характерные для современного управленца:
- среди управленческих компетенций -
управление качеством образования (35%); дошкольное образование считается
качественным, если организация
педагогического процесса в детском саду ведет к увеличению уровня воспитанности и развития каждого ребенка в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
- среди отраслевых компетенций - эффективное управление учебно-воспитательным процессом (38%);
- среди личностных компетенций - ориентация на результат (44%);
- среди социальных компетенций - способность организовывать эффективное взаимодействие с социальными группами внутри ДОО и вне его (47%).
Педагоги МАДОУ выбрали приоритетными следующие компетенции:
- среди общепрофессиональных
компетенций - эффективное управление кадрами (42%);
- среди отраслевых компетенций - управление административной и финансово-хозяйственной деятельностью (43%);
- среди личностных компетенций - ориентация на результат (50%);
- среди социальных компетенций - способность организовывать эффективное взаимодействие с социальными группами внутри ДОО и вне его (35%).
48
Таблица 1.- Результаты опроса родителей и педагогов по выявлению профессионально значимых компетенций, которыми должен обладать заведующий ДОО
Компетенция Вид компетенции Родители (%) Педагоги (%)
Управленческая компетенция Формирование стратегии образовательной организации и ее реализация 28 21
Эффективное управление кадрами 27 42
Управление качеством образования 35 16
Управление информационными потоками 10 21
Отраслевая компетенция Эффективное управление учебновоспитательным процессом 38 9
Управление административной и финансово-хозяйственной деятельностью 24 43
Применение педагогических знаний в практике 23 19
Управление инновациями 15 29
Личностная компетенция Проявление лидерства 15 28
Ориентация на результат 51 50
Стремление к самореализации и личностному развитию 25 11
Демонстрация стрессоустойчивости 5 11
Социальная компетенция Управление конфликтами 22 15
Эффективная организация взаимодействие с социальными группами внутри ДОО и вне его 47 35
Лояльность 16 25
Руководство организацией в конкурентной среде 15 25
Таким образом, родители и педагоги солидарны в выборе личностных и социальных компетенций, которые наиболее характерны для современного руководителя. Управление качеством образования и учебновоспитательным процессом, несомненно, являются основой выбора родителями управленческих и отраслевых компетенций руководителя ДОО. Родители воспитанников детского сада видят проблемы достижения и сохранения высокого уровня качества образования своих детей как важнейший предмет заботы заведующего ДОО.
Педагоги же выбирают такие компетенции руководителя ДОО, как эффективное управление кадрами, административной и финансово-хозяйственной деятельностью, которые, по их мнению, необходимы для эффективного руководства МАДОУ.
Итак, учитывая полученные данные опроса и изучив профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, можно говорить о профессиональном образе современного руководителя, который складывается из эффективного руководства
кадрами, которые в свою очередь обеспечивают процесс качественного воспитания и образования (что из данных опроса в полной мере соответствует запросам родителей), и управления финансовохозяйственной деятельностью, как
совокупность важных составляющих эффективного управления в целом учебновоспитательным процессом современной ДОО. Современный руководитель ДОО должен ориентироваться на высокий конечный результат и быть способным к конструктивному взаимодействию с различными социальными группами населения. Полученные результаты не противоречат требованиям профессионального стандарта руководителя образовательной организации, которые разработаны в соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 [1, с. 9].
49
Литература:
1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. - № 4. - 293с.
2. Спенсер - мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Москва: «HIPPO», 2005. -384 с.
3. Сухова О.В. Управление современной дошкольной образовательной организацией, имеющей статус автономного учреждения // Дошкольное и начальное общее образование: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. // Сборник материалов Всероссийской заочной научнопрактической конференции. Бузулук: АНО ДПО «УЦПК «Лидер», 2015. - С. 158-162.
4. «Профессиональный портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sdetsad.ucoz.com
5. Профессиональная компетентность
руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kindlebook.ru/referat/ucheba/professionalnaia-kompetentnost-rukovoditelia-dou-kak-effektivnoe-uslovie-sozdaniia-profe
6. Шубович М.М. Компетентностный подход
как идеология современного личностноориентированного образования / Шубович М.М. // Вестник казанского технологического
университета. - 2009. - № 5. - С. 397-403.
7. Шубович М.М. Критериальная оценка как фактор формирования социальной активности у подростков в сфере Интернет-технологий / Шубович М.М., Якутова Ю.А. // Научное мнение. -2012. - № 12. - C. 111-114.
References:
1. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2013. - № 4. - 293 s.
2. Spenser - ml. Lajl M. i Spenser Sajn M. Kompetencii na rabote. Moskva: «HIPPO», 2005. -384 s.
3. Suhova O.V. Upravlenie sovremennoj doshkol'noj obrazovatel'noj organizaciej, imejushhej status avtonomnogo uchrezhdenija // Doshkol'noe i nachal'noe obshhee obrazovanie: osnovnye tendencii i perspektivy razvitija v kontekste sovremennyh trebovanij. // Sbornik materialov Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Buzuluk: ANO DPO «UCPK «Lider», 2015. - S. 158-162.
4. «Professional^ portret sovremennogo rukovoditelja doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://sdetsad.ucoz.com
5. Professional'naja kompetentnost' rukovoditelja DOU kak jeffektivnoe uslovie sozdanija professional'nogo pedagogicheskogo kollektiva [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://kindlebook.ru/referat/ucheba/professionalnaia-kompetentnost-rukovoditelia-dou-kak-effektivnoe-uslovie-sozdaniia-profe
6. Shubovich M.M. Kompetentnostnyj podhod kak ideologija sovremennogo lichnostno-orientirovannogo obrazovanija / Shubovich M.M. // Vestnik kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2009. - № 5. - S. 397-403.
7. Shubovich M.M. Kriterial'naja ocenka kak faktor formirovanija social'noj aktivnosti u podrostkov v sfere Internet-tehnologij / Shubovich M.M., Jakutova Ju.A. // Nauchnoe mnenie. - 2012. - № 12. - S. 111114.
Сведения об авторе:
Сухова Ольга Викторовна (г. Ульяновск, Россия), аспирант, заведующий Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением Центром развития ребенка - детским садом № 178 «Облачко», Управление образования администрации города Ульяновска, e-mail:
detsadik24@mail .ru
ВМа about the author:
Sukhova O. (Ulyanovsk, Russia), the city of Ulyanovsk, graduate student, the leader of the Municipal offline preschool educational Institution “The Center of child’s development- kindergarten № 178 - The Cloud”, The Department of education of the city administration of Ulyanovsk, e-mail: detsadik24@mail.ru
50