Научная статья на тему 'Становление проблемы психологического здоровья'

Становление проблемы психологического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
777
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / PSYCHOLOGICAL HEALTH / MENTAL HEALTH / SOCIAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE / PSYCHOLOGICAL COMFORT / CREATIVE ACTIVITY / INTELLECTUAL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безуглая Татьяна Искяндяровна

В статье рассматривается сущность психологического здоровья с точки зрения различных научных подходов и направлений. Предлагается рассмотрение проблемы психологического здоровья, исследовавшейся учеными разных стран на протяжении веков. Приводится историческое описание исследования данной проблемы. Уточняется использование результатов исследований в содержании научных дисциплин высшей педагогической школы мира в разное время. Ставится вопрос о необходимости рассмотрения этой проблемы и результатов ее исследования в содержании современного высшего педагогического образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH PROBLEMS

The article examines the essence of psychological health in terms of various scientific approaches and directions. The analysis of the problem of the psychological health which had been studied by scientists from different countries over the centuries is given. The historical description of the research of this problem is presented. The use of the results of these studies in the content of scientific disciplines of the High Pedagogical School all over the world in different periods is detailed. The question about the need to consider this problem and the results of its research in the content of modern higher pedagogical education in Russia is raised.

Текст научной работы на тему «Становление проблемы психологического здоровья»

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3juL2020/ kvo209/

Безуглая Татьяна Искяндяровна | tbezuglaya@inbox.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Доцент Института образования Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Становление проблемы психологического здоровья

Аннотация. В статье рассматривается сущность психологического здоровья с точки зрения различных научных подходов и направлений. Предлагается рассмотрение проблемы психологического здоровья, исследовавшейся учеными разных стран на протяжении веков. Приводится историческое описание исследования данной проблемы. Уточняется использование результатов исследований в содержании научных дисциплин высшей педагогической школы мира в разное время. Ставится вопрос о необходимости рассмотрения этой проблемы и результатов ее исследования в содержании современного высшего педагогического образования России.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, психологическое развитие, психологическое знание, психологический комфорт, творческая активность, интеллектуальная инициатива.

Реформирование высшего образования, происходящее в настоящее время, касается разных научных проблем. Тесно

связанной с процессом реформирования в настоящее время становится и проблема психологического здоровья.

Знание сути психологического здоровья (наряду с психическим здоровьем) важно не только для образовательной среды высшего учебного заведения. Будущим педагогам и специалистам образовательных организаций необходимо учитывать это знание применительно и к себе, и к учащимся, и к их родителям. Поэтому задачей статьи является выяснение содержания понятия «психологическое здоровье».

Эмоциональное напряжение современной жизни становится одним из главных факторов формирования различных заболеваний. В конце XX века Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) были проведены исследования, которые показали, что нервно-психические расстройства стали встречаться в 4 раза чаще по сравнению с предыдущими десятилетиями. Было подчеркнуто, что исследованием проблемы здоровья занимается целый ряд наук. Помимо

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3juL2020/ kvo209/

медицинских наук, это и психология, и педагогика. На формирование здоровья человека влияет большое количество факторов, в их числе экологические (25 %), генетические (наследственные) (15-20 %), социально-экономические (50 %), собственно система здравоохранения (5-10 %) [4, с. 50].

Проблема здоровья становится в настоящее время приоритетной в общественном развитии. Это обусловливает актуальность ее теоретической и практической разработки, поиска путей оптимизации, укрепления и сохранения здоровья. Дискуссия, развернувшаяся в конце XX века, была посвящена сущности понятия «здоровье». В результате ее было определено, что понятие «здоровье» относится не только к физическому, но и психическому состоянию человека, а также к его образу жизни. Подчеркивается, что здоровье рассматривается в трех основных его видах: физическое, психическое и социальное [Там же. С. 42].

В современных научных исследованиях категорию «здоровье» рассматривают в сочетании с понятием «благополучие». Так, Г. С. Никифоров определил четыре концептуальные модели понятия «здоровье»: биомедицинскую, медицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную. Под биомедицинской моделью он подразумевал собственные ощущения нездоровья у человека при отсутствии органических нарушений. Под медицинской моделью — медицинские признаки здоровья / нездоровья. Биосоциальная

модель у него представлена единством особенных биологических и социальных признаков здоровья / нездоровья. Четвертая модель — ценностно-социальная — рассматривает здоровье как базовую ценность человека, реализующую актуальные духовные и моральные потребности человека и таким образом влияющую на полноценность его жизни. По мнению Г. С. Никифорова, именно эта модель наиболее полно отражает определение здоровья ВОЗ [21, с. 10].

Определением понятия «психическое здоровье» занимались ученые и в России, и за рубежом. Таким образом, возникли новые научные подходы:

- потребностно-ценностный и медико-психологический (А. Маслоу, Э. Фромм) [18, 34];

- экзистенциально-аналитический (В. Франкл) [31, с. 56];

- социокультурный (К. Хорни, Б. С. Поло-жий, О. И. Даниленко) [36];

- эпигенетический (Э. Эриксон) [39];

- поуровневый (Б. С. Братусь) [6, с. 4-14].

Эти подходы во многом противоречивы, так как в них нет разграничения: между понятиями «душевное здоровье» и «психическое здоровье» (Э. Фромм); между душевным и духовным компонентами психического здоровья (О. И. Даниленко). Поэтому дать полное, целостное описание психического здоровья на основании этих подходов невозможно.

В связи с этим для исследования проблемы в науке были разработаны научные направления:

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3juL2020/ kvo209/

- психодинамическое направление психологии (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) [1, 32, 40];

- феноменологическое направление (К. Роджерс) [27];

- гуманистическое направление (А. Маслоу) [18];

- эгопсихологическое направление с выходом на социальную общность и культуру (Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эрик-сон) [41, с. 240].

Позже, в середине ХХ века, стали разрабатываться психологические концепции здоровья. Это было обусловлено работами таких ученых, как Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Грофф и других, а также развитием гуманистической и трансперсональной психологии. В это время стало исследоваться психическое здоровье общества людей, зависимость здоровья от социальных, культурологических факторов, возможность его коррекции [Там же. С. 242].

В конце XIX — начале ХХ веков появились работы великого русского врача и психолога Н. И. Пирогова. Эти работы привлекли внимание ученых психологов и педагогов, разрабатывавших в то время системные представления о психическом здоровье. Н. И. Пирогов настаивал на неразрывной связи между психическими и соматическими процессами в организме человека [10].

Позже В. М. Бехтерев, исследовавший теорию поведения в психологии, настаивал на том, что человек способен контролировать свое поведение, поступки и

управлять ими, следуя своему индивидуальному психологическому укладу, который является целостным образованием. Здоровье как сложная система выступает в трех уровнях функционирования: биологическом, психологическом и социальном. Он утверждал, что взаимосвязь этих трех уровней здоровья человека изучалась учеными на протяжении веков, а в начале ХХ века стала особенно значимой [5].

Основоположник отечественной психиатрии С. С. Корсаков настаивал на том, что здоровый человек представляет собой гармонию здорового самочувствия: физического и психического. Он определил факторы, влияющие на формирование гармонии психического здоровья:

- наследственный;

- фактор условия зачатия;

- фактор состояние здоровья матери во время беременности;

- факторы развития детей;

- фактор правильного воспитания детей;

- фактор профилактики нарушений в период полового развития [16].

В. Н. Мясищев понимал человека как единство организма и личности. Он изучал вопрос о психическом здоровье человека в ситуации компенсированных, стертых, латентно протекающих форм пограничной психической патологии, которые требуется диагностировать специальными методами психологической диагностики. Подобная «тонкая» диагностика, по утверждению В. Н. Мяси-щева, требуется для определения не

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3juL2020/ kvo209/

только соматических, но и психических заболеваний [25].

Позже, в конце ХХ века, русские ученые определили, что исследование только психического здоровья как компонента научного понятия целостного здоровья человека недостаточно. В связи с этим И. В. Дубровиной было введено новое понятие «психологическое здоровье». По ее мнению, при изучении психического здоровья необходимо учитывать его психологические аспекты. Это совокупность характеристик личностности, предполагающих стрессоустойчивость, социальную адаптацию, самореализацию, что подчеркивает индивидуальность человека [8].

В теории и практике высшего педагогического образования России в течение длительного времени сформировались предпосылки исследования проблемы психологического здоровья:

- определение психологического здоровья как научной категории;

- изучение становления категории психологического здоровья в веках;

- выявление условий эффективного развития проблемы психологического здоровья в процессе профессиональной подготовки студентов [Там же. С. 57].

A. В. Петровский, М. Г. Ярошевский утверждали, что психологическое здоровье человека можно установить на основании отсутствия у него любых болезненных психических явлений [26, с. 230].

B. Э. Пахальян и Р. М. Хусаинова

определяли психологическое здоровье как внутреннее субъективное благополучие [36, с. 24]. В. И. Стець, О. О. Волошин рассматривают психологическое здоровье как показатель личностного развития [30]. Духовное благополучие личности в психологическом здоровье подчеркивают Л. Д. Демина и И. А. Ральникова, утверждая, что оно является основанием личностных выборов и личностной ответственности человека [7]. И. М. Щербакова, полагающая, что только высоко духовный человек способен сознательно относиться к своей жизни и здоровью, утверждает, что психологическое здоровье соотносится с духовностью человека [39, с. 892-901].

Л. Б. Соколовская, изучавшая психологическое здоровье молодых людей, определила, что оно опосредовано духовно-творческим потенциалом личности. Ею были выделены внутренние и внешние условия развития этого потенциала: интегрированные личностные процессы, активированное диалектическое мышление, сформированные навыки самоорганизации личности [30, с. 115]. Ею также была создана модель формирования психологического здоровья через актуализацию духовно-творческого потенциала личности [Там же].

В. И. Слободчиков с А. В. Шуваловым считали основой психологического здоровья онтогенетическое развитие в соответствии с возрастной нормой. Под нормой они понимали то лучшее, что возможно для каждого человека на определенном возрастном этапе и в

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3juL2020/ kvo209/

определенных условиях [28, с. 91-105]. Также через определение нормы развития рассматривают психологическое здоровье такие ученые, как Н. Н. Коло-тий, М. С. Мышкина, Т. Н. Клюева [20]. При этом Н. Н. Колотий, считает, что психологическое здоровье — это качественный «показатель» психического развития человека на каждом возрастном этапе. Качество психического развития, по его мнению, зависит от индивидуального развития личности, которое представлено индивидуально-психологическими свойствами личности, процессами ее саморазвития и саморегуляции, способа реализации ее потребностей, что определяет ее взаимоотношения с социумом [13, с. 68].

Т. В. Башкирева [3, с. 140-151] указывает на то, что психологическое здоровье связано с адаптацией человека к окружающему. Это позволяет устанавливать гармоничные отношения между личностью и обществом [37]. О. В. Завгородняя считает, что состояние контакта между внутренней и внешней реальностью человека, позволяющее ему достигать самовыражения в жизни также обеспечивает психологическое здоровье [9].

Е. Р. Калитиевская, В. И. Ильичева рассматривают психологическое здоровье как состояние, позволяющее человеку выступать «автономным субъектом», активно изменяющим собственную жизнь в изменяющихся условиях окружающего [12, с. 115-121]. Психологическое здоровье как системное образование психики, включающее компоненты, обеспечивающие

функциональный баланс, рассматривает В. Н. Ковальчук. При наступлении любой дисфункции психики и возникновении психологических защит возможно формирование психологического нездоровья [14, с. 20-24].

Присоединяясь к мнению В. Н. Ковальчука о компонентах психологического здоровья, среди которых он выделил структурные и функциональные, М. Г. Иванова определяет компоненты стабильные и вариативные. При этом стабильные рассматриваются ею как подчеркивающие психологическое здоровье личности в онтогенезе, а вариативные — как особенности социально-психологической адаптивности личности и ее интеллектуально-личностные характеристики.

М. Г. Иванова также выделила типы психологического здоровья:

- «первый тип — низкий уровень адаптивности, пассивность, эмоциональный дисбаланс;

- второй тип — активность, высокая адаптированность, эмоциональные уравновешенность и благополучие;

- третий тип — адаптированность, высокая активность, склонность к доминированию, неуравновешенность, эмоциональное напряжение» [Цит. по: 11, с. 37].

Исследуя проблему психологического здоровья личности с точки зрения ак-меологического ресурса, М. В. Хватова установила его вариативные и инвариа-тивные свойства. Вариативные свойства

- это «личностные притязания, система

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3juL2020/ kvo209/

целеполагания, достижение в деятельности, самооценка» [Цит. по: 34, с. 132], а инвариативные свойства — это «продуктивность, социальность, самоактуализация личности» [Там же]. М. В. Хватовой были установлены условия развития акмеологического ресурса, формирующего психологическое здоровье:

- «адаптационные — умение адекватно воспринимать непредвиденные явления, умение подстраиваться под темп жизненных событий, умение действовать в стрессогенных обстоятельствах и реагировать на острые ситуационные воздействия;

- антропоцентрические — востребованность человека в окружающей среде, умение поддерживать высокий статус в системе межличностных отношений, контролировать обстоятельства;

- феноменологические — умение самореализации и ценностной ориентация личности» [Цит. по: Там же. С. 136].

М. В. Хватова выделила факторы, развивающие акмеологический ресурс психологического здоровья: «деятельностный, институциональный, социальный, межличностный, внутриличностный» [Цит. по: Там же. С. 137], а также разработала механизмы развития акмеологического ресурса:

- «преобразование личностных свойств (самоограничение потребностей, эмоционально-волевая регуляция деятельности, иерархия и направленность ценностей, осознанные нравственные нормы, смысловая личностная ориентацию);

- оптимизация состояний (осознание удовлетворенности потребностей, осознание достижимости целей, ощущение самоэффективности, готовность действовать в трудных жизненных обстоятельствах);

- расширение функций (интеграция внутренних ресурсов деятельности, иерархизация целей и задач, планирование жизненной перспективы, поддержание системы межличностных отношений)» [Цит. по: Там же. С. 138].

О. В. Хухлаева, занимаясь проблемой психологического здоровья и его коррекции, предлагала его обобщенную модель, включающую: аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты [37].

С. А. Панченко, рассматривая отклонения в психологическом здоровьи в подростковом возрасте, пришла к выводу о том, что причиной их становится противоречие между актуальными потребностями возраста и недостатками личностного развития из-за проблем социализации. При этом условием сохранения психологического здоровья становится толерантность, обеспечивающая целостность образа «Я» и стабильность психики. Таким образом, С. А. Панченко создала модель и программу сохранения психологического здоровья посредством толерантности и установила критерии психологического здоровья:

- самопонимание и самопринятие;

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3juL2020/ kvo209/

- понимание и принятие других;

- умение жить настоящим;

- осмысленность жизнедеятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принятие ответственности за свою жизнь [23].

Н. П. Бабакова определила критерии психологического нездоровья. Это, по ее мнению сниженное настроение, плохое физическое самочувствие, высокий уровень тревожности и агрессивности, враждебность по отношению ко всему живому. Все это приводит к формированию неадекватной самооценки [2]. Она создала технологию, которая способствует снижению этих критериев, является двухуровневой и целостной.

В. В. Кудряшова разработала модель психологической службы педагогического колледжа, способствующую позитивному развитию психологического здоровья студентов через формирование возрастных психических новообразований [17].

М. Н. Коркоценко были выделены педагогические условия психологического здоровья в образовательной среде. Ими стали:

- признание таких ценностей, как любовь, забота, доверие;

- уважение педагогов и обучающихся друг к другу;

- психологический комфорт для всех участников педагогического процесса;

- творческая активность педагогов и обучающихся;

- интеллектуальная инициатива,

сотворчество и соуправление педагогического коллектива [15].

А. В. Медведев определил конструктивный фактор — самоактуализацию личности — и деструктивный фактор — социальную и учебно-профессиональную тревожность развития психологического здоровья / нездоровья студентов [19, с. 117-124].

С. И. Оксанич определил средство развития психологического здоровья студентов медицинского колледжа: социально-психологический тренинг. В тренинге он рекомендовал использовать упражнения по решению проблемных задач на основании осознания потребностей и ценностей, развития социальной активности, позитивной самореализации [22].

Итак, понятие «психологическое здоровье» было введено позже понятия «психическое здоровье» под влиянием факторов, в которых ученые увидели механизм функционирования здоровья человека в социальной среде. Исследование сущности и содержания понятия «психологическое здоровье» показало, что оно имеет сложную характеристику, имеющую многокомпонентную структуру, типы, виды, уровни функционирования. Психологическое здоровье, как было установлено учеными, — явление динамичное, подверженное воздействию благоприятных и неблагоприятных факторов, в связи с чем вполне объяснима постановка проблемы психологического

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3juL2020/ kvo209/

здоровья, а также способов его формирования. Проблема психологического здоровья рассматривается и изучается в настоящее время особенно глубоко, что обусловлено требованием времени.

Список литературы

1. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер; пер. с англ. А. Боко-викова. — СПб.: Питер, 2017. — 472 с.

2. Бабакова, Н. П. Особенности коррекции психологического здоровья в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Бабакова Наталья Петровна. — Ростов на/Д, 2007. — 196 с.

3. Башкирева, Т. В. Общие критерии психического, психологического, социального / Т. В. Башкирева // Мир психологии. — 2007. — №2 (50). — С. 140-151.

4. Безуглая, Т. И. Педагогические условия обеспечения психологического здоровья при подготовке детей к школе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Безуглая Татьяна Искяндяровна. — Калининград, 2000. — 210 с.

5. Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. — М.: Наука, 1991. — 480 с.

6. Братусь, Б. С. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса / Б. С. Братусь // Национальный психологический журнал.

— 2015. — № 3 (19). — С. 4-14.

7. Демина, Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова.

— Барнаул: АТУ, 2000. — 121 с.

8. Дубровина, И. В. Психологическое здоровье детей и подростков в

контексте психологической службы: Метод. пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И. В. Дубровина. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 170 с.

9. Завгородняя, О. В. Психологическое здоровье человека: теоретические и прикладные аспекты: Монография / О. В. Завгородняя, Л. О. Курганская. — Киев: Информационно-аналитическое агентство, 2008. — 169 с.

10. Зеленцова, Т. В. Психологическое здоровье личности: разнообразие подходов [Электронный ресурс] / Т. В. Зеленцова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. — Новосибирск: СибАК, 2011. — URL: https:// sibac.info/conf/pedagog/x/26089 (дата обращения: 21.04.2020).

11. Иванова, М. Б. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Иванова Мария Геннадьевна. — Кемерово, 2010. — 242 с.

12. Калитиевская, Е. Р. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии / Е. Р. Калитиевская,

B. И. Ильичева // Психологический журнал. — 1995. — № 1. — С. 115-121.

13. Колотий, Н. Н. Особенности социально-психологической адаптации первоклассников к условиям обучения в динамике года / Н. Н. Колотий,

C. Н. Цилюрик // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Межд. Конгресса, 12-14 мая 2004 г., Москва — М.: ГУ

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3jul2020/ kvo209/

Научный центр здоровья детей РАМН, 2004. — С. 68-79.

14. Коновальчук, В. Н. Теория вариативного развивающего начального образования с позиции аксиологического подхода / В. Н. Коновальчук // Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. — 2007. — № 1. — С. 20-24.

15. Коркоценко, М. Н. Педагогические условия сохранения психологического здоровья учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коркоценко Марина Николаевна. — М., 2007. — 24 с.

16. Корсаков, С. С. Общая психопатология / С. С. Корсаков. — 3-е изд., дополн.

— М.: Лаборатория знаний. — 465 с.

17. Кудряшова, В. В. Обеспечение психологического здоровья студентов средствами психологической службы педагогического колледжа: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Кудря-шова Виктория Валерьевна. — Ростов н/Д, 1999. — 185 с.

18. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. — 3-е изд. — М.: Питер, 2011.

— 351 с.

19. Медведев, А. В. Самоактуализация как фактор сохранения психического здоровья студентов вуза / А. В. Медведев, Л. Б. Кузнецова // Вестник Поморского университета. — 2010. — № 1. — С. 117-124.

20. Мышкина, М. С. Состояние психологического здоровья детей дошкольного возраста в условиях вариативной образовательной среды / М. С. Мыш-кина, Т. Н. Клюева, В. Э. Пахальян //

Прикладная психология. — 2001. — № 2. — С. 117-124.

21. Никифоров, Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие / Г. С. Никифоров. — СПб.: Речь, 2002. — 256 с.

22. Оксанич, С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Оксанич Светлана Ивановна. — Самара, 2007. — 221 с.

23. Панченко, С. А. Развитие толерантности как условие сохранения психологического здоровья подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Панченко Светлана Анатольевна. — Ставрополь, 2007. — 24 с.

24. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян.

— СПб.: Питер, 2006. — 240 с.

25. Психология отношений: Избранные психологические труды / В. Н. Мяси-щев. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 368 с.

26. Психология: Словарь / Под ред.

A. B. Петровского, М. Г. Ярошевского.

— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

27. Роджерс, К. Клиент-центрирован-ная терапия / К. Роджерс; пер. с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. — 560 с.

28. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей /

B. И. Слободчиков, А. В. Шувалов //

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/3jul2020/ kvo209/

Вопросы психологии. — 2001. — № 4.

— С. 91-10.

29. Соколовская, Л. Б. Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психического здоровья молодого человека: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Соколовская Любовь Борисовна. — Красноярск, 2001. — 23 с.

30. Стець, В. И. Психологическое здоровье подростков и особенности его оценки / В. И. Стець, О. О. Волошин // Педагогическая наука: теория, история, инновационные технологии. — 2010. — № 1. — С. 118-124.

31. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева; пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990.

— 368 с.

32. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. — М.: АСТ, 2018. — 543 с.

33. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. Г. Ф. Швейника.

— М.: АСТ, 2017. — 288 с.

34. Хватова, М. В. Психологические факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи / М. В. Хватова // Вестник ТГУ. — 2011. — № 8 (100). — С. 131-137.

35. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ / К. Хорни; общ. ред. Г. В. Бурменской; пер. с англ. В. В. Старовойтовой. — М.: Прогресс, 2000. — 478 с.

36. Хусаинова, Р. М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Хусаинова Резеда Мунировна. — Казань, 2006. — 20 с.

37. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников / О. В. Хухлаева. — М.: Академия, 2003. — 176 с.

38. Щербакова, I. М. Духовний вимiр психолопчного здоров'я особистосп в сучасному глобалiзованому про-сторi / I. М. Щербакова // Проблеми сучасно! психологи. — 2010. — № 10. — С. 892-901.

39. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. — СПб.: Летний сад, 2000. — 301 с.

40. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг; пер. с англ. Е. И. Рузера. — М.: Алфавит, 1992. — 104 с.

41. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века / М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 1997. — 416 с.

УДК 371.7

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6) / июль. - С. 74-84. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2020/3jul2020/ kvo209/

Tatiana I. Bezuglaya

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Formation and development of psychological health problems

Abstract. The article examines the essence of psychological health in terms of various scientific approaches and directions. The analysis of the problem of the psychological health which had been studied by scientists from different countries over the centuries is given. The historical description of the research

of this problem is presented. The use of the results of these studies in the content of scientific disciplines of the High Pedagogical School all over the world in different periods is detailed. The question about the need to consider this problem and the results of its research in the content of modern higher pedagogical education in Russia is raised.

Keywords: psychological health, mental health, social health, psychological development, psychological knowledge, psychological comfort, creative activity, intellectual initiative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.