УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 4-11. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo201/
Булан Ирина Геннадиевна | [email protected]
Кандидат педагогических наук
Преподаватель инженерно-технического института (СПО) Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия
Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей
Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ мнений студентов и их родителей о роли гаджетов в их жизни. Автором проведен теоретический анализ современных опубликованных материалов по затронутой проблеме, для опроса респондентов использовались структурированные опросники, интервью и наблюдения. Исследование показало, что мнения большинства опрошенных молодых людей и их родителей об использовании гаджетов совпадают в отношении возможности установления связей с родственниками, друзьями, службами спасения и не совпадают в вопросах затрат времени на развлекательные, игровые занятия с помощью гаджетов. Обосновывается необходимость поиска эффективных форм использования студентами гаджетов как в жизни, так и в учебном процессе, чтобы не причинить вред здоровью.
Ключевые слова: гаджет, использование гаджетов, отношение к гаджетам, психологическое и физическое здоровье.
О месте гаджетов в жизни школьников, студентов, молодежи написано немало.
Авторы статей [2, 4, 7] дают достаточно подробную характеристику современным гаджетам, их использованию в учебной деятельности, в общении и др. Действительно, повседневная жизнь студента тесно связана с сетевой информационной средой: с возможностью играть в виртуальные игры, смотреть различные фильмы, слушать музыку, читать книги, искать необходимую информацию, дистанционно обучаться, совершать покупки и оплачивать счета и др. Кроме того, гаджеты позволяют студентам активно общаться со сверстниками, а также с родителями и родственниками, что развивает взаимодействие и укрепляет связь с семьей и друзьями.
Исследователи уделяют большое внимание проблеме влияния гаджетов на здоровье, выявляя не столько положительные его факторы, сколько отрицательные, что вполне объяснимо [1, 3, 5, 6]. Не останавливаясь на конкретных данных этих исследований (они представлены в большом количестве статей), отметим, что общественность озабочена вредным воздействием мобильных телефонов на психическое и физическое
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 4-11. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo201/
здоровье, что в целом отражается на безопасности нации. Возникает закономерный вопрос: что можно предпринять, чтобы увлечение гаджетами не привело к массовой гаджетозависимости и, как следствие, к массовому ухудшению состояния здоровья?
Все педагоги знают плюсы и минусы гаджетов. Более того, они столкнулись с проблемой управления учебным процессом (а точнее невозможностью управлять им) на уроках, если учащиеся постоянно заняты своими телефонами. Во многих школах было принято решение запретить детям приносить телефон на урок. Возникли определенные сложности, известные всем участникам образовательного процесса. Затем педагоги перешли к другой тактике использования телефонов в учебном процессе, основанной на разумном применении этого гаджета с педагогической целью. К сожалению, в опубликованных материалах нам не удалось встретить факты, мысли, рассуждения по поводу участия родителей обучающихся в решении данной проблемы и в целом — гаджетомании.
Нами было проведено анкетирование на базе отделения СПО Инженерно-технического института БФУ им. И. Канта г. Калининграда с целью выяснения отношения студентов и их родителей к времяпрепровождению с гаджетами. В анкетировании приняли участие студенты 1-х курсов (137 человек, возраст 15-17 лет) и их родители (74 человека).
Анкета для студентов включала следующие вопросы:
1. Имеете ли Вы персональные гаджеты?
2. С какой целью Вы используете гаджет?
3. Сколько времени в день Вы пользуетесь гаджетом?
4. Были ли у Вас жалобы на ухудшение здоровья?
5. Слышали ли Вы о вреде гаджетов?
6. Как Вам легче общаться?
7. По дороге в учебное заведение Вы обнаружили, что забыли гаджет дома, Ваши действия:____
8. Сколько часов в сутки Вы спите?
9. Ваши родители ругают Вас, что Вы много времени проводите с гаджетом?
10. Преподаватели часто просят Вас убрать телефон во время урока?
11. В ситуации, когда компьютер работает медленно, Вы:_____
12. При устных ответах у доски или перед группой людей, Вы:____
На вопрос «Имеете ли Вы персональные гаджеты?» студенты и их родители ответили положительно, причем наиболее популярными гаджетами являются: смартфоны — 65 %, мобильные телефоны — 55 %, ноутбук — 52 %, планшет — 36 %, персональный компьютер (ПК) — 7 %. Выяснилось, что студенты ежедневно используют гаджеты, чаще всего смартфон в сочетании с ноутбуком или ПК.
На вопрос «С какой целью Вы используете гаджет?» ответы студентов распределились следующим образом (см. рисунок 1):
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 4-11. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo201/
Отвечаю на разные сообщения | 3,20%
переписываетесь со сверстниками 80,60%
-
фотографируете и пересылаете фото знакомым... 71,00%%
-
составляете текст доклада или отчета 41,90°%
-
занимаетесь поиском нужной информации для. 83,90%%
читаете электронную книгу 38,70%
-
играете или смотрите фильмы 77,40%
-
слушаете музыку 83,90%
Рисунок 1 — Ответы студентов о целях использования гаджетов
Основной целью использования гаджетов студентами является общение — 85 %, поиск информации для учебы — 84 %, развлечение (слушание музыки — 84 %, просмотр фильмов — 74 %). Можно предположить, что для подготовки к учебным занятиям студенты чаще всего используют гаджеты, тем самым исключая посещение библиотек, облегчая поиск нужной информации. Благодаря этому студенты меньше времени тратят на подготовку к занятиям, что для них является положительным эффектом, но отрицательная сторона состоит в том, что студенты зачастую используют быстро найденную информацию без обдумывания и критической рефлексии. Таким образом, гаджеты являются в жизни студентов
главным (иногда единственным) каналом информации для подготовки к учебным занятиям.
При анализе ответов респондентов на вопрос о продолжительности использования гаджетов в сутки выявлено, что 30 % студентов используют гаджеты 2-3 часа в сутки (по мнению родителей — 50 %); 25,7 % — 4-5 часов; 5 % — 6-7 час; 40 % — 8 часов и более (см. рисунок 2 а и рисунок 2 б). При этом жалобы на здоровье наблюдаются, по мнению студентов, только у 3 %, по мнению родителей — у 24 %. На сон уходит в среднем 5-8 часов. По результатам опроса видно, что влияние гаджетов на здоровье студентов имеется.
ф о-т 30 минут до 1 часа
# йг 2 дс i часов
# от 4 дс 6 часов
Ф бот 6 часов (гтрзктцч«™ постоянно)
Рисунок 2 а — Ответы студентов
Рисунок 2 б — Ответы родителей
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 4-11. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo201/
На вопрос «Как Вам легче общаться?» студенты ответили: вживую — 87 %, в социальных сетях — 13 %. Большую часть времени студенты проводят в учебном заведении, где учатся и общаются, причем общение происходит в основном во время перемен (лишь незначительное время для общения приходится на учебные занятия).
Один из вопросов анкеты был направлен на выяснение отношения преподавателей к использованию студентами гадже-тов на занятии. Ответы студентов: просят убрать телефон — 13 %, не просят убрать
— 36 %, не замечают — 16 %, сам отключаю
— 36 %. Удивительно, что только незначительная часть преподавателей (13 %) реагируют на то, что студенты увлечены не учебным процессом, а чем-то в телефоне. Напрашивается предположение о том, что их это устраивает по принципу «лишь бы не мешали».
Анкета содержала ситуацию, когда студент забывал гаджет дома. Предлагалось назвать действия в этой ситуации. Действия студентов распределились таким образом: не вернетесь домой, так как ничего страшного не произошло — 32 %; вернетесь, так как нечем будет заняться весь день — 10 %; домой не вернетесь, но целый день себя будете чувствовать некомфортно — 16 %; вернетесь, так как могут позвонить родители — 42 %. Данные ответы студентов весьма показательны — они свидетельствуют об отношении к гаджетам, обусловленном не столько их рабочими функциями (возможностью выполнять учебные задания),
сколько ответственностью за обратную связь с родителями. Видимо, этим можно объяснить ответы студентов на вопрос об отношении родителей к времяпровождению с гаджетом: ругают — 36 %, не ругают — 52 %, не обращают внимания — 13 %. В связи с этим интерес представляло знание родителей о том, как их дети используют гаджеты, а также выявление того, насколько совпадают ответы детей и родителей по поводу отношения к гаджетам, их оценки значения гаджетов в жизни человека.
Родителям, так же как и учащимся, была предложена анкета:
1. Имеются ли у Вашего ребенка гаджеты (какие)?
2. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться гаджетами?
3. Сколько времени Ваш ребенок проводит за гаджетами в день?
4. Как Ваш ребенок проводит время за гаджетами дома?
5. Вы довольны, что ваш ребенок увлечен современными гаджетами?
6. У Вас есть беспокойство по поводу увлечения ребенка гаджетами?
7. Какие черты характера появились у ребенка с использованием гаджетов?
8. Сколько времени Вы сами проводите за гаджетами?
9. Сколько времени вы уделяете ребенку для общения?
Ответы родителей почти на все вопросы были в свободной форме, поэтому мы сгруппировали некоторые ответы по смыслу. Так, на вопрос «Вы довольны, что ваш ребенок увлечен современными
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 4-11. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo201/
гаджетами?» ответы родителей распределились на четыре группы.
Группа 1 — родители довольны увлечением ребенка. Родители дают такие обоснования: «Да. Идет в ногу со временем»; «Без этого никак»; «В современном мире необходимо развиваться разносторонне»; «Это неплохо, так как он много времени общается со сверстниками, гуляет».
Группа 2 — родители недовольны увлечением ребенка. В этой группе даются такие пояснения: «Мало проводит времени на улице, тратит время впустую»; «Не читает книг»; «Это отнимает время от интеллектуального развития»; «Не совсем, хотелось бы больше живого общения»; «Недовольна, так как нет других увлечений»; «Теряет связь с реальностью»; «Предпочитала бы, чтобы читал больше, а то книги ушли практически и заменились игрой».
Группа 3 — родители частично оправдывают увлечение ребенка: «Да. Гад-жеты необходимы, но все должно быть в меру»; «И да, и нет, плохо для здоровья (зависимость), хорошо (много информации)»; «50 / 50»; «Я противник гаджетов, но они неотъемлемая часть нашей жизни, и ребенок должен уметь ими пользоваться»; «Нет, я считаю, что нужно больше
живого общения, но, несомненно, польза от них есть».
Группа 4 — опрашиваемые затруднились ответить на этот вопрос.
В целом анализ ответов родителей показывает, что они не вполне довольны использованием детьми гаджетов и главное, по их мнению, в том, что гаджеты уводят детей от живого общения и интеллектуального развития.
Ответы родителей на вопрос «Сколько времени вы уделяете ребенку для общения?» оказались настолько разными, что сгруппировать их не представилось возможным; тем не менее, большинство родителей отметили, что общаются с детьми достаточно — «Часа 3-4 в день», «От 2 часов в рабочие дни до 5 — в выходные» и др. При этом родители отмечают, что стремятся побольше общаться, интересуются учебой и жизнью ребенка.
В целом анкетирование студентов и их родителей с помощью представленных выше вопросов не дало отчетливой сравнительной картины отношений к гаджетам. Поэтому мы предприняли попытку получить мнения участников исследования с помощью одних и тех же суждений — результаты представлены в таблице 1.
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 4-11. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo201/
Таблица 1 — Оценка суждений относительно применения гаджетов
Суждения Студенты, % Родители, %
Каждодневное использование гаджета является одним из самых важных в моей повседневной жизни 88 43
Если мой гаджет перестанет работать, я буду чувствовать дискомфорт 92 54
При помощи гаджета я могу в любое время связаться со своими близкими, где бы я ни был(а) 89 91
При помощи гаджета я могу лучше координировать свою деятельность 62 60
Я чувствую себя в безопасности, потому что в случае возникновения чрезвычайной ситуации я могу позвонить в службу спасения 82 87
С гаджетом я чувствую себя взрослее 79 3
Я мог бы легко обойтись без гаджета в течение нескольких дней 28 56
Я чувствую, что при длительном использовании гаджета мое здоровье ухудшается 45 98
Я чувствую, что при длительном использовании гаджета у меня появляется усталость, раздражительность 35 95
При оценке суждений между родителями и студентами не возникли расхождения только по трем аспектам:
1) при помощи гаджета я могу связаться в любое время со своими близкими, где бы я ни был(а), — так считают 89 % студентов и 91 % родителей;
2) я чувствую себя в безопасности, потому что в случае возникновения чрезвычайной ситуации я могу позвонить в службу спасения, — так считают 82 % студентов и 87 % родителей;
3) при помощи гаджета я могу лучше координировать свою деятельность, — так считают 62 % студентов и 60 % родителей.
Большинство респондентов (и студентов, и родителей) ощущают себя в безопасности с гаджетами, потому что в случае возникновения чрезвычайной ситуации могут позвонить в службу спасения. По мнению большинства студентов, использование гаджетов должно быть каждодневным, поскольку это гарант безопасности, инструмент для взаимосвязи с друзьями, близкими. Большинство родителей считают, что использование гаджетов необходимо для связи с родными, близкими, друзьями, но их беспокоит влияние гаджетов на психическое и физическое здоровье детей. Это беспокойство демонстрируют показатели
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 4-11. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo201/
ответов на два последних суждения
- количество положительных ответов на вопрос о вреде здоровью у родителей больше, чем у детей, более чем в два раза, что говорит о понимании ими вредного влияния гаджетов на здоровье в отличие от детей.
Как видим, с одной стороны, гаджеты — средство контроля и координации действий студентов со стороны родителей, что является для старшего поколения положительным моментом. С другой стороны, возможности гаджетов позволяют увеличивать пространство для взаимодействия детей со своими сверстниками, увеличивая свободу действий вдали от родительского контроля, играющего важную роль в становлении их личности, а также способствуют социализации студентов СПО.
Обобщая результаты эмпирического исследования, отметим следующее:
- представления студентов и их родителей об использовании гаджетов в жизни совпадают в отношении возможности установления связей с родственниками, друзьями, службами спасения и не совпадают в вопросах затрат времени на развлекательные, игровые занятия с помощью гаджетов;
- необходимы поиски эффективных форм сбалансированного использования студентами гаджетов как в жизни, так и в учебном процессе, чтобы оно не причиняло вред их здоровью.
- необходимы четкие рекомендации (для родителей и студентов) по использованию гаджетов и контролю за ним.
Список литературы
1. Бикулова, Л. Э. Влияние компьютера и сотового телефона на физическое и психическое здоровье студентов / Л. Э. Бикулова // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». - 2015. - Т. 11. - С. 324-336.
2. Клещина, К. В. Электронные гаджеты и детское общение [Электронный ресурс] / К. В. Клещина // Старт в науке.
- 2017. - № 1. - С. 70-71. - URL: http:// science-start.ru/ru/article/view?id=539 (дата обращения: 01.04.2020).
3. Кувшинов, Ю. А. Влияние компьютера и сотового телефона на физическое и психическое здоровье студентов [Электронный ресурс] / Ю. А. Кувшинов // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6.
- URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=4986 (дата обращения: 29.03.2020).
4. Протопопова, С. В. Анализ применения гаджетов студентами в образовательном процессе [Электронный ресурс] / С. В. Протопопова, Т. А. Макаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. -С. 264-267. - URL: http://e-koncept. ru/2017/771077.htm (дата обращения: 21.03.2020).
5. Скоблина, Н. А. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов / Н. А. Скоблина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - № 7 (292). - С. 41-44.
6. Sundus, M. The impact of using gadgets on children [Electronic resource] / M. Sundus // Journal of Depression and
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Булан И. Г. Сравнительный анализ отношения к гаджетам студентов среднего профессионального образования (СПО) и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 4-11. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2020/3jul2020/kvo201/
Anxiety. - 2018. - № 7 (1). - URL: https:// www.coursehero.com/fiLe/50547812/ the-impact-of-using-gadgets-on-chiLdren-2167-1044-1000296pdf/ (accessed 31.03.2020).
7. Tejashree, R. D. The impact of using gadgets on children's psychology [Electronic resource] / R. D. Tejashree // International Journal of Applied Research. - 2019. - № 5 (8). - P. 157-160. - URL: http://www.aLLresearchjournaL.com/ archives/2019/voL5issue8/PartC/5-5-32-647.pdf (accessed 28.03.2020).
Irina G. Bulan
Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia
Comparative analysis of the attitude towards gadgets of students of secondary vocational education and their parents
Abstract. The article provides a comparative analysis of the opinions of students and their parents about the role of gadgets in their lives. The author carried out a theoretical analysis of modern published materials of the problem, structured questionnaires, interviews and observations were used in the survey of the respondents. The research has shown the opinions of the majority of young men and their parents about the use of gadgets are consistent in the possibility of connection with relatives, friends, rescue services and are inconsistent in terms of time consumption on entertainment and gaming using gadgets. Therefore the necessity of searches for effective forms of the students' usage of gadgets in daily routines and in the educational process is proved not to harm health.
Keywords: gadget, use of gadgets, attitude to gadgets, mental and physical health.