УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
Зыкова Маргарита Николаевна | casuel@mail.ru
Кандидат психологических наук
Педагог дополнительного образования, методист
МБУ ДО «Детско-Юношеский Центр Светлогорского городского округа» Светлогорск, Россия
Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникшие в связи с реализацией программ дополнительного образования в условиях разъединенности его субъектов. Дистанционное образование рассматривается как частный случай изменения условий, что порождает новые возможности и риски. Анализируются основные риски и возможности дистанционного образования для его субъектов. Раскрываются механизмы содействия становлению и совершенствованию деятельности обучающихся в условиях дистанционного образования. Обосновываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие достижение целей дополнительного образования. Приводится опыт реализации комплексного проекта в актуальных условиях. Описываются возможности применения элементов дистанционного обучения в ординарных и экстраординарных ситуациях.
Ключевые слова: дистанционное образование, дополнительное образование,
возможности и риски дистанционного образования, творческая деятельность в условиях дистанционного образования.
Актуальность данной статьи определяется не столько ее конъюнктурным характером, соответствием специфике «текущего момента», сколько потребностью человека и общества в поиске оснований, ориентиров осуществления деятельности в условиях непредвиденных изменений. В нынешней ситуации в качестве такого непредвиденного изменения выступает дистанционное образование; в целом же современная ситуация жизни характеризуется динамичностью, высокой изменяемостью, лабильностью, как следствие — низкой предсказуемостью для субъекта.
Ситуация неопределенности, или ситуация «со многими неизвестными», порождает у значительной части людей переживания тревоги, опасения, страха; у меньшей части людей подобные ситуации могут порождать чувства азарта,
УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
любопытства и др. Во всех случаях важно отметить, что резкая смена условий, изменение ситуации вызывают яркий эмоциональный отклик субъекта и общества.
В отечественной и зарубежной психологии достаточно подробно разработана проблема реакции человека на пси-хотравмирующее событие [2]. Не обсуждая различные подходы, ограничимся констатацией факта, что совладание с травмирующей ситуацией проходит в несколько этапов: этап шока / отрицания, затем агрессии / вины, депрессии и исцеления. Учитывая разнообразие индивидуально-психологических реакций в аспекте их силы и длительности, можно предположить, что значительное число педагогов, обучающихся, родителей «не совпадают» по скорости прохождения этапов. В этих условиях педагогу особенно важно отрефлексировать собственное состояние, поскольку рефлексия дает возможность осмысленного осуществления деятельности.
В период, когда от начала ситуации прошло достаточное для включения первичной рефлексии время, важно определить некоторые основные подходы и принципы организации образования в изменяющихся условиях.
В первую очередь, это вопрос об основе, платформе, базе, в качестве которой выступает системно-деятельностный подход. Эта база в изменившихся условиях сохранила свою роль фундамента. Подобное соображение порождает, в свою очередь, ряд вопросов, которые
может поставить перед собой в том или ином виде каждый субъект образования. При этом предполагается, что педагог ДОЛЖЕН их поставить перед собой. Содержание и порядок предъявления вопросов представлены в логике теории деятельности А. Н. Леонтьева.
Отметим, что продуктивные ответы на эти вопросы педагог может дать лишь тогда, когда признает, примет и отрефлексирует собственные проблемы, порожденные изменившимися условиями. Пилотажный и не претендующий на статистическую значимость опрос педагогов дополнительного образования (24 человека) показал, что в качестве проблемных выступают следующие переживания:
- невозможность действовать в изменившейся ситуации («только ждать, когда кончится», «бесполезно», «это все имитация работы» и др.);
- возможность действовать с заранее ожидаемым низким результатом («я делаю, но ничего хорошего из этого не выйдет»);
- возможность действовать, опасения по поводу выбора форм взаимодействия и собственной компетентности.
Итак, первый шаг — признать наличие проблемы и отрефлексировать собственные переживания по этому поводу. Отметим, что период начала карантина совпал с периодом представления итоговых творческих продуктов студий / объединений. Если презентация выставки работ студий ИЗО и ДПИ возможна в виртуальном пространстве, то готовившиеся к премьерам и конкурсам танцевальные
УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
номера, песенные композиции, спектакли, литературно-музыкальные презентации остались непоказанными. Это обстоятельство выступает фактором фрустрации педагогов, обучающихся, а зачастую и родителей. Поскольку мы (автор и обучающиеся) оказались именно в такой ситуации, считаем целесообразным поделиться опытом индивидуальной (осуществленной педагогом) и групповой рефлексии проблемы.
Мы приняли и вербализовали чувства по поводу несостоявшегося спектакля. Затем мы обсудили статус этого продукта (спектакля) в системе общей деятельности; педагогическое содействие рефлексивной деятельности обучающихся состоит на этом этапе в помощи при осознании, что в этом конкретном продукте отражены, зафиксированы достижения обучающихся, изменения смыслового, исполнительского, личностного планов. Если такое понимание достигнуто, то следующим этапом будет этап продуктивного вопроса к обучающимся — как другим способом в актуальной ситуации показать ваши стремления, ценности, достижения? Вопрос порождает размышления, поиск выхода, т. е. стимулирует поисковую и творческую активность обучающихся. В нашем случае итогом совместных размышлений стала (реализованная) идея комплексного творческого проекта, выполняемого в условиях дистанционного образования.
Вопрос для педагога. Приняв чувства (сожаления, гнева, печали, негодования, досады и др.) по поводу несостоявшегося, несбывшегося, ответьте на
вопрос: как другим способом представить результаты Вашей деятельности и деятельности обучающихся?
Постановка вопроса опирается на базовые положения отечественной психологии, в частности, на идею развития как «присвоения» опыта [1]. Если опыт обучающимися «присвоен», то, как бы ни было жаль единичного продукта демонстрации результатов присвоения, всегда можно найти иной способ фиксации результатов. Целью образования (главной, генеральной) является преобразованный человек. В ходе подготовки события (продукта) человек преобразовался, и эти преобразования не исчезают в связи с невозможностью демонстрации продукта или события.
Является ли продукт деятельности тождественным всей деятельности? Разумеется, в конкретном продукте репрезентирована вся деятельность как система; но способы репрезентации системы возможны и через другой продукт. Элемент системы, как бы ни был он важен, не является системой. Проблема состоит в поиске способов репрезентации продукта.
Таким образом, исходный значимый для дальнейшей работы тезис может быть представлен так: в ситуации неопределенности целостная деятельность возможна при условии сохранения в вариативных формах всех ее элементов.
Отрефлексировав ситуацию подобным способом, педагог может далее переходить к работе с вопросами.
УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
- Изменилась ли мотивация субъектов (моя, родителей, обучающихся)? Как узнать об этом? Узнав, как содействовать поддержанию оптимальной мотивации?
- Изменилось ли целеполагание? Каких целей достичь ВОЗМОЖНО?
- В каких условиях возможно достижение целей при актуальной ситуации?
- Как изменился (может измениться) операционально-исполнительский компонент деятельности?
- Как могут быть актуализированы действия контроля, оценки, коррекции?
- Как может быть получена обратная связь?
Композиция полученных ответов будет уникальной для каждого субъекта; при этом наличие инвариантной матрицы вопросов, соответствующих логике системно-деятельностного подхода, позволит в каждом уникальном случае осуществить методологически грамотное и методически корректное планирование деятельности, ее организацию и реализацию. Индивидуальные ответы на поставленные вопросы могут выступать для педагога и обучающихся своеобразными ориентирами, позволяющими справляться с вызовами неопределенности, непредсказуемости ситуации.
Прежде чем представить опыт реализации программы дополнительного образования в условиях дистанта, важно обозначить в качестве необходимых ориентиров психолого-педагогические предпосылки. И первой из них, на наш взгляд, выступает рефлексия педагогом
не только собственных переживаний, но и собственных профессиональных позиций. В частности, актуальная ситуация неопределенности может быть рассмотрена педагогом в аспекте соотнесения возможностей и рисков. Такое рассмотрение позволит, проблематизируя и концептуализируя ситуацию, обнаружить ресурсы и минимизировать риски.
Следующей предпосылкой выступает учет психологических особенностей обучающихся в мотивационном аспекте. Именно он, будучи «ядром» деятельности, должен сохраняться в оптимуме и развиваться, поскольку снижение уровня мотивации неизбежно влечет искажения деятельности и ее распад. Принятие педагогом тезиса отечественной психологии о личности как самом сильном факторе воздействия на другую личность определяет дальнейший выбор таких форм организации образования, трансляции опыта, в которых максимально «представлен», репрезентирован живой человек. Да, высокомотивированным старшим подросткам можно предложить теоретические материалы, ссылки на видео и задание. Но чем ниже возраст обучающихся и чем неустойчивей мотивация, тем более интерактивными должны быть формы — видеозаписи, записанное видеозанятие с элементами интерактива, аудиозаписи, записанное аудиозанятие с элементами интерактива и т. д.
Ниже представлены наиболее очевидные возможности и риски; творческий педагог, проанализировав конкретную собственную ситуацию, сформулирует свои.
УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
Возможность № 1. Дистант как частный случай изменившейся неопределенной ситуации для педагога — стимул к творчеству. Оно может проявиться в виде ревизии, частичного переструктурирования, обновления программы, выбора других форм организации образования, что соответствует идее вариативности образовательных технологий, методов, средств. Например, возможно переструктурирование материала (можно предложить осваивать только теорию; требования к программе позволяют это сделать, риск — снижение интереса обучающихся). Второй риск — уход в «развлекательность» (уже можно найти на сайтах учреждений дополнительного образования предложения типа «а давайте дети запишут все, что хотят» — потом вернуть ребенка в образовательное пространство будет трудно). Как преодолеть риск? Вновь просмотреть программу, проанализировать планируемые результаты, обратив особое внимание на то, что приоритет отдается результатам личностным и метапредметным.
Возможность № 2 — для обучающихся. Дистант — возможность попробовать себя в разных социальных ролях, расширить спектр творческих деятельно-стей. Это тесно связано с выбором дея-тельностных, активных и интерактивных форм организации образовательного процесса. В обычном (не дистанционном) обучении педагог привыкает видеть обучающегося в одной роли. Дистант позволяет расширить спектр ролей, привлечь обучающихся к отбору репертуара,
оценке результатов, поддержке иных инициатив. Риски — отсутствие, например, у ребенка технических возможностей сделать запись, «загруженность» в школе и др. Первый риск «снимается» при условии реализации принципа ориентации на МИНИМУМ технических возможностей. Нет возможности сделать видео
— делай аудио, нет и такой возможности
— связь будет осуществлена по телефону. То есть принцип ориентации на минимум связан с принципом «дать возможность всем». По поводу второго риска: несмотря на «загруженность», основным запросом к психологам от родителей сегодня выступает запрос об организации ДОСУГОВОГО времени детей. И это
— вызов к педагогическому сообществу. Тем не менее, целесообразно и необходимо выбирать такие формы организации дистанционного образования, которые, не противореча принципу его добровольности, позволили бы обучающемуся освоить программу даже в условиях максимальной школьной нагрузки.
В нашем случае это решается следующим образом: педагог записывает видео- или аудиозанятие, добавляя к нему необходимые приложения (нотные, текстовые), а также образцы контрольных и проверочных заданий. Все этим материалы размещаются в открытой группе объединения. Таким образом, обучающийся, который в данный момент в силу загрузки не может полноценно осваивать программу, сможет ее освоить, например, после досрочного окончания учебного года, прослушав занятия, выполнив задания.
УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
Важнейшая психолого-педагогическая предпосылка реализации дистанта опирается на учет психических и психологических особенностей обучающихся. Психика ребенка устроена так, что буквально «требует» продуктивности, требует конкретного продукта (выученная таблица умножения не в счет, это продукт субъективно не для ребенка, а для учителя, как кажется ребенку). Что является для ребенка и подростка «знаком» продукта, знаком сделанного дела? Рисунок, танец, песня, спектакль, композиция, презентация, проект, исследовательская работа, реферат, эссе и многое другое при условии, что продукт представлен обществу, «опубликован» в широком смысле слова.
Вспомним поговорку «живи до веку и до вечеру». В актуальной ситуации важно, сохраняя стратегические цели освоения программы, планировать конкретные шаги. Какой временной период оптимален для подготовки проектов, в том числе групповых? В условиях дистанционного образования — не более двух недель, исключая, пожалуй, старших подростков.
Учитывая потребность детей и подростков в социальном признании, а также требования программы, ориентируясь на ее содержание, можно предложить такие деятельностные формы, как проект, исследование, творческая презентация и различные «цепные комплексные проекты». Остановимся на этом подробнее, представив опыт реализации цепного комплексного проекта с опорой на композицию ответов на вопросы матрицы системно-деятельностного подхода (таблица 1).
Отметим, что проект реализован в рамках работы объединения художественного направления «Фольклорный ансамбль «Ладушки», т. е. специфическим предметом освоения выступает фольклорное ансамблевое пение. Особенностью проекта является возможность участвовать как во всех его уровнях, так и в одном на выбор участника. Это позволяет сохранять в неприкосновенности принцип добровольности дополнительного образования и одновременно выступает вызовом и стимулом к творчеству для обучающихся.
№ 2 (6) / 2020
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
.ü
Ф VO О 1=
о ф
СО
н
ф
^
i
LO
н
о
оо н
U ф
X
X Z
ф
п н
U
m
т
и
V
н
^
ф
о а с
.0 I
U ^
ф ^
с Z
о
0
1
с
ф
m j
VD
m
Ü 5
s
S s
>S
lot®
оЯ(0 ^ira i vo о о
—г 1 '
3" о 2 ш fc
£ 2 ^ 0) vo x
О I
s
Л l-fc н uO
и vovo
О Ort! lud
m
a s 4 i
1 ~'S lOtD
■i £ Ii
hsuh о s
i§ £ U
с a^o n
miz iz
—г 11
3 о
2
fc
£ 2
^ 0)
vo z
О I
rn ¡0
¡2 о
i I-
(0 о
s i
^ i
<° &
rn ¡o
.0 U
h vo
s о
I и
2 ^ i i i
£
2(0? 5
h^i- s
* Ö Ü^C
et z -ФОФ aa.o
izizi
-
4 * , Ф See
сЗЧ -0 а (0
к i s s I О. Ф
2 s J U
(0 \
(0
s s j rn
2? (0 у.
T ^
^ Ф
Ч с
uloiz
Ф
. .
О :
■
.
О и
Ф I
0
1 п
ц, (0 х о s s и I (0 q а о ф с с и О s
z
s ^
1 f и
§ Ii
с s ф z .
С S
s я
^ с I Z
Ф о и * о
t~ ^ ф(0о rn dvO
О^П иГОк
XI
о
о IZ
о
.
_ .0
а q ф ф
ф ф S z
к и
ir
I ф
.0 к
q Ц
ф Ш
н к
ФКС dsu eis
^ ¥ ш S
(О ф ^s
ф I
о;
(0 ^
и ф
т
s
и к ф к
s о
s К
.
ф
и I
ф ф а а
ф * о
& § ¡5
* I *
^ ш ^ 3(0 1
ФО J ТСО
о
<2
(ОТ 5 СШ ^^ (0 У ^
£1 т ш
(О-
ш и
(0 О
Н I
I I
ф ф
I ц
(0 и
■ц н
а ^ ^^
ф ^
s и а о
с Ч
о
I S
^ VO
ф т с ^
ü ^ s I
i ^ ^ 2 Ф (0
° 5 ш ^ и VO
о о
ф s
1 ?
шйп(0
¡^ О
««ii 9- Ф is
с £<от £ m
ф о - s
S IHH
I
ф
I
о с z
о ^
) s о rn
ф ц
ф ZI
l н
(0 о
^ о
к u
s (0
J с
(0 (0
м t
m 'S Ф s o. rn О
.
0
1
ф s i а л
IsS
d о с и
I s 1-5 (0 O^ П
то а u^ vo о > s о
Ч й
Оф rn 1 - и
£(OVO 2rnO
oas к
4
ф
О О. (Oiiz
s aiH
V U
SI Ф |r шф i
о ц
(0
c; (0
- О
Ф ao о
cl ^vo и
ф о
s о
I s
т Z
£ ¡5
s i—
JD
z z
9 S
d m
О ski a aqro iz cc£m
s ^^
rn > к x
Ф
а о
х- Ii
s
I Ц
)S
XI
I I
о s J (0 rn s
к
о l_
Ф ?
2
iz ^
c vo О
(0
(0 rn
„, о S m ^ i— Ф и iz >s
2
^ ? ^ rnvoT
(0 ^ о a^rn
к s
s ^ Ш
o;
Svo ij J ФХ
roas rn н zr
^□2
)S
^ к
о ^
5 Ii
^ ф (0
5 s
^ 9
и z
^ i и
io о
ns 1 I
c (0 Ф
ф I J rn v
ö rn
о 0 m
(0(0(0 Ц HO Ii
.
X
s ?
X T i VO
iE ^
ц к
.
cd m
9 ^
о m
i— и
Ф О
5 1
Я ю
0 ф
1 ^
О Ф
iE
ц s
Ф S
Н I
>s3a Ои н
уаФ Ф iz тш и
I tD
(0 (0(0 ^ VOT гг
У ^ °
ф
к I ф
(0 I
а ш
X о
а s ^ i
и о
st I
(0 н ^ Ä ^ S
4 s
0 j
d (0 iz ^
- S
(0 q н VO
IЪ
ф о
5 и
1 о
¡^(Офш ,
Т^ф» I
(0
.
S
с О
ij^ rn
о i^^o^ü
m - ->тф "" шй
о Ш i ^VO ф
ÜOOvOOSS^
> о
ф s i (0
;
ri
о и
(N
| rn I
ooi iz^ о
ин п
шО -г
а i ^ s
по х
~ С л
о
х
S S
о
iz
m S
Я ^
Ш (0
.
ф
к
(0
саа ^о и
> s ^ ф ^
а о ф ш
ф -0izh
S
Ü "г
I о
<и I ш о.
я °
^ § s 'S-a
S(0I
т^ >s
oso uz rn
ilZ m
h
л (0
h..
ф^ m
8 ё I-
a rn О ^
i— о. i Ши z
(0 о
üi iz
к s
i*
1л1 ^
5 о-
м о?
м
о
м
о
=1 2 т т 1=|
>
-1
О
л
т
о
А
О
о
л
т
о
А
т "О т
< А
о О О 2 О т
СП
Е
т
о ч ш
ч
I
>
Описание проекта, продукта и способа «публикации» Мотивационный компонент для педагога и обучающегося Целевой компонент Операционально-исполнительский компонент Компонент контроля, оценки, обратной связи и рефлексии
Уровень 3. Представляет собой цепные задания, которые могут быть выполнены обучающимися. Например, задание к продукту 1: исследовательские работы на темы «Великая Победа в образах цветов», «Образы цветов в песенном фольклоре», «Цветы как символы истории»; подбор певческого репертуара, связанного с образами цветов и их символикой в обрядности и т. д. Возможные задания к продукту 2:исследование особенностей восприятия Победы детьми и подростками военных лет, создание репертуарного «банка» военных, исторических песен и т. д. Сохраняется как на уровнях 1 и 2 с добавлением компонента потребности в инициативе, самоактуализации Участие в проекте на данном уровне позволяет обучающемуся не только достичь предметных и метапредмет-ных результатов, но и осуществить самоопределение в освоенной части социокультурного опыта Являясь частью осваиваемой программы, исследовательские работы, репертуарные подборки оцениваются по существующим критериям без поправки на дистанционную форму Обучающиеся имеют возможность оценить собственные работы, работы других участников, заменить (исправить, скорректировать) собственную работу до момента общей публикации
ь 1 ф £
3 о
I I
о;
о
2 Ф
*
"О I
ГО
т > о ь
* л
О -1
сп 5
"О >
и о
О *
го ^ >
т
-г м
Л) „
(и о.
я ^
Ь п
5 л
I 5
1Л
ю i
9 м
-1 I
"О £и
0) ч;
й щ
п II
л о ^
о г
^ ^
о о
О го
СП (и
-Г
ш '
О I
5с 2 ГО
4 о Й
5
"О
ГО 0)
ч: и п £и
> I
II
*
СЛ з: "О з;с (" ш
х "О
-Т- „ -1 -1
3 о п) р)
г+ го л I
"О (" н н
» I "О я
\ 5 О "
I 5. IV *
и 0) 2 2
Й
О □
О
■о о
УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
Основная идея цепного комплексного проекта состоит в расширении возможностей творческого самовыражения; в содействии «самодвижению» деятельности (системно осуществленная деятельность порождает новую деятельность); в создании условий для самопознания, саморегуляции, личностного роста.
К моменту окончания написания статьи (8 мая 2020 года) два уровня проекта реализованы обучающимися при сохранной мотивации, целеполагании, оценке, контроле и обратной связи с ПРИЕМЛЕМЫМ качеством операционально-исполнительского компонента. Это позволяет сделать вывод о сохранности деятельности как системы.
Отметим, что в двух случаях зафиксирован отказ от участия в связи с загруженностью в общеобразовательной школе. Тем не менее, наличие записанных и опубликованных видео- и аудиозаня-тий, материалов по тематике проекта оставляет этим обучающимся возможность освоить материл, принять участие в выполнении цепных заданий, проявить творческую инициативу. Материал проекта соответствует содержанию программы; полученный и опубликованный продукт репрезентирует достигнутые обучающимися предметные и метапред-метные результаты.
Подводя промежуточные итоги, можно отметить следующее: наиболее очевидным риском является потеря / снижение качества операционально-исполнительской деятельности. При этом
использование деятельностных форм организации с учетом «краткосрочности» проектов и их «публикации» содействует сохранению и совершенствованию целостной деятельности, в которой компонент риска и «проседания» (до уровня приемлемого) качества операционально-исполнительского компонента компенсируется высоким уровнем сформированности мотивационного компонента, целеполагания, оценки и самооценки, контроля и самоконтроля, коррекции и самокоррекции.
В свою очередь, сохранение деятельности как системы позволяет взаимодействовать в парадигме субъект-субъект-ности, сохранять ролевые статусы, что в актуальной ситуации выступает как психотерапевтический фактор. Это соображение особенно важно применительно к дополнительному образованию, принципом реализации которого является добровольность.
В методологическом плане дистанционное образование как частный случай образования в ситуации неопределенности характеризуется снижением директивности, большей опорой на гуманистические и личностно-ориенти-рованные позиции при четком сохранении понимания деятельностного подхода как основы; в психолого-педагогическом плане — акцентированием значимости личностного результата, возможностью расширения спектра метапредметных результатов при сохранении ПРИЕМЛЕМОГО качества операциально-исполни-тельского плана.
УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
Нынешняя ситуация задает педагогу, обучающемуся и родителю пространство выбора между пережиданием «когда же это кончится» и достаточно полноценным проживанием этого, пусть и непростого, периода жизни.
Сфера применения накопленного опыта довольно обширна. Элементы дистанционного образования могут быть успешно использованы как дополнительные и замещающие в ординарных ситуациях. Например, в студии идет подготовка к значимому событию (концерту, выставке, фестивалю, конкурсу и др.) и весь отведенный на занятия временной ресурс целесообразно отвести на практику, репетицию. В этом случае теоретический (исторический, методический и иной) материал может быть транслирован с применением дистанционных технологий — в виде записанного видео-, аудиозаписи, ссылки и т. д.
Также элементы дистанционного образования могут эффективно применяться в ординарных ситуациях с «единичными отклонениями» — например, в случае отъезда или болезни обучающегося, пропуска им занятий по иной уважительной причине. Возможность не просто освоить материал, а, преодолевая расстояния, «погрузиться» в атмосферу
репетиции, занятия — это возможность не только образовательная, но и, в широком смысле слова, психотерапевтическая.
Элементы дистанта могут, разумеется, применяться в экстраординарных ситуациях — карантинах, отменах занятий в связи с погодными условиями или другими непредвиденными обстоятельствами.
Накопленный опыт дистанта позволяет намечать стратегии развития дополнительного образования в аспекте обучения взрослых людей, создания сетевых проектов творческого / исследовательского / социального характера, в реализации идей дополнительного семейного образования.
Кто хочет — ищет возможность. Список литературы
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
2. Психология экстремальных ситуаций [Электронный ресурс] / Ю. С. Шойгу [и др.]. — М.: «Смысл», 2007. — URL: https://bookap.info/praktik/psi-hologiya_ekstremalnyh_situatsiy/ (дата обращения: 25.05.2020).
УДК 374.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Зыкова М. Н. Реализация программы дополнительного образования в условиях дистанта: возможности и риски//Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020.— № 2 (6) / июль. — С. 115-125. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo213/
Margarita N. Zykova
Children and Youth Center of Svetlogorsk district Svetlogorsk, Russia
Implementation of the program of additional education in the context of distance learning: opportunities and risks
Abstract. The article deals with the problems of realization the additional education programs in the conditions of disconnection of their subjects. Distance education is considered as a special case of changing conditions, which creates new opportunities and risks. The
main risks and opportunities of distance education for its subjects are analyzed. The article reveals the tools for promoting the formation and improvement of learners' activities in the conditions of distance education. Psychological and pedagogical conditions ensuring the achievement of the goals of additional education are justified. The experience of realization a complex project in actual conditions is given. The article describes the possibilities of using elements of distance learning in ordinary and extraordinary situations.
Keywords: distance education, additional education, opportunities and risks of distance education, creative activity in the conditions of distance education.