УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. - С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
Ярцев Андрей Анатольевич | [email protected]
Доктор исторических наук, доцент Профессор Гуманитарного института Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия
Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда)
Аннотация. В статье ставится вопрос о новых формах работы с посетителями школьных музеев на основе опыта проведения конкурса «Школьный музей: вчера, сегодня, завтра» в музее «Фридландские ворота» г. Калининграда. Обращено внимание на такие проблемы, как функции школьного музея, его предпочтительная тематика, основные принципы организации школьного музейного пространства, современные составляющие композиционных решений. Формулируются конкретные предложения по выстраиванию экспозиции современного школьного музея.
Ключевые слова: школьный музей, тематика школьного музея, музейная экспозиция, интерактивность и визуализация в музее, расширение музейного пространства.
Теории и истории школьного музейного дела посвящены несколько исследований, осуществленных, главным образом,
в рамках создания кандидатских диссертаций. Молодые ученые обратили внимание, в первую очередь, на такие аспекты проблемы, как методика создания школьного музея, специфика формирования и содержания его фондов и экспозиций, привлечение в него учащихся разных возрастных категорий, воспитательная и культурная функция музея, его связь со школьной программой и на некоторые другие [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].
В музее «Фридландские ворота» (Калининград) в третий раз подряд в 2020 году будет проводиться ежегодный конкурс «Школьный музей: вчера, сегодня, завтра». В рамках первого конкурса (2018) специальная комиссия, созданная из работников музея (директор, хранитель музейных предметов, специалист по организации экспозиционной и выставочной работы, методист по работе с учащимися, научный сотрудник, экскурсовод, специалист по связям с общественностью) посетила все 15 школьных музеев города,
УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. - С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
оценила их работу с фондами, научную деятельность, а главное — экспозицию и типовую экскурсию. На втором этапе школьники представили презентации своих музеев непосредственно во Фри-дландских воротах. Такая методическая помощь со стороны работников музея и возможность школьных музейщиков обменяться информацией между собой, на взгляд устроителей конкурса, должны положительно повлиять на дальнейшее ведение музейной работы в школе.
В следующем, 2019, году организаторы конкурса предложили школам провести своеобразную кросс-культурную работу. Представители двух близлежащих школ посещали соседние музеи и готовили презентации о своих впечатлениях с положительными и (или) критическими отзывами. В данном случае школьники-музейщики сами выступили в роли посетителей, критиков, членов комиссий.
В 2020 году школьным музеям будет предложено разработать и презентовать проекты, которые могут быть реализуемы в будущем, конечно, при наличии соответствующих помещений, смет и творческих усилий создателей этих проектов. Члены комиссии выразили небезосновательную надежду (исходя из опыта прежних лет), что лучшие проекты получат финансирование из городского бюджета. При этом у членов комиссии накопились определенные впечатления от школьных музеев города, просмотренных презентаций и вообще обмена мнениями в ходе проведения этого конкурса. Часть этих впечатлений в той или иной степени могла бы
стать основой для оптимизации (модернизации) того или иного школьного музея. Так, эти впечатления удалось сформулировать как предложения для школьного музея школы № 48 (муниципальное финансирование проекта подтверждено на вторую половину 2020 года). Школа расположена в поселке городского типа Прибрежный (формально — Московский район г. Калининграда), который при этом территориально оторван от вышеназванного района и имеет собственную уникальную рекреационную зону — часть Калининградского залива и сосновый бор. Кроме того, поселкообра-зующим предприятием здесь является завод железобетонных изделий, на котором трудилось не одно поколение его жителей. В поселке проживали ветераны Великой Отечественной войны, от которых в фондах школьного музея сохранились многочисленные исторические предметы. Рассмотрим на примере музея школы № 48 ключевые моменты, играющие, на наш взгляд, определяющую роль в процессе переформатирования школьного музея.
Причины создания школьного музея и его функции
Как правило, школьные музеи привязаны к близлежащей местности, территории и являются следствием (итогом) предварительной краеведческой работы. Знаковые исторические события, история и традиции местного населения, жизнь знаменитого соотечественника, история школы, природный и антропогенный ландшафт, флора и фауна региона — пожалуй, основная тематика для школьных музеев.
УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
Е. Е. Леонов пишет: «Основными причинами основания музеев образовательных учреждений являются: многолетняя тури-стско-краеведческая деятельность; идея создания школьного музея как ведущего элемента краеведческой деятельности; рекомендации местных властей, направленных на дополнительную стимуляцию образовательно-воспитательного процесса и социализацию личности» [Цит. по: 4, с. 11]. «Основная функция школьного музея заключается в том, что участие школьников в краеведческой, исследовательской, поисковой, творческой работе лучше способствует процессу сохранения социальной информации через эмоциональное воздействие музейного предмета и позволяет закрепить в подростковом сознании старшеклассников сложившиеся традиции в их исторической последовательности. Другой отличительной особенностью школьного музея является его пограничное положение между системой образования и системой культуры, так как сфера деятельности школьных музеев связана с привлечением многочисленных специальных дисциплин, таких, как педагогика, музееведение, археология, этнография, нумизматика, архивное дело, искусствоведение и другие, что играет значительную роль в расширении общеобразовательного кругозора учащихся, способствует формированию их гражданской позиции и ранней профессиональной подготовке» [Цит. по: 6, с. 9], — констатирует Ч. М. Меджидова.
Тематика
В границах одного помещения имеется возможность представить, по крайней
мере, три темы, которые могут быть интересны почти всем жителям поселка: история Великой Отечественной войны, самого поселка и школы. Кроме того, именно по этим темам возможно собрать предметный ряд в рамках школьной краеведческой работы. При этом нельзя забывать, что основными посетителя музея должны оставаться сами школьники, что музей должен быть адресован именно этой категории жителей поселка. В. И. Ушакова справедливо пишет о школьном музее: «Являясь частью музей-но-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Как только музей в школе утрачивает эти характеристики и старается походить на традиционный музей, он встает на путь, который ведет в тупик» [Цит. по: 10, с. 197-198].
История Великой Отечественной войны И. Н. Микулан предлагает учитывать три критерия эффективности при оценке патриотического воспитания в рамках музейного пространства: «1. Эффективность деятельности школьного музея как такового. 2. Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом. 3. Результативность работы по патриотическому воспитанию школьника» [Цит. по: 7, с. 9]. В музее скопилась объемная коллекция предметов, связанных с историей Великой Отечественной войны. Коллекция сложилась в результате как
УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
любительских «археологических» поисков, так и пожертвований ценных предметов от ветеранов войны или их потомков, проживающих в поселке. Почти каждая семья в Прибрежном так или иначе связана с военной темой через историю своей семьи. Поэтому в основу экспозиции предложено положить «личную историю» конкретного ветерана войны и его семьи. Второй линией музея мог бы стать путь воинской части, которая штурмовала Хайде-Вальдбург (старое название поселка). В поселке расположен мемориал погибшим при его штурме. Эта часть экспозиции выстраивается в рамках школьного патриотического воспитания, которое, конечно же, раскрывается и в обращении к другим, невоенным, темам музея.
История поселка и территории Для калининградцев Прибрежный, прежде всего, место отдыха и рыбной ловли — это Калининградский залив и богатый озоном сосновый бор. Летом поселок становится едва ли не основным местом притяжения для жителей Московского района г. Калининграда. Бывшие песчаные карьеры являются идеальным местом для пляжного отдыха, вода в карьерах не имеет заиливания, относительно прозрачна, за что заброшенные старые карьеры получили красивое народное название «Голубые озера».
На данной территории уже в 3-м тысячелетии до нашей эры существовало неолитическое поселение первобытного человека. Археологами обнаружены следы деревянных построек,
предметы быта, особенно много керамики. В тевтонский период здесь возник поселок Хальде-Вальдбург, позже появилась католическая кирха. На 1939 г. в поселке проживало около 400 человек. Завод железобетонных конструкций открылся еще в довоенный период, причем в войну часть его рабочих составляли советские военнопленные. Сегодня население поселка насчитывает 6 тысяч 200 человек.
Касательно краеведческой привязки школьных музеев Е. Т. Махина пишет: «Критериями сформированных исторических представлений младших школьников о родном крае выступают: осведомленность об историческом прошлом родного края, который раскрывается через следующие показатели: знание фактов о прошлом родного края, его исторических, географических, этнических и социальных особенностях; наличие знаний о временных изменениях родного края; наличие знаний о пространственных различиях родного края» [Цит. по: 5, с. 9]. В рамках краеведческой работы в поселке Прибрежном вполне возможно провести вышеназванные изыскания, но, скорее, они будут иметь характер региональных. Юным краеведам по силам, например, создать банк данных первых переселенцев Прибрежного через анкетирование жителей поселка. В рамках анкетирования можно выяснить, откуда прибыли первые переселенцы, каковы были их первые впечатление на этой земле, их первое жилье, работа, как они отдыхали и развлекались в эти первые послевоенные годы. Географические,
УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
климатические и рекреационные особенности данной территории несомненно позволят собрать интереснейший материал для экспозиции, например, аквариум с рыбами данной акватории, гербарии местной флоры, диорамы — фрагменты узнаваемых природных мест, расположенных вокруг поселка, и т. д.
История школы
Так как поселок включен в черту г. Калининграда и расположен в некотором отрыве от Московского района города, практически все ученики единственной местной школы живут в поселке. Долгое время завод железобетонных изделий являлся здесь поселкоорганизующим промышленным предприятием. История школы начинается в далеком 1948 году. Нетрудно предположить, что и большинство современного населения поселка прошло именно через эту школу. Таким образом, тема истории школы № 48 является объединяющей для всего населения поселка.
Основные принципы организации школьного музейного пространства
В ходе проведения конкурса «Школьный музей: вчера, сегодня, завтра» у членов комиссии сложились представления об основных принципах организации школьного музейного пространства. К ним можно отнести следующие:
- информация должна быть интересна, прежде всего, для самих учащихся;
- тем не менее, школьный музей не должен замыкаться только на учеников, потенциальными посетителями школьного музея должны стать
родители учеников, бывшие выпускники школы;
необходимо уходить от безликости, однотипности, банальности музейной информации через уникальные личные истории конкретных людей (возможно, и членов их семей); привязка информации к данному месту повышает привлекательность музея (школа, поселок, рекреационная зона поселка);
доступность, понятность информации является важнейшим фактором, так как школьный музей должен рассчитывать на возрастную категорию 7 +; грамотное сопровождение этикетажем, желательно с историей предмета — пример правильного оформления и описания предмета как методический пример правильности работы с любым изучаемым объектом; неперегруженность предметным рядом (отрицательный эффект «кучи»). Лучше выставить 5-10 предметов в витрине, но значимых и интересно поданных;
предметный ряд должен доминировать над фотографическим, в музее прежде всего интересна «вещность», «предметность», чего нет в современных фото-, видеогаджетах (фотографии из музейной коллекции могут быть сведены в отдельные альбомы для освобождения пространства для предметов);
музейная педагогика должна строиться на основе игры (рекомендовано дальше продолжить опыт с созданием викторин и игр по предметному ряду музея, в целом по его тематике);
УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
- мультимодальность небольшого помещения школьного музея значительно способствует расширению его возможностей как музейного пространства (возможность быстрой смены части экспозиции, «работающие» выдвижные ящики, проецированное фотографий на стены, все стены должны рассматриваться как потенциальные экраны);
- точные современные световые решения;
- стерео- и квадро-звуковые решения в свете новых технологий;
- визуализация (короткие фильмы в сенсорных киосках, предусмотреть, что звук может быть выведен в наушники при индивидуальном посещении, чтобы не мешать остальным посетителям);
- «живой элемент» в пространстве школьного музея может иметь рекреационный эффект (аквариум с рыбами местной акватории), распространенные местные растения с этикетажем (возможно, в виде гербария), голоса птиц местной фауны;
- точные решения для подключения электрических приборов (минимум проводов по стенам и потолку, двойные розетки);
- оригинальные технические, механические решения (диорама со световым каскадом о Великой Отечественной войне);
- возможность полного и частичного затемнения помещения;
- построение экспозиции и плана экскурсии через движение по кругу;
- вовлеченность учащихся в жизнь музея (обучение школьников в
качестве экскурсоводов, создателей экспозиций, коротких фильмов, программ для сенсорного киоска, возможность написания научных докладов на основе музейной коллекции);
- хранение (витрины с ящиками, специальное отдельное помещение);
- музей как рекреация (возможность сыграть в игры советского периода, покрутить диафильм);
- возможности временных выставок, выход школьного музея за пределы своего помещения (рекреация первого этажа школы может быть предоставлена для временных выставок из фонда музея).
Современные составляющие композиционных решений
Так как основными посетителями музея будут учащиеся школы, необходимо предусмотреть следующие составляющие.
1. Интерактивность.
Интерактивность предполагает не традиционную созерцательность в ознакомлении с содержанием музея, а активное вовлечение посетителя в творческий процесс, организованный при помощи музейных предметов. Тема «История школы» может быть выстроена через предметы, которыми разрешается воспользоваться под наблюдением музейного работника. Так как гаджеты все более вытесняют предметный ряд, «вещная культура» музеефицируется и набирает свою притягательность. Родители смогут вспомнить свои школьные ощущения, их дети — погрузиться в прошлое.
УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
В качестве предметного ряда предлагаются:
- школьная парта с откидывающейся крышкой и углублением под чернильницу;
- чернильница с пером;
- химический карандаш;
- промокашка;
- пионерский галстук;
- предметы готовальни;
- механическая счетная машинка «Феликс»;
- барабаны;
- пионерские горны;
- дневники и учебники тех лет, буквари (есть современные реплики);
- девичьи «анкеты»;
- советские ластики;
- точилки для карандашей;
- картинки-«вкладыши»;
- открытки;
- резиночки для игры «в резиночки»;
- диапроектор с советскими диафильмами.
2. Визуализация.
Наполнение музейного пространства аудио- и видеотехникой серьезно дополняет предметный ряд. Визуализация современной жизни, наиболее ярко и массово выраженная в популярности селфи, требует если не размещения в музее специальных зон для фотографирования, то, по крайней мере, создания возможности для их быстрого конструирования, быстрого «преображения» посетителя в героев прошлых эпох. В рамках темы «История школы» возможно предложить посетителю сделать фотографии в школьной форме тех лет, в
пионерской пилотке и с галстуком. В теме «История поселка» возможно применение спецодежды рыбака или работника железобетонного завода. Тема войны может быть представлена солдатской формой, фуражками и касками тех лет, фрагментами оружия или их имитацией. Не рекомендуется размещать на музейной форме для переодевания боевые ордена.
3. Расширение музейного пространства. Квесты и мастер-классы. Для создания и проведения квестов и мастер-классов могут быть привлечены сами школьники. Мастер-классы проводятся в помещении музея. Они связаны с выработкой навыков рукоделия, например, построения танка из оригами, самолета из спичек (подобные мастер-классы проводятся в музее «Фридланд-ские ворота»). Квесты могут стартовать (финишировать) в музее, но выходить и во внешнее пространство. Проведение на школьном дворе или на стадионе соревнований по «Классикам», «Пекарю» (другое название — «Банка»), «Море волнуется раз», «Слону», «Ручейку», «Разрывным цепям», «Картошке», «Я в домике» и некоторым другим детским играм советского времени позволит в активной игровой форме помочь физическому развитию детей, особенно тех, для которых урок физкультуры кажется тяжелой обязанностью.
Этапы создания школьного музея
Этапы создания школьного музея не могут быть жестко прописаны, они индивидуальны в каждом конкретном случае.
УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
Е. Е. Леонов пишет: «Выделяется три не взаимосвязанных по хронологии этапа, которые следуют за открытием школьного музея: организация актива; формирование совета; разработка концепции... Проблемой является не только открытие музея, а успешность его дальнейшей работы, которая включает в себя деятельность по основным направлениям: фондовая, экспозиционная, экскурсионная, поисковая работа, каждое из которых развивается как самостоятельное, имеет свои особенности и сложности» [Цит. по: 4, с. 11]. В любом случае, говорить о создании музея можно при наличии определенной коллекции предметов, которая гипотетически в дальнейшем позволяет выстроить привлекательную экспозицию. Начало любого школьного музея — это почти всегда краеведческая работа.
Изучение таких проблем жизнедеятельности школьного музея, как его функции, актуальная тематика, специфические принципы организации школьного музейного пространства, «вызовы» или современные составляющие в выстраивании музейной экспозиции и некоторые другие, несомненно, требуют дальнейшего осмысления. Важно, чтобы теоретические рассуждения вокруг этих вопросов давали выход к практической реализации - преобразованию конкретных школьных музеев, что должно способствовать увеличению их привлекательности и посещаемости.
Список литературы
1. Зыктина, Ю. В. Содержание и методы профессиональной ориентации
старшеклассников в условиях школьного историко-краеведческого музея: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Зыктина Юлия Васильевна. — М., 2001. — 172 с.
2. Коптелов, О. В. Методика создания и использования школьного музея природы при изучении биологических дисциплин в средней школе: авто-реф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Коптелов Олег Владимирович. — М., 2006. — 24 с.
3. Кулакова, М. В. Формирование и использование экспозиций геологического музея в реализации содержания школьного географического образования: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Кулакова Мария Викторовна. — М., 2007. — 23 с.
4. Леонов, Е. Е. Культурно-образовательная и коммуникативная деятельность школьных музеев Кемеровской и Новосибирской областей (2001 — 2011 гг.): автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Леонов Евгений Евгеньевич. — Кемерово, 2012. — 39 с.
5. Махина, Н. Т. Формирование исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Махина Наталья Сергеевна. — Воронеж, 2010. — 24 с.
6. Меджидова, Ч. М. Школьный музей как фактор формирования гражданской позиции старшеклассников: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Мед-жидова Чакар Меджидовна. — Махачкала, 2006. — 24 с.
7. Микулан, И. Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма
УДК 371.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 126-134. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2020/3jul2020/kvo214/
учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Микулан Ирина Николаевна. — Ставрополь, 2006. — 23 с.
8. Понамарева, Т. Н. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьных музеев: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Понамарева Туяра Николаевна. — М., 2010. — 23 с.
9. Тельманова, А. С. Социально-культурное развитие личности подростка в интеграционной деятельности школьного музея: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.05 / Тельманова Анастасия Сергеевна. — Кемерово, 2015. — 26 с.
10. Ушакова, В. И. Школьный музей как компонент образовательного пространства школы / В. И. Ушакова // Вестник МГУКИ. — 2005. — № 5 (37). — С. 196-200.
Andrey A. Yartsev
Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia
School Museum at the present stage (on the example of the concept of the development of the School Museum of school No. 48 in Kaliningrad)
Abstract. The article raises the question of new forms of work with visitors of school museums based on the experience of the contest "School Museum: yesterday, today, tomorrow" in the Museum "Friedland gate" in Kaliningrad. Attention is drawn to such problems as the functions of the school Museum, its preferred subject, the basic principles of the organization of the school Museum space, modern components of compositional solutions. Specific proposals are formulated for building the exposition of the modern school Museum.
Keywords: school Museum, school Museum theme, Museum exposition, interactivity and visualization in the Museum, expansion of the Museum space.