Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перестройка / легендарный парламент / миграция / референдум / perestroika / legendary parliament / migration / referendum

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — К.К. Рыскулов

Данная работа посвящена истории становления и укрепления власти Президента в Кыргызской Республике. Автор на основе изученных материалов рассматривает роль и значение института президентства в системе органов государственной власти Кыргызстана. Анализируется статус и полномочия Президента Кыргызской Республики, результаты деятельности первых двух президентов, положительные и отрицательные стороны их политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PRESIDENTIAL POWER IN THE KYRGYZ REPUBLIC

This work is devoted to the history of the formation and strengthening of the power of the President in the Kyrgyz Republic. The author, based on the materials studied, examines the role and significance of the institution of presidency in the system of government bodies of Kyrgyzstan. The status and powers of the President of the Kyrgyz Republic, the results of the activities of the first two presidents, the positive and negative aspects of their policies are analyzed.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

К.К. Рыскулов, преподаватель Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-5-165-168

Аннотация. Данная работа посвящена истории становления и укрепления власти Президента в Кыргызской Республике. Автор на основе изученных материалов рассматривает роль и значение института президентства в системе органов государственной власти Кыргызстана. Анализируется статус и полномочия Президента Кыргызской Республики, результаты деятельности первых двух президентов, положительные и отрицательные стороны их политики.

Ключевые слова: перестройка, легендарный парламент, миграция, референдум.

Президентское правление в Кыргызской Республике было введено в октябре 1990 года. На последнем этапе (1989-1991) так называемой политики «перестройки» существенному изменению была подвергнута политическая система СССР - мощной социалистической державы в мире. Высшим законодательным органом становился съезд народных депутатов, выборы проводились на альтернативной основе. Весной 1990 г. была выдвинута новая цель политической реформы - построение правового государства. Она мыслилась условием перехода к рынку и демократическому обществу [1]. Решающим условием его введения стало формирование президентской системы власти и переход к многопартийности. Эту задачу решил Третий съезд народных депутатов СССР (март, 1990). Он ввел президентский пост, избрал первого и последнего, как показали последующие события, Президента страны (СССР к концу 1991 года распался и перестал существовать как государство), изъяли 6-ю статью из Конституции. В условиях усиления сепаратистских тенденций и стремления к суверенитету, данный акт привел к введению президентского правления и в некоторых союзных республиках ( Армения, Грузия, Азербайджан, Узбекистан и др.) [2].

Вопрос о введении президентского поста в нашей республике специально был рассмотрен на второй внеочередной сессии Верховного Совета Кыргызской ССР, состоявшейся 22-30 октября 1990 г. Сессия

24 октября приняла Закон «Об учреждении поста Президента Кыргызской ССР» и 27 октября на альтернативной основе избрала Аскара Акаева первым Президентом республики. Однако объективный анализ событий, связанных с учреждением президентского поста, показывает, что процесс этот был далеко не прямолинейным и легким. До вышеназванной сессии тогдашнее высшее руководство республики было против введения президентской власти. Но, дальнейшее развитие событий, в частности учреждение президентского поста в других республиках, настоятельные требования демократически настроенных депутатов и общественности республики, а также острая необходимость укрепления правопорядка и законности вынудили высший депутатский корпус Кыргызстана, решить вопрос о введении института президентской власти положительно [3].

Введение Президентского поста в этот период имел не только юридический, но и ярко выраженный политический характер. По закону Президенту принадлежала важная роль прежде всего в формировании политики республики. Являясь главным звеном повседневного руководства государственными делами, он определял основные направления внутренней и внешней политики республики.

Таким образом, учреждение в Кыргызской Республике поста президента было обусловлено рядом факторов объективного характера: необходимостью усиления в переходный период исполнительной вла-

сти, повышения ее оперативности в принятии управленческих решений, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка.

Через месяц после провозглашения независимости Кыргызской республики 12 октября 1991 года состоялись первые общенародные выборы Президента, где абсолютным большинством голосов (95,3%) на этот пост был избран Аскар Акаев, который занимал этот пост до 2005 г. - до своего тайного бегства из страны в результате мартовских событий [4]. В целом на этот высокий пост А. Акаев избирался трижды (1991; 1995; 2000), хотя по Конституции страны на этот пост один и тот же человек имел право избираться только в два срока (один срок президентства 5 лет - РК). Это было грубейшим нарушением со стороны А. Акаева положений Основного закона республики.

Правовой статус Президента Кыргызской Республики был основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Конституция (1993 г.) Кыргызской Республики, принятая «легендарным парламентом», определял статус Президента в тесной связи с принципом разделения властей. Президент глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент не отнесен прямо ни к одной ветви государственной власти.

На президента Кыргызской Республики возлагались координационные функции по обеспечению взаимодействия трех ветвей (законодательной, исполнительной, судебной) государственной власти. Для выполнения этих функций он наделялся соответствующими полномочиями, дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Президент республики имел право требовать от всех органов государственной власти неукоснительного соблюдения Конституции Кыргызской Республики. Он был вправе оценивать деятельность государственных органов с точки зрения соответствия Конституции Кыргызской Республики.

Согласно Конституции, Президент определял структуру правительства, ему предоставлено право назначать с согласия

Собрания народных представителей Жо-горку Кенеша Премьер-министра и по консультации с ним - членов правительства.

Как показывает анализ деятельности государственных структур Кыргызской Республики за период существования Президентской власти, ни один политический институт не повлиял на ход событий столь глубоко, как институт президентства. Аскар Акаев войдет в историю как первый Президент Кыргызстана за тысячелетнюю историю кыргызского народа, за почти столетие его государственности в новой эпохе, за первые годы национально-государственного суверенитета.

К сожалению, как показали последующие события первый президент республики, не смог укрепить политическую, экономическую, социальную основы страны. Он не смог подняться выше своих узкокорыстных, семейных интересов. В результате реформ, проведенных в годы его правления (1990-2005 гг.) страна не получила дальнейшего развития, а была отброшена на несколько лет назад. Богатство страны, накопленное десятилетиями в годы советской власти честным трудом нескольких поколений кыргызстанцев за короткое время, было разворовано. Кучка людей обогатились (родственники и близкое окружение президента - РК), а большинство населения оказалось за чертой бедности. Усилилась миграция из страны, коррупция как паутина охватила все структуры государственной власти. Закономерным результатом всех процессов и тенденций внутренней политики, проводимой акаевской властью, стала мартовская революция 2005 года, которая насильно свергла власть Акаева [5].

Она имела свои глубокие причины. Основными причинами, которые привели к свержению власти Акаева были:

- Отрыв власти от народа, власть имущие включая и президента страны занялись собственным обогащением, приватизация в стране была превращена в при-хватизацию кучкой госчиновников (родственники и ближайшее окружение президента) доходных объектов республики, что привело к имущественной дифференциа-

ции общества на основе социальной несправедливости;

- Обнищание народа, между тем социальное положение населения каждым годом ухудшалось, более 70% населения Кыргызстана оказались за чертой бедности. Резко возросла безработица. Усилилась внутренняя и внешняя миграция населения. В поисках заработка люди стали уходить в соседние страны Казахстан и Россию. А в республике появились «кул базары» (невольничий рынок). В 2004 году 12% 11-15 летних и 19% 15-16 летних детей не имели возможности ходить в школу, были заняты тяжелым трудом [6]. Из-за несправедливой социальной политики, проводимой тогдашней властью, доверие народа к ней было полностью уничтожено.

- Небывалый рост коррупции, ею были охвачены все структуры государственной власти, все общество. Любая государственная должность стала продаваемой, даже в народе знали цену той или иной должности. Об этом открыто стали говорить. Об этом говорили и первые лица государства. Например: тогдашний премьер-министр республики Т. Чынгышев с высокой трибуны заявил, что «Взятку у нас не берут только лодыри и дураки», а президент Акаев отметил, что «... коррупция дошла до седьмого этажа Белого дома республики (на 7-этаже Белого Дома находился кабинет президента - РК). А в некоторых ВУЗах взятка под видом «спонсорства» была даже легализована.

- Семейственность в правлении страной, кыргызское общество является традиционным, толерантным, но это явление ими, особенно политической элитой было воспринято очень болезненно, вмешательство семьи (жена, сын, дочь) президента в дело управления страной, особенно в кадровые вопросы, вызвало сильное, первоначально скрытое, а потом открытое недовольство в обществе. Последней каплей, переполнившей чашу терпения народа, стала выдвижение сыном и дочерью президента своих кандидатур в парламент.

- Раскол политической элиты Кыргызстана, Верховная власть была сосредоточена в руке близкого узкого окружения А. Акаева и его семьи. Некоторая

часть политической элиты Кыргызстана не была допущена к верховной власти, а определенные ее представители по тем или иным причинам были отстранены от власти, так возникла оппозиция к власти Акаева, а не к системе власти вообще.

- Глубокий духовный, нравственный кризис, все вышесказанное оказало отрицательное влияние на нравственные ценности общества. Такие понятия как честность, справедливость, порядочность, патриотизм стали вызывать насмешку у людей. Наступило время лицемеров, жуликов, прохиндеев. Именно духовный кризис является главной потерей нашего общества за годы независимости, так, как он поражает сознание, психологию, миропонимание людей.

Второй президент республики -К. Бакиев, пришедший к власти на волне народного движения, ни на йоту не исправил положение в республике. Победа народа была украдена - после 24 марта 2005 года в стране власть была узурпирована антинародным режимом - мартовская революция не достигла своей цели.

При втором президенте, режим семейного правления не только сохранился, не только продолжил разграбление народных богатств, но и приобрел отчетливый криминальный характер. Все это закономерно привело страну к еще одной, Апрельской революции. Кыргызстанцы не побоялись массового расстрела, учиненного антинародной властью 7 апреля 2010 года. Убийцы бежали из страны, оставив за собой кровавый след. На их совести гибель десятков наших сограждан и сотни раненных.

Временное правительство, взявшее власть в стране в свои руки в эти тяжелые дни (политическая ситуация в стране была еще больше ухудшена июньскими трагическими событиями на юге Кыргызстана), все же смогло вывести страну из этого положения и добилось стабилизации политической обстановки внутри страны. 27 июня 2010 года несмотря на отчаянное сопротивление оппозиционных сил был проведен Референдум (Всенародное голосование), на котором была принята Новая Конституция республики. По принятой Кон-

ституции в стране было введено парламентское правление. Оно мыслилось авторами, как главное препятствие семейно-клановому правлению, которому был подвергнут Кыргызстан в годы президентства первых 2-х президентов Кыргызской Республики.

Но как показывает анализ событий последних лет: митинги, призывы к смене существующей власти, бесконечные споры о президентском, парламентском управлении государством, смена первого и продолжение критики второго парламентского правительств (видимо оно завершиться отставкой последнего), расколы в парламентских фракциях - явно свидетельствуют о незавершенности принципов формирования структуры государственной власти, государственного управления. Попыт-

ка же парламентских партий поставить только своего представителя (иногда даже несмотря на его профессиональную подготовленность и компетентность - РК) во главе госструктур, начиная от главы правительства до региональных (особенно на прибыльные должности - РК) свидетельство того, что в республике еще не налажена эффективная система подбора, подготовки и выдвижения руководящих кадров. В основном этим и объясняется сложное политическое положение сегодняшнего Кыргызстана. Как сказал канцлер Германской империи О. фон Бисмарк: «Если чиновники хорошие, то и с плохими законами можно управлять государством, а если чиновники плохие, то и хорошие законы не помогут» [7]. Эти слова как никогда актуальны для современного Кыргызстана.

Библиографический список

1. Джунушалиева Г. Эволюция Кыргызской государственности в советский период (2080-е годы XX века). - Б., 2006.

2. Жумалиев К.М., Ожукеева Т.О. XXI век: Институт президентства в Кыргызской Республике. - Б., 1998.

3. История Кыргызстана XX век. - Б., 1998.

4. Конституция Кыргызской Республики. - Б., 1993.

5. Конституция Кыргызской Республики. - Б., 2010.

6. Управление персоналом. - М., 1999.

7. Чотонов У. Суверенный Кыргызстан: выбор исторического пути. - Б., 1995.

THE FORMATION OF PRESIDENTIAL POWER IN THE KYRGYZ REPUBLIC

K.K. Ryskulov, Lecturer Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. This work is devoted to the history of the formation and strengthening of the power of the President in the Kyrgyz Republic. The author, based on the materials studied, examines the role and significance of the institution of presidency in the system of government bodies of Kyrgyzstan. The status and powers of the President of the Kyrgyz Republic, the results of the activities of the first two presidents, the positive and negative aspects of their policies are analyzed. Keywords: perestroika, legendary parliament, migration, referendum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.