Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перестройка / демократия / Декларация о независимости / президент / конституция / парламент / политическая культура / perestroika / democracy / Declaration of Independence / president / constitution / parliament / political culture

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — К.К. Рыскулов

В данной статье автор характеризует политическую ситуацию в Кыргызстане в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Анализирует предпосылки получения Кыргызстаном своей независимости и проведении в стране демократических политических реформ. Показывает роль массовых политических организаций, возникших в те годы в виде партий и народных движений в укреплении и развитии демократических преобразований. Автор раскрывает причины, приведшие к кризису власти первого и второго президентов страны и характеризует уровень политического сознания и культуры политической элиты Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL REFORM IN THE KYRGYZ REPUBLIC: ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES

In this article, the author characterizes the political situation in Kyrgyzstan in the late 80s – early 90s of the last century. Analyzes the prerequisites for Kyrgyzstan to gain its independence and carry out democratic political reforms in the country. Shows the role of mass political organizations that emerged in those years in the form of parties and popular movements in strengthening and developing democratic transformations. The author reveals the reasons that led to the crisis of power of the first and second presidents of the country and characterizes the level of political consciousness and culture of the political elite of Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ДОСТИЖЕНИЯ

И ПРОБЛЕМЫ

К.К. Рыскулов, преподаватель Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-5-169-172

Аннотация. В данной статье автор характеризует политическую ситуацию в Кыргызстане в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Анализирует предпосылки получения Кыргызстаном своей независимости и проведении в стране демократических политических реформ. Показывает роль массовых политических организаций, возникших в те годы в виде партий и народных движений в укреплении и развитии демократических преобразований. Автор раскрывает причины, приведшие к кризису власти первого и второго президентов страны и характеризует уровень политического сознания и культуры политической элиты Кыргызстана.

Ключевые слова: перестройка, демократия, Декларация о независимости, президент, конституция, парламент, политическая культура.

Михаил Сергеевич Горбачёв, (19851991 гг.) инициатор политики «перестройки» (которого в народе также называли «прорабом перестройки») привел к распаду одного из крупнейших государств мира - Советского Союза. На территории бывшего тоталитарного СССР возникли несколько самостоятельных, независимых государств, ориентированных на демократическое управление. Среди них находилась и Кыргызская Республика.

Декларация о государственном суверенитете Кыргызской Республики, принятая 15 декабря 1990 года, Декларация о независимости Кыргызской Республики, принятая 31 августа 1991 года, Конституция Кыргызской Республики, принятая 5 мая 1993 года [1], и другие законодательные документы стали правовой основой независимости Кыргызстана.

Общественно-политические массовые движения, партии, объединения и прогрессивные демократические силы в структурах власти, начавшиеся формироваться еще в период перестройки, способствовали отклонению от командно-

административной системы управления и развитию демократического направления в независимом Кыргызстане. Следует отметить, что в Кыргызстане демократические институты и движения начали формироваться раньше, чем в других республиках

Центральной Азии. Появилась демократическая оппозиция. Уже в 1988-1990 гг. возникли ряд массовых политических организаций в виде партий и народных движений. В 1990 году оппозиционные силы объединились в Демократическое движение Кыргызстана (ДДК). В его состав вошли наиболее влиятельные организации: Партия национального возрождения «Аса-ба», Демократическое движение «Ашар», Демократическая партия свободного Кыргызстана (радикальные демократы), Союз гражданского согласия (коалиция культурно-национальных движений национальных меньшинств, проживающих в Кыргызстане, включающая русских, корейцев, уйгуров, татар, башкир, узбеков и евреев), Аграрная партия.

Таким образом, основной задачей независимого Кыргызстана стало проведение, укрепление и развитие демократических преобразований в политической и экономической системах и обществе страны.

Основной проблемой в демократизации политической системы Республики было введение президентского правления. Введение президентского правления в стране происходило в условиях очень сложной политической ситуации. В то время группа руководителей верхнего эшелона власти во главе с первым секретарем ЦК КП Кыргызстана и председате-

лем Верховного Совета Киргизской ССР А. Масалиевым противостояла введению президентского правления. Их аргумент заключался в том, что «в одной стране (СССР) должен быть только один президент, иначе общественно-политическая обстановка в стране и регионах может осложниться» [2]. Особенно в этом вопросе А. Масалиев занимал твёрдую консервативную позицию. Однако развитие политических событий в стране, введение президентского правления в ряде республик, настойчивые требования общественности и демократически настроенных депутатов республики, а также острая необходимость укрепления законности и правопорядка в стране вынудили Верховный Совет республики положительно решить этот вопрос.

Итак, вопрос о введении президентского правления был специально рассмотрен на внеочередной II сессии Верховного Совета, проходившей с 22 по 30 октября 1990 года. 24 октября сессия Верховного Совета Киргизской ССР приняла закон «О введении поста Президента в Киргизской ССР» [3]. Этот исторический факт стал началом демократических преобразований в политической системе страны. На основании этого закона 27 октября Верховный Совет провел выборы первого президента Кыргызстана на альтернативной основе. Выборы проходили в два тура, и во второй тур вышли ученый А. Акаев, набравший наибольшее количество голосов, и председатель исполнительного комитета Иссык-Кульской области, известный государственный деятель Н. Исанов. Во втором туре президентом был избран А. Акаев.

Безусловно, введение поста Президента в республике в условиях сложной политической ситуации того времени было проявлением воли кыргызской политической элиты. Однако, по нашему мнению, избрание А. Акаева президентом, а не Н. Исанова, который был человеком честным и хорошо знавшим народное хозяйство, было непростительной исторической ошибкой депутатов легендарного парламента. Это подтвердило дальнейшее историческое развитие.

Можно выделить две основные причины, почему руководитель республики того времени, истинный коммунист, пропитанный коммунистической идеей, А. Масалиев не был избран на пост президента. Первая причина - его нерешительность и неспособность правильно оценить политическую ситуацию. Вторая причина - демократические оппозиционные силы, набирающие в то время силу, обвиняли руководителя страны А. Масалиева во всех политических, экономических и социальных трудностях, происходящих в стране, и требовали его отставки. Одними из ведущих распространителей демократических идей в республике в те дни были Топчубек Тургуналиев и историк Тынчтыкбек Чоро-тегин, которые требовали отставки первого секретаря ЦК КП Кыргызстана и председателя Верховного Совета Киргизской ССР А. Масалиева, объявив голодовку. Такого политического акта ранее в истории Кыргызстана не было.

Еще одним обстоятельством, ухудшившим положение А. Масалиева, стали уз-бекско-кыргызские столкновения в Ош-ской области в 1990 году. Демократические силы считали, что в этой трагедии виновато высшее руководство республики, в лице А. Масалиева.

Ещё одним крупным шагом в проведении реформ политической системы республики стал закон «О реформировании системы государственных органов власти и управления», принятый 15 декабря того же года [4]. Основной принцип демократической системы власти - разделение власти на три равноправные ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Этот принцип был закреплён в Конституции КР, принятой 5 мая 1993 года на 12-й сессии Верховного Совета [5]. Однако, как показало дальнейшее политическое развитие, по желанию президента (А. Акаева) и при поддержке его приближённых, в Основной закон страны были внесены многочисленные изменения. В результате к 2002 году полномочия президента значительно расширились, и вся власть сосредоточилась в его руках. В стране установилась власть одного человека (семейная власть). Парламент, испол-

нительная и судебная власть стали карманными. Это, конечно, привело к многочисленным нарушениям закона, разграблению богатства страны и народа ближайшими родственниками президента, росту коррупции [6]. Народ беднел, недовольство росло. 17 марта 2002 года власть впервые открыла огонь по своему народу. С тех пор кризис власти Акаева усугублялся, и в марте 2005 года закончился его изгнанием из страны народом.

Второй президент Кыргызстана К. Ба-киев, пришедший к власти на волне народного восстания, не смог провести никаких изменений в политической системе. Введение партийной системы на парламентских выборах не принесло результатов, наоборот, парламент превратился в марионеточный орган власти. Из 90 мест в парламенте 65 заняла пропрезидентская партия «Ак Жол». Негативные явления, существовавшие при Акаеве, не только не исчезли, но и усилились. Самое опасное -власть стала сближаться с криминальными кругами. Социальное положение простого народа ухудшалось. Семейное управление усилилось. Это привело к событиям апреля 2010 года [7].

Новая власть (Временное правительство), несмотря на тяжелую ситуацию (июньские события), приняла новую Конституцию через референдум (27 июня 2010 года) [8]. Конституция заменила президентскую систему управления парламентской. Основной целью было законодательно положить конец личной власти и се-

этой системы управления продолжаются различные споры в обществе и среди политиков. Некоторые силы утверждают, что в Кыргызстане нет чисто парламентского управления и что эта система управления вообще не подходит для страны. Это свидетельствует о том, что процесс реформирования политической системы в нашей стране еще не завершен.

Кроме того, мнения о незаконности последней Конституции (2010 года) и о необходимости вернуться к Конституции 1993 года указывают на то, что основной закон страны все еще не обладает устойчивым характером. Главной причиной неспособности Кыргызстана добиться значительных успехов, несмотря на два серьезных политических потрясения (март 2005 года и апрель 2010 года), является низкий уровень политического сознания и культуры политической элиты и государственных чиновников. Известный государственный деятель Германии XIX века О. Бисмарк сказал: «Если чиновники хорошие, страной можно управлять даже с плохими законами, а если чиновники плохие, то даже самые лучшие законы не будут работать». Это очень актуально для современного Кыргызстана. Вопрос не в том, какая форма управления - президентская или парламентская, а в том, что высшие государственные руководители и политическая элита должны прекратить лгать и красть. Тогда у народа возникнет доверие к власти, в стране установится стабильность и начнется развитие.

мейному управлению. Однако по поводу

Библиографический список

1. ДЕКЛАРАЦИЯ о государственном суверенитете Республики Кыргызстан от 15 декабря 1990 года № 273-XП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/205081/edition/714644/ruitaro-Taklamakan.

2. Масалиев А. Страницы жизни и бедное наше отечество. - Б., 1992

3. ЗАКОН КИРГИЗСКОЙ ССР Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР от 24 октября 1990 года N 222-XII. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/909/edition/283825/ru.

4. ЗАКОН КИРГИЗСКОЙ ССР О реорганизации системы органов государственной власти и управления в Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР 14 декабря 1990 года N 260-XII. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/910/edition/283827/ru.

5. Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 1993 года (данный документ утратил силу). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/1/edition/989125/m.

6. Жумалиев К.М., Ожукеева Т.О. XXI век: Институт президентства в Кыргызской Республике. - Б., 1998.

7. Элчике Асан. Политическое развитие Кыргызстана после мартовской народной революции 2005 года. - Ош, 2008.

8. Конституция Кыргызской Республики (Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года) (данный документ утратил силу). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/202913/edition/1137334/ru.

POLITICAL REFORM IN THE KYRGYZ REPUBLIC: ACHIEVEMENTS AND

CHALLENGES

K.K. Ryskulov, Lecturer Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. In this article, the author characterizes the political situation in Kyrgyzstan in the late 80s - early 90s of the last century. Analyzes the prerequisites for Kyrgyzstan to gain its independence and carry out democratic political reforms in the country. Shows the role of mass political organizations that emerged in those years in the form ofparties and popular movements in strengthening and developing democratic transformations. The author reveals the reasons that led to the crisis of power of the first and second presidents of the country and characterizes the level of political consciousness and culture of the political elite of Kyrgyzstan.

Keywords: perestroika, democracy, Declaration of Independence, president, constitution, parliament, political culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.