Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1991-2005 ГОДЫ)'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1991-2005 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
420
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ПРЕЗИДЕНТ / ЗАКОН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМА / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПАРЛАМЕНТ / ВЫБОРЫ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Омуразакова Т., Арзыматова А.Ж.

В 1991 году Кыргызстан выбрал демократический путь развития. Процесс обновления сопровождался сложными экономическими и политическими кризисами. Изменения в политической системе были закреплены в Конституции Кыргызской Республики 1993 года. Был закреплен принцип разделения властей. Но частые изменения и поправки в Конституцию показали слабость новой политической системы, подорвали доверие общества к верховенству закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SYSTEM OF THE KYRGYZ REPUBLIC (1991-2005)

In 1991, Kyrgyzstan chose the democratic direction of development. The renewal process was accompanied by complex economic and political crises. Changes in the political system were enshrined in the 1993 Constitution of Kyrgyz Republic. The principles of separation of powers were consolidated. But frequent changes and Constitution showed the weakness of the new political system, undermined public confidence in the rule of law.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1991-2005 ГОДЫ)»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1991-2005 ГОДЫ)

Т. Омуразакова1, д-р ист. наук А.Ж. Арзыматова2, старший преподаватель Национальная академия наук Кыргызской Республики 2Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-5-9-13

Аннотация. В 1991 году Кыргызстан выбрал демократический путь развития. Процесс обновления сопровождался сложными экономическими и политическими кризисами. Изменения в политической системе были закреплены в Конституции Кыргызской Республики 1993 года. Был закреплен принцип разделения властей. Но частые изменения и поправки в Конституцию показали слабость новой политической системы, подорвали доверие общества к верховенству закона.

Ключевые слова: Кыргызстан, президент, закон, политическая система, реформа, власть, государство, парламент, выборы, общество.

Исследования общественно-

политического строя Кыргызской Республики с 1991 по 2005 годы является требованием времени. Распад СССР внес ряд изменений в общественно-политическую жизнь страны. 1991 году 31 августа Кыргызская Республика приняла Декларацию «О государственной независимости». Согласно Декларации, Кыргызская Республика была объявлена независимым суверенным, демократическим государством. 5 февраля 1991 года столице Кыргызской Республики было возвращено историческое название Бишкек. В Кыргызская Республике поэтапно начались реформы, направленные на демократизацию общественно-политической жизни. Первые реформы в политической системе были направлены на изменение управления государством оставшихся с советских времен. Верховным Советом Киргизской ССР 1990 года 24 октября был введен институт президента [1]. Согласно закону, президент Киргизской ССР избирался сроком на пять лет тайным голосованием депутатами Верховного Совета. 27 октября 1990 года Аскар Акаев был избран Президентом Киргизской СССР. Аскар Акаев был воспринят общественностью как молодой реформатор с планами превратить Кыргызстан во вторую Швейцарию. С 27 октября 1990 года по 31 августа 1991 года Аскар Акаев был президент Киргизской ССР. В

условиях независимости 12 октября 1991 года А. Акаев пошел на безальтернативные общенациональные выборы для укрепления своих позиций.

Парламент Кыргызстана сохранял свой «верховный» статус до тех пор, пока в

1993 году не была принята первая конституционная поправка, предусматривавшая создание двухпалатного Жогорку Кецша (ЖК; в переводе с кыргызского - «Верховный Совет»). Согласно этой поправке, парламент лишился статуса верховной власти и стал одной из ветвей единой государственной власти. Противоборство между ветвями власти привело к роспуску Жогорку Кецеша Кыргызской Республики.

1994 году в сентябре А. Акаев принял решение о роспуске парламента и о референдуме. В 1994 году 22 октября на референдум были вынесены два вопроса:

1) Изменения и дополнения к Конституции Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики и иные важные вопросы государственной жизни могут выноситься на референдум (всенародное голосование).

2) Законодательную власть в Кыргызской Республике осуществляет Жогорку Кенеш, состоящий из двух палат: Законодательного собрания в составе 35 депутатов, действующего постоянно и избираемого на основе представительства интересов всего населения республики; Собрания

народных представителей в составе 70 депутатов, работающего сессионно и избираемого на основе представительства территориальных интересов [2].

Первый вопрос, вынесенный на референдум, поддержали 88,9 % избирателей. На второй вопрос проголосовали 88,1% избирателей.

После принятия новой конституции различные политические силы подняли вопрос о легитимности президентства. Связи с этим по инициативе А. Акаев 1994 г. 30 января В Кыргызской Республике были проведён всенародный референдум. 96,36% избирателей проголосовав в референдуме усилили конституционные полномочия президента А. Акаева. Согласно Конституции, президентские выборы в Кыргызстане должны были состояться 1996 году. В 1995 году в Жогорку Кецеш на повестке дня поднял вопрос об обращении инициативных граждан по проведнию референдума о продлении полномочий Президента Аскара Акаева до октября 2001 года. Законодательное собрание Жогорку Кецеша в своем постановлении заявило , что продление полномочий президента является незаконным [3]. После отклонения вопроса о референдуме администрация президента 21 сентября 1995 года подняли вопрос в Жо-горку Кенеше о проведении выборов Президента. Жогорку Кенеш принял Постановление о проведении выборов Президента КР 24 декабря 1995 года [4]. Впервые в истории Кыргызстана состоялись альтернативные выборы Президента Кыргызской Республики. На этих выборах президента А. Акаев набрал 71,65% голос электората.

2000 г. 29 октября были выборы Президента Кыргызской Республики. Кандидаты в президенты: А. Акаев, Т. Акун, А. Атамбаев, Турсунбай Бакир уулу, О. Текебаев, М. Эшимканов. На этих выборах А. Акаев набрал 74,47% голосов избирателей. С момента введения института президента А. Акаев сосредоточил все свои усилия на укреплении президентской власти.

Во время правления первого президента А. Акаева Конституцию Кыргызской Рес-

публики четыре раза вносились поправки по результатам референдума.

1. Указом президента Аскара Акаева 22 октября 1994 года был проведен референдум, Конституция подверглась изменению. В итоге в Кыргызстане создан двухпалатный Жогорку Кенеш, расширены полномочные права президента.

2. 10 февраля 1996 года в республике проведен референдум о внесении изменений в Конституцию [5], в результате ограничены права парламента, усилены права президента. Вследствие этого президент определял структуру правительства, назначал премьер-министра республики по согласию собрания народных представителей. А по предложению премьер-министра назначал членов правительства, по согласию собрания народных представителей назначал генерального прокурора Кыргызстана, председателя Национального банка республики и т.д. Основное изменение - дано разрешение на продажу земли в собственность.

3. 17 октября 1998 года прошел референдум о внесении изменений и дополнений. По его результатам изменилось количество депутатов Жогорку Кенеша. Народным представителям выдано 45 мандатов, законотворцам выдано 60 мандатов. Согласно изменениям, из их числа должны были прийти по партийным спискам 15 депутатов.

4. Очередной референдум был проведен 5 февраля 2003 года. В соответствии с тогдашними изменениями в Конституцию, были установлены ограничения для проведения гражданами митингов, акций. Президент начал назначать членов правительства по представлению премьер-министра, а членов ЦИК по согласию Жогорку Ке-неша. Также в соответствии с этими изменениями добавился статус «экс-президента», по завершению президентского срока глава государства получил неприкосновенность. Написано: президент не привлекается к уголовной, административной ответственности. Наряду с этим дополнено, что близкие президента тоже финансируются за счет государства [6].

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют: Правительство Кыргызской Республики, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местная государственная администрация [7]. Реформы государственного управления с 1991 года по 2005 года можно разделить на следующие этапы: 1991-1995 гг; 1996-1999 гг.; 20002004 гг. Деятельность исполнительной власти заключается в определении и контроле правового положения каждого звена государственного аппрата.

Структура Правительства Кыргызской Республики в разные годы:

- 1993 году 16 министерств, 10 государственных комитетов и фонд госимущества;

- 1996 году 21 министерство и фонды госимущества;

- 2000 году 12 министерств и 2 государственных комитета;

- 2005 году работали 12 министерств, 4 государственных комитета и 13 государственных агентств.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики исполнительную власть в областях, районах и городах осуществляет местная государственная администрация. Местные государственные администрации действуют на основе Конституции и законов Кыргызской Республики. Решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории.

Важную роль в единой системе органов исполнительной государственной власти играют городские, районные и областные государственные администрации, которые являются исполнительно-

распорядительными органами исполнительной власти на соответствующей территории.

В Кыргызской Республике установлены следующие территориальные уровни местной государственной администрации:

1) к базовому территориальному уровню относятся городские, районные государственные администрации;

2) к областному территориальному уровню относятся областные государственные администрации.

1991-2005 годах в Кыргызстане руководство Правительством и соответственно исполнительной властью осуществлялся Президентом. Поскольку сам Президент представляет кандидатуру на должность Премьер-министра в КР, а также оказывал влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делало Правительство чисто президентским. С 1990 года до событий марта 2005 года в Кыргызстане 10 раз менялось правительство, премьер-министрами становились 8 человек. Быстрая смена премьер-министра негативно сказалось на эффективном функционировании правительства.

С принятием Конституции в 1993 году в Кыргызстане была создана судебная власть. Реформы в судебной системе тоже не дали хороших результатов. Политические процессы в Кыргызстане показали, что судебная власть была зависима от Президента. Потому что судьи утверждались Жогрку Кецешом по предложению Президента страны.

Формирование и развитие политических партий В Кыргызской Республике можно разделить на несколько этапов. Политический плюрализм и много партийность - это достижения мировой цивилизации, призванное предотвратить монополию на власть. Формирование и развитие политических партий В Кыргызской Республике можно разделить на несколько этапов.

1. Первый этап - 1991-1995 гг. - образование неформальных общественно- политических движений, на базе которых впоследствии возникли первые политические партии.

2. 1996 г. по 2000 г. характеризуется эволюцией многопартийности в условиях пропорционально-мажоритарной системы выборов.

3. 2000-2005 гг. третий этап, это когда развитие многопартийности проходило в условиях усиливающегося авторитаризма.

После обретения суверенитета и выбора курса демократических свобод на политическую арену вышло большое количество

политических партий. В ноябре 1991 года Министерством юстиции было зарегистрировано 65 партий и движений. Значительная часть из них распалась. Так на 1 июля 1995 года было зарегистрировано только 12 политических партий и 6 общественно-политических движений. В 1998 году политическая система включала около 20 политических партий, 30 профсоюзов и 18 творческих союзов. На парламентских выборах 2000 года Министерством юстиции Кыргызской Республики было зарегистрировано 28 партий. В первой половине 2005 г. в Кыргызстане было зарегистрировано 44 политические партии. Увеличение количества партий в 2005 году не повлияло на качественный рост. Во время президентства А. Акаева ни одна политическая партия не играла существенной роли в формировании государственных органов. Термин «правящая партия» начала широко использоваться в Кыргызстане. Боровшаяся все эти годы демократическая оппозиция как была, так и осталась оппозицией, не сумев взять в свои руки все ключевые рычаги государственного управления.

Развитие общественно-политической жизни Кыргызстана с 1991 по 2005 года можно разделить на следующие хронологические рамки:

- С 1991 по 1993 годы реформы политической системы были направлены на избавление от политической системы, установленной СССР.

Библиографический список

1. Закон КР от 24 октября 1990 года №222-ХП «Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений идополнений в Конституцию Киргизской ССР». (В редакции Закона КР от 5 мая 1993 года N 1186-Х11).

2. Указ Президента Кыргызской республики от 21 сентября 1994 года № УП-245 "О референдуме (всенародном голосовании) по поправкам в Конституцию Кыргызской Республики".

3. Постановление Законодательного собрания Жогорку Кецеша Кыргызской Республики от 20 сентября 1995 года З № 198-1 «Об обращениях инициативных групп по проведению референдума о продлении полномочий Президента Кыргызской Республики до октября 2001 года.

4. Постановление Законодательного собрания Жогорку Кецеша Кыргызской Республики от 22 сентября 1995 года З № 200-1 «О назначении выборов Президента Кыргызской Республики».

5. Дом Правительства от 3 января 1996 года УП N 2. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О референдуме в Кыргызской Республике 10 февраля 1996 года» г. Бишкек.

- С 1993 по 1995 год шёл процесс создания политической системы на основе новой конституции. Кыргызстан перешел на парламентско - президентскую форму правления.

- В период с 1995 по 2000 годы конституционные реформы проводились на основе референдумов. В 1995 году был создан двухпалатный Верховный Совет (Жогорку Кецеш). Форма правления постепенно менялась на президентскую форму правления.

- С 2000 по 2005 годы в политической системе Кыргызской Республике характеризуется появлением тенденции авторитарного правления и политическими, экономическими кризисами.

Частые изменения и поправки в Конституцию показали слабость новой политической системы, подорвали доверие общества к верховенству закона. Неразрешенный экономический, социальный политический кризис привели 24 марта 2005 года краху власти А. Акаева. Причины и факторы, приведшие к отставке первого президента Кыргызской республики А. Акаева: несбалансированность ветвей власти, принятые законы на деле не работали, коррупция, управление семьей государством, трайбализм и т.д. Эти факторы привели к тому, что политический кризис 2005 года в Кыргызстане не удалось разрешить конституционным путём.

6. Указ Президента Кыргызской Республики от 13 января 2003 года № 8 "О проведении референдума (всенародного голосования) в Кыргызской Республике" код документа: 3953.

7. "Конституция Кыргызской Республики" Принята на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан двенадцатого созыва 5 мая 1993 года.

8. Чотонов Усеналы Кыргызстан по пути суверинитета (Историко-политический анализ). - Бишкек, 2007. - 108 с.

9. Политические партии в Кыргызстане / Под ред. М. Иманалиева. - Бишкек, - 2006.

POLITICAL SYSTEM OF THE KYRGYZ REPUBLIC (1991-2005)

T. Omurzakova1, Doctor of Historical Sciences A.Zh. Arzymatova2, Senior Lecturer 1National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic 2Bishkek State University named after K. Karasayev (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. In 1991, Kyrgyzstan chose the democratic direction of development. The renewal process was accompanied by complex economic and political crises. Changes in the political system were enshrined in the 1993 Constitution of Kyrgyz Republic. The principles of separation ofpowers were consolidated. But frequent changes and Constitution showed the weakness of the new political system, undermined public confidence in the rule of law.

Keywords: Kyrgyzstan, president, law, political system, reform, power, state, parliament, election, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.