I_
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Ж. Т. АШИРОВ,
*
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)
Zh.T. ASHIROV, Adjunct** at the Department of State Law Disciplines (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 342.384
о некоторых проблемах становления государственно-политического режима в Кыргызской республике
Growing pains of the Regime in the Kyrgyz Republic
В статье рассматривается процесс трансформации политической системы Кыргызской Республики. Анализируются политические режимы президентов А. Акаева и К. Бакиева, современное состояние политической системы Кыргызской Республики и перспективы ее развития.
Революция, конституция, форма правления, демократический режим, президент, парламентаризм, клановость, авторитаризм, регионализм, гражданское общество, правовое государство.
С момента обретения 31 августа 1991 г. независимости Кыргызской Республикой (далее — Кыргызстан) произошли кардинальные изменения в структуре органов государственной власти.
Политическое развитие Кыргызстана уникально для Центральной Азии, за короткий постсоветский период сменили одна другую три республики — это режимы А. Акаева, К. Бакиева и установленный ныне политический режим.
В Кыргызстане, начиная с 1991 г., взят курс на построение демократического общества, ведется непрерывный поиск оптимальной струк-
The author tracks the evolution of the regime in the Kyrgyz Republic through the administrations of Presidents A. Aliyev and K. Bakiyev and later on to the present day. A politological analysis of today's Kyrgyzstan is on offer. Scenarios for the future are also considered.
Revolution, constitution, form of government, democratic regime, president, parliamentarism, clan rule, authoritarian rule, regionalism, civil society, state ruled by law.
туры устройства государства и концептуальной модели национального образа будущего. Безусловно, поиск осуществляется с учетом менталитета и политической ситуации, а также исторических особенностей развития Кыргызстана. Различные политические силы предлагают свое видение государственного устройства.
Политическая система молодого государства все эти годы имела характер «подвижного, хаотического» режима. С 1994 г. по 2007 г., почти каждые 2 года в Конституцию Кыргызстана вносились изменения и дополнения, в связи с чем коренным образом менялась взаимосвязь
* Ранее - преподаватель кафедры государственно-правовых
дисциплин Академии МВД Кыргызской Республики.
Formerly - Lecturer at the Department of State Law Disciplines of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic.
ветвей власти и их полномочия. Функционирование политической системы фактически регулировалось не Конституцией, а законом о ее введении в действие, который, в свою очередь, устанавливал совершенно иные адаптационно-временные положения.
Общественное сознание кыргызского народа дважды за краткий исторический период времени переживало слом. Первый Президент А. Акаев видел причины всех зол в социалистической собственности, второй глава государства, К. Бакиев, в кратчайшие сроки пообещал сформировать свою команду—создать сильную исполнительную власть. Выдвигая концепцию «сильного президента», а по существу ориентируясь на семейную, непродуманную, заимствованную, не опирающуюся на общественные реалии, на состояние общественного сознания традицию, К. Бакиев повторил «исторический подвиг» А. Акаева и своим «боксерским» наскоком углубил и без того драматическую ситуацию в обществе, отодвинув возможность его нормального функционирования на долгие годы [6].
Политические режимы А. Акаева и К. Бакиева сложно назвать демократическими, их можно характеризовать как «авторитарную демократию», «электорально-клановую» или «клановую демократию» и т. п.
Как справедливо отмечает профессор В. Д. Зорькин, в переходные кризисные эпохи сохранение целостности и устойчивости страны требует сильной государственной власти. Образцовая демократия США выходила из Великой депрессии при помощи очень даже авторитарного «нового курса» Франклина Рузвельта [5].
В свое время А. Акаев, учитывая сложившуюся ситуацию в Кыргызстане, исходил из чрезвычайной важности сохранения в политической сфере сильной власти, способствующей формированию правового государства и гражданского общества. Более того, такая власть должна совмещаться с демократией, как бы парадоксально это не выглядело. Исторический опыт показывает, что развитие демократии сопряжено с сильной и ответственной властью. Если отсутствует такая власть, демократия переходит в анархию.
Однако экс-президент Кыргызстана Р. Отунбаева отметила, что двадцатилетний опыт государственного управления Кыргызстаном с так называемыми «сильными президентами» фактически не оправдал себя. «Сильная» президентская власть в конечном итоге обязательно ведет к клановому и семейному правлению, становится бесконтрольной со стороны народа и приводит к дисбалансу в отношениях ветвей власти, в результате чего в государстве начинают процветать коррупция, криминал и вседозволенность [8].
В конечном итоге кыргызстанцы в июне 2010 г. сделали свой выбор, причиной которого стало то, что во время президентского правления власть концентрировалась в одних руках и была узурпирована в интересах одной семьи или клана.
Народ посредством референдума выбрал новый путь, который ознаменовал переход от старой президентской формы правления к парламентаризму.
Выбор парламентаризма обусловлен самим ходом истории. Для кыргызского народа представительные органы власти играли важную роль: в исторические для страны моменты всенародные курултаи, являясь высшим органом законодательной власти, принимали судьбоносные решения. Первый парламент независимого Кыргызстана, «легендарный парламент»1 Жогорку Кенеш, оставил заметный след в истории государства.
Анализируя процесс реализации на практике распределения полномочий и взаимодействие органов и ветвей власти в рамках полупарламентской формы правления, необходимо подчеркнуть важную и особую роль Жогорку Кенеша как органа, ответственного за приведение законов и нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией страны. Жогор-ку Кенеш активно участвует в формировании исполнительной и судебной ветвей власти, ратифицирует международные договоры, а также имеет другие полномочия в сфере управления государством [9].
Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых на 5 лет по пропорциональной системе. Фракция (коалиция фракций с ее участием), имеющая более половины депутатских мандатов, выдвигает кандидата на должность Премьер-министра (в течение 15 рабочих дней со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва). Кандидат на должность Премьер-министра представляет в парламент программу, структуру и состав предполагаемого Правительства.
По мнению Ч. Дуйшеналиева и А. Артыкбаевой, одно из преимуществ парламентской формы правления состоит в том, что эта система может выступать как фактор интеграции регионов государства. В Кыргызстане проблема трайбализма — деление страны на Север и Юг — также остается нерешенной. Каждый президент, приходящий к власти, представляет интересы своей территории, что провоцирует недовольство представителей другой части страны. Поэтому парламентская форма правления явля-
1 Первым Жогорку Кенешем официально считается 12 Созыв Верховного Совета Киргизской ССР. Он не имеет номера созыва и носит наименование «легендарный парламент».
Ес
о
»S
X
£
ы
М
а
<
81
Ес
0
»S
1
£
ы
м
^
а
<
82
ется единственным способом решения проблем регионального размежевания [4].
С точки зрения эксперта по странам Центральной Азии Л. Гусева, «для таких государств, как Кыргызстан, где слишком сильны противоречия между разными кланами и регионами, установление парламентской республики — оптимальный вариант» [3].
Действующая парламентская оппозиция2, которая раньше была вынуждена мириться с навязываемой ей большинством волей, получила реальную возможность влиять на принимаемые решения. Парламентское меньшинство имеет право формировать треть Совета судей, Центризбиркома и Счетной палаты, руководить комитетами, отвечающими за правоохранительные органы, бюджет и финансы, осуществлять контрольно-ревизионные функции.
Таким образом, переход к парламентской республике необходим не столько по объективным, сколько по субъективным факторам.
В соответствии с Конституцией 2010 г. в Кыргызстане [1] политическая система базируется на демократическом принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Конституции закреплены политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В п. 2 ст. 16 Конституции постулируется запрет на дискриминацию, ст. 20 запрещает смертную казнь и пытки.
Неслучайно Венецианская комиссия Совета Европы отметила, что Конституция Кыргызстана заслуживает высокой похвалы, особенно в части прав человека, усиления законодательной власти и распределения полномочий между законодательной, исполнительной властями и президентом. Комиссия рекомендовала обеспечить независимость судебной власти [2].
Таким образом, Основным законом страны закреплен декларативный принцип: гражданину разрешено все, что не запрещено законом, а государственным органам и чиновникам, наоборот, разрешено только то, что позволено Конституцией и законами.
Однако некоторые ученые считают опасным одностороннее усиление парламентаризма в постсоветских странах. В эпоху ускоренной модернизации оно приводило к неуправляемости, правительственным кризисам и невозможности принятия быстрых политических решений, — в этой связи, как отмечает исследователь А. Н. Медушевский, примером может служить
2 Парламентской оппозицией считаются фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношении к нему [1, ст. 70].
V Республика во Франции, выход из кризиса которой был найден лишь в Конституции Республики де Голля, ставшей моделью Конституции Российской Федерации [7].
В свою очередь Президент, избираемый гражданами Кыргызстана сроком на шесть лет [1, ст. 61], обеспечивает согласованное функционирование трех ветвей государственной власти. Он выступает арбитром, который в большинстве случаев будет оставаться над ситуацией и вне текущих взаимоотношений правительства и Жо-горку Кенеша. Президент олицетворяет единство народа и государственной власти [1, ст. 60].
В то же время в соответствии с Конституцией 2010 г. полномочия главы государства были сведены в основном к представительским функциям.
Так, Президент страны лишился права законодательной инициативы, при том, что таким правом обладают:
1) 10 тыс. избирателей (народная инициатива);
2) депутат Жогорку Кенеша;
3) Правительство.
Вместе с тем в Конституции сохраняется принцип всеобщих, прямых выборов Президента гражданами Кыргызстана, глава государства занимает ключевое место в системе высших органов государственной власти, имея полномочия выступать верховным представителем народа и гарантом единства государственной власти Республики. Компетенция Президента в отношениях с представителями государственной власти позволяет охарактеризовать его полномочия как функции арбитра, что характерно для главы государства. Анализируя все эти моменты, можно сделать вывод, что в этом и заключается специфика нового кыргызского парламентаризма.
В соответствии со ст. 64 Конституции Кыргызстана Президент назначает и освобождает от должности членов Правительства — руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей; утверждает программу деятельности Правительства, определяет его структуру и состав, за исключением упомянутых выше руководителей государственных органов; выдвигает кандидата на должность Премьер-министра; назначает выборы в Жогорку Кенеш и местные кенеши; подписывает и обнародует законы; представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания и освобождения от должностей судей Верховного Суда; назначает и освобождает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора с согласия Жогорку Кенеша; является Главнокомандующим Вооруженными Силами и возглавляет Совет обороны; решает вопросы приема в гражданство и выхода из него.
Как показывает мировая практика, такими же полномочиями обладают президенты России и Казахстана.
Итак, мы приходим к выводу, что Кыргызстан в соответствии с Конституцией от 27 июня 2010 г. является Республикой с полупарламентской фор-
мой правления. Вместе с тем, несмотря на различные социально-экономические, политические трудности, постепенно происходят дальнейшие демократические преобразования по совершенствованию конституционного строя, укреплению демократического политического режима.
Список литературы:
1. Конституция Кыргызской Республи- 6. ки. URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=31497 (дата обращения: 11.04.2016).
2. Заключение по проекту Конституции Кыргызской Республики. Страсбург, 8 июня 2010 г. Заключение № 582. URL: http://www.venice.coe.int (дата обращения: 7. 11.04.2016).
3. Гусев Л. Ю. Парламентская республика — оптимальный тип правления для Кыргыз- 8. стана. URL: http://old.mgimo. ru/news/ media/document150354.phtml (дата обращения: 11.04.2016).
4. Дуйшеналиев Ч, Артыкбаева А. Становление парламентской демократии: опыт Кыргызской Республики. URL: http://www.kenesh.kg/ Pages/PrintingVersion.aspx?ArticleID=17256. 9. (дата обращения: 11.04.2016).
5. Зорькин В. Д. Конституция России: проблемы становления и реализации / Конституция и законодательство. Книга II. М., 2004.
Косаков С.К. Рассредоточение (разделение) государственной власти в Кыргызской Республике (политико-конституционный анализ) // Вестник КазНПУ. 2013. URL: articlekz.com/article/10257 (дата обращения: 11.04.2016).
Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. М., 2002.
Отунбаева Р. Реформа государственного управления: перспективы политического и социально-экономического развития Кыргызской Республики. URL: http://www.time.kg/ tochnoe-vremya/1310-prezident-roza-otunbaeva-prochitala-lekciyu-v-akademii-upravleniya-pri-prezidente-kr.html (дата обращения: 11.04.2016). Чотаев З. Парламентская форма правления в Кыргызстане: проблемы и перспективы. Бишкек, 2012.
E-mail: [email protected].
н
с
о
»S
X
£
ы
M
а
<
83