Научная статья на тему 'Становление представлений о пустоте в языке и культуре'

Становление представлений о пустоте в языке и культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
353
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУСТОТА / EMPTINESS / ХАОС / CHAOS / ШУНЬЯТА / ФИЗИЧЕСКИЙ ВАКУУМ / PHYSICAL VACUUM / НОЛЬ / ZERO / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / EXISTENTIAL PSYCHOLOGY / SUNYATA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чимитов Лубсан Лазаревич

Одним из самых загадочных и сложных феноменов языка и культуры является пустота, которой еще с древнейших времен приписывались необычные, а порой и мистические свойства. Окружающая действительность для человека всегда была полна загадок и тайн, многие из которых до сих пор остаются неразгаданными. Недоступные непосредственному наблюдению и тем самым адекватному познанию и объяснению, явления осмысливались с помощью реалий окружающей действительности, находя отражение в мифопоэтических, религиозных и философских воззрениях народа. Такое отношение к тайне пустоты обусловило возникновение различных представлений об изучаемом явлении. В статье рассматривается история становления представлений о пустоте от мифологических воззрений до современных научных концепций. Анализируется процесс постижения пустоты разными областями знания, такими как античная философия, математика, экзистенциальная психология, буддийская философия, квантовая физика. Также рассматривается актуализация данных представлений в языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of ideas about emptiness in language and culture

One of the most mysterious and complex linguistic and cultural phenomena is emptiness, since ancient times unusual and sometimes mystical properties have been attributed to it. Outward things have always been full of secrets and mysteries for a human, many of which still remain unsolved. Unavailable to direct observation and, thus, to adequate cognition and explanation phenomena have been comprehended by means of surrounding realities and reflected in mythopoetic, religious and philosophical views of the people. Such an attitude towards emptiness has given rise to various concepts of the studied phenomenon. In the article we studied the history of formation ideas about emptiness from mythological beliefs to modern scientific concepts and analyzed the process of emptiness understanding in different areas of knowledge such as ancient philosophy, mathematics, existential psychology, Buddhist philosophy, quantum physics. We also considered actualization of these representations in the language.

Текст научной работы на тему «Становление представлений о пустоте в языке и культуре»

Я З Ы К О З Н А Н И Е

УДК 81'22

doi: 10.18101/1994-0866-2016-2-49-55

Становление представлений о пустоте в языке и культуре © Чимитов Лубсан Лазаревич

аспирант кафедры русского языка и общего языкознания, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: lubsan_chimitov@mail.ru

Одним из самых загадочных и сложных феноменов языка и культуры является пустота, которой еще с древнейших времен приписывались необычные, а порой и мистические свойства. Окружающая действительность для человека всегда была полна загадок и тайн, многие из которых до сих пор остаются неразгаданными. Недоступные непосредственному наблюдению и тем самым адекватному познанию и объяснению, явления осмысливались с помощью реалий окружающей действительности, находя отражение в мифопоэти-ческих, религиозных и философских воззрениях народа. Такое отношение к тайне пустоты обусловило возникновение различных представлений об изучаемом явлении. В статье рассматривается история становления представлений о пустоте от мифологических воззрений до современных научных концепций. Анализируется процесс постижения пустоты разными областями знания, такими как античная философия, математика, экзистенциальная психология, буддийская философия, квантовая физика. Также рассматривается актуализация данных представлений в языке.

Ключевые слова: пустота, хаос, шуньята, физический вакуум, ноль, экзистенциальная психология.

Формирование представлений о пустоте в историческом развитии происходило с древнейших времен в различных областях познавательной деятельности человека. Первые попытки осмыслить пустоту, определить ее природу связаны с осознанием человеком своего существования и поиском ответа на вопросы: «Что было, когда ничего не было?», «Где начинается и где заканчивается все сущее?», «Как возникла вселенная?». Пытливый человеческий ум, стараясь разгадать тайну возникновения мира, приходит к осознанию того, что должна быть первопричина всего. И эта первопричина, как было выявлено в то далекое время, находится за пределами бытия и представляет собой неупорядоченную субстанцию, из которой берет начало само бытие. Так зарождаются первые космогонические мифы, согласно которым основанием мироздания служит Хаос, который представляется как первичный океан, вода, бездна, мгла, бесконечное пространство [4].

Мифологическое сознание наделяет пустоту продуцирующей силой и признает единственной причиной возникновения видимой вселенной. При этом пустота имеет определенные свойства как форма (бесформенность), состояние (вода), цвет (мгла). Такое понимание пустоты обусловлено тем, что философская категория Небытия перманентно проступала сквозь мифологическую структуру мира, но не была еще осмыслена незрелыми умами древних людей. Интуитивно понимая, что за пределами бытия, где нет про-

странства, материи и времени, должно быть Ничего или Абсолютная Пустота, они использовали понятие Хаос в качестве абстрактного состояния предТворения [6, с. 24].

В языковом употреблении слово хаос означает беспорядок, путаницу в жизни или в каком-либо помещении [5], связанную с ощущением путоты: «Иногда, глядя на него, как он хозяйским, уверенным шагом гуляет у себя во дворе, среди барских конюшен и служб, в сопровождении Тюхи, великолепного пса, или как в бархатной куртке он позирует перед заезжим фотографом, вы не верили, чтобы этот человек мог носить в себе трагическое чувство вечности, небытия, хаоса, мировой пустоты» (К. И. Чуковский. Леонид Андреев); «В теперешнюю мировую эпоху устойчивость не достигнута ни в ту, ни в другую форму, — ни в сторону Хаоса, Пустоты и Механизма, ни в сторону Организма, бессмертной Жизни, Полноты» (С. Н. Булгаков. Философия хозяйства (мир как хозяйство)).

Дальнейшее осмысление пустоты происходило уже в математической плоскости, когда для абстрактного понятия Ничто был изобретен конкретный символ — «ноль. В математических вычислениях Древнего Вавилона, где впервые стал применяться ноль, он не обозначал число, а лишь указывал на пустое место, которое, впрочем, нельзя было занять другим числом без применения соответствующих арифметических действий, при этом сам ноль в таких действиях не участвовал. Однако удивительным образом это ничто, помещенное справа от любого числа, умножало его значение вдесятеро, а повторенное несколько раз подряд увеличивало до невыразимых величин, что приводило западноевропейских математиков в замешательство, так что они отказывались от использования ноля вплоть до ХУШ в.

Однако следует различать цифру «ноль» и число «ноль». Индейцы майя, как и древние вавилоняне, использовали цифровое обозначение нуля для указания разряда, не догадываясь о настоящей природе пустого символа. Первыми начали использовать число «ноль» математики Древний Индии, раскрыв таким образом истинное величие и силу беспредельной бесконечности, скрывавшейся за простым символом. Распознав в нуле точку отсчета математически исчисляемой вселенной, древние индийцы стали записывать ее в своих вычислениях в виде кружочка, который назвали сунья или шунья, впоследствии центрального понятия философии всего махаянского буддизма.

В качестве обозначения пустоты лексема ноль употребляется в значении ничто: «Но мешало отсутствие впереди палочки, без которой Юуже не Ю, — не ключик, а всего лишь ноль, зеро, знак пустоты, или в данном случае начало бесконечной колодезной пустоты, в глубине которой ничего невозможно было разглядеть, кроме мутного воздуха, туманно обещавшего вечную весну...» (В. П. Катаев. Алмазный мой венец); «Я пытался штудировать Нострадамуса и комментарии к нему. Пришел к выводу, что все его пророчества — ноль, пустота, прикрытая дымовой завесой многословия» (Александр Бовин. Пять лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства).

На востоке ближе всего к тайне пустоты приблизились буддийские мыслители, стремившиеся к познанию мира «как он есть». Пытаясь добраться

до истинной сущности вещей и явлений, они приходят к парадоксальному выводу, что ничего в этом мире не имеет собственной природы. «Рассекая свои концептуализированные версии мира мечом праджня, мы обнаруживаем шуньята — ничто, пустоту, опустошенность, отсутствие двойственности и концептуализации», — говорит Чогъям Трунгпа в своем труде «Преодоление духовного материализма». Соотнося кленовый лист, упавший в реку, и кучу мусора в Нью-Йорке как явления, лишенные какой-либо предварительной субъективной оценки, он приходит к мысли, что и то, и другое — это всего лишь формы «как они есть» и они пусты, и относиться к ним надо соответственно — как к «тому, что есть» [9].

Принцип шуньята включает в себя отсутствие привязанности к чему бы то ни было, отсутствие различия между «этим» и «тем», отсутствие сосредоточенности на чем-либо. «Если мы видим вещи такими, каковы они есть, нам нет нужды в дальнейшем их анализе или объяснении; нам нет необходимости стараться понять их, навязывая им духовный опыт или философские идеи», — продолжает рассуждения Чогъям Трунгпа. — «Это очень точный способ видеть мир». Человек, понявший великий смысл шуньяты «делает дело буквально, прямо, принимая вещи такими, каковы они есть. Он ест, когда ему хочется есть, он спит, когда ему хочется спать» [9].

Пустота — это особое состояние ума, очищенное от всевозможных ловушек сознания, которые подстерегают человека на каждом шагу. Это способ видения мира в его первоначальной сущности, без субъективной оценки, без ярлыков. Такое воззрение на мир не свойственно западной культуре и не находит отражения в русском языке.

Если в восточной философии пустота рассматривается в качестве состояния ума, то на западе основное внимание проблема пустоты получила в рамках онтологической категории небытия, которая остается предметом обсуждения и по сей день.

Проблема существования небытия возникла в античной философии в рамках рассуждения элеатов о бытии, которое считалось единым, целым, неделимым, извечным и неуничтожимым. Тезис Парменида «Бытие есть, небытия — вовсе нет» отрицает всякую возможность существования небытия, поскольку существование того, чего нет, подразумевает наличие у несуществующего каких-либо свойств, поддающихся описанию, а это означает, что несуществующее существует, чего, по мнению Парменида, не может быть в принципе. Эмпедокл в трактате «О природе» утверждал: «Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно <...> Нет во вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?» [11].

Возникает вопрос: существует ли небытие? Если бытие в самом общем виде по умолчанию оказывается тем, что есть сущее, то небытие — это то, чего нет. Новое восприятие понятия небытия привнесла философия атомистов, главным образом, Демокрита и Левкиппа. Здесь небытие рассматривалось как пустота и за ним признавалось право на существование в реальности. Знаменитый постулат Демокрита гласил, что бытие не более реально, чем небытие. Атомисты воспринимали пустоту как некое пространство, протяженность [10].

С развитием диалектической философии Платона вновь поднимается проблема существования небытия. Согласно его диалектике, бытие должно переходить в небытие. Однако оно не являлось основополагающим, а служило дополнением, прибавлением, противоположностью к центральным понятиям бытия, сущего, существования.

Понятие небытие активно употребляется в философских исследованиях как категория, противоположная бытию, а в обыденном сознании трактуется как отсутствие жизни: перейти в небытие(умереть; устар.); из небытия возникнуть (возродиться)» [7, с. 723].

В психологии пустота рассматривается как различные дискомфортные состояния человека: потерянность, смыслоутрата, переживание тотального чувства Небытия, поскольку экзистенциальный опыт человека предполагает неизбежную встречу с чувством опустошения, бесцельности и бессмысленности существования, с утратой интереса к основной деятельности или к жизни в целом, с потерей опоры или главного жизненного ориентира [2].

Основатель трансперсональной психологии С. Гроф отмечает, что состояние внутреннего опустошения часто связано с переживанием эмоционального шока, с разочарованиями или растущим чувством неудовлетворенности, когда «чего-то не хватает» или «что-то упущено». При этом то, что упущено, не является материальным и определенным; это нечто смутное и неуловимое, что человек не в состоянии описать [2]. Поэтому всякая целенаправленная деятельность человека является стремлением к изживанию пустоты, к постоянным попыткам контролировать ситуацию. «Человек привык жить с ощущением того, что его мир организован разумно, и что этот мир создает он сам, прилагая те или иные усилия. Однако в определенный момент траектория человеческого бытия оказывается неподвластна какому-либо контролю с его стороны. Ощущение пустоты в такие моменты оказывается настолько сильным, что человек начинает утрачивать связь с самой реальностью» [1, с. 35].

Такое представление о пустоте активно эксплуатируется в языке, находя употребление в следующих контекстах: Я не чувствую ни любви, ни жалости, а какую-то пустоту, утомление (Чехов); Когда ее не было в обществе, то я чувствовал какую-то пустоту в сердце: разговоры мои делались сухи, мысли рассеяны (Нарежной); И снова, преданный безделью, /Томясь душевной пустотой, /Уселся он — с похвальной целью /Себе присвоить ум чужой; /Отрядом книг уставил полку (Пушкин); у меня пусто на душе; голова пуста: ни одной мысли и т. п.

Современная научная картина мира, основанная на достижениях квантовой физики, вводит понятие вакуум для обозначения пустоты, которая, согласно новейшим исследованиям, пронизывает все мироздание.

В современной физике термин вакуум используется в двух смыслах. Первый, наиболее распространенный, соответствует сильно разреженным газам. Второй (физический вакуум), используемый в теории полей, соответствует состоянию, в котором полностью отсутствуют реальные частицы.

Исследованием вакуума ученые занялись после того, как обнаружили фундаментальное противоречие в свойствах материи на субатомном уровне.

Оказалось, что атомы, из которых состоят абсолютно все тела, расположены на значительном расстоянии друг от друга, а между ними обнаруживается пространство, не заполненное ничем — пустота. При этом сам атом практически состоит из пустоты, поскольку атомное ядро, занимающее одну трил-лионную часть всего атомного объема, и вращающиеся на огромном расстоянии от ядра электроны, согласно теории П. Дирака, представляют собой «возбужденное состояние физического вакуума», т. е. особое состояние пустоты [3, с. 24].

Эта пустое пространство между элементарными частицами получило название физического вакуума, изучением свойств которого занялись физики начала ХХ в., в том числе А. Энштейн, Н. Бор, Луи де Бройль, М. Планк, Э. Шредингер, П. Дирак, В. Гейзенберг и др. Изучение природы физического вакуума привело к парадоксальным результатам, которые меняли представление о мире как о материальной сущности. В результате решения уравнений физического вакуума выяснилось, что в нем возможно возникновение полей-частиц шести разных классов, что позволило говорить о вакууме как о некой субстанции, пронизывающей все наше мироздание, которая в возбужденном состоянии материализуется в виде элементарных частиц [5].

Из этого может следовать вполне закономерный, но отнюдь не научный вывод о том, что все в мире, вся наблюдаемая нами вселенная могла возникнуть из пустоты, которая не является материей, но имеет субстанциональную природу. Такая формулировка отсылает нас к древним мифологическим представлениям о возникновении мира из ничего, из Хаоса, возникшим в западноевропейской традиции.

В языковом сознании под вакуумом понимается нехватка, либо острый недостаток чего-нибудь: «...ярких акций со стороны партии власти можно ожидать лишь в том случае, если ей удастся заполнить идейный вакуум, в котором пребывает большинство функционеров "Единой России"» (Евгений Жеребенков. Учитесь властвовать... // Итоги. 2003. 3 апр.); «В результате возник вакуум, заполнение которого и обеспечивает миллионные "тиражи" интернет-изданиям, при всех их известных недостатках вроде вто-ричности информации, отсутствия фотослужб, разветвленных корсетей и т. п.» (Антон Носик. Самиздат, Интернет и профессиональный читатель // Отечественные записки. 2003).

В настоящее время феномен пустоты еще мало изучен в лингвистике имеются отдельные культурологические исследования, которые выявляют, что пустота — это категория ментального мира, однако ее осмысление необходимо при решении большинства вопросов онтологии. Н. С. Суродина выделяет две основные семы многостатусного понятия: «отсутствие как ущербность» и «отсутствие как потенциальность», которые имеют миро-моделирующие значения в концептуализации действительности [8]. М. Ю. Гаврилкина, анализируя категорию пустоты как феномен творческой и теоретической рефлексии, приходит к выводу, что в западной культуре под влиянием христианства пустота приобретает негативную трактовку, а на Востоке она является основным принципом устройства мира, а также обозначением позитивно-творческого состояния творения. «Осознавая Пустоту

как часть Целого, человек может освободиться от страха перед Хаосом, значит, и от необходимости борьбы с ним. Мир не сотворен, мир спонтанно развивается из самого себя, и потому главное значение приобретает источник его саморазвития — Небытие, откуда все произрастает как из вселенского зерна» [1, с. 8].

Таким образом, формирование представлений о пустоте начинается еще в мифологических представлениях человека о возникновении вселенной, дальнейшее развитие получает в рамках разных областей деятельности, таких как математика, философия, религия, психология, квантовая физика, культурология, что позволяет говорить о сложном статусе изучаемого явления.

Литература

1. Гаврилкина М. Ю. Концепция пустоты в прозе О. Славниковой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Улан-Удэ, 2013. — 25 с.

2. Гроф С. Холотропное сознание [Электрононый ресурс]. — URL: http://www.syntone.ru/library/books/content/2624.htm l7currentbookpage=12 (дата обращения: 02.06.2015).

3. Дятлов В. Л. Поляризационная модель неоднородного физического вакуума (серия «Проблемы неоднородного физического вакуума»). — Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1998.

4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000. — 1233 с.

5. Картина мира современной физики [Электрононый ресурс]. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/kart_ mir/fiz_kart.php (дата обращения: 15.12.2014).

6. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. — М., 1988.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.

8. Суродина Н. Р. Лингвокультурологическое поле концепта «пустота» (на материале поэтического языка московских концептуалистов): дис. .канд. фил.наук. — Волгоград, 1999. — 184 с.

9. Чогьям Трунгпа. Преодоление духовного материализма [Электронный ресурс]. — URL: http://spiritual.ru/lib/ dmat13.html (дата обращения: 05.12.2014)

10. Шубина П. В. Пустота как онтологическая и гносеологическая категория: способы говорить об отсутствии в западноевропейской философии: дис. ... канд. филол. наук. — Архангельск, 2005. — 159 с.

11. Эмпедокл. О природе [Электронный ресурс]. — URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/ empedokl2.htm (дата обращения: 14.04.2015).

Forming of ideas about emptiness in language and culture

Lubsan L. Chimitov

Research Assistant, Department of Russian Language and General Linguistics, Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia

One of the most mysterious and complex linguistic and cultural phenomena is emptiness, since ancient times unusual and sometimes mystical properties have been attributed to it. Outward things have always been full of secrets and mysteries for a human, many of which still remain unsolved. Unavailable to direct observation and, thus, to adequate cognition and explanation

phenomena have been comprehended by means of surrounding realities and reflected in mythopoetic, religious and philosophical views of the people. Such an attitude towards emptiness has given rise to various concepts of the studied phenomenon. In the article we studied the history of formation ideas about emptiness from mythological beliefs to modern scientific concepts and analyzed the process of emptiness understanding in different areas of knowledge such as ancient philosophy, mathematics, existential psychology, Buddhist philosophy, quantum physics. We also considered actualization of these representations in the language. Keywords: emptiness, chaos, Sunyata, physical vacuum, zero, existential psychology.

References

1. Gavrilkina M. Yu. Kontseptsiya pustoty v proze O. Slavnikovoi. Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [The Concept of Emptiness in O. Slavnikova's Prose. Author's abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2013. 25 p.

2. Grof S. The Holotropic Mind. San Francisco, CA: Harper, 1992.

3. Dyatlov V. L. Polyarizatsionnaya model' neodnorodnogo fizicheskogo vakuuma (seriya «Problemy neodnorodnogo fi-zicheskogo vakuuma») [Polarization Model of the Inhomogeneous Physical Vacuum (Series "Problems of Inhomogeneous Physical Vacuum"). Novosibirsk: Institute of Mathematics Publ., 1998.

4. Efremova T. F. Novyi slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyi [New Dictionary of Russian. Explanatory and Derivational]. Moscow: Russkii yazyk Publ., 2000. 1233 p.

5. Kartina mira sovremennoi fiziki [The Worldview of Modern Physics]. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/kart_ mir/fiz_kart.php (accessed December 15, 2014).

6. Mify narodov mira [Myths of the World's People]. In 2 v. Moscow, 1988.

7. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of Russian]. 4th ed. Moscow: Azbukovnik Publ., 2000. 940 p.

8. Surodina N. R. Lingvokul'turologicheskoe pole kontsepta «pustota» (na materiale poeticheskogo yazyka moskovskikh kontseptualistov). Dis. ...kand. filol. nauk [Linguistic and Cultural Aspects of the Concept "Emptiness" (based on the Poetic Language of Moscow Conceptual-ists). Cand. philol. sci. diss.]. Volgograd, 1999. 184 p.

9. Chogyam Trungpa. Cutting Through Spiritual Materialism. Shambhala, 2002.

10. Shubina P. V. Pustota kak ontologicheskaya i gnoseologicheskaya kategoriya: sposoby govorit' ob otsutstvii v zapadno-evropeiskoi filosofii. Dis. ... kand. filol. nauk [Emptiness as an On-tological and Epistemological Category: the Ways to Talk about Absence in Western-European Philosophy. Cand. philol. sci. diss.]. Arkhangelsk, 2005. 159 p.

11. Empedocles. O prirode [On Nature]. Available at: http://abuss.narod.ru/Biblio/ empedokl2.htm (accessed April, 14, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.