Научная статья на тему 'Становление понятия «Мастер-план» в отечественной градостроительной теории и практике'

Становление понятия «Мастер-план» в отечественной градостроительной теории и практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2776
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕР-ПЛАН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / MASTER PLAN / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC SPATIAL PLANNING / URBAN PLANNING ACTIVITY / LEVEL MODEL OF STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тузовский Владимир Сергеевич,

Исследование направлено на изучение трансформации инструментов стратегического пространственного планирования в современной российской градостроительной теории и практике. Сформулировано представление о зарубежном опыте стратегического пространственного планирования. Приведён краткий обзор новейших разработок в сфере стратегического планирования. Выявлено несоответствие представлений о мастер-плане как стратегическом документе в отечественном профессиональном сообществе и о его возможностях включения в градостроительную документацию. В статье приводятся уточняющие определения в систему стратегического и территориального планирования. Особое внимание уделено муниципальному уровню, как наиболее актуальному и сложному в разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тузовский Владимир Сергеевич,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the concept of "master plan" in the national urban-planning theory and practice

The research is aimed at studying the transformation of strategic spatial planning tools in modern Russian urban-planning theory and practice. The concept of foreign experience in strategic spatial planning has been formulated. A brief review of the latest developments in the field of strategic planning is given. The discrepancy between the ideas about the master plan as a strategic document in the domestic professional community and its place in the town planning documentation has been revealed. The article provides clarifying definitions and suggests a tiered model of strategic planning based on regulation using master planning methods. Particular attention is paid to the municipal level, as the most relevant and difficult to develop.

Текст научной работы на тему «Становление понятия «Мастер-план» в отечественной градостроительной теории и практике»

В.С. Тузовский, магистрант

Научный руководитель — Г.П. Ерохин, зав. кафедрой

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств V. Tuzovsky, MA student

Scientific advisor G. Erokhin, Head of Department Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Становление понятия «мастер-план» в отечественной градостроительной теории и практике

Formation of the concept of "master plan" in the national urban-planning theory and practice

Исследование направлено на изучение трансформации инструментов стратегического пространственного планирования в современной российской градостроительной теории и практике. Сформулировано представление о зарубежном опыте стратегического пространственного планирования. Приведён краткий обзор новейших разработок в сфере стратегического планирования. Выявлено несоответствие представлений о мастер-плане как стратегическом документе в отечественном профессиональном сообществе и о его возможностях включения в градостроительную документацию. В статье приводятся уточняющие определения в систему стратегического и территориального планирования. Особое внимание уделено муниципальному уровню, как наиболее актуальному и сложному в разработке.

Ключевые слова: мастер-план, стратегическое планирование, стратегическое пространственное планирование, градостроительная деятельность, уровневая модель стратегического планирования

The research is aimed at studying the transformation of strategic spatial planning tools in modern Russian urban-planning theory and practice. The concept of foreign experience in strategic spatial planning has been formulated. A brief review of the latest developments in the field of strategic planning is given. The discrepancy between the ideas about the master plan as a strategic document in the domestic professional community and its place in the town planning documentation has been revealed. The article provides clarifying definitions and suggests a tiered model of strategic planning based on regulation using master planning methods. Particular attention is paid to the municipal level, as the most relevant and difficult to develop.

Keywords: master plan, strategic planning, strategic spatial planning, urban planning activity, level model of strategic planning

Введение

В настоящее время термин «стратегическое планирование» понимается как деятельность участников стратегического планирования по целеполага-нию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности. Это основной инструмент достижения бескризисного, устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности государства. Пространственное планирование — важнейший его аспект и способ реализации. Развитие пространственного планирования является сегодня одной из актуальных проблем развития территории страны. Становится ясным, что несбалансированное функционирование различных уровней системы управления и соответствующей документации, в отсутствии достаточных рекомендаций к содержанию документов в сфере стратегического планирования на муниципальном уровне, создаёт препятствия для комплексного развития страны.

В советский период градостроительное проектирование имело двухступенчатую структуру: перед созданием генерального плана города разрабатывалось технико-экономическое обоснование (ТЭО), а также могла разрабатываться «концепция генерального плана», которая возможна и в действующем генпланировании. Эта стадия должна обеспечивать комплексный учёт многообразных факторов.

Перестройка системы управления, начавшаяся в первые годы 1990-х, привела к коренным трансформациям в общественно-экономическом устройстве страны. Правовое регулирование градостроительной деятельности проводилось с помощью новых законодательных актов, адаптированных к нормам международного права. Смена общественных отношений повлияла на градостроительное законодательство, Земельный кодекс и на другие сферы, относящиеся к планированию, строительству и т. д. Произошла диверсификация субъектов градостроительной деятельности, в результате процесс планирования и проектирования усложнился.

Практика градостроительной деятельности 2000-х была основана на разработке генеральных планов городов, которые до сих пор выполняют стратегическую и оперативно-тактическую функции, включая как долгосрочный, так и среднесрочный прогноз развития. Их содержание и качество, не отвечающие современным вызовам, провоцируют нарушения в практике их применения, что на сегодняшний момент привело к внеочередным корректировкам принятых генеральных планов во многих городах. Например, в Новосибирске проводится корректировка генерального плана на основе проектов планировок, стратегий и фактических изменений [1]. Градостроительный кодекс, претерпевающий регулярные изменения, создаёт в практике градорегулирования нормативно-правовые коллизии, и, как следствие, конфликты и непоправимые градостроительные ошибки.

Сегодня в российской практике стратегического планирования на муниципальном уровне формально сложились два направления в стратегическом пространственном планировании: стратегическое пространственное планирование и мастер-планирование. Начиная с Перми (в данном случае как концепция для генерального плана), стали разрабатываться мастер-планы, до сих пор воспринимаемые профессиональным сообществом неоднозначно. После принятия закона о стратегическом планировании ФЗ-172 [2] стали разрабатываться стратегии пространственного развития национального уровня, уровня субъектов Федерации, и обозначена возможность их разработки для городов уже на отдельном уровне. В обоих случаях подходы остаются не проработанными в вопросе принятии рекомендаций к их разработке и механизмах реализации в градостроительном и смежном законодательстве. В некоторых регионах проявлено межмуниципальное и межагломерационное взаимодействие, которое уже имеет некоторые подходы регулирования [3], однако требуют дальнейшего развития.

Исследования по вопросам оптимизации градостроительной методологии градостроительного планирования проводилось следующими авторами: Вильнер М.Я., Владимиров В.В., Косицкий Я.В., Смоляр И.М. Мазаев А.Г. отмечал важность развития межрегиональных отношений; Малоян Г.А. исследовал вопросы управления агломерационным развитием; Тарасова Л.Г. рассмотрела самоорганизацию в градостроительной деятельности и др. Подробно тема развития градостроительной деятельности рассматривается в Градостроительной доктрине РФ от 2014 года, разработанной в РААСН.

Мастер-план в исследованиях российских учёных, в научно-профессиональном сообществе возник недавно. Наибольший вклад в исследование внесли В.Л. Глазычев, А.В. Головин, Б.М. Гринчель, А.Ю. Ложкин, Н.Е. Костыре-ва и др. Научные труды данных авторов нацелены на изучение принципов мастер-плана, на определение его места в системе градостроительной документации планирования и регулирования.

В качестве объекта исследования выбрано стратегическое пространственное планирование на муниципальном уровне.

Предметом являются документы, регламентирующие организацию стратегического планирования и пространственного планирования на муниципальном уровне.

Целью стало определение понятия мастер-плана как возможного отдельного элемента в системе документов, регламентирующих организацию стратегического пространственного планирования.

Для достижения цели решены следующие задачи: рассмотреть и проанализировать основные понятия системы стратегического планирования, проанализировать зарубежный опыт пространственного планирования, проанализировать российский опыт пространственного планирования и привести дифференциацию в подходах системы стратегического планирования.

Использованы методы сопоставления и сравнительного анализа теории и практики градостроительного планирования и регулирования, сравнительный анализ теоретических концепций различных источников, метод моделирования.

С одной стороны, мастер-план воспринимается как возрождение прошлых концепций, игрой слов и как мало обоснованный и даже враждебный инструмент. С другой, его понимают как прогрессивный инструмент, важный этап в развитии стратегического планирования пространственного развития, способный обеспечить новое качество жизни и отношений в обществе, развить новые характеристики среды. Следовательно, проблема состоит в определении понятия мастер-плана, его возможностях включения в градостроительную деятельность, отношениях с другими документами стратегического и территориального планирования.

Стратегия в общем смысле — это общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период; способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой; инструмент управления большими сложными системами. Стратегическое планирование — долгосрочное планирование в условиях неопределённости. С этой целью выработана система документов стратегического планирования в рамках целепола-гания, прогнозирования, планирования и программирования, по иерархии от федерального уровня до, возможного к разработке, муниципального.

Важно в условиях планирования социально-экономического развития стремиться к пространственному осмыслению мероприятий на территории проектирования. Эту функцию реализует стратегия пространственного развития (далее СПР), которая фиксирует проекцию социально-экономического развития и отражает территориально запланированные цели, проекты и программы. Понятие социально-экономического планирования неразрывно связано с пространством, так как предполагает физическую реализацию [4].

Можно привести наиболее распространённые определения в сфере стратегического и территориального планирования и мастер-планирования в мировой практике:

Стратегия социально-экономического развития (далее ССЭР) — документ, определяющий цели, задачи, основные направления, параметры социально-экономического развития государства, субъекта РФ, муниципального образования в планируемом периоде и механизмы для их достижения.

Стратегия пространственного развития (далее СПР) — документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации.

В принятом Федеральный законе «О стратегическом планировании в РФ» ФЗ-172 [2], в ст. 11 прописана система стратегических документов и закреплена связь территориального и стратегического планирования социально-экономического развития.

Генеральный план (далее ГП) — документ территориального планирования, пространственного развития муниципального образования (далее МО), регулирующий вопросы землепользования, обладающий законодательным статусом. Характеризуется как оперативный, директивный документ.

Согласно ч. 5, ст. 9 Градостроительного кодекса РФ [5], документы территориального планирования должны разрабатываться на основании стратегий развития; согласно ст. 18 ГК РФ, на уровне документов территориального планирования муниципальных образований применяются схемы территориального планирования (далее СТП) муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Мастер-план в мировой практике имеет множество определений и трактовок, зачастую этим термином называют любой концептуальный градостроительный документ — от стратегии города до проекта планировки и общего архитектурного плана нового здания [6]. Также «мастер-планами» называют стратегические документы пространственного развития, которые могут носить и комплексный, и отраслевой характер. Мастер-план определяет повестку и инструменты развития, апеллирует к согласительным механизмам [6]. Укрепляться данный подход стал в рамках концепции устойчивого развития и применяется для поиска структурно-функциональной модели и вектора социокультурного развития крупных городов. В нём фиксируется целеполагание как идеологический и прогностический вектор развития, вопросы экономического и инновационного развития, инфраструктурные изменения, культурные и общественно-социальные процессы. Мастер-план чаще носит рамочный характер и служит объединяющим ориентиром для развития общества и разработки более детальных решений. Главной его целью является оптимизация ресурсов и привлечение инвестиций.

Зарубежный опыт пространственного планирования

США. История стратегического планирования в США имеет многоаспектный и последовательный характер. В северо-американской системе планирования термины «генеральный план», «мастер-план» и «комплексный план» являются синонимами. Первым применением комплексного планирования в Соединённых Штатах можно считать в 1925 году в Цинциннати, штат Огайо. На данный момент существует три варианта: Комплексное планирование (Comprehensive planning), Стратегическое планирование (Strategic planning), Форсайт сессии (Future search vision [Планирование поиска будущего]) [7]. В первом случае — это долгосрочный документ с широким охватом вопросов, во втором — это среднесрочный документ с ограниченным набором стратегических приоритетов, третий вариант подразумевает проведение конференции с участием различных групп интересов и ответственных структур с целью разработки документации, содержащей инициативы по развитию.

Комплексное планирование является наиболее распространённым инструментом планирования в Штатах и представляет собой интеграцию всех

направлений развития [8, с. 460]. Вся история развития американских городов и в целом модели управления территориального развития была направлена на формирование эффективной, правовой, экономоцентричной системы планирования, которая позволяет иметь всеобъемлющие подходы с опорой на местные сообщества, бизнес и органы самоуправления. Муниципалитеты обладают большей частью планировочных полномочий, а на верхних уровнях преобладает отраслевой подход.

Европейские страны. «Пространственное развитие» («spatial development») — термин, который утвердился в западной научной литературе в начале 70-х гг. прошлого века, ключевой смысл которого заключается в обозначении комплекса организованных действий по управлению элементами и связями территорий, систему действий и политик, направленных на оптимизацию происходящих пространственных изменений [9]. В европейских странах проблема устойчивого развития стоит особенно остро, поэтому идея компактности развития и эффективного управления для них являются ведущей.

Нидерланды считаются лидерами в области разработок в сфере пространственного планирования и, в частности, транслируют свой опыт в Китай. Голландское планирование решает проблему разрастания городов с использованием различных механизмов, таких как иерархия планов с различными уровнями специфичности. На национальном уровне инструменты, как правило, носят стратегический и долгосрочный характер и принимаются в консультации с исполнительными органами.

КНР. В период 1950-60-х планирование в Китае велось по советскому образцу с централизованным управлением и пятилетними планами. К 1980-м годам завершилась «культурная революция» и началось развитие экономических отношений с Западом. Сегодня Китай движется в формате мирового экономического лидера с развитыми глобальными и региональными центрами. Система национальных и региональных пятилетних планов остаётся актуальной, однако, документы территориального планирования влияют на пятилетние планы в большей степени, чем наоборот. Муниципалитеты имеют возможность проводить собственную политику развития, создавая корпорации развития. Китайская система планирования стремится к децентрализации управления и поощряет инициативы снизу, пока что сохраняя контроль на каждом уровне. Документация трансформируется от обязательных планов к рекомендациям, разрабатывающимся в диалоге [8, с. 74]. Мастер-планирование — ведущий подход в стратегическом планировании, который проявляется от регионального до местного уровня.

Американская модель более демократична, муниципалитеты сами регламентируют требования к документам планирования, к их составу и содержанию, европейская система более иерархична — решения, принимаемые на муниципальном уровне, реализуют принципы и действия, заложенные в вышестоящем стратегическом документе, а также реализуются принципы пространственного развития, сформулированные Европейским Союзом.

Вообще говоря, пространственное планирование, будь то в Китае, Нидерландах, стремится преодолеть четыре различных типа проблем координации: между правительственными уровнями (многоуровневое управление), политическими секторами (межведомственное управление), муниципалитетами (межмуниципальное управление) и между государственными органами и частными компаниями (государственно-частное партнёрство) [10].

Общей тенденцией мировых регионов-лидеров является стремление к децентрализации управления пространством и ресурсами, постепенное укрепление самоорганизации общества методами партисипации на местном уровне при эффективном взаимодействии между уровнями. Если сравнивать с американской моделью в нашей стране с её диспропорциями в освоенности территории, местными отраслевыми структурами, нашим вызовам и уровню развития институтов планирования в большей степени соответствует подход стратегического планирования. Из китайского опыта важно выделить координационные подходы в системе иерархии уровней планирования.

Отечественный опыт пространственного планирования

В отечественной практике стратегического планирования на сегодняшний момент для комплексного и взаимоувязанного планирования в достаточной полноте не регламентированы и не утверждены рекомендации к составу и содержанию стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, по этой причине стратегические документы муниципальных образований представляют собой документы различного содержания, качество и степень проработанности которых зависит от требований заказчика. Для городов на основе ФЗ-172 «О стратегическом планировании в РФ» разработаны стратегии социально-экономического развития; по инициативе городов разрабатываются мастер-планы, стратегии пространственного развития.

Сегодня в России можно говорить о собственном опыте стратегического планирования, наиболее интересными представляются следующие разработки.

Стратегия пространственного развития города Екатеринбурга [9] была разработана по заказу администрации города Екатеринбурга, при участии Мастерской Генерального плана и голландской проектной организацией «MLA+». Концепция охватывает несколько направлений развития города. Были избраны 10 стратегических направлений, включены конкретные проекты и определены инструменты реализации. Развитый блок целеполагания показывает качественную работу с сообществами. Стратегия сложилась как комплексная, с привлечением большого количества исследовательских подходов и разработок, проведена работа по учёту и интеграции прогнозов заложенных в ССЭР. Формально документ носит название Стратегии пространственного развития, однако по качеству работы содержание выходит за рамки данного определения.

Мастер-план Омска [12] разрабатывался ИТП «Град» по инициативе самого института в 2018 году. Основной акцент был сделан на социально-демографическом аспекте, образной идентичности среды. С точки зрения разработчика мастер-план является творческой площадкой, не привязанной к административным и юридическим нормам, следовательно, находящейся за рамками государственного территориального планирования. В результате работы были проведены встречи с общественностью, экспертными лицами. Сформирован блок целеполагания и предложены рекомендации по основным отраслям структурно-функционального уровня, экологии, культуре и экономике и предложены концептуальные проекты общественных пространств. Концептуальность в подходе позволила по-новому взглянуть на город и создать условия для участия населения, мастер-план проявил себя как идеологический инструмент. Однако, в целом, такое представление мастер-плана ставит под сомнение значение данной стратегии в отсутствии привязки к сложившейся системе стратегических и документов территориального планирования, но авторы отмечают необходимость комплексной документации стратегического планирования.

Концепция пространственного развития Южно-Сахалинска [13] была дополнена мастер-планом общественных пространств города по заказу администрации города и выполнена командами ИТП «Урбаника» и АБ «Остоженка». Документ так же содержит набор комплексных исследований. Многофакторный анализ позволил выявить потенциал среды города, определить оптимальные направления перспективного развития и предложить локальные и комплексные архитектурно-градостроительные решения. Особое внимание было уделено именно качеству жизни в городской среде: в мастер-плане была предложена детализированная концепция развития общественных пространств Южно-Сахалинска. При разработке были рассмотрены и интегрированы в пространственную концепцию сценарии развития в рамках ССЭР Южно-Сахалинска. Подобный опыт разработки стратегического плана можно считать успешным, однако в исследованиях не проявлена степень участия горожан и других групп интересов в разработке концепции, поэтому ценностный аспект слабо выражен в блоке целеполагания. Отчасти это связано с отсутствием у города собственных институциональных ресурсов и развитого гражданского общества.

Анализ стратегий пространственного развития муниципальных образований обнаружил следующие проблемы:

- В каждом случае задача разработки стратегии решалась по-разному и проблема неопределённости в определении мастер-плана и его различении со стратегией пространственного развития очевидны.

- Следует отметить, что внимание акцентировалось на блоке целеполагания, но, опираясь чаще на стратегические цели, а идеологические обеспечивались по-разному и не всегда через прямые коммуникации с горожанами и сообществами, при необходимом уровне вовлеченности.

- Выбор приоритетных направлений так же даёт представление о внимательности разработчиков стратегий к контекстам исторической, социальной, природной среды.

- Учёт положений ССЭР не носил в данных случаях обязательного характера или они были отражены не в полной мере или косвенно.

Несмотря на расхождения в подходах стратегического планирования, можно заключить, что подходы мастер-планирования в нашей стране стремительно развиваются, но и различаются по степени и условиям их применения. Аспект пространственного развития слабо проработан в стратегиях социально-экономического развития муниципальных районов, поэтому интеграция со стратегиями пространственного развития проблематична. Проблема здесь кроется в новизне данных инструментов для муниципалитетов, а также в отсутствии требований к их составу и содержанию.

Двухступенчатая модель пространственного планирования на муниципальном уровне

Опираясь на накопленный опыт пространственного планирования и учитывая сложившуюся ситуацию в российской практике, следует различить понятия СПР и мастер-плана и рассмотреть дифференцированный подход в их применении.

В связи с диспропорциями пространственной освоенности страны, существенным отрывом ряда крупнейших городов от центральной части системы расселения по плотности населения, объёму ВВП и качеству жизни, сложились и различные индивидуальные возможности в обеспечении поддержания достигнутого уровня и дальнейшего развития и, следовательно, запросы на это качество различные. Так, стремительно развивающиеся города требуют более динамичных, многофакторных подходов в планировании, учитывающие специфику отношений многих сторон-участниц процесса развития. И есть города, для которых важно сохранить темпы развития или выйти из кризисного состояния, обеспечить необходимый уровень инфраструктуры, определить возможности в развитии пространства, достаточные для создания условий комфортного проживания и развития экономики.

Стратегии пространственного развития как проекции ССЭР, порядок разработки которой зафиксирован и бюджетом определён набор разрабатываемых направлений, в таком случае недостаточно для динамично развивающихся городов. Необходим вариант, позволяющий применять различные подходы в планировании, исследованиях; ресурсы. Важно самостоятельно определять цели и задачи развития, порой вразрез с внешними стратегиями.

Исходя из рассмотренного опыта взаимосвязь документов пространственного планирования и ССЭР может иметь следующие варианты (см. рис. 1):

1. Стратегия социально-экономического и стратегия пространственного развития являются взаимосвязанными, но самостоятельными документами, разрабатываемыми либо последовательно, либо параллельно;

2. Разрабатывается комплексный документ, интегрирующий стратегию пространственного развития в стратегию социально-экономического развития [14].

Рис. 1. Взаимосвязь документов пространственного планирования и ССЭР:

1) Взаимоувязанная последовательная или параллельная разработка документов;

2) Комплексный документ

Возможен и третий вариант, однако, его стоит рассматривать как радикальный и деструктивный: стратегия пространственного развития разрабатывается без учёта стратегии социально-экономического развития или в отрыве от неё.

Исходя из выше сказанного, может быть дана следующая дифференциация подходов в стратегическом пространственном планировании:

СПР — это стратегия развития, документ долгосрочного пространственного планирования, разработанный на основе или в комплексе с ССЭР, определяющий приоритеты, цели и задачи развития территории. Наиболее целесообразным в условиях экономии бюждета представляется комплексный документ стратегии совместно с ССЭР, нацеленный на обеспечение достижения поставленных в ней властным органом и заинтересованными сообществами целей. Для СПР важно определить состав и содержание разработок, достаточных для обеспечения оптимального уровня развития в различных условиях.

Мастер-план — это стратегия пространственного развития, содержащая выраженную градостроительную компоненту, в инициативном порядке разрабатываемая публичной властью при участии представителей различных групп населения, в том числе горожан, властей и представителей бизнеса. Разработка жёстких требований по содержанию необязательна, поскольку документ требует гибкости в разработке. Тем не менее, должен быть принят перечень обязательных компонентов и критериев оценки, позволяющих признать обоснованность принятия документа, и позволяющих увязывать его с другими документами территориального и стратегического планирования.

В данном случае мастер-план и выступает как соединение стратегических и более детальных территориальных разработок, содержащих развитое целе-полагание и приоритетные направления в развитии территории, механизмы и инвестиционные ресурсы его реализации. При этом генеральный план сохраняет за собой решение инфраструктурных вопросов, землепользования, и законодательно закрепляет перспективы развития территории, обоснованные ранее в мастер-плане, при учёте которого так же разрабатываются нормати-

вы градостроительного проектирования, документы зонирования и планировки территории.

Стратегический мастер-план — это стратегия пространственного развития, комплексно рассматривающая широкий перечень вопросов структурно-функционального и социально-экономического развития, выходя за рамки ССЭР. Стратегический мастер-план выступает как альтернатива СПР и разрабатывается параллельно или после ССЭР, чтобы развить или оспорить её положения.

Каждый регион в целях более эффективного планирования должен разработать СПР, которая содержит минимальный и достаточный набор решений по развитию. Крупные же регионы с опережающими темпами развития с развитыми институтами планирования, социальным капиталом, активным бизнесом могут в инициативном порядке разрабатывать более содержательные стратегии.

Локально-отраслевой мастер-план — это концепция пространственного развития территории, рассматривающая отдельные отрасли, подсистемы, отдельные территории города, она является дополнением к принятой стратегии развития территории, подробно разрабатывающей локальные решения по развитию, по масштабу сопоставимая с проектом планировки территории. При его разработке важно не противоречить, а скорее дополнять недостающие аспекты или более подробно разрабатывать отдельные вопросы общей стратегии развития. Не всегда присутствует достаточное количество ресурсов для комплексных разработок и возможности для обеспечения темпов реализации в соответствии с горизонтом планирования. В таком случае необходимо определить точки интенсивного роста и сконцентрировать ресурсы на них. Важно учитывать, что мастер-план как таковой является продуктом рыночной экономики, в нём подробно рассматриваются механизмы финансирования. Инициатором разработки локально-отраслевого мастер-плана может стать собственник территории или муниципалитет в партнёрстве с инвесторами для поиска новых и более детальных решений.

Рис. 2. 1) Модель пространственного планирования на муниципальном уровне с учётом стратегического мастер-плана; 2) Модель пространственного планирования на муниципальном уровне с учётом локально-отраслевого мастер-плана.

Данные модели (см. рис. 2) позволяют подходить к пространственному планированию дифференцированно, в зависимости от уровня развития градостроительной системы и её институтов: для крупных и крупнейших городов, городов с большим экономическим потенциалом возможен вариант со стратегическим мастер-планом; для городов малых и средних, моногородов, находящихся в кризисе, с низким потенциалом более оптимальна модель разработки комплексного документа с возможным дополнением в виде локально-отраслевого мастер-плана. Инерционная модель от исходной ситуации представляет собой сохранение и совершенствование концептуальных разработок в рамках генерального планирования. Однако, такая модель не позволяет говорить о стратегических разработках как о приоритетных, более широких по отношению к подходам традиционного градостроительного планирования.

Как видно, мастер-план отличается от СПР степенью включённости заинтересованных сторон принимающего его субъекта, уровнем местной самоорганизации в процессе принятия решений и расширенным набором исследовательских разработок. Он может быть не проекцией ССЭР, но учитывать её положения и в том числе оспаривать их, предлагая свои решения, потому как разрабатывается местными структурами с более глубоким исследовательским подходом. Развитый местный институт территориального планирования, наличие цифровых информационных систем, сильный бизнес и развитый социальный капитал в крупном городе создают преимущества в разработке более подробных решений.

Заключение

Анализ понятий стратегического социально-экономического и пространственного планирования, территориального планирования, систем стратегического планирования зарубежных стран, а также отечественных муниципальных образований позволил выявить тенденции и проблемы в становлении новых форм регулирования процесса градостроительного развития.

Таким образом, разработка СПР, мастер-планов способствует преодолению несовершенства в механизмах планирования развития градостроительных систем, организационно обеспечивая социально-экономическое развитие на территории при наличии взаимосвязей с территориальным планированием. При этом требуется дифференциация их применения в структурной организации стратегического планирования. Приведённые определения и модели дают представления о вариативности подходов в пространственном планировании и о перспективности их документального закрепления.

В перспективе предполагается расширенное рассмотрение градостроительной деятельности и более подробное описание функционирования в ней мастер-плана.

Список литературы

1. В Новосибирске готовят новую версию Генплана | Официальный сайт Новосибирска [Электронный ресурс]. URL: https://novo-sibirsk.ru/news/223186.

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.). URL: http://base.garant.ru/70684666.

3. Швецов А. Н. Управление городскими агломерациями: организационно-правовые варианты // Регионалистика. 2018. —Т. 5. — № 1. — С. 19-30.

4. Хакимова Т. С. Соотношение стратегии пространственного и социально-экономического развития муниципального. Архитектон: известия вузов. — 2018. — № 2 (62). — С. 24.

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по сост. на 20.02.2018 г. М.: ООО «Проспект», 2018. — 320 с.

6. Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим. М.: Strelka Press, 2014. — 520 с.

7. Garry Cooper Comprehensive and Strategic Planning. NCAPA Citizen Planner Training Program. Boone, NC: AICP Department of Geography and Planning Appalachian State University, 1998 —26 c.

8. Эпоха агломераций. Городская экономика, пространство и политика в новом масштабе. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 624 с.

9. Королёв В.А. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования. Ч.1 / В.А. Королёв, Д.Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 68 с.

10. Arjan Harbers Innovating Spatial Planning in China: Dutch planning experience in view of China's challenges and opportunities. The Hague: PBL Netherlands Environmental Assessment Agency, 2017. — 64 c.

11. Стратегия пространственного развития Екатеринбурга, концепция. Екатеринбург: TATLIN, 2017. — 312 с.

12. Мастер-план Омска [Электронный ресурс] URL: http://masteromsk.itpgrad.ru.

13. Концепция пространственного развития и мастер-план города Южно-Сахалинска / Институт Территориального Планирования «Урбаника». — М.: Типография «КЕМ», 2018. — 300 с.

14. Антипин И.А., Казакова Н. В. Концептуальные основы разработки стратегии пространственного развития в муниципальном образовании // Российское предпринимательство. 2016. — Т. 17. — № 8. — С. 1011-1026..

15. Малоян Г.А. К необходимости разработки схем территориального планирования городских агломераций // Academia. Архитектура и строительство. 2016. — №1. — С. 64-67.

16. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/186367.

References

1. V Novosibirske gotovyat novuyu versiyu Genplana | Ofitsial'nyy sayt Novo-sibirska [In Novosibirsk, preparing a new version of the General Plan | The official site of Novosibirsk]. URL: https://novo-sibirsk.ru/news/223186.

2. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon [On strategic planning in the Russian Federation: Federal Law] URL: http://base.garant.ru/70684666.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Shvetsov A. N. Upravleniye gorodskimi aglomeratsiyami: organizatsionno-pravovyye varianty [Management of urban agglomerations: organizational and legal options]. Khabarovsk, 2018.

4. Khakimova T. S. Sootnosheniye strategii prostranstvennogo i sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo [Correlation of the strategy of spatial and socio-economic development of the municipal] Yekaterinburg, 2018.

5. Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Town Planning Code of the Russian Federation]. Moscow, 2018.

6. Strategicheskiy master-plan: instrument upravleniya budushchim [Strategic Master Plan: A Future Management Tool]. Moscow, 2014. 520 p.

7. Garry Cooper Comprehensive and Strategic Planning. NCAPA Citizen Planner Training Program. Boone, NC: AICP Department of Geography and Planning Appalachian State University, 1998. 26 p.

8. Epokha aglomeratsiy. Gorodskaya ekonomika, prostranstvo i politika v no-vom masshtabe [The era of agglomerations. Urban economics, space and politics on a new scale]. Moscow, 2018. 624 p.

9. Korolev V.A. Aktual'nyy opyt zarubezhnykh stran po razvitiyu gosu-darstvennykh sistem strategicheskogo planirovaniya. Ch.1. [Actual experience of foreign countries in the development of state strategic planning systems. Part 1]. Moscow, 2016. 68 p.

10. Arjan Harbers Innovating Spatial Planning in China: Dutch planning experience in view of China's challenges and opportunities. The Hague: PBL Netherlands Environmental Assessment Agency, 2017. 64 p.

11. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Yekaterinburga, kontseptsiya [The spatial development strategy of Yekaterinburg, concept]. Yekaterinburg, 2017. 312 p.

12. Master-plan Omska [The master plan of Omsk] URL: http://masteromsk. itpgrad.ru.

13. Kontseptsiya prostranstvennogo razvitiya i master-plan goroda Yuzhno-Sakhalinska [The concept of spatial development and the master plan of the city of Yuzhno-Sakhalinsk]. Saint-Petersburg, 2018. 300 p.

14. Antipin I.A., Kazakova N. V. Kontseptual'nyye osnovy razrabotki strategii prostranstvennogo razvitiya v munitsipal'nom obrazovanii [Conceptual framework for developing a spatial development strategy in a municipality]. Moscow, 2016.

15. Maloyan G.A. K neobkhodimosti razrabotki skhem territorial'nogo planirovaniya gorodskikh aglomeratsiy [On the need to develop territorial planning schemes for urban agglomerations]. Moscow, 2016.

16. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Ros-siyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon [On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law]. URL: http://base.garant.ru/186367.

Тузовский Владимир Сергеевич, магистрант 2 курса кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: tuzovskiy.95@mail.ru

Ерохин Григорий Порфирьевич, заведующий кафедрой градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: erohin-gp@mail.ru

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 13.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.