В.С. Тузовский, магистрант
Научный руководитель — Г.П. Ерохин, зав. кафедрой
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств V. Tuzovsky, MA student
Scientific advisor G. Erokhin, Head of Department Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Становление понятия «мастер-план» в отечественной градостроительной теории и практике
Formation of the concept of "master plan" in the national urban-planning theory and practice
Исследование направлено на изучение трансформации инструментов стратегического пространственного планирования в современной российской градостроительной теории и практике. Сформулировано представление о зарубежном опыте стратегического пространственного планирования. Приведён краткий обзор новейших разработок в сфере стратегического планирования. Выявлено несоответствие представлений о мастер-плане как стратегическом документе в отечественном профессиональном сообществе и о его возможностях включения в градостроительную документацию. В статье приводятся уточняющие определения в систему стратегического и территориального планирования. Особое внимание уделено муниципальному уровню, как наиболее актуальному и сложному в разработке.
Ключевые слова: мастер-план, стратегическое планирование, стратегическое пространственное планирование, градостроительная деятельность, уровневая модель стратегического планирования
The research is aimed at studying the transformation of strategic spatial planning tools in modern Russian urban-planning theory and practice. The concept of foreign experience in strategic spatial planning has been formulated. A brief review of the latest developments in the field of strategic planning is given. The discrepancy between the ideas about the master plan as a strategic document in the domestic professional community and its place in the town planning documentation has been revealed. The article provides clarifying definitions and suggests a tiered model of strategic planning based on regulation using master planning methods. Particular attention is paid to the municipal level, as the most relevant and difficult to develop.
Keywords: master plan, strategic planning, strategic spatial planning, urban planning activity, level model of strategic planning
Введение
В настоящее время термин «стратегическое планирование» понимается как деятельность участников стратегического планирования по целеполага-нию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности. Это основной инструмент достижения бескризисного, устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности государства. Пространственное планирование — важнейший его аспект и способ реализации. Развитие пространственного планирования является сегодня одной из актуальных проблем развития территории страны. Становится ясным, что несбалансированное функционирование различных уровней системы управления и соответствующей документации, в отсутствии достаточных рекомендаций к содержанию документов в сфере стратегического планирования на муниципальном уровне, создаёт препятствия для комплексного развития страны.
В советский период градостроительное проектирование имело двухступенчатую структуру: перед созданием генерального плана города разрабатывалось технико-экономическое обоснование (ТЭО), а также могла разрабатываться «концепция генерального плана», которая возможна и в действующем генпланировании. Эта стадия должна обеспечивать комплексный учёт многообразных факторов.
Перестройка системы управления, начавшаяся в первые годы 1990-х, привела к коренным трансформациям в общественно-экономическом устройстве страны. Правовое регулирование градостроительной деятельности проводилось с помощью новых законодательных актов, адаптированных к нормам международного права. Смена общественных отношений повлияла на градостроительное законодательство, Земельный кодекс и на другие сферы, относящиеся к планированию, строительству и т. д. Произошла диверсификация субъектов градостроительной деятельности, в результате процесс планирования и проектирования усложнился.
Практика градостроительной деятельности 2000-х была основана на разработке генеральных планов городов, которые до сих пор выполняют стратегическую и оперативно-тактическую функции, включая как долгосрочный, так и среднесрочный прогноз развития. Их содержание и качество, не отвечающие современным вызовам, провоцируют нарушения в практике их применения, что на сегодняшний момент привело к внеочередным корректировкам принятых генеральных планов во многих городах. Например, в Новосибирске проводится корректировка генерального плана на основе проектов планировок, стратегий и фактических изменений [1]. Градостроительный кодекс, претерпевающий регулярные изменения, создаёт в практике градорегулирования нормативно-правовые коллизии, и, как следствие, конфликты и непоправимые градостроительные ошибки.
Сегодня в российской практике стратегического планирования на муниципальном уровне формально сложились два направления в стратегическом пространственном планировании: стратегическое пространственное планирование и мастер-планирование. Начиная с Перми (в данном случае как концепция для генерального плана), стали разрабатываться мастер-планы, до сих пор воспринимаемые профессиональным сообществом неоднозначно. После принятия закона о стратегическом планировании ФЗ-172 [2] стали разрабатываться стратегии пространственного развития национального уровня, уровня субъектов Федерации, и обозначена возможность их разработки для городов уже на отдельном уровне. В обоих случаях подходы остаются не проработанными в вопросе принятии рекомендаций к их разработке и механизмах реализации в градостроительном и смежном законодательстве. В некоторых регионах проявлено межмуниципальное и межагломерационное взаимодействие, которое уже имеет некоторые подходы регулирования [3], однако требуют дальнейшего развития.
Исследования по вопросам оптимизации градостроительной методологии градостроительного планирования проводилось следующими авторами: Вильнер М.Я., Владимиров В.В., Косицкий Я.В., Смоляр И.М. Мазаев А.Г. отмечал важность развития межрегиональных отношений; Малоян Г.А. исследовал вопросы управления агломерационным развитием; Тарасова Л.Г. рассмотрела самоорганизацию в градостроительной деятельности и др. Подробно тема развития градостроительной деятельности рассматривается в Градостроительной доктрине РФ от 2014 года, разработанной в РААСН.
Мастер-план в исследованиях российских учёных, в научно-профессиональном сообществе возник недавно. Наибольший вклад в исследование внесли В.Л. Глазычев, А.В. Головин, Б.М. Гринчель, А.Ю. Ложкин, Н.Е. Костыре-ва и др. Научные труды данных авторов нацелены на изучение принципов мастер-плана, на определение его места в системе градостроительной документации планирования и регулирования.
В качестве объекта исследования выбрано стратегическое пространственное планирование на муниципальном уровне.
Предметом являются документы, регламентирующие организацию стратегического планирования и пространственного планирования на муниципальном уровне.
Целью стало определение понятия мастер-плана как возможного отдельного элемента в системе документов, регламентирующих организацию стратегического пространственного планирования.
Для достижения цели решены следующие задачи: рассмотреть и проанализировать основные понятия системы стратегического планирования, проанализировать зарубежный опыт пространственного планирования, проанализировать российский опыт пространственного планирования и привести дифференциацию в подходах системы стратегического планирования.
Использованы методы сопоставления и сравнительного анализа теории и практики градостроительного планирования и регулирования, сравнительный анализ теоретических концепций различных источников, метод моделирования.
С одной стороны, мастер-план воспринимается как возрождение прошлых концепций, игрой слов и как мало обоснованный и даже враждебный инструмент. С другой, его понимают как прогрессивный инструмент, важный этап в развитии стратегического планирования пространственного развития, способный обеспечить новое качество жизни и отношений в обществе, развить новые характеристики среды. Следовательно, проблема состоит в определении понятия мастер-плана, его возможностях включения в градостроительную деятельность, отношениях с другими документами стратегического и территориального планирования.
Стратегия в общем смысле — это общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период; способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой; инструмент управления большими сложными системами. Стратегическое планирование — долгосрочное планирование в условиях неопределённости. С этой целью выработана система документов стратегического планирования в рамках целепола-гания, прогнозирования, планирования и программирования, по иерархии от федерального уровня до, возможного к разработке, муниципального.
Важно в условиях планирования социально-экономического развития стремиться к пространственному осмыслению мероприятий на территории проектирования. Эту функцию реализует стратегия пространственного развития (далее СПР), которая фиксирует проекцию социально-экономического развития и отражает территориально запланированные цели, проекты и программы. Понятие социально-экономического планирования неразрывно связано с пространством, так как предполагает физическую реализацию [4].
Можно привести наиболее распространённые определения в сфере стратегического и территориального планирования и мастер-планирования в мировой практике:
Стратегия социально-экономического развития (далее ССЭР) — документ, определяющий цели, задачи, основные направления, параметры социально-экономического развития государства, субъекта РФ, муниципального образования в планируемом периоде и механизмы для их достижения.
Стратегия пространственного развития (далее СПР) — документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации.
В принятом Федеральный законе «О стратегическом планировании в РФ» ФЗ-172 [2], в ст. 11 прописана система стратегических документов и закреплена связь территориального и стратегического планирования социально-экономического развития.
Генеральный план (далее ГП) — документ территориального планирования, пространственного развития муниципального образования (далее МО), регулирующий вопросы землепользования, обладающий законодательным статусом. Характеризуется как оперативный, директивный документ.
Согласно ч. 5, ст. 9 Градостроительного кодекса РФ [5], документы территориального планирования должны разрабатываться на основании стратегий развития; согласно ст. 18 ГК РФ, на уровне документов территориального планирования муниципальных образований применяются схемы территориального планирования (далее СТП) муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Мастер-план в мировой практике имеет множество определений и трактовок, зачастую этим термином называют любой концептуальный градостроительный документ — от стратегии города до проекта планировки и общего архитектурного плана нового здания [6]. Также «мастер-планами» называют стратегические документы пространственного развития, которые могут носить и комплексный, и отраслевой характер. Мастер-план определяет повестку и инструменты развития, апеллирует к согласительным механизмам [6]. Укрепляться данный подход стал в рамках концепции устойчивого развития и применяется для поиска структурно-функциональной модели и вектора социокультурного развития крупных городов. В нём фиксируется целеполагание как идеологический и прогностический вектор развития, вопросы экономического и инновационного развития, инфраструктурные изменения, культурные и общественно-социальные процессы. Мастер-план чаще носит рамочный характер и служит объединяющим ориентиром для развития общества и разработки более детальных решений. Главной его целью является оптимизация ресурсов и привлечение инвестиций.
Зарубежный опыт пространственного планирования
США. История стратегического планирования в США имеет многоаспектный и последовательный характер. В северо-американской системе планирования термины «генеральный план», «мастер-план» и «комплексный план» являются синонимами. Первым применением комплексного планирования в Соединённых Штатах можно считать в 1925 году в Цинциннати, штат Огайо. На данный момент существует три варианта: Комплексное планирование (Comprehensive planning), Стратегическое планирование (Strategic planning), Форсайт сессии (Future search vision [Планирование поиска будущего]) [7]. В первом случае — это долгосрочный документ с широким охватом вопросов, во втором — это среднесрочный документ с ограниченным набором стратегических приоритетов, третий вариант подразумевает проведение конференции с участием различных групп интересов и ответственных структур с целью разработки документации, содержащей инициативы по развитию.
Комплексное планирование является наиболее распространённым инструментом планирования в Штатах и представляет собой интеграцию всех
направлений развития [8, с. 460]. Вся история развития американских городов и в целом модели управления территориального развития была направлена на формирование эффективной, правовой, экономоцентричной системы планирования, которая позволяет иметь всеобъемлющие подходы с опорой на местные сообщества, бизнес и органы самоуправления. Муниципалитеты обладают большей частью планировочных полномочий, а на верхних уровнях преобладает отраслевой подход.
Европейские страны. «Пространственное развитие» («spatial development») — термин, который утвердился в западной научной литературе в начале 70-х гг. прошлого века, ключевой смысл которого заключается в обозначении комплекса организованных действий по управлению элементами и связями территорий, систему действий и политик, направленных на оптимизацию происходящих пространственных изменений [9]. В европейских странах проблема устойчивого развития стоит особенно остро, поэтому идея компактности развития и эффективного управления для них являются ведущей.
Нидерланды считаются лидерами в области разработок в сфере пространственного планирования и, в частности, транслируют свой опыт в Китай. Голландское планирование решает проблему разрастания городов с использованием различных механизмов, таких как иерархия планов с различными уровнями специфичности. На национальном уровне инструменты, как правило, носят стратегический и долгосрочный характер и принимаются в консультации с исполнительными органами.
КНР. В период 1950-60-х планирование в Китае велось по советскому образцу с централизованным управлением и пятилетними планами. К 1980-м годам завершилась «культурная революция» и началось развитие экономических отношений с Западом. Сегодня Китай движется в формате мирового экономического лидера с развитыми глобальными и региональными центрами. Система национальных и региональных пятилетних планов остаётся актуальной, однако, документы территориального планирования влияют на пятилетние планы в большей степени, чем наоборот. Муниципалитеты имеют возможность проводить собственную политику развития, создавая корпорации развития. Китайская система планирования стремится к децентрализации управления и поощряет инициативы снизу, пока что сохраняя контроль на каждом уровне. Документация трансформируется от обязательных планов к рекомендациям, разрабатывающимся в диалоге [8, с. 74]. Мастер-планирование — ведущий подход в стратегическом планировании, который проявляется от регионального до местного уровня.
Американская модель более демократична, муниципалитеты сами регламентируют требования к документам планирования, к их составу и содержанию, европейская система более иерархична — решения, принимаемые на муниципальном уровне, реализуют принципы и действия, заложенные в вышестоящем стратегическом документе, а также реализуются принципы пространственного развития, сформулированные Европейским Союзом.
Вообще говоря, пространственное планирование, будь то в Китае, Нидерландах, стремится преодолеть четыре различных типа проблем координации: между правительственными уровнями (многоуровневое управление), политическими секторами (межведомственное управление), муниципалитетами (межмуниципальное управление) и между государственными органами и частными компаниями (государственно-частное партнёрство) [10].
Общей тенденцией мировых регионов-лидеров является стремление к децентрализации управления пространством и ресурсами, постепенное укрепление самоорганизации общества методами партисипации на местном уровне при эффективном взаимодействии между уровнями. Если сравнивать с американской моделью в нашей стране с её диспропорциями в освоенности территории, местными отраслевыми структурами, нашим вызовам и уровню развития институтов планирования в большей степени соответствует подход стратегического планирования. Из китайского опыта важно выделить координационные подходы в системе иерархии уровней планирования.
Отечественный опыт пространственного планирования
В отечественной практике стратегического планирования на сегодняшний момент для комплексного и взаимоувязанного планирования в достаточной полноте не регламентированы и не утверждены рекомендации к составу и содержанию стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, по этой причине стратегические документы муниципальных образований представляют собой документы различного содержания, качество и степень проработанности которых зависит от требований заказчика. Для городов на основе ФЗ-172 «О стратегическом планировании в РФ» разработаны стратегии социально-экономического развития; по инициативе городов разрабатываются мастер-планы, стратегии пространственного развития.
Сегодня в России можно говорить о собственном опыте стратегического планирования, наиболее интересными представляются следующие разработки.
Стратегия пространственного развития города Екатеринбурга [9] была разработана по заказу администрации города Екатеринбурга, при участии Мастерской Генерального плана и голландской проектной организацией «MLA+». Концепция охватывает несколько направлений развития города. Были избраны 10 стратегических направлений, включены конкретные проекты и определены инструменты реализации. Развитый блок целеполагания показывает качественную работу с сообществами. Стратегия сложилась как комплексная, с привлечением большого количества исследовательских подходов и разработок, проведена работа по учёту и интеграции прогнозов заложенных в ССЭР. Формально документ носит название Стратегии пространственного развития, однако по качеству работы содержание выходит за рамки данного определения.
Мастер-план Омска [12] разрабатывался ИТП «Град» по инициативе самого института в 2018 году. Основной акцент был сделан на социально-демографическом аспекте, образной идентичности среды. С точки зрения разработчика мастер-план является творческой площадкой, не привязанной к административным и юридическим нормам, следовательно, находящейся за рамками государственного территориального планирования. В результате работы были проведены встречи с общественностью, экспертными лицами. Сформирован блок целеполагания и предложены рекомендации по основным отраслям структурно-функционального уровня, экологии, культуре и экономике и предложены концептуальные проекты общественных пространств. Концептуальность в подходе позволила по-новому взглянуть на город и создать условия для участия населения, мастер-план проявил себя как идеологический инструмент. Однако, в целом, такое представление мастер-плана ставит под сомнение значение данной стратегии в отсутствии привязки к сложившейся системе стратегических и документов территориального планирования, но авторы отмечают необходимость комплексной документации стратегического планирования.
Концепция пространственного развития Южно-Сахалинска [13] была дополнена мастер-планом общественных пространств города по заказу администрации города и выполнена командами ИТП «Урбаника» и АБ «Остоженка». Документ так же содержит набор комплексных исследований. Многофакторный анализ позволил выявить потенциал среды города, определить оптимальные направления перспективного развития и предложить локальные и комплексные архитектурно-градостроительные решения. Особое внимание было уделено именно качеству жизни в городской среде: в мастер-плане была предложена детализированная концепция развития общественных пространств Южно-Сахалинска. При разработке были рассмотрены и интегрированы в пространственную концепцию сценарии развития в рамках ССЭР Южно-Сахалинска. Подобный опыт разработки стратегического плана можно считать успешным, однако в исследованиях не проявлена степень участия горожан и других групп интересов в разработке концепции, поэтому ценностный аспект слабо выражен в блоке целеполагания. Отчасти это связано с отсутствием у города собственных институциональных ресурсов и развитого гражданского общества.
Анализ стратегий пространственного развития муниципальных образований обнаружил следующие проблемы:
- В каждом случае задача разработки стратегии решалась по-разному и проблема неопределённости в определении мастер-плана и его различении со стратегией пространственного развития очевидны.
- Следует отметить, что внимание акцентировалось на блоке целеполагания, но, опираясь чаще на стратегические цели, а идеологические обеспечивались по-разному и не всегда через прямые коммуникации с горожанами и сообществами, при необходимом уровне вовлеченности.
- Выбор приоритетных направлений так же даёт представление о внимательности разработчиков стратегий к контекстам исторической, социальной, природной среды.
- Учёт положений ССЭР не носил в данных случаях обязательного характера или они были отражены не в полной мере или косвенно.
Несмотря на расхождения в подходах стратегического планирования, можно заключить, что подходы мастер-планирования в нашей стране стремительно развиваются, но и различаются по степени и условиям их применения. Аспект пространственного развития слабо проработан в стратегиях социально-экономического развития муниципальных районов, поэтому интеграция со стратегиями пространственного развития проблематична. Проблема здесь кроется в новизне данных инструментов для муниципалитетов, а также в отсутствии требований к их составу и содержанию.
Двухступенчатая модель пространственного планирования на муниципальном уровне
Опираясь на накопленный опыт пространственного планирования и учитывая сложившуюся ситуацию в российской практике, следует различить понятия СПР и мастер-плана и рассмотреть дифференцированный подход в их применении.
В связи с диспропорциями пространственной освоенности страны, существенным отрывом ряда крупнейших городов от центральной части системы расселения по плотности населения, объёму ВВП и качеству жизни, сложились и различные индивидуальные возможности в обеспечении поддержания достигнутого уровня и дальнейшего развития и, следовательно, запросы на это качество различные. Так, стремительно развивающиеся города требуют более динамичных, многофакторных подходов в планировании, учитывающие специфику отношений многих сторон-участниц процесса развития. И есть города, для которых важно сохранить темпы развития или выйти из кризисного состояния, обеспечить необходимый уровень инфраструктуры, определить возможности в развитии пространства, достаточные для создания условий комфортного проживания и развития экономики.
Стратегии пространственного развития как проекции ССЭР, порядок разработки которой зафиксирован и бюджетом определён набор разрабатываемых направлений, в таком случае недостаточно для динамично развивающихся городов. Необходим вариант, позволяющий применять различные подходы в планировании, исследованиях; ресурсы. Важно самостоятельно определять цели и задачи развития, порой вразрез с внешними стратегиями.
Исходя из рассмотренного опыта взаимосвязь документов пространственного планирования и ССЭР может иметь следующие варианты (см. рис. 1):
1. Стратегия социально-экономического и стратегия пространственного развития являются взаимосвязанными, но самостоятельными документами, разрабатываемыми либо последовательно, либо параллельно;
2. Разрабатывается комплексный документ, интегрирующий стратегию пространственного развития в стратегию социально-экономического развития [14].
Рис. 1. Взаимосвязь документов пространственного планирования и ССЭР:
1) Взаимоувязанная последовательная или параллельная разработка документов;
2) Комплексный документ
Возможен и третий вариант, однако, его стоит рассматривать как радикальный и деструктивный: стратегия пространственного развития разрабатывается без учёта стратегии социально-экономического развития или в отрыве от неё.
Исходя из выше сказанного, может быть дана следующая дифференциация подходов в стратегическом пространственном планировании:
СПР — это стратегия развития, документ долгосрочного пространственного планирования, разработанный на основе или в комплексе с ССЭР, определяющий приоритеты, цели и задачи развития территории. Наиболее целесообразным в условиях экономии бюждета представляется комплексный документ стратегии совместно с ССЭР, нацеленный на обеспечение достижения поставленных в ней властным органом и заинтересованными сообществами целей. Для СПР важно определить состав и содержание разработок, достаточных для обеспечения оптимального уровня развития в различных условиях.
Мастер-план — это стратегия пространственного развития, содержащая выраженную градостроительную компоненту, в инициативном порядке разрабатываемая публичной властью при участии представителей различных групп населения, в том числе горожан, властей и представителей бизнеса. Разработка жёстких требований по содержанию необязательна, поскольку документ требует гибкости в разработке. Тем не менее, должен быть принят перечень обязательных компонентов и критериев оценки, позволяющих признать обоснованность принятия документа, и позволяющих увязывать его с другими документами территориального и стратегического планирования.
В данном случае мастер-план и выступает как соединение стратегических и более детальных территориальных разработок, содержащих развитое целе-полагание и приоритетные направления в развитии территории, механизмы и инвестиционные ресурсы его реализации. При этом генеральный план сохраняет за собой решение инфраструктурных вопросов, землепользования, и законодательно закрепляет перспективы развития территории, обоснованные ранее в мастер-плане, при учёте которого так же разрабатываются нормати-
вы градостроительного проектирования, документы зонирования и планировки территории.
Стратегический мастер-план — это стратегия пространственного развития, комплексно рассматривающая широкий перечень вопросов структурно-функционального и социально-экономического развития, выходя за рамки ССЭР. Стратегический мастер-план выступает как альтернатива СПР и разрабатывается параллельно или после ССЭР, чтобы развить или оспорить её положения.
Каждый регион в целях более эффективного планирования должен разработать СПР, которая содержит минимальный и достаточный набор решений по развитию. Крупные же регионы с опережающими темпами развития с развитыми институтами планирования, социальным капиталом, активным бизнесом могут в инициативном порядке разрабатывать более содержательные стратегии.
Локально-отраслевой мастер-план — это концепция пространственного развития территории, рассматривающая отдельные отрасли, подсистемы, отдельные территории города, она является дополнением к принятой стратегии развития территории, подробно разрабатывающей локальные решения по развитию, по масштабу сопоставимая с проектом планировки территории. При его разработке важно не противоречить, а скорее дополнять недостающие аспекты или более подробно разрабатывать отдельные вопросы общей стратегии развития. Не всегда присутствует достаточное количество ресурсов для комплексных разработок и возможности для обеспечения темпов реализации в соответствии с горизонтом планирования. В таком случае необходимо определить точки интенсивного роста и сконцентрировать ресурсы на них. Важно учитывать, что мастер-план как таковой является продуктом рыночной экономики, в нём подробно рассматриваются механизмы финансирования. Инициатором разработки локально-отраслевого мастер-плана может стать собственник территории или муниципалитет в партнёрстве с инвесторами для поиска новых и более детальных решений.
Рис. 2. 1) Модель пространственного планирования на муниципальном уровне с учётом стратегического мастер-плана; 2) Модель пространственного планирования на муниципальном уровне с учётом локально-отраслевого мастер-плана.
Данные модели (см. рис. 2) позволяют подходить к пространственному планированию дифференцированно, в зависимости от уровня развития градостроительной системы и её институтов: для крупных и крупнейших городов, городов с большим экономическим потенциалом возможен вариант со стратегическим мастер-планом; для городов малых и средних, моногородов, находящихся в кризисе, с низким потенциалом более оптимальна модель разработки комплексного документа с возможным дополнением в виде локально-отраслевого мастер-плана. Инерционная модель от исходной ситуации представляет собой сохранение и совершенствование концептуальных разработок в рамках генерального планирования. Однако, такая модель не позволяет говорить о стратегических разработках как о приоритетных, более широких по отношению к подходам традиционного градостроительного планирования.
Как видно, мастер-план отличается от СПР степенью включённости заинтересованных сторон принимающего его субъекта, уровнем местной самоорганизации в процессе принятия решений и расширенным набором исследовательских разработок. Он может быть не проекцией ССЭР, но учитывать её положения и в том числе оспаривать их, предлагая свои решения, потому как разрабатывается местными структурами с более глубоким исследовательским подходом. Развитый местный институт территориального планирования, наличие цифровых информационных систем, сильный бизнес и развитый социальный капитал в крупном городе создают преимущества в разработке более подробных решений.
Заключение
Анализ понятий стратегического социально-экономического и пространственного планирования, территориального планирования, систем стратегического планирования зарубежных стран, а также отечественных муниципальных образований позволил выявить тенденции и проблемы в становлении новых форм регулирования процесса градостроительного развития.
Таким образом, разработка СПР, мастер-планов способствует преодолению несовершенства в механизмах планирования развития градостроительных систем, организационно обеспечивая социально-экономическое развитие на территории при наличии взаимосвязей с территориальным планированием. При этом требуется дифференциация их применения в структурной организации стратегического планирования. Приведённые определения и модели дают представления о вариативности подходов в пространственном планировании и о перспективности их документального закрепления.
В перспективе предполагается расширенное рассмотрение градостроительной деятельности и более подробное описание функционирования в ней мастер-плана.
Список литературы
1. В Новосибирске готовят новую версию Генплана | Официальный сайт Новосибирска [Электронный ресурс]. URL: https://novo-sibirsk.ru/news/223186.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.). URL: http://base.garant.ru/70684666.
3. Швецов А. Н. Управление городскими агломерациями: организационно-правовые варианты // Регионалистика. 2018. —Т. 5. — № 1. — С. 19-30.
4. Хакимова Т. С. Соотношение стратегии пространственного и социально-экономического развития муниципального. Архитектон: известия вузов. — 2018. — № 2 (62). — С. 24.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по сост. на 20.02.2018 г. М.: ООО «Проспект», 2018. — 320 с.
6. Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим. М.: Strelka Press, 2014. — 520 с.
7. Garry Cooper Comprehensive and Strategic Planning. NCAPA Citizen Planner Training Program. Boone, NC: AICP Department of Geography and Planning Appalachian State University, 1998 —26 c.
8. Эпоха агломераций. Городская экономика, пространство и политика в новом масштабе. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 624 с.
9. Королёв В.А. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования. Ч.1 / В.А. Королёв, Д.Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 68 с.
10. Arjan Harbers Innovating Spatial Planning in China: Dutch planning experience in view of China's challenges and opportunities. The Hague: PBL Netherlands Environmental Assessment Agency, 2017. — 64 c.
11. Стратегия пространственного развития Екатеринбурга, концепция. Екатеринбург: TATLIN, 2017. — 312 с.
12. Мастер-план Омска [Электронный ресурс] URL: http://masteromsk.itpgrad.ru.
13. Концепция пространственного развития и мастер-план города Южно-Сахалинска / Институт Территориального Планирования «Урбаника». — М.: Типография «КЕМ», 2018. — 300 с.
14. Антипин И.А., Казакова Н. В. Концептуальные основы разработки стратегии пространственного развития в муниципальном образовании // Российское предпринимательство. 2016. — Т. 17. — № 8. — С. 1011-1026..
15. Малоян Г.А. К необходимости разработки схем территориального планирования городских агломераций // Academia. Архитектура и строительство. 2016. — №1. — С. 64-67.
16. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/186367.
References
1. V Novosibirske gotovyat novuyu versiyu Genplana | Ofitsial'nyy sayt Novo-sibirska [In Novosibirsk, preparing a new version of the General Plan | The official site of Novosibirsk]. URL: https://novo-sibirsk.ru/news/223186.
2. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon [On strategic planning in the Russian Federation: Federal Law] URL: http://base.garant.ru/70684666.
3. Shvetsov A. N. Upravleniye gorodskimi aglomeratsiyami: organizatsionno-pravovyye varianty [Management of urban agglomerations: organizational and legal options]. Khabarovsk, 2018.
4. Khakimova T. S. Sootnosheniye strategii prostranstvennogo i sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo [Correlation of the strategy of spatial and socio-economic development of the municipal] Yekaterinburg, 2018.
5. Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Town Planning Code of the Russian Federation]. Moscow, 2018.
6. Strategicheskiy master-plan: instrument upravleniya budushchim [Strategic Master Plan: A Future Management Tool]. Moscow, 2014. 520 p.
7. Garry Cooper Comprehensive and Strategic Planning. NCAPA Citizen Planner Training Program. Boone, NC: AICP Department of Geography and Planning Appalachian State University, 1998. 26 p.
8. Epokha aglomeratsiy. Gorodskaya ekonomika, prostranstvo i politika v no-vom masshtabe [The era of agglomerations. Urban economics, space and politics on a new scale]. Moscow, 2018. 624 p.
9. Korolev V.A. Aktual'nyy opyt zarubezhnykh stran po razvitiyu gosu-darstvennykh sistem strategicheskogo planirovaniya. Ch.1. [Actual experience of foreign countries in the development of state strategic planning systems. Part 1]. Moscow, 2016. 68 p.
10. Arjan Harbers Innovating Spatial Planning in China: Dutch planning experience in view of China's challenges and opportunities. The Hague: PBL Netherlands Environmental Assessment Agency, 2017. 64 p.
11. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Yekaterinburga, kontseptsiya [The spatial development strategy of Yekaterinburg, concept]. Yekaterinburg, 2017. 312 p.
12. Master-plan Omska [The master plan of Omsk] URL: http://masteromsk. itpgrad.ru.
13. Kontseptsiya prostranstvennogo razvitiya i master-plan goroda Yuzhno-Sakhalinska [The concept of spatial development and the master plan of the city of Yuzhno-Sakhalinsk]. Saint-Petersburg, 2018. 300 p.
14. Antipin I.A., Kazakova N. V. Kontseptual'nyye osnovy razrabotki strategii prostranstvennogo razvitiya v munitsipal'nom obrazovanii [Conceptual framework for developing a spatial development strategy in a municipality]. Moscow, 2016.
15. Maloyan G.A. K neobkhodimosti razrabotki skhem territorial'nogo planirovaniya gorodskikh aglomeratsiy [On the need to develop territorial planning schemes for urban agglomerations]. Moscow, 2016.
16. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Ros-siyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon [On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law]. URL: http://base.garant.ru/186367.
Тузовский Владимир Сергеевич, магистрант 2 курса кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: tuzovskiy.95@mail.ru
Ерохин Григорий Порфирьевич, заведующий кафедрой градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: erohin-gp@mail.ru
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 13.05.2019