УДК 711.21
КОРЕНЕВ ВЛАДИМИР ИННОКЕНТЬЕВИЧ, канд. архитектуры, доцент, советник РААСН, vik. tomsk@rambler. ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2,
БАЗАВЛУК ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, канд. техн. наук, доцент, tam7618@yandex. ru
КОЗИНА МАРИЯ ВИКТОРОВНА, ст. преподаватель, marijamkozina@gmail. com Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня в соответствии с российским законодательством стратегическое планирование развития страны и регионов должно осуществляться в тесном взаимодействии с территориальным планированием, образуя в совокупности единую систему стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим требуется анализ существующих подходов в подготовке документов стратегического и территориального планирования, оценка их существующего состояния и разработка предложений по повышению уровня соответствия этих документов между собой. От решения этой проблемы зависят в итоге эффективность стратегического планирования и реализуемость поставленных целей. В рамках настоящей статьи проводится анализ современного состояния стратегического и территориального планирования в Томской области. При этом анализируется роль земельно-имущественного комплекса в этом процессе и показана необходимость его учета в достижении стратегических целей и выборе территориально-пространственных решений.
Ключевые слова: стратегическое планирование; стратегия социально-экономического развития; территориальное планирование; схема территориального планирования; генеральный план; земельные ресурсы; земельно-имущественный комплекс; градостроительное планирование.
VLADIMIR I. KORENEV, PhD, A/Professor, RAACS Adviser, vik. tomsk@rambler. ru
Tomsk State University of Architecture and Building,
2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
VLADIMIR A. BAZAVLUK, PhD, A/Professor,
tam7618@yandex. ru
MARIA V. KOZINA, Senior Lecturer,
marijamkozina@gmail. com
National Research Tomsk Polytechnic University,
30, Lenin Ave., 634050, Tomsk, Russia
© Коренев В.И., Базавлук В.А., Козина М.В., 2016
ANALYSIS OF STRATEGIC AND LAND-USE PLANNING IN TOMSK
In compliance with the legislation of the Russian Federation, the strategic planning of the country and the region should be in close cooperation with regional planning to form the integrated system of strategic planning at federal, regional and municipal levels. Due to this fact, the analysis of existing approaches is required to prepare documents for strategic and land-use planning, assessment of their current state and developing proposals for increasing the level of correspondence between these documents. The effectiveness of strategic planning and feasibility of objectives depend on the solution of this problem. This paper presents the analysis of the current strategy and land-use planning in the Tomsk region. The role of land and property complex is shown for this process and necessity for its allowance for achieving strategic goals and choosing territorial and spatial decisions is shown in this paper.
Keywords: strategic planning; socio-economic development; land-use planning; general plan; land resource; land-property complex; town-planning.
В России первые попытки планирования социально-экономического развития страны были предприняты в 20-30-х гг. XX в. Народнохозяйственное планирование было направлено на индустриальное развитие экономики СССР и осуществлялось преимущественно в рамках системы пятилетних планов. Именно в этот период разворачивались масштабные работы, связанные с электрификацией страны (план ГОЭЛРО), со строительством новых городов и поселений [1].
В дальнейшем формируется комплексный подход к народнохозяйственному планированию, в котором перспективы социально-экономического развития страны тесно связываются с оценкой территориальных ресурсов и градостроительным планированием. Создается система документов: комплексная программа научно-технического прогресса - Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР и связанные с ней отраслевые и региональные схемы - Генеральная схема расселения населения СССР; схемы и проекты районных планировок республик, краев и областей - генеральные планы городов. Как отмечает О.О. Смирнова, это был уникальный опыт, получивший признание не только в СССР, но и в других странах [2].
После распада Советского Союза и упразднения структуры Госплана народнохозяйственное планирование в постсоветской России фактически прекратилось. Планы и программы продолжали разрабатываться, но общегосударственной политики в области подготовки стратегических документов не было [3].
В 1995 г. в стране был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». Он определял цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России на долгосрочную и среднесрочную перспективу, устанавливал содержание ее программ, а также общий порядок разработки прогнозов [4]. С 2000 по 2009 гг., главным образом, разрабатываются документы среднесрочного планирования. Это программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и планы действий Правительства РФ по их реализации. Только в 2008 г. появляется документ долгосрочного планирования, которым становится Концепция дол-
госрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. - Концепция 2020.
Региональное планирование в этот период осуществлялось в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2001 г. № 800-р и Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 17.06.2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ». В этих документах было рекомендовано при разработке региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Однако с 2007 г. требование к предоставлению таких программ в Министерство экономического развития и торговли РФ не стало обязательным, и к 2009 г. региональные программы фактически перестали разрабатываться [5].
В 2009 г. выходит Указ Президента РФ № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации». Он определил основы стратегического планирования в увязке с задачами обеспечения национальной безопасности РФ, обозначил требования к стратегическому планированию как на федеральном, так и на региональном и межрегиональном уровнях. Требования к стратегическому планированию в муниципальных образованиях этим указом не устанавливались. В результате муниципальные образования при разработке собственных стратегических планов действовали самостоятельно. Во многих городах страны были разработаны концепции, стратегии, комплексные программы, планы и прогнозы социально-экономического развития. Нередко эти стратегии и концепции носили декларативный характер, не подтверждались бюджетными возможностями и, соответственно, имели низкую выполняемость.
Дальнейшее совершенствование практики стратегического планирования стало возможным после принятия в 2014 г. Закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6].
Законом устанавливалось, что стратегическое планирование является деятельностью по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В нем были зафиксированы правовые основы стратегического планирования, определены полномочия и порядок взаимодействия органов государственной, региональной и местной власти. Немаловажно и то, что в законе стратегическое планирование увязывается с вопросами пространственного развития страны и территориальным планированием. Так на федеральном уровне в перечень документов стратегического планирования входят Стратегия пространственного развития РФ и Схема территориального планирования РФ.
Среди документов стратегического планирования на региональном уровне обязательным документом является Схема территориального планирования субъекта РФ. Исключение составляет муниципальный уровень. В соответствии с этим законом в перечне стратегических документов муниципального образования наличие документов территориального планирования не предусмотрено. Хотя, на наш взгляд, именно на муниципальном уровне, особенно на
уровне муниципальных округов и городских поселений, достижение стратегических целей вплотную связано с территориальными возможностями муниципального образования и состоянием земельно-имущественного комплекса. В настоящее время Минэкономразвития готовит поправки в закон, которые предусматривают включение документов территориального планирования муниципального уровня в число стратегических документов муниципалитетов.
Надо сказать, что понимание необходимости взаимосвязи стратегического и территориального планирования возникло не так давно и в некоторой степени отсутствовало из-за длительного периода перемен, происходивших в градостроительном и земельном законодательстве.
Первый шаг в правовом регулировании градостроительной деятельности был сделан в 1992 г. с принятием Закона «Об основах градостроительства в Российской Федерации». Он устанавливал стратегические позиции государственной градостроительной политики, проводимой «в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективного формирования систем расселения и размещения производительных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов, других поселений, развития производственной и социальной инфраструктур, бережного природопользования и сохранения историко-культурного наследия» [7]. Закон, по сути, сохранял традиции управления градостроительной деятельности, существовавшие в советский период, и не утверждал правовых принципов регулирования в условиях рынка недвижимости. Как отмечает Э.К. Трутнев, «отсутствие ясного понимания его роли в условиях начинавшегося в то время перехода к рыночным отношениям способствовало тому, что закон был «отодвинут» в сторону от реальных процессов. Закон стал в значительной степени второстепенным, декларативным и малоэффективным» [8].
С принятием в 1998 г. Градостроительного кодекса, а затем в 2001 г. нового Земельного кодекса возникает новый этап в регулировании пространственного развития территорий. В условиях частной собственности на землю и появления рынка недвижимости в основу градорегулирования закладывается принцип градостроительного (правового) зонирования, который определял, что «правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости» (п. 4, ст. 39 Градостроительного кодекса РФ) [9]. Кроме этого, Градостроительном кодексом было введено понятие «градостроительное планирование развития территорий и поселений», которое устанавливало тем самым процесс управления градостроительством как процесс планирования, осуществляющийся «посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации; территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации; территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке».
В 2004 г. вновь происходят значительные изменения в градостроительном законодательстве, связанные с принятием Градостроительного кодекса в кардинально новой редакции. Новый кодекс выстраивается по иной структу-
ре, в нем меняется понятийный аппарат, вводятся новые термины и определения. В частности, деятельность по градостроительному планированию развития территорий заменяется на деятельность по территориальному планированию. При этом исключается необходимость разработки Генеральной схемы расселения и меняются названия документов территориального планирования федерального и регионального уровня. В новом кодексе также определялся иной состав этих документов и иные процедуры их подготовки и утверждения [10].
Длительное время территориальное планирование фактически рассматривалось как прикладная проектная работа с демонстрацией градостроительных решений по размещению жилой и общественной застройки, объектов инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктур. И лишь в 2011 г. Федеральным законом № 41-ФЗ были внесены дополнения в Градостроительный кодекс, которые устанавливали, что подготовка документов территориального планирования должна осуществляться на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов [11].
Еще одним важным шагом в осмыслении того, что долгосрочное стратегическое планирование должно быть тесно увязано с территориально-пространственными параметрами и особенностями страны, стало принятие в 2015 г. Положения о содержании, составе, порядке разработки и утверждения Стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации и Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов. В частности, в них определено, что в составе этих документов должны быть графические и картографические материалы, которые должны выполняться на базе слоев цифровой картографической основы схем территориального планирования Российской Федерации [12, 13].
В Томской области развитие стратегического и территориального планирования осуществлялось в соответствии с вышеназванными изменениями законодательства.
В 2005 г. была принята Стратегия развития Томской области до 2020 г., которая в 2012 г. была скорректирована и переименована в Стратегию социально-экономического развития Томской области до 2020 г. (с прогнозом до 2015 г.). Эта стратегия, по данным рейтингового агентства ЯАЕХ («Эксперт РА»), получила высокую оценку и заняла 4-е место, пропустив вперед Калужскую область, Камчатский край и Республику Адыгея [14].
С принятием в 2014 г. Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» была проведена большая рабо-
та по приведению стратегических документов к требованиям нового законодательства. В феврале 2015 г. был принят Закон «О стратегическом планировании в Томской области», в котором был определен перечень необходимых документов стратегического планирования (рис. 1), установлены требования к их содержанию, определены участники стратегического планирования и их полномочия, порядок осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования в Томской области. В этом же году были разработаны Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 г. и План мероприятий по ее реализации, утверждены 23 государственные программы Томской области.
Рис. 1. Документы стратегического планирования Томской области
Базовым документом стратегического планирования, безусловно, стала Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 г. Стратегия учитывает положения Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. № 22-р. В приложениях содержатся описание перспектив развития муниципальных образований Томской области, отраслевые и инфраструктурные приоритеты развития Томской области, информация о государственных программах Томской области, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
В итоговых положениях стратегического планирования делается прогноз, что к 2030 г. конкурентоспособной основой экономики Томской области станут развитые высокотехнологичные кластеры концентрации промышленности высоких переделов, добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, привлекающие качественные человеческие ресурсы и инвестиции. Развитие производства будет дополнено эффективными механизмами государственного управления, предполагающими развитое общественное участие предпринимателей и граждан. В результате реализации стратегии будут достигнуты следующие значения основных показателей социально-экономического развития:
- прирост валового регионального продукта в сопоставимых ценах по отношению к уровню 2013 г. составит в 2020 г. 7,5 % и в 2030 г. 47,8 %;
- реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут по отношению к уровню 2013 г. в 2020 г. на 2,7 % и в 2030 г. на 35,3 %;
- численность населения Томской области увеличится по отношению к уровню 2013 г. в 2020 г. на 3,3 % и в 2030 г. на 9,3 % [15].
Схема территориального планирования Томской области (далее СТП Томской области) была утверждена в 2011 г. и разрабатывалась на основе ранее утвержденной Стратегии развития Томской области до 2025 г. В ней содержатся основные положения и картографические материалы о территориальном планировании. В основных положениях СТП устанавливаются приоритетные направления устойчивого развития Томской области, территории опережающего и перспективного развития. Показана проектная численность населения и возможности совершенствования системы расселения. В текстовой и графической частях даются предложения по территориальному планированию, связанные с развитием планировочной структуры территории области, функциональному зонированию и определением мест для размещения объектов регионального назначения. В текстовых и картографических материалах также приведены мероприятия по развитию социальной инфраструктуры (жилого фонда и системы социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом развития федеральных объектов транспорта и энергетики (рис. 2). Кроме этого, в СТП намечены мероприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, сформулированы предложения по оптимизации структуры земельного фонда [16].
Одновременно с разработкой документов стратегического и территориального планирования регионального уровня в Томской области проводилась большая работа по стратегическому и территориальному планированию на муниципальном уровне. В настоящее время все семнадцать муниципальных районов Томской области имеют собственные стратегические документы, в 2013 г. были утверждены созданные на их основе схемы территориального планирования. Кроме этого, были разработаны и утверждены документы территориального планирования городских поселений и городских округов - генеральные планы городов: Томск, Северск, Асино, Стрежевой.
В 2015 г. в связи с выходом нового закона и появлением новых документов стратегического планирования Томской области возникла необходимость в адаптации документов территориального планирования к новым требованиям законодательства. В конце 2015 г. были внесены поправки в Закон Томской области № 210-ОЗ «О проекте схемы территориального планирования Томской области». Этими поправками уточнялся перечень стратегических документов, являющихся основанием для разработки СТП Томской области, а также конкретизировалась роль и значение схемы территориального планирования в системе стратегического планирования. В частности, говорится, что СТП Томской области разрабатывается в целях пространственного отображения стратегии социально-экономического развития Томской области и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Томской области [17].
Рис. 2. Схема размещения объектов транспорта в Схеме территориального планирования Томской области (https://tomsk.gov.ru/Shema-territorialynogo-planirovaniya)
Анализ содержания документов стратегического и территориального планирования Томской области показал, что ряд позиций Схемы территориального планирования Томской области не соответствуют заявленным приоритетам и показателям новой Стратегии и требуют корректировки.
В первую очередь, в СТП необходимо отразить мероприятия федерального проекта по созданию в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск», предусматривающего скоординированное развитие перспективных городских территорий инновационного территориального центра с созданием индустриального парка, кластеров, научно-образовательного парка, внедренческого парка, медицинского парка, перспективных жилых районов, спортивного парка, историко-культурного парка. Кроме этого, необходимо привести в соответствие положения СТП о территориях первоочередного развития с задачами Стратегии по развитию инновационных кластеров (таких как инновационный территориальный кластер фармацевтики, медицинской техники и информационных технологий Томской области, нефтехимический кластер, кластер ядерных технологий, включающий сер-
висные технологические компании, кластер возобновляемых природных ресурсов и др.), а также по созданию индустриальных парков.
В СТП также не отражено установленное в Стратегии экономическое районирование, включающее три экономических пояса - Южный, Центральный и Северный. Их учет может повлиять на расчетные показатели СТП. Не менее важно учесть в СТП вариантность социально-экономического развития Томской области и обозначить изменение территориально-пространственных параметров с учетом установленных в Стратегии показателей консервативного, базового и оптимистического сценариев развития.
Наконец, есть еще ряд вопросов, которые требуют дополнительной проработки. Это касается и стратегического, и территориального планирования.
На наш взгляд, одним из важнейших компонентов при любом планировании является анализ состояния земельных ресурсов, прогнозирование изменения стоимости земельно-имущественного комплекса в зависимости от реализации стратегических и территориальных решений. Требуется более тщательное изучение вопросов, связанных с рынком недвижимости и его влиянием на развитие территорий.
Актуальность данного процесса обусловлена тем, что сфера влияния земельно-имущественных отношений непосредственно затрагивает национальные интересы государства, субъектов РФ, муниципальных образований, десятков тысяч хозяйствующих субъектов и граждан. Точный учет и реальная оценка состояния существующего земельно-имущественного комплекса, выявление земельных ресурсов и прогнозирование их дальнейшего использования являются важнейшими факторами для определения направлений социально-экономической политики регионов и муниципальных образований, а в конечном итоге обеспечивают необходимые условия для устойчивого развития территорий и формирования благоприятной и комфортной среды жизнедеятельности населения.
Сегодня становится очевидным, что точное отображение мест или территорий для размещения объектов регионального или местного значения на уровне территориального планирования будет определять будущие финансовые вложения, а следовательно, достижение стратегических целей. Например, это касается размещения таких объектов регионального или местного значения, как объекты транспортной или инженерной инфраструктуры. Согласно действующему законодательству расположение этих объектов должно соответствовать утвержденным документам территориального планирования. То есть СТП муниципальных образований, генеральные планы населенных пунктов должны с достаточно высокой степенью точности отображать эти места. При этом выбор этих территорий необходимо оценивать не только с точки зрения их местоположения в планировочной структуре поселения, но и состояния в этом месте земельно-имущественного комплекса, наличия имущественных обременений, что в конечном итоге позволяет прогнозировать объем организационных и финансовых затрат.
Одновременно с этим при территориальном планировании необходимо прогнозировать изменения стоимости объектов недвижимости в зависимости от принимаемых решений по градостроительному зонированию, по размеще-
нию объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. От того, насколько точно и правильно будут отображены эти объекты в документах территориального планирования, будет зависеть кадастровая стоимость земельно-имущественного комплекса и инвестиционная привлекательность территорий. Это, в свою очередь, дает возможность прогнозировать бюджетные доходы и реализуемость планов стратегического развития. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В Томской области имеются необходимые документы, отражающие современные тенденции в стратегическом и территориальном планировании.
2. Для повышения точности прогнозирования социально-экономического развития области требуется более тесное взаимодействие процессов стратегического и территориального планирования. В частности, необходимо осуществить корректировку Схемы территориального планирования Томской области, которая одновременно является документом стратегического и территориального планирования, в соответствии с принятой в 2015 г. Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 г.
3. При дальнейшем стратегическом и территориальном планировании требуется более развернутый анализ земельно-имущественного комплекса. Особенно это важно при подготовке прогнозных документов стратегического планирования, в том числе бюджетного прогноза.
Библиографический список
1. Меерович, М.Г. Уникальность урбанизации в СССР / М.Г. Меерович // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2015. - № 2. - С. 9-14.
2. Смирнова, О.О. Азбука стратегического планирования: концептуальные основы разработки генеральной схемы размещения и развития производительных сил СССР и Стратегии пространственного развития Российской Федерации / О.О. Смирнова // Путь науки. - 2014. - № 7 (7). - С. 50-53.
3. Савельев, Ю.В. Перезагрузка. О новой системе стратегического планирования в России и что надо менять в Карелии? / Ю.В. Савельев // Информационный ресурс регионального экспертного сообщества Республики Карелия. - Условия доступа : Ы1р://роШка-karelia.ru/? р=14254]
4. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
5. Смирнова, О.О. Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации / О.О. Смирнова // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - № 2 (22). - Т. 5. - С. 106-113.
6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 14.07.1992 № 3295-1 (ред. от 19.07.1995) «Об основах градостроительства в Российской Федерации».
8. Трутнев, Э.К. Развитие законодательства о градорегулировании в России / Э.К. Трут-нев // Управление развитием территорий. - 2007. - № 4. - С. 24-32.
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ.
10. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
11. Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 30.12.2015) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» // Собрание законодательства РФ, 28.03.2011, № 13, ст. 1688.
12. Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации».
13. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2015 г. № 822 «Об утверждении положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов».
14. Рейтинг качества стратегий социально-экономического развития регионов России на апрель 2013 года: лидеры планирования. - Условия доступа : http://www.raexpert.ru /researches/regions/
15. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года. Приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580. - Условия доступа : http://old.duma.tomsk. ru/page/29000/
16. Схема территориального планирования. Постановление Администрации Томской области от 8 июля 2011 г. № 204а. - Условия доступа : http://depstroy.tomsk.ru/architecture-and-urban-development/
17. Закон Томской области от 29.12.2015 № 210-0З «О внесении изменений в Закон Томской области "О проекте схемы территориального планирования Томской области"». - Условия доступа : http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc; base=RLAW091;n=95420
References
1. Meerovich M.G. Unikal'nost' urbanizacii v SSSR [Urbanization uniqueness in the USSR]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2015. No. 2. Pp. 9-14. (rus)
2. Smirnova O.O. Azbuka strategicheskogo planirovanija: konceptual'nye osnovy razrabotki gen-eral'noj shemy razmeshhenija i razvitija proizvoditel'nyh sil SSSR i Strategii prostranstven-nogo razvitija Rossijskoj Federacii [Basics of strategic planning: conceptual bases of the development of general placement scheme and USSR productive forces and spatial development strategy of Russia]. The Way of Science. 2014. No. 7 (7). Pp. 50-53. (rus)
3. Savel'ev Ju.V. Perezagruzka. O novoj sisteme strategicheskogo planirovanija v Rossii i chto nado menjat' v Karelii? [A new system of strategic planning in Russia and what should be changed in Karelia?]. Available at: http://politika-karelia.ru/?p=14254]. (rus)
4. Federal law N 115-FZ of 20.07.1995 «O gosudarstvennom prognozirovanii i programmah so-cial'no - jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii» [Governmental forecast and socioeconomic development of the Russian Federation]. (rus)
5. Smirnova O.O. Pravovye osnovy strategicheskogo planirovanija v Rossijskoj Federacii [Legal basics of strategic planning in the Russian Federation]. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoeproektirovanie. 2012. No 2. V. 5. Pp. 106-113. (rus)
6. Federal law N 172-FZ of 28.o6.2014 «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» [Strategic development of the Russian Federation]. (rus)
7. Federal law N 3295-1 of 14.07.1992 «Ob osnovah gradostroitel'stva v Rossijskoj Federacii» [Town-planning in the Russian Federation]. (rus)
8. Trutnev E.K. Razvitie zakonodatel'stva o gradoregulirovanii v Rossii [Town planning legislation in Russia]. Upravlenie razvitiem territorii. 2007. No. 4. (rus)
9. Town-Planning Code of the Russian Federation N 73-FZ of 07.05.1998. (rus)
10. Town-Planning Code of the Russian Federation N 190-FZ of 29.12.2004. (rus)
11. Federal law N 41-FZ of 20.03.2011 «O vnesenii izmenenij v Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti voprosov terri-torial'nogo planirovanija» [Amendments to Town-Planning Code of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. No 13, st. 1688. (rus)
12. Governmental Decree N 870 of 20.08.2015 «O soderzhanii, sostave, porjadke razrabotki i ut-verzhdenija strategii prostranstvennogo razvitija Rossijskoj Federacii, a takzhe o porjadke osushhestvlenija monitoringa i kontrolja ee realizacii» [Content and strategy of spatial development of Russia and monitoring procedure for its implementation]. (rus)
13. Governmental Decree N 822 of 8.09.2015 'Ob utverzhdenii polozhenia o soderzhanii, sostave, porjadke razrabotki i korrektirovki strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija makrore-
gionov' [Approval of statement and content of socio-economic development of macro-regions]. (rus)
14. Reiting kachestva strategij social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov Rossii na aprel' 2013 goda: lidery planirovania [Strategy quality ranking of socio-economic development of Russia for April 2013]. Available at: www.raexpert.ru/researches/regions/ (rus)
15. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Tomskoj oblasti do 2030 goda [Strategy of socio-economic development of Tomsk region]. Prilozhenie k postanovleniju Zakonodatel'noj Dumy Tomskoj oblasti ot 26.03.2015 No 2580 Available at: http://old.duma.tomsk.ru/ page/29000/ (rus)
16. Shema territorial'nogo planirovania Postanovlenie Administracii Tomskoj oblasti N 204a [Regional development of Tomsk region]. 2011. Available at: http://depstroy.tomsk.ru/ architecture-and-urban-development/ (rus)
17. Tomsk region law N 210-0Z of 29.12.2015 «O vnesenii izmenenij v Zakon Tomskoj oblasti "O proekte shemy territorial'nogo planirovanija Tomskoj oblasti"» [Amendments to Tomsk region law on territorial twn-planning]. Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc;base=RLAW091;n=95420 (rus)