И. М. Лохманова, Л. М. Федоряк
(Тюмень)
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В статье описываются научные подходы к осуществлению диагностики педагогической толерантности учителей, определены основные показатели педагогической толерантности, предлагается алгоритм управленческих действий директора школы по проведению мониторинга педагогической толерантности
Значимость педагогической толерантности как идеала межличностных отношений «учитель - ученик» обусловливается, с одной стороны, конфликтностью образовательной системы, где толерантность может выступать инструментом предупреждения и разрешения конфликта, с другой стороны, в связи с интеграцией России в мировое сообщество актуализируется важность диалога культур на основе принятия, уважения и толерантности [3, с. 5].
Рассматривая педагогическую толерантность как способность, связанную с профессиональным решением проблем, возникающих в педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина], мы особую роль отводим организации мониторинга становления педагогической толерантности современного учителя, так как в учебно-воспитательном процессе социально-педагогическая диагностика является необходимым условием изучения личности, а также процесса ее вхождения и интеграции в ближайшую среду и общество в целом.
Учитывая то, что в условиях образовательного учреждения толерантность проявляется в средствах педагогического управления, в создании в образовательном учреждении благоприятной атмосферы, обеспечивающей воспитание миролюбия, терпимости у учащейся молодежи; в создании программ психологической помощи учащимся и педагогам, ведущая роль в организации и проведении мониторинга отводится директору учебного заведения. С помощью мониторинга администрация школы вместе с методическими службами может обобщить опыт работы учителей по проблемам толерантного взаимодействия с учащимися, адресно планировать
повышение квалификации педагогов, вести индивидуальную работу с молодыми учителями, создавать условия для удовлетворения запросов по отдельным аспектам и направлениям самообразования педагогического коллектива.
На основе модификации рекомендаций, предложенных Г. Вертохвостовой [1, с. 121122] руководителю для осуществления мониторинга профессиональной компетентности учителей, разработана следующая последовательность управленческих действий директора школы по организации и проведению мониторинга педагогической толерантности:
- преобразование образовательной среды многонациональной школы в поликультур-ную толерантную среду на основе выделения ее процессуально-содержательных блоков (ценностно-целевого, программно-стратегического, информационно-знаниевого, коммуникативно-организационного, имиджевого, диагностического];
- составление программы поэтапного пси-холого-педагогического мониторинга толе-рантности/интолерантности субъектов образовательного процесса, становления педагогической толерантности;
- определение критериев и показателей педагогической толерантности учителя; оценка по каждому показателю - количественная в процентах, в баллах; квалиметриче-ская, представленная в уровнях: высоком, среднем, низком и т.д.;
- отбор диагностического инструментария, позволяющего отслеживать уровень педагогической толерантности учителя;
- внесение итогов мониторинга в единую карту педагогической толерантности каждого учителя;
- организация с учителями школы методической работы на диагностико-прогности-ческой основе.
Целью диагностики педагогической толерантности учителя многонациональной школы является выявление социальных и личностных проблем учителей во взаимодействии с учащимися и членами педколлектива в результате изучения и анализа их моральнопсихологического состояния на основе проведения микроисследований; повышение уровня педагогической толерантности
Данная цель определила содержание деятельности, ее методы, формы реализации, которые взаимосвязаны между собой.
Диагностика педагогической толерантности учителей осуществлялась нами на основе таких подходов, как системный (целостное изучение личности учителя], личностный (развитие личностно-ориентированной культурной деятельности педагога, разработка индивидуальной траектории развития педагогической толерантности у каждого учителя], гуманистический (владение межсубъ-ектными технологиями диалога в организации жизнедеятельности личности ученика; изучение интересов, запросов и потенциальных способностей и возможностей учителя с учетом его профессиональных затруднений].
При определении основных показателей педагогической толерантности учитывались качества, составляющие процесс труда и его результат. Первые качества - это владение педагогическими и психологическими методиками, приемами и технологиями воспитания толерантной культуры, знание психологических особенностей учащихся, умение использовать в практической деятельности профессиональные психолого-педагогиче-ские знания в зависимости от педагогической ситуации, особенно в конфликтной. Вторые качества - сформированность компонентов индивидуального стиля учителя; культура толерантного общения (коммуникативная, профессионально-педагогическая]; уровень нравственного сознания личности, его способность быть толерантной личностью; толерантное поведение учащихся, уровень их воспитанности.
Определение основных критериев и показателей позволило отобрать диагностический инструментарий сформированности педагогической толерантности учителей в соответствии со следующими компонентами:
- когнитивным (знание основных нормативных документов о толерантности, истории и традиций учебного заведения, миссии учителя в принятии ценностей школы];
- чувственно-эмоциональным (чтобы полученные знания переросли в убеждения и органически вошли в общую систему взглядов и доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентаций педагога, они должны проникнуть в сферу его чувств и переживаний];
- деятельностным (потребность в соблюдении принятых норм и правил толерантного поведения, что позволяет отдельно взятой личности преобразовывать свой внутренний мир в конкретных условиях, видоизменять нормы и ценности в соответствии с толерантным поведением].
С членами педагогического коллектива были проведены микроисследования по выявлению уровня общительности, индекса толерантности, коммуникативной толерантности, способности к эмпатии, типа этнической идентичности, стиля взаимодействия педагога с учащимися, поведения педагогов в конфликтной ситуации, уровня эмоционального выгорания, валеологической устойчивости к педагогическому труду с использованием отечественных и зарубежных методик.
Так, в микроисследовании по выявлению уровня общительности педагогов приняли участие 22 человека. Респондентам была предложена анкета «Общий уровень общительности» (по В.Ф. Ряховскому].
Диагностика общего уровня толерантности проводилась с использованием экспресс-опросника «Индекс толерантности» (авторы Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интоле-рантность человека. В методику были включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим], коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству]. Специальное внимание было уделено этнической толерантно-сти-интолерантности (отношение к людям
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28) 2011
33
Таблица
Место Тип этнической идентичности Описание типа этнической идентичности Кол-во респондентов (в %)
1 Норма (позитивная этническая толерантность] Сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Она создает такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одно стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой -как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире 78
2 Этническая индифферентность Размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности 60
3 Этноэгоизм Данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет 30
4 Этнонигилизм Одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию 24
5 Этнофанатизм Готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа 23
6 Этноизоляционизм Убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия 20
иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции]. Три субшкалы опросника были направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Этническая толерантность - отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультур-ного взаимодействия- свойственна 16% респондентов. Социальная толерантность, свидетельствующая о толерантных и интоле-рантных проявлениях в отношении различных социальных групп, а также об установках
личности по отношению к некоторым социальным процессам, свойственна 20°% респондентов. Толерантность как черта личности определена у 64°% респондентов. В процессе опытно-экспериментальной работы была поставлена задача изменения уровня толерантности учителей с помощью осуществления целенаправленного психологического воздействия тренинга толерантности.
Для диагностики этнического самосознания и его трансформации в условиях межэтнической напряженности была использована методическая разработка «Типы этнической идентичности» (Авторы Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Один из показателей трансформа-
ции этнической идентичности - это рост этнической нетерпимости (интолерантности]. Толерантность /интолерантность - главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами -явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондентов оценивалась на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к другим людям. Респондентам были предложены 30 суждений-индикаторов, интерпретирующих конец фразы: «Я - человек, который...». Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.
Полученные результаты проведенного исследования позволили определить степень выраженности соответствующего типа этнической идентичности, что проранжировано в таблице.
Таким образом, наиболее выраженным у большинства респондентов (78%] оказался такой тип этнической идентичности, как позитивная этническая толерантность, что является нормой. Вызывает тревогу тот факт, что у 60% респондентов на второй позиции оказался тип этнической идентичности этническая индифферентность.
Для подтверждения теоретических выводов в рамках внутришкольной системы повышения квалификации было проведено обучение 24 учителей школы. После внедрения данной системы у учителей был выявлен существенный рост всех трех компонентов их
педагогической толерантности: когнитивного на 21%, чувственно-эмоционального - на 18%, деятельностного - на 14%. Повысилось значение когнитивного компонента, чему способствовал курс «Педагогическая толерантность учителя многонациональной школы». Формирование чувственно-эмоционального и деятельностного компонентов имеет более сложный характер, так как затрагивает глубинные слои человеческой психики.
Результаты проведенной диагностики позволили определить условия, необходимые для реализации педагогической толерантности:
- единство процессов саморазвития и взаиморазвития, самопонимания и взаимопонимания, самоуважения и взаимоуважения участников педагогического процесса;
- использование форм педагогической деятельности, позволяющих интегрировать личность в коллектив без проявлений инто-лерантного поведения участников учебного процесса;
- отбор содержания и технологий образования, способствующих предупреждению обострения отношений личности с другими, при сохранении собственной уникальности.
Таким образом, результаты исследования позволили установить, что педагогическая толерантность требует целенаправленного формирования в системе внутришкольного и внешкольного повышения квалификации, а также позволили определить педагогическую толерантность как интегративное личностное свойство, системообразующее когнитивный, чувственно-эмоциональный и деятельностный компоненты, показатели которых свидетельствуют о готовности поддерживать и развивать педагогическую толерантность в коллективе.
Литература
1. Вертохвостова Г. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов // Народное образование. - 2007. - № 7. - С. 121-126.
2. Горшкова В. В. Диалог в образовании человека. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - 192 с.
3. Липатова Н. О. Формирование педагогической толерантности студентов - будущих учителей иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08] - Самара, 2007. - 199с.
4. Лохманова И. М. Формирование педагогической толерантности на основе индивидуального стиля деятельности учителя // Среднее профессиональное образование. 2011.- № 4.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28] 2011
35