УДК 378.016 БКК 54.5
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Н.И. ПИРОГОВА
АН.Д. КАЗАНЦЕВ, ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, г. Москва,
Россия
АЛ.Д. КАЗАНЦЕВ, ФГАУ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова"Минздрава
России, г. Москва, Россия Ю.А. КОВАЛЕНКО, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
Аннотация
В статье в хронологическом порядке изложены основные этапы, сформировавшие идеи и систему взглядов человека, изменившего общественные и педагогические идеалы людей. Актуальность убеждений Н.И. Пирогова делают интересным рассмотрение процесса формирования его личности и факторов, повлиявших на этот процесс, давая нам возможность оценить актуальность парадигм и суждений ученого, "наслаивая" их на условия настоящего времени
Ключевые слова: Пирогов, педагогика, образование, идеалы, педагогическая система, медицина.
Актуальность. Николай Иванович Пирогов, гордость и слава отечественной педагогической науки, образовательному поприщу посвятил не более пяти лет. Несмотря на это, ему удалось навсегда войти в анналы педагогики наравне с великими мыслителями всех времен. Давая анализ педагогическим идеям Пирогова люди в различные периоды времени в своих суждениях делились на две группы: одни относили идеи мыслителя к допетровской церковной педагогике, другие, коих было большинство, утверждали о возможности их претворения в жизнь в отложенном на неопределенный срок будущем. Сейчас в России большое внимание уделяют вопросам духовно-нравственного воспитания - складывается убежденность, что время Пирогова наступило. Его имя сподвигает людей на борьбу за учащихся и за торжество научной истины, что рождает большой интерес к процессу становления этой великой личности.
В генезисе системы взглядов и идей великого педагога профессор М.В. Богуславский выделяет пять основных этапов, первый из которых охватывает жизненный опыт Пирогова первых сорока лет жизни. В.А. Волкович выразил свою мысль: "про Пирогова можно сказать, что вся педагогическая система его есть глубокое воплощение личности его. Центральным ядром педагогической системы Н.И. Пирогова является идеализм и любовь к человечеству" [1]. Как это бывает у людей с широкой программой своего существования, корни философско-педагогического
мировоззрения Николая Ивановича уходят
глубоко в детство. Философ родился в многодетной патриархальной набожной семье. Дом Пироговых в Сыромятниках, окна которого "разглядывали" Кривоярославский переулок, стоял неподалеку от Троицкой церкви и был всегда окружен колокольным звоном. Отец и мать проводили долгие часы за молитвой, читая и по требнику, и по псалтырю, и по часовнику, навсегда оставляя эти слова в памяти Пирогова. Еще не понимая смысла, будущий мыслитель знал наизусть множество молитв и псалмов. Детство Николая Ивановича было пропитано патриотизмом и духом только что "прогремевшей" войны 1812 года. В то время была мода на карикатуры, высмеивающие побежденную сторону. Карикатуры, украшавшие тогда дома людей, помогли Пирогову выучить алфавит, который навсегда "врезался" ему в память. Большая роль в установлении патриотических взглядов будущего ученого отведена его отцу, участнику Отечественной войны 1812 года. Уже тогда в записках, которые он в тайне собирал в дар своему отцу, прослеживались мысли, в конечном счете вылившиеся в строгую формулу: "Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком" [4].
Следующим этапом в жизни Николая Ивановича стало обучение на медицинском факультете Московского университета, куда он поступил в возрасте 13 лет. Он был поражен атмосферой тех стен: все для него казалось необычным. Острота разговора и свободомыслие "царило" в комнате
Феоктистова, бывшего учителя Пирогова, что позволило уже в раннем возрасте критически смотреть на своих учителей. Подводя итоги жизни в предсмертных записках, Николай Иванович не нашел достойных слов, чтобы описать деятельность своих учителей, ссылаясь на отсутствие практических навыков в должном количестве, которые, по его мнению, он должен был получить, и на "комизм и отсталость" своих преподавателей. Однако правда не позволяет ограничиваться только лишь этими оценками, трудно представить, как без помощи учителей "из ничего" вырос великий хирург. Пирогов и сам чувствовал несправедливость своих оценок. Бурденко Николай Нилович расценивал эти оценки как сожаление о бездарно потерянном времени в молодости.
Важнейший внутренний этап жизни настиг Пирогова во время учебы в Дерптском университете в Германии. На этом этапе можно выделить два основных фактора, сыгравших большую роль в его жизни. Большое влияние на молодого человека оказала философия, царившая в Германии, которая была буквально пронизана высоким идеализмом, и, безусловно, труды немецких педагогов-идеалистов. Большое впечатление на будущего хирурга, произвел профессор Диффенбах, противопоставлявший нежность и бережное отношение к пациенту и жестокости, являвшейся основным качеством хирургии того времени [3].
1840-1856 года можно выделить как следующий этап в жизни Николая Ивановича, безусловно, характеризующийся научной деятельностью, принесшей ему большую популярность. Его многочисленные творческие поиски и сопутствующий им успех выработали у Пирогова уважение к науке и некий позитивизм. В феврале 1841 года мыслитель получил должность профессора медико-хирургической академии, имея за плечами опыт врача и прочные гуманистические убеждения. Находясь под воздействием эпидемии чумы 1848 года Пирогов воссоздал свой идеал веры в образе бога. После чего его поток мыслей устремился в сторону высших ценностей, принеся ему идею воспитания людей умных, готовых пожертвовать собой ради правды. Развернувшийся на глазах Николая Ивановича театр боевых действий, Крымская война, принес мыслителю ненависть к бюрократии и абсолютное убеждение, что кардинальным недостатком людей является отсутствие духовного стержня, высоких человеческих
идеалов, что делает человека неподготовленным к жизни.
Вторым большим этапом в жизни стали 18551856 года, когда Пирогов голосом журнала "Морской сборник", находившегося под опекой великого князя Константина Николаевича, заговорил о воспитании. В написанной в этом журнале статье " Вопросы жизни" Пирогов рассказал о принципах воспитания "человека истинного". Основными принципами являлись: научить мыслить, а не размышлять; вселить в обучаемого веру в правоту своих убеждений; научить жертвовать собой; искать сочувствие. Хотя и статьи на подобную тематику от именитых авторов неоднократно выходили в этому журнале, статья Николая Ивановича вызвала огромный общественный резонанс, о ней говорили везде: в школах, на улице, во всевозможных заведениях. Настолько крупное общественное явление изменила судьбу и самого Николая Ивановича Пирогова [4].
Третий период - общепедагогический -охватывает время с осени 1856 по февраль 1861 года. В это время Николай Иванович апробирует инструменты для достижения педагогических идеалов, как он их видел. Все его наработки должны были "пойти в бой" для достижения высоких целей. По предложению министра народного просвещения А.С. Норова Пирогов занял должность попечителя Одесского учебного округа. Занимая эту должность, великий русский хирург сломал связанные с ней стереотипы, сделав ее "человеческой" вместо "мундирной". Николая Ивановича можно было увидеть в любой захолустной школе, после посещения которой он мог заночевать у преподавателя и, отказавшись от кровати, лежать на полу и делиться советами. Но продуктивность Пирогова на данном этапе жизни оценивается по-разному. С одной стороны, в период его службы просвещение и образование вышло на новый уровень. С другой, если посмотреть на это со стороны личной карьеры педагога, ее вряд ли можно назвать успешной. В том числе и из-за столкновения интересов попечителя и всего
бюрократического аппарата, особенно раздражавшегося от подлинного демократизма Пирогова. Вскоре Николаю Ивановичу по смехотворному поводу пришлось уйти с должности попечителя Одесского учебного округа. Сразу после отмены крепостного права и начала бурного развития всех сторон общественной жизни Н.И. Пирогов словно по
иронии судьбы оказался не у дел в момент наступления его времени [1].
В последствии правительство дважды предлагало выдающемуся педагогу вернуться на педагогическое поприще, но Пирогов принял предложение только со второго раза, что и ознаменовало начала четвертого этапа становления его идеалов. В течение этого периода ученый накапливал опыт по организации медицинского образования в Европе, посетив более 20 европейских университетов. Продлившись 4 года, данный период закончился для Николая Ивановича сначала отзывом в Россию, а потом и отставкой по не менее нелепому поводу 17 июня 1866 года. После этого к педагогической деятельности Пирогов больше не вернулся.
Последний период охватывает жизнь великого педагога от конца 60-х годов до его смерти 23 ноября (5 декабря) 1881 года. Сравнивая фотографии конца 60-х и начала 70-х годов, можно заметить насколько постарел Пирогов внешне, но ни одна фотография не могла скрыть его неукротимость мысли и действия. Основным делом этого периода стало осмысление своего жизненного и педагогического пути в "Дневнике старого врача", который он писал буквально до последних вздохов. Мыслителем была разработана новая педагогическая парадигма от идеалов до конкретных действий. В основу системы легла безграничная любовь к человеку, определяющая доведенный до точки кипения идеализм. Пирогов считал, что каждый человек, задаваясь вопросом: "чего мы желаем?", открывает перед собой путь к идеальной стороне каждого дела. Решая этот вопрос, мы осознаем насколько далеки от идеала и вместе с тем узнаем лучше себя. Но люди не шли по этой тропе, как считал Николай Иванович, из-за противоречия между официально признанными христианскими идеалами общества России того времени и духом стяжательства и наживы. Борьба с этим противоречием и стала отправной точкой его мировоззрения. Следующей стратой размышления Пирогова стала проблема взаимоотношения школы и жизни. Оба существующих тогда варианта: искусственное отгораживание школы от жизни, обучение в закрытых школах, что было основой идеологии просвещения, и подчинение жизни школы государству и церкви. Разрешение этого противоречия виделось ему в превращении школы в лабораторию по выращиванию
государственных и общественных идеалов и в последовательном распространении этих идеалов на жизнь общества. Школе должна отводиться опережающая и формирующая роль по отношению к общественным структурам. Периоду детства и юности Пирогов отводил главное место в своей философии образования. Здесь он апеллировал к священному писанию: "Если вы не будете как дети, вы не войдете в царствие небесное". Монизм детской души для мыслителя являлся идеалом. Личность ребенка едина, и Николай Иванович ставил перед собой задачу, предотвратить или, как минимум, отсрочить на как можно длительный срок момент раскола личности, точки инициации ее дуализма [2]. Именно с этого момента берет свое начало противоречие "Быть" и "казаться". " Быть" значило для Пирогова жить с сознательными идеальными стремлениями. " Казаться" - не жить полноценной жизнью, играть, отведенную тебе роль. В данной связи Пирогову стратегической явилась задача научить детей с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Решение - не спешить с прикладной реальностью, дать развиться внутреннему человека. Человека, который сможет стать руководителем жизни, а не ее слугой, который сможет понимать и бороться со злом, а не уживаться с ним. В этом Пирогов расходился с образовательной деятельность семьи, государства, общества. Он равно отвергал стремления общества, центрирующие процесс образования в прикладной плоскости, стремление государственной политики воспитать ребенка исключительно
инструментально и утилитарное стремление семьи дать ребенку профессиональное образование, чтобы обеспечить ему в будущем кусок хлеба. Иван Николаевич не ограничился высказыванием общих подходов к воспитанию ребенка, он предложил методы и формы достижения такой высокой цели. Так, например, он выдвигал совесть и стыд как главные воспитательные факторы. Наказание, по его мнению, не должно быть телесным, оно должно быть естественным следствием из того, что совершил ребенок: мук совести, внутренних переживаний. Это делает телесное наказание бессмысленным [4, 5].
Таким образом, педагогическая система мыслителя складывалась из года в год, подвергаясь гранению словно алмаз под воздействием людей, событий и мыслей,
имеющих место в жизни Николая Ивановича. Его система цельна, вытащи из нее один камень - она разрушится. Роль и место Пирогова в развитии российского образования хорошо описал Н.П. Сакулин назвав его лучом света, ворвавшимся в русскую школу. Он озарил дореформенные школьные подвалы и помещения, заставив затхлый и хмурый образ
преподавателя предшествующего времени собрать вещи и уйти. Он явился озарителем, реформатором педагогики. Такие великие люди как Николай Иванович Пирогов уходят для того, чтобы остаться в сердцах людей, проносясь своими мыслями по сменяющимся поколениям и вдохновляя их к движению к тому самому идеалу.
Список литературы
1. Богуславский М.В. Н.И. Пирогов - педагогические идеалы и жизненные реалии: // Проблемы современного образования. - 2010. - №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/n-i-pirogov-pedagogicheskie-idealv-i-zhiznennye-realii+
2. Пирогов Н.И. Чего мы желаем? /Н.И. Пирогов //Избранные педагогические сочинения. - 1985. - М.: Педагогика. -с. 8-11
3. Пирогов Н.И. Школа и жизнь / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. - 1985. - М.: Педагогика. - с. 4-7
4. Порудоминский В.И. Пирогов /В.И. Порудоминский //Жизнь замечательных людей. - 1969. - М.: Молодая гвардия. - с. 4-42
5. Соболева, Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога /Е.В. Соболева //Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - с. 68-71
FORMATION OF N.I. PIROGOV'S PEDAGOGICAL SYSTEM*
AN.D. KAZANTSEV, FSBEIHE I.M. Sechenov FirstMSMUMOH Russia, Moscow, Russia AL.D. KAZANTSEV, S.N. Fyodorov ISTC "Eye microsurgery, Moscow, Russia I.A. KOVALENKO, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia
Abstract
This article contains the information about the main phases that formed the ideas and mind of a man, who changed social and pedagogical ideals of people, in a chronological order. The relevance of Pirogov's persuasions make review of process of formation of his personality and factors, that influenced this process interesting, giving us an opportunity to estimate the revelance of paradigms and assessments of this scientist, "superimposing" it on present conditions
Keywords: Pirogov, pedagogy, education, ideals, pedagogical system, medicine.
* Научный руководитель: к.м.н., доц. Пешиков О.В.